Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Техническое задание'
на выполнение работ по доработке АС «Бюджет» и АС «УРМ» для передачи удаленным пользователям электронных документов, подписанных финансовым органомор...полностью>>
'Статья'
Настоящим Законом устанавливаются основные понятия и правила, которые должны соблюдаться при исполнении налогового законодательства Литовской Республ...полностью>>
'Конкурс'
Нижеследующих лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, зачислить с 01 сентября 2011 г. в число студентов Рязанского филиала МЭСИ на 1-й курс ...полностью>>
'Документ'
С целью учета муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями ИРМО, и формирования муниципальных заданий, руководс...полностью>>

Не совершенствуя процесс управления

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие субъектности участников образовательного процесса

Управление школой как условие развития субъектов образовательного процесса

Сивец Е.М.

ГУ «Ресурсный центр г. Усть-Каменогорска»

МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Нельзя бесконечно совершенствовать производство,

не совершенствуя процесс управления.

Из заповедей процветающего менеджера

Управление какой-либо системой не может не основываться на объективных знаниях об этой системе. Динамизм такой сложной иерархичной системы, какой является общеобразовательная сфера, требует введения совершенной в технологическом отношении и содержательной в своей основе системы мониторинга.

Школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

Важным фактором в управлении образовательным процессом в школе остается контроль – ведущая функция управления, призванный выполнять контроль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Традиционные статистические оценки системы образования не дают целостной системы тенденций в её основных звеньях. Количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться, прежде всего, гибкими, гармоничными множествами качественных показателей.

Контроль предполагает возможность получения ответов на следующие вопросы:

  • Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы?

  • Кто способствовал достижению этих результатов?

  • В какой мере плановые мероприятия обеспечили достижение данных результатов?

  • Какие меры надо принять по результатам контроля?

Формулировать ответы на эти вопросы может только мониторинг, так как он направлен на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

  • образовательной среды;

  • образовательных технологий;

  • результатов образовательного процесса;

  • эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.

Целью мониторинга в школе является обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития. К задачам мониторинга относятся:

  • разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в школе и методик сбора информации;

  • сбор информации;

  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;

  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

  • осуществление первичного анализа информации, классификация информационных массивов;

  • выявление основных тенденций развития системы образования в школе;

  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;

  • совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе;

  • выделение наиболее типичных признаков успеха или неуспеха организационно-управленческой деятельности.

В последнее время планирование в управленческой деятельности начинает приобретать стратегический характер. Наряду с традиционными формами планов все чаще появляются целевые программы развития школы. Для каждой школы показатели качества образования всегда специфичны, они отражают требования соответствующей модели выпускника, которые определяют цели, задачи, содержание образования в данной школе, ее кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия образования. Кроме программ, направленных на системные преобразования, существуют целевые программы по отдельным проблемам. В частности, нас интересует мониторинг, обеспечивающий оценку эффективности мероприятий по управлению качеством обучения. Связь мониторинга и управления не вызывает сомнения.

Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки обучающихся. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях:

  • Использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения как образовательной системы, направленности и динамики основных процессов, резервов совершенствования УВП, критических точек и проблемных узлов, степени соответствий качества образовательных результатов выделяемым ресурсам и приложенным усилиям, эффективности действия механизмов обеспечения преемственности ступеней школы.

  • Выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества, стратегической программы ее развития; корректировка и совершенствование образовательных и учебных программ, выбор концепции профильных классов, технологии обучения; выбор модели установления общественных отношений школы с социумом.

  • Принятие управленческих решений в отношении улучшения качества образовательного процесса; разработка и реализация программ качества, совершенствование методов и форм инструментария оценки, контроля и экспертизы качества образовательного процесса.

  • Формирование статистических баз данных, банков информации для осуществления динамического наблюдения за образовательным процессом, выстраивания стратегий управления им на продолжительных циклах.

  • Реализация принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, выбор направлений профильного обучения.

  • Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах образовательного процесса с целью формирования ценностно-мотивационного поля, достижения согласованности в действиях, формирования климата доверия и взаимопомощи.

В основном мониторинг в школах представлен двумя уровнями:

  • Индивидуальный — осуществляется учителем, классным руководителем ежедневно.

  • Внутришкольный — осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Информация, полученная мониторингом, помогает спроектировать модель внутришкольного контроля, принять управленческие решения.

Мониторинг внутришкольного контроля является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого в содержание образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, для принятия эффективных управленческих решений.

С каждым годом мониторинг все прочнее входит в систему образования. Сегодня как никогда возрос спрос на объективную информацию о результатах деятельности образовательных учреждений. Наиболее остро встает вопрос о переходе на следующий уровень мониторинга — региональный. Который позволит сравнивать результаты школ города, района, области. В условиях модернизации сферы образования данный вопрос становится наиболее актуальным.

В связи с этим ГУ «Ресурсный центр города Усть-Каменогорска» принял решение о создании Единой базы образовательных учреждений города Усть-Каменогорска. Данный проект представляет собой уникальную систему управления школой на основе информационных технологий и представляет собой четко структурированную единую информационную базу школ города, позволяющую родителям стать активными участниками учебно-воспитательного процесса школы.

Повысить эффективность механизмов управления и контроля возможно за счет использования информационных технологий. Внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением способствует:

  • Изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.

  • Высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.

  • Активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.

Чтобы повысить эффективность использования информационных технологий в управлении образованием мы сформулировали, чего мы ждем от проекта, что хотели бы получить и как оценивать полезность создаваемых ресурсов.

На уровне региональной системы управления информатизация не имеет прямого отношения к учебно-воспитательному процессу. Главная цель, которую мы хотим достигнуть – повышение уровня управляемости образовательными процессами на территории. Это возможно за счет обеспечения территориальных органов управления образованием полной и своевременной информацией о состоянии дел в школах и других образовательных учреждениях. Поддержка управления будет осуществляться за счет оперативного анализа информации с целью выявления основных тенденций и диспропорций в развитии ситуации и создания инструментальной базы подготовки быстрой и адекватной реакции органов управления.

С учетом отмеченных целей были определены базовые информационные ресурсы Единой системы управления. Прежде всего — это реестр образовательных учреждений, содержащий детальную информацию о видах и типах учреждений, их расположении и т.д. Затем — реестр педагогических работников, содержащий персонифицированные данные об учителях, воспитателях и учебно-вспомогательном персонале: возрастной состав, образование, квалификация, опыт работы, нагрузка и т.д. И наиболее емкий — персонифицированный реестр учащихся и воспитанников, содержащий данные о возрасте, распределении по классам, успеваемости, здоровье, семье, внеурочных занятиях воспитанников и учеников.

Особенностью организации Единой базы является большое количество и территориальная рассредоточенность образовательных учреждений, объединенных органами управления. В соответствии с этим информационная система должна представлять собой многоуровневую территориально-распределенную технологию сбора, обработки, хранения и предоставления данных.

Следует отметить, что использование специализированных программных средств сталкивается с проблемами инсталляции, настройки и обновления систем у конечных пользователей, сложностью передачи данных между уровнями. С другой стороны, в рамках информатизации системы образования практически все школы имеют выход в глобальную сеть Интернет и возможности сети практически не задействованы. Поэтому информационную систему управления образованием эффективно строить с использованием сети Интернет.

Основу Единой информационной системы составляет WEB-приложение, устанавливаемое на сервере ГУ «Ресурсный центр города Усть-Каменогорска». Важно отметить, что при этом отпадает необходимость в инсталляции специализированного программного обеспечения на каждом рабочем месте - используется Интернет-браузер, входящий в состав операционной системы. Это также позволяет централизованно обновлять информационную систему и наращивать функциональные возможности независимо от конечных пользователей.

Единая база данных позволит осуществлять многоуровневый доступ к показателям эффективности деятельности образовательных учреждений. В системе задается несколько уровней доступа: уровень городского отдела образования, уровень управления базой в лице ресурсного центра и уровень образовательного учреждения. Доступ к данным разрешен только авторизованным пользователям, для которых определены права на ввод, редактирование или просмотр «своих» или «чужих» данных. Интернет-система обеспечивает легкую организацию оперативного доступа к данным на всех уровнях, для этого достаточно лишь ввести новых пользователей и назначить права доступа. Кроме того, данная система позволит в любой момент времени сформировать мониторинги и отчеты по любым параметрам. Что немаловажно в условиях развития информатизации.

Таким образом, мы создаем единое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управлениям и другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность образовательных учреждений всего города.

Закончить доклад хочется словами Фирдоуси: «Дорога мудрости длинна — пройдет немалый срок, пока от головы она дойдет до рук и ног».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон «Об информатизации Республики Казахстан» от 11 января 2007 г.

  2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

  3. Основы открытого образования. / А.А.Андреев, С.Л. Каплан, Г.А.Краснова и др.; Отв. Ред. В.И.Солдаткин. – Т.1. М.: НИИЦ РАО, 2002.

  4. В.В. Крюков, К.И. Шахгельдян. Вопросы создания университетского образовательного портала как части информационной среды вуза. В сб. Интернет-порталы: содержание и технологии. – М.: Просвещение, 2007.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Cовершенствование процесса управления оборотными средствами промышленного предприятия: организационно-методический аспект

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «29» марта 2011 года в 15:00 часов на заседании объединённого диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: г.
  2. Нформационно-коммуникационные технологии в практике управления школой: материалы региональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 марта, 2009 год)

    Документ
    Сборник подготовлен государственным учреждением «Региональный центр развития образования» Оренбургской области при поддержке министерства образования Оренбургской области в рамках реализации рекомендаций, полученных в ходе выполнения
  3. Процесс управления базируется на нахождении и постановке цели. Затем наступает этап планирования, т е. исследования и определения пути достижения цели

    Документ
    Процесс управления базируется на нахождении и постановке цели. Затем наступает этап планирования, т.е. исследования и определения пути достижения цели.
  4. Управление качеством продукции основные понятия термины и определения гост 15467-79 (ст сэв 3519-81) государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам москва государственный стандарт союза сср

    Документ
    Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.
  5. Управление командой в баскетболе

    Документ
    Более 35 лет я работаю тренером. Пережил и перевидел за эти годы многое. Наверное, именно это, а не победы и награды дает мне право говорить сейчас откровенно.

Другие похожие документы..