Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У вартості туру: «Перлина Дунаю – Будапешт», «Вільне Місто Регенсбург», «Перше побачення з Парижем», «Зальцбург – симфонія звуків і пейзажів», «Відень...полностью>>
'Документ'
Мета роботи - мотивація доцільності попередньої обробки результатів вимірювань в комп’ютерно – інтегрованих системах управління (КІСУ) безпосередньо ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Авторы: Турищева Т.Б., зав.кафедрой “Бухгалтерского учета, анализа и аудита”, кандидат экономических наук, доцент, аттестованный преподаватель ИПБ и ...полностью>>
'Документ'
Объектом изучения археологии являются остатки материальной культуры. Для определения этнического состава древнего населения памятники материальной ку...полностью>>

«Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2007-2008 учебный год»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Красноярск,

МВДЦ «Сибирь»,

21 августа 2007 года

Доклад

руководителя агентства образования

«Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2007-2008 учебный год»

на августовском совещании работников общего образования Красноярского края

«Комплексная модернизация общего образования края: контексты, достижения и задачи 2007-2008 учебного года

Часть первая. Вступление.

Уважаемые родители воспитанников и учащихся системы образования Красноярского края!

Уважаемые учителя, руководители и администраторы образовательных учреждений!

Уважаемые руководители органов управления образованием!

Уважаемые Главы территорий!

Уважаемые депутаты!

Уважаемый Президиум!

Позвольте приветствовать Вас и поздравить с уже начинающимся Новым учебным годом! Позвольте пожелать Вам всем здоровья и благополучия, новых успехов и побед!

Мы проводим традиционную августовскую конференцию образования Красноярского края для того, чтобы начать новый учебный год с максимально возможно прозрачными ориентирами для работы, с ясными задачами на предстоящий период, с общим видением достижений, проблем и трудностей! В связи с этим мой доклад называется «Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2007-2008 учебный год».

Часть вторая. Вызовы и сигналы.

Всем развитым государствам стало очевидно одно решающее обстоятельство глобального «соревнования»: в международной конкуренции выиграет тот, кто сможет подготовить людей, способных жить и развиваться в современной экономике – экономике знаний. Я недавно смотрел статью Дмитрия Медведева о приоритетных национальных проектах. Он говорит о том, что: «в основе создания экономики знаний и нового общества лежит развитие потенциала личности, который прямо зависит от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры... В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения».

Трудно с этим не согласиться. Но если мы – представители системы образования - хотим стать действительно ведущей отраслью, мы должны прочесть, проинтерпретировать сигналы, которые посылают нам общество и власть, сделать из них верные и ясные выводы, превратить эти выводы в конкретные задачи. Сегодня мы должны очень четко себе уяснить, что образование должно быть построено под потребности личности и общества.

Нам всем нужно научиться делать практические выводы из того, как нас обсуждают в СМИ, как на нас реагирует власть, какие законы, программы и проекты обсуждаются и принимаются, каков наш имидж в глазах родителей и детей.

Мой сегодняшний доклад – это попытка показать ключевые, с моей точки зрения, направления и среднесрочные цели нашей работы, а также задачи на 2007-2008 учебный год. Безусловно, при постановке целей и задач нужно анализировать и наши достижения. Нам нужно ясно понимать не только то, к чему нам нужно прийти, но и зафиксировать то, что мы уже успели сделать в том или ином направлении, какие трудности и проблемы у нас еще остаются.

Именно в этом ключе я хотел бы проинтерпретировать значимые внешние изменения, произошедшие за последнее время, сделать из них выводы и предложить среднесрочные и ближайшие задачи системы общего образования Красноярского края, учитывая и наши достижения.

Вы знаете, что в прошедшем учебном году произошли серьезные изменения в образовательном законодательстве, в управлении страной и краем. Были приняты важные законодательные инициативы, решения исполнительной власти, указывающие на новые представления о содержании образования, о его результатах и организации. Я имею в виду, прежде всего, следующее:

  1. Ежегодное послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию;

  2. Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (от 28 июня 2007 г. № 825);

  3. Постановления Совета администрации Красноярского края от 5 марта 2007 г. N 74-п и от 20 июля 2007 г. N 309-п «О комиссии по определению параметров социально-экономического развития края и механизмов их достижения, реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории края с различными формами государственной поддержки»;

  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования (изменения в Закон РФ «Об образовании»), (№ 194-ФЗ), Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года и Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года;

  5. Приоритетный национальный проект «Образование»;

  6. Проект комплексной модернизации общего образования в Красноярском крае;

  7. Федеральный проект «Информатизация системы образования», в котором активно участвует наш край;

  8. Ведомственная целевая программа «Развитие общего образования Красноярского края» на 2007- 2009 годы;

  9. Закон Красноярского края о краевой целевой программе "Дети" на 2007 - 2009 годы, от 26 декабря 2006 года N 21-5664 (в ред. Законов Красноярского края от 14.02.2007 N 21-5841, от 29.03.2007 N 22-5970);

  10. Закон Красноярского края о краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений" на 2007 - 2009 годы от 26 декабря 2006 года N 21-5564.

Первое.

О чем же нам сигнализирует Послание Президента Федеральному собранию? Я бы выделил три ключевых момента:

  1. Нашу работу будут оценивать объективно, по тем результатам и критериям, которые не мы сами для себя придумаем, а которые будут заданы извне. Фактически, они уже заданы, я скажу об этом чуть ниже. Мы должны будем публиковать результаты детей, классов, школ, для общества, для родителей. Нас будут сравнивать с другими, и показывать, где мы неэффективны. Этого не избежать. Нам нужно сделать из этого очень ясные выводы.

  2. Конечно, общество и власть будут интересоваться конкретными и объективно измеряемыми результатами, но особенное внимание будет уделяться инновациям. Цитирую: «Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий». В этой связи мы должны доказательно ответить на вопрос о том, какие именно наши технологии являются «самыми передовыми», какие именно образовательные технологии мы хотим всерьез внедрять.

  3. В Послании приведен следующий факт: «Только за последние четыре года аудитория Интернет в России увеличилась более чем в 4 раза и превысила 25 млн. человек» [конец цитаты]. Мы должны принять, что «расширение национального информационного пространства» - новая массовая реальность, прежде всего, для подрастающего поколения, для детей. Школа должна стать органичной частью этого пространства, использовать ресурсы и сервисы Интернет, информационно-коммуникационные технологии в целом, для обучения детей, для профессионального развития педагогов и современного управления. Здесь нам также нужно максимально использовать и развивать фонды и услуги школьных библиотек, которые «должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами», и которые должны строиться на основе современных цифровых технологий.

Второе.

Вы, наверное, уже читали и методику оценки, и критерии, по которым нас будут оценивать (я имею в виду Указ Президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и соответствующие Постановления Совета администрации Красноярского края). Я бы также хотел сделать здесь несколько важных фиксаций.

  1. Власть и общество видят наши результаты в здоровье и академических успехах детей, в удовлетворенности населения качеством общего образования. По утвержденным Президентом показателям:

Будет известен % детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся. Это значит, что скоро мы узнаем эти данные по классам, школам, районам, по краю в целом. Это значит, что мы должны будем предпринять усилия к тому, чтобы здоровых детей становилось больше, или, как минимум, чтобы здоровье детей в школах не ухудшалось. То же самое можно сказать и об академических результатах, потому что будет фиксироваться % детей, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших в нем, а также % учеников, участвовавших в ЕГЭ, от общей численности выпускников.

Удовлетворенность населения качеством образования будет измеряться независимыми опросами. Это непривычное для многих из нас обстоятельство.

Представьте себе, если в какой-то школе % сдавших ЕГЭ и отметки будут высокими, а процент удовлетворенности и показатели здоровья низкими. Можно и нужно будет делать управленческие выводы.

  1. Совершенно очевидно, что лозунг «деньги следуют за учеником» будет воплощен в жизнь, потому что по этим показателям мы будем знать:

численность учащихся, приходящихся на одного работающего в общеобразовательном учреждении, в том числе численность учащихся на одного учителя; среднюю наполняемость классов; расходы бюджета края в расчете на одного обучающегося; цифры бюджета края на капитальные расходы и текущие расходы, из них расходы и начисления на оплату труда.

  1. Для меня так же ясно, в каких направлениях ожидаются изменения в системе в связи со следующими показателями:

    • доля автономных учреждений от общего числа государственных (муниципальных) учреждений,

    • доля расходов консолидированного бюджета края на финансирование услуг, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями,

    • доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений края, переведенных: на нормативное подушевое финансирование и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

Нам нужно всем вместе делать выводы.

Третье.

Три ключевые поправки в Закон «Об образовании». Вы знаете, что теперь дети будут учиться в школе не 10, а 11 лет, и все эти 11 лет будут обязательными, что «второгодничество» будет определять не столько школа, сколько родители и что «возрастной ценз» исключения из школы возрос с 15 до 18 лет. Такие нормы изменяют отношения родителей и школы, детей и школы. Школа должна стать местом, в котором решающую роль будут играть родители, потребности детей и общества. Обратите внимание – не мнение педагога или педагогического коллектива, а решение родителя. Это сигнал о том, что нам нужно менять свои технологии под тех конкретных детей, которых мы учим, а не подбирать детей под то, что мы умеем делать. Кстати сказать, когда США приняли национальную программу улучшения качества образования, они провозгласили очень показательный в этом отношении лозунг национального масштаба: «Ни один ребенок не будет забыт». Мы тоже должны реализовать потенциал КАЖДОГО ребенка Красноярского края. И если мы что-то пока не умеем делать как профессионалы, то это наши проблемы, а не проблемы наших детей!

Четвертое.

За прошедшие годы мы с вами слышали много негативных репортажей о вопросах безопасности в школах. Жуткая Бесланская трагедия, пожары в школах, небезопасные «прогулки» детей из школы домой, текущие крыши, холодные туалеты и многие другие необустроенные вещи заставили и общество и власть обратить внимание на проблемы безопасности и материально-техническое состояние зданий, сооружений и оборудования образовательных учреждений. В Красноярском крае принята специальная целевая программа "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений" на 2007 - 2009 годы, направленная на решение этих проблем.

Я полагаю, что нет нужды подробно говорить о том, что все мы и так хорошо понимаем. Вопросы безопасных и современных условий образования являются наиболее острыми и нуждаются в пристальном внимании и немедленном реагировании.

Пятое.

Я хотел бы особо остановиться на приоритетном национальном проекте «Образование», проекте «Информатизация системы образования» и проекте комплексной модернизации образования в Красноярском крае.

Примечательным является применение самого по себе проектного метода к реформам в стране, и в образовании, в частности. Точнее, это метод МЕГАпроектов, т.е. проектов, отличающихся своей особой масштабностью и неким общенациональным содержанием, «впечатанным» в каждую, даже самую мелкую его задачу. Таким содержанием, такой идеей, на мой взгляд, является идея модернизации и возрождения страны, переход от кризиса к развитию.

Почему проект?

С одной стороны, можно сказать, что мы движемся по европейскому пути, который в отношении проектов показал одну примечательную вещь, - бюджетная экономия вследствие применения этого метода достигала 30%, а временные затраты могли сокращаться до 2,5 раз. Более того, ряд задач вообще не решается функциональными и постепенными методами, - таких как, например, полет человека в космос. Здесь нужна колоссальная концентрация ресурсов под очень ясную задачу, что как раз и является ядром проектной культуры.

С другой стороны, как психолог по базовому образованию, как человек, занимающийся образованием профессионально, могу сказать, что фундаментальная потребность человека в самочувствии обеспечивается именно мобилизацией его сил, капитализацией его личного потенциала и, в конечном счете, улучшением качества его жизни. В новом деле люди оживают. В большом и важном деле люди не только могут чувствовать и понимать себя, но также могут быть частью страны, быть кем-то и чем-то действительно важным.

Давайте посмотрим на конкретные направления ПНП «Образование».

Конкурсы школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Фактически, мы имели дело не совсем с образовательными инновациями. Предмет конкурса составляли программы развития конкретных школ, к чему лично я отношусь очень положительно. Однако принципиальной инновацией явился сам способ выявления победителей: программы оценивали не профессионалы, а общественность, представители различных общественных групп. Программы развития школ для потребностей личности и общества, а не наоборот, - вот ясный и недвусмысленный сигнал этого конкурса. Я знаю, что многие профессиональные эксперты, оценивавшие программы, многие директора, вообще люди из образования, никак не могли свыкнуться с тем, что они, вопреки своим прогнозам, оказались не в верхних строках рейтинга. Нам придется принять и пережить эту новую реальность, сделать выводы и изменения в своей работе. Считаю предельно важным тот факт, что Агентство в конкурсе школ, впрочем, как и в конкурсе учителей, выполняло не роль эксперта, а роль посредника, организатора диалога и взаимных оценок между школой и обществом. Мы привыкли ставить отметки другим. Пришла пора нам самим сесть за парту, и как следует выучить урок!

Поощрение лучших учителей. В чем состоит сигнал? Власть и общество говорят нам, что они готовы платить учителям хорошие деньги. Хорошие деньги хорошим учителям, которых поощряют за результаты, понятные обществу.

Я думаю, что и доплата за классное руководство - это демонстрация и свидетельство признания того, что воспитательная работа с детьми остро нуждается в подъеме. У нас есть масса красноречивых цифр и примеров упадка духа уважения к старшим, ухудшения атмосферы в коллективах. Многие просто забыли, что дети всегда нуждались в четкой и уважительной позиции взрослых о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», они нуждаются в повседневных примерах, достойных подражания.

Подключение всех школ к Интернету и проект «Информатизация системы образования». Почему Интернет? Почему компьютеры и информационно-коммуникационные технологии? Я полагаю, что ответ довольно очевиден: если мы не займемся этим усиленно, то наши дети просто останутся на вторичных рынках труда, в худших условиях жизни, они просто пройдут мимо современных цивилизационных благ. Но я думаю, что нам нужно на цифровые и информационно-коммуникационные технологии взглянуть и немного шире: особый, я бы даже сказал, центральный вызов образует применение и разработка ИКТ. Учитель должен не только показать эти ИКТ-средства, но еще и помочь ребенку установить связь между средством и целью. А это уже значит учить думать и действовать. Педагогические коллективы также должны четко сказать, какие именно ИКТ необходимо разработать для их более качественной и эффективной работы.

Наконец, проект комплексной модернизации общего образования в Красноярском крае. Для меня это непростой проект, в нем есть сложные вещи, остаются вопросы. Но одновременно с этим, я убежден в стратегической верности и своевременности такого проекта. Если мы хотим действительных и необратимых изменений к лучшему, мы должны показать нашим последователям, союзникам и противникам, что действуем постепенно и честно, что берем на себя обязательства и используем шансы даже в условиях риска. Проект комплексной модернизации содержит обобщение и усиление всех тех перемен, которые наметились в образовании: Введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей; Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; Развитие краевой системы оценки качества образования; Развитие сети общеобразовательных учреждений региона для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства; Расширение общественного участия в управлении образованием.

Ключевой посыл этого проекта состоит, на мой взгляд, в достижении интегральной, необратимой модернизации, сначала в базовых школах проекта, а затем и во всех учреждениях образования края. Нужно сделать так, чтобы массовая школа почувствовала преимущества современной экономики образования, улучшение качества жизни учителей и качества образования, ориентированного на потребности личности и общества. Нужно просто привыкнуть к хорошему.

Часть третья. Ключевые направления и цели Красноярского образования.

Таким образом, анализируя внешние вызовы и сигналы, я бы хотел сформулировать 6 ключевых областей изменений и те результаты, которые я в них вижу, и которых мы с вами будем добиваться в ближайшей и среднесрочной перспективе. Итак, чего же мы должны добиться?

  1. Результаты образования.

Нам необходимо ясно ответить на вопрос о том, какие конкретные результаты мы будем предъявлять обществу, государству за те средства, которые нам передают. С моей точки зрения, в среднесрочной перспективе нам необходимо определить следующие результаты, методики их измерения и нормативные значения показателей:

  • состояние здоровья учеников (группа здоровья и дидактогенные заболевания),

  • академические успехи детей (текущая успеваемость, результаты независимых тестов по предметам (освоение материала и базовых предметных умений), результаты муниципальных/межшкольных экзаменационных комиссий (МЭК), результаты ЕГЭ, успехи в академических состязаниях),

  • интегральная удовлетворенность детей и родителей образовательным учреждением,

  • индивидуальный прогресс детей в освоении 5 универсальных способностей для успешной жизни в современном мире (способность к исследованию, способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия; способность и умение принять решение; способность осуществлять принятое решение; способность постоянно осваивать новые типы деятельности (учение)),

  • возрастная (психологическая) зрелость.

Мы будем идти в этом направлении, мы будем понимать вместе, как именно можно определить эти результаты. Ясно, что мы не увидим этих результатов без создания системы их постоянного отслеживания (мониторинга). Я знаю, что в образовании ведется много разговоров про компетентности, но все разговоры заканчиваются тем, что мы не можем предъявить инструмент проверки и объективные данные. У нас нет постоянного мониторинга удовлетворенности детей и родителей школой. Мы никогда не проводили нормальный образовательный аудит школ. Нам нужно проанализировать в наступающем учебном году хотя бы одну школу, как с точки зрения предписанных результатов, так и с точки зрения тех результатов, которые она сама заявляет.

  1. Современные образовательные технологии и оборудование.

Для того чтобы достигать обозначенных результатов, нужны хорошие технологии и оборудование, - это азбучная истина. Наша задача состоит в том, чтобы собрать на территории края максимальное количество передовых образовательных технологий, оснастить образовательные учреждения самым современным оборудованием. Мы должны предоставлять максимум возможностей для наших детей. Мы должны заняться этим всерьез, по-настоящему, на хорошем уровне. Нам нужно внимательно посмотреть как на отечественные, так и на зарубежные технологии: развивающее обучение Эльконина-Давыдова, Вальдорфская педагогика, педагогика Марии Монтессори, Йена-план, Дальтон-школы, метод проектов, коллективный способ обучения, индивидуально-ориентированная система обучения, технологии Международного бакалавриата и другие. Нам необходимо точно понимать плюсы и минусы технологий, их результативность и эффективность, их пригодность для достижения сформулированных результатов. Известно, что развивающее обучение достаточно трудно приживается в наших школах, при том, что США активно внедряют эту образовательную технологию у себя, фактически экспортируют ее. Почему? Мы должны понять причины. Мы должны сделать практические выводы.

Без хорошо оборудованных учебных лабораторий, без качественных материалов мы никогда ничего не решим. Уже в этом году мы должны получить проектно-сметную документацию и оборудование специализированных кабинетов химии и физики, а также учительских, отвечающих современным представлениям о школе, классов полифункционального значения, в которых могут проходить уроки по разным предметам.

Нам необходимо позаботиться о том, чтобы у нас были разработчики и менеджеры, думающие о завтрашнем дне Красноярского образования, и о привлечении и внедрении новых образовательных технологий в школы, детские сады и другие учреждения образования.

  1. Безопасные и современные условия.

Вы понимаете, что никакого нормального образования не будет, если будут течь крыши, если в аудиториях будет холодно, если будет опасность пожаров, если питание будет плохим. Через несколько лет (желательно максимально быстро) мы должны снять вопросы с несоответствием образовательных учреждений требований пожарной безопасности, несоответствием условий обучения нормам СанПиНов.

Нам необходимо активно продолжать реализацию краевой целевой программы "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений". Нам нужно строить новые школы уже в соответствии с новыми требованиями. Нам нужно понимать, что иногда дешевле и проще сделать новое, чем перестраивать старое.

  1. Индивидуализация обучения учителей.

Никаких результатов, ни с какими технологиями и ни с какой безопасностью мы не добьемся, если в школе не будет компетентного учителя. Нужно, чтобы наши учителя были хорошо подготовлены.

Нужно начинать подготовку учителей под новые идеи, необходимо больше привлекать успешных практиков для преподавания, необходимо строить профессиональные клубы и сетевые объединения. Сейчас крайне важна переориентация идеи повышения квалификации. Наши учителя не ориентируются на потребности детей, потому, что и с ними поступают так же. У нас не курс для учителя, а учитель для курса. Ключевой идеей повышения квалификации, ключевым механизмом повышения квалификации должна стать индивидуализация, индивидуальная образовательная программа. Нужно делать такие курсы, которые запрашивают учителя, а не только отправлять учителей на те курсы, которые уже у нас разработаны. «Делай с учителем то, что ты хочешь, чтобы он потом делал с учеником» - вот лозунг современного управленца и работника системы повышения квалификации.

  1. Новая система оплаты труда учителей, направленная на повышение их доходов.

Качественный труд и хорошие результаты должны хорошо оплачиваться. Нам нужна новая система оплаты труда, при которой учитель будет получать достойное вознаграждение за достижение поставленных результатов. Не нужно опасаться, что уровень доходов учителей будет разный. Нужно дифференцировать оплату. Нужно реально и очевидно повысить доходы тех учителей, которые хотят и могут работать. Хочу обратить внимание, что это практически невозможно в условиях, когда фонд оплаты труда не увеличивается. В Красноярском крае нужно принять политическое решение о реальном увеличении ФОТ. При этом нужно уйти от существующей схемы, при которой учитель получает зарплату за количество отведенных часов. Неудивительно, что он заинтересован не в результате, а в увеличении объема работы. Неудивительно, как часто мы осознаем, что пилим опилки.

  1. Современный менеджмент образовательных учреждений.

Достижение результатов по всем предыдущим направлениям нереально без грамотного менеджмента. Нам нужна такая система подготовки, переподготовки и стимулирования труда администраторов, при которой их вознаграждение ставится в зависимость от количества детей и качества образования в возглавляемых ими учреждениях. Нам нужна система управления, при которой деньги идут за учеником, при которой директор - это менеджер с хорошей зарплатой, а не лучший учитель. В ближайшее время нужно сделать акцент именно на руководителях школ, на их экономической и правовой грамотности. Мы ведь все хорошо понимаем, что «Рыба гниет с головы», и что «Каков поп, таков и приход».

Часть четвертая. Анализ достижений и проблем, формулировка задач.

Что такое Красноярское образование сегодня?

Краевая система образования включает в себя следующие направления:

  • Дошкольное образование;

  • Собственно общее образование («школьное образование»), включающее в себя кадетское и женское гимназическое образование;

  • Дополнительное образование детей;

  • Специальное (коррекционное) образование детей;

  • Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • Опека и попечительство несовершеннолетних;

  • Среднее специальное педагогическое образование;

  • Повышение квалификации и переподготовка кадров образования.

Немного основных цифр.

На сегодняшний день в крае (включая Таймыр, Эвенкию) должны начать работу 1369 школ в том числе: 1325 общеобразовательных школ (кроме того, еще 99 филиалов), 44 школы для детей с трудностями развития, и 32 вечерних школы, которые будут посещать более чем 314 тыс. детей.

Сегодня в образовательных учреждениях Красноярского края работает почти 27 с половиной тысяч учителей, из которых 60% работают в городских школах, а 40% в сельских. В крае ежедневно выходят на работу 1114 директоров и 1968 их заместителей, - непосредственных организаторов учебного процесса в образовательных учреждениях.

Краевая система также включает 977 дошкольных учреждений которые посещают свыше 100 тысяч ребятишек. Работает в них более 14 тысяч педагогических работников.

Остановимся немного подробней на некоторых направлениях, отметив наши достижения, проблемы и трудности, а также задачи на 2007-2008 учебный год.

Уважаемые коллеги! Хочу предупредить, что по каким-то направлениям вы увидите достаточно подробный анализ и постановку задач, а по каким-то я пока ограничусь фрагментарным анализом и небольшим спектром задач. Однако нам всем необходимо понимать, что основные цели для всех направлений краевого образования будут идентичны. Я открыт для дополнений и предложений, для конкретизации матрицы задач на основе описанных мною целей.

Сейчас я во многие вопросы вникаю, и вполне естественно, что не по всем направлениям мы провели анализ такого качества, как хотелось бы. Не везде, быть может, прозвучат достижения и оценки. Однако мы доведем анализ состояния дел и формулировку задач по той матрице, которую вы видите на экране, в течение ближайшего времени. Мне лично и нам всем вместе необходимо более взвешенно оценить имеющиеся исполнительские ресурсы территорий и учреждений, разработческие группы. Необходимо определить в крае такие коллективы, которые смогут образовать точки роста. Я полагаю, что сегодня на первый план уже выходит даже не столько наличие денег, сколько наличие компетентных и ответственных сотрудников, способных сбалансировать и обеспечить связность трех ключевых компонент работы – целей (идей), условий и ресурсов. Я понимаю, что такие люди и будут ключевым дефицитным ресурсом системы. Впрочем, как обычно.

Матрица задач системы образования Красноярского края на 2006-2007 учебный год.

Цели

Направления

Результаты образования

Современные образовательные технологии и оборудование

Безопасные условия

Индивидуализация обучения учителей

Новая система оплаты труда учителей, направленная на повышение их доходов

Современный менеджмент образовательных учреждений

Дошкольное образование

Общее образование, включающее кадетское и женское гимназическое образование

Дополнительное образование детей

Специальное (коррекционное) образование детей

Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Опека и попечительство несовершеннолетних

Среднее специальное педагогическое образование

Повышение квалификации и переподготовка кадров образования

Дошкольное образование.

Достижения.

В этом году, благодаря краевой целевой программе «Дети», все пожелавшие родители детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (а это 33,3 тысячи детей) получают ежемесячную компенсацию в размере 3000 рублей за место в дошкольном учреждении.

На сегодняшний день почти 63% от общего числа детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют место в дошкольном учреждении. 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения, получают предшкольное образование в группах кратковременного пребывания.

За первоначальный период действия программы «Дети» возвращено 5 зданий дошкольных учреждений на 1160 новых мест. В этом году еще предстоит освоить более 250 млн. рублей (выделено из краевого бюджета) и открыть 3500 новых мест. Прогнозируется, что полностью потребность населения края в местах для детей будет удовлетворена до 2015 года.

Одновременно улучшается материально-техническая база дошкольных учреждений и достаток воспитателей. По результатам конкурса 162 ДОУ получат гранты в размере 300 тыс. руб. с количеством воспитанников менее 120 чел и 500 тыс. руб. с количеством воспитанников более 120 человек для приобретения учебно-игрового оборудования, программно-методического обеспечения, модернизации материально-технической базы. 500 воспитателей муниципальных ДОУ получат гранты в размере 40 тыс. рублей каждый. И эта поддержка будет продолжаться до 2009 года включительно.

Проблемы и трудности.

Значительной доле детей в возрасте от 2 до 7 лет, (всего около 37%), не может быть предоставлена возможность полного пребывания в дошкольном учреждении.

К сожалению, органы местного самоуправления и руководство дошкольных учреждений пока не создают условия обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, для детей-инвалидов), несмотря на явно проявляющиеся потребности населения в такой услуге.

У нас до сих пор нет зданий дошкольных учреждений в 904 (девятисот четырех) сельских поселениях.

Одной из наиболее существенных проблем считаю отсутствие взвешенной системы мониторинга качества образования в детских садах и системы оценки результатов программ предшкольного образования детей в возрасте от 5 до 7 лет в группах кратковременного пребывания.

Задачи.

Наиболее насущной задачей является создание первой версии региональной системы мониторинга качества образования в дошкольных учреждениях. У нас здесь есть хорошие заделы и ориентиры. Нам только важно понять и избежать одного риска: не подменить детский сад школой.

Мы должны активно осваивать средства, выделенные на создание новых мест в дошкольных учреждениях, планомерно и максимально быстро закрывать образовавшийся дефицит.

В этом году нам необходимо получить проектные предложения на разработку и распространение моделей дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных садах. Должен сказать особо, что такую же линию необходимо разворачивать и в школах.

Необходимо провести ряд мероприятий методического и содержательного характера по организации дошкольного образования в поселениях, где отсутствуют здания дошкольных учреждений, сделав акцент на выявлении лидеров и обмене опытом.

«Школьное образование».

Достижения.

ЕГЭ. 96% выпускников наших школ сдавали экзамен в форме ЕГЭ в 2007 году. ЕГЭ проведен по 12 предметам. Количество "двоек" по математике уменьшилось и стало равным среднероссийскому показателю. Наши дети в прошедшем году успешнее сдали русский язык. Это радует.

Экзамен выпускников 9 класса межшкольной комиссии (по алгебре, русскому языку, биологии и обществознанию) в 2007 году опробовала треть территорий края. Качество результатов нам пока оценивать преждевременно, потому что, во-первых, нужно добиться оформления сопоставимых показателей, во-вторых, нормализовать и валидировать значения показателей для того, чтобы измерять то, что нам в действительности нужно измерять.

Результаты контрольных работ учащихся четвертых классов не блестящие: 25% проверенных работ показывают несформированность умений и навыков по русскому языку и математике на уровне образовательного стандарта. Хотя это и важная информация, нам не нужно здесь торопиться с выводами, потому что, следуя старой поговорке, мы должны понимать, что «болезнь там, где врач». Мы должны сначала точно выверить «измеряемые конструкты» и инструменты, их действительный, общественно понятный образовательный смысл и найти «общий миллиметр», как говорят диагносты, затем поставить всех в одинаковые или хотя бы сходные условия, как говорят управленцы, а затем знать предмет и излагать его ясно, как говорят учителя.

В 2007 году проведены краевые предметные олимпиады школьников по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии, литературе, обществознанию, экономике, основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников из 1358 награжденных, 8 представителей Красноярского края стали победителями и призёрами. Конечно, здесь нам нужно повышать планку достижений.

Проблемы и трудности.

Ключевой проблемой я вижу отсутствие ясных инструментов измерения не только академических результатов, но также и результатов удовлетворенности, здоровья и прогресса детей в развитии способностей. Пока мы не будем иметь взвешенной оценки этих параметров, пока мы не договоримся об их общественном смысле, мы не сможем продвинуться на новом пути, на пути достижения результатов.

Основные задачи.

Я думаю, что нам нужно проектировать и внедрять краевую систему оценки качества образования, вносить в Департамент образования соответствующие нормативные и организационные предложения.

Уверен, что первая задача может быть подкреплена и внесением в Департамент проекта распоряжения о введении в действие методических рекомендаций по организации публичного отчета школы.

Нам крайне необходимо участие в международных сравнительных исследованиях качества образования PISA, TIMMS, PIRLS, участие в оценке ИКТ-компетентности школьников, привлечение российских и международных экспертов к оценке состояния дел и перспектив развития образования края.

Современные образовательные технологии и оборудование.

Достижения.

Мы ежегодно совместно с выставочной компанией «Красноярская ярмарка» проводим выставку «Школа. Образование», на которой можем увидеть достижения наших школ, новые образцы учебных материалов и оборудования.

Нам удалось добиться полной обеспеченности учебниками и учебной литературой. Для обеспечения обучающихся образовательных учреждений края учебниками в 2007 году потрачено более 130 млн. руб. (1 млн. 371 тыс. экземпляров учебной литературы).

К 1 сентября 2007 года в школы края поступит 98,6% заказанных учебников с 1 по 11 класс. До 25 сентября поставка должна будет закончена полностью.

В 2006 за счет федерального бюджета приобретено 103 комплекта оборудования учебных кабинетов на сумму почти 32 с половиной млн. руб. За счет краевого бюджета приобретены учебно-наглядные пособия на сумму 24 млн. руб. В 2007 году за счет федерального бюджета приобретено 116 комплектов учебного оборудования, за счет краевого бюджета 40 комплектов. Также на учебное оборудование будет потрачено почти 45 с половиной млн. руб., полученных за счет участия в проекте комплексной модернизации образования.

Мы добились стабильного расходования средств краевых субвенций на образовательную деятельность. Как показал анализ, большая часть этих средств тратится школами на учебное оборудование и материалы, а также на поддержание инфраструктуры образовательного процесса. Это отрадный факт.

85% школ края уже подключены к сети Интернет. До конца 2007 будут подключены все оставшиеся школы. 1123 школы получат специальное оборудование, которое позволит им выходить в Интернет. В остальных школах такое оборудование есть.

Проблемы и трудности.

Образовательное (в т.ч. учебное) оборудование существенной части школ все-таки не соответствует требованиям современного устройства образовательного процесса. Тем самым для нас затрудняется процесс модернизации и развития образования, отягощая новые идеи старыми инфраструктурными решениями.

Новые школы и детские сады (их здания и территории) мы вынуждены строить по проектам, морально устаревшим с точки зрения современных образовательных требований, комфорта и безопасности детей.

В ряде случаев школьные органы управления продолжают халатно относиться к обеспечению школьников учебниками, чем наносят ущерб правам жителей края, доверию власти и вносят путаницу в уже ставший ясным вопрос об учебниках.

Малочисленные и малокомплектные школы края (398, без Таймыра и Эвенкии, с числом обучающихся 50 и менее, с общим числом детей - 7778) пока не осмыслены ни в рамках общей сети школ, ни в экономических рамках, и нуждаются в разумной и осторожной реструктуризации. Отмечу, что реструктуризация обязательно должна осуществляться с целью повышения качества собственно образовательной услуги.

Не реализованы многие возможности семейного и дистанционного общего образования, особенно учитывая громадные возможности ИКТ как таковых, и проекта ИСО в частности.

Задачи.

Нужно провести межрегиональную конференцию, на которой мы смогли бы развернуть диалог деятелей и проектировщиков образования, заказчиков образовательного оборудования и материалов, производителей образовательного оборудования и материалов. Именно производителей, для того чтобы в диалоге можно было уточнить особенности современных требований образования к производству, обслуживающему образование.

Проанализировать существующие решения, а также обсудить возможности создания макетов и проектно-сметной документации школ и детских садов сегодняшнего и завтрашнего дня совместно с учеными и архитекторами.

Провести краевой конкурс эффективных не классно-урочных практик и инициатив организации работы малочисленных и малокомплектных школ.

Вернуться к вопросу о работе краевых инновационных комплексов, профессиональных сообществ педагогов, а также изучить вопросы трансферта новых образовательных технологий (задачи, условия и ресурсы) на территорию края.

Безопасные условия.

Достижения.

Автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения на середину августа этого года установлены в 188 школах (в прошлом году – всего в 52 школах), что составляет 83% от запланированного количества школ. Продолжается их установка в 38 школах. Надеюсь, что срывов по монтажу сигнализаций не будет. Таким образом, все запланированные на этот год школы будут оборудованы полностью (226 школ).

В период подготовки образовательных учреждений края к новому учебному году произведен капитальный ремонт в 101 школе (краевые и муниципальные школы) на общую сумму 500,0 млн. рублей, текущий и косметический ремонт в 1250 школах на сумму 300,0 млн. рублей.

По линии КЦП «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений» на 2007: приобретено технологического оборудования для 72 школ на сумму 21,8 млн. рублей (краевой и муниципальные бюджеты).

Краевая адресная инвестиционная программа на 2007 год позволила уже в середине этого лета построить и ввести в эксплуатацию школы в д. Выезжий лог Манского района и школьный спортивный комплекс (с. Сухобузимо). Школа в с. Громадское уже введена и примет детей 1 сентября.

Проект комплексной модернизации (субсидии из федерального бюджета) позволит провести обустройство теплых туалетных комнат для 69 школ, приобрести технологическое оборудование для столовых 60 школ, ремонт систем отопления и водоснабжения 79 школ, а также ремонт систем электроснабжения и электроустановок 59 школ.

По краю ежедневно подвозится 16 162 ученика. Это составляет 15,6 % от общей численности (в 2006 году – этот показатель равнялся 13,8 %). Мы видим тенденцию увеличения числа подвозимых детей, что напрямую связано с укрупнением школ и созданием более качественных условий обучения.

Проблемы и трудности.

Несоответствие ряда образовательных учреждений государственным требованиям (нормы СанПиН, нормы и требования противопожарной и антитеррористической безопасности). Все еще медленно решаются вопросы выполнения предписаний органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора в целом ряде муниципальных образований.

Нам не хватает транспорта для подвоза. Используемый сейчас транспорт в значительной части не соответствует государственным требованиям к перевозке детей. В полном соответствии с государственными требованиями оборудовано только 47% маршрутов. Нужно отметить, что качество отечественных школьных автобусов не удовлетворительно, а наши УАЗы и ГАЗЕЛи пока не полностью оборудованы для перевозки детей.

Сегодня уже появилась потребность в подвозе городских школьников, для которых нужны автобусы вместимостью до 40 человек.

На сегодня с учётом поставленных в 2007 году автобусов, весь парк техники для подвоза составляет 601 единицу. Потребность, с учетом изношенной техники, составляет 289 единиц.

Задачи.

Нужно приобрести и рационально, с учетом схем передвижения и особенностей эксплуатации, распределить транспорт в объемах и темпах не ниже, чем в 2006-2007 году. Мы должны ориентироваться на 100% удовлетворение в транспорте к 2010 году.

Уже в этом году нам нужно подумать о не только о широте охвата школьников перевозками, но и о качестве и долгосрочности эксплуатации приобретенных и закупаемых школьных автобусов.

Индивидуализация обучения учителей.

С вашего позволения, я пока не буду разворачивать данное направление, поскольку с одной стороны, мы ожидаем результатов федерального анализа систем и моделей повышения квалификации и переподготовки учителей, руководителей образовательных учреждений и управленцев всех уровней (в том числе и по Красноярскому краю), а с другой, нам нужно и самим собрать более детальную информацию, учитывая, что Красноярский край долгое время находился и находится в числе лидеров этого направления.

Не могу лишь не отметить одну совершенно ясную для меня идею: нам необходимо разработать систему повышения квалификации и переподготовки учителей и администраторов школ, основанную на идее индивидуальных образовательных программ (запросов) учителей. Я говорил об этом выше, когда описывал ключевые направления и результаты.

Новая система оплаты труда учителей, направленная на повышение их доходов.

Это направление я хочу выделить особо. Оно является одним из самых ключевых для успешной модернизации образования. Повышение доходов учителей (да и остальных работников образования) является не «затратной» частью изменений. Это возвращение в активную экономическую жизнь огромного количества людей, потерявших ее. В долгосрочной перспективе это не расходы, а доходы, это экономический рост, а не отвлечение средств, это вклад в политическую стабильность края и страны. Это хорошее вложение средств.

Замечу, что самое главное в изменениях – это союзники. Нужно показать учителям, что власть настроена серьезно и хочет изменить ситуацию «не выжимая дополнительные соки», а повысив уровень жизни. Классическая формула успеха любой реформы состоит в двух слагаемых: структурные изменения и повышение доходов. Тогда люди поймут, что реформа не забирает, а дает, что жить станет лучше, а не хуже.

Я бы предложил принять политическое решение о повышении фонда оплаты труда в образовательных учреждениях. Опыт Тюменской области показал, что именно так был обеспечен максимально быстрый и относительно безболезненный переход на новую систему оплаты труда.

Достижения.

У нас есть положительный опыт работы краевых государственных общеобразовательных учреждений по приказу Департамента образования, в котором подробно рассмотрены и утверждены порядок, условия и размеры стимулирующих надбавок и доплат педагогам. Я думаю, на это стоит опереться.

Мы разработали и выпустили методические рекомендации Агентства образования о порядке, условиях и размерах стимулирующих надбавок и доплат педагогам муниципальных общеобразовательных учреждений.

Уже 15 территорий края с 1 сентября 2006 перешли к распределению стимулирующего фонда оплаты труда педагогов на новых принципах, и еще 20 территорий должны перейти к новым правилам распределения с 1 сентября 2007.

Все наши муниципальные ведомственные целевые программы содержат планы перехода на новую систему оплаты труда.

Проблемы и трудности.

У нас точно есть необходимость оценки реального опыта распределения стимулирующего фонда оплаты труда педагогов на новых принципах и последовательного совершенствования нового порядка.

Задачи.

Основной задачей, как я уже сказал, я вижу повышение фонда оплаты труда образовательных учреждений.

Мы должны организовать в 35 территориях края мониторинг эффективности перехода к распределению стимулирующего фонда оплаты труда педагогов на новых принципах.

Нам нужно внести в Департамент образования предложение о необходимости принятия Советом администрации края постановления о повышении и новом порядке оплаты труда педагогических работников школ г. Минусинска и Шушенского района.

Важной является задача разработки и апробации в г. Минусинске и Шушенском районе новой модели базовой части оплаты труда педагогов, усиливающей зависимость оплаты труда от числа обучаемых.

Современный менеджмент образовательных учреждений.

Мы все очень хорошо понимаем, насколько сильно состояние дел в школе, да и в любой организации, зависит от директора. Это направление является цементирующим, связующим все остальные. Нам еще предстоит проработать его более тщательно и с точки зрения содержания труда, и с точки зрения механизмов стимулирования администраторов и директоров школ.

Какие у нас есть достижения.

У нас есть опыт распределения симулирующих доплат районными (городскими) советами руководителей образовательных учреждений.

У нас образовались управляющие советы, полномочные устанавливать порядок стимулирующих доплат руководству школ. 27% школ (с числом обучающихся более 50) создали управляющие советы.

Мы уделяли внимание, и у нас появился опыт согласований порядка расходования бюджета на учебные цели тремя уровнями управления.

Проблемы и трудности.

К сожалению, часто директор действует в интересах школы и в интересах органов местного самоуправления, а не в интересах общества. Обычной практикой является лоббирование директором интересов органов местного самоуправления в ущерб другим. При этом стоит отметить, что доплаты директору осуществляются из средств школьного фонда оплаты труда.

Здесь мы возвращаемся к первому направлению и его ключевой проблеме: у нас пока нет согласованных на краевом и муниципальном уровнях управления, требований (измерителей) эффективности использования бюджетных средств общеобразовательными учреждениями.

Значительная часть муниципальных органов управления образования препятствует реорганизации школьного управления в силу собственной некомпетентности в вопросах управления качеством образования.

Задачи.

В связи с этим, нам предстоит разработать методику оценки работы директоров общеобразовательных учреждений и внести соответствующие предложения в Департамент образования.

Нам крайне важно повышать управленческую компетентность директоров и поощрять их установки и развитие философии работы на результат. За этот год должна пройти общая обязательная подготовка директоров в рамках проекта комплексной модернизации общего образования.

Крайне важной считаю и разработку краевого стандарта показателей эффективного использования бюджетных средств общеобразовательными учреждениями, по итогам которой нам также нужно внесение предложений в Департамент образования.

Нам нужно внедрить практику работы школьного управляющего совета, муниципального совета по общему образованию, обязательные требования к публичному докладу школы.

Дополнительное образование.

Достижения.

У нас довольно неплохие, но всё же, недостаточные показатели охвата. Система дистанционных и интенсивных форм дополнительного образования охватывает 17 тысяч сельских школьников. Действуют 447 клубов физкультурно-спортивной и туристской направленности на базе школ, в которых заняты 37 тысяч детей.

Мы создали успешные заделы в создании системы по выявлению и поддержке талантливой и социально активной молодежи (30 школьников стали лауреатами национальной премии в рамках реализации национального проекта "Образование").

В прошедшем году был проведен краевой конкурс проектов классных руководителей, как мера, призванная стимулировать воспитательную работу и дополнительную занятость детей.

Проблемы и трудности.

Пока у нас недостаточно хорошо обустроена сфера досуга детей по месту их проживания. Я имею в виду стадионы, спортивные площадки, базы отдыха, клубы.

Такие виды дополнительной занятости и образования как техническое творчество, спорт, туризм и ряд других, имеют ветхое и устаревшее материально-техническое обеспечение, а содержание работы учреждений дополнительно образования не в полной мере соответствует потребностям детей.

Мы до сих пор, несмотря на давность вопроса, не отработали механизм зачета достижений учащегося в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Задачи.

Нужна разработка методики показателей эффективности работы классного руководителя в организации внеурочной деятельности школьников.

Нам необходимо увеличение доли школьников, занятых дополнительным образованием с 56% до 65% в 2008 году за счет реализации краевой целевой программы «Дети» и внедрения интенсивных и дистанционных форм дополнительного образования на муниципальном уровне.

В этом году мы намерены издать методические рекомендации Агентства о региональных требованиях к содержанию и результатам дополнительных образовательных программ.

Кадетское и женское гимназическое образование.

Достижения.

Должен отметить, что модели кадетского и женского гимназического образования края, получили высокую оценку и признание руководителей кадетских заведений РФ.

Проблемы и трудности.

У нас, несмотря на относительно благополучное положение дел, недостаточная нормативно-правовая база для формирования единых требований к организации кадетского и женского гимназического образования.

Задачи.

Я полагаю, что стоит внести в Департамент образования предложения о необходимости принятия Советом администрации края краевого стандарта кадетского и женского гимназического образования.

Специальное образование.

Достижения.

По моей информации мы не без замечаний, но достаточно успешно реализуем проекты "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья" на территории г. Красноярска, проект "Создание краевой системы психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, проживающих в семьях".

В прошедшем учебном году разработана программа развития системы специального образования в Красноярском крае. Она еще не обрела окончательной формы, ее еще нужно «дожать», но в целом она понятна и конкретна.

Мы разработали и реализуем систему мероприятий дополнительного образования для обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) учреждений.

Сегодня специальные (коррекционные) учреждения Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов переданы в краевую собственность.

Проблемы и трудности.

К моему глубокому сожалению, ранняя помощь детям с особыми образовательными потребностями, проживающим на территории края, не осуществляется. Точно так же, как практически отсутствует система сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в муниципальных образовательных учреждениях.

Мы не можем добиться получения выпускниками специальных (коррекционных) учреждений нормального профессионального образования. Здесь есть трудности и содержательного и нормативного и финансового характера.

У нас пока по-прежнему слабое первичное звено специалистов, нам необходимо усиление специальных (коррекционных) учреждений специалистами-дефектологами.

Задачи.

Мы должны обеспечить условия для внедрения системы раннего выявления, диагностики и раннего комплексного сопровождения детей с трудностями развития через муниципальные ПМПК.

Нам нужно создать Зональные консультационно-методические центры по оказанию образовательных услуг на базе специальных (коррекционных) учреждений.

Нужно создавать в специальных (коррекционных) учреждениях условия для получения детьми с особыми образовательными потребностями начального профессионального образования

Нам нужно резко увеличить переподготовку и обмен лидерским опытом по дефектологическому содержанию для специалистов, работающих с детьми со специальными потребностями.

Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Достижения.

На сегодняшний день в краевую государственную собственность в 2005 году было принято 49 учреждений, в 2006 году - 1 учреждение, а в 2007 - 6 учреждений. Кроме этого, ликвидировано 5 детских домов, еще 4 находятся в процессе ликвидации. Нами создано 4 базовых краевых государственных образовательных учреждения и 4 ресурсных Центра, создано 7 Центров психолого-педагогического и социально педагогического сопровождения детей.

Наши воспитанники включены в различные проекты и образовательные программы и мотивированы на продолжение среднего образования, среднего профессионального образования и высшего образования.

У нас создана сеть патронатных семей, которая принимает от 800 до 1500 воспитанников в течение года. Это обстоятельство, по нашему мнению, позитивно влияет на сокращение количества побегов и самовольных уходов детей, совершение ими правонарушений и трагических гибелей.

Проблемы и трудности.

Эта повсеместная пока беда, но наши школы не очень хотят принимать и оказывать образовательные услуги нашим воспитанникам. Мы часто получаем непродуктивные конфликты, нарушаются права детей на получение образования.

Профилактика социального сиротства средствами образования и семейные формы устройства детей к сожалению, не приживается в деятельности муниципальных органов образования.

Задачи.

Важным считаю продолжение работы по становлению норм деятельности базовых детских домов и центров психолого-педагогического сопровождения и организацию работы с органами местного самоуправления по реализации прав ребенка на получение образования.

В этом году нам предстоит обеспечить организацию деятельности института повышения квалификации по формированию психолого-педагогических услуг сопровождения семейных форм устройства детей и продолжить взаимодействие с органами местного самоуправления по развитию системы профилактики социального сиротства.

Часть пятая. Завершение.

Очевидно, что в своем докладе я не смог детальнейшим образом отметить все достижения Красноярского образования, - не хватило бы и целого дня только на перечисление. Я не смог детализировать и все задачи, - я постарался описать подходы к формулировке задач 2007-2008 учебного года и среднесрочные цели по соответствующим направлениям.

Но в конце своего доклада я хотел бы обратить Ваше внимание на отдельные, специальные задачи Красноярского образования на 2007-2008 учебный год, которые уже стали для меня очевидными, на задачи, требующие безотлагательного решения.

Специальные задачи Красноярского образования на 2007-2008 учебный год.

  1. У нас огромный край, много малокомплектных школ, в которых учится мало детей, а качество услуг низкое, как раз во многом по этой причине. У нас 408 школ с численностью учащихся от 1 до 50 чел., в которых учится 2,6% детей. У нас 496 школ, где учится от 50 до 275 чел. Это 10,3% учеников. Кроме этого, как правило, именно эти школы не соответствуют государственным требованиям (СанПиНы, противопожарные, антитеррористические нормы). Нам необходимо проанализировать каждый конкретный случай и понять, что делать с каждой из таких школ, выйти на некоторое обобщенное понимание малокомплектной школы Красноярского края, если хотите, создать концепцию малокомплектной школы. При этом мы должны учесть все интересы, и действовать строго в рамках Закона, а также понимать, что пока жива школа, жива и территория, на которой эта школа находится.

  2. Нам необходимо специально заниматься связями с общественностью, больше рассказывать обществу о наших достоинствах и недостатках, не стесняться спрашивать у людей совета. Сегодня образование еще сильно закрыто. Например, проблема с обеспеченностью учебниками есть до сих пор, лишь из-за слабой информированности родителей. Нам нужно выпускать ежегодный специальный буклет, в котором будет четко описано, что именно дети бесплатно получат в школе. Нам необходимо реализовывать медиа-проекты. Одним из таких проектов может стать регулярная телепередача «Родительское собрание», на которой обсуждались бы наиболее острые, интересные темы образования.

  3. Нам необходимо развивать рынок частного образования для появления негосударственных образовательных учреждений в целях обеспечения конкуренции, разнообразия предложений и повышения качества образования. Уже принят закон об эндаументе (целевом капитале), который способствует заведению частных денег в систему образования под развитие конкретных образовательных учреждений в тех направлениях, где по каким-либо причинам не хватает средств. Нам нужно активней использовать энергетику предпринимательства, оставляя за собой контрольные и надзорные функции.

  4. Нам необходимо навсегда избавиться от таких постыдных фактов, как поборы и вымогательство денег у родителей. Мы должны перестать заставлять родителей платить деньги. Необходимо понимать, что мы должны привлекать родительские средства и силы, но действовать нужно исключительно переговорным путем, убеждая, а не заставляя родителей финансировать те направления, которые важны для школы, но на которые не хватает денег. При этом обязательными атрибутами таких договоренностей должны стать исключительная добровольность вкладов и абсолютная прозрачность в отчетности расходования этих средств.

  5. У нас нет практических идей по работе с детьми-инвалидами от 1 года до 7 лет. Сейчас мы фактически закрепляем их инвалидный статус и к 7 годам получаем готовых учеников спецшкол. Так быть не должно.

  6. Необходимо искать возможности обучать детей с трудностями в развитии и ограниченными возможностями здоровья в обычных школах, необходимо прекратить воспроизводство гетто. Пока процесс интеграции детей с трудностями в развитии и ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования практически не управляем, – не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения, мало общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данной деятельности, не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения таких категорий детей: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию такой категории детей.

  7. И, наконец, последнее. Для обеспечения развития образовательных учреждений и обеспечения передовых достижений нам необходимо законодательное закрепление поддержки опытно-экспериментальных инновационных работ в области дошкольного, школьного, дополнительного и специального образования, организация пилотных площадок, центров.

Спасибо за внимание!

12



1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №102 имени академика Михаила Фёдоровича Решетнёва»

    Публичный отчет
    Совершенствование профессионального мастерства педагогов, способных компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением образовательной деятельности с внедрением современных методов обучения.
  2. Основные результаты деятельности образовательных учреждений в 2007-2008 учебном году. Приоритетные направления развития системы образования города Перми на 2008-2009 учебный год

    Документ
    Раздел 3. Обеспечение детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании гарантированного права на получение бесплатного, адекватного их развитию образования,
  3. Целевая программа «Юный сыктывкарец XXI века» на 2007 2010 годы Сыктывкар, 2007

    Программа
    Создание благоприятных условий для комплексного развития детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях города Сыктывкара, на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,
  4. Методические рекомендации по проведению первого урока 2007-08 учебного года «урок чтения. 860-летие москвы»

    Методические рекомендации
    Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.
  5. Публичный доклад о состоянии и развитии муниципальной системы образования города Сургута в 2008 году Введение

    Доклад
    Обеспечение условий для удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном и доступном образовании – стратегическая цель развития муниципальной системы образования, неизменный приоритет социальной политики Администрации города.

Другие похожие документы..