Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Развитие эвристических и прогностических компонентов философ­ского осмысления мира является необходимым условием развития науки. Оно служит предпосыл...полностью>>
'Документ'
Предлагаемая тематика выступлений:1. История краеведческого движения в России и странах СНГ;2. Всероссийские и Всесоюзные краеведческие конференции (1...полностью>>
'Документ'
Обсуждение новых теорий и подходов при решении наиболее актуальных на текущий момент задач оценки, международный опыт развития оценочной деятельности...полностью>>
'Документ'
Агент - лицо или организация, уполномоченное действовать за перевозчика либо за другое лицо или организацию, а также от их имени....полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Бухалов А.В.

Учебная программа по курсу «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и нацелена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования современного русского литературного русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение навыками и знаниями в этой области и совершенствование уже имеющихся, неотделимо от углубления понимания основных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», как обязательный элемент профессиональной подготовки, формирует у студентов основные навыки, которые должен иметь специалист любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, научной, политической, юридически-правовой, социально-государственной.

Таким образом, курс одновременно формирует у студентов-нефилологов три вида компетенции: языковую, коммуникативную и культуроведческую.

Курс «Русский язык и культура речи» относится к блоку ГСЭ.Ф. (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, федеральный компонент).

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является подготовка студентов к выполнению

  • учебно-воспитательной деятельности

  • культурно-просветительской деятельности

Цель курса: повысить у студентов уровень практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования

Задачи:

1) дать представление об основных понятиях раздела: «литературный язык», «культура речи», «норма», «типы норм», «вариативность норм», «кодификация и нормализация», «риторика», «стилистика», «речевой этикет», «функциональные стили языка», «служебная документация»;

2) научить говорить правильно, то есть употреблять языковые единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

3) научить говорить выразительно в соответствии с нормами риторики;

2) научить составлять устные и письменные высказывания в соответствии с основными нормами современного русского литературного языка; основные виды служебных документов;

3) сформировать навыки литературной правки;

4) научить пользоваться лексикографическими источниками: толковыми, фразеологическими, орфоэпическими, паронимическими и энциклопедическими (в частности ЛЭС) словарями.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате обучения курсу студенты должны знать:

1) основные понятия курса, терминологический аппарат;

2) разделы языка, их основные категории;

3) принципы и закономерности языковой системы.

В результате обучения курсу студенты должны уметь:

1) определять признаки функциональных стилей с ориентацией на дифференцированную языковую норму;

2) пользоваться лексикографическими источниками, разбираться в системе помет;

3) редактировать языковой материал, в том числе и текстовый, в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

4) создавать и воспроизводить связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

5) участвовать в диалогических ситуациях общения, устанавливать речевой контакт, свободный обмен информацией с другими членами коллектива.

Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи изучения курса «Русский язык и культура речи». Статус русского языка как языка межнационального, государственного и мирового. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)».

2. Система языка, его уровни. Полифункциональная природа языка (общие и частные функции). Социальная дифференциация языка. Диалекты. Просторечие. Жаргон. Литературный язык.

3. Общение и коммуникация. Дефиниция понятий «общение» и «коммуникация» в научной литературе. Общение и речь. Соотношение языка и речи. Функции речевого общения. Основные единицы общения. Виды и формы общения. Разновидности речи. Устная и письменная речь. Диалог и монолог. Внутренняя и внешняя речь. Функционально-смысловые типы речи.

4. Понятие эффективной коммуникации. Коммуникативные барьеры. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Общие принципы коммуникации. Принцип кооперации и принцип вежливости.

5. Специфика делового общения. Виды делового общения. Использование технических средств информирования, обсуждения и демонстрации в деловом общении.

6. Теоретические основы культуры речи. Современная культурно-речевая ситуация. Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

7. Нормативный аспект культуры речи. Норма как центральное понятие культуры речи. Литературный язык и норма. Динамическая теория нормы. Вариативность и сменяемость норм. Норма, ее кодификация. Лексикографические источники русского языка.

8. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Орфоэпия и акцентология. Основные категории разделов. Особенности русского ударения. Вариативность произносительных норм. Система помет, используемая в Орфоэпическом словаре под редакцией Р.И. Аванесова.

9. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Типология лексических ошибок. Ошибки, связанные с неправильным употреблением многозначных слов, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологических единиц, заимствованных слов.

10. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология. Основные категории раздела. Типология лексических ошибок. Логические ошибки в речи (алогизмы). Речевая избыточность (плеоназм, тавтология). Речевая недостаточность. Речевые штампы и клише. Канцеляризмы. Слова-паразиты.

11. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфология. Основные категории раздела. Колебания в определении рода имен существительных. Род несклоняемых существительных. Определение рода аббревиатур. Склонение личных имен и географических наименований.

12. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфология. Основные категории раздела. Варианты падежных окончаний имен существительных. Особенности склонения и употребления местоимений, числительных. Употребление недостаточных форм глагола.

13. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе словосочетания. Предложно-падежное управление. Словарь-справочник Д.Э.Розенталя «Управление в русском языке».

14. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.

15. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет и культура общения. Формулы речевого этикета. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. «Ты» и «Вы» как формы обращения в русском речевом этикете. Национальные особенности речевого этикета.

16. Метаграфические нормы современного русского литературного языка. Правила оформления отдельных видов текстового материала в составе научной работы (реферат, курсовая и дипломная работы). Оформление ссылок, цитат, перечислений, библиографического списка, таблиц.

17. Риторика как искусство и теория красноречия. Дефиниция риторики в научной литературе. Риторика и культура речи. История развития риторической мысли в контексте европейской и отечественной культуры.

18. Риторика как искусство и теория красноречия. Понятие риторического идеала. Роды и виды ораторского искусства. Проблемы и перспективы развития современной риторики. Неориторика как наука об эффективном речевом общении.

19. Оратор и аудитория. Образ ритора. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Физическое поведение перед аудиторией. Языковой паспорт оратора. Типы аудиторий. Рекомендации для достижения эффективности общения в разных типах аудиторий. Этические и эстетические качества ораторской речи.

20. Риторическое построение речи публичного выступления. Риторический канон. Основные этапы подготовки речи: выбор темы, определение целевой установки. Подбор материала и составление конспекта (риторический эскиз речи). Методы (способы) изложения материала в тексте. Виды и жанры публичных выступлений.

21. Структура публичного выступления. Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Вступление, его виды и функции. Приемы привлечения внимания аудитории. Развертывание речи. Факторы, влияющие на внимание слушателей. Логические законы ораторской речи. Система аргументации. Завершение речи. Функции концовки публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории.

22. Стилистика языка. Функциональные стили современного русского литературного языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей. Дифференциальные признаки функциональных стилей.

23. Функциональные стили современного русского литературного языка. Научный стиль. Дифференциальные признаки. Специфика организации текста. Правила оформления научных текстов. Жанровое своеобразие научных текстов. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

24. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль как язык закона и дипломатии. Дифференциальные признаки. Специфика организации текста. Язык документа. Служебная документация и деловая переписка. Жанровое своеобразие. Текст документа.

25. Функциональные стили современного русского литературного языка. Публицистический стиль. Дифференциальные признаки. Публицистические штампы. Языковая игра. Апелляция к адресату. Язык средств массовой информации (СМИ). Функции СМИ. Жанры текстов СМИ.

26. Функциональные стили современного русского литературного языка. Язык рекламы как особый подстиль официально-делового и публицистического стилей. Специфика видов рекламы.

27. Функциональные стили современного русского литературного языка. Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры).

28. Функциональные стили современного русского литературного языка. Разговорный стиль. Дифференциальные признаки.

Рекомендуемая литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д., 2001. – 512с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2001. – 544с.

3. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000. – 248с.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2003. – 272с.

5. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи. – Мн., 2001. – 544с.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке.

Практическая стилистика. – М., 2005. – 752с.

7. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /Под ред. Е.В.

Ганапольской. – СПб.,2006. – 336с.

8. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. В.И.Максимова.– М., 2005. – 413с.

9.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002. – 509с.

10. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи. – М., 2005. – 208с.

11. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. – 272с.

12. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. – М., 2004. – 512с.

ФИЛОСОФИЯ

Новосадов Н.Ф., Собольникова Е.Н.

Дисциплина «Философия» относится к блоку дисциплин ГСЭ

Целями и задачами дисциплины являются: формирование научно-методических, социально-педагогических навыков при работе с подрастающим поколением. Кроме данных функций знания философии позволяют не только воспитывать, но и воспитываться самому. Кроме того, изучение философии позволит, изучающему данную дисциплину, приобщиться к большому пласту человеческой мудрости, позволит лучше разбираться в культурно- просветительской деятельности, с большим пониманием исследовать культурное своеобразие различных народов на различных этапах исторического развития. Одной из главных целей и задач, является формирование собственного мировоззрения, которые по своей структурной сложности, позволит, изучающему философию, ориентироваться многочисленных направлениях, течениях и учениях.

Изучение философии предполагает:

  • ознакомление с историей развития философского знания;

  • умение осуществлять научную деятельность, начиная от осознания проблемы и заканчивая, получением искомого результата;

  • владение основными навыками реферативной работы, умение применять, полученные знания, при реализации учебно-научной деятельности;

  • понимание тенденции и основных направлений развития науки и техники, основных экологических проблем современной цивилизации;

  • умение оказывать помощь учащимся в самопознании, формировании собственного мировоззрения.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта по философии студент должен иметь представления и знать следующие категории, понятия и темы:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенствовании человека в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность мышления, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности, её изучению способствуют решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

1. Воспитательная и коррекционно - развивающая функции. Формировать у молодого поколения на основе высоко - нравственных ориентиров, чувство ответственности за выполнение гражданского и человеческого долга. Готовить высококультурных и высоко - нравственных молодых людей, способных ориентироваться на нравственные категории: добра, справедливости, долга, любви, сострадания…

Привитие любви к родине, к историческим ценностям и традициям русского народа. Показать многообразие культурных традиций современных обществ.

2. Научно-методическая и культурно – просветительская функции. Иметь представления о научных, философских и религиозных картин мироздания, сущности назначения и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого сознания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, их значения в творчестве и повседневной жизни.

Требования к уровню освоения содержания дисциплин.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • Понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

  • Быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними.

  • Понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.

  • Знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

  • Иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении и деятельности людей, формировании личности.

  • Понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передаче социального опыта, базисных ценностях культуры.

  • Знать, формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать место России в системе мировой культуры и цивилизации.

  • Владеть навыками написания рефератов и иных форм научных работ.

Тематика семинарски занятий

Тема 1. Древневосточная философия

  1. Характеристика особенностей развития образа жизни и мировоззрения древне­восточных цивилизаций.

  2. Основные направления древнекитайской философии Инь-Ян.

  • Даосизм.

  • Конфуцианство.

  • Моизм. Легизм.

  1. Древнеиндийская цивилизация. Веды. Особенности индийской философии.

  • Ведическая философия

  • Философия Упанишад.

  • Буддизм и джайнизм.

4. Работа с текстами первоисточников.

Основные понятия: консерватизм, этика, ритуал, Дао, конфуцианство, религия, антропологизм, варны, "Веды", самхиты, аскеза, магия, упанишады, брахманы, сансара, карма, мокша, дхарма, нирвана, буддизм, йога, джайнизм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

    Учебно-методический комплекс
    Ершов А.Д. Менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 “Экономика и управление на предприятии (таможне)” – СПб.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 070901. 65 «Живопись»

    Учебно-методический комплекс
    Порядок проведения консервации и реставрации памятников; обеспечение сохранности памятников, методы проведения реставрационных работ, права, обязанности и ответственность реставраторов.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».
  4. Учебно-методический комплекс для студентов дневной формы обучения факультета государственного и муниципального управления

    Учебно-методический комплекс
    Сборник методических материалов (тематический план учебного курса, учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендованная литература, тематика контрольных работ, вопросы к экзамену) по изучению дисциплины «Концепции современного
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов всех форм обучения (спецкурс) (специальность 030501(65)-(021100) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования о специальности Юриспруденция.

Другие похожие документы..