Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
0 119,8 118,3 115, 11 , Навантаження на 1 вільне робоче місце 04 7 77,8 5 у % до відповідного періоду минулого року       85,7 85,7 75,0 85,7 83,...полностью>>
'Книга'
В.В. Синельииков — известный практикующий психотерапевт, психолог, гомеопат, автор уникальных по простоте и эффективности целительных психологических...полностью>>
'Учебное пособие'
Туберкулез - вечная проблема. Лет 8-10 назад казалось, что с ним все скоро будет покончено. Однако в настоящее время в России ежегодно заболевают окол...полностью>>
'Программа'
1.Посещение центрального буддийского храма Гандан. Золотая статуя Будды высотой 26,5 м. (возможность сфотографироваться в здании, где находится статуя...полностью>>

Учебное пособие для студентов 1 класса Сергиев Посад

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета

Учебное пособие для студентов 1 класса

Сергиев Посад

2005

Пояснительная записка к конспектам по

Священной Библейской Истории Нового Завета

«Бог избрал нас прежде создания мира,

определил к получению спасения чрез

Господа нашего Иисуса Христа»

(Еф. 1, 4).

Библейская история Ветхого Завета заканчивается всеобщим ожиданием пришествия Мессии.

Главной темой Священного Библейской истории Нового Завета является спасение человечества Мессией. Евреи, пережившие целый ряд чужеземных пленений и находившиеся под игом Рима, надеялись видеть в Мессии своего национального царя-завоевателя, который соберет рассеянные колена Израилевы, покорит все народы, прекратит войну на земле и избавит людей от всех бедствий. Так же и язычники: греки, римляне, персы и другие народы мира, - были полны ожидания явления в мир некоего Избавителя, который устроит на земле мир и торжество справедливости. Эти народы, знакомые с иудейскими чаяниями о Мессии, ожидали, что из Иудеи выйдет царь, который покорит весь мир и осуществит на земле тот золотой век, о котором мечтали и писали их философы.

И вот, когда наступило определенное Богом время, Он послал Сына Своего Единородного, Который родился от Девы, принял человеческое естество и пришел к людям для их спасения. Пришествие предсказывали многие события ветхозаветного времени. Исполнились древние пророчества: три царства – Вавилонское, Персидское и Греческое - уступили место, по толкованию пророка Даниила об истукане, царству железному — Римскому (Дан. 2, 4). Отошел скипетр от Иуды, и царствование перешло к идумеянину Ироду. Первосвященники ставились не из рода Аарона, а назначались римской властью.

Так же в жизни и деятельности Христа Спасителя, почти с буквальной точностью, стали исполняться ветхозаветные пророчества о Самом Мессии и о многих обстоятельствах Его земной жизни и Его служении роду человеческому.

Так, еще прежде явления в мир Христа, прежде зачатия и рождения Спасителя, об этих событиях были пророчества в Ветхом Завете. В них указывалось Кто и Кем будет Мессия Христос, время и место его рождения и обстоятельно изображалась Его просветительная и спасительная для людей деятельность, Его учение, чудеса и, наконец, подробно и обстоятельно описывался Его искупительный подвиг – крестные страдания, смерть, Воскресение и Вознесение на небо. Об исполнении этих пророчеств и пойдет разговор в курсе Священной Библейской истории Нового Завета.

По верованию Церкви и в полном согласии с Евангельской историей, Иисус Христос — второе лицо Святой Троицы, по предвечному Божественному совету «воплотившийся от Святого Духа и Марии Девы и вочеловечивыйся»,1 в предусмотренный божественным промыслом исторический момент явился на землю, как человек.

Событие это можно рассматривать с двух сторон. Оно стало явлением в мир Богочеловека Христа через таинственное воплощение от Святого Духа и чудесное рождение от Пречистой Девы Марии. Оно непостижимо для человеческого разума и воспринимается нами только верою. Но само рождение Иисуса Христа во плоти от Девы в определенный момент времени и в определенном на нашей земле месте – есть исторический факт, и как таковой доступен нашему пониманию и изучению; тем более что событие – пришествие в мир Христа Спасителя - произошло при обстоятельствах, хотя и чудесных, но вполне реальных и, в согласии с действительностью, засвидетельствованной как исторический факт.

Одною из наиболее характерных особенностей свидетельства Иисуса Христа о Себе является Его учение о Себе, как о Лице, на Котором и через Которого были исполнены все ветхозаветные Обетования и пророчества о Нем, как о Спасителе мира. Таким свидетельством Он ставит Ветхий Завет в прямую связь с Новозаветным временем, которое открылось со времени пришествия Его в мир. Следовательно, эту связь двух Заветов можно рассматривать как начало и продолжение одного исторического целого. В Ветхом Завете Промыслом Божиим человечество подготовлялось к пришествию Мессии, о чем выразительно говорили пророки. В Новом Завете, действием того же Промысла, пришло осуществление того, о чем сказано у пророков, и, прежде всего о том, что Иисус Христос есть Обетованный Мессия – Спаситель человечества.

Не все Евангелисты повествуют о жизни Господа Иисуса Христа одно и то же с одинаковыми подробностями: у одних есть то, чего нет у других; одни говорят более подробно и обстоятельно о том, о чем другие упоминают лишь в немногих словах, как бы вскользь; да и в самой передаче событий и речей Господа встречаются иногда разности, в некоторых случаях даже как будто несогласия и противоречия, которые особенно любят находить и подчеркивать так называемая «отрицательная критика».

Вот почему уже с самых первых времен христианства стали делаться попытки свести содержание всех четырех Евангелий воедино, то есть свод всего материала, заключающегося в четырех Евангелиях, в одной общей связной последовательности, установить более вероятный хронологический порядок евангельских событий, так, как если бы Евангелие было одно.

Первая известная попытка подобного рода была предпринята апологетом Тацианом, учеником Иустина-философа, составившим в середине второго века по Р. Х. Такой свод всех четырех Евангелий, получивший широкое распространение под названием «диатессарон». Второй труд такого же рода принадлежал, по свидетельству блаженного Иеронима, Феофилу, Епископу Антиохийскому, жившему во второй половине того же второго века, который написал и «Комментарий на Евангелие», то есть опыт письменного его истолкования.

Такие опыты свести повествования четырех Евангелий воедино продолжались и дальше, вплоть до самого нашего времени. В наше время известен, например, труд Б. И. Гладкова, составившего «Толкование Евангелия». Лучшим сводом всех четырех Евангелий признается труд епископа Феофана (Вышенского Затворника) под названием: «Евангельская История о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами Святых Евангелистов». Значение трудов состоит в том, что они дают нам полную, связную, цельную картину всего течения земной жизни нашего Господа и Спасителя.

Мы и будем вести последовательный обзор всего евангельского повествования, по руководству этих трудов, устанавливая, насколько возможно, хронологическую последовательность событий, останавливаясь на разностях в изложении у каждого из четырех Евангелистов и изъясняя важнейшие места в согласии с авторитетными толкованиями святых отцов Церкви. Вся Евангельская история естественно распадается на четыре главных отдела:

1. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.

2. Общественное служение Господа Иисуса Христа.

3. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

4. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Эти четыре отдела Евангельской истории и положим в основание изложения событий Священной истории Нового Завета.

Тема Нового Завета — исполнение Обетования Бога и ветхозаветных пророчеств о пришествии в мир Мессии — Спасителя мира. Земная жизнь Спасителя, Его дела, Его Благая весть людям и дело спасения каждого человека будут темой нашего разговора.

Лекция 1

Период первый
От Рождества Спасителя до Его крещения

Пролог: Предвечное Слово (Логос) (Ин. 1, 1-18):

Ин. 1, 1-5: Предвечное Слово.

Ин. 1, 6-8: О служении Иоанна Крестителя.

Ин. 1, 9-13: О первом пришествии Иисуса Христа и Его отвержении.

Ин. 1, 14-18: Свидетельство Иоанна Крестителя о воплотившемся Слове.

События, предваряющие Рождество Христово

Родословие Иисуса Христа: Мф. 1, 1-17: Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь,1 Раав,2 Руфь3 и косвенно Вирсавии4). Лк. 3, 23-38: Родословная линия устремляется к Адаму и Самому Богу.

Апостол Лука (краткая историческая справка)

Апостол и Евангелист Лука — автор третьего Евангелия, а также, по церковному преданию, автор книги Деяний Апостольских. По свидетельству Евсевия5 и Иеронима, Лука был уроженец города Антиохии (Сирия). До своего Апостольского служения он, по преданию, был врачом. Он получил разностороннее греческое образование. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. Существует также древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10, 1). Другое предание говорит, что он был вместе с тем живописцем, начертавшим иконы Спасителя и Божией Матери, из которых последняя именуется Одигитрия, или Смоленская. Думают так же, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус, под вторым учеником, имя которого не называется, разумеется сам Лука.

Когда Лука присоединился к апостолу Павлу и сделался его спутником - неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Апостол Лука написал святое Евангелие в 62-63 гг. в Риме под руководством апостола Павла. Святой Лука четко выразил цель своего труда: полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам о Христе и Его учении. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, которая, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Христа. По церковному преданию, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

После кончины апостолов Петра и Павла Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. Существует предание, что евангелист Лука проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мученически скончался в г. Фивы на 85 году жизни во время гонения Домициана. По другому преданию, он скончался мученической смертью в Ахайе и, за неимением креста, был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Константине в половине IV века. Память его празднуется Церковью 31 октября.

Христианское предание о Пресвятой Деве Марии:1

Ее рождение,2

введение во храм,3 пребывание в нем до 14-летнего возраста. Обручение Ее праведному старцу Иосифу.4

6 год до н.э.

Иерусалим и Иерусалимский храм

Время Рождества Господа нашего Иисуса Христа (краткая историческая справка)

Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в VI веке римском монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия:

1. Из Мф. 2, 1-18 и Лк. 1, 5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования Ирода Великого. Ирод же царствовал с 714 по 750 гг. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. По вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля; следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, то есть, по крайней мере, на четыре года раньше нашей эры.

2. Народная перепись, упоминаемая у Луки 2, 1-5, назначенная эдиктом Августа в 746 г. и начавшаяся для Иудеи в последние годы царствования Ирода, была потом приостановлена вследствие смерти Ирода; продолжилась и закончилась она, когда Сириею управлял Квирин, упоминаемый в Евангелии от Луки 2, 2. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись началась несколько раньше этого времени.

3. В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, по свидетельству Евангелия от Луки 3, 1, святой Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Лк. 3, 23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти, в январе 765 г., и, следовательно, 15-ый год царствования Тиверия начинался в январе 779 г., так как по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять», то, следовательно, родился Он, примерно, в 749 году.

4. По данным Евангелия, крестная смерть Христа Спасителя произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. Астрономические вычисления показывают, что это могло быть только в 783 г. Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, следовательно, Он родился в 749 г. от основания Рима.

Таким образом, все вышеприведенные данные, с большой долей вероятности, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749 год от основания Рима.

По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» — «Явление Бога в мир» — 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря. День этот выбран для празднования Рождества Христова по нижеследующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященником, и что явление Ангела ему было за завесой в Святом-Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц после этого было Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился Господь Иисус Христос. Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам, зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия, 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос-свет миру, солнце правды через 9 месяцев, во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его – 24 июня – время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя в Ин. 3, 30 «Ему подобает расти, мне же малитися».

4 октября 5 года до н.э.

Лк. 1, 5-25: Явление1 ангела Гавриила2 священнику Захарии3 с благовестием о рождении от него Иоанна4 Предтечи.5

5 год до н.э.

Назарет

Назарет раткая историческая справка)

Название Назарет означает «отрасль», «отпрыск» или «огражденное место». По-арабски название звучит Наера или Назира. Город находился в Галилее, в колене Завулоновом, и лежал на юго-запад от Капернаума и к западу от южного конца Тивериадского озера, в километрах около 10 на запад от горы Фавор. Назарет стоит в нагорной долине, откуда открывается прекрасный вид на долину Ездрилонскую и на горы Фавор, Гелвуй, Кармил и на Средиземное море. В конце XIX века город насчитывал более 3 тысяч жителей из греков, католиков, магометан и др.

Главную достопримечательность Назарета составляет место Благовещения, занятое ныне, по одному мнению, католическим монастырем францисканского ордена. Главным украшением монастырского храма Благовещения является укромное жилище Пресвятой Девы и праведного Иосифа, находящееся под главною (среднею) частью храма, и состоящее из трех комнат, расположенных друг над другом, в виде пещер, вырытых в природной каменной скале.

Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крестом, означающий то место, где стояла Пресвятая Дева во время Архангельского Благовестия. Место, где стоял Архангел Гавриил обозначено мраморною колонною, часть которой выпилена. Предание говорит, что ее выпилили язычники, думая найти в этой колонне скрытые сокровища, и за дерзость свою были поражены слепотою. Во второй комнате, расположенной выше места Благовещания, Богоматерь воспитывала Господа Иисуса Младенца; углубление в стене, где теперь престол, служило для Него колыбелью. В последней, третьей комнате жил святой праведный Иосиф — хранитель Богоматери и Ее Божественного Сына.

Другое предание местных греков свидетельствует, что местом Благовещения было место, находящееся в самом конце города, при источнике. Там стоит греческая церковь, построенная из развалин храма, воздвигнутого здесь святой Еленой. Там в самой церкви, слева, находится источник, называемый источником Святого Семейства, из которого святая Дева Мария обыкновенно черпала воду. Это место обложено белым мрамором. Перед иконой Благовещения горят непрестанно лампады и свечи.

Несоответствие из-за двух указываемых мест Благовещения разрешается преданием, что Архангел Гавриил являлся Деве Марии два раза: один раз - у источника, куда приходила Дева Мария за водой, второй раз - когда Она была за рукоделием в доме. Господь предоставил Ей время осмыслить благовестие и получил Ее согласие, которое Она и выразила словами:«Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему»(Лк.1, 38).

Из других замечательных мест Назарета показывают место мастерской Иосифа обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Господь читал пророчества Исаии о Себе самом; гору, с которой Назаряне хотели свергнуть Иисуса, и другие. Около времен Крестовых походов упоминается о первом Назаретском епископе. Во время же Крестовых походов здесь находилась митрополичья кафедра, перенесенная сюда из Скифополя. В 1837 году Назарет сильно пострадал от землетрясения. Ныне это арабский город с христианским населением.

7 апреля 5 года до н.э.

Лк. 1, 26-38: Благовещение1 Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия.

Празднование Благовещения (краткая историческая справка)

Славянское слово «Благовещение» есть перевод греческого . Праздник Благовещения обозначается по-гречески , по-латински — Annuntiatio. Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...» (тропарь). День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев.

Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.

Пророчества о пришествии Спасителя:

Быт. 3, 15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Ис. 2, 2: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы».

Ис. 28, 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».

Ис. 32, 1-4: «Вот царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно».

Ис. 35, 4: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас».

Ис. 49, 1 (Призыв Мессии к Израилю и народам): «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое».

Дан. 2, 44-45 (Истолкование сна Навуходоносора): «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!»

Зах. 3, 8-10: «Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу».

Мал. 3, 1-2 (Видение пророка): «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»

Город Иудин раткая историческая справка)

Город Иудин — город, в котором жил Захария, отец Предтечи. Сюда отправилась Пресвятая Дева Мария, непосредственно после благовещения, была здесь встречена своею родственницею Елизаветою, женою Захарии, и здесь она провела около трех месяцев после явления ей Архангела Гавриила; здесь родился и провел свое отрочество Иоанн Предтеча. Этот город в Ветхом Завете называется назначенным для жительства священных лиц и в книге Иисуса Навина называется Юттою (15, 55; 21, 16).

Дорога к горнему граду Иудину идет от Вифлеемских ворот, по каменистым холмам. Расположен он в обширной горной лощине, посреди садов и обработанных полей. В конце XIX века в нем жило до 500 арабов и мусульман. Селение расположено в обширной горной лощине, на нижнем скате гор, в стране Нагорной. Здесь находится богатый францисканский монастырь, построенный на месте рождения святого Иоанна Предтечи. Монастырь окружен довольно большой арабской деревней, называемой «Айн-Карим», населенною арабами и мусульманами. Величественный храм францисканского монастыря построен в западноевропейском вкусе. Церковь - трехпрестольная; левый престол основан на самом месте рождения того, более коего никто не восстал из рожденных женами. В храме, за золотою решеткою, устроен спуск в пещеру, куда сходим по 8-ми мраморным ступеням; под сводами этой пещеры поставлен богато украшенный престол, на помосте коего виден круг с латинской надписью: «Здесь родился Предтеча Господень». Вертеп украшен дорогими тканями, резьбой и весь обложен мрамором.

При выезде из селения показывают водоем, осененный смоковничными и кипарисовыми деревьями; это - древний источник Навфо, упоминаемый в книге Иисуса Навина, тот самый, из которого, по преданию, почерпала воду Пресвятая Дева Богоматерь, во время своего трехмесячного пребывания у праведной Елисаветы. От этого водоема идет дорога к развалинам дома святого Захарии и Елисаветы. Священные остатки сего здания лежат на скате горы; через небольшие ворота входим во двор, посреди которого возвышаются обширные развалины, причем нетрудно заметить, что здание было двухэтажным.

Под сводами этих развалин устроен престол, на котором однажды в год иноки обители святого Иоанна Предтечи совершают богослужение. Возле каменного крыльца, ведущего в верхнее здание развалин, показывают то место, где, по преданию, праведная Елисавета пророчески приветствовала Матерь Господа своего: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего!» На что преблагословенная Дева ответствовала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!». В сей «горней» стране, где праведная Елисавета, мать пророка Иоанна Предтечи, назвала при встрече Деву Марию, свою родственницу, «Матерью Господа» (Лк. 1, 43) сейчас находится Горненский женский монастырь.

5 год до н.э.

Лк. 1, 39-56: Посещение Богоматерью праведной Елизаветы.1 Гимн Марии.

7 июля 5 года до н.э.

Лк. 1, 57-58: Рождение Иоанна Предтечи.2

Лк. 1, 59-79: Обрезание Иоанна Предтечи и его имянаречение.3

Назарет

Мф. 1, 18-23: Желание Иосифа тайно1 отпустить Марию. Явление ангела Иосифу, обручнику Девы2 Марии, с благовестием о рождении от Нее и Духа Святого Эммануила.

Рождество, детство и отрочество Спасителя мира

Вифлеем (краткая историческая справка)

Название «Вифлеем» означает «дом хлеба». Впервые сей город упоминается в книге Бытие (35, 19). Иначе он назывался Вифлеем-Ефрафа (Мих. 5, 2). Ефрафа значит «плодоносный». Это - малый и незначительный городок в колене Иудином, который даже не упомянут в общих списках городов Иудиных (например, Неем. 11). В этом городе родился Давид. Городок расположен на возвышенности, в километрах около 10-ти к югу от Иерусалима, и занимает одну из живописнейших местностей Палестины. Здесь погребена была Рахиль (Быт. 35, 16); здесь, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья; здесь родился пророк Давид, почему город и называется иначе городом Давидовым. В IV веке святая равноапостольная царица Елена над пещерою Рожества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери.

Чудо Промысла Божия в том, что Вифлеемский храм IV века избежал, в отличие от других, разрушения. Колонны, мозаика на стенах на полу — это все IV век. Персидский царь пощадил храм, узнав, что здесь в Вифлееме, были три персидских мудреца (волхва). Сарацины ворвались однажды в храм, но рой пчел, откуда ни возьмись, вылетел из колонны и напугал сарацин так, что они бежали из храма, отбиваясь от них. В колонне показывают пять отверстий, из которых вылетели пчелы и стали жалить воинов. Если в эти отверстия вложить все пять перстов руки, то получается сложение их как бы для благословения, какое делает священник.

В храме находятся Православный, католический и коптский приделы. Владеют храмом греки. Главный, средний алтарь храма возвышается над самим вертепом. Из него по 15 мраморным ступеням входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Место Рождения Спасителя в полукруглой нише означено серебреною звездою с 14 лучами и рядом серебреных лампад.

В нескольких шагах от места Рожества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус (католический придел). Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В этом храме находятся еще несколько пещер и алтарей: пещера, где обитал святой праведный Иосиф; пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы; келия и гробница блаженного Иеронима и другие.

В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской — дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили, над которыми стоит теперь мусульманская молельня. Далее, за оврагом, видны развалины древней Рамы, напоминающие трогательные слова Священного Писания: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15; Мф. 2, 18). Этот город Давидов в наше время уже срастается с Иерусалимом.

Лк. 2, 1-7: Повеление Кесаря1 Августа2 о переписи. Рождество3 Господа нашего Иисуса Христа.

Пророчества о событиях Рождества:

Ис. 7, 14: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил»4.

Иер. 31, 22: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа».

Пророчество о месте Рождения:

Мих. 5, 2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Пророчества о времени Пришествия:

Быт. 49, 10: (предсмертное пророчество патриарха Иакова в Египте) «Не отойдет скипетр1 от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов».

Дан. 9, 24-27: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратиться народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин придан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

Коран о Рождестве Спасителя:

О рождении Христа упоминает Коран (Сура 19, «Мариам», стих 20). Когда Мария узнала, что у нее родился сын, она воскликнула: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек; и не была я распутницей». Дух отвечает ей на это: «Так сказал твой Господь: “Это для Меня легко”». После этого Он дохнул на нее Своим Духом.

В Коране Иисуса нередко называют Иса ибн Мариам, т. е. «Иисус, сын Марии». Как отмечает классический комментатор Корана Абдулла аль Байдави, полностью понимающий семитский обычай именования, имя матери употребляется, когда неизвестен отец. «Но и это имя, и объяснение носят здесь положительный смысл, пишет Стоффер. В Исламе Иисус рассматривается как Сын Девы Марии, который родился от Слова Божьего».

7 января 5 года до н.э.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов 3 класса Сергиев Посад (2)

    Учебное пособие
    За книгами четырех Евангелий, как непосредственное продолжение Евангельской истории и предварение Апостольского учения, следует собственно историческая книга Нового завета «Деяния святых апостолов», носящая в греческом тексте различные
  2. Учебное пособие для студентов 3 класса Сергиев Посад (1)

    Учебное пособие
    Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба.
  3. История Русской Церкви XX век Учебное пособие для студентов 4 класса Сергиев Посад 2006

    Учебное пособие
    Послание Заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем патриаршего Священного Синода («Декларация» митрополита Сергия) 191
  4. Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком

    Учебное пособие
    Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета.
  5. Семинария Сектор заочного обучения священное писание ветхого завета учебное пособие для студентов 2 класса

    Семинар
    Бог, создав человека как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди,

Другие похожие документы..