Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Достоверность и точность измерения угловых координат (УК) целей являются одними из важнейших требований, предъявляемых к бортовым радиолокационным си...полностью>>
'Документ'
Як кожна дитина, я в дитинстві мріяла бути то агрономом , то вихователем, то вчителем. Але коли у шостому класі ми почали вивчати географію, моя доля...полностью>>
'Реферат'
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог...полностью>>
'Элективный курс'
Курс по выбору «Мой выбор» является предпрофильным курсом и ориентирован на учащихся 8-9 классов. «Мой выбор» - неслучайное название. Проблема возрож...полностью>>

Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее Типовое положение о вузе); Федеральный государственный образовательный стандарт

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Ставропольской государственной медицинской академии по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование и профилю подготовки Логопедия представляет собой комплекс документов, разработанный и утверждённый вузом с учётом требований рынка труда и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавра по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия»

Нормативно-правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

Федеральные Законы РФ: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее – Типовое положение о ВУЗе);

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 года №49;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

- Устав вуза.

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата: формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утверждённый приказом Министерстве образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 года №49, а также с учетом потребностей рынка труда.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата: 4 года.

1.3.3. Трудоёмкость ООП бакалавриата: 240 зачётных единиц за весь период обучения.

1.4 Требования к абитуриенту

1.Абитуриент должен представить документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2.Абитуриент должен представить результаты государственного экзамена (ЕГЭ), признаваемые как результаты вступительных испытаний по следующим общеобразовательным предметам:

- русский язык;

- биология, профильный;

- математика.

3. Абитуриент сдаёт вступительные экзамены по русскому языку, биологии, математике, если он относится к следующим категориям граждан:

- имеющим среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2011 года;

- имеющим среднее профессиональное образование – при приёме для обучения бакалавриата соответствующего профиля;

- имеющим среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

(основание: Приказ Минобрнауки № 442 от 21 октября 2009 г. Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования; Правила приема в СтГМА на 2011 г.)

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

    коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная, исследовательская, культурно-просветительская.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

    Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

  • способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способен к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

  • способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеет одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готов к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способен использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

  • способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);

  • готов к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

    Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

  • способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОПК-3).

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готов к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

  • готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способен к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способен осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готов к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

  • в области исследовательской деятельности:

  • готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

  • способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

  • готов к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

  • способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • готов к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

  • способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Выпускник должен обладать следующими специальными профильными компетенциями (СК):

  • способностью к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1);

  • готовностью к использованию результатов диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (СК-2);

  • готовностью к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (СК-3);

  • готовностью к методически обоснованному ведению документации логопеда в различных институциональных условиях (СК-4);

  • готовностью к реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий (СК-5);

  • готовностью к проведению логопедических занятий с детьми с сочетанными нарушениями в развитии (СК-6).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия»

4.1. Годовой календарный учебный график ( прилагаются отдельно).

4.2. Учебный план подготовки бакалавра.

В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоёмкость дисциплин, модулей, практик в зачётных единицах, а также их общая и аудиторная трудоёмкость в часах.

В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность модулей и дисциплин с учётом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

Для каждой дисциплины, практики указываются виды учебной работы, формы промежуточной и итоговой аттестации.

(Учебный план подготовки бакалавра прилагается отдельно).

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

В ООП бакалавриата приведены рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента:

История

Философия

Экономика образования

Иностранный язык

Основы речевой культуры дефектолога

Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов

Основы научно-исследовательской деятельности

Нормативно-правовое обеспечение образования

Психолого-педагогический практикум

Социология

Основы социологии и политологии

Культурология

Культура и межкультурное взаимодействие в современных условиях

Математика и информатика

Информационные технологии в специальном образовании

Концепции современного естествознания

Основы педиатрии и гигиены

Профессиональная этика

Использование информационных технологий в учебном процессе

Интернет-технологии в образовании

Психология

Педагогика

Специальная педагогика

Специальная психология

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения

Невропатология

Психопатология

Основы нейрофизиологии и ВНД

Основы генетики

Клиника интеллектуальных нарушений

Русский язык с основами языкознания

Литература с основами литературоведения

Психолингвистика

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями

Технологии инклюзивного образования

Безопасность жизнедеятельности

Введение в специальность

Логопедия

Методика преподавания русского языка (спец.)

Методика преподавания литературы (спец.)

Методика преподавания математики (спец.)

Методика развития речи (спец.)

Методика преподавания изобразительной деятельности

Логопедические технологии

Логопсихология

Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Техника речи

Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению

Социальная адаптация, реабилитация и профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Формы логопедической работы

Методика формирования социально-нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ

Методы психокоррекции в дефектологии

Реабилитационные технологии в работе с детьми с ОВЗ

Практикум по нейро- и патопсиходиагностике

Практикум по артпедагогике и арттерапии

Психотерапия детских неврозов

Консультирование детей и взрослых с речевыми нарушениями

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи

Практикум по работе с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Основы олигофренопедагогики

Сравнительная специальная педагогика

Логопедическая ритмика

Коррекционная ритмика

Основы сурдопедагогики

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Онтогенез речевой деятельности

Онтолингвистика

Основы тифлопедагогики

Психология детей с нарушениями ЭВС и поведения

Физическая культура

(Рабочие программы учебных дисциплин прилагаются отдельно).

4.4. Программы учебной и производственной практик.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (педагогическая).

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты; или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

4.4.1. Программы учебных практик.

При реализации ООП предусматриваются следующие виды учебных практик:

- Ознакомительная логопедическая практика;

Учебная практика предполагает ведение дневника, отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

участвовать в проведении научных исследований;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях.

4.4.2.Программы производственной практики.

При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды производственной практики:

  • Логопедическая практика в дошкольном учреждении.

  • Логопедическая практика в лечебно-профилактическом учреждении

  • Логопедическая практика на школьном логопункте

  • Педагогическая практика в специальной (коррекционной) школе

  • Преддипломная практика

Педагогическая (производственная) практика предполагает ведение дневника, отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

(Программы практик прилагаются отдельно)

    4.4.3. Программа научно-исследовательской работы.

Разработана и реализуется покурсовая программа научно-исследовательской работы.

Первый курс

    Подготовка рефератов по актуальным проблемам научных дисциплин в соответствии с учебным планом.

Выполнение заданий учебно-поискового характера, решение нестандартных задач на практических занятиях по преподаваемым дисциплинам в соответствии с учебным планом УИРС.

Выполнение лабораторных работ с элементами научных исследований по преподаваемым дисциплинам в соответствии с учебным планом УИРС.

Участие студентов в работе научных кружков при кафедрах вуза.

Проведение предметных олимпиад, конкурсов по решению задач.

Участие студентов в учебно-исследовательских и научно-поисковых программах и студенческих конференциях вуза.

Посещение лекции по основам проведения научных исследований в вузе.

Второй курс

Реферирование научных статей (в том числе на иностранных языках) по проблематике научных тем и дисциплин кафедр в соответствии с учебным планом или планом научной работы кафедры.

Подготовка рефератов по учебной, научной проблематике в соответствии с учебным планом УИРС.

Выполнение курсовых работ (для гуманитарных факультетов) с элементами научных исследований.

Выполнение лабораторных работ с элементами научных исследований в соответствии с учебным планом УИРС.

Участие студентов в работе научных кружков и проблемных групп при кафедрах (по выбору).

Выступление студентов с докладами на студенческих научных конференциях.

Проведение предметных олимпиад, конкурсов по решению научных задач.

Третий курс.

Подготовка рефератов по научной проблематике преподаваемых дисциплин.

Выполнение учебно-исследовательской работы по преподаваемым дисциплинам.

Выполнение лабораторного практикума с единым комплексным заданием исследовательского характера в соответствии с учебным планом.

Участие студентов в работе научных кружков при кафедрах.

    Выполнение курсовых работ по преподаваемым дисциплинам (в том числе профилирующим) с элементами научных исследований.

Выступление студентов с докладами на внутривузовских и межвузовских научных студенческих конференциях.

Участие студентов в научных семинарах по тематике кафедр.

Проведение предметных олимпиад, конкурсов по решению задач между факультетами.

Участие студентов в зональных турах предметных олимпиад и конкурсов по общим дисциплинам.

Выполнение научно-исследовательской работы в период производственной практики.

Выдвижение лучших студенческих работ на конкурс, а студентов – на звание «Студент-исследователь»

Подготовка студентами статей для публикаций в студенческих научных журналах.

Четвёртый курс

    Выполнение учебно-исследовательской работы по спецдисциплинам в соответствии с учебным планом.

    Выполнение курсовой работы по профилирующим дисциплинам с исследовательским разделом.

    Участие в работе проблемных групп, научных кружков при естественнонаучных, гуманитарных и профилирующих кафедрах.

    Участие в работе научных семинаров на профилирующих кафедрах (спецсеминары).

    Выступление студентов с докладами на внутривузовских и межвузовских научных студенческих конференциях. Участие студентов в предметных олимпиадах, в зональных турах предметных олимпиад и конкурсов по специальности.

Выполнение научно-исследовательской работы в период производственной практики.

Выдвижение лучших студенческих работ на конкурс, а студентов-авторов – на звание «Студент-исследователь».

Подготовка студентами статей к публикации в студенческих научных журналах.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия» в вузе Ставропольская государственная медицинская академия

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методическим, информационным и материально-техническим обеспечением по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Реализация программ ООП обеспечивает доступ каждого студента к базам электронных данных в СтГМА, электронной библиотеке, учебно-методическим ресурсам, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, библиотечным фондам, обеспеченным по полному перечню дисциплин (модулей) ООП. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями, основной учебной литературой по дисциплинам за последние 5 лет, зарубежными и отечественными журналами педагогического направления.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система СтГМА обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого бакалавра к сети Интернет.

Мультимедийное оснащение образовательного процесса осуществляется за счет ресурсов видеотеки, аудиотеки базовых кафедр, а также лицензионных и разработанных преподавателями кафедры ЭУП (тренажеры, учебники, КИМы и др.)

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для бакалавра обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Кадровый потенциал

Реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по данной образовательной программе, составляет не менее 60%, ученую степень доктора наук, не менее 8% преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое высшее образование или ученую степень, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины. 60% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания.

К образовательному процессу привлечено 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных учреждений (2 имеют ученые степени кандидатов педагогических наук).

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

Под воспитательной средой в Ставропольской государственной медицинской академии понимается совокупность внутренних и внешних условий, ресурсов, обеспечивающих высокий эффект качества высшего профессионального дефектологического образования. Воспитательная среда медицинской академии представляет собой целостность двух структур: инновационной инфраструктуры, необходимой для формирования личности с инновационным - творческим мышлением, профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста, и совокупности инновационных условий воспитания студентов, связанных с включением их в разнообразные образовательные практики, отвечающие динамике общественного развития и потребностям успешной интеграции человека в общество.

Уровневыми характеристиками воспитательной среды в академии являются:

  • среда вуза как динамичная целостность, построенная на культурных и нравственных ценностях общества;

  • среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями, обладающими высоким воспитательным потенциалом;

  • среда вуза как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: среда факультета, среда кафедры, среда студенческой академической группы, среда студенческого сообщества по интересам;

  • высокоинтеллектуальная среда, содействующая приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку, где сообщество той или иной научной школы – одно из важнейших средств воспитания студентов;

  • среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия студентов и преподавателей, студентов друг с другом;

  • среда продвинутых информационно-коммуникационных технологий;

  • среда, открытая к сотрудничеству с работодателями, с различными социальными партнерами, в том числе с зарубежными;

Основными задачами планирования и организации воспитательной деятельности в Ставропольской государственной медицинской академии являются:

  • создание воспитательной среды, способствующей становлению саморегуляции, саморефлексии, самодетерминации специалиста;

  • создание условий для формирования способности к сотрудничеству, позитивной коммуникации, профессиональному ориентированию в условиях постоянно меняющихся жизненных ситуаций;

  • формирование профессионально-смыслового пространства способствующего развитию активности, творческого мышления молодых специалистов, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;

  • использование образовательных технологий, формирующих активную общественную, нравственно-познавательную и гражданскую позицию студента.

Условиями успешной реализации компонентов воспитательной работы выступают такие, как создание ресурсного фонда реализации воспитательной деятельности, создание системы связей с другими вузами и социальными партнерами по воспитанию студентов; создание необходимой нормативно-правовой базы; создание учебно-методической базы; наличие структурных подразделений, реализующих основные направления воспитательной деятельности; создание системы стимулирования деятельности преподавателей, занимающихся воспитанием студентов за пределами аудиторной нагрузки; решение кадровых вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой специалистов в области воспитания.

Факультеты, кафедры академии осуществляют воспитательную работу со студентами в соответствии с рекомендациями федеральных, региональных и внутривузовских документов. На факультетах достаточно активно развивается сеть проектных групп, разнообразных студенческих объединений - сообществ студентов и преподавателей (учебных, научных, общественных, производственных, клубных и др.);

Имеющаяся в академии информационно-коммуникационная среда позволяет реализовать воспитательную функцию основных образовательных программ, выполнение программ и проектов работы с молодежью, предусмотренных государственной молодежной политикой РФ. Организованы межфакультетские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности со студентами, координационная деятельность структурных подразделений института в вопросах воспитательной деятельности со студентами.

В академии разработаны: концепция и модель организации воспитательной деятельности, определяющей ее содержательный, организационно-управленческий, нормативно-правовой аспекты. Реализуются программы и проекты воспитательной деятельности, направленные на реализацию профессиональной и личностной культуры специалиста.

Система студенческого самоуправления представлена общественными организациями и объединениями: студенческий совет академии (факультетов), студенческий сектор профкома; студенческие советы общежитий; волонтерские студенческие группы; творческие студенческие группы (коллективы); спортивные студенческие объединения, создающие условия для успешной социализации студентов, формирования активного, самоуправляемого студенческого социума, в котором могут успешно реализовываться лидерские качества студенческой молодежи, формироваться их активная гражданская позиция и позитивное мировоззрение.

Воспитательная среда Ставропольской государственной медицинской академии в целом и факультета медико-биологического и гуманитарного образования в частности складывается из мероприятий, которые ориентированы на:

  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

  • воспитание нравственных качеств, развитие ориентации на общечеловеческие ценности;

  • привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

  • сохранение и приумножение традиций академии, формирование чувства академической солидарности и патриотического сознания;

  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия».

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, Уставом СтГМА и локальными нормативными документами СтГМА.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

По всем дисциплинам ООП разработаны: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерная тематика курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся. Для реализации ООП подготовки бакалавров разработаны: матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств; методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП; методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т.п.) и практикам).

Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В процессе обучения используются следующие виды контроля;

• устный опрос;

• письменные работы;

• контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Каждый из видов выделяется по способу выявления формируемых компетенций:

• в процессе беседы преподавателя и студента;

• в процессе создания и проверки письменных материалов;

• путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, а также обладает рядом функций:

Письменные работы позволяют экономить время преподавателя, проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.

Использование информационных технологий и систем обеспечивает:

• быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;

• возможность детально и персонифицированно представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

• формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;

• привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;

• возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

Формы контроля:

• собеседование; 

• коллоквиум;

• тест;

• контрольная работа;

• зачет;

• экзамен (по дисциплине, модулю,  а также ИГА);

• лабораторная, работа;

• эссе и иные творческие работы;

• реферат;

• отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов (НИРС);

• курсовая работа;

• выпускная квалификационная работа.

  Определенные компетенции приобретаются в процессе написания реферата, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).

Формы письменного контроля

Письменные работы могут включать:

тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по НИРС.

СтГМА обеспечивает гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся (балльно-рейтинговая система оценивания сформированных компетенций).

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и Государственный экзамен по Логопедии.

    7.2.1. Требования к выпускной квалификационной работе. (Представлена отдельно)

    7.2.2. Программа итогового Государственного экзамена (Представлена отдельно)

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

В СтГМА разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008, с учетом Типовой модели системы качества образовательного учреждения (СКОУ) и рекомендациями IWA2:2007.

В СтГМА в соответствии с требованиями международного стандарта

ИСО 9001:2008 разработана Политика в области качества, гарантирующая качество предоставляемых образовательных услуг и научно-исследовательских разработок.

Также разработаны и утверждены документы системы менеджмента качества, в том числе положения, документированные процедуры, информационные карты процессов, инструкции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по рыболовству (8)

    Основная образовательная программа
    Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, послевузовского образования; воспитательная и научно-исследовательская работа сертифицированы DQS и ГОСТ Р по ISO 9001:2008
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации (42)

    Документ
    Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования бакалавриата, реализуемая по направлению подготовки 100700.62 - Торговое дело (далее - ПООП) представляет собой систему документов, разработанную и
  3. Положение о порядке выборов декана факультета и заведующего кафедрой 40 положение

    Документ
    2. ПОЛОЖЕНИЕОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАВ БРЯНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКАИ.Г. ПЕТРОВСКОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ(КРЕДИТОВ) И БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ 72
  4. Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебно-методического пособия для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе»
  5. Основная образовательная программа 220400. 62 Управление в технических системах Уровень подготовки бакалавр

    Основная образовательная программа
    Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, послевузовского образования; воспитательная и научно-исследовательская работа сертифицированы DQS и ГОСТ Р по ISO 9001:2008

Другие похожие документы..