Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Внутришкольный контроль – одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на её оценку с целью п...полностью>>
'Документ'
Наименование получателя платежа: УФК по г.Санкт-Петербургу(Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области)И...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 18 июня 2010 г. в 12 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ГОУ ВПО «Ивановский государствен...полностью>>
'Публичный отчет'
2.1. Составление протокола об АП и/или вынесения постановления о привлечении АО к административной ответственности вынесено без участия законного пре...полностью>>

Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

“Международный университет “МИТСО”

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

“Международный университет “МИТСО”

___________________С.Н. Князев

__________”___________________2011 г

Регистрационный № УД- ________/р_

СОЦИОЛОГИЯ

Учебная программа для специальностей:

1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика,

1-25 01 04 Финансы и кредит

Факультет Международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра Истории права и гуманитарных дисциплин

Курс (курсы) 1 / 2

Семестр (семестры) 2 /3

Лекции 20/ 6

Практические (семинарские)

занятия 16/ 2 (в том числе 6/

самост. управл. работа студентов) Зачет 2 | 3 семестр

Лабораторные

занятия -

Всего аудиторных часов

по дисциплине 36 / 8

Всего часов Форма получения

по дисциплине 54 высшего образования _очная заочная

Составил – Яковчук В.Н., к.с.н., доцент

2011 г.

Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине “Социология” утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12 марта 2008г., регистрационный № ТД-СГ.008/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта

кафедрой истории права и гуманитарных дисциплин

29.08.2011, протокол № 1

Заведующий кафедрой

___________________В.Г. Филяков

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом

Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси ”Международный университет “МИТСО”

2011г., протокол №

Председатель

___________________С.Н. Князев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Основными целями преподавания дисциплины выступают:

  • формирование фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли;

  • развитие у студентов социологического мышления и воображения;

  • раскрытие специфики социальных отношений и процессов в белорусском обществе;

  • актуализация у студентов – будущих специалистов потребности использовать социологические знания в своей профессиональной деятельности, других сферах социальной активности.

Задачи изучения дисциплины:

1) представить в теоретико-историческом контексте формирование и развитие социологии как науки;

2) обозначить специфику методологии и методов социологического познания, связь социологии с другими науками, ее значение для специалистов экономического и юридического профиля;

3) раскрыть общество как социокультурную реальность, неразрывную связь общества и культуры, личности и общества;

4) рассмотреть общество как социальную систему в контексте составляющих его социальных общностей, социальных институтов, социальных процессов;

5) показать возможность практического использования социологических теорий для анализа реальных социальных отношений в обществе: неравенства, стратификации, конфликта и др.;

6) дать представление о механизмах социального контроля и социального управления в обществе, в конкретном трудовом коллективе;

7) ознакомить с основными правилами и методами проведения социологического исследования, возможностями и особенностями использования социологической информации в сфере экономической деятельности, юридической практики;

8) способствовать подготовке широко образованных, творческих, критически мыслящих специалистов, ориентированных на решение экономических, правовых и социальных задач развития белорусского общества.

В процессе изучения дисциплины студент должен, во-первых, знать и самостоятельно объяснять:

  • основные социологические понятия и категории;

  • тенденции развития современных социальных процессов;

  • специфику функционирования социальных институтов в республике Беларусь;

  • социально-стратификационную модель белорусского общества;

  • характеристики социальных общностей в Беларуси, особенности социальных и социокультурных процессов и социальную политику в Республике Беларусь;

во-вторых, уметь:

  • анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

  • использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;

  • вести поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ социальной информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем;

  • решать задачи и тесты, которые служат закреплению учебного материала.

Тематический план учебной дисциплины «Социология»

для студентов очной и заочной форм обучения факультета МЭО и М

те-мы

Название раздела, темы

Количество учебных часов по видам занятий

Очная форма

Заочная форма

Лекции

Семин.

СУРС

Лекции

Семин.

1

Введение в дисциплину

«Социология»

2

2

-

-

-

Теория и история социологической науки

2

История становления и

развития социологии как

науки

-

-

6

-

-

3

Общество как социально-

культурная реальность

2

-

-

2

-

4

Культура как ценностно-

нормативная система

-

2

-

-

-

5

Личность как система,

процесс социализации

2

2

-

-

-

Социальные общности, институты и процессы

6

Социальная структура и

стратификация

2

2

-

2

2

7

Социальные общности и

социальные группы

2

-

-

-

-

8

Социальные институты и

организации

2

-

-

-

-

9

Социальные конфликты

2

-

-

-

-

10

Социальный контроль и

социальное управление

2

-

-

-

-

Прикладная социология

11

Экономическая социология

как отраслевая дисциплина

2

-

-

-

-

12

Виды и типы

социологического

исследования

2

2

-

2

-

Итого

20

10

6

6

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Введение в дисциплину

Различие подходов к определению социологии как науки, ее объекта и предмета. Сущность понятия «социальное», его связь с объектом социологической науки.

Место социологии в системе социально-гуманитарных наук (истории, социальной философии, социальной психологии). Ее связь со статистикой, с естественными науками (математикой, информатикой), науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни (экономикой, правоведением, политологией).

Уровни социологического знания. Важнейшие функции социологической науки, их связь с актуальными задачами развития белорусского общества.

Основные парадигмы, направления и школы в социологии. Методы социологической науки.

Задачи социологии как науки и учебной дисциплины. Понятие социологического воображения, его роль в формировании и развитии социально-личностных и профессиональных компетенций выпускников вузов.

Раздел I. Теория и история социологической науки

Тема 2. История становления и развития социологии как науки

Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологической науки. Становление в XIX веке научной социологии, ее непосредственные предшественники и основоположники (Ш. Монтескье, О. Конт, Г. Спенсер).

Основные вехи в развитии социологического знания. Значение классического этапа в развитии социологии, его основные концепции и подходы. Формирование основных социологических парадигм (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Позитивистская и психологическая ориентации в социологии.

Развитие западной социологии в XX веке, ее основные периоды. Эмпирическая социология 20-х годов. Структурный функционализм и его критика представителями субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к постмодерну. Размывание предметного поля социологии. Попытки создания интеграционных социологических теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в конце XIX – начале XX в. Советская социология, ее основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России.

Тема 3. Общество как социально-культурная реальность

Общество как центральная проблема социологии. Макросоциологическая и микросоциологическая трактовки общества.

Понимание общества как системного образования. Основные признаки общества, его важнейшие подсистемы. Подходы к периодизации развития общества. Место современной Беларуси на пути от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества.

Понимание общества как социокультурной реальности. Социальная сущность и социальная роль культуры, ее взаимосвязь с обществом. Социологическое понимание культуры как сложного социального образования. Формы культуры. Уровни социологического изучения культуры. Проблемы социокультурных отношений в современном мире.

Место и роль экономики в развитии современного общества. Экономика и процесс глобализации, его основные направления. Сущность инновационного пути развития общества. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Тема 4. Культура как ценностно-нормативная система

Культура как регулятивная система общества, ее социальные функции. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, символы, традиции, обычаи, верования, язык, техника. Культурные парадигмы, их содержание. Понятие культурных универсалий.

Типы культур. Специфика отдельных культур. Белорусская культура, ее важнейшие компоненты. Традиции белорусской культуры, их влияние на развитие современного белорусского общества. Интеграция белорусского социума в мировое сообщество.

Понятие культурного развития и культурной деградации. Сущность социальной аномии, ее проявления в условиях трансформирующегося или кризисного состояния общества. Теория культурного отставания.

Социальная культура и культура социальной жизни. Чуждое влияние другой культуры. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.

Тема 5. Личность как система, процесс социализации

Человек как биосоциальная система. Парадигмы развития личности в социологии: социального поведения, символического интеракционизма, конфликта.

Связь личности с обществом. Понятие социального статуса и социальной роли. Структура личности. Социальные типы личности. Социальное действие и деятельность личности.

Социальная среда, активность и социализация личности. Основные факторы, стадии и формы социализации. Десоциализация и ресоциализация.

Социализация как социокультурный процесс, его особенности. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы.

Социализация молодежи в условиях белорусского общества. Социокультурные ориентации современной молодежи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит (3)

    Программа
    Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси "Международный университет "МИТСО"
  2. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит (1)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Охране труда», утвержденной Министерством образования РБ (регистрационный № ТД- 236/тип).
  3. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 05 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях.
  4. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 02 Менеджмент, 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине “Вялiкая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце другой сусветнай вайны)” утвержденной Министерством образования Республики
  5. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 02 Менеджмент 1-26 02 03 Маркетинг

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства», утвержденной Министерством образования РБ регистрационный № ТД- СГ.

Другие похожие документы..