Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Главное назначение белемнитовых лекарств из «чертова пальца» – резко усилить защитные силы организма – иммунитет. Применяют их, как основное или допо...полностью>>
'Документ'
В целях формирования бюджета Кильмезского муниципального района и создания единой методологической базы для расчетов доходов, администрация Кильмезск...полностью>>
'Документ'
відкриття та ведення поточних рахунків клієнтів і банків – кореспондентів, у тому числі переказ грошових коштів з цих рахунків за допомогою платіжних...полностью>>
'Документ'
Впервые "Человек-манипулятор" Э.Шострома был подстрочно переведен "для служебного пользования" Всесоюзным центром переводов научн...полностью>>

Законодательно-нормативная база (1)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное научное учреждение

Исследовательский центр

проблем качества подготовки специалистов

Московского государственного

института стали и сплавов

(технологического университета)

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (УМО)

И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ (НМС)

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих
федеральные государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования




ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
законодательно-нормативная база
проектирования и реализации

Учебно-информационное издание


Москва – 2009

УДК 378

ББК 74.202

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: Учебно-информационное издание. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 100 с.

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: Максимов Н. И.

Настоящее издание входит в число первых работ запланированной серии «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)».

Издание включает в себя основные законодательно-нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию ФГОС ВПО.

Является составной частью информационной базы для разработчиков ООП.

ББК 74.202

© Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов,
Координационный совет
УМО и НМС высшей школы, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3


МАТЕРИАЛЫ КОЛЛЕГИИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ 01.02.2007: 4

СПРАВКА по вопросу «О разработке нового поколения государственных
образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее
профессиональное образование с учетом требований рынка труда
и международных тенденций развития высшего образования» 4

РЕШЕНИЕ по вопросу «О разработке нового поколения
государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе
на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований
рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» 16

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровни подготовки: Бакалавр, Магистр, Специалист 21


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части установления уровней высшего профессионального образования)» 38


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части изменения понятия и структуры государственного
образовательного стандарта» 46


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142
«Об утверждении Правил разработки и утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов
» 61

ПРАВИЛА
разработки и утверждения федеральных
государственных образовательных стандартов 62


РАЗЪЯСНЕНИЯ
по формированию федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования подготовки бакалавра на основе
технического задания на разработку федерального государственного
образовательного стандарта начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования (макета) 65


РАЗЪЯСНЕНИЯ
по формированию федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования подготовки магистра на основе
технического задания на разработку федерального государственного
образовательного стандарта начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования (макета) 82

Предисловие

Намеченная к изданию в помощь разработчикам нового поколения ООП ВПО серия материалов под названием «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» в качестве одного из разделов включает «Общее законодательно-нормативное и организационно-методическое обеспечение».

Настоящее издание является первой работой данного раздела и представляет собой информационное издание, содержащее основные законодательно-нормативные акты. регламентирующие разработку и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Большинство из включенных в сборник материалов создавались на основе результатов деятельности рабочей группы, созданной под эгидой Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России и возглавляемой заместителем директора Департамента Н.М. Розиной. В состав рабочей группы входили ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Минобрнауки России (эксперты по разным уровням образования для обеспечения преемственности методологических подходов), Рособрнадзор, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), Институт содержания образования Государственного университета – Высшая школа экономики. Основное ядро рабочей группы составляли члены Президиума Координационного совета УМО и НМС высшей школы.

Настоящий сборник включает в себя материалы Коллегии Минобрнауки России от 01 февраля 2007 г., утвердившего макет ФГОС ВПО. объединяющий все три уровня высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру. В последующих документах, также входящих в сборник, указанный макет был диверсифицирован по уровням бакалавр–магистр в виде Разъяснений по формированию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра (магистра). представленных в сборнике.

В сборник вошли ряд поправок к отдельным законодательным актам, в части установления уровней высшего профессионального образования, в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. устанавливающее Правила разработки и утверждения государственных образовательных стандартов.

По мере появления новых законодательно-нормативных материалов информационная база для разработчиков ООП ВПО будет пополняться новыми изданиями серии.

МАТЕРИАЛЫ КОЛЛЕГИИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ
от 01.02.2007

СПРАВКА

по вопросу «О разработке нового поколения
государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе
на уровневое высшее профессиональное образование с учетом
требований рынка труда и международных тенденций
развития высшего образования»

Исторический аспект

Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году (ст. 7).

В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

    • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

    • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

    • требования к уровню подготовки выпускников.

ГОС ВПО первого поколения разрабатывались в период стагнации экономики и, в подавляющем своем большинстве, исходили из требований академических сообществ. При этом были сохранены лучшие традиции советского образования - фундаментальность и широта подготовки. По таким профилям подготовки как экономика и управление высшее и среднее профессиональное образование переживали полную ломку привычных марксистко-ленинских догм, в связи с чем, содержание программ носило эклектический характер. Полный кризис испытала гуманитарная составляющая, базировавшаяся в СССР на истории КПСС и политэкономии.

Необходимо отметить, что в 1992 году в Российской Федерации была введена ведомственным актом подготовка бакалавров и магистров, которая активно внедрялась в вузах в соответствии с решением ученого совета.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от
12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня.

Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.

Важной особенностью государственных образовательных стандартов первого поколения являлось то, что наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области они содержали также общие требования к развитию личности, что, по сути, опережало сегодняшнюю европейскую тенденцию к формированию национальных квалификационных рамок. Государственный образовательный стандарт содержал также требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, которые являлись исходными данными для формирования инструментов при оценке качества образования в вузе не только у выпускников, но и у обучающихся.

Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.

В 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:

    • общие требования к основным образовательным программам (ООП);

    • требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;

    • сроки освоения ООП;

    • максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО следующего поколения.

К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести:

    • согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

    • согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

    • одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

    • разработка стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Несмотря на то, что ГОС ВПО как первого, так и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году), они в полной мере не изменили культуру проектирования содержания высшего образования поскольку:

    • сохранили ориентацию на информационно - знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент делается на формировании перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала;

    • не преодолели отрыва от развивающейся экономики страны и отдельных регионов при проектировании вузовского компонента, обеспечивающего подготовку специалиста под конкретного потребителя.

Необходимо отметить, что большую роль в своевременном и достаточно качественном учебно-методическом обеспечении ВПО сыграли в эти годы Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации и Научно-методические советы по дисциплинам федерального компонента, которые разрабатывали не только проекты государственных образовательных стандартов, но и примерных учебных планов и программ дисциплин.

Несмотря на общий экономический спад в стране, многие Учебно-методические объединения вузов постоянно сохраняли взаимодействие с предприятиями. Это Учебно-методические объединения по университетскому политехническому образованию (базовые вузы – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет), по образованию в области металлургии (базовый вуз – Московский государственный институт стали и сплавов (технический университет)), по образованию в области ядерной физики и технологии (базовый вуз – Московский инженерно-физический институт (государственный университет), по образованию в области горного дела (базовый вуз – Московский государственный горный университет), по образованию в области сервиса (базовый вуз – Московский государственный университет сервиса) и другие. Естественная связь с работодателями постоянно поддерживается Учебно-методическими объединениями по образованию в области искусства и культуры.

По инициативе Минобразования России в 1995-1996 годах Минтрудом России выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности, для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Эта возможность предусмотрена статьей 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. В 2002 году принято постановление Минтруда России, касающееся приема на работу бакалавров и магистров на общеотраслевые должности.

Необходимо отметить, что несмотря на сложности практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которое выражается, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, объемы подготовки бакалавров остаются достаточно стабильным.

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

    • независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

    • совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют ГОС ВПО, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что системой высшего профессионального образования пройден этап апробации уровневой системы подготовки кадров.

В целях дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством разработан законопроект, который после согласования с федеральными органами исполнительной власти, повторно внесен в Правительство Российской Федерации в декабре 2006 года.

Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня, что фактически возвращает ситуацию, заданную в 1994 году постановлением Правительства Российской Федерации № 940, которое ранее упоминалось.

Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Не дожидаясь выхода закона, Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в Российской Федерации:

    • издан приказ Минобрнауки России № 62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра, как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности;

    • принято решение аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов;

    • развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

    • формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими мировыми образцами ставится как важнейшая задача новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.

Можно считать, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.

Законодательные инициативы Минобрнауки России
и развитие стандартизации в высшем образовании

В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее – ФГОС).

Необходимо отметить, что, несмотря на 14-летний период существования государственных образовательных стандартов в Российской Федерации, их нет в том качестве, который установлен Законом Российской Федерации «Об образовании»: нет единого документа, устанавливающего федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

По сути, за рамками установленных государственным органом управления образованием федеральных компонентов, стандарт переходит в категорию образовательной программы, но уже определяющей требования к образовательному процессу не на государственном уровне.

Разрабатываемым законопроектом ФГОС не делится на компоненты, а устанавливает необходимые свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.

Проект нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывался как федеральный государственный образовательный стандарт, который впитал в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений. При этом принимались во внимание требования Президента Российской Федерации Путина В.В., высказанные в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации: о внедрении в практику адекватных времени образовательных стандартов, учитывая, что содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах; создание конкурентоспособной образовательной системы, на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования, совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний.

Международные тенденции в высшем образовании
и их влияние на проект макета ФГОС

Введение уровневой структуры ( при этом имеется в виду, что присвоение степени PhD также относится к высшему профессиональному образованию) в странах ЕС характеризуется следующими данными:

    • 82% вузов используют данную структуру (более 1000 вузов присуждают степень PhD);

    • 47% вузов ввели общеевропейское приложение к диплому Diploma Supplement.

При этом большая часть вузов рассматривают трудоустраиваемость выпускников как главный двигатель реформ образовательных программ.

В целом к 2005 году структура, основанная на двух уровнях –бакалавриат и магистратура установлена во всех странах-участницах Болонского процесса за исключением Испании, Венгрии, Португалии, Швеции, Румынии. Переход на уровневое образование в указанных странах запланирован к 2007–2008 году.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Законодательно-нормативная база (2)

    Закон
    Цель проверки: Анализ финансово-хозяйственной деятельности ТД «Старт». Оценка финансового состояния ТД «Старт» за отчетный период (2010 год) и 1-й квартал 2011 года.
  2. Законодательные, нормативные и правовые акты производственной безопасности

    Закон
    технический регламент – документ, принятый международным договором Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента России, или постановлением Правительства Российской Федерации и подразумевающий обязательное выполнение;
  3. Нормативная база в области тарифного регулирования, установления нормативов потребления тарифное регулирование в области электрической и тепловой энергии

    Документ
    Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  4. Нормативный срок освоения программы 72 часа. Режим обучения 2-4 часа, 2 раза в неделю (указывается количество часов в неделю, но не более 36 часов в неделю)

    Программа
    терминологией нового поколения стандартов (ФГОС); методикой разработки ООП; принципами распределения общекультурных и профессиональных компетенций в пределах ООП
  5. Законодательная, нормативная, правовая база и экономика освоения континентального шельфа

    Закон
    Комитета совета федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Санкт-Петербурга Норвежской нефтегазовой ассоциации "Интсок" Торгово-промышленной палаты РФ

Другие похожие документы..