Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 110 Кировского района Волгограда в 2010/2011 ...полностью>>
'Документ'
Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время одним из необходимых условий, определяющих научную ценность данной рабо...полностью>>
'Документ'
РАССМОТРЕНИЕ ОТКЛОНЕННОГО СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНА О БАЗОВЫХ СТАВКАХ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА, СТАНЕТ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПУНКТОВ ПОВЕСТКИ СЕГОДНЯШНЕГО ПЛЕН...полностью>>
'Документ'
День про­те­кал хо­лод­ный и се­рый. В 11 час. по­е­хал к обед­не и зав­т­ра­ка­ли со все­ми. При­нял мор­с­кой док­лад. Гу­лял с Дмит­ри­ем в пос­ле...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература:

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия М., 1993.

Концепция человека в традиционной китайской культуре М., 1992.

Кривцов В.А. Эстетика даосизма М., 1993.

Лукьянов А.Е. Лао-Цзы (Философия раннего даосизма) М.,1991.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддийская философия М., 1994.

Мамевин В.В. Конфуций М., 1992.

ЧанышевА.Н. Курс лекций по древней философии М., 1981.

Шохин В.К.Брахманистская философия М.,1991.

Тема 2. Античная философия

1.Зарождение античной философии

• Цивилизация Античности. Древняя Греция и Древний Рим. Основные этапы ан­тичной философии.

• Особенности античной философии. Космизм.

• Стихийный материализм. Милетская школа. Гераклит - родоначальник диалек­тики. Ксенофан.

• Наивный идеализм. Пифагор. Элеаты.

• Атомистический материализм Демокрита.

2. Классическая античная философия

• Идейно исторические предпосылки софистики. Учение об истине и ее критериях софистов.

• Этика и антропологизм Сократа.

3. Платон - создатель классической системы идеализма.

• "Теория идей" Платона

• Этические и эстетические взгляды Платона.

• Учение об идеальном государстве.

4. "Метафизика" Аристотеля

• "Метафизика" Аристотеля. Материя и форма.

• Аристотель - отец логики.

• Этика и политический идеал Аристотеля.

5. Практическая часть: Эллинистическая философия.

• Эллинизм и киники

• Скептицизм.

• Эпикуреизм (ранний и поздний).

• Стоицизм.

• Неоплатонизм.

Основные понятия: античность, архэ, космизм, антропологизм, апейрон, софисты, натур­философия, стихийный материализм, идеализм, диалек­тика, пантеизм, монизм, плюрализм, атомизм, софисти­ка, маевтика, логос, деизм, детерминизм, эманация, Единое, катарсис, экстаз.

Основные школы и имена: Милетская школа, Фалес, Гераклит, Пифагор. Ксено­фан. Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристо­тель, Эпикур, Сенека, Диоген.

Литература:

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. Т.1. М., 1975.

Асмус В.Ф. Платон М., 1990

Исторические типы философии М.,1989.

История философии в кратком изложении М., 1991.

История философии. Запад – Россия – Восток М., 1995.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении М., 1989.

Мир философии М..1991, т.1, т.2.

Платон. Государство // Собрание соч. В 4-х т. Т.3. М., 1982.

Хрестоматия по истории философии М., 1994. т.1.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии M..1991.

Вопросы к экзамену по философии для студентов очной и заочной формы обучения

  1. Истоки философии. Мировоззрение и его типы. Философия и мировоззрение.

  2. Предмет и объект философского познания. Структура философского знания. Социально-культурные функции философии, и ее личностный смысл.

  3. Основные тенденции развития античной философии, ее периодизация. Проблема первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, Элейская школа, Гераклит, Пифагор).

  4. Атомистика Демокрита и Эпикура, их воззрения на человека и общество.

  5. Жизненный путь и философия Сократа. Объективный идеализм Платона. Учение о познании. Концепция идеального государства.

  6. Философские воззрения Аристотеля.

  7. Этика стоиков и философия киников.

  8. Неоплатонизм, его характерные особенности.

  9. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий: номинализм и реализм. Теоцентризм.

  10. Проблема разума и веры в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

  11. Гуманистическая философия Возрождения: Н.Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм.

  12. Философия Нового времени: проблема метода научного познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт).

  13. Пантеистическая философия Б.Спинозы.

  14. Проблема субстанции в философии Г.В.Лейбница. Монадология.

  15. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Д.Дидро и Ж.Руссо.

  16. Немецкая классическая философия: И.Кант. Учение о познании и морали. Агностицизм.

  17. Диалектический идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Учение об Абсолютном духе.

  18. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

  19. Философия марксизма.

  20. Основные идеи русских философов кон.XIX-нач.XX в.

  21. Основные направления современной западной философии вт. пол. XIX-нач.XX в.

  22. Категория “бытие” в философии. Эволюция философских воззрений на бытие. Монизм и плюрализм. Основные формы бытия.

  23. Категория “субстанция”, ее атрибуты. Материализм и идеализм как основные подходы к решению проблемы субстанции.

  24. Понятие материи. Возникновение и развитие философских представлений о материи. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.

  25. Пространство и время как философские категории. Концепции пространства и времени в философии и естествознании.

  26. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем.

  27. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия.

  28. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания.

  29. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Скептицизм, агностицизм и гносеологический реализм в решении проблемы познаваемости мира.

  30. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Роль предпосылочного знания (интуиции) в гносеологии.

  31. Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины.

  32. Понятие науки. Структура научного познания и его специфика. Методы научного познания.

  33. Основные формы научного знания: факт, гипотеза, проблема, теория, закон.

  34. Научная картина мира, ее основные варианты. Религиозная и философская картина мира.

  35. Рациональное и иррациональное в познавательной практике. Научные революции и смена типов рациональности.

  36. Наука и техника. Философское осмысление техники. Проблема виртуальной реальности.

  37. Бытие человека. Основные философские концепции природы и сущности человека. Природное и социальное в человеке.

  38. Проблема смысла человеческого бытия. Представления о совершенном человеке и смысле жизни в различных культурах.

  39. Сознание, самосознание, личность. Структура сознания.

  40. Общество как особая форма бытия, его структура. Гражданское общество и государство.

  41. Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

  42. Культура как способ бытия человека. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация.

  43. Человек, культура и глобальные проблемы современности.

  44. Целеполагание: нормы и ценности. Виды ценностей.

  45. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества. Концепция постиндустриального общества.

Тематика контрольных работ по философии для студентов заочной формы обучения.

Тема 1. Философия как наука, ее роль в жизни общества.

1.Философия как специфическая форма общественного сознания.

Философия и мировоззрение.

2. Философия и наука. Миф и религия, их роль в становлении философии.

  1. Основной вопрос философии. Антитеза материализма и идеализма.

Литература:

Введение в философию. Учебник для ВУЗов. В 2-х частях. М.,1989.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов М., 1996.

Философия: Учебник для ВУЗов. Ростов - на - Дону., 1995.

Мир философии. Хрестоматия. В 2-х кн. М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1992.

Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9.С.85.

Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9.С.94.

Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7. С.34.

Чанышев А.Н. Философия как “филология”, как мудрость и как мировоззрение / Вестник Московского Университета. 1995. № 5. С.37.

Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. №9. С.36.

Тема 2. Философское понимание мира. Бытие

1.Категории бытия и материи. Проблема бытия в философии.

2.Движение.

3.Пространство и время, как формы бытия материи.

Литература:

Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2-х частях. М., 1989.

Философия: основные идеи и принципы. М., 1990.

Философский энциклопедический словарь М., 1989.

Подольный Р.Г. Освоение времени. М., 1989.

Бруно Дж. О причине, начале и едином. М., 1934.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука Логики // т. 1. М., 1974.

Бытие.// Вопросы философии. 1989. № 3. С.49.

Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия// Вопросы философии. 1993. №3. С.6.

Тема 3. Философская концепция развития. Диалектика

1.Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии. Исторические этапы развития диалектики.

2.Категории и методы диалектики.

3. Основные законы диалектики.

Литература:

Ахлибининский Б.В., Асеев В.А., Шорохов И.М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. Л., 1984.

Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. №3.С.6.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Т.1. М., 1974.

Лосев А.Ф. Абсолютная диалектика - абсолютная мифология / Миф-Число-Сущность. М., 1994.

Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М., 1980.

Нарский И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. М., 1969.

Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. М., 1978.

Франк С.Л. Непостижимое. М., 1990.

Тема 4. Природа

1. Природа, как объект философского осмысления.

2.Экологические проблемы современного общества. Ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты.

3.Природа живая и неживая. Отношение человека к живому. Жизнь как ценность.

Литература:

Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / Жизнеописание. Избранные труды. М., 1993. С.505.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли М., 1978.

Печчеи А. Человеческие качества М., 1980.

Опарин И.О. О сущности жизни // Вопросы философии. 1979. №4. С40.

Тема 5. Проблема человека в философии

1.Человек как субъект предметно- практической деятельности.

2.Единство социального и биологического в человеке.

3.Проблема свободы и смысла существования человека.

Литература:

Арьев Ф. Человек перед лицом смерти М., 1992.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа М., 1994.

Бубер М. Я иТы. М., 1993.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. М., 1991.

Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения: В 2-х т.-М., 1992. т.1.

Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии .1989. №2. С.41.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир- эпоха Просвещения. М., 1991.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Франк С.Л. Смысл жизни. М, 1990.

Тема 6. Сознание

1.Проблема сознания в философии. Сознание и язык. Сознание и мышление.

2.Сознательное и бессознательное. Структура сознания.

3.Творческая природа сознания. Проблема идеального.

Литература:

Дубровский Д.П. Проблема идеального М., 1983.

Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. №6-7.

Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990 №10.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-т.Т.1. М., 1991.

Новиков А.А. О содержании и статусе категории идеального в марксисткой философии. // Вопросы философии. 1988. № 3. С.49.

Проблема сознания в современной западной философии М., 1989.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М., 1972.

Фрейд З. Введение в психоанализ М.1989.

Тема 7. Познание

1. Познание как предмет исследования.

2.Формы, виды и уровни познания.

3.Проблема истины: диалектика относительной и абсолютной истины.

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика М., 1991.

Диалектика познания Л., 1968.

Руткевич М.И., Лойфманн И.Я. Диалектика и теория познания М., 1994.

Современные теории познания М., 1992.

Теория познания :В 4 т. М., 1991-1995.

Мень А. Познание мира // Наука и жизнь. 1990. № 4. С.50.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция М., 1995.

Тема 8. Роль науки в обществе

1. Понятие науки. Генезис науки.

2.Научное знание, его специфика.

3.Наука и общество. Роль науки и техники в развитии общественного прогресса.

Литература:

Ильин В.В. Теория познания. М., 1994.

Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов- на - Дону. 1992.

Наука в зеркале философии 20 века. М., 1992.

Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Тема 9. Общество

1.Понятие общества. Структура общества.

2. Общество как саморазвивающаяся система. Исторические типы общества.

3.Проблемы современного информационно-технического общества.

Литература:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли М., 1978.

Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С.Гуревича. М., 1986.

Тоффлер О. Третья волна //США - экономика, политика, идеология. 1982. № 7-11.

Очерки по социальной философии М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество М., 1992.

Социальная философия. Хрестоматия В 2 т. М., 1999.

Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1992.

Тема 10. Культура и цивилизация

1.Философия и культура. Культура как предмет философского рассмотрения.

2.Духовная культура общества. Человек в мире культуры.

3.Роль понятий культуры и цивилизации в понимании общества.

Литература:

Данилевский И.Я. Россия и Европа М., 1991.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

Ерыгин А.Н. Восток - Запад-Культура М., Ростов-на-Дону. 1993.

Мир России - Евразия. Антология М.,1995.

Тойнби А. Постижение Истории М., 1991.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Студенты дневного отделения контрольные работы (тесты) выполняют на каждом семинарском занятии. Тестовые задания включают в себя как вопросы из лекционного материала, так и заданий к самостоятельной работе студентов (приложение 1). По наиболее важным и значимым темам проводятся контрольные срезы.

Выполнение контрольной работы студентами заочной формы обучения имеет свои особенности. Задание контрольной работы предполагает изложение проблемы в результате изучения литературы по указанным темам, применение знаний при анализе объективной реальности, совершенствование навыков письменной коммуникации, развитие аутентичности изложения материала.

Задание к контрольной работе студенты-заочники получают в период установочной сессии. Вариант выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента.

Выполняя работу, следует руководствоваться следующими правилами:

  • пишите работу в тетради, максимальный объем 20-25 страниц;

  • титульный лист оформляйте по образцу (приложение 2);

  • страницы должны быть пронумерованы, заголовки вопросов и подпунктов четко выделены, в соответствии с планом;

  • в тексте обязательно делайте сноски на использованную литературу;

  • используйте несколько источников, список которых укажите в алфавитном порядке в конце работы. Список литературы отражает основную часть работы студента над контрольной работой, в определенной мере, степень изученности проблемы, поэтому необходимо использовать: а) историко-философские тексты; б) монографии; в) статьи и исследования в научных журналах.

  • Структура контрольной работы включает введение, основную часть, заключение, список литературы; во введении дается обоснование выбранной темы, ее важность, задачи работы; в основной части раскрывается содержание работы; в заключении – общие выводы.

При написании контрольных работ часто встречаются следующие недостатки:

  • отсутствует план работы;

  • выводы формулируются нечетко, либо отсутствуют;

  • отсутствуют ссылки на источники;

  • работа представляет лишь механическое переписывание учебника;

  • несоблюдение объемов работы.

Пример тестовых заданий по теме «античная философия»

1.Кто из философов др. Греции видел основу бытия в мире вечных идей?

А) Фалес

Б) Гераклит

В) Пифагор

Г) Демокрит

Д) Сократ

Е) Платон

Ж) Аристотель

2.Какой философ др. Греции провозгласил принцип «Человек есть мера всех вещей»?

а) Фалес

б) Пифагор

в) Сократ

г) Платон

д) Протагор

ж) Аристотель

ж) Эпикур

3.Какое из течений античной философии считается греческим Просвещением?

А) пифагореизм

Б) атомизм

В) милетская школа

Г) элеатская метафизика

Д) неоплатонизм

Е) стоицизм

Ж) софистика

4. Кто из представителей древнегреческой философии сводил роль личности к служению обществу (госдарству)?

А) Фалес

Б) Демокрит

В) Гераклит

Г) Платон

Д) Аристотель

Е) Сократ

Ж) Пифагор

5.Какое из философских течений эллинизма развивало концепцию невозможности действительного познания истины?

А) эпикуреизм

Б) стоицизм

В) скептицизм

Г) неоплатонизм

6.Кто в др. Греции был главным критиком платоновского идеализма?

А) Фалес

Б) Гераклит

В) Аристотель

Г) Сократ

Д) Демокрит

Е) Эпикур

7. Апейрон – это первооснова всего сущего в философии:

а) Пифагора

б) Демокрита

в) Фалеса

г) Анаксимандр

8. Демокрита считают:

а) творцом атомистической теории строения мира

б) основоположником объективного идеализма

в) основателем скептической школы

д) создателем диалектики

9.Сократ вошел в историю философии как:

а) видный материалист

б) последователь софистов

в) проповедник нравственного образа жизни

г) субъективный идеалист

10. Пифагор утверждал, что:

а) бытие есть единая неделимая сущность

б) все в мире состоит из атомов

в) все понятия заключены в человеке

г) мир есть гармония чисел

11. Древнегреческая философия возникла:

а) в 4 в. до н.э.

б) в 7 в до н.э.

в) в 5 в до н.э.

12. идеализм – это:

а) учение об идеальности мира

б) наивные, возвышенные представления о реальности

в) философское направление признающее первичность духовного мира

г) свойство человеческого характера



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

    Учебно-методический комплекс
    Ершов А.Д. Менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 “Экономика и управление на предприятии (таможне)” – СПб.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 070901. 65 «Живопись»

    Учебно-методический комплекс
    Порядок проведения консервации и реставрации памятников; обеспечение сохранности памятников, методы проведения реставрационных работ, права, обязанности и ответственность реставраторов.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».
  4. Учебно-методический комплекс для студентов дневной формы обучения факультета государственного и муниципального управления

    Учебно-методический комплекс
    Сборник методических материалов (тематический план учебного курса, учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендованная литература, тематика контрольных работ, вопросы к экзамену) по изучению дисциплины «Концепции современного
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов всех форм обучения (спецкурс) (специальность 030501(65)-(021100) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования о специальности Юриспруденция.

Другие похожие документы..