Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
М.А. Курзюков, гр. 2264/3 (научн.руковод. – доц. А.А. Дмитриева)Modern Technologies in Articulatory Pnonetics.Современные технологии в артикуляторной ...полностью>>
'Документ'
Методы управления финансовыми рисками. Исследование факторов, влияющих на уровень финансовых рисков организации. Выбор механизмов нейтрализации финан...полностью>>
'Семинар'
о работе секционного заседания кафедры гражданского права и процесса в рамках «Недели науки- 2011» СФ БашГУ, посвященной развитию инновационной деятел...полностью>>
'Лекции'
знакомство с основными направления исследований в современной неклассической логике, овладение приемами анализа философских проблем с помощью некласс...полностью>>

Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Продолжение таблицы 4

1

2

Подобраны валидные методы и психологически грамотно проведе на психодиагностика по выявле нию уровней общего интеллектуального развития, развития видов мышления, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Выявление качеств проведено по стандартизированному тесту ШТУР без адаптации его к местным условиям и без внесения в него корректив и дополнений.

В зависимости от темы эксперимента у испытуемых выявлены по надежным методикам уровни конкурентоспособности, коммуникабельностиконфликт тности и т.д., а также определены уровни самоактуализации членов экспериментального контингента [23, с. 234-250].

Психодиагностические методики по выявлению данных качеств в исследовательском арсенале экспериментатора отсутст- вуют вообще или использо

ваны в усеченной форме

Диагностические сведения в сокращенном варианте посредством условных обозначений отражены в специальных личных таблицах экспериментатора.

Специальной таблицы, в которой отражены все сведения о личности испытуемого, у экспериментатора нет.

Результаты диагностирующего эксперимента проанализированы, на их основе сформированы гипотезы (основная и дополнительная) и подобраны методы (психолого – педагогическая технология) развития формирующего (преобразующего) эксперимента, намечены прогностические этапы достижения цели.

Гипотезы сформированы не по результатам диагностирующего (констатирующего) эксперимента, а до начала эксперимента. Методы развития преобразующего (формирующего) эксперимента проведены в отрыве от результатов диагностики, не обоснованы, не доказательны, не выдерживают критического анализа эксперта.

Экспериментатор организовал работу независимой экспертной группы специалистов – высококвалифицированных психологов и мастеров педагогического труда, которые дали высокую оценку психодиагностическим методикам и проведенному диагностирующему (констатирующему) эксперименту, отметив лишь легко устранимые ошибки, недочеты, неудачные формулировки.

Заключение экспертной независимой группы специалистов отсутствует. Содержание эксперимента не обогащено новыми мыслями мастеров педагогического труда, психологами, социологами.

Продолжение таблицы 4

Результаты констатирующего (диагностирующего) эксперимента одобрены первым руководителем организации образования и его заместителем.

Руководители организации образования, дав «добро» на проведение диагностирующего эксперимента, его результаты не изучали.

Результаты диагностирующего эксперимента вызвали острый интерес у членов экспериментального контингента и глобальную потребность в развитии обнаруженных у индивида положительных качеств и вытеснения негативных черт характера по рекомендуемым методикам и приемам, в том числе по индивидуальным аутотренингам.

Констатирующий эксперимент не вызвал вдохновения, интереса в среде испытуемых, результаты быстро вытиснились из их памяти, а потребности в своем личностном преобразовании носят аморфный характер, эпизодическими являются действия по развитию формирующего (преобразую-

щего) эксперимента.

На наш взгляд, предложенная таблица позволит экспериментатору во время обнаружить недостатки в своей диагностирующей (констатирующей) деятельности, исправить их, ориентируясь на критерии эффективности данной таблицы.

Выводы

Методологические основы психодиагностики в исследовательской работе экспериментатора играют первостепенную роль, так как позволяют получить достоверную информацию о каждом члене экспериментального контингента и создать карту коллектива.

Только при этом условии возможен переход ко второму направлению деятельности – формирующему (преобразующему) эксперименту, к коррекционной работе с коллективом и каждой отдельной личностью, формированию и развитию социально ценных потенциалов у нее.

Задания обучающимся

Задание 1

По согласованию с руководством организации образования определите контингент подростков и в процессе собеседования выясните потребности детей в знаниях о себе. Информацию зафиксируйте, изучите и на ее основе подготовьте план психодиагностики, согласно которому:

- подберите из имеющихся психодиагностических методик наиболее валидные и надежные, удовлетворяющие запросы подростков и Ваши личные запросы;

- скомбинируйте целевые установки и подберите методы выявления конкретного качества, комплекса качеств из нескольких родственных тестов, тестов – опросников, анкет и т.д.;

- при необходимости (отсутствие методик в психолого – педагогической литературе) разработайте свою оригинальную методику, ориентируясь на тест, группу тестов опытного исследователя.

Подготовьте план реализации (месяцы, недели, дни) психодиагностического эксперимента.

Выполненное задание защитите на семинарском (практическом) занятии, доработайте по замечаниям и рекомендациям товарищей и сдайте преподавателю учебной дисциплины.

Задание 2

То же самое сделайте по отношению к старшеклассникам.

Задание 3

Ориентируясь на задание первое, сформируйте систему психодиагностики родителей учащихся.

Примечание

Каждый изучающий учебную дисциплину «Теоретико – методологические основы психологии» выполняет только одно задание по выбору и предлагает свое.

Лекция 6 Методологические основы психологической коррекции в организациях образования

Рассматриваемые вопросы

1 Основные принципы психокоррекции.

2 Психодиагностические показатели как основа психокоррекции исследователя – экспериментатора.

3 Критерии коррекционной работы.

Психологическую коррекцию необходимо понимать как систематическую деятельность организатора формирующего (преобразующего) эксперимента, направленную на устранение признаков (недостатков), не соответствующих оптимальной модели личности на современном этапе развития общества.

Например, социально-экономические преобразования в Республике Казахстан предполагают подготовку молодого поколения с такими социально – значимыми качествами:

- личность, свободную от стереотипов в мышлении и действии, от ригидности и штампов, владеющую высоким уровнем диалога с людьми различных контингентов и способного к принятию продуктивного решения на конкретном возрастном этапе в любых условиях и ситуациях;

- личность активную, целеустремленную, предприимчивую, владеющую комплексом нравственных качеств;

- личность интеллектуально развитую, конкурентоспособную на международном рынке труда, владеющую иностранными языками и творческим потенциалом в организационно – коммерческой деятельности научной сфере, а также в политике и экономике;

- личность с высоким потенциалом развития характера в целом и затребованных обществом отдельных его черт;

- личность с высоким когнитивным потенциалом и др.

Коррекционная работа в любом направлении исследователя – экспериментатора строится на основе принципов, т.е. руководящих идей, правил, исходных положений. Назовем и охарактеризуем некоторые.

Принцип 1

Единство диагностики и коррекции в исследовательской деятельности экспериментатора означает определение системы методов по совершенствованию обнаруженных в процессе диагностики неординарных качеств у испытуемого (высочайшие уровни памяти, внимания, того или иного вида мышления, воображения, восприятия, сенсорной организации и т.п.) и определения целевой основы для их развития.

Психологический диагноз может констатировать в себе отклонения в характере, познавательную ущербность того или иного представителя молодого поколения, слабые проявления творческих потенциалов и другие негативные компоненты в структуре личности, и тогда требуется от экспериментатора напряженная, творческая работа по формированию комплекса средств исправления недостатков у объекта экспериментального исследования, восстановления позитивных основ качеств у испытуемого, способных в дальнейшем развиваться и совершенствоваться на спонтанной основе.

Обозначенный принцип предполагает гибкость мышления экспериментатора, оперативность действий, принятие продуктивного решения и настойчивость в его практической реализации, поиск дополнительных материальных и духовных резервов (учреждения дополнительного образования, специалисты различного профиля, преобразование отношений к испытуемому и взаимодействия с ним, приобретение учебных пособий, конструкторов и другого оборудования).

Приведем конкретный пример, взятый из жизни (пример пятнадцатилетней давности). Подросток Максим Ш., с трудом переходящий из класса в класс, имеющий, по мнению педагогов, низкий социальный статус, на самом деле среди подростков был уважаем и авторитетен, являлся лидером по рыбной ловле обычной самодельной удочкой. Оказалось, что подросток имеет высочайший уровень восприятия и внимания, владеет специфической интуицией и феноменальной памятью. Однако эти когнитивные способности подростка не «заметил» ни один педагог школы.

Принцип 2 – принцип нормативности, охарактеризованный А.К. Болотовой и И.В. Макаровой [23, с. 327]. Он требует, по утверждению авторов, учета основных закономерностей психического развития, т.е. учета последовательности сменяющих друг друга возрастных этапов – со дня рождения и до начала психокоррекционной экспериментальной деятельности исследователя – практика.

При определении стратегии и тактики коррекционной работы, выбора ее целей, необходимо, по убеждению авторов, исходить из сопоставления идеального эталонного нормативного развития и полученных в процессе констатирующего эксперимента конкретных особенностей реального состояния качеств в данный момент. Ближайшие перспективы развития определяются актуальной ситуацией, имеющей решающее значение для формирования будущей личности.

Принцип 3 – деятельностный. Он определяет предмет приложения коррекционных усилий, а работа строится как целостная осмысленная деятельность испытуемого, органически вписывающегося в систему его повседневных жизненных отношений. Опора на ведущую деятельность и варьирование разнообразных видов деятельности – процессуальной (например, игровой, эстетической), продуктивной (например, конструирование, лепка, изобразительное творчество), учебной, трудовой, совместной, общения как специфической формы деятельности – делают процесс психокоррекции продуктивным и эффективным с одной стороны, а с другой, вызывая интерес у ребенка, определяют тем самым мотивационный аспект психокоррекционного процесса [23, с. 328 – 329].

Принцип 4 - принцип учета особенностей семейного образования, воспитания и развития. Он строится на основе личностных индивидуальных убеждениях исследователя – экспериментатора, родителей воспитуемого и старших членов семьи (бабушек и дедушек). Возможность построения психологически грамотной коррекции воспитуемого зависит от умения исследователя проникнуть в суть личностных качеств членов семьи и создания своеобразного коллектива единомышленников, в котором преобладающей станет идея развития у воспитуемого интеллектуальных качеств, всех видов мышления, продуктивного характера и креативности, т.е. глобальных социально значимых психических новообразований, определяющих судьбу, личное благополучие, развитие и совершенствование социальных процессов в той сфере деятельности, где будет работать сегодняшний учащийся, завтрашний специалист.

Реализуя этот принцип, исследователь – экспериментатор создает целеустремленный коллектив воспитуемых и параллельно коллектив родителей, в котором на основе дидактических его действий формируется и развивается у каждого родителя психолого – педагогическое мышление на научной основе, вытесняются из характера негативные черты, заменяясь прогрессивными качествами.

Как мы уже отмечали, психокоррекционная работа строится на основе психодиагностической информации, постоянно уточняемой исследователем.

Прежде всего, на наш взгляд, корректировке должен подвергаться характер испытуемого, поскольку характер является центральным фактором в системе психической жизнедеятельности любого индивида. В любом экспериментальном контингенте встречаются люди с акцентуированными чертами характера, а акцентуация, как известно, обуславливает тормозящий эффект в личностном развитии индивида.

Общая детерминированность (причинная обусловленность) возникновения и развития акцентуаций заключается в следующем – постоянные деструктивные конфликты в группе, неумение (нежелание) лидеров в формировании сплоченного целеустремленного коллектива с господствующими тенденциями – взаимопомощь, взаимоуважение, целеустремленность и постоянный рост производительности труда в результате действия обозначенных тенденций. В таких условиях не случайно возникают в трудовом (служебном) сообществе различные индивидуальные психологические защиты (беспрекословное подчинение, аффекты, фрустрации, хитрость, наглость и т.д.) как первоначальная основа формирования акцентуации – не передаваясь по наследству, т.к. является прижизненным образованием, акцентуация формируется, развивается и совершенствуется под влиянием старшего поколения (грубость, непечатные и нецензурные выражения, лихоимство, наглость, чрезмерная доброта, угодничество и др.) благоприятная среда для возникновения начальной формы акцентуации:

- у подростков в свободных объединениях, особенно в летний период, акцентуация принимает форму заражения, своеобразной «психологической инфекции», но под влиянием целенаправленной деятельности, организуемый опытными педагогами быстро разрушается;

- подражание героям кинобоевиков, героям фильмов, художественных произведений также у старших подростков и юношества могут сформироваться акцентуированные черты характера;

- интенсивно акцентуация формируется при жизненных неудачах, при бракоразводных процессах, при стихийных бедствиях, несчастных случаях и т.д., в организациях образования в условиях устойчивой неприязни между учеником и педагогом, в условиях возникновения психологических барьеров, при возникновении деструктивных конфликтов и т.п..

В различных психологических словарях, учебниках, учебных пособиях, монографиях называются различные акцентуации. Мы определили некоторые из них, вошедшие в психолого- педагогическую практику и отраженные в работах Л.Д. Столяренко [24, с. 228–324], А.П. Егидес, Н.Ш. Сугробовой [30], Е.И. Рогова [25, с. 208–236; 297–303] и в Словаре практического психолога [18, с. 16 – 18]. В следующей таблице мы отражаем основные акцентуации, отмеченные авторами, пытаемся определить содержание психокоррекции, и прогнозируем ее результаты.

Таблица 5-Коррекция акцентуированных индивидов

Наименование акцентуации и краткая ее характеристика

Содержание коррекционной деятельности автора преобразующего эксперимента

Прогнозируемые результаты при условии реализации рекомендаций, полученных испытуемым

Эпилептоидный тип характеризуется высо ким энергетизмом и в экстремальных ситуа циях трансформируется в храбрость, напорис тость, отвагу. В повсед невной жизни проявля ется в разоблачении лиц, «нарушающих» порядок, в эффектив ной требовательности к окружающим, в придир чивости, в жестокости, в оскорблениях, нецен зурной брани, в избие нии. Чрезвычайно конф ликтен, с постоянной концентрацией агрес- сивности, злобы, недовольства руководителем и тайным или явным стремлением занять его место.

В подростковой и юношеской среде рекомендуем совместно с акцентуантами внимательно изучить и проанализировать характеристику акцентуации и не делать то, что в ней написано. Для «ярких» акцентуантов – «правдолюбов – агрессоров подготовить текст аутотренинга и постоянно использовать его утром и вечером, после анализа своей жизнедеятельности в течение дня.

Вытеснение акцентуации у педагогов, руководителей, родителей обучающихся более сложный процесс и основной метод, как мы думаем, анализ причин смены мест работы, анализ жалоб акцентуанта, отправляемых в вышестоящие инстанции, и рекомендациями по вытеснению признаков, отраженных учеными в характеристике эпилептоидной акцентуации, а также совместной с акцентуантом разработкой аутотренинга по вытеснению искривленных, одиозных черт характера.

Реализация рекомендуемой программы действий обеспечит интенсивное вытеснение акцентуированных черт из психических процессов и состояний, а новые виды деятельности, которыми начинает овладевать акцентуант, совершенно изменяет его внутренний мир и позволяет полностью осуществить замещение нормальными человеческими чертами характера.

Постепенно, анализируя свои неудачи, акцентуант научиться видеть причину в самом себе, а не только в действиях окружающих, что позволит если и не полностью вытеснить акцентуацию, то по крайней мере снизить интенсивность проявления акцентуированных черт характера.

Эмотивный тип. Акцентуант этого типа преувеличенной эмоциональной

Продолжение таблицы

1

чувствительностью и абсолютной доверчивостью и добротой без относительно к характеру человека, обучающегося с ним. Он часто идет на контакт с незнакомцами, на работе выполняет чужую работу, пишет контрольные, доклады, курсовые, планы, выступления и т.п. по просьбе окружающих, никогда не проверяет информацию, верит на слова. Эмотивы чрезвычайно ранимо и болезненно воспринимают грубость, несправедливость, хамство. В таких ситуациях приходят в отчаяние, при доброжелательном отношении к ним людей с латентными изъянами (хитрецы, лодыри, подлецы и т.п.) готовы «горы свернуть», часто снабжают окружающих вещами, продуктами, деньгами без отдачи. Их легко обмануть, но они, как правило, не анализируют ни ситуации, ни поступки людей, прощая любые их действия по отношению к себе.

Вытеснить акцентуированные черты у этого типа очень сложно, поскольку эта акцентуация

2

начинает формироваться в раннем детстве и чаще всего в сельской местности под влиянием старших членов семьи и родителей, педагогов дошкольного и младшего школьного образования. Необходимо помнить, что далеко не все ученые, а тем более педагоги – практики считают обозначенные черты характера акцентуированными. Поэтому рекомендуем основной метод работы с ними – доверительные беседы, откровенные их размышления, исповедь, анализ ими случившихся ситуаций, своих позиций в каждой из них, имеющих личностное значение. Осмысление действий окружающих их людей, особенно так называемых «друзей» и «доброжелателей». Как правило, рекомендации акцентуантам заключаются в том, чтобы сдержанно относиться к просьбам окружающих, не спешить оказывать помощь, лучше узнать человека, не идти на дружественные контакты с незнакомыми и мало знакомыми людьми. Научиться хотя бы изредка говорить «нет».

В системе нашей многолетней работы со студентами – акцентуантами нам

3

удавалось снизить акцентуированные черты характера у студентов горожан: они научились не ссужать лиц, не вернувших первый долг; оказывали ограниченную помощь в подготовке курсовых и дипломных работ, а не выполняли их по просьбе «друзей», более дифференцированно сочувствуют и сопереживают, не всегда отдают одежду и ценные вещи (компьютер и др.) напрокат и т.д.. Однако по отношению к студентам из сельской местности наша коррекционная работа ощутимых успехов не имеет, а те сдвиги, которые мы констатировали как успех оказались выражением уважения к нам, желанием не расстроить наставников, не причинить им боль.

Прикосновение к этой области эмоциональных качеств требует от экспериментатора интуиции высокого качества, мастерства и особой организации психических процессов.

Продолжение таблицы 5

1

Паранойяльная акцентуация, по данным наших наблюдений, начинает формироваться в старшем подростковом возрасте и проявляется в старших классах и студенческие годы. Ее особенность: целеустремленность, пренебрежение интересами других людей, следование принципу «цель оправдывает средства». Ради достижения цели паранойяльный готов на все: забывает про сон, питание, даже любви, отказывается от удобств.

Паранойяльный горд, самолюбив, независим, свое мнение считает самым верным, часто выступает на собраниях, по телевидению, в газетах. Агрессивность и гнев паранойяльного возникает при условиях, когда ему возражают, становятся на его пути к цели. Гнев доходит до бешенства, угроз, вызова на дуэль и т.п. (см. указанную литературу).

2

Среди психолого – педагогических методов коррекции характера паранойяльного мы считаем наиболее приемлемыми такие: совместный анализ характеристики паранойяльного и анализ жизнедеятельности реальных акцентуантов. Подведение печальных итогов и формирование выводов; определении линии дальнейшего поведения акцентуанта и проявления его черт характера, в котором остается главное качество – целеустремленность и вытесняются сопутствующие, замещаемые такими: уважение чужого мнения, интеллектуальное восприятие чужих заслуг и достижений, аргументированная критика, осмысление отложенных своих выступлений, апробирование своих идей среди близкого окружения. Обвинительные речи нужно произносить наедине с самим собой и слушать как бы со стороны. Подготовить личностный аутотренинг и согласовать содержание его с исследователем – экспериментатором.

3

Паранойяльная акцентуация явление редкое, и при реализации обозначенных условий вытесняется достаточно интенсивно и в небольшие сроки из психических процессов индивида. Однако требуется постоянный контроль за поведением испытуемого, систематические доверительные беседы, поправки, привлечение свежих примеров из неудачной жизни акцентуантов, находящихся вне формирующего эксперимента.

Наша практическая деятельность убеждает, что студенты – носители данной акцентуации, оставаясь целеустремленными, приобретают высокий социальный статус, вооружаясь такими качествами, как толерантность, выслушивание чужого мнения до конца и аргументирование возражения, сдержанность, уважение чужого мнения.

Продолжение таблицы 5

1

2

3

Носитель гипертимной акцентуации – человек веселый, жизнерадостный, энергичный, не конфликтный, не злопамятный, добрый по отношению к окружающим. Собственно акцентуация сосредоточена в комплексе нежелательных (одиозных) качеств – это неорганизованность, скоропалительность решений, непродуманность действий, разбросанность идей, чрезмерная разговорчивость, чрезвычайная щедрость в ущерб себе и семье (или родителям), непостоянство, забывчивость, прожектерство и склонность к аморальным поступкам («мелкий» взяточник).

На примерах собственной деятельности констатируем, что вытеснить полностью акцентуированные черты характера практически не возможно, поскольку они базируются на типе высшей нервной деятельности, определению которому в науке пока нет.

Рекомендации исследователю включают в себя систему действий: терпеливо воспитывать акцентуанта, указывать его «промахи», замечать его необязательность, «сокращать» его речь и доказывать, что новый вариант лучше прежнего. Больше давать заданий, требующих письменного выполнения с попутным сопоставительным анализом научной литературы и т.п.

При толерантном подходе к акцентуанту удается блокировать отдельные наиболее яркие негативные качества. Сформированная обязательность и сосредоточенность на выполнение социально значимого дела со временем становится основой для выдвижения гипертима на руководящую должность в системе образования. Желателен в новом качестве как организатор внеклассной и внешкольной работы с подростками и старшеклассниками, при мягком управлении его деятельностью и тактичным контролем со стороны первого руководителя организации образования.

Истероидная акцентуация характеризуется тем, что истероид испытывает чрезвычайную жажду во внимании к себе. Он охотно берется за выполнение общественных поручений: вечера, диспуты, доклады и т.п., если эти дела

Продолжение таблицы

1

отвечают его потребностям во внимании окружающих.

Самооценка завышенная, наедине с собой он такой же как и в обществе. Энергичность краткосрочная, но при малейшей неудачи исчезает в самом начале работы. Страдает демонстративно, страдания могут закончиться суицидом, как правило, неудачным, но очень эффектным.

Коррекционная программа включает в себя совместный с истероидом анализ характеристики истероидной акцентуации и в выработке плана ее вытеснения из психических процессов и состояний.

Эффективным методом является аутогенная тренировка, проводимая в системе. Новые психические процессы, внедряемые в

2

сознание волевыми приемами постепенно вытесняют акцентированные черты характера.

Возможно частичное вытеснение одиозных качеств характера и усиление таких его черт, как артистичность, талантливость, интеллектуальная мобильность, художественность, внимательность к мнению окружающих и постепенное

3

снижение самовлюбленности, эгоизма, обидчивости и конфликтности. С возрастом они вообще при целенаправленной работе над собой могут исчезнуть.

Шизоидная акцентуация характеризуется тем, что шизоид интроверт, постоянный «изобретатель», у него много «идей», «открытий», «изобретений»,среди которых встречаются стоящие.

Именно на выделении стоящих идей, открытий и изобретений должен сосредоточить исследователь свою коррекционную деятельность, одновременно втягивая шизоида в общественную работу, в диспуты, дискуссии, в научные общества учащихся и студентов.

Интеллектуальное, эмоциональное, креативное развитие шизоида является основой формирования таких новых черт характера, которые ставят его в ряд незаурядных личностей, и таким образом, позволяют исследователю считать свою коррекционную функцию в основном выполненной.

Психоастеноиду как носителю акцентуации свойственна малая энергичность, неуверенность, нерешительность. Он не в состоянии защитить свои достижения, но более того признает их

Продолжение таблицы 5

1

плохими и искренне страдает от того, что не сумел создать ничего ценного, чем и пользуются провокаторы, живущие за счет чужого ума. Требовательность к себе всегда более высокая, чем к окружающим. Это мыслительный тип. Обиды быстро прощает, потому что всегда находит свою «вину». В конфликты практически не вступает.

Исследователь – экспериментатор добьется успеха в системе психокоррекции психоастеноида, применяя такие методы как убеждение, сравнение полученных им результатов с результатами других людей. Обучение психоастеноида умению

2

отстаивать идеи, интеллектуальную продукцию, организуя праную ролевую игру, через защиту научных сообщений, докладов, рефератов и т.д. в начале в малой, хорошо знакомой аудитории, а затем в более расширенной.

Первые успехи, как правило, «окрыляют» психоастеноида. Он становится смелей, активней, энергичней. В нашей практической деятельности через аутотренинги удалось «вывести» практически всех

3

психоастеноидов в число студентов – отличников, затем поступивших в магистратуру, аспирантуру. Однако помочь психоастеноиду полностью освободиться от своих акцентуированных черт характера пока не удалось, но в принципе это возможно при открытии дополнительных эффективных методов коррекции.

Сензитивная акцентуация характеризуется тем, что сензитив всего боится. Он испытывает страх перед миром вообще и старается как можно меньше с ним контактировать. Сензитив добр, отзывчив, внимателен к людям, но постоянно испытывает страх перед жизнью, медлителен и несамостоятелен.

Наиболее эффективным методом развития нормы характера у сензитива может быть подготовка ежедневного плана, в который включаются дела, требующие определенной быстроты, энергии интеллекта и ответственности. Анализ исследователя совместно с синзетивом результатов его деятельности – продуктивный прием его перевоспитания.

В процессе целенаправленной деятельности исследователя – экспериментатора в течение двух – трех недель и более удается достичь перелома в характере акцентуанта: его мыследеятельность акселерируется. Накопленные знания, интеллектуальный потенциал более активно и смело реализуются в практике и взаимодействии.

Активная жизненная позиция вытесняет несамостоятельность. Но полностью перевоспитать сензитива не удается.

Продолжение таблицы 5

1

2

3

Акцентуация неустойчивая характеризуется тем, что акцентуант легко поддается чужому влиянию. Совершенно разные по характеру люди могут в небольшой период подчинить себе неустойчивого типа, воздействовать на него в направлении, выгодным им. Акцентуант живет одним днем, практически не думает о будущем.

Формирование Я-концепции как нового плана психической жизнедеятельности, пожалуй, наиболее действенный метод становления личности неустойчивого. Постоянные индивидуальные встречи исследователя – экспериментатора с акцентуантом, коррекция его поведения позволяют развитию у последнего самостоятельности мышления, принятия своих решений и реализации их в жизни.

В основном удается сформировать устойчивую жизненную позицию. По отношению к лицам мужского пола этот процесс происходит в сжатые сроки, но по отношению к лицам женского пола процесс затягивается. При условии постоянного использования аутотренинга при формировании Я-концепции индивиду удается освободиться от чужого влияния, трансформироваться в самостоятельно мыслящего члена коллектива.

Циклотимный тип имеет своего носителя – циклоида, у которого наблюдается резкая смена состояний, непонятных самому носителю. Жажда деятельности, множество идей, высокие результаты могут смениваться на депрессивные состояния – вялость мысли, уныние, безделье длятся довольно долго и опять же неожиданно меняются подъемом, бодростью.

Одним из продуктивных методов индивидуальной работы с циклоидом является «подбрасывание»исследователем циклоиду в период его депрессивного состояния интересных увлекательных идей, творческих заданий, социально значимых практических дел, которые, как правило, прекращают его «спячку» и возвращают к «бурной» жизнедеятельности.

При умелом пользовании обозначенным методом экспериментатору, как правило, удается помочь циклоиду навсегда избавиться от пониженного настроения; постоянные высокие результаты стимулируют его деятельность, развивают творческие потенциалы и в конечном итоге приводят к повышению должности в организациях образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  2. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  3. Учебное пособие для студентов старших курсов и магистрантов Таганрог 2008

    Учебное пособие
    Клочков В. В. Социальная стратификация англосаксонского общества VII − VIII вв. (по юридическим памятникам).– Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2008.
  4. Учебная программа для студентов факультета международных отношений специальностей d 1-21 04 01 "Культурология"

    Программа
    Изложена программа учебной дисциплины, связанной с изучением Библии как одного из важнейших факторов и феноменов культуры и литературы. Библия рассматривается в историко-культурном, религиозно-философском и литературоведческом аспектах,
  5. Г. М. Раздыкова История мусульманского образования в казахстане учебное пособие

    Учебное пособие
    Козина В.В. - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова;

Другие похожие документы..