Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Меры применяемые человеком, для предотвращения вредного влияния на Землю, ее атмосферу, водный океан, которые помогут сохранить жизнь на нашей планете...полностью>>
'Классный час'
Весь мир знает имя первого человека, совершившего полёт в космос. День первого в истории космического полёта-12 апреля 1961 года -теперь отмечается к...полностью>>
'Документ'
До Краснодара, нашего краевого центра, из Сочи 270 километров, а от Москвы он находится на расстоянии 1840 километров. Площадь Сочи 3505 квадратных к...полностью>>
'Реферат'
Вивчення проблем професійної етики, її специфіки веде нас від загального до особистого, що дозволяє пізнати мораль ширше і пов’язати її з практичною д...полностью>>

Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

При подведении итогов недельной работы результаты каждый раз оказывались ниже на 10 – 15 %, по сравнению с плановыми неделями. В данное время анализируется этот феномен, не находящий пока своего научного объяснения.

Планирование включает все виды педагогической деятельности, но особенно оно важно для таких видов, которые органически связаны с системой развития личности школьника во всех областях и направлениях: интеллектуально – творческое развитие, формирование и развитие когнитивных процессов, особенно мышления, воображения, восприятия, креативности и т.д.

Принцип планирования – сложная проблема в педагогической практике, поскольку реализация ее дает высокие образовательные результаты, но мешает руководству школы решать текущие задачи, связанные с выполнением указаний вышестоящих органов и заставляющие руководителя, особенно первого, отвлекать своих подчиненных от выполнения плановой работы и решения плановых задач. Что же конкретно означает метод планирования как принцип? Это система следующих продуманных операций:

- оценка и осмысление своей деятельности по формированию и развитию личности воспитуемого в новых социально – экономических условиях, в условиях реформирования системы образования Республики Казахстан и интеграции ее в прогрессивное мировое образовательное пространство;

- оценка и осмысление деятельности коллег по развитию и совершенствованию психологических качеств воспитанников, сбор информации путем собеседования с коллегами по работе, посещение их занятий, внеклассных в том числе, анализ собранной информации и внесение в стратегическое и тактическое планирование рациональных дополнений и корректив, возникших на основе работы продуктивного мышления, креативности;

- сочетание стратегического и тактического планирования, определение сути их взаимосвязи и взаимозависимости. В стратегическом планировании важно наметить прогностические результаты на достаточно большой период времени, вплоть до последних дней окончания школы выпускником, и наметить какие личностные качества, в каком объеме будут у него сформированы. При этом больше всего нужно уделить внимание таким качествам как эмоционально-волевые – социально-значимые – предприимчивость, инициатива, активность мысли и действия, сдержанность и подвижность, ситуационные способности характера и т.д.

Затем необходимо запланировать умственное развитие воспитанника, формирование его творческих потенциалов и в целом креативности путем развития у него когнитивных способностей – мышления, речи, воображения, восприятия, памяти, внимания.

Далее формирование и развитие у воспитанника самоуправленческой сущности, самостоятельности и находчивости в сложных социальных ситуациях. К окончанию школы воспитанник вполне может грамотно, на научной основе регулировать, развивать и совершенствовать взаимоотношения между отцом и матерью, психологически грамотно разрабатывать рекомендации по вытеснению у близких акцентуированных черт характера, совершенствовать систему развития когнитивных способностей, заменить заболевшего внезапно учителя в среднем звене и провести урок или внеклассное занятие на достаточном научно – методическом уровне.

Одной из форм стратегического (перспективного) планирования может быть такая:

Стратегия развития коллектива 11 выпускного класса в 2008 – 2009 учебном году (сегодняшний 9 класс – 2006 – 2007 учебный год).

Планируемые дела:

1) защита выпускником школы своей будущей профессии и своих интеллектуально – организационных, характерологических, креативных качеств. (приглашены на классное дело отдельные выпускники параллельных классов школы, других школ, учителя – предметники);

  1. имитация практической деятельности (деловая игра);

3) мозговой «штурм» (решение сложной социальной или практической проблемы) и т.д. Более десяти глобальных дел планировать не рекомендуется.

Далее в плане отмечается в левой половине страницы примерная дата и цель практической деятельности классного коллектива и педагога, а на правой стороне листа фиксируются прогностические результаты, среди которых могут быть такие: выявление и развитие компонентов таланта (способностей, одаренности), формирование связей и взаимодействия с руководством лицеев, колледжей, вузов, производственных предприятий.

Стратегический план, известный каждому девятикласснику, - есть стимул его самовоспитания, самообразования, саморазвития, формирования личностной конкурентоспособности, а в итоге его самоактуализации, т.е. желания стать тем, кем он может и должен стать по своему природному назначению.

Достижение цели педагогом – выпуск из школы инновационной личности, удовлетворяющей государственные и общественные потребности в энергичном, здоровом, высоконравственном, психологически и педагогически грамотном, волевом, инициативном, предприимчивым молодом человеке, сносно владеющим тремя языками – казахским, русским, английским.

Тактическое планирование «черпает» идеи из стратегического и охватывает один учебный год, при этом второе полугодие ближе к стратегическому, а первое полугодие планируется по месяцам. Начинающему педагогу рекомендуем иметь недельные, более подробные планы, при этом участие школьников сделает план конкретным и выполнимым без всевозможных общих фраз, которыми «грешат» еще некоторые современные практические планы: «усилить экономическое (антиалкогольное, антинаркотическое, эстетическое, физическое) воспитания»; «повысить активность учащихся»; «усилить борьбу за повышение успеваемости», изобилующие и другими педагогическими «опусами».

Можно порекомендовать такую форму тактического планирования: месяц, дни, организационные формы и цель, конкретное дело и ожидаемый результат. (Безусловно, в графе ожидаемые результаты, отражаются только внешние показатели, поскольку в подготовке плана принимают участие сами школьники, а им еще сложно разобраться в том, какие внутренние качества формируются в процессе целенаправленной деятельности)

Безусловно и другое. У педагога должен быть еще и свой личностный («секретный») план, поскольку всего запомнить невозможно, как стратегического, так и тактического характера, отражающий систему работы с «трудными» воспитанниками, их родителями, микрогруппами и т.д.

Следующий комплексный принцип – это нормирование, учет и мониторинг своей педагогической деятельности. Вернее было бы назвать их с приставкой само, ориентируясь на Закон об образовании Республики Казахстан, который мы уже цитировали.

Нормирование труда определяется с одной стороны нормативными документами – Государственным общеобязательным стандартом образования и государственными программами по каждой учебной дисциплине, общешкольными документами – Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, общешкольным планом, Приказом директора школы по распределению учебной нагрузки и другими; с другой стороны самим учителем – предметником, который в личном своем плане выделяет время для организации психолого-педагогического всеобуча, индивидуально-дифференцированную деятельность, работу по перевоспитанию трудных детей и отдельных родителей, при этом он учитывает возможности классного коллектива, особенности актива класса, дидактические возможности одаренных и способных школьников и многое другое.

Важную роль в этом принципе играет учет и годовой отчет о проделанной педагогом работе. В ряде организаций образования к годовому отчету относятся рядовые педагоги и руководители как к формальному делу. Мы не разделяем их позиций.

Годовой отчет – это отраженная в документе система мониторинга, с сопутствующим анализом развития коллектива и каждой отдельной личности средствами своего предмета. Это продуманные выводы и рекомендации по совершенствованию педагогического труда. Для руководителей – это бесценный материал для анализа своей организационно-управленческой работы, выявления упущений, определение стратегии развития организации образования, создания продуктивной системы внутришкольного взаимодействия с другими организациями образования и прежде всего с вузами, колледжами, лицеями и многое другое.

Выводы

Если методология общей психологии имеет в настоящее время достаточно солидные приложения – сборники тестов, учебники и учебные пособия, в которых также содержатся различные тесты, коррекционный и рекомендательный материал, то возрастная и педагогическая психология скудно снабжена методологическим приложением: не разработаны принципы, мало конкретных методик, предназначенных для исследовательской и коррекционной работы в конкретных классах – в 5-ом и 6-ом, в 7-ом и 8-ом, а также в 9-ом и 10-ом и в выпускных классах – вначале в 11-ом, а затем и в 12-ом.

Это наша первоочередная задача, решение которой поставит на новый качественный уровень систему отечественного образования.

Задания обучающимся

Задание 1

Подготовьте в текстовом варианте свою Я-концепцию по такой рекомендуемой нами форме: в левой стороне листа отразите результаты своего самопознания по таким разделам и пунктам.

Раздел 1 Состояния и уровни моих когнитивных способностей:

1) уровни развития мышления;

2) состояние восприятия;

3) уровни памяти;

4) мое воображение. Уровни;

5) мое внимание. Уровни.

Раздел 2 «Я» в деятельности и общении:

1) моя общая и социальная активность. Уровни. Выявленные потенциалы и резервы их развития;

2) характеристика системы моего общения. Выявленные потенциалы и резервы развития общения, взаимодействия, взаимоотношений.

Раздел 3 Моя эмоционально-волевая сфера:

1) характеристика чувств и эмоций. Выявление моих потенциалов и резервы их развития и совершенствования;

2) характеристика и уровни волевых качеств:

- целеустремленность;

- смелость и решительность;

- настойчивость и упорство;

- инициативность и самостоятельность;

- самообладание и выдержка.

Примечание: одним из продуктивных источников самоисследования по данному разделу мы считаем учебное Е.П. Ильина [16].

Раздел 4. Моя социальная сущность:

1) состояние и уровень моей интеллигентности;

2) уровень моей конкурентоспособности;

3) мой творческий потенциал. Его уровень;

4) мои способности к саморазвитию и самообразованию. Уровень;

5) мои коммуникативно-лидерские качества;

6) мое трудолюбие и работоспособность;

7) уровень моих способностей к принятию творческих ответственных решений;

8) уровень моей методологической культуры. Выявленные потенциалы моей социальной сущности и резервы развития;

9) уровень моей конфликтности.

Примечание: на наш взгляд, одним из лучших пособий для самоисследования по обозначенному разделу является учебник В.И. Андреева [17].

Раздел 5 Мои индивидуально-психологические способности:

1) мой тип высшей нервной деятельности;

2) мои черты характера – положительные и отрицательные, выявленные в процессе самоисследования;

3) моя акцентуация характера;

4) мои психолого-педагогические способности.

Во второй половине листа своей Я-концепции запланируйте систему самоактуализации, в которой, прежде всего, по всем разделам зафиксируйте деятельность и прежде всего творческую, детерминирующую развитие интеллекта – его глубину, гибкость, продуктивность, способность к диалогичности и т.д., исключающую стереотипы и тем более даже малейшие проявления ригидности.

По первому разделу обратите внимание на свою работу по развитию своих личностных когнитивных процессов, по которым выявлены пробелы, ущербность по итогам самоисследования. Как известно, высокий уровень когнитивных качеств – есть один из важнейших факторов развития интеллекта и один из его критериев.

По второму разделу запланируйте дела, снимающие ущербность вышей общительности, формирующей активность взаимодействия.

По третьему разделу особое внимание следует уделить вытеснению из психических процессов путем аутотренингов таких негативных свойств, которые снижают вашу целеустремленность, настойчивость, упорство, инициативность и самостоятельность и др. Кроме тренингов необходимо запланировать достаточно сложные дела, которые позволят совершенствовать волевые качества до уровня эффективных критериев самоактуализации.

По четвертому разделу, выявившему у Вас средние или вышесредних, кроме вашей конфликтности, уровни развития, еще хуже ниже средних, необходимо усилить плановую, ежедневную творческую деятельность и включить систему самомониторинга, поскольку с такими уровнями специалист, на наш взгляд, является несостоятельным в области образования, т.е. в том направлении, когда ему доверяют образование, развитие, воспитание детей, подростков, юношества, т.е. будущего нашего отечества, от интеллекта которого и зависит социально-экономический уровень государства.

По пятому разделу у некоторых из Вас могут быть выявлены акцентуации характера. Как известно, хороших акцентуаций не бывает. Возбудимый тип, например, не признает чужих мнений, если они расходятся с его принципами. Он не только не учитывает, а без раздумья отвергает. А чрезмерная доброта разве красит человека. он нередко становится жертвой корыстных людей, не чуждающихся поживиться за чужой счет, «таскать каштаны из огня чужими руками». Необходимо продумать систему мер и тренингов, позволяющих вытеснять акцентуированную черту характера из своих психических процессов и состояний, приводя тем самым свой характер в норму и самым простейшим первоначальным способом является неоднократно испытанный многими поколениями студентов и давших положительный результаты прием – не делать то, что написано в характеристике той или иной акцентуации. И акцентуация начнет постепенно исчезать, давая место положительным чертам и свойствам личности, поскольку характер – образование прижизненное, его качественные черты зависят от интеллекта и воли человека.

Задание 2 Защитите свою концепцию в своей группе, в присутствии своего преподавателя и приглашенных студентов из других групп. В процессе защиты отдельные замечания, советы, рекомендации, возможно, «натолкнут» вас на новую продуктивную идею интенсивного формирования и развития своей самоактуализации.

Задание 3 Используя модифицированный тест (Приложение А) «Оценка методологической культуры учителя» по согласованию с учителями какой-либо городской или сельской школы проведите анонимное исследование. Обобщенные результаты используйте в дипломной работе или магистерской диссертации после апробации на практическом (семинарском) занятии в своей группе.

Лекция 3 Психолого – педагогические парадигмы и их роль

в практических образовательных системах

В психологической методологии парадигма должна занимать, на наш взгляд, одно из ведущих мест. Однако разработка этого понятия ведется на недостаточно интенсивном уровне как в психологии, так и в педагогике.

Парадигма, согласно составителю Словаря практического психолога [18, с. 390–391], - это система основных научных достиже- ний – теорий и методов, - по образцу которых организуется исследовательская практика в той или иной научной дисциплине. Примерно такая же трактовка дается В.В. Юрчуком [19, с. 421–422]. Более конкретное и ясное представление изложено Майком Кордуэлом [20], который считает парадигму особым комплексом взглядов, включающих все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов.

Приблизительно также представляется и педагогическая парадигма. Например, известный педагог В. И. Андреев пишет, что «под педагогической парадигмой мы понимаем устоявшуюся, ставшую привычной точку зрения, модель – стандарт решения определенного класса педагогических задач, которые, однако, продолжают применяться, несмотря на то, что в педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепринятую точку зрения» [17, с. 13].

Объединяя эти аспекты, мы полагаем, что психолого-педагогическая парадигма – это система психологических позиций, свойственная тому или иному государству в области образования и основанная на них теория и практика обучения, воспитания, развития, образования молодого поколения.

В психолого–педагогических позициях отражается менталитет государства, политические идеи в области образования, мировоззренческие подходы, интеллектуальный потенциал народа, его отношение к деятельности, к формированию духовности каждого члена общества, его критериальное мышление.

Классифицируя психолого-педагогическую отечественную парадигму, попытаемся выделить в ней основные компоненты:

1) глобальная государственная парадигма содержит политические аспекты в области образования. В них входят:

- единые принципы государственной политики в области образования;

- права граждан на создание частных организаций образования;

- лицензирование и инспектирование всех организаций образования, независимо от форм собственности;

- формирование всех общеобразовательных и профессиональных программ на основе общеобязательных стандартов образования;

- унифицированный государственный контроль в системе образования, не зависящий от форм собственности;

- единые права, обязанности, социальные гарантии работников организаций образования и обучающихся в них граждан Республики Казахстан [12];

2) к обозначенной парадигме тесно примыкает парадигма, включающая аспекты формирования научной базы образования – учебники и учебные пособия на казахском, русском и других языках, систему технических средств и персонал, обслуживающий их;

3) обе эти парадигмы дополняет парадигма позиций по формированию научно-педагогических кадров – наставников подрастающего поколения.

Мы не характеризуем, а только классифицируем образовательные парадигмы.

Далее необходимо выделить научную психолого-педагогическую парадигму, охватывающую в текущий момент колоссальную информацию по общей, возрастной, педагогической, социальной, юридической и другим психологиям в виде учебников и учебных пособий, статей, рекомендованных заинтересованным организациям компетентными органами (Министерствами и методическими советами) и выходящих на казахском, русском и других языках как в отечественной республике, так и в СНГ, а также педагогическую литературу, которая в последние годы с все большей полнотой готовится на основе новейших достижений психологии.

Мы также не ставим перед собой задачу анализа обозначенной парадигмы, поскольку только аннотационные изложения наших позиций заняло бы не одну сотню страниц.

Характеризуя существующие парадигмы, известный психолог А.Б. Орлов выделяет среди них глобальные – такие как принцип субординации, по которому строится мир детства как часть мира, его несамостоятельный придаток, и тут же выделяет свой субъективный принцип, что мир детства и мир взрослости совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки гармонично дополняют друг друга. Характеризуя принцип монологизма, А. Б. Орлов заявляет, что мир детства – это мир учеников и воспитанников, а мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Взаимодействие транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям. И тут же предлагает альтернативу – взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогический и целостный учебно-воспитательный процесс. Далее автор, выделяя принцип произвола, отмечает, что мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, который оставался беззащитным и никогда не воздействовал на мир взрослых. Необходимо, по убеждению автора, создать и поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия не мотивировались.

Характеризуя принцип контроля, А.Б. Орлов отмечает, что он является только контролем мира взрослых и обеспечивает принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых; свой прогрессивный принцип автор сформулировал как принцип Свободы, реализуя который мир взрослых должен исключить все виды контроля над миром детства, кроме охраны жизни и здоровья, оговаривается автор, и предоставить миру детства выбирать свой путь. Далее автор подвергает суровой критике принцип взросления, инициации и деформации, выдвигая свои принципы соразвития, единства мира детства и взрослых и принцип принятия, по последнему человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости [21, с .102–103].

Оценивая парадигмы А.Б. Орлова, другой известный психолог И.А. Зимняя отмечает, что представленные принципы являют собой некую идеализированную, пока не вполне реалистическую модель образования, а полная педагогическая и родительская ориентация на саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдания.

Наш анализ «революционной» парадигмы А.Б. Орлова приводит к выводам:

- действительно И.А. Зимняя права, что его новые парадигмы лишены реалистичности [10, с. 45–47];

- необходима продуманная реальная система действий по инновационному воспитанию, обучению, образованию молодого поколения;

- парадигмы А.Б. Орлова чрезвычайно глобальны и не воспринимаются ни существующей практикой, ни будущими специалистами, готовящимися к формированию и развитию молодого поколения (студентами, магистрантами, аспирантами).

Обобщая результаты наших многолетних наблюдений за процессом воспитания и образования детей дошкольного возраста, учащихся подростковых классов и старшеклассников, студентов вузов мы выделяем две группы парадигм. Первая – существующая в нашем реальном мире. В нее включаем только те содержательные компоненты, которые, по нашему глубокому убеждению, не желательны и не обеспечивают ожидаемых взрослыми результатов (таблица 1). В ряде пунктов данных парадигм мы используем частично содержание парадигм, сформулированных В.И. Андреевым [17, с. 13–15].

Во второй таблице мы отражаем содержание новых парадигм, которые со все большей степенью активности и интенсивности реализуются в психолого – педагогической практике, вытесняя существующие; в содержание этих парадигм мы включаем возвращенные из прошлых времен, которые в новых социально-экономических условиях Республики Казахстан и в условиях реформирования системы образования, интеграции ее в мировое прогрессивное образовательное пространство дают высокие показатели, характеризуются качественными критериями.

Мы считаем, что парадигмы, включенные во вторую таблицу, вполне реалистичны будут восприняты как обучающейся молодежью в процессе подготовки к профессиональной деятельности, так и работающими в организациях образования практиками, поскольку по имеющимся у нас сведениям, многие из них имеют глубокую неудовлетворенность результатами парадигм первого порядка (Таблица 1), и затраченное время, силы не адекватны тем результатам, которые можно получить, реализуя содержание парадигм второго порядка (Таблица 2). Безусловно, первую таблицу мы включили далеко не полный перечень парадигм, мешающих развитию теоретических знаний и тормозящих развитие практических систем. Их гораздо больше. Главная наша задача – заострить внимание обучающейся молодежи на том отжившем и отживающем, что требует конкретного и интенсивного вытеснения из действующих методик и технологий.

Во вторую таблицу также вошли не все прогрессивные парадигмы, их число значительно больше. Мы включили те практические парадигмы, которые уже в настоящее время достаточно интенсивно внедряются в школах и в вузах, обеспечивая высокие промежуточные и конечные результаты, быстро распространяются в педагогической среде, положительно воспринимаются обучающейся молодежью, корректируются и дополняются новыми идеями.

Таблица 1- Существующие парадигмы и результаты их реализации

Разделы и содержание действующих до сегодняшнего дня парадигм

Обобщенные результаты

1

2

Раздел 1 Дошкольное образование

Формирование послушания детей и «общественного мнения» послушных детей против «шалунов», «озорников» с целью подготовки выпускников детского сада к школе как образцово-показательных воспитанников.

Отсутствие учета типа высшей нервной деятельности (типов темперамента). Отсутствие в ряде дошкольных организаций образования диагностирующего (констатирующего) эксперимента, разработки программы формирующей (преобразующей) опыт- но-экспериментальной деятельности педагогов различных возрастных групп и подготовки контрольного эксперимента по выявлению результатов.

Продолжение таблицы 1

Слабая связь (или отсутствие таковой) с системой семейного воспитания, особенно с семьями, дети которых не посещают дошкольные учреждения

Организация и проведение родительских собраний (зачем?)

Психодиагностика родителей не проводится, а следовательно отсутствует система индивидуально-дифференциро ванного подхода в работе с молодыми родителями

Житейский подход к наказанию ребенка по принципу: совершил поступок – получи наказание.

Развитие мыследеятельности и аналитического мышления на доступном для данного возраста уровне ведет к «слепому» послушанию взрослых и не формирует такого важнейшего вопроса у детей как ПОЧЕМУ?

Не учтенный тип высшей нервной деятельности тормозит процесс управления развитием способностей детей, построенный на дифференцированных (разноуровневых) программах.

Не посещение детьми детских садов имеет две основные причины:

1) зажиточные родители, имеющие возможности для индивидуального образования детей;

2) родители, находящиеся на уровне бедности, чье воспитание подобно воспитанию Гавроша.

Оба явления должны быть под контролем педагогического коллектива

Отсутствует практическая система повышения родительской квалифика ции, ограничиваясь рекомендациями и советами, большая часть которых не реализуется в практике семейного образования.

Нет научно-обоснованной профилактики действий, которые исключают «дурные» поступки ребенка

Раздел 2 Школьное образование

Подраздел 1. Образование детей в начальной школе

Существующая в ряде школ система домашних заданий.

Отрыв обучения от практики дидактических игр в деятельности многих учителей.

Отсутствие психодиагностики детей и родителей на научной основе.

Подраздел 2 Образование подростков

В большинстве школ отсутствует система психодиагностики по таким основным направлениям:

- психодиагностика познователь ных способностей подростков;

- психодиагностика умственного развития;

- психодиагностика личностной сферы подростка;

- психодиагностика межличност ных отношений.

Принцип доступности обучения распространяется на всех учащихся в связи с отсутствием первого фактора

Продолжение таблицы 1

1

Большинство педагогов отождествля ют «отличника» учебы с творческой личностью.

Приоритет теоретического мышле - ния перед практическим.

Вводимые в ряде школ авторитарным путем системы:

- проблемного обучения;

- программированного обучения;

- мониторинга;

- модульного обучения и др.

Чаще всего при изучении того или иного раздела учебной дисциплины, темы не учитываются знания школьни- ков, полученные эмпирическим путем.

Подраздел 3 Образование старшек лассников

Профессиональное самоопределение старшеклассников в большинстве школ формируется на спонтанной основе, не имеет четких научных парадигм и профессиональных ориентаторов, реализующих эти парадигмы в практике образования юношества.

В большинстве школ не создано института ассистентов учителей – предметников из числа наиболее одаренных и интеллектуально развитых старшеклассников.

В большинстве школ отсутствует система самоуправления старшеклассников.

Перевоспитание трудных не имеет научной парадигмы и групп высоко квалифицированных профессионалов.

Этот процесс приводит чаще всего к семейным конфликтам и ограничивает развитие способностей детей.

Не использует один из самых эффективных факторов развития мыследеятельности детей.

Это обуславливает использование учителями житейских критериев и таких же методов взаимодействия.

Психодиагностика формируется на «глазок» по житейским критериям, не играет существенной роли в коррекцион ной деятельности учителя, воспитателя. Создает иллюзию самодетерменнирован

ности подростка.

Развитие вообще, творческое самора звитие в частности затормаживается. Я-концепция подростка формируется по шаблону, не получает эффективных стимулов.

Эрудированный школьник, хорошо знающий теорию по учебной дисципли- не, дезориентирован педагогами, а в будущем может встретиться с препятст виями.

2

Отсутствие реализации знаний в практической деятельности – сложный барьер в реформировании школьного образования.

Технологические системы, оторван ные от творческой Я-концепции учите ля, обуславливают либо формализм, либо уход творческих педагогов из школы.

У школьников формируются осозна- нно или неосознанно недовольство про- цессом обучения; невостребованность

своего Я становится с годами острее и переживается личностью, как социаль- ная ущербность.

По полученной профессии в основ- ном работают лица, получившие образо вания в лицеях (рабочие специальности) и довольно низок процент специалистов получивших высшее профессиональное образование.

Не используется дополнительный потен циал развития умственных, косм- муникативных и лидерских качеств вы выпускника школы.

Не используются потенциалы формирования и развития самостоятель ности старшеклассника, его волевой самоактуализации.

Работа с трудными школьниками ведет ся по традиционной, малоэффективной методике.

Продолжение таблицы 1

1

2

Раздел 3 Вузовское образование

В связи со слаборазвитой системой «Вуз – школа – колледж – лицей» преемственность технологий или отсутствует или проявляется слабо.

Теоретическое мышление формируется в отрыве от практического психолого – педагогического мышления.

На экзаменах, проводимых в форме оп роса по вопросам билета или теста, по-прежнему оцениваются степень эрудиции студента, теоретические знания, полученные из литературных источников.

Студенческое самоуправление замыкается на избрании так назваемого «старосты» - своеобразного помощника куратора. «Кураторские» часы не имеют само- управленческой направленности.

Лекционная форма обучения предшествует практическим (семинарским и др.) дидактическим формам.

В выдаваемых вузом документах (диплом и приложение к нему) поставлен знак равенства между отличником – эрудитом и отличником – творцом – потенциальным лидером в системе образования и т.п.

Адаптационный период первокурсни ков получает затяжной характер. В пер-вый год не используются их исследова- тельские потенциалы, сформированные в школе или колледже.

Самостоятельность и активность сту- ден та в процессе прохождения практики проявляются слабо, в основном удовлет ворительно.

Творческие потенциалы в основном формируются у студентов медленно, не стимулируются профессорско – препода вательским составом и не учитываются при итоговой аттестации.

Упускаются возможности формирова ния и развития у студентов коммуника- тивно-лидерских качеств, конкурентос пособности. Самоориентация студента направлена в основном на успешное окончание вуза.

Упускаются возможности творческо го саморазвития и прежде всего профес- сионального у студентов всех курсов.

Уровень интеллигентности, творческих потенциалов, конкурентос пособности и др. высоких потенциалов молодого специалиста принимает латентную форму, что затрудняет его трудоустройство в элитные организации образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  2. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  3. Учебное пособие для студентов старших курсов и магистрантов Таганрог 2008

    Учебное пособие
    Клочков В. В. Социальная стратификация англосаксонского общества VII − VIII вв. (по юридическим памятникам).– Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2008.
  4. Учебная программа для студентов факультета международных отношений специальностей d 1-21 04 01 "Культурология"

    Программа
    Изложена программа учебной дисциплины, связанной с изучением Библии как одного из важнейших факторов и феноменов культуры и литературы. Библия рассматривается в историко-культурном, религиозно-философском и литературоведческом аспектах,
  5. Г. М. Раздыкова История мусульманского образования в казахстане учебное пособие

    Учебное пособие
    Козина В.В. - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова;

Другие похожие документы..