Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230100 “Ин...полностью>>
'Документ'
15 марта 2009 года отмечается профессиональный праздник «День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства»...полностью>>
'Статья'
Общество с ограниченной ответственностью “Фитинг», именуемое в дальнейшем “Исполнитель”, в лице генерального директора , действующего на основании Ус...полностью>>
'Курсовой проект'
сроки и последовательность строительства объектов, входящих в состав предприятия; установить необхо­димую потребность в основных материально-техничес...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Карасев С.Г.

Дисциплина «Законодательное регулирование поведения человека в ЧС природного и техногенного характера» входит в федеральный компонент дисциплин специализации «Защита населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера» по специальности 050104. 65 - «Безопасность жизнедеятельности».

В основе дисциплины «Законодательное регулирование поведения человека в ЧС природного и техногенного характера» лежит система официально принятых взглядов на вопросы обеспечения защиты личности, общества и государства от негативных проявлений производственных и транспортных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Особенностью дисциплины является то, что по ней выполняется ВКР. Значительная часть вопросов выносится на междисциплинарный экзамен.

Изучение законодательного регулирования поведения человека в ЧС природного и техногенного характера играет важную роль в образовании учителя БЖД. Содержание учебной дисциплины обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин.

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Законодательное регулирование поведения человека в ЧС природного и техногенного характера» ориентирует на выполнение учебно - воспитательных, культурно – просветительских и научно – методических видов профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины способствует подготовке студентов к решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно – воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • реализация личностно- ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению.

в области культурно – просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры учащихся

в области научно - методической деятельности:

  • выполнение научно – методической работы, участие в работе научно – методических объединений;

  • самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.

Цель: формирование наиболее полного представления как о законодательных актах РФ в области регулирования поведения человека в ЧС, так и об их аналогах за рубежом.

Задачи:

  • защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей техногенного и природного характера;

  • эффективное противодействие внутренним и внешним природным и внешним природным и техногенным опасностям;

  • обеспечение безопасности населения и территорий в ЧС техногенного и природного характера;

  • формирование навыков самостоятельной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения дисциплины «Законодательное регулирование поведения человека в ЧС природного и техногенного характера» студенты должны знать:

  • баланс жизненно важных интересов личности, общества, государства и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности в природно – техногенной сфере;

  • организацию руководства системой обеспечения безопасности в соответствии с существующей структурой государственной власти и управления экономикой;

  • системность, определяющую безопасность в природно – техногенной сфере как элемент общей системы национальной безопасности России;

  • функционально – территориальный подход к обеспечению безопасности;

  • взаимосвязь национальной и международной сфер обеспечения безопасности.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно работать с периодической и научной литературой;

  • ориентироваться в потоке нормативно – правовых актов области защиты населения и территорий в ЧС.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Классификация нормативно-правовых актов и ФЗ РФ.

  2. ФЗ «О ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера».

  3. ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

  4. ФЗ «О радиационной безопасности населения»

  5. ФЗ «О пожарной безопасности»

  6. ФЗ «О промышленной безопасности и ОПО»

  7. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

  8. Указы Президента РФ.

  9. Постановления правительства РФ

  10. Государственные стандарты

  11. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.

  12. Структура органов Государственной экспертизы

  13. Объекты, подлежащие экспертизе.

  14. Правила проведения экспертизы.

  15. Порядок проведения экспертизы.

  16. Органы государственного надзора и контроля РФ.

  17. Лицензионные требования и условия.

  18. Полное ограничение действия лицензии.

  19. Декларация промышленной безопасности (ДПБ).

  20. Особые требования к декларации безопасности действующего объекта.

  21. Особые к ДБ выводимого из эксплуатации объекта.

  22. Особые требования к ДБ гидротехнических сооружений и шламонакопителей.

  23. Экспертиза ДПБ.

  24. Сроки представления ДПБ.

  25. Система сертификации.

  26. Правила проведения сертификации.

  27. Схемы сертификации.

  28. Конечные цели сертификации поднадзорной продукции.

  29. Продукция, подлежащая сертификации.

  30. Общие сведения об организации технического расследования причин аварий.

  31. Порядок технического расследования причин аварии и оформление документации на расследуемые аварии.

  32. Установление причин, анализ и учет инцидентов на ОПО.

  33. Финансовые и материальные резервные фонды.

  34. Страхование ответственности за причинение вреда.

  35. Государственное регулирование в природно-техногенной сфере в промышленно развитых странах.

  36. Факторы, обуславливающие тенденцию роста числа аварий за рубежом.

  37. Специфические аспекты государственного регулирования в сфере безопасности в развитых странах.

  38. Основные законодательные акты в сфере промышленной безопасности в Германии.

  39. Основные законодательные акты в сфере промышленной безопасности в США.

  40. Выводы на основе законодательных и нормативных актов в области предупреждения ЧС техногенного характера за рубежом.

Примерная тематика курсовых работ.

  1. Законодательно – правовые акты в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера.

  2. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

  3. Государственная политика защиты окружающей среды.

  4. Природоохранное законодательство.

  5. Законодательство по охране труда.

  6. Нормативно – техническая документация (НТД).

  7. Управление ЧС.

  8. Законодательное и нормативное обеспечение мероприятий ГО по защите населения и территории от ЧС.

  9. Силы и средства РСЧС.

  10. Защита населения в ЧС за рубежом.

  11. ДПБ.

  12. Сертификация поднадзорной продукции.

  13. Анализ причины инцидентов на ОПО.

  14. Гос. экспертиза РФ.

Страхование от ЧС природного и техногенного характера

Рекомендуемая литература

Основная:

  • Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в ЧС. – М.: РЭФИА, 1997.

  • Мастрюков Б.С. Безопасность в Чрезвычайных ситуациях. – М.: Академия, 2003.

  • Пикулькин А.В. Система государственного управления. – М.: Облиздат, 2000.

Дополнительная:

  • Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. – М.: ГНОМиД, 2000.

  • Кривошеин Д.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. – М.: Академия, 2000.

  • Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защите от ЧС природного и техногенного характера» от 4.09.03 г. - № 547.

  • Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов: Сб. документов. – СПб.: ДЕАН,2000.

Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005г.»

ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Аптыкова Г.Ш.

Дисциплина «Доврачебная помощь в ЧС природного и техногенного характера» является обязательной при подготовке студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности», потому что профессиональная деятельность студентов включает в себя решение многочисленных задач в медицинской области. В основе дисциплины лежит интеграция в единый комплекс знаний, охватывающий теорию и практику подготовки отрядов спасателей на случаи ЧС природного и техногенного характера. Основная задача дисциплины – вооружить обучающихся теоретическими и практическими знаниями и навыками, необходимыми для применения в ЧС природного, техногенного, экологического характера, а так же террористических, диверсионных актов и т.д. Изучение дисциплины достигается формированием у выпускника представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищённости человека. Реализация этих требований характеризует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Доврачебная помощь в ЧС природного и техногенного характера» является освоение студентами научно–теоретических знаний и практических навыков, охватывающих защиту человека от опасных и вредных факторов, а также сохранение безопасности здоровья в среде обитания.

Данная дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, культурно-просветительную и организационно-управленческую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

  • - вооружение учащихся необходимой системой знаний, навыков и умений

  • по данной дисциплине в рамках школьного предмета «Основы

  • безопасности жизнедеятельности»;

  • - формирование целостного представления об охране жизни и здоровья,

  • способности оценивать обстановку и принимать целесообразные решения;

  • - воспитание активной социальной позиции;

  • - организация мероприятий по предотвращению опасных ситуаций и

  • ликвидация их последствий.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

  • Теоретические основы программы подготовки студентов-спасателей добровольных студенческих аварийно-спасательных отрядов в ЧС;

  • Основы анатомии и физиологии человека в условиях ЧС и их последствие воздействий травмирующих, вредных, поражающих факторов;

  • Идентификацию травмирующих вредных поражающих факторов;

  • Средства и методы повышения безопасности;

Уметь:

  • Использовать медицинские знания в практической деятельности, а так же в условиях ЧС;

  • Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при возникновении ЧС;

  • Действовать при массовых инфекционных мероприятиях, а так же при внезапных мероприятиях.

Владеть навыками:

  • Использования медицинских знаний в практической деятельности;

  • Оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • Проведения реанимационных мероприятий при травмирующих повреждениях, при термических поражениях и несчастных случаях;

  • Проведения подготовки учащихся по программам обучения ОБЖ в школах и учебных заведениях.

Примерный перечень вопросов к зачёту.

  1. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях.

  2. Первая медицинская помощь в очаге химического поражения.

  3. Первая медицинская помощь в очаге радиоактивного поражения.

  4. Первая медицинская помощь в комбинированном очаге поражения.

  5. Медицинские мероприятия и медицинская помощь в бактериологическом очаге поражения.

  6. Виды медицинской помощи, их задачи и объём.

  7. Санитарные потери их величина и структура.

  8. Понятие о медицинской сортировке и эвакуации пострадавших.

  9. Первая медицинская помощь при открытых и закрытых повреждениях.

  10. Способы временной остановки кровотечений.

  11. Подручные средства остановки кровотечений.

  12. Понятие о десмургии. Правила и виды наложения повязок.

  13. Методы элементарной СЛР одним и двумя спасателями.

  14. ИВЛ методом «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода.

  15. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавления.

  16. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.

  17. Первая медицинская помощь при несчастных случаях.

  18. Первая медицинская помощь при острых расстройствах психики.

  19. Понятие об асептике и антисептике.

  20. Первая медицинская помощь при ранениях.

  21. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей.

  22. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях.

  23. Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной (АИ-2).

  24. Назначение и пользование индивидуальным противохимическим пакетом (ИПП).

  25. Индивидуальный перевязочный пакет. Наложить Окклюзионную повязку на грудную клетку при пневмотораксе.

  26. Оказание само-и взаимопомощи пострадавшим.

  27. Способы переноски пострадавших.

Рекомендуемая литература.

Основная:

1.А.А.Власов Неотложная медицинская помощь при механических и термических видах травм в ЧС. – Тобольск: ТГПИ, 2004

2.А.А.Власов Первая медицинская помощь Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ 2004

3.Л.И.Горелов и др. Медицинская помощь населению в очагах поражения. – М.: Военные знания 2000

4.Сборник основных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. – М.: Военные знания 2003

5.Журнал «ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности» 2002 – 2004гг.

Дополнительная:

1.Основы медицинских знаний учащихся. Под редакцией М.И.Гоголева – М.: 1991

2.В.Н.Латчук, В.В.Марков, Н.Т.Маситов Основы безопасности жизнедеятельности. Метод.пособие. – М.: 1999

3.В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова Основы медицинских знаний Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи. –М.: «Аст-Астрель» 2005

БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Карасев С.Г.

Дисциплина предметной подготовки «Безопасность населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера» входит в блок дисциплин специализации «Защита населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера» по специальности 050104.65 - «Безопасность жизнедеятельности».

Общий объем на дисциплину составляет 115 часов. Она изучается у студентов ОДО- пятом курсе в девятом семестре, у ОЗО (3,5) на третьем курсе в шестом семестре, у ОЗО (5,5) – на пятом курсе в десятом семестре. Лекционный курс рассчитан на 28 часов, практический курс – на 14 часов, лабораторный – на 14 часов. На СРС отведено 59 часов. Изучение дисциплины заканчивается зачетом в девятом семестре.

Особенностью дисциплины является то, что по ней выполняется ВКР. Часть вопросов выносится на междисциплинарный экзамен.

В основе дисциплины «Безопасность населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера» лежит комплекс знаний, охватывающих современные средства спасения человека, попавшего в ЧС природного или техногенного характера, которые используются спасателями и самим человеком для само- и взаимопомощи, а также способы защиты территорий от ЧС.

Изучение опасных ситуаций природного и техногенного характера и защиты от них играет важную роль в образовании учителя БЖД. Содержание учебной дисциплины обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин.

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Безопасность населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера» ориентирует на выполнение учебно - воспитательных, культурно – просветительских и научно – методических видов профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины способствует подготовке студентов к решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно – воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • реализация личностно- ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению.

в области культурно – просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры учащихся

в области научно - методической деятельности:

  • выполнение научно – методической работы, участие в работе научно – методических объединений;

  • самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.

Цель: формирование у выпускников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности, приобретения основополагающих знаний и умений оценивать последствия ситуаций природного и техногенного характера, определять способы защиты от них, а также оказывать само – и взаимопомощь.

Задачи:

  • Изучить современные средства спасения человека в ЧС для уменьшения времени воздействия сложившейся ситуации на человека;

  • Изучить современные средства защиты человека в ЧС;

  • Изучить современные средства разведки сложившихся чрезвычайных ситуаций;

  • Изучить современные способы защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения дисциплины «Безопасность населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера» студенты

должны знать:

  • современные средства спасения человека в ЧС, применяемые спасателями;

  • современные средства спасения человека в ЧС для само – и взаимопомощи;

  • современные средства разведки сложившейся обстановки при ЧС;

  • современные способы защиты территорий в ЧС;

  • современные средства защиты человека в ЧС.

должны уметь:

  • оценить уровень опасности, возникающей в той или иной ситуации;

  • применять средства защиты для человека в ЧС;

применять средства спасения для само- и взаимопомощи в ЧС.

Вопросы к зачету:

  1. Определение мест нахождения людей (визуальное обследование объекта, кинологический способ, технический способ, по свидетельствам очевидцев). Разборка завалов.

  2. Устройство проездов в завалах с использованием бульдозеров, автокранов, погрузчиков, тракторов.

  3. Способы и порядок спасения людей, находящихся в завалах (устройство галерей, лаза, похода, растаскивание конструкций зданий, использование домкратов, средств малой механизации, разборка завалов сбоку, сверху, в наиболее доступных местах.).

  4. Применение средств газопламенной резки для резки арматуры и разрушенных металлических конструкций.

  5. Приемы и способы применения пневматических и электрифицированных инструментов.

  6. Способы обрушения неустойчивых конструкций с использованием средств механизации и взрывчатых веществ.

  7. Меры безопасности.

  8. Способы и порядок спасения людей, находящихся на верхних этажах поврежденных и горящих зданий.

  9. Оборудование, необходимое для проведения работ(приставные и выдвижные лестницы, автоподъемники, спасательные веревки и рукава и другие технические средства).

  10. Способы транспортировки пострадавших.

  11. Меры безопасности.

  12. Определение наиболее доступного места вскрытия и подачи воздуха в заваленное защитное сооружение, установление связи с пострадавшими.

  13. Назначение, устройство, техническая характеристика, принцип действия и условия применения табельных средств пожаротушения, состоящих на оснащении противопожарных формирований (пожарные автомобили, мотопомпы, навесные шестеренчатые насосы, ранцевые опрыскиватели, почвообрабатывающие агрегаты, пожарные цистерны и др.).

  14. Классификация, назначение, устройство, характеристика, принцип действия огнетушителей.

  15. Аэронавигационные средства тушения пожаров, порядок их применения.

  16. Способы и средства спасения людей в затопленных водой районах (подручные средства, плоты, плотики, лодки, катера и другие плавсредства).

  17. Классификация средств индивидуальной защиты, порядок их использования, хранения и поддержания в готовности.

  18. Практическое применение средств защиты органов дыхания и средств защиты кожи.

  19. Характеристика защитных сооружений.

  20. Состав, назначение и внутреннее оборудование помещений в убежище.

  21. Приведение убежищ в готовность к использованию по прямому назначению.

  22. Испытание защитного сооружения на герметизацию.

  23. Приборы радиационной разведки, их назначение, общее устройство, порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности.

  24. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.

  25. Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.

  26. Назначение и устройство приборов химической разведки, подготовка приборов к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ в воздухе, на местности, технике, в почве, сыпучих материалах.

  27. Особенности определения отравляющих веществ зимой.

  28. Универсальный газоанализатор.

  29. Назначение, устройство и порядок работы при определении сильно действующих ядовитых веществ.

  30. Характеристика способов защиты территорий от оползней (подпорные конструкции, стенки, корнбанкеты, свайные ряды, дренирование склонов).

  31. Характеристика способов защиты территорий от схода лавин (застройка щитами, профилактический спуск лавин, залесение склонов и др.).

  32. Устройство молниеотводов для защиты территорий и объектов от удара молнии.

  33. Характеристика способов защиты территорий от наводнений (регулирование стока в русле реки, отвод паводковых вод, обвалование, строительство берегозащитных сооружений, разрушение ледяных полей и др.).

  34. Характеристика способов и средств специальной обработки территорий, объектов, продуктов питания при заражении территорий химическим, биологическими и радиоактивными веществами.

  35. Меры безопасности.

Рекомендуемая литература

Основная:

  • Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. – М.: ГНОМиД, 2000.

  • Безопасность жизнедеятельности: Учебн. для вузов/С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др., 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 2001.

  • Библиотечка «Военные знания».

  • Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академия, 2003.

Дополнительная:

  • Акимов В.А. и др. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. – М.: ЗАО ФИД, 2001.

  • Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  • Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96.М., 1996.

  • Басманов П.И. и др. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. – Санкт-Петербург: предприятие СИЗ, 2002.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях/ Под ред. М.и.Фалеева. – Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Карасев С.Г.

Дисциплина «Прогнозирование и оценка последствий ЧС природного и техногенного характера» входит в блок дисциплин специализации «Защита населения и территории в ЧС природного и техногенного характера» по специальности 050104.65 – Безопасность жизнедеятельности.

Значительная часть вопросов выноситься на междисциплинарный государственный экзамен.

Изучение прогнозирование и оценки последствий ЧС природного и техногенного характера играет важную роль в образовании учителя БЖД. Содержание учебной дисциплины обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин.

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Прогнозированиие и оценка последствий ЧС природного и техногенного характера» ориентирует на выполнение учебно воспитательных, культурно - просветительских и научно - методических видов профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины способствует подготовке студентов к решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно - воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению.

в области культурно - просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся

в области научно - методической деятельности:

- выполнение научно - методической работы, участие в работе научно-методических

объединений;

- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.

Цель: формирование базовых знаний и наиболее полного представления о прогнозировании и оценке последствий ЧС природного и техногенного характера.

Задачи:

- дать представление о безопасности жизни как науке;

- рассмотреть принципы обеспечения безопасности;

- активизировать знания в области физики, химии, биологии, психологии;

- изучить нейрофизиологические основы поведения человека в ЧС;

- показать влияние факторов и условий окружающей среды на состояние здоровья человека;

- приобрести навыки в методах индивидуальной и коллективной безопасности и защиты человека в ЧС.

- изучить методы прогнозирования различных ЧС;

- рассмотреть различные способы оценки последствий ЧС.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

- государственную политику в области безопасности и защиты человека в ЧС;

- права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- российскую систему предупреждения и действия в ЧС, ее структуру и задачи;

- характеристики опасностей природного техногенного и происхождения;

- принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и ЧС;

Студент должен:

- уметь управлять факторами среды обитания;

- иметь представление об ориентирующих, технических, управленческих и организационных принципах защиты человека в ЧС;

- владеть методикой формирования у учащихся психогигиенической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- уметь грамотно применять приобретенные навыки защиты человека в ЧС на практике.

- уметь прогнозировать возникновение различных ЧС;

- уметь оценивать последствия ЧС природного и техногенного характера.

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

  1. Теоретические основы прогнозирования.

  2. Возможные обострения проблем биологического и гуманитарного характера на территории России.

  3. Прогнозирование землетрясений.

Вариант 2.

  1. Модели воздействия.

  2. Возможная общая обстановка по ЧС природного и техногенного характера на территории России.

  3. Прогнозирование последствий ЧС в районе разрушительных землетрясений.

Вариант 3.

  1. Общие положения прогнозирования.

  2. Прогноз ЧС природного характера на территории России в период до 2010 года.

  3. Схема зоны возможного химического заражения. АХОВ.

Вариант 4.

  1. Законы разрушения сооружений.

  2. Прогноз ЧС природного характера на территории РФ на период до 2010года.

  3. Прогнозирование извержения вулканов.

Вариант 5.

  1. Законы поражения людей.

  2. Прогнозирование и оценка радиационной обстановки.

  3. Прогнозирование и оценка наводнений.

Вариант 6.

  1. Прогнозирование последствий техногенных ЧС.

  2. Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров.

  3. Прогнозирование и оценка схода лавин.

Вариант 7.

  1. Порядок вычисления эквивалентного количества АХОВ, перешедшего во вторичное облако.

  2. Прогнозирование оползней.

  3. Координатный и параметрический законы разрушения.

Вариант 8.

  1. Как вычисляется площадь зоны фактического заражения АХОВ.

  2. Прогнозирование обстановки при лесном пожаре.

  3. Прогнозирование обвалов и осыпей.

Вариант 9.

  1. Как вычисляется продолжительность поражающего действия АХОВ.

  2. Причины, вызывающие повреждения КЭС и показатели, влияющие на объёмы аварийно – спасательных работ.

  3. Прогнозирование селей.

Вариант 10.

  1. Как вычисляются возможные общие потери населения в очаге поражения АХОВ.

  2. Основные показатели инженерной обстановки в районе сильных разрушений.

  3. Прогнозирование и оценка цунами.

Перед выполнением контрольной работы студент знакомится с предложенными вариантами и выбирает один из них по последнему номеру зачетной книжки. Вопросы контрольной работы заранее корректируются с преподавателем, который должен порекомендовать литературу по данной тематике. Минимальное количество страниц для раскрытия вопросов - 15. Работа выполняется в установленный срок.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Теоретические основы прогнозирования.

  2. Общие положения прогнозирования.

  3. Модели воздействия.

  4. Законы разрушения сооружений.

  5. Законы поражения людей.

  6. Допущения и ограничения методики прогнозирования аварий на химических объектах.

  7. Порядок проведения расчетов при химических авариях.

  8. Комплексный показатель оценки пожарной опасности в лесу.

  9. Шкала оценки участков по пожароопасности.

  10. Прогнозирование и оценка радиационной обстановки

  11. Прогноз ЧС техногенного характера до 2010 г.

  12. Возможные ЧС природного характера до 2010 г.

  13. Возможная общая обстановка по ЧС на территории России.

  14. Долгосрочный и краткосрочный гидрологические прогнозы.

  15. Методика прогнозирования наводнений.

  16. Прогнозирование цунами.

  17. Оценка и прогнозирование ураганов.

  18. Оценка и прогнозирование смерчей.

  19. Общая характеристика прогнозирования лавин.

  20. Виды прогнозирования лавин.

  21. Степени лавинной опасности.

  22. Признаки лавинной опасности.

  23. Упрощенные методы прогноза лавиноопасного периода.

  24. Признаки неустойчивости снежного покрова на склонах.

  25. Расчетные методы прогноза лавин.

  26. Прогноз метелевых лавин.

  27. Прогноз лавин связанных с оттепелями.

  28. Прогноз лавин обусловленных весенним снеготаянием.

  29. Прогноз лавин обусловленных резким понижением температуры.

  30. Метод оценки скорости движения и силы удара лавин.

  31. Противооползневые мероприятия.

  32. Пассивные охранно-оградительные противооползневые мероприятия.

  33. Активные инженерные противооползневые мероприятия.

  34. Общие противооползневые мероприятия для оползней всех видов.

  35. Методы прогнозирования оползней.

  36. Теоретический прогноз оползней.

  37. Классификация селевых бассейнов по уровню селевой активности.

  38. Классификация селевых бассейнов по воздействию селя на сооружения.

  39. Общая характеристика прогнозирования селей.

  40. Прогнозирование селей во времени.

  41. Методика прогнозирования возникновения селя.

  42. Прогнозирование параметров селевых потоков.

  43. Теоретические основы прогнозирования последствий селей и лавин.

  44. Показатели отражающие интенсивность воздействия селевого потока.

  45. Методы прогнозирования землетрясений.

  46. Стадии прогноза землетрясений.

  47. Метод оценки сейсмической активности при прогнозировании землетрясений.

  48. Метод измерения движения земной коры при прогнозировании землетрясений.

  49. Метод измерения наклонов земной поверхности при прогнозировании землетрясений.

  50. Метод оценки измерения скорости сейсмических волн при прогнозировании землетрясений.

  51. Определение параметров поражающих факторов землетрясений.

  52. Оценка степени разрушения точечных объектов при землетрясении.

  53. Оценка степени разрушения площадных объектов в землетрясениях.

  54. Оценка степени разрушения протяженных объектов при землетрясении.

  55. Краткосрочный прогноз извержения вулканов.

  56. Долгосрочный прогноз извержения вулканов.

  57. Стратегия развития прогнозных последствий вулканов

Рекомендуемая литература

основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Для ВУЗов / Л.А. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2005.

2. Баринов А.В. ЧС природного характера и защита от них. – М.: ВЛАДОСС пресс, 2005.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Для ВУЗов / С.В, Белов и др.; под общ. Ред. С.В. Белова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВШ, 2001.

дополнительная:

1. Безопасность населения и народохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф / ГК РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. М., 2003.

2. Котляровский В.А. Аварии и катастрофы, предупреждение и ликвидация последствий: Учеб. пособие: В 3 кн. кн.2. – М.: АСВ, 2006.

3. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на ХОО и транспорте ШГО СССР. – М., 1990.

4. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС, кн. 1. М., 1994.

5. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Кн. 1 / Под ред. Е.Е. Кочетова и др. М., 1995.

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ

История Тобольского государственного педагогического института берет свое начало в 1916 году, когда правительство приняло постановление об учреждении учительского института в городе Тобольске.

1 сентября 1954 года Тобольский учительский институт в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июня 1954 г. был реорганизован в высшее педагогическое учебное заведение 3-й категории, функционирующее сегодня в статусе ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева».

Ректор института –

к.ф-м.н., профессор Слинкин Сергей Викторович

телефон: (3456) 25-02-82

Проректор по учебной работе на отделении заочного обучения –

к.п.н., доцент Коршун Тамара Васильевна

телефон: (3456) 25-31-86 (каб.219),

E-mail: sobol@tgpi.tob.ru

Сайт института:

Декан факультета – к.п.н., доцент Шешукова Людмила Анатольевна

Телефон: (3456) 22 31 40

e-mail: bioxim@bk.ru

Методист ОЗО – Хазиева Эльза Вадутовна

Телефон: 89123827886

e-mail: khelza@mail.ru

КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА

  • химии и МПХ

заведующая кафедрой к.п.н., доцент Иванова Ольга Александровна

телефон: (3456) 22-31-40, аудитория 35.

  • Биологии и мпб

заведующий кафедрой к.с/х.н., доцент Мирюгина Татьяна Андреевна

телефон: (3456) 22-45-59, аудитория 4.

  • безопасности жизнедеятельности и МБД

заведующая кафедрой к.п.н., доцент Манакова Ирина Николаевна

телефон: (3456) 22-31-49, аудитория 47

  • экологии, естествознания и МПЕ

заведующий кафедрой к.ф-м.н., профессор Слинкин Сергей Викторович

Осуществлять учебный процесс преподавателям помогает сплоченный коллектив работников библиотеки в составе:

Лидия Николаевна Осипова - заведующая

Тамара Антоновна Разумова

Елена Михайловна Мирхазева

Валентина Викторовна Суменкова

Галина Васильевна Королева

На период сессии вы можете взять литературу по предъявлению зачетной книжки, номер которой станет номером абонемента.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА

Студенты имеют право:

  • на получение высшего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

  • выбирать курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

  • участвовать в формировании содержания образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Института и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

  • осваивать, помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям), любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Институте, в порядке, предусмотренном его Уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

  • бесплатно пользоваться в Институте библиотеками, кабинетами, лабораториями, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений Института в порядке, предусмотренном в положениях об этих структурных подразделениях;

  • принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях,

  • предоставлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях
    Института;

  • обжаловать приказы и распоряжения администрации Института в установленном
    законодательством Российской Федерации порядке;

  • переходить с платной формы обучения на бесплатную;

  • получать по медицинским показаниям и в других исключительных случаях академический отпуск в порядке, установленном Минобразованием России.

(Информ. бюллетень № 1. Сборник нормативных правовых актов ТГПИ им. Д. И. Менделеева)

Студенты института обязаны:

  • посещать учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами;

  • своевременно и точно выполнять распоряжения администрации;

  • активно участвовать в общественно полезном труде;

  • выполнять правила внутреннего распорядка института;

  • бережно и аккуратно относиться к институтской собственности (инвентарь, учебные пособия, книги и т. д.); студентам запрещается без разрешения администрации выносить предметы и различное оборудование из лабораторий, учебных и других помещений;

  • студентам запрещается курить в помещениях института. Студенты обязаны следить за чистотой и порядком на территории института;

  • студенты обязаны не допускать антиобщественных поступков;

  • за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и общежития
    к студентам может быть применено одно из следующих взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) отчисление.

Учебный порядок:

  • учебные занятия в институте проводятся по расписанию в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными в установленном порядке;

  • после начала занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий. Недопустимо прерывать учебные занятия, входить и выходить из аудитории во время их проведения;

В помещениях учебного заведения воспрещается:

  • хождение в головных уборах;

  • громкие разговоры;

  • курение;

  • распитие спиртных напитков, употребление наркотиков.

(Информационный бюллетень № 6. Сборник нормативных правовых актов ТГПИ им. Д. И.

Менделеева)

Наши пожелания:

  • по прибытию на сессию в институт пройдите регистрацию у методиста ОЗО;

  • все контрольные и курсовые работы сдавайте методисту ОЗО;

  • в деканат заходите по одному человеку;

  • верхнюю одежду сдавайте в гардероб.

О

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»

Кафедра ___________

Контрольная работа по ____________________________

(наименование дисциплины)

Вариант № _______

студента (ки) ________группы

отделения заочного обучения

биолого-химического факультета

специальность «________________»

Ф.И.О. ________________________

(указать полностью)

№ зачетной книжки

Домашний адрес: _________________

Преподаватель: ____________(Ф.И.О.)

Город

год


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»

Кафедра ________________

(полное название)

Курсовая работа

на тему

«___________________________________________»

(тема курсовой работы)

студента (ки) ________группы

отделения заочного обучения

биолого-химического факультета

специальность «_________»

Ф.И.О. ________________________

(указать полностью)

№ зачетной книжки

Домашний адрес: _________________

Научный руководитель:______(Ф.И.О.)

Город

год


бразец оформления титульного листа контрольных и курсовых работ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

    Учебно-методический комплекс
    Ершов А.Д. Менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 080502 “Экономика и управление на предприятии (таможне)” – СПб.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 070901. 65 «Живопись»

    Учебно-методический комплекс
    Порядок проведения консервации и реставрации памятников; обеспечение сохранности памятников, методы проведения реставрационных работ, права, обязанности и ответственность реставраторов.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».
  4. Учебно-методический комплекс для студентов дневной формы обучения факультета государственного и муниципального управления

    Учебно-методический комплекс
    Сборник методических материалов (тематический план учебного курса, учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендованная литература, тематика контрольных работ, вопросы к экзамену) по изучению дисциплины «Концепции современного
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов всех форм обучения (спецкурс) (специальность 030501(65)-(021100) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования о специальности Юриспруденция.

Другие похожие документы..