Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по ...полностью>>
'Документ'
1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципально...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «20» декабря 2006 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета К201.001.01 во Всероссийском научно-исследов...полностью>>
'Закон'
– у статтях 6 і 14 вжито поняття «податки та збори» – по тексту використовуються: «податки та збори (обов‘язкові платежі)», «податки і збори (обов‘яз...полностью>>

Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные подходы к определению понятия информации

Анализ существующих определений содержания термина «информация» показывает, что в них используются два основных подхода – атрибутивный и функциональный. Сущность атрибутивного подхода заключается в том, что информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как живой, так и неживой природы. Среди отечественных философов активным сторонником атрибутивного подхода является А.Д. Урсул, исследования которого в данной области в значительной степени содействовали распространению атрибутивного подхода к понятию информации, который в последние годы завоевывает в научной среде все большее количество сторонников. А.Д. Урсул посвятил анализу феномена информации целый ряд своих ранних философских работ [64-66], которые сыграли важную роль в развитии философской мысли как в России, так и за рубежом. Сущность информации он связывал с философской категорией отражения. При этом способность некоторой системы воспринимать информацию трактовалась им как ее способность отражать в себе состояние других систем путем соответствующего изменения собственной внутренней структуры. Таким образом, был вскрыт основной механизм установления связи между формой (структурой системы) и содержанием (воспринятой информацией), что является исключительно важным философским результатом этих исследований. Необходимо отметить, что именно философский подход А.Д. Урсула и был представлен в целом ряде изданных в России словарей, в которых было приведено определение понятия информации. К их числу относится, например, Философский словарь, изданный под редакцией академика И.Т. Фролова [67].

Функциональный подход предполагает, что информация является результатом (функцией) деятельности человеческого сознания и поэтому в неживой природе она существовать не может. Правда, при этом допускается существование информации и в биологических объектах, которое трудно отрицать. Специалистам, хорошо знакомым с основными положениями общей теории систем, кибернетики и синергетики, с точкой зрения сторонников функционального подхода трудно согласиться. Ведь хорошо известно, что информация является основой функционирования любых организованных систем, а не только объектов живой природы. Так, например, в монографии академика Б.Б. Кадомцева «Динамика и информация» [48] убедительно показано, что весь окружающий нас мир представляет ничто иное, как совокупность информационно открытых систем, которые непрерывно взаимодействуют между собой в процессе своей эволюции. При этом информация пронизывает все уровни организации материи – от квантовых систем до галактических образований. Именно она определяет направление развития всех эволюционных процессов во Вселенной, является той главной первопричиной, под воздействием которой и осуществляется эволюция.

Казалось бы, совершенно ясно, что атрибутивному подходу к определению понятия информации сегодня нет достаточно аргументированной альтернативы. И, темнее менее, функциональный подход сегодня также имеет своих сторонников (см., например, статью Р.С. Гиляревского в данном сборнике [23]). Что же касается автора настоящей работы, то он придерживается атрибутивного подхода, который представляется ему существенно более продуктивным.

Следует отметить и весьма оригинальный подход к анализу феномена информации, который предлагается А.А. Деминым в его монографии «Информационная теория экономики» [68]. С точки зрения этого автора, информация характеризует направление движения материи в то время, как понятия «вещество» и «энергия» характеризуют соответственно ее структуру и способность к движению. Эта концепция позволила автору с информационных позиций подойти к анализу функционирования таких, казалось бы, хорошо изученных устройств, как паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания. Им также была предложена информационная трактовка второго начала термодинамики и сделан еще ряд важных выводов, значение которых выходит за рамки информационной экономики, которая и являлась основным предметом анализа в данной монографии.

Определение понятия информации, предложенное академиком В.М. Глушковым

Одно из наиболее общих определений понятия информации принадлежит академику В.М. Глушкову. В своей работе [48], опубликованной еще в 1964 году, он писал: «Информация, в самом общем ее понимании, представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы».

История развития науки показала, что подход В.М. Глушкова к определению понятия информации оказался исключительно плодотворным при изучении информационных свойств физических систем. В настоящее время этот подход находит свое применение и в том новом направлении развития информатики, которое связано с изучением информационных процессов, протекающих в физической информационной среде неживой природы [41,48,49,78-80]. В последние годы это направление все более активно развивается в России и уже получило название Физической информатики [12].

В работе [15] проведен детальный анализ предложенного В.М. Глушковым определения содержания термина «информация» и показано, что оно основано на атрибутивном подходе к понятию информации и делает акценты на двух ее основных аспектах – статическом (распределение материи и энергии в пространстве) и динамическом (изменения процессов во времени). Эти акценты представляются нам исключительно важными, так как они обращают внимание исследователей на существование в природе двух видов информации – статической и динамической. На этот двойственный характер информации неоднократно указывал в своих работах и профессор Ю.И. Шемакин. Он подчеркивал, что основным носителем статической информации в природе является материя (вещество), которая выполняет функции запоминания информации и таким образом обеспечивает ее сохранение и трансляцию во времени [77]. Что же касается динамической информации, то ее основным носителем является энергия (поле), которая и обеспечивает распространение информации в пространстве.

В работе [15] также показано, что предложенное в 1964 году В.М. Глушковым определение термина «информация» сегодня требует не только весьма существенного уточнения, но также и новой интерпретации.

Физическая сущность феномена информации

Рассмотрим теперь вопрос о физической сущности самого феномена информации, так как именно это необходимо для того, чтобы сформулировать новое и достаточно общее определение содержания термина «информация». Здесь представляется целесообразным использовать идею о связи между понятиями «информация» и «асимметрия», высказанную Г.В. Встовским в его монографии «Элементы информационной физики» [79]. В этой работе достаточно убедительно показана конструктивность использования понятия асимметрии для характеристики физической сущности феномена информации, а также возможность достаточно общего подхода к оценке количества информации как степени асимметрии, наблюдающейся в различных физических объектах.

По утверждению Г.В. Встовского, асимметрия, т.е. результат нарушения симметрии, это и есть информация. Однако, достаточно полного и четкого определения содержания термина «информация» им все же сформулировано не было. Попытка дать такое определение была предпринята в работе [15] и выглядит следующим образом:

Информация, в широком понимании этого термина, представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве и в неравномерности протекания во времени всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы.

Иначе говоря, собственно неоднородность и неравномерность, т.е. результаты нарушения симметрии в распределении материи и энергии в пространстве и времени, которые наблюдаются в различных объектах, процессах или явлениях окружающего нас мира, и есть тот самый феномен, который и следует называть информацией. Отсюда, в частности, следует, что в однородных средах и в равномерно протекающих процессах информация отсутствует.

Основные виды информации

Анализируя приведенное выше определение, можно заметить, что в нем ключевым является понятие неоднородности (асимметрии), как основного признака, характеризующего феномен информации. При этом выделяются два вида неоднородности – статическая и динамическая. Статическая неоднородность характеризует текущее состояние некоторой материальной или энергетической системы (процесса), а динамическая – ее изменчивость во времени, т.е., в течение некоторого периода наблюдения. Поэтому необходимо различать следующие два основных вида информации – статическую и динамическую информацию. Когда наблюдается неоднородность (асимметрия) распределения материи или энергии в пространстве, следует говорить о статической информации. Для анализа этого вида информации в большей степени оказываются пригодными методы комбинаторики, а также алгоритмические методы, предложенные А.Н. Колмогоровым.

Если же мы наблюдаем неравномерность протекания некоторых процессов во времени, то следует говорить о динамической информации. Для ее анализа обычно применяются вероятностные методы исследования, которые в настоящее время достаточно хорошо разработаны. Хотелось бы подчеркнуть, что неравномерность наблюдается в ходе протекания практически всех процессов в природе, обществе и человеческом сознании. Это результат проявления того фундаментального свойства реальности, которое и следует называть информацией.

С изложенной точки зрения, информация – это не плод нашего воображения, не продукт деятельности сознания, а реальный физический феномен, характеризующий состояние и характер движения материи или энергии. Информация неразрывно связана с материей и энергией, которые являются ее носителями. Она представляет собой их атрибут, т.е. неотъемлемое свойство. Поэтому данный тип информации может быть назван «физической информацией» в отличие от «идеальной информации», которая является результатом деятельности сознания и о сущности которой следует говорить особо.

Хотелось бы подчеркнуть, что в данном случае речь идет о физической сущности так называемой «первичной», или «связанной» информации, которая порождается неоднородностью (асимметрией) материальных или же энергетических объектов и процессов реального мира. Ведь именно эта информация является первоосновой для формирования так называемой «вторичной» информации, которая представляет собой некоторое «отражение» первичной информации и может быть отчуждена от своего первоисточника.

О физическом смысле понятий «Информация» и «Количество информации»

Если сопоставить теперь предложенное в работе [15] определение содержания термина «информация» с тем определением, которое в свое время дал этому термину В.М. Глушков, то можно сделать вывод о том, что его определение характеризует не саму информацию, а ее количество. Действительно, ведь если под информацией мы понимаем неоднородность и неравномерность распределения материи и энергии в пространстве и времени, то именно количество информации может служить мерой этой неоднородности (неравномерности). А численное значение этой меры характеризует степень этой неоднородности или неравномерности в том или ином конкретно случае, т.е. является их количественной оценкой. Таким образом, предложенное В.М. Глушковым определение следует интерпретировать как достаточно строгое определение понятия «количество информации».

Относительный характер информации. Одним из важнейших свойств информации является ее относительность. Дело в том, что когда мы говорим, например, о наблюдаемой неоднородности распределения материи или энергии в пространстве, то подразумеваем наличие некоторого опорного (базового) множества, относительно которого эта неоднородность и может быть выявлена путем выполнения некоторой процедуры сравнения. Иначе говоря, для того, чтобы обнаружить информацию, необходимо иметь возможность сравнить наблюдаемое состояние некоторого объекта, процесса или явления с некоторым другим их состоянием, уже известным из опыта предыдущих наблюдений. Именно оно и должно использоваться в качестве указанного выше опорного (базового) множества [79]. Поскольку же различные наблюдатели одного и того же объекта, процесса или явления могут иметь свой собственный опыт («внутренний тезаурус») предыдущих наблюдений, отличный от опыта других наблюдателей, то и их возможности по выявлению новой информации могут существенным образом различаться. Именно это и обуславливает относительность воспринимаемой ими информации.

Таким образом, способности человека, технической системы или физического объекта к восприятию поступающей к ним из внешнего мира информации зависят не только от характера этой информации, но также и от того «внутреннего тезауруса», который у них уже сформирован на основании накопленного ранее опыта своего функционирования и наблюдения за внешним миром. Этот вывод является исключительно важным результатом общей теории информации, который служит не только философской основой теории познания, но также и одним из основополагающих принципов создания интеллектуальных систем.

Информационный подход как фундаментальный метод научного познания

Второй основной проблемой информатики, имеющей важное философское значение, является развитие метода информационного подхода. Сегодня уже совершенно ясно, что этот метод имеет в методологии науки такое же значение, как и метод системного подхода, который получил развитие и всеобщее признание во второй половине XX-го века. На первостепенную важность дальнейшего развития метода информационного подхода и его все более широкого использования в теории сложных систем указывает, например, академик АН Грузии И.В. Прангишвили [38]. А в работе [69] сделан прогноз о том, что именно сочетание методов системного, синергетического и информационного подходов и будет составлять ядро научной методологии познания природы, человека и общества на ближайшие десятилетия.

К сожалению, работ, непосредственно посвященных анализу и развитию метода информационного подхода, в научной литературе сегодня еще очень мало. Здесь можно указать на изданную еще в 1988 году монографию Э.А. Семенюка [70], на несколько публикаций автора настоящей статьи [71, 72], а также на докторскую диссертацию В.Б. Гухмана [73], которая была защищена в 2001 году на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В то же время сама эта проблема очень актуальна и, безусловно, требует своей дальнейшей разработки как в интересах развития философских и методологических основ информатики, так и для совершенствования методологии самой науки.

Философские основы информатики и научная парадигма

Третья философская проблема, которая связывает фундаментальную информатику и философию, заключается в формировании новой научной парадигмы и Картины Мира, в которых адекватно были бы отражены его информационные компоненты и закономерности. В настоящее время опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира, которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической Картины мироздания, доминировавший в науке еще со времен Декарта и Ньютона до конца XX–го века. Сегодня уже совершенно ясно, что эта картина больше не соответствует современным представлениям об устройстве Мира и что должна быть сформирована принципиально новая картина на основе взаимосвязанной триады фундаментальных понятий: «вещество» - «энергия» – «информация».

Можно ожидать, что формирование такой новой Картины Мира будет осуществлено в науке в ближайшие десятилетия и это должно стать результатом формирования новой научной парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена существенно более важная роль по сравнению с тем, как это имеет место в настоящее время [72]. Эта парадигма должна привести и к формированию новой парадигмы самой информатики, философские основы которой в самых общих чертах рассмотрены в работе [63] и кратко перечисляются ниже. В работе [63] показано, что при формировании новой парадигмы информатики должны использоваться следующие концептуальные положения философского плана:

  • признание информации не только как общенаучной категории, но и как всеобщего свойства проявления реальности, в том числе – признание факта существования информации в неживой природе;

  • признание всеобщего характера проявления информации, которая пронизывает все уровни материальной и идеальной реальности и осуществляет связь между материальными и идеальными объектами окружающего нас мира;

  • признание фундаментальности феномена информации, которая характеризует семантические свойства материи и обеспечивает связь ее формы и содержания;

  • признание определяющей роли информации в эволюционных процессах любой природы, в том, числе – в процессах эволюции физических систем, биологических объектов и человеческого общества;

  • принятие в качестве основополагающей для дальнейших исследований гипотезы о единстве информационных закономерностей в природе и обществе, несмотря на определенную специфику их проявления в различных информационных средах (физической, технической, биологической или же социальной).

Если допустить, что приведенные выше концептуальные положения являются справедливыми, то следует признать также актуальность и обоснованность дальнейшего развития информатики как фундаментальной науки, которая сегодня приобретает все более важное общенаучное и междисциплинарное значение как самостоятельная область научного познания, изучающая собственными методами информационные процессы в природе и обществе. Никакие другие науки сегодня не имеют перед собой такой цели. И именно это и является главным аргументом в пользу признания информатики фундаментальной наукой, а не только прикладной технической дисциплиной, как это считалось ранее.

Заключение

Рассмотренные выше результаты исследований истории становления информатики как науки и комплексной научной проблемы, ее места в системе современной науки и развития научно-технического прогресса, а также актуальных проблем дальнейшего развития позволяют сделать следующие основные выводы:

1. За последние годы те области знания, для обозначения которых в русском языке использовалось и используется сейчас термин «информатика», прошли ряд этапов своего эволюционного развития. В результате сегодня эти области знания все более часто позиционируются как составляющие самостоятельной фундаментальной науки, которая изучает не только информационные процессы и технологии в технических системах, но также основные закономерности и методы реализации информационных процессов в природе и обществе.

2. В настоящее время информатика может быть квалифицирована, с одной стороны, как такая же самостоятельная область знания, как математика, физика, химия, науки о жизни, науки о Земле и т.д., а, с другой стороны, как принципиально важное комплексное научное направление, возможности которого востребованы и имеют первостепенное значение для дальнейшего развития всего естествознания, инженерных, гуманитарных и социальных наук. Такая квалификация основана на признании фундаментальности феномена информации, который и является важнейшим объектом изучения информатики, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе, в социальных и в искусственно создаваемых человеком технических системах. Основные концепции информатики, ее научные методы и инструментальные средства все более широко проникают в другие области научного познания, что придает информатике характер междисциплинарной области, которая приобретает все более важное общенаучное и общеобразовательное значение.

3. В настоящее время информатика является одной из наиболее перспективных «точек роста» фундаментальной науки. Она стремительно расширяет свою предметную область, выполняя в тоже время интеграционные функции в системе научного познания аналогично тому, как это было в период становления кибернетики во второй половине 20-го века. Дальнейшее развитие фундаментальных основ информатики имеет важное философское и научно-методологическое значение. При этом исключительно актуальной проблемой в настоящее время является развитие философских основ информатики, которое должно происходить на основе формирования новых философских представлений о природе информации. Формированию этих представлений в значительной степени содействуют те результаты, которые были получены в России, как в середине 60-х годов прошлого века, так и в самые последние годы, в том числе, в области развития информационных аспектов теоретической физики, синергетики, генетики, общей физиологии и ряда других наук.

4.  Разработанная в Институте проблем информатики РАН новая и основанная на средовом подходе перспективная структура предметной области информатики, как фундаментальной науки, представляется весьма конструктивной для дальнейшего развития науки и образования, так как она учитывает современные тенденции их развития и позволяет более четко позиционировать отдельные направления исследований в области информатики по видам информационной среды и уровням рассмотрения проблемы, а также прогнозировать новые перспективные научные направления.

5. Некоторые результаты описанных выше исследований уже практически используются в системе высшего образования России. Так, например, разработаны и практически апробированы новые принципы изучения курса «Теоретические основы информатики» для гуманитарных ВУЗ’ов, которые используются в образовательном процессе Российского государственного социального университета [74]. Подготовлена и издана монография [10], являющаяся учебным пособием по новому общеобразовательному курсу «Социальная информатика», рекомендованному ЮНЕСКО для перспективной системы образования. Для формирования учебных программ по этому курсу в системе высшего образования разработана и издана Базовая модульная программа [75]. Опыт изучения этих курсов в системе высшей школы России показал их достаточно высокую эффективность для повышения качества высшего образования и поэтому может быть рекомендован для дальнейшего распространения.

6. В настоящее время изучение вопросов истории и философских проблем информатики должно в обязательном порядке осуществляться также и в российской системе подготовки научных кадров. Однако рекомендованная Министерством образования и науки РФ программа кандидатского минимума по этим проблемам была подготовлена наспех, не обсуждалась должным образом со специалистами в области информатики и поэтому является неудовлетворительной по своему содержанию, так как не отражает основных этапов эволюции и современного уровня развития этой науки. Поэтому многие российские ВУЗы вынуждены сами разрабатывать и использовать программы по истории и философским проблемам информатики. Одна из них, ориентированная на подготовку аспирантов в педагогических университетах, разработана в результате совместной научно-методической деятельности Института проблем информатики РАН, Института информатизации образования РАО и Института содержания и методов обучения РАО [76]. В настоящее время эта программа находится в стадии практической апробации.

7. Рассмотренная выше новая американская инициатива в области развития Computational Science содержит серьезный анализ новых вызовов 21-го века мировому сообществу. Эти вызовы обращены ко всем, без исключения, странам мира. Следует ожидать, что эти вызовы повлекут за собой новый этап конкурентной борьбы в области развития науки, образования и сферы высоких, в том числе, информационных технологий. Поэтому России, как и многим другим странам мира, уже в самые ближайшие годы придется искать свой ответ на эти вызовы как в области развития информатики, так и в более широкой сфере науки, образования и высоких технологий.

Вполне вероятно, что во многих странах Европы и Азии появятся свои национальные программы в области развития информатики, аналогично тому, как это было в начале 80-х годов минувшего века, когда такие программы появились в ответ на японскую национальную программу создания ЭВМ пятого поколения. Специалисты хорошо помнят, что именно тогда в США была разработана и принята Стратегическая компьютерная инициатива, а в Академии наук СССР было создано Отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации, разработана Концепция информатизации советского общества.

Чем же сегодня ответит Россия на новые вызовы 21-го века в сфере науки, образования и высоких технологий? Нам представляется, что сегодня России вновь необходима комплексная Национальная программа развития информатики. Причем, она должна вобрать в себя не только те прогрессивные идеи, которые содержатся в новой американской компьютерной инициативе, но и новые крупномасштабные мероприятия по развитию фундаментальных основ информатики, а также по внедрению этих результатов в российскую систему образования.

Литература

  1. Computational Science: Ensuring America,s Competitiveness. President,s Information Tehnology Advisory Committee. May 27, 2005.

  2. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии». /Под ред. И.А. Мизина. – М.: ИПИ АН СССР, 1991. – 22с.

  3. Колин К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов. //Открытое образование, № 2(55), 2006. – С. 73-77.

  4. Информатика и компьютерная грамотность. Сб. н. тр. ИПИ АН СССР /Отв. ред. акад. Б.Н. Наумов. – М.: Наука, 1985.

  5. Шемакин Ю.И. Введение в информатику. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 200с.

  6. Кибернетика. Становление информатики. – М.: Наука, 1986. – 192с.

  7. Политика в сфере образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. 2-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996).

  8. Урсул А.Д. Информатизация общества (введение в социальную информатику). – М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. – 192с.

  9. Колин К.К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика». Сб. н. тр. «Социальная информатика». – М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. – С. 19-33.

  10. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 432с.

  11. Колин К. К. Эволюция информатики и формирование нового комплекса наук об информации. // Научно-техническая информация. Сер. 1, № 5, 1995. – С. 1-7.

12. Колин К. К. Эволюция информатики. // Информационные технологии, № 1, 2005. – С. 2-16.

14. Колин К. К. Информационный поход в методологии науки и научное мировоззрение. // «Alma mater» (Вестник высшей школы), № 2, 2000. – С. 16-22.

15. Колин К.К. Феномен информации и философские основы информатики. // «Alma mater» (Вестник высшей школы), № 11, 2004. - С. 33-38.

16. Зацман И.М. Семиотические основания и элементарные технологии информатики. // Информационные технологии, № 7, 2005. – С. 18-31.

17. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика». // Информатика и образование, № 10, 2000. – С. 5-10.

18. Попов Ю.П.,Самарский А.А. Вычислительный эксперимент. – М.: Знание, 1983. -64с.

19. Le Garf A. Dictionnairie de l’informatique. – Paris: Presses Universitaires de France. 1982.

20. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 10. - М.: Советская энциклопедия. 1972. - С. 348-350.

21. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. – М.: Наука, 1968. – 756с.

22. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С. Черный А.И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. - М.: ВИНИТИ, 1996. – 489с.

23. Гиляревский Р.С. Информатика как наука об информации. (Наст. сборник). 

24. Соколов А.В., Манкевич А.И. Информатика в перспективе: к вопросу о классификации видов информации и системе наук коммуникационного цикла. // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1971. № 10. - C. 5-9.

25. Велихов Е.П. Информатика – актуальное направление развития советской науки. Сб. н. тр. «Кибернетика. Становление информатики». – М.: Наука, 1986. – С. 10-21.

26. Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие. (Там же. – С. 28-31).

27.Белоцерковский О.М. Математическое моделирование – отрасль информатики. (Там же. – С. 45-62).

28. Михалевич В.С., Каныгин Ю.М., Гриценко В.И. Информатика – новая область науки и практики. (Там же. – С. 31-45).

29. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. //Коммунист, № 2, 1988.

  1. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. Доклад на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996).

  2. Колин К.К. Фундаментальные проблемы информатики. Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Вып. 7. – М.: Наука, 1995. – С. 5-20.

32. Манушин Э.А., Колин К.К., Петров А.В., ФедосеевА.А., Христочевский С.А. 

Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (понятия, состояние, перспективы). // Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». Том 1. «Основные документы Конгресса». - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 1996.

33. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Мысль, 1991,- 280с.

34. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М.: Луч, 1993, - 275с.

35. Колин К.К. Социальная информатика – новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика». // Системы и средства информатики, вып. 7. - М.: Наука, 1995. -С. 20-37.

36. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика // Информационные ресурсы России, № 3. - М.: 1995. - С. 8-15.

37. Колин К.К. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина. // Открытое образование, № 3. - М.: 2003. - С. 75-79.

38. Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). – М.: Союз, 1999. -121с.

39. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра: фундаментальные проблемы и информационные технологии. Международный форум информатизации. Конгресс № 2 «Информационные процессы и технологии». Москва, 23-26 ноября 1993г. Сб. пленарных докладов. – М.: Международная академия информатизации. 1993. – С. 5-26.

40. Чернавский Д.С. Биоинформатика. (Там же. – С. 41-45).

41. Гуревич И.М. Законы информатики – основа строения и познания сложных систем. –М.: РИФ «Антиква», 2003. – 176с.

42. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра. // Информационные технологии, № 1, 2000. – С. 2-8.

43. Колин К.К. Новая компьютерная инициатива США и задачи России в области развития информатики. // «Alma mater» (Вестник высшей школы), № 5, 2006. – С. 26-29.

44. Колин К.К. Фундаментальная информатика и качество образования. Лекция-доклад. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М.: 2001. - 59с.

45. Колин К.К. Индустрия информационных технологий и проблемы информатизации российского образования. // «Alma mater» (Вестник высшей школы), № 4, 2005. –С. 12-16.

46. Колин К.К. Информационная технология как научная дисциплина. // Информационные технологии, № 2. - М.: 2001. - С. 2-10.

47.  Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. - М.: Синтег, 2000, - 528с.

48. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. – М.: Редакция журнала «Успехи физических наук», 1997. – 400с.

49. Хазен А.М. Ведение меры информации в аксиоматическую базу механики. - М.: Рауб, 1998. – 168 с.

50. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. - М.: Наука, 2001. - 244с.

51. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности. - М.: РМА ПО, 1999. –380с.

52. Гаряев П.П. Волновой генетический код. - М.: ИПУ РАН, 1997. – 108с.

53. Зацман И.М. Концептуальный поиск и качество информации. - М.: Наука, 2003.– 271с.

54. Зацман И.М. Семиотические основания и элементарные технологии информатики. //Информационные технологии, № 7, 2005. – С. 64-68.

55. Галушкин А.И. Нейрокомпьютеры. Кн. 3. Учебное пособие для ВУЗ’ов. - М.: ИПРЖР, 2000. – 528с.

56. Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Основы теоретической информатики. – Киев: Наукова думка, 1990. – 232с.

57. Каныгин Ю.М., Ермошенко Н.Н., Калитич Г.И. Информатика как фундаментальная наука. – Киев: Украинская академия информатики, Украинский институт научно-технической и экономической информации, 1993. – 22с.

58. Каныгин Ю.М., Дорофиенко В.В., Калитич Г.И.Общая информатика: предмет, понятия, фундаментальные проблемы. – Донецк: Донецкий региональный научный центр УкрАИН, 1994. – 22с.

59. Мелик-Гайказян Г.В. Информационные процессы и реальность. – М.: Наука. Физматлит, 1998. – 192с.

60. Шеннон К. Математическая теория связи. Работы по теории информации и кибернетики. – М.: Иностранная литература, 1963. - С. 243-332.

61. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. Пер. с англ. - М.: Нил., 1959. – 432с.

62. Глушков В.М. О кибернетике как науке. //Кибернетика, мышление, жизнь. - М.: 1964.

63. Колин К.К. Природа информации и философские основы информатики. // Открытое образование, № 2(49). - М.: 2005. - С. 43-51.

64.Урсул А.Д. Отражение и информация. Методологические аспекты. - М.: Мысль, 1973.

65. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. - М.: Политиздат, 1968.

66. Урсул А.Д. Информация. - М.: Наука, 1971.

67. Философский словарь. Под ред. Н.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719с.

68. Демин А.И. Информационная теория экономики. - М.: Палев. 1996. – 352с.

69. Колин К.К. Формирование современного естественнонаучного мировоззрения. // Сб. н. тр. «Синергетика, человек, общество». - М.: РАГС, 2000. - С. 16-25.

70. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. - Киев, 1988. – 240с.

71. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. //Межотраслевая информационная служба, № 1, 1998. – С. 3-17.

72. Колин К.К. Феномен информации и научная парадигма. // Наука и науковедение, № 4. - Киев.: Наукова думка, 1998. - С. 64-76.

73.Гухман В.Б. Философская сущность информационного подхода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Тверь-Москва, 2001, - 38с.

74. Колин К.К. Теоретические основы информатики. Учебно-методические материалы.

76. Колин К.К. Историко-философское введение в проблемы информатики. Экспериментальная программа учебного курса для аспирантов педагогических университетов. – М.: Институт информатизации образования РАО, 2006. – 26с.

77. Шемакин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. – М.: Академический проект, 2003. – 176с.

78. Зенин С.В. Водная среда как информационная матрица биологических процессов. 1-й Межународный симпозиум «Фундаментальная наука и альтернативная медицина». 22-23 сент. 1997г. Тезисы длкладов. – Пущино. – С 12-13.

79. Встовский Г.В. Элементы информационной физики. – М.: МГИУ, 2002.- 260с.

80. Гуревич И.М. Законы информатики в проблеме познания сложных систем. (Наст. сборник).

========================================

BECOMING of INFORMATICS AS FUNDAMENTAL SCIENCE and the COMPLEX SCIENTIFIC PROBLEM

K.K.Kolin

The history of development of Informatics as fundamental science and a complex scientific problem is considered. The analysis of evolution of representations about the maintenance of a subject of Informatics in Russia and other countries is spent. Various approaches to structurization of a subject domain of Informatics and the basic tendencies of its development for last decades are considered. The place of Informatics in system of a modern science and its interrelation with other scientific disciplines is analyzed.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатика как фундаментальная наука

    Документ
    Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять
  2. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики

    Документ
    Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять
  3. Состояние проблемы и ее актуальность

    Документ
    Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится  ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять
  4. Научно-методический журнал издается при участии

    Научно-методический журнал
    Учредители:Институт информатизации образования,Уральский государственный педагогический университет,Московский государственный открытый педагогический университет
  5. Сибирский федеральный университет

    Рабочая программа
    История и философия науки (Философия науки) Рабочая программа кандидатского экзамена / Сост.: В.И. Кудашов, М.А. Петров, Н.А. Демина, Т.А. Ростовцева, В.

Другие похожие документы..