Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Усього від 1100 грн.ви отримуєте пакет «Відвідання майстер-класів, проживання (4 ночі), харчування (5 днів) протягом 5-ти днів» – поспішайте зареєстру...полностью>>
'Документ'
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в ...полностью>>
'Документ'
30 – 1 .30 Театр «Центральный» Казарян А.Я. 11.0 «Бардовские среды» творческий вечер – встреча с известными исполнителями и авторами бардовской песни ...полностью>>
'Документ'
В SWIFT-RUR это поле используется в расчетных документах на перечисление налоговых и иных обязательных платежей и содержит код, указывающий статус Пла...полностью>>

«Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2007-2008 учебный год»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Красноярск,

МВДЦ «Сибирь»,

21 августа 2007 года

Доклад

руководителя агентства образования

«Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2007-2008 учебный год»

на августовском совещании работников общего образования Красноярского края

«Комплексная модернизация общего образования края: контексты, достижения и задачи 2007-2008 учебного года

Часть первая. Вступление.

Уважаемые родители воспитанников и учащихся системы образования Красноярского края!

Уважаемые учителя, руководители и администраторы образовательных учреждений!

Уважаемые руководители органов управления образованием!

Уважаемые Главы территорий!

Уважаемые депутаты!

Уважаемый Президиум!

Позвольте приветствовать Вас и поздравить с уже начинающимся Новым учебным годом! Позвольте пожелать Вам всем здоровья и благополучия, новых успехов и побед!

Мы проводим традиционную августовскую конференцию образования Красноярского края для того, чтобы начать новый учебный год с максимально возможно прозрачными ориентирами для работы, с ясными задачами на предстоящий период, с общим видением достижений, проблем и трудностей! В связи с этим мой доклад называется «Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2007-2008 учебный год».

Часть вторая. Вызовы и сигналы.

Всем развитым государствам стало очевидно одно решающее обстоятельство глобального «соревнования»: в международной конкуренции выиграет тот, кто сможет подготовить людей, способных жить и развиваться в современной экономике – экономике знаний. Я недавно смотрел статью Дмитрия Медведева о приоритетных национальных проектах. Он говорит о том, что: «в основе создания экономики знаний и нового общества лежит развитие потенциала личности, который прямо зависит от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры... В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения».

Трудно с этим не согласиться. Но если мы – представители системы образования - хотим стать действительно ведущей отраслью, мы должны прочесть, проинтерпретировать сигналы, которые посылают нам общество и власть, сделать из них верные и ясные выводы, превратить эти выводы в конкретные задачи. Сегодня мы должны очень четко себе уяснить, что образование должно быть построено под потребности личности и общества.

Нам всем нужно научиться делать практические выводы из того, как нас обсуждают в СМИ, как на нас реагирует власть, какие законы, программы и проекты обсуждаются и принимаются, каков наш имидж в глазах родителей и детей.

Мой сегодняшний доклад – это попытка показать ключевые, с моей точки зрения, направления и среднесрочные цели нашей работы, а также задачи на 2007-2008 учебный год. Безусловно, при постановке целей и задач нужно анализировать и наши достижения. Нам нужно ясно понимать не только то, к чему нам нужно прийти, но и зафиксировать то, что мы уже успели сделать в том или ином направлении, какие трудности и проблемы у нас еще остаются.

Именно в этом ключе я хотел бы проинтерпретировать значимые внешние изменения, произошедшие за последнее время, сделать из них выводы и предложить среднесрочные и ближайшие задачи системы общего образования Красноярского края, учитывая и наши достижения.

Вы знаете, что в прошедшем учебном году произошли серьезные изменения в образовательном законодательстве, в управлении страной и краем. Были приняты важные законодательные инициативы, решения исполнительной власти, указывающие на новые представления о содержании образования, о его результатах и организации. Я имею в виду, прежде всего, следующее:

  1. Ежегодное послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию;

  2. Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (от 28 июня 2007 г. № 825);

  3. Постановления Совета администрации Красноярского края от 5 марта 2007 г. N 74-п и от 20 июля 2007 г. N 309-п «О комиссии по определению параметров социально-экономического развития края и механизмов их достижения, реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории края с различными формами государственной поддержки»;

  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования (изменения в Закон РФ «Об образовании»), (№ 194-ФЗ), Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года и Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года;

  5. Приоритетный национальный проект «Образование»;

  6. Проект комплексной модернизации общего образования в Красноярском крае;

  7. Федеральный проект «Информатизация системы образования», в котором активно участвует наш край;

  8. Ведомственная целевая программа «Развитие общего образования Красноярского края» на 2007- 2009 годы;

  9. Закон Красноярского края о краевой целевой программе "Дети" на 2007 - 2009 годы, от 26 декабря 2006 года N 21-5664 (в ред. Законов Красноярского края от 14.02.2007 N 21-5841, от 29.03.2007 N 22-5970);

  10. Закон Красноярского края о краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений" на 2007 - 2009 годы от 26 декабря 2006 года N 21-5564.

Первое.

О чем же нам сигнализирует Послание Президента Федеральному собранию? Я бы выделил три ключевых момента:

  1. Нашу работу будут оценивать объективно, по тем результатам и критериям, которые не мы сами для себя придумаем, а которые будут заданы извне. Фактически, они уже заданы, я скажу об этом чуть ниже. Мы должны будем публиковать результаты детей, классов, школ, для общества, для родителей. Нас будут сравнивать с другими, и показывать, где мы неэффективны. Этого не избежать. Нам нужно сделать из этого очень ясные выводы.

  2. Конечно, общество и власть будут интересоваться конкретными и объективно измеряемыми результатами, но особенное внимание будет уделяться инновациям. Цитирую: «Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий». В этой связи мы должны доказательно ответить на вопрос о том, какие именно наши технологии являются «самыми передовыми», какие именно образовательные технологии мы хотим всерьез внедрять.

  3. В Послании приведен следующий факт: «Только за последние четыре года аудитория Интернет в России увеличилась более чем в 4 раза и превысила 25 млн. человек» [конец цитаты]. Мы должны принять, что «расширение национального информационного пространства» - новая массовая реальность, прежде всего, для подрастающего поколения, для детей. Школа должна стать органичной частью этого пространства, использовать ресурсы и сервисы Интернет, информационно-коммуникационные технологии в целом, для обучения детей, для профессионального развития педагогов и современного управления. Здесь нам также нужно максимально использовать и развивать фонды и услуги школьных библиотек, которые «должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами», и которые должны строиться на основе современных цифровых технологий.

Второе.

Вы, наверное, уже читали и методику оценки, и критерии, по которым нас будут оценивать (я имею в виду Указ Президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и соответствующие Постановления Совета администрации Красноярского края). Я бы также хотел сделать здесь несколько важных фиксаций.

  1. Власть и общество видят наши результаты в здоровье и академических успехах детей, в удовлетворенности населения качеством общего образования. По утвержденным Президентом показателям:

Будет известен % детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся. Это значит, что скоро мы узнаем эти данные по классам, школам, районам, по краю в целом. Это значит, что мы должны будем предпринять усилия к тому, чтобы здоровых детей становилось больше, или, как минимум, чтобы здоровье детей в школах не ухудшалось. То же самое можно сказать и об академических результатах, потому что будет фиксироваться % детей, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших в нем, а также % учеников, участвовавших в ЕГЭ, от общей численности выпускников.

Удовлетворенность населения качеством образования будет измеряться независимыми опросами. Это непривычное для многих из нас обстоятельство.

Представьте себе, если в какой-то школе % сдавших ЕГЭ и отметки будут высокими, а процент удовлетворенности и показатели здоровья низкими. Можно и нужно будет делать управленческие выводы.

  1. Совершенно очевидно, что лозунг «деньги следуют за учеником» будет воплощен в жизнь, потому что по этим показателям мы будем знать:

численность учащихся, приходящихся на одного работающего в общеобразовательном учреждении, в том числе численность учащихся на одного учителя; среднюю наполняемость классов; расходы бюджета края в расчете на одного обучающегося; цифры бюджета края на капитальные расходы и текущие расходы, из них расходы и начисления на оплату труда.

  1. Для меня так же ясно, в каких направлениях ожидаются изменения в системе в связи со следующими показателями:

    • доля автономных учреждений от общего числа государственных (муниципальных) учреждений,

    • доля расходов консолидированного бюджета края на финансирование услуг, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями,

    • доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений края, переведенных: на нормативное подушевое финансирование и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

Нам нужно всем вместе делать выводы.

Третье.

Три ключевые поправки в Закон «Об образовании». Вы знаете, что теперь дети будут учиться в школе не 10, а 11 лет, и все эти 11 лет будут обязательными, что «второгодничество» будет определять не столько школа, сколько родители и что «возрастной ценз» исключения из школы возрос с 15 до 18 лет. Такие нормы изменяют отношения родителей и школы, детей и школы. Школа должна стать местом, в котором решающую роль будут играть родители, потребности детей и общества. Обратите внимание – не мнение педагога или педагогического коллектива, а решение родителя. Это сигнал о том, что нам нужно менять свои технологии под тех конкретных детей, которых мы учим, а не подбирать детей под то, что мы умеем делать. Кстати сказать, когда США приняли национальную программу улучшения качества образования, они провозгласили очень показательный в этом отношении лозунг национального масштаба: «Ни один ребенок не будет забыт». Мы тоже должны реализовать потенциал КАЖДОГО ребенка Красноярского края. И если мы что-то пока не умеем делать как профессионалы, то это наши проблемы, а не проблемы наших детей!

Четвертое.

За прошедшие годы мы с вами слышали много негативных репортажей о вопросах безопасности в школах. Жуткая Бесланская трагедия, пожары в школах, небезопасные «прогулки» детей из школы домой, текущие крыши, холодные туалеты и многие другие необустроенные вещи заставили и общество и власть обратить внимание на проблемы безопасности и материально-техническое состояние зданий, сооружений и оборудования образовательных учреждений. В Красноярском крае принята специальная целевая программа "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений" на 2007 - 2009 годы, направленная на решение этих проблем.

Я полагаю, что нет нужды подробно говорить о том, что все мы и так хорошо понимаем. Вопросы безопасных и современных условий образования являются наиболее острыми и нуждаются в пристальном внимании и немедленном реагировании.

Пятое.

Я хотел бы особо остановиться на приоритетном национальном проекте «Образование», проекте «Информатизация системы образования» и проекте комплексной модернизации образования в Красноярском крае.

Примечательным является применение самого по себе проектного метода к реформам в стране, и в образовании, в частности. Точнее, это метод МЕГАпроектов, т.е. проектов, отличающихся своей особой масштабностью и неким общенациональным содержанием, «впечатанным» в каждую, даже самую мелкую его задачу. Таким содержанием, такой идеей, на мой взгляд, является идея модернизации и возрождения страны, переход от кризиса к развитию.

Почему проект?

С одной стороны, можно сказать, что мы движемся по европейскому пути, который в отношении проектов показал одну примечательную вещь, - бюджетная экономия вследствие применения этого метода достигала 30%, а временные затраты могли сокращаться до 2,5 раз. Более того, ряд задач вообще не решается функциональными и постепенными методами, - таких как, например, полет человека в космос. Здесь нужна колоссальная концентрация ресурсов под очень ясную задачу, что как раз и является ядром проектной культуры.

С другой стороны, как психолог по базовому образованию, как человек, занимающийся образованием профессионально, могу сказать, что фундаментальная потребность человека в самочувствии обеспечивается именно мобилизацией его сил, капитализацией его личного потенциала и, в конечном счете, улучшением качества его жизни. В новом деле люди оживают. В большом и важном деле люди не только могут чувствовать и понимать себя, но также могут быть частью страны, быть кем-то и чем-то действительно важным.

Давайте посмотрим на конкретные направления ПНП «Образование».

Конкурсы школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Фактически, мы имели дело не совсем с образовательными инновациями. Предмет конкурса составляли программы развития конкретных школ, к чему лично я отношусь очень положительно. Однако принципиальной инновацией явился сам способ выявления победителей: программы оценивали не профессионалы, а общественность, представители различных общественных групп. Программы развития школ для потребностей личности и общества, а не наоборот, - вот ясный и недвусмысленный сигнал этого конкурса. Я знаю, что многие профессиональные эксперты, оценивавшие программы, многие директора, вообще люди из образования, никак не могли свыкнуться с тем, что они, вопреки своим прогнозам, оказались не в верхних строках рейтинга. Нам придется принять и пережить эту новую реальность, сделать выводы и изменения в своей работе. Считаю предельно важным тот факт, что Агентство в конкурсе школ, впрочем, как и в конкурсе учителей, выполняло не роль эксперта, а роль посредника, организатора диалога и взаимных оценок между школой и обществом. Мы привыкли ставить отметки другим. Пришла пора нам самим сесть за парту, и как следует выучить урок!

Поощрение лучших учителей. В чем состоит сигнал? Власть и общество говорят нам, что они готовы платить учителям хорошие деньги. Хорошие деньги хорошим учителям, которых поощряют за результаты, понятные обществу.

Я думаю, что и доплата за классное руководство - это демонстрация и свидетельство признания того, что воспитательная работа с детьми остро нуждается в подъеме. У нас есть масса красноречивых цифр и примеров упадка духа уважения к старшим, ухудшения атмосферы в коллективах. Многие просто забыли, что дети всегда нуждались в четкой и уважительной позиции взрослых о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», они нуждаются в повседневных примерах, достойных подражания.

Подключение всех школ к Интернету и проект «Информатизация системы образования». Почему Интернет? Почему компьютеры и информационно-коммуникационные технологии? Я полагаю, что ответ довольно очевиден: если мы не займемся этим усиленно, то наши дети просто останутся на вторичных рынках труда, в худших условиях жизни, они просто пройдут мимо современных цивилизационных благ. Но я думаю, что нам нужно на цифровые и информационно-коммуникационные технологии взглянуть и немного шире: особый, я бы даже сказал, центральный вызов образует применение и разработка ИКТ. Учитель должен не только показать эти ИКТ-средства, но еще и помочь ребенку установить связь между средством и целью. А это уже значит учить думать и действовать. Педагогические коллективы также должны четко сказать, какие именно ИКТ необходимо разработать для их более качественной и эффективной работы.

Наконец, проект комплексной модернизации общего образования в Красноярском крае. Для меня это непростой проект, в нем есть сложные вещи, остаются вопросы. Но одновременно с этим, я убежден в стратегической верности и своевременности такого проекта. Если мы хотим действительных и необратимых изменений к лучшему, мы должны показать нашим последователям, союзникам и противникам, что действуем постепенно и честно, что берем на себя обязательства и используем шансы даже в условиях риска. Проект комплексной модернизации содержит обобщение и усиление всех тех перемен, которые наметились в образовании: Введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей; Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; Развитие краевой системы оценки качества образования; Развитие сети общеобразовательных учреждений региона для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства; Расширение общественного участия в управлении образованием.

Ключевой посыл этого проекта состоит, на мой взгляд, в достижении интегральной, необратимой модернизации, сначала в базовых школах проекта, а затем и во всех учреждениях образования края. Нужно сделать так, чтобы массовая школа почувствовала преимущества современной экономики образования, улучшение качества жизни учителей и качества образования, ориентированного на потребности личности и общества. Нужно просто привыкнуть к хорошему.

Часть третья. Ключевые направления и цели Красноярского образования.

Таким образом, анализируя внешние вызовы и сигналы, я бы хотел сформулировать 6 ключевых областей изменений и те результаты, которые я в них вижу, и которых мы с вами будем добиваться в ближайшей и среднесрочной перспективе. Итак, чего же мы должны добиться?

  1. Результаты образования.

Нам необходимо ясно ответить на вопрос о том, какие конкретные результаты мы будем предъявлять обществу, государству за те средства, которые нам передают. С моей точки зрения, в среднесрочной перспективе нам необходимо определить следующие результаты, методики их измерения и нормативные значения показателей:

  • состояние здоровья учеников (группа здоровья и дидактогенные заболевания),

  • академические успехи детей (текущая успеваемость, результаты независимых тестов по предметам (освоение материала и базовых предметных умений), результаты муниципальных/межшкольных экзаменационных комиссий (МЭК), результаты ЕГЭ, успехи в академических состязаниях),

  • интегральная удовлетворенность детей и родителей образовательным учреждением,

  • индивидуальный прогресс детей в освоении 5 универсальных способностей для успешной жизни в современном мире (способность к исследованию, способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия; способность и умение принять решение; способность осуществлять принятое решение; способность постоянно осваивать новые типы деятельности (учение)),

  • возрастная (психологическая) зрелость.

Мы будем идти в этом направлении, мы будем понимать вместе, как именно можно определить эти результаты. Ясно, что мы не увидим этих результатов без создания системы их постоянного отслеживания (мониторинга). Я знаю, что в образовании ведется много разговоров про компетентности, но все разговоры заканчиваются тем, что мы не можем предъявить инструмент проверки и объективные данные. У нас нет постоянного мониторинга удовлетворенности детей и родителей школой. Мы никогда не проводили нормальный образовательный аудит школ. Нам нужно проанализировать в наступающем учебном году хотя бы одну школу, как с точки зрения предписанных результатов, так и с точки зрения тех результатов, которые она сама заявляет.

  1. Современные образовательные технологии и оборудование.

Для того чтобы достигать обозначенных результатов, нужны хорошие технологии и оборудование, - это азбучная истина. Наша задача состоит в том, чтобы собрать на территории края максимальное количество передовых образовательных технологий, оснастить образовательные учреждения самым современным оборудованием. Мы должны предоставлять максимум возможностей для наших детей. Мы должны заняться этим всерьез, по-настоящему, на хорошем уровне. Нам нужно внимательно посмотреть как на отечественные, так и на зарубежные технологии: развивающее обучение Эльконина-Давыдова, Вальдорфская педагогика, педагогика Марии Монтессори, Йена-план, Дальтон-школы, метод проектов, коллективный способ обучения, индивидуально-ориентированная система обучения, технологии Международного бакалавриата и другие. Нам необходимо точно понимать плюсы и минусы технологий, их результативность и эффективность, их пригодность для достижения сформулированных результатов. Известно, что развивающее обучение достаточно трудно приживается в наших школах, при том, что США активно внедряют эту образовательную технологию у себя, фактически экспортируют ее. Почему? Мы должны понять причины. Мы должны сделать практические выводы.

Без хорошо оборудованных учебных лабораторий, без качественных материалов мы никогда ничего не решим. Уже в этом году мы должны получить проектно-сметную документацию и оборудование специализированных кабинетов химии и физики, а также учительских, отвечающих современным представлениям о школе, классов полифункционального значения, в которых могут проходить уроки по разным предметам.

Нам необходимо позаботиться о том, чтобы у нас были разработчики и менеджеры, думающие о завтрашнем дне Красноярского образования, и о привлечении и внедрении новых образовательных технологий в школы, детские сады и другие учреждения образования.

  1. Безопасные и современные условия.

Вы понимаете, что никакого нормального образования не будет, если будут течь крыши, если в аудиториях будет холодно, если будет опасность пожаров, если питание будет плохим. Через несколько лет (желательно максимально быстро) мы должны снять вопросы с несоответствием образовательных учреждений требований пожарной безопасности, несоответствием условий обучения нормам СанПиНов.

Нам необходимо активно продолжать реализацию краевой целевой программы "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений". Нам нужно строить новые школы уже в соответствии с новыми требованиями. Нам нужно понимать, что иногда дешевле и проще сделать новое, чем перестраивать старое.

  1. Индивидуализация обучения учителей.

Никаких результатов, ни с какими технологиями и ни с какой безопасностью мы не добьемся, если в школе не будет компетентного учителя. Нужно, чтобы наши учителя были хорошо подготовлены.

Нужно начинать подготовку учителей под новые идеи, необходимо больше привлекать успешных практиков для преподавания, необходимо строить профессиональные клубы и сетевые объединения. Сейчас крайне важна переориентация идеи повышения квалификации. Наши учителя не ориентируются на потребности детей, потому, что и с ними поступают так же. У нас не курс для учителя, а учитель для курса. Ключевой идеей повышения квалификации, ключевым механизмом повышения квалификации должна стать индивидуализация, индивидуальная образовательная программа. Нужно делать такие курсы, которые запрашивают учителя, а не только отправлять учителей на те курсы, которые уже у нас разработаны. «Делай с учителем то, что ты хочешь, чтобы он потом делал с учеником» - вот лозунг современного управленца и работника системы повышения квалификации.

  1. Новая система оплаты труда учителей, направленная на повышение их доходов.

Качественный труд и хорошие результаты должны хорошо оплачиваться. Нам нужна новая система оплаты труда, при которой учитель будет получать достойное вознаграждение за достижение поставленных результатов. Не нужно опасаться, что уровень доходов учителей будет разный. Нужно дифференцировать оплату. Нужно реально и очевидно повысить доходы тех учителей, которые хотят и могут работать. Хочу обратить внимание, что это практически невозможно в условиях, когда фонд оплаты труда не увеличивается. В Красноярском крае нужно принять политическое решение о реальном увеличении ФОТ. При этом нужно уйти от существующей схемы, при которой учитель получает зарплату за количество отведенных часов. Неудивительно, что он заинтересован не в результате, а в увеличении объема работы. Неудивительно, как часто мы осознаем, что пилим опилки.

  1. Современный менеджмент образовательных учреждений.

Достижение результатов по всем предыдущим направлениям нереально без грамотного менеджмента. Нам нужна такая система подготовки, переподготовки и стимулирования труда администраторов, при которой их вознаграждение ставится в зависимость от количества детей и качества образования в возглавляемых ими учреждениях. Нам нужна система управления, при которой деньги идут за учеником, при которой директор - это менеджер с хорошей зарплатой, а не лучший учитель. В ближайшее время нужно сделать акцент именно на руководителях школ, на их экономической и правовой грамотности. Мы ведь все хорошо понимаем, что «Рыба гниет с головы», и что «Каков поп, таков и приход».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №102 имени академика Михаила Фёдоровича Решетнёва»

    Публичный отчет
    Совершенствование профессионального мастерства педагогов, способных компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением образовательной деятельности с внедрением современных методов обучения.
  2. Основные результаты деятельности образовательных учреждений в 2007-2008 учебном году. Приоритетные направления развития системы образования города Перми на 2008-2009 учебный год

    Документ
    Раздел 3. Обеспечение детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании гарантированного права на получение бесплатного, адекватного их развитию образования,
  3. Целевая программа «Юный сыктывкарец XXI века» на 2007 2010 годы Сыктывкар, 2007

    Программа
    Создание благоприятных условий для комплексного развития детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях города Сыктывкара, на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,
  4. Методические рекомендации по проведению первого урока 2007-08 учебного года «урок чтения. 860-летие москвы»

    Методические рекомендации
    Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.
  5. Публичный доклад о состоянии и развитии муниципальной системы образования города Сургута в 2008 году Введение

    Доклад
    Обеспечение условий для удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном и доступном образовании – стратегическая цель развития муниципальной системы образования, неизменный приоритет социальной политики Администрации города.

Другие похожие документы..