Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета – фаховий вступний іспит випускника щодо опанування знань, функцій та вмінь, якими повинен володіти бакалавр (спеціаліст) зі спеціальності 8.0305...полностью>>
'Элективный курс'
Целью изучения курса «Решение уравнений и неравенств» по алгебре и началам анализа в XI классе является: повторение, обобщение и систематизация знани...полностью>>
'Кодекс'
В целях создания условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", в соответст...полностью>>
'Документ'
Цель изучения дисциплины является формирование у студентов степени «бакалавр» глубокого понимания основных принципов формирования и развития национал...полностью>>

Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Осмысливая весь свой опыт по подготовке научной работы, учитывая свои эмоциональные переживания на различных этапах творческого саморазвития, автор определяет основные положения, выносимые на защиту, и в заключительной части введения констатирует факты апробации и внедрения результатов исследования (научные конференции, в том числе международные, научные журналы и сборники, в которых опубликовано основное содержание дипломной работы (магистерской диссертации)), называет организации образования, где выступал по проблемным вопросам своего исследования на заседаниях педагогического совета и на совещании методического объединения. Это последняя часть введения.

В первом разделе и двух его подразделах после вступительной небольшой по объему части, автор излагает результаты сопоставительного анализа литературных источников, указывая в квадратных скобках порядковый номер и страницу монографии (учебника, журнала, сборника и т.п.), и в обязательном порядке отражает свои позиции по тому или иному спорному вопросу. Например, в большинстве учебников, учебных пособий авторы считают темперамент врожденным, природно – обусловленным свойством [1 с 394; 36 с 617; 2 с 380; 37 с 403 и др.], однако Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин убеждены, что «среди детей преобладают холерики и сангвиники, а среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов» [38 с 311].

Результаты сопоставительного анализа, и осмысление, рассуждения и размышления автора, его выводы по тому или иному вопросу темы – есть новая авторская теория – основа для организации констатирующего (диагностирующего) эксперимента.

Первый раздел завершается выводами, которые обеспечивают переход ко второму разделу.

Второй раздел,, как правило, состоит из 2 – 3 подразделов.

В первом разделе отображается в кратком варианте программа диагностирующего эксперимента и дается ссылка на план эксперимента, который лучше всего поместить в Приложениях, кроме этого необходимо обосновать выбор методик, отобранных исследователем и очень кратко охарактеризовать экспериментальный объект на основе визуального анализа.

Результаты исследования отображаются в таблицах, графиках, схемах, рисунках, диаграммах. Фамилии лиц экспериментального контингента шифруются. Результаты выявляются путем использования различных формул, помещаемых в тестах. При этом необходимо отметить, что стандартизированные тесты используются автором как практические методики для получения надежной информации, необходимой ему в последующей преобразующей деятельности. В этом основное отличие автора дипломной работы (магистерской диссертации) от исследователя, выполняющего заказ и для которого стандартизированные тесты являются инструментарием выявления лиц определенного контингента – например, одаренных «математиков», «филологов», «физиков» и т.п. для дальнейшего обучения в каких – либо специализированных организациях образования или в домашних условиях в системе репетиторства.

Безусловно, это также важно и для исследователя – практика, но цель его иная – продолжать развитие личности в том же экспериментальном коллективе, находя лучшие методы использования его дарования как направления его творческого саморазвития, так и влияния на сверстников.

Необходимо обсудить и такой вопрос – можно ли разрабатывать тесты, анкеты, планы наблюдений автору исследования или необходимо брать только те, которые помещены в учебниках и учебных пособиях, рекомендованных уполномоченными органами и выпущенных в различных издательствах СНГ и Республики Казахстан.

Среди преподавателей вуза нет единого мнения по этому вопросу.

Мы считаем, что анкеты, планы наблюдений, различные опыты значительно обогащают исследовательский арсенал автора и необходимо только поощрять его работу в этом направлении.

Что касается использования различных тестов, то наши убеждения строятся на таких посылках:

1) Есть тесты, особенно рисуночные, которые можно дополнить своими, авторскими, например, рисование весенней речки (озера), мамы, папы, брата и т.д., но заменять полностью рисуночные тесты, апробированные в течение не одного десятилетия и давших высокие диагностические результаты нельзя. (Тест «Несуществующее животное», «Моя семья» и многие другие);

2) Что касается тестов – опросников, то необходимо помнить, что их авторами являются ученые различных государств (США, Германия, Россия, Англия и др.)

Безусловно, тесты – опросники отображают особенности менталитета, личностные особенности автора и использование их в экспериментальном контингенте разумно только после апробации на себе, своих близких с последующим беспристрастным анализом полученных результатов. Но при любых условиях, как показала практика психодиагностики, более эффективным является тест – опросник, подготовленный автором дипломной работы (магистерской диссертации) на основе тщательного анализа тестов других авторов, отбора из них наиболее удачных вопросов (утверждений), использование вопросов, отображающих события нашего времени, учитывающих особенности Казахстанского менталитета и национальные характеристики. Составление тестов по аналогии также весьма эффективный путь подготовки оригинальной, продуктивной методики.

В целом авторские методики являются перспективным направлением, способствующим интенсивному развитию творческого интеллекта исследователя, усиления его авторитета, улучшения социального статуса и т.п., поэтому перестраховка в этом направлении не только не нужна, она опасна, становится тормозным фактором в развитии исследовательской деятельности автора. Необходимо также помнить, что каждый дипломант и магистрант имеет опытного научного руководителя, который корректирует его аналитическую деятельность, направляет ее по пути совершенствования и развития.

В преддверии констатирующего (диагностического) эксперимента возникает еще один вопрос, требующий обосновательного ответа – это вопрос о том, нужны ли контрольные контингенты, в которых проводится только констатирующий эксперимент и контрольный на заключительном завершающем этапе исследования, или большие контрольные контингенты не нужны, т.к. отнимают много времени, рассредоточивают восприятие и внимание исследователя без видимой пользы для дела.

Дать однозначный ответ на этот вопрос трудно. Многое зависит от условий, в которых находится экспериментатор. Например, автор – экспериментатор является учителем – предметником в двух параллельных, допустим 8 классов, в одном из которых намечено проведение формирующего эксперимента по развитию делового ученического самоуправления, то спрашивается, чем провинились школьники другого класса, что их игнорировали в самый сензитивный период их жизнедеятельности?

Уже известны случаи, когда ученики, особенно старшие подростки, вооруженные информацией о преобразовательных действиях своего педагога в параллельном классе, проявляли резкое недовольство, а иногда и грубость к своему учителю. Нужно ли допускать это? Считаем, что не нужно. Другое дело, когда контрольный контингент находится в другой школе, где автор не работает, но надо напомнить исследователю, что в этом случае его подстерегает другая опасность. Возможно, результаты констатирующего эксперимента, полученные в контрольном классе, явятся стимулирующим фактором наставника этого класса настолько, что его инновационная методика приобретет революционный характер, а результаты окажутся более высокими, нежели у самого исследователя – экспериментатора (такие факты известны). В этом случае необходимо объективно оценить методику неожиданного «соперника», осмыслить полученную информацию и сделать соответствующие выводы.

Во втором и третьем подразделах, возможно и в четвертом второго раздела, автор – экспериментатор, используя результаты психодиагностики, формирует план преобразующего эксперимента, используя различные формы и методы преобразующей деятельности. Другими словами, в процессе экспериментальной работы автор проявляет состоятельность основной и частной гипотезы, отражая в таблицах и графиках полученные результаты и отмечая отклонение от гипотез в сторону, увеличивающую возможности обучающихся, или адекватные гипотезам или имеющими результаты, по отношению к которым гипотеза оказалась гиперболизированной. Например, автор дипломной работы по теме «Формирование и развитие коммуникативно – лидерских качеств у старшеклассников» выдвинул одну из частных гипотез, предполагающую активизацию мыслительной деятельности старшеклассников практически на всех занятиях по всем учебным дисциплинам при условии организации и проведения психолого – педагогического практикума, возглавляемого студентом – экспериментатором. Гипотеза в процессе исследования подтвердилась, но именно на занятиях обозначенного практикума возникла идея создания совета (института) ассистентов в младшем и среднем звене обучающихся, которая была реализована. Функционирование нового органа классного самоуправления позволило решить ряд актуальных задач:

- значительно повысились коммуникативно-организаторские качества выпускников школы;

- лидерские способности получили свое дальнейшее развитие в конкретной организационной работе;

- в личной сфере сформировались у выпускников школы такие психические новообразования, как бережное отношение к младшим, забота о них, формирование и развитие способностей у младших и т.п.

Обозначенные личностные ценности старшеклассников, автор дипломной работы определил с опорой на свой авторский тест – опросник, предложенный старшеклассникам на заключительном контрольном этапе эксперимента.

Второй, третий, четвертый подраздел второго раздела желательно сопровождать выводами, в которых дается обоснование степени подтверждения частных гипотез и обозначаются выявленные в процессе преобразующего эксперимента новые проблемы, требующие дальнейшего исследования.

Заканчивается раздел общими выводами.

В заключительной части дипломной работы (магистерской диссертации) автор подводит итоги исследования, степень подтверждения гипотез и качественный уровень решения поставленных задач, а также называет новые проблемы, выявленные в процессе исследования, приковавшие внимание автора – исследователя и требующие своего решения в дальнейшей научно – исследовательской деятельности выпускника вуза.

Подготовка к защите дипломной работе (магистерской диссертации) организуется в соответствии с Законодательством об образовании в Республике Казахстан [12, с. 132 – 137].

Как правило, Государственная аттестационная комиссия оценивает дипломную работу (магистерскую диссертацию) по таким критериям.

«Отлично» выставляется за научную работу, автор который убедительно обосновал актуальность темы, выделив в ней нерешенные проблемы. Его гипотезы, цель и задачи определены на основе осмысления, сделанного предшественниками в данном направлении и предварительного анализа проблемы. Первый раздел работы – авторская инновационная теория, является результатом вдумчивого сопоставительного анализа литературных источников по проблеме исследования, сопровождается зрелыми размышлениями автора, логической последовательностью.

Второй, а возможно и третий разделы работы подготовлены на высоком научно – методическом уровне, являются оригинальными. Тема раскрыта глубоко и полно, автор работы характеризуется как зрелый исследователем, а полученные им результаты вполне заслуживают опубликования в открытой печати и рекомендуются практическими работниками организаций образования к внедрению.

«Хорошо» выставляется за работу, автор которой использовал компилятивный стиль изложения в первом разделе дипломной работы (магистерской диссертации); во втором разделе не достаточно убедительно раскрывается тема исследования, обнаружены противоречия в позициях автора, имеются стилевые погрешности и т.п.

«Удовлетворительно» выставляется за работу, в которой обнаружены отклонения от темы, много ненужной информации, исследование проведено небрежно, нет убедительных фактов, отраженных в таблицах, схемах, рисунках.

«Неудовлетворительно» выставляется за работу, автор которой использовал чужой труд, и «государственная аттестационная комиссии устанавливает, может ли обучающийся представить на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемое комиссией или должен разработать новую тему, которая определяется выпускающей кафедрой» [12 с 135].

Выводы

Выпускная работа является основным критерием уровня подготовленности студента (магистранта) и выполнению служебных функций в организации образования, на производственном предприятии, в аспирантуре, а также в вузе, при условии прохождения по конкурсу на вакантную должность преподавателя выпускающей кафедры или иной, осуществляющей психолого – педагогическую подготовку специалистов. Этим объясняется высокая требовательность, определенная Законодательством Республики Казахстан и сложившейся практической системой, предъявляемая к данному виду научных работ.

Реализация выпускником вуза изложенных в данной лекции рекомендаций, использование других источников, сосредоточенность автора на решении актуальных задач, поставленных в дипломной работе (магистерской диссертации) есть безальтернативный путь подготовки зрелой научной работы и успешной ее защиты в государственной аттестационной комиссии.

Задания обучающимся

Вступительное слово преподавателя обозначенной учебной дисциплины содержит информацию о том, что преподавателем создано «Государственная аттестационная комиссия» («ГАК»), в которые вошли одаренные студенты предвыпускных курсов – победители психолого – педагогических олимпиад, занявшие первые места на различных конкурсах, республиканских студенческих научно – практических конференций, участники международных конференций, имеющие публикации в республиканских научных журналах, а также аспиранты и соискатели ученой степени кандидата психологический или педагогических наук. Возглавляет «комиссию» (Ф.И.О.), которая состоит из 7 (9) «членов». Заседание ГАК назначено на конкретное число за 1,5 – 2 месяца до защиты в ГАК.

«Защита» состоится в аудитории (наименование аудитории и время начала защиты). Подготовленные выпускные работы будут розданы членам ГАК за 3 дня до «защиты» и возвратятся выпускникам вуза после «выставления оценки» и подведения итогов ГАК.

В оставшиеся до защиты в ГАК время выпускник устраняет отмеченные «комиссией» недостатки своей научной работы, вносит в нее дополнения и коррективы, а также совершенствует текст выступления, дополняет иллюстративный материал и уточняет форму его демонстрации.

Примечание:

Авторы данного учебного пособия неоднократно предшествующие годы использовали этот метод, который является уникальным и высоко эффективным в системе подготовки квалифицированных специалистов.

Литература

1 Немов Р.С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М. : Владос, 1988. – 688 с.

2 Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

3 Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 464 с.

4 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 672 с.

5 Столяренко Л.Д. Психология : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2005. – С. 20–27.

6 Общая психология: Учеб. для студентов пед. институтов / под ред. А.В. Петровского. – М. : Просвещение, 1986. – С. 43 – 57.

7 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов – М. : издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

8 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина и А.А. Хвостов. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 624 с.

9 Немов Р.С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 608 с.

10 Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. – М. : Логос, 2002 . – 384 с.

11 Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Том пятый. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 557 с.

12 Законодательство об образовании в Республике Казахстан. – Алматы : Юрист, 2005. – 212 с.

13 Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева и др. – М. : Из-во Института психотерапии, 2003. – 640 с.

14 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 512 с.

15 Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М. : Педагогика, 1987. – С. 271–300.

16 Ильин Е.П. Психология воли – СПб. Издательство «Питер», 2000. – С. 230 – 266.

17 Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – С. 538 – 565.

18 Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 800 с.

19 Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Минск : Элайда, 2000. – 704 с.

20 Кордуэлл М. Психология. А – Я. Словарь – справочник / пер. с анг. К.С. Ткаченко. – М .: ФАИР – ПРЕСС, 1999. – С. 215 – 216

21 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995. – 259 с.

22 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. – М. : Владос, 2003. – 640 с.

23 Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 381 с.

24 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 576 с.

25 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М. : ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

26 Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – 312 с.

27 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

28 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 448 с.

29 Практическая психология в тестах. – М. : АСТ – ПРЕСС, 1998. – 376 с.

30 Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. – Алма-Ата : Казахстан: АО «Караван», 1999. – 72 с.

31 Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология: учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 336 с.

32 Жук А.И. и др. Основы педагогики: Учебное пособие. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

33 Немов Р.С. Психологическое консультирование : учебник для студентов вузов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 528 с.

34 Майерс Д. Социальная психология, Интенсивный курс. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2000. – 512 с. (секреты психологии)

35 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие: В 2 кн. – М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.

36 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.

37 Общая психология : учебник для студентов педагогических институтов. / Под ред. А.В. Петровского – М. : Просвещение, 1986. – 464 с.

38 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 576 с.

Приложение А

(справочное)

Тест – опросник по определению методологической культуры выпускника педагогического вуза (студента, магистранта).

Пояснительная записка к тесту

  1. Идея определения методологической культуры учителя принадлежит замечательному ученому – новатору В.И. Андрееву [17 с. 32 – 39; 538 – 539]. Однако он рекомендует не оценивать методологическую культуру педагога, а самооценивать ее. Осмысливая его предложение, мы пришли к двум выводам: самооценка методологической культуры может вообще не состояться. Например, проведенный нами опрос показал, что из 35 выпускников педагогического вуза, 30 из них имеют учебник В.И. Андреева «Педагогика» или Приложения к нему, но самооценку своей методологической культуры провел только один из них. На вопрос – почему? молодые учителя отвечали уклончиво: «Не обратил внимания», «Много срочных дел», «Совершенно нет времени», «Отложил на будущий год» и т.п. только высококвалифицированный преподаватель вуза, благодаря своим творческим потенциалом, своему интеллекту, умению заражать и вдохновлять студенческую молодежь может на высоком научно – методическом уровне не только определить состояние методологической культуры студента, но и сформировать у него потребность в ее совершенствовании и развитии как эффективного фактора удовлетворения социальных и личностных запросов, поскольку нет альтернативных путей становления независимой личности педагога с высоким социальным статусом, от которого окружающие ждут продуктивной деятельности по подготовки к жизни молодого поколения с высоким уровнем креативности и устойчивым интеллектуальным потенциалом.

  2. Тест используется в начале последнего учебного года с целью определения выпускником вуза нерешенных им актуальных проблем методологического характера и подготовки им специального плана самообразования и творческого саморазвития, позволяющих их успешно решить в течение года.

  3. Названный подход позволяет выпускнику вуза иметь постоянного консультанта – преподавателя, готового помочь ему в решении организационных вопросов, связанных с повышением личностной методологической культуры.

Тест – опросник воспринимается на слух, инструкция к нему может иметь следующий вариант:

Уважаемые выпускники! Реализуя свою основную задачу качественной подготовки Вас к работе в организации образования, на производстве, к продолжению обучения в магистратуре (для студентов - выпускников) или в аспирантуре (для магистрантов), прошу искренне ответить на предложенные вопросы. С какой целью я это делаю – сообщу после опроса.

Записывать ничего не надо. На чистом листе бумаги зафиксируйте свою фамилию, которая будет засекречена, а против номера вопроса поставьте выбранный вариант ответа. Если ни один вариант того или номера вопроса не подходит, то пропустите его, к нему мы вернемся в процессе индивидуальной беседы.

Если нет ко мне вопросов, то начнем с первого вопроса и наименования вариантов ответов.

1. При обучении в школе были ли у Вас ситуации недовольства такими педагогами, которые не понимают Вас, не вникают в Ваши личные проблемы, не учитывают Ваши отношения с родителями и старшими членами семьи?

А) Да, были.

Б) Не помню.

В) Никогда не было.

Г) Были, что приводило к желанию перевестись в другую школу или перейти в параллельный класс, в котором этот педагог не работает.

2. Можете ли Вы назвать школьных педагогов, которые проводили у Вас исследовательский эксперимент? К чему это привело?

А) При моем обучении в школе никаких экспериментов не проводилось; педагоги работали по традиционным методикам, используя стандартные, стереотипные приемы и это меня лично угнетало, поскольку по натуре мои стремления проявить себя в новых видах деятельности, в новых направлениях оказались неудовлетворенными.

Б) Не помню. У меня был свой круг интересов и увлечений.

В) Такие педагоги были. Я благодарен им за активизацию моей мыследеятельности, за развитие моих интеллектуально – творческих способностей.

Г) Помню, был такой педагог, но он вскоре уволился, и никто из нас – старшеклассников не возбудил вопрос перед классным руководителем о продолжении интересного эксперимента. Я осмысливаю этот незаконченный эксперимент и думаю возобновить его в своей интерпретации при подготовке выпускной работы.

3. При обучении в школе возникало ли у Вас желание выбрать профессию учителя, стать вдумчивым учителем – предметником, учителем – исследователем, обучать и воспитывать подростков и старшеклассников по-новому?

А) Да. Такое желание возникло еще в средних классах, но в старших классах произошла переориентация под влиянием отдельных учителей, руководителей школы на профессию психолога, педагога – психолога. Мечта моя осуществилась.

Б) Выбор профессии произошел случайно под влиянием друзей, родителей, и окончательный выбор профессии был сделан на первом курсе психолого – педагогического факультета вуза.

В) Об исследовательской деятельности не думал, но профессия учителя мне нравилась всегда.

Г) Моя мечта была стать …., но в вузах по этой специальности большие конкурсы, в связи с этим был выбран педагогический институт.

4. Во время обучения в школе возникали ли у Вас идеи что-то изменить в системе школьного образования, реформировать, внести новое в процесс общения, взаимоотношений, взаимодействия участников процесса образования?

А) Никогда подобных мыслей у меня не было.

Б) Да, такие мысли возникали и положительно воспринимались сверстниками и педагогами в доверительных беседах.

В) Да. Я в течение двух лет в старшей школе был ассистентом учителя, помогал ему в изучении когнитивных процессов у детей младшего (среднего) школьного возраста, что стимулировало мою мыслительную активность.

Г) Не помню.

5. Согласны ли Вы с мнением о том, что педагог – исследователь, педагог – творец может у школьника – носителя социально – педагогической запущенности сформировать высокие, устойчивые нравственно – волевые качества, умственно – творческие потенциалы и подготовить к жизни инновационную конкурентоспособную личность?

А) Таких примеров не помню. Самое большее, на что были способны учителя в школе, оконченной мною, это помочь запущенному ученику закончить среднюю школу и приобрести рабочую специальность.

Б) Полностью согласен. Высококвалифицированный может и должен владеть умениями формировать высокие человеческие потенциалы, помочь личности стать тем, кем он может стать по своему предназначению.

В) Сомневаюсь. Много зависит от природных свойств высшей нервной деятельности, от задатков и других врожденных качеств школьника, а также от его возраста. Без экспериментального исследования ответить на этот вопрос затрудняюсь.

Г) С утверждением не согласен.

6. Осмысливаете ли Вы свои исследовательские потенциалы и что ждете от себя в плане приобретения высокого социального статуса?

А) Затрудняюсь ответить. Об этом задумываюсь редко, поскольку очень много работы по подготовке к экзаменам, к зачетам и т.п.

Б) Постоянно осмысливаю. Нахожу изъяны в своей подготовленности к исследовательской деятельности после окончания вуза, резервирую время для углубленного изучения методологических проблем.

В) Учебников, учебных пособий по проблемам исследования много. После окончания вуза будет больше времени для их изучения и отбора лучших методов и приемов исследования личности, коллективов, групп.

Г) Не думал пока об этом. В процессе подготовки выпускной работы постараюсь ликвидировать этот пробел в своей интеллектуально – творческой деятельности.

7. Как рано Вы начали заниматься исследованием, формировать свою методологическую культуру?

А) Рано. Еще в школе в одной из секций научного общества учащихся. В эти годы и начала формироваться моя методологическая культура, которая значительно расширилась и пополнилась новыми знаниями качественного характера на первом и следующих курсах в вузе.

Б) С первого курса в процессе по выполнению творческого задания: психологическое обследование индивида: подготовки характеристики на научной основе и рекомендаций по совершенствованию психической жизнедеятельности личности. Относился к работе неформально, чем и объясняется последующий рост методологической культуры.

В) Только на третьем курсе вуза.

Г) думаю заняться в этом учебном году и продолжать после окончания вуза.

8. Согласны ли Вы с утверждением о том, что любой нормальный человек при желании может стать популярным исследователем, сформировать у себя креативность?

А) Не согласен. Это возможно только для человека с природной пытливостью ума, для носителя сильного типа высшей нервной деятельности.

Б) Затрудняюсь ответить на этот вопрос.

В) Согласен, если индивид будет интенсивно развивать свое аналитическое мышление, и использовать метод сопоставительного анализа суждений ученых, делать свои выводы и проверять их в практической деятельности.

Г) Я думаю, что для того, чтобы стать хорошим авторитетным исследователем, надо иметь наставника с детства.

9. Способны ли Вы в кратчайшие сроки (2 – 3 дня) сформулировать тему исследования, определить ее актуальность и проблему, цель, объект и предмет исследования, выдвинуть рабочую гипотезу и определить исследовательские задачи?

А) Да, могу. Опыт такой работы имеется.

Б) Без опоры на литературные источники, без помощи научного руководителя мне сделать это проблематично.

В) Могу, поскольку усвоил уже материал учебного пособия «Теоретико – методологические основы психологии».

Г) Могу, но в такие краткие сроки сделать это сложно.

10. Проводили ли Вы исследование в предшествующие годы во время прохождения практики в организации образования?

А) В процессе прохождения практики работа проводилась по плану классного руководителя и заключалась в подготовке и проведении различных воспитательно – образовательных мероприятий.

Б) Исследование проводилось по определению уровня когнитивных способностей учащихся, что позволило значительно улучшить результаты их самообразовательной деятельности.

В) применялся в основном такой метод исследования как наблюдение, результаты которого использовались в индивидуальной работе с обучающимися.

Г) В основном выполнялась работа по поручениям классного руководителя.

11. Усвоено ли Вами в предшествующие годы содержание второй части третьей книги Р.С. Немова «Введение в научные психологическое исследование с элементами математической статистики» и в какой степени [23 с 234 - 250]?

А) С указанной частью фундаментального труда Р.С. Немова знаком, но основательно эта часть пока не проработана.

Б) Мною использовались рекомендации ученого при подготовке курсовой работы и ее защиты в предшествующие годы.

В) Да, но некоторые его положения восприняты мною критически, потребовали внесения дополнений и корректив.

Г) Такой возможности не представилось.

12. Имеется ли у Вас в настоящее время педагогическая идея, которую вы способны теоретически обосновывать и проверить в исследовательско – экспериментальной деятельности?

А) Да, такая идея есть. Мною уже подготовлен план ее теоретического

обоснования и план экспериментального исследования.

Б) Идей несколько. Пока определиться не удалось.

В) Необходимо изучить тематику дипломных работ и магистерских

диссертаций, подготовленную выпускающей кафедрой, чтобы сосредоточиться на той или иной психолого – педагогической идее.

Г) Еще не думал об этом.

13. Владеете ли Вы таким методом исследования как психолого – педагогическое моделирование и в какой степени?

А) Теория моделирования мною усвоена и сформирована готовность ее использования в практическом исследовании в организации образования.

Б) мне сложно разобраться в названном методе самостоятельно без консультативной помощи научного руководителя.

В) Имеется много методов психолого – педагогического исследования, среди которых моделирование является наиболее сложным и запутанным, разбираться в котором не считаю нужным.

Г) Нет, не владею.

14. Можете ли вы по той или иной психолого – педагогической проблеме подготовить авторскую (оригинальную) анкету, адресованную учителям, обучающимся, их родителям?

А) Не думал об этом. Готовить анкеты не приходилось.

Б) Да, могу. В предшествующие годы мною готовились авторские анкеты, а результаты анкетирования использовались при подготовки научных работ, докладов на научные студенческие конференции.

В) Я пользуюсь анкетами, опубликованными в учебниках, учебных пособиях, в научных статьях.

Г) Анкетированием не занимаюсь, предпочитая ему другие методы исследования.

15. Можете ли Вы самостоятельно с цель исследования по той или иной психологической проблеме подготовить авторский тест?

А) Да, я готовлю тесты, но по-своему, подбирая вопросы из уже подготовленных учеными тестов по конкретной теме. На мой взгляд, это один из продуктивных подходов в организации и проведении психолого – педагогического эксперимента.

Б) Я готовлю тесты самостоятельно, поскольку в психолого – педагогической литературе нет тестов, полностью удовлетворяющих меня.

В) А зачем? По любой психолого – педагогической теме много различных тестов и моя задача подобрать из них наиболее валидный и надежный.

Г) Попытки были, но оказались неудачными.

16. Можете ли (подготовлены ли) Вы к обработке результатов психолого – педагогического эксперимента использовать методы математической статистики?

А) Да, при этом подбираю такие тесты, тесты – опросники, в которых даны формулы по обработке результатов тестирования.

Б) Подготовлен недостаточно, требуется помощь научного руководителя.

В) На мой взгляд, методы математической статистики больше подходят в исследованиях по другим наукам, а не по педагогике и психологии.

Г) Думаю об этом и подбираю специальную литературу, освещающую систему обработки результатов психолого – педагогического эксперимента с опорой на методы математической статистики.

17. Какова степень усвоения Вами методологических принципов и готовности к их использованию в практической деятельности?

А) Основные методологические принципы мною усвоены, на мой взгляд, достаточно глубоко и полно. Я вполне готов к их использованию в своей практической деятельности в организации образования.

Б) В каждой организации образования имеются свои традиции, сложившиеся принципы управления, взаимодействия в системах: руководитель – педагоги; педагоги – учащиеся; педагоги – родители. Я постараюсь практические методы усвоить и совершенствовать их в своей деятельности.

В) О методологических принципах имею смутное представление, но обязательно просмотрю и законспектирую содержание основных.

Г) Читал когда-то о принципах при подготовке к экзаменам и зачетам, но сейчас уже не помню.

18. Одной из наиболее сложных проблем в организациях образования является проблема взаимодействия педагогов с родителями обучающихся. Каким образом Вы намереваетесь решать ее в своей практической деятельности?

А) Прежде всего я изучу обозначенную проблему, а имея обширную информацию о состоянии взаимодействия школы с родителями, подготовлю план совершенствования взаимодействия семьи и школы.

Б) Я постараюсь создать систему регулярно проводимых общешкольных и классных собраний, на которых лично я и педагоги будут выступать с лекциями по вопросам воспитания, развития, образования детей в домашних условиях.

В) Разработаю «Положение о деятельности общешкольного и классного родительского комитетов» и после его утверждения директором школы буду целенаправленно помогать председателям комитетов в его реализации.

Г) Постараюсь внедрить идею психолога – педагогического всеобуча родителей путем организации «Родительского университета психолого – педагогических знаний», на занятиях которого родители будут усваивать научную психологию и педагогику под руководством опытных специалистов, привлекаемых из сторонних организаций образования.

19. Насколько глубоко и полно Вами усвоено понятие «Психолого – педагогический эксперимент в организации образования»?

А) Мною обозначенное понятие усвоено достаточно глубоко и полно. Законспектировано содержание учебников и учебных пособий крупных ученых в этой области, готовится программа и одновременно план организации и проведения эксперимента по избранной мною теме исследования в одной из организаций образования.

Б) Пока только имеются отрывочные знания, требующие своего обобщения.

В) До тестирования не думал об этом. Безусловно, откладывать дольше работу по усвоению этого понятия не собираюсь.

Г) Размышляю по этому вопросу, но пока четкого представления о психолого – педагогическом эксперименте нет.

20. Подготовлены ли Вы к написанию статьи, к оформлению доклада (научного сообщения) для участия в международной или республиканской научных конференциях?

А) Опыт участия в студенческих научных конференциях имеется, научные доклады опубликованы в открытой печати. Работа в этом направлении продолжается.

Б) До тестирования об этом не думал.

В) Статья и доклад готовы. Вскоре будут представлены научному руководителю для анализа.

Г) Думаю об этом, но пока никаких конкретных действий мною не предпринято.

21. Готовы ли Вы к участию и в какой степени к деловым играм, мозговым «штурмам» по проблемам инновационной деятельности организации образования?

А) О таких дидактических формах слышал, но ранее никогда не участвовал, определенно ответить не могу.

Б) Да готов. Опыт участия в деловых играх, мозговых «штурмах», дискуссиях по методологическим проблемам имею.

В) Не готов.

Г) Общая подготовка к работе в организациях образования позволяет мне принять активное участие в реализации поименованных дидактических форм.

22. В некоторых организациях образования много конфликтов между учителями и старшеклассниками; в отдельные из них «втянуты» родители. Будете ли Вы применять методику их снижения и позитивного разрешения, если окажетесь в такой организации?

А) А зачем? Конфликт является движущей силой развития любого процесса, в том числе и образовательного. Хуже, когда конфликтов мало или их нет вообще – тогда неизбежен застой.

Б) Вначале я изучу сложившуюся систему конфликтов и, опираясь на теорию конфликтологии, а также на результаты психолого – педагогического исследования, буду на методологических семинарах и в процессе индивидуальной работы обучать педагогов и актив старшеклассников умению формировать, развивать и разрешать конструктивные конфликты, не допускать формирования деструктивных как негативных в любой сфере человеческой деятельности, в том числе учебно – познавательной, развивающей, воспитательной.

В) Старшеклассники (10 – 11 (12)) классы это уже далеко не дети. Разрешение конфликтов – дело классного коллектива. Вмешиваться буду только в крайнем случае.

Г) Не думал об этом. Видимо, надо устранить этот пробел в моем образовании в оставшееся до окончания вуза время.

23. Представьте, что в организации образования, где Вы начнете работать, руководитель, в непосредственном подчинении которому Вы находитесь, недоволен Вашей деятельностью; уже было несколько оскорбляющих Вас замечаний, назревает межличностный конфликт. Какими методологическими приемами Вы воспользуетесь?

А) Дожидаться конфликта не буду. Начну «подбирать» себе другое место и при первой же возможности уйду на новую работу, даже ниже оплачиваемую.

Б) Начну формировать вокруг себя коллектив «единомышленников», сплачивать его. Я уверен в себе, компетентен в вопросах, которые решаю в своей практической деятельности, настойчиво и последовательно реализую «Законодательство об образовании в Республике Казахстан». Мне бояться нечего. В случае конфликта «дам» руководителю «бой». В своей «победе» не сомневаюсь.

В) Если руководитель недоволен мной, то пусть подскажет как делать, посоветует, научит.

Г) Особого внимания обращать не буду. Работаю так, как научили в вузе.

24. Возможна ли и каким образом реализация идеи самоактуализации в современных организациях образования?

А) В условиях сельской местности не возможна. Нет условий.

Б) Да, возможна при условии создания системы самообразования, саморазвития для каждого участника педагогического процесса.

В) Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку имею смутное представление о самом понятии «самоактуализация».

Г) Не думал об этом.

Таблица для начисления баллов

Баллы

Баллы

Баллы

1.

А) 3; Б) 0;

В) 2; Г) 4

9.

А) 5; Б) 2;

В) 4; Г) 3

17.

А) 5; Б) 4;

В) 2; Г) 1

2.

А) 5; Б) 2;

В) 4; Г) 4

10.

А) 2; Б) 5;

В) 3; Г) 2

18.

А) 4; Б) 3;

В) 3; Г) 5

3.

А) 5; Б) 3;

В) 2; Г) 2

11.

А) 2; Б) 4;

В) 5; Г) 1

19.

А) 5; Б) 3;

В) 2; Г) 2

4.

А) 0; Б) 4;

В) 5; Г) 0

12.

А) 5; Б) 4;

В) 1; Г) 0

20.

А) 5; Б) 0;

В) 4; Г) 1

5.

А) 4; Б) 5;

В) 5; Г) 3

13.

А) 5; Б) 2;

В) 4; Г) 1

21.

А) 1; Б) 5;

В) 0; Г) 4

6.

А) 1; Б) 5;

В) 3; Г) 3

14.

А) 0; Б) 5;

В) 3; Г) 4

22.

А) 3; Б) 5;

В) 3; Г) 1

7.

А) 5; Б) 5;

В) 3; Г) 1

15.

А) 5; Б) 5;

В) 3; Г) 3

23.

А) 1; Б) 5;

В) 3; Г) 4

8.

А) 5; Б) 1;

В) 5; Г) 1

16.

А) 4; Б) 2;

В) 4; Г) 5

24.

А) 3; Б) 4;

В) 1; Г) 0

Интерпретация результатов тестирования

  1. Если Ваши ответы искренни, а Вы набрали 100 и выше баллов – у Вас высокий до высочайшего уровень развития методологической культуры. Вы вполне подготовлены к исследовательской работе в организации образования, к продолжению обучения в магистратуре (аспирантуре).

  2. Если Вы набрали от 80 до 99 баллов – у Вас уровень методологической культуры выше среднего. В оставшееся время необходимо усилить свою познавательную деятельность в данном направлении.

  3. От 60 до 79 баллов означают, что у Вас сформирован средний уровень методологической культуры и необходимо волевое усилие для ликвидации пробелов в оставшееся до окончания вуза время.

  4. От 40 до 59 баллов, набранных Вами, означает, что у Вас уровень методологической культуры ниже среднего и Вам потребуются значительные усилия, чтобы в оставшееся до окончания вуза время, наверстать упущенное.

  5. 39 баллов и ниже означает, что у Вас низкий до очень низкого уровень методологической культуры. Имея такой показатель, Вы не сможете решать вопросы образования молодого поколения и Вам необходимо либо выбрать другую профессию, либо все свое внимание, время, усилия подчинить главной цели – подготовиться к организационно – исследовательской деятельности.

Примечания:

              1. Текст данного теста – опросника вручается каждому испытуемому сразу же после тестирования, что позволит студенту – выпускнику, магистранту внести в свой план творческого саморазвития в разделы «Самообразование», «Самоформирование креативности», «Саморазвитие психолого – педагогического мышления» и др. необходимые коррективы и дополнения или начать разработку такого плана и его активную реализацию в оставшееся до окончания вуза время.

              2. Для преподавателя учебной дисциплины «Теоретико – методологические основы психологии» результаты тестирования не являются окончательными. О каждом выпускнике необходимо получить информацию также по другим тестам, и точные сведения о его творческо – интеллектуальной деятельности на занятиях в вузе, вне вуза и т.п., что будет способствовать подготовки более глубоких и полных выводов о методологической культуре каждого выпускника вуза.

              3. Консультации по вопросам, включенные в данный тест – опросник в течение всего учебного года, проводятся как по инициативе студентов (магистрантов), так и по инициативе преподавателя.

Содержание

Введение…………………………………………………

4

Лекция 1

Методологические принципы и законы

Психологии………………………………………………

5

Лекция 2

Методологические основы развития

Психологических теорий……………………………….

14

Лекция 3

Психолого – педагогические парадигмы и их роль в практических образовательных системах……………..

32

Лекция 4

Классификация и характеристика научных методов

Психолого – педагогическом исследовании…………..

46

Лекция 5

Методологические основы психодиагностики………..

54

Лекция 6

Методологические основы психологической

Коррекции в организациях образования ………………

64

Лекция 7

Методологические проблемы психологического

Консультирования в системе образования………….

87

Лекция 8

Методологические проблемы совершенствования

Подготовки и процесса защиты научных работ на

Заключительном этапе образования в вузе……………

115

Литература……………………………………………….

127

Приложение А………………………………………….

130



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  2. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  3. Учебное пособие для студентов старших курсов и магистрантов Таганрог 2008

    Учебное пособие
    Клочков В. В. Социальная стратификация англосаксонского общества VII − VIII вв. (по юридическим памятникам).– Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2008.
  4. Учебная программа для студентов факультета международных отношений специальностей d 1-21 04 01 "Культурология"

    Программа
    Изложена программа учебной дисциплины, связанной с изучением Библии как одного из важнейших факторов и феноменов культуры и литературы. Библия рассматривается в историко-культурном, религиозно-философском и литературоведческом аспектах,
  5. Г. М. Раздыкова История мусульманского образования в казахстане учебное пособие

    Учебное пособие
    Козина В.В. - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова;

Другие похожие документы..