Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Права и обязанности судебно-психиатрического (СП) эксперта. Основания для назначения СПЭ Невменяемость, его юридические медицинские критерии....полностью>>
'Документ'
Хочу начать изложение своего реферата с терминологии эволюционного моделирования, а именно с термина моделирование. Моделирование - ведущий принцип с...полностью>>
'Диплом'
Моб. тел.: . E-mail: Личные данные: Возраст: (указать полных лет) Гражданство: Проживание: г....полностью>>
'Документ'
Акционерное общество открытого типа «Красный котельщик» расположено в городе Таганроге, который является крупнейшим центром промышленности на юге Рос...полностью>>

Кожинов в. Я. Основы бухгалтерского учета

Главная > Контрольные вопросы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Осуществляя свою деятельность, коммерческое предприятие потребляет разного рода ресурсы и часто оказывает при этом неблагоприятное воздействие на окружающую среду: природу и общество. Это воздействие должно быть определенным образом компенсировано. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет дополнительные обязательства перед государством и его гражданами в сфере социального страхования и обеспечения. Поэтому все коммерческие предприятия обязаны делать отчисления в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти. Они должны осуществлять платежи также в некоторые внебюджетные фонды. Такие отчисления служат финансовыми рычагами экономической и социальной политики государства и называются налогами, сборами, пошлинами.

Той частью доходов, которая остается у собственников после уплаты налогов (сборов, пошлин), они могут распоряжаться по своему усмотрению. Она, как правило, делится на две доли. Одна - служит непосредственным источником доходов, а другая вкладывается (инвестируется) в собственное предприятие или в другие предприятия и организации, либо в материальные ценности, приносящие доход. Цель инвестирования в собственное или другое предприятие заключается в получении дополнительной прибыли.

Деятельность коммерческих предприятий может происходить в следующих четырех направлениях, специфика которых накладывает отпечаток на вид и характер предпринимательства, а также на форму и методы бухгалтерского учета:

1) добыча полезных ископаемых и сырья;

2) переработка сырья и полезных ископаемых;

3) купля-продажа товаров;

4) производство и реализация работ и услуг.

Первые три направления относятся к сфере материального производства, а четвертое - к сфере обслуживания.

К фирмам, добывающим полезные ископаемые и сырье, относятся те предприятия, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, ведут заготовку леса, рыбную ловлю, добычу угля, нефти и газа и т.п. Их продукция носит название сырья. Сырье - это сырая продукция, подлежащая дальнейшей переработке с целью получения готовых к употреблению изделий.

К фирмам, осуществляющим переработку, относятся те предприятия, которые используют сырье и полезные ископаемые, превращая их в промышленные и продовольственные товары. Они прядут шерсть, строят дома, шьют одежду, изготавливают обувь. Эти фирмы вырабатывают ткани, собирают телевизоры, пекут хлеб, делают мороженое, строят самолеты и производят автомобили. Перерабатывающие предприятия являются основным звеном экономики государства, определяющим его мощь, независимость и безопасность.

К фирмам, ведущим куплю-продажу товаров, относятся те предприятия, которые занимаются посреднической деятельностью по реализации сырья, полезных ископаемых и готовой продукции. Они покупают продукцию других фирм и физических лиц и перепродают ее юридическим лицам и отдельным гражданам. Купля-продажа предприятиями или частными предпринимателями партий товаров, предназначенных для производственных целей, носит название оптовой торговли. Купля-продажа товаров, предназначенных непосредственно для потребления граждан, носит называние розничной торговли.

К фирмам, обслуживающим предприятия и отдельных граждан, относятся те организации, которые выполняют различные работы и оказывают разного рода материальные и нематериальные услуги. Они занимаются банковской и страховой деятельностью, производят гарантийный и другие виды ремонта бытовой техники, предоставляют туристические и юридические услуги, обеспечивают граждан общественным питанием, делают рекламу и т.п.

Коммерческое предприятие - основное звено рыночной экономики, а предприниматель является его ключевой фигурой, так как организация фирмы, контроль и управление ее функциями без привлечения бюджетных средств - дело сложное и рискованное. По оценкам специалистов, предпринимательский талант обнаруживается и раскрывается только у 5-10 процентов граждан страны.

Главные качества, которыми должен обладать предприниматель - это:

умение организовать и вести собственное дело;

способность брать на себя ответственность и риски за результат дела;

решительность при осуществлении властных полномочий.

Как было отмечено выше, часть своих полномочий предприниматель может делегировать другим лицам, но это порой не облегчает, а отчасти даже усугубляет его участь.

При создании предприятия учредитель (или учредители) обязан правильно оценить экономическую ситуацию, выработать план действий, сформировать управление по реализации данного плана и осуществлять жесткий контроль его выполнения. Прогнозируя развитие ситуации в условиях противоречивых тенденций, предприниматель часто вынужден идти на определенные риски. Избежать их не удастся. Как показывает отечественная и зарубежная практика предпринимательства, без риска невозможно добиться высоких финансово-экономических результатов. Известно, что самым малорискованным делом является получение процентов по сберегательным (депозитным) вкладам в банке. Но этот бизнес самый малодоходный.

Организуя предприятие, учредитель (учредители) часто выступает и в качестве его хозяина, и в качестве руководителя, поэтому он отличается от других работников фирмы мерой ответственности. Сформировав коллектив, предприниматель направляет его на выполнение поставленных целей, используя метод разумного принуждения, действуя при этом в рамках общечеловеческой морали и гражданских прав. С профессиональной точки зрения, предприниматель должен сочетать в себе три важных свойства 338:

быть специалистом того дела, ради которого организовано производство;

знать конъюнктуру рынка своей продукции (работ, услуг), изучать ее, уметь рекламировать свою продукцию и реализовывать ее;

уметь извлекать прибыль, составлять капитал и инвестировать его.

Если у предприятия несколько собственников, они могут сочетать и дополнять друг друга в области предпринимательских, организаторских и профессиональных качеств. Если оно сформировано по акционерному типу с большим количеством участников, доля ответственности каждого существенным образом уменьшается. Однако это не значит, что такому предприятию легче осуществлять деятельность. Напротив, для успеха дела большинство его членов должны делегировать свои полномочия (обычно так это и происходит) наиболее сильным лидерам, которые могут представлять соответствующий орган в виде правления.

2.2. Организационные формы коммерческих предприятий

В экономической жизни государства происходит постоянное взаимодействие отдельных граждан (физических лиц), а также различных коллективных образований, создаваемых ими. Основное место в нем занимают имущественные отношения, т.е. отношения, выступающие в товарно-денежной форме и связанные с обладанием и распоряжением вещами, деньгами, ценными бумагами и имущественными правами. Поэтому участниками экономического взаимодействия могут быть только самостоятельные и независимые собственники имущества. Коллективные образования могут быть признаны субъектами хозяйственных отношений лишь в том случае, если они имеют законное право на независимое от отдельных участников имущество. Такое коллективное образование носит название "юридического лица".

Согласно ГК РФ юридическим лицом считается организация, имеющая в собственности, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество. Эта организация отвечает данным имуществом по своим обязательствам перед различными физическими и юридическими лицами. Кроме того, она имеет фирменное наименование; может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; выступать, как единое целое и защищать свои интересы в суде или предстать перед ним в качестве ответчика.

Уставный капитал коммерческого предприятия - это то обособленное имущество, в рамках которого оно обычно начинает свою рисковую деятельность. В дальнейшем данное имущество наращивается за счет прибыльной работы. Учредители, как правило, не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (если иное не предусмотрено учредительными документами). Исключения составляют случаи, оговоренные ГК РФ для разных типов юридических лиц. Например, если банкротство юридического лица вызвано ошибками учредителей, имеющих право отдавать обязательные распоряжения, то на них в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена ответственность по его обязательствам.

Как известно, конкретной целью любой коммерческой фирмы является получение максимальной прибыли при изготовлении товаров, проведении работ и оказании услуг. Но способы ее достижения могут быть разными. Им соответствуют и разные формы организации экономической деятельности. Это могут быть:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности возможны и в некоммерческих организациях, например, в потребительских кооперативах. Там эта деятельность в соответствии с ГК РФ имеет определенные рамки.

Коммерческие предприятия могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Однако на практике существуют определенные ограничения, обусловленные тем, что целый ряд видов работ, услуг и типов производств требует специальных навыков, квалификации и условий. Несоблюдение их может привести к неоправданным потерям материального, морального и социального характера, как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Поэтому на некоторые виды деятельности, например на ведение строительных работ, на изготовление и продажу пищевых продуктов, на валютные операции, на образовательную деятельность и т.п., требуется получить специальную лицензию.

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие предприятия, уставный капитал которых разделен на определенные доли. Каждая доля - это вклад учредителя. Пропорционально этим вкладам делятся и доходы участников. Имущество на сумму уставного капитала, а также приобретенное за время хозяйствования, принадлежит данному виду предприятия на правах собственности. Товарищества подразделяются на полные и товарищества на вере. Общества подразделяются на общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также на акционерные общества. Последние бывают открытого и закрытого типов.

Часть хозяйственных товариществ и обществ, согласно ГК РФ, несет ответственность перед своими кредиторами не только в размере имущества предприятия, но и отвечает личным имуществом учредителей в размерах, пропорциональных вкладам в уставный капитал. Это относится ко всем членам полного товарищества, к полным товарищам в товариществах на вере и ко всем учредителям обществ с дополнительной ответственностью. Собственники обществ с ограниченной ответственностью и учредители акционерных обществ исполняют обязательства по своим долгам только в размерах своих вкладов в уставный капитал.

Общества и акционерные общества имеют важное отличие. Участники общества вносят свои паи и получают доходы (дивиденды), пропорциональные этим паям. Участники акционерного общества приобретают на свои паи ценные бумаги предприятия - акции. Они получают свои дивиденды пропорционально количеству акций. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество открытого типа предполагает в своем уставе, что его участники могут отчуждать свои акции и продавать их независимо от других членов, поэтому оно обязано публиковать свой годовой бухгалтерский баланс и отчетность в открытой печати. В акционерном обществе закрытого типа акции распространяются только между его членами.

Производственные кооперативы - это коммерческие предприятия в виде добровольных объединений граждан, созданные для совместной производственной и хозяйственной деятельности. Пай члена кооператива состоит из паевого взноса и части накопленного в ходе деятельности имущества, исключая неделимый фонд, который необходим для полноценной производственной деятельности. Кооператив отвечает по своим обязательствам перед кредиторами всем принадлежащим имуществом. Ответственность членов носит субсидиарный характер, т.е. если один или несколько членов не являются платежеспособными, их долги должны погасить остальные члены в порядке, предусмотренном уставом кооператива. На неделимый фонд кооператива нельзя обращать взыскание по личным долгам членов кооператива.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество данных предприятий неделимо и не может распределяться по вкладам (долям, паям). Оно находится в государственной или муниципальной собственности. Распоряжаться им (или его частью) предприятия могут только с согласия собственников.

Некоммерческие организации - это организации, не имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли и предназначенные для удовлетворения социальных, благотворительных, образовательных, научных, оздоровительных, духовных и иных материальных потребностей своих членов. Они включают: потребительские кооперативы и общества; общественные и религиозные организации (объединения); фонды и прочие подобные объединения граждан. Данные организации могут заниматься коммерческой деятельностью в рамках тех целей, во имя которых они созданы. В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г.) их прибыль не может распределяться между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы и общества, на которых данный закон не распространяется.

2.3. Внешняя среда предпринимательства

Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства. В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства.

Внешняя предпринимательская среда характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

экономическое состояние и обстановка в обществе;

политическая ситуация;

правовая система государства;

социально-культурная среда;

технологическая сфера;

физическая и географическая среда;

партнерская финансово-техническая сфера.

Экономическое состояние определяет общее положение доходов и расходов граждан, вид и характер их потребностей, а также их возможности как покупателей. Она характеризуется определенным уровнем заработной платы и безработицы в стране и в конкретном регионе; оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал; определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства.

Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку. Как известно, политика - это концентрированное выражение экономики. Правительство при помощи экономических мероприятий проводит свои политические цели и задачи. Развитие экономики и степень ее управляемости также находятся в сильной зависимости от степени политизации всего общества и наличия конструктивной оппозиции власти.

Правовая система государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства.

Среди совокупности трех рассмотренных выше факторов предпринимательской среды правовая система в России до настоящего времени остается чрезвычайно слабым звеном, оказывающим негативное влияние на развитие коммерческих предприятий, в частности на организацию бухгалтерского учета. Нынешняя правовая база финансово-экономической деятельности предприятий характеризуется:

нестабильностью действия нормативных актов;

чрезмерной жесткостью налоговой политикой.

В такой обстановке бухгалтер должен тщательно следить за выходящими законодательными актами, постоянно переделывать или существенно корректировать бухгалтерскую документацию и расчеты, изыскивать малейшие возможности для уменьшения налоговых платежей. Последние, по мнению авторитетных специалистов, превосходят реальные возможности предприятий. В результате законопослушная часть общества вынуждена искать пути к уклонению от части платежей, чтобы снизить налоговое бремя.

Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых в обществе и в отдельных группах покупателей. Элементы этой среды (образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции) оказывают непосредственное влияние на потребительский спрос и отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям. Социально-культурная среда - чрезвычайно тонкая сфера человеческих отношений. Общество через государственные институты должно оказывать на нее регулирующее воздействие. В противном случае стихия рынка с ее конкуренцией и достаточно жесткой борьбой может сместить нравственные ориентиры в область борьбы за выживание и деформировать общественное сознание.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие предприятия в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрение информационных технологий улучшает характеристики и уменьшает сроки изготовления продукции, снижает потребность в рабочей силе и переориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства. Например, в России в настоящее время, в связи с массовым внедрением персональных компьютеров в практику бухгалтерского учета, требования к бухгалтерам существенно повысились с одновременным повышением и уровня оплаты их труда.

Физическая или географическая среда характеризует возможности коммерческой фирмы, функционирующей в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы, какой вид транспорта выгоднее использовать, в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.

Партнерская финансово-техническая сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Она включает:

предприятия-поставщики;

предприятия-покупатели;

банки;

страховые компании;

аудиторские и нотариальные конторы;

транспортные фирмы;

рекламные бюро;

организации средств связи и коммунальных услуг;

информационные службы;

другие субъекты хозяйственных отношений.

Все участники данной сферы могут оказывать существенное влияние на конечный финансовый результат работы предприятия. По этой причине на ряде предприятий в бухгалтерии созданы специальные отделы, отвечающие за работу с ними. Эти подразделения часто носят название "отделы расчетов с дебиторами и кредиторами".

Выбору партнеров в бизнесе со стороны руководителя и главного бухгалтера всегда уделяется особое внимание. Договор с ненадежным поставщиком или партнером - один из серьезнейших промахов, за который нередко жестоко расплачивается предприятие. За границей данную проблему стараются решать тремя способами:

всегда иметь дело только с постоянными и проверенными клиентами;

большинство договоров заключать с дополнительной подстраховкой в виде оговорок и специальных форм оплаты. При этом для защиты от возможных рисков привлекать страховые компании;

пользоваться платными услугами банков по предоставлению информации о финансовом состоянии предполагаемого партнера.

В России эта проблема в настоящее время стоит очень остро. Количество коммерческих мошенничеств и преступлений из года в год нарастает. Так, по данным МВД РФ, 217, наиболее распространенными способами коммерческих мошенничеств являются действия, связанные с получением и не возвратом кредитов. Эти данные за 1993-96 гг. представлены ниже на рис.2.1.

Осуществляются эти мошенничества чаще всего одним из двух традиционных способов: путем создания фиктивных предприятий или путем фальсификации документов.

См. графический объект "Рис.2.1. Рост количества коммерческих мошенничеств (КМ) в России в 1993-1996 гг."

Рис.2.1. Рост количества коммерческих мошенничеств (КМ) в России в 1993-1996 гг.

К сожалению, в России коммерческие банки практически не оказывают предприятиям информационной помощи о финансовом состоянии партнеров по бизнесу. При этом они и сами нередко становятся жертвами коммерческих мошенничеств. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру предприятия приходится в настоящее время вести себя осторожно не только с коммерческими предприятиями, но и с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Приходится полагаться, чаще всего, на свой опыт, свои знания и принимать решения исходя из неполной информации. Правда, государство обязывает банки и страховые компании проходить аудиторскую проверку и регулярно публиковать свои балансы и отчеты по доходам и расходам в открытой печати. Кроме того, в средствах информации нередко публикуются также разного рода оценки (рейтинги) этих финансовых организаций. Однако на практике часто встречаются случаи, когда предприятие попадает в чрезвычайно затруднительное положение из-за приостановления банками платежей с их расчетного счета вследствие собственной неплатежеспособности. Бухгалтеру целесообразно научиться разбираться в публикуемых оценках и использовать их для своей ориентации.

Для практического применения предложим простую методику выбора надежного партнера по бизнесу на основе публикуемых рейтингов.

2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу

В бухгалтерском учете, как и во многих областях человеческой деятельности, можно добиться реального уменьшения сроков и стоимости проведения работ за счет применения различных упрощенных методик, подходов и приемов, которые иногда бывают даже более эффективными и точными, нежели сложные и многодельные методы. В данном параграфе демонстрируется одна из таких методик. Она предназначена для рейтинговой оценки организации при принятии решения о заключении договора сотрудничества с ней.

Пусть опубликована рейтинговая таблица по показателям для организаций. По каждому из этих показателей конкретной организации присвоено определенное место . Поскольку у каждой организации по каждому конкретному показателю места могут быть совершенно разными, то выбрать оптимальный вариант не представляется возможным.

В оценке деятельности организации мы будем исходить не из конкретных показателей, а из цифр их ранжирования (расстановки) по каждому из показателей таблицы. Считая конкретное место каждой организации (среди организаций) по тому или иному показателю объективным значением, будем определять ее расстановку по всей совокупности показателей исходя из среднего значения мест, по формуле:

N

сумма M

i=1 i

КМО = —————————— (2.1)

N

где:

КМО - коэффициент места (объективный);

М - место организации в ранжировании по i-тому показателю.

i

Если по какому-либо (i-тому) показателю для конкретной организации в

таблице стоит прочерк (нет данных), то принимаем, М = T что (последнее место).

i

Очевидно, что чем меньше полученный по формуле (2.1) усредненный коэффициент места, тем партнер предпочтительнее для сотрудничества.

Для руководителей и главных бухгалтеров предприятий, которые разбираются в особенностях и тонкостях бизнеса того или иного типа финансовых организаций и имеющих свое субъективное суждение о степени важности того или иного показателя, можно предложить другой вариант расчета по следующей формуле:

N

сумма M х K

i=1 i i (2.2)

KMC = —————————————————

N

сумма K

i=1 i

где:

KMC - коэффициент места (субъективный);

K - коэффициент важности для субъекта того или иного показателя,

i

оцениваемый им в пределах значений 0 1,0.

Рассмотрим практический пример.

Пусть предприятию необходимо выбрать обслуживающий банк для открытия в нем расчетного счета. После просмотра рейтинговой таблицы, приведенной в средствах массовой информации для 100 крупнейших банков, оно наметило для анализа 8 следующих: Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, Альфа-банк, Башкредитбанк, НРБ, Гута-банк, АКБ "Ак барс". Каждому банку по каждому из 9-ти показателей (см. табл.2.1) присвоено соответствующее место. По формулам (2.1) и/или (2.2) определяются коэффициенты места данных банков, и предпочтение отдается тому, у которого этот коэффициент наименьший (см. табл.2.2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины (модуля) История бухгалтерского учета

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» является формирование у будущих специалистов знаний истории и закономерностей развития учета, стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории
  2. Учет расчетов по налогам и сборам на примере ОАО «Текстильмаш» 10

    Реферат
    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
  3. Пособие по написанию, оформлению и защите для студентов специальности 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит специализации 1-25 01 08-03 03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности

    Документ
    Современные тенденции в развитии национальной экономики Республики Беларусь требуют всемерного повышения качества теоретической и практической подготовки специалистов экономического профиля.
  4. Рабочая программа по дисциплине: опд. Ф. 09 Бухгалтерский учет и аудит

    Рабочая программа
    Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении.
  5. Рекомендации по совершенствованию учета денежных потоков 15 Анализ денежных потоков и пути их оптимизации в ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» 18

    Реферат
    приятия как самостоятельного объекта финансового управления еще не получила достаточного отражения не только в отечественной, но и в зарубежной денежный поток можно представить как систему «финансового кровообращения» хозяйственного

Другие похожие документы..