Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как известно, порядок исчисления НДС – один из самых частых объектов налоговых проверок. Мы расскажем о трех нюансах, которые могут привести к доначис...полностью>>
'Конкурс'
Состояние рынка труда в регионах, тенденции его развития и изменения. Структура занятого населения по статусу занятости. Перераспределение рынка занят...полностью>>
'Реферат'
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: Региональная экономика). Специальность «Национальная ...полностью>>
'Урок'
(Такое начало урока поможет настроить учеников на особую эмоциональную волну, создаст атмосферу любви, доброты, без которых понимание идеи платоновск...полностью>>

Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993г; закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Паспорт программы

Название программы: «Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся МОУ Новосельская средняя общеобразовательная школа на ступени начального общего образования.»

Нормативно-правовая база программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г;

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г № 3266-1 (с последующими дополнениями и изменениями);

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009г № 373;

  • Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Программа развития МОУ

  • План воспитательной работы МОУ

  • Устав МОУ

Год разработки: 2011.

Сроки реализации программы: 2011-2015 годы.

Содержание программы

Пояснительная записка.

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

1.2. Цель и задачи программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО.

1.3. Ценностные установки духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся.

1.4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

1.5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

1.7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

1.8. Критерии результативности реализации программы.

Приложение.

Пояснительная записка.

«Система образования, — подчеркивает Д. А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

В этой связи первоочередной задачей школы является задача формирования ценностей и основ гражданского самосознания, в противном случае у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция), Устав ОУ № 3, Программа развития ОУ № 3, Образовательная программа ОУ № 3.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ – СОШ № на ступени начального общего образования создана с учетом требований ФГОС на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой стандарта, на основе Программы развития школы и Программы воспитательной работы школы с учетом особенностей нашего образовательного учреждения:

- уклада жизни школы, обеспечивающего интеграцию основных видов и форм деятельности ребенка (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной );

- социального статуса ОУ ;

- сотрудничества с ОУ с семьей;

- сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования культуры и спорта;

- деятельности объединения разновозрастных отрядов;

- традиций школы, являющихся стержнем уклада школьной жизни;

- системой оценки личностных результатов (портфолио, …)

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал.

Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное), единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной систем ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых в семи субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно-полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысл.

Реализация программы приведет к появлению системных новообразований, направленных на формирование духовно-нравственных основ личности через создание в лицее социально открытого пространства, направленного на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально открытого уклада лицейской жизни.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований по освоению и внедрению новых подходов воспитания (аксиологического, системно-деятельностного, развивающего), дальнейшего развития сетевого взаимодействия субъектов воспитания: семьи, объединения разновозрастных отрядов, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, газеты «Артинские вести».

Программа направлена на переход к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся на ступени начального общего образования, обеспечивающий формирование высоконравственной, творческий, компетентной личности гражданина России, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененной в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью духовно-нравственного воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

Блок 1. В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Блок 2. В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Блок 3. В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: обеспечение системного подхода к духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.

Задачи программы:

1. Определить целевые ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

2. Охарактеризовать основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

3. Определить основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

4. Раскрыть содержание и основные виды деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

5. Сформулировать требования к результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

1.3. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания

и развития обучающихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

1.4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, родному краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Стержнем каждого направления остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993г закон

    Закон
    Муниципальная целевая Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами и незаконному обороту наркотиков на 2011 – 2013 года»
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М.: 2003. Бюджетный кодекс

    Кодекс
    2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23 декабря 2004 года) Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993г.; Основы закон

    Закон
    1.2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Федеральный закон от 24.12.1993 № 2288 с изменениями внесенными Указом Президента Российской Федерации от 18.
  4. Конституция Российской Федерации вк РФ   Водный кодекс

    Кодекс
    Негосударственное (частное) образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной аттестации в строительстве и ЖКХ»,
  5. Конституция Российской Федерации закрепляет муници­пальную собственность, признавая право самостоятельного уп- равления ею за органами местного самоуправления как город­ских, так и сельских поселении. Федеральный закон (1)

    Закон
    Понятие “муниципальное право” — новое для нашего государ-ствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муници­пального хозяйства в свое время являлись предметом исследова­ния юристов и деятелей земского движения дореволюционной

Другие похожие документы..