Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Сахарный диабет (СД) - группа метаболических (обменных) забо­леваний, характеризующихся хронической гипергликемией, возникающей в результате дефекта ...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1 .Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2 № 686 “Об утверждении государственных образовательных с...полностью>>
'Документ'
Згідно з навчальними планами підготовки бакалаврів за напрямом підготовки “Економіка підприємства” на факультеті менеджменту та маркетингу Національн...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
В каком виде метода прогнозирования на основе математических и имитационных моделей прогнозируются возможные состояния объектов прогнозирования при ра...полностью>>

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования.

6.1. Пояснительная записка.

Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании" среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права. Это все обеспечивает старшая ступень образовательной школы.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов, указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников старшей школы, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.

6.2. Учебный план школы III ступени

Общеобразовательные классы. Режим работы - шестидневка

Учебные планы для 10-11 классов составлены в соответствии с региональным базисным учебным планом (10-11 кл. – 2004г.), что позволяет реализовать федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Инвариантная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями:

Филология

Математика

Обществознание

Естествознание

Искусство

Технология

Физическая культура

Образовательная область «Филология» представлена следующими предметами:

Русский язык

Литература.

Иностранный язык

Образовательная область «Математика» представлена следующими предметами:

Математика

Информатика

Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами:

История

Обществознание (включая экономику и право)

Образовательная область «Естествознание» представлена следующими

предметами:

Биология

Химия

Физика

Образовательная область «Технология» представлена следующими предметами:

Технология

Образовательная область «Физическая культура» представлена следующими

предметами:

Физическая культура

ОБЖ

Для реализации учебного плана школа имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Учебный план дает возможность расширить содержание образования, отвечает запросам социума микрорайона школы, предполагает удовлетворение потребностей учащихся и их родителей. Способствует повышению качества образовательной подготовки, создает необходимые условия для самоопределения, ранней профилизации и развития творческих способностей учащихся.

Учебный план МОУ « Первомайская средняя общеобразовательная школа»

на 2010-2011 уч. год. (БУП 2004г)

10-11 классы

Предметы

Классы

10

11

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык (английский)

3

3

Математика

4

4

Информатика и ИКТ

1

1

История

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

География

1

Биология

1

Физика

2

Химия

1

МХК

1

Физкультура

2

Технология

1

ОБЖ

1

Итого

26

26

Компонент образовательного учреждения

Физкультура

1

Биология

1

Химия

1

Математика

1

1

Информатика

1

Факультативы

Физика

1

Информатика

1

Русский язык

1

1

Математика

1

1

Индивидуальные и групповые занятия

Математика

1

Русский язык

1

Максимальная нагрузка

36

36

В т.ч. используется

36

36

    1. Учебные рабочие программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Согласовано:

На заседании методического объединения школы

Протокол № _____ от

«___»__________2010 г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № _____от

« » ____ 2010 г.

Утверждаю:

Директор школы

_________________(Ф.И.О.)

Приказ № ____ от

«___»__________2010 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

10-11 класс, базовый уровень

на 2010-1011 учебный год

Разработана:

(Ф.И.О)Носовой Л. Н.

учителем (предмет) русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе федерального компонента ,на основе Базисного Учебного Плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г., «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы.» -М.: Просвещение, 2009.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке а соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновремённым расширением знаний учащихся о о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на меж-предметной основе.
Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку а 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая. на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.
- Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются специальные обобающие уроки, содержание которых подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Работа до орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом:
в одних случаях в форме выписок, планирования, переложеиия текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различению конкурируюших язоковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так ж как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.
Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается боле высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой п обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации, содержание же ее, предметное содержание, служит более качественному, хорошо осмысленному осознанию литературного материала.
Естественно, это те виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в средней школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, списывание, диктант), отступают на второй план. Небольшое место занимает и обобщающая беседа с последующими классными или домашними тренировочными упражнениями. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста. Возникает необходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием.
Раздел «Текст и его строение». Основные виды переработки текста, как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере (если иметь в виду теоретический материал) является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его существенно обогащено и усложнено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен и усложнен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся, расширен их перечень.
Главными в программе являются разделы, а которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов, как реферат, статья, обзор. Приобщение к собственно научному и научно-техническому подстилям (вариантам) научного стиля предполагает работу по осмыслению терминологической лексики. Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть языком таблиц, схем, в официально-деловом стиле — языком рекламы.
Яро выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение уст ной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.

Содержание программы

10 класс.

(34ч)

Общие сведения о языке-7ч

Фонетика, орфоэпия, орфография-4ч.

Лексика и фразеология-6ч.

Морфемика( состав слова) и словообразование-4ч.

Морфология и орфография-6ч.

Речь, функциональные стили речи-3ч.

Научный стиль-4ч.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе.

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ под редакцией А. И. Власекова,Л.М. Рыбченкова.- Москва.: Просвещение.

Общие сведения о языке
Роль
языка в обществе.
«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)
История развития русского языка.
Периоды в истории развития русского языка,
Место и назначение русского языка в современном мире.
Стилистические функции устаревших форм слова.

7 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч

Фонетика.Орфоэпия. Орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфо- графии.
Основные норiы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Принципы русской орфографии.
Фонетический разбор.

4 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч

Лекеика и фразеология
Повторение по теме «Лексика».
Сферы употребления русской лексики.
Исконно русская и заимствованная лексика.
Русская фразеология.
Словари русского языка.
Контрольный диктант.


1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч

Морфемика и словообразование
Повторение. Морфемика и словообразование.
Способы словообразования.
Выразительные словообразовательные средства.

4 ч
1 ч
1 ч
2 ч

Морфология и орфография
Обобщение по теме «Части речи».
Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание не и ни с разными частями речи.
Правописание наречий.
Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

7 ч


1 ч


1 ч


1 ч
1 ч


1 ч
1 ч

Речь, функциональные стили речи
Что такое текст?
Контрольный диктант.

2 ч
1 ч
1 ч

Стили речи. Научный стиль речи
Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.
Научный стиль и его лексические особенности.
Научный стань, его морфологические и синтаксические особенности

З ч
1 ч
1 ч
1 ч

Контрольные, проверочные работы. Речеведческий анализ текста. Анализ проведенных работ.

2 ч

Требования к знаниям, умениям и навыкам.


По окончании 10 класса учащиеся должны:


иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и
жанров;
— уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, — в устной и письменной формах;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательнщй, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляв термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
— иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1. учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
2. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.


Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение,. узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требуют от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. 1Iсннользуемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию, Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометий целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз , частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет глазную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
• найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
• назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
• определите разряд (группу) по значению;
• выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
г • назовите, как образована часть речи (для производных, сложны и составных частей речи);
• каковы особенности правописания.


Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно,
и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический
разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляю чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают
наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся
в слове суффикс и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу
по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания»
(с определением и способа синтаксической связи между словами, и
грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения (включая разбор его по членам предложения и выявление
элементов, осложняющих предложение), «Разбор «сложного предложения (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью»
(при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно —
выполнить это действие).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ообразовательная программа среднего (полного) общего образования пояснительная записка

    Образовательная программа
    Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.
  2. Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования

    Пояснительная записка
    В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства.
  3. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) 1 базовый уровень

    Образовательный стандарт
    развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
  5. Программа среднего (полного) общего образования по Литературе (базовый уровень) пояснительная записка статус документа

    Программа
    Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Другие похожие документы..