Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Некоммерческое партнерство «Партнерство содействия деятельности фирм, аккредитованных Российским обществом оценщиков», объединяющее более 450 юридичес...полностью>>
'Документ'
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащих...полностью>>
'Документ'
Виховна робота в школі спрямована на реалізацію Законів України «Про освіту» та державних національних програм. Проблема над якою працює педагогічний...полностью>>
'Документ'
В целях усиления влияния дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Фе...полностью>>

Www koob ru Р. С. Немов психология втрех книгах (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности'. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни, в действительности является сложной формой общения ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ речевых контактов ребенка этого возраста с окружающими людьми показывает, что речь им используется главным образом как средство коммуникации для налаживания сотрудничества с людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления. Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь опосредуется предметными действиями ребенка и практически еще не отделено от них.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка - ролевой. Главное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

Д. Б. Эльконин не пользовался понятием <ведущая форма общения>, введен-м нами ранее, поэтому, излагая его авторскую концепцию, мы будем употреблять нятие <ведущая деятельность> и применительно к общению.

п ' ическом развитии детей младшего школь-ВеДУЩУЮ роль в пс процессе учения происходит форми-ного возраста играет уис" У"- " ""

г,пь1Х и познавательных способностей: через рование интеллектуальп"' " , У

Учение в эти годы осреАСУя вся система отношении ребенка

пкпужяотшим вчпОСЛЫ" ЛЮДЬМИ. с окружающими взросл возникает и развивается трудовая

деяТте- Ф°Р-общения-интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных уЗнии детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к буд" профессиональной деятельности. Задача общения заключат < <"мнении и усвоении элементарных норм товамшества доужбы намечается разделение деловых

и пинх птнтпний кР закрепляется к старшему школьному И ЛИЧНЫХ ОТНОШеНИИ, К ппбрннптып пйптрния пппппть-пн явиа возрасту. ПримечательйОЯ осооенностью общения подростков явля

етсято что во всех его Ф наблюдается подчинение отношении

гвпрпбпячнпму кппрксу орарищества. Этот кодекс в наиболее общих своеооразному кодексу " и личные взаимоотношения сущест-чертах воспроизводит д' ' '

вующие между взрослым- -" ч возрасте процессы, начало которым было

полоТо"Р- "" ведущим-в разви- У Р взгляды на жизнь, на свое положение в школьников оазвиваютс"

' я профессиональное и личностное самоопре-обществе, осуществляет" '

деление, донина получила дальнейшее развитие в '

рабаТТ ельдшй- TР"" "Редставил боле детализиро-' данную Картину периоЛИ" Развития. Выглядит она

следующим образом, ребенка выделяются разные его ступени:' В процессе онтогене?" л - и фазы. Акцент делается на развитии лич-.

Ее становление и развитие ности, а не "ознавате д ступени на ступень. редставляется в виде п> ф, развития: от рождения Втениевеегодатства но делятся на три

да 10 " лет ДО от 3 до 10 лет от 10 до 17 лет. В свою этапа: от рождения до периода: 0-1 год, 1-3 года,;

10-15лет, 15-17

д ,ести выделенных периодов имеются три ста-тупи ""к-ю°11иесЯ "°" ведущей деятельности и внутрен-дии, характеризующиеся происходят в лич-ними преобразованиями.

"°Т' И Фельдштейн с' "Роессе социального развития прбрнка как личность проявляются определенные закономер-тия ребднка как лично социальной позиции личности.

рTходыТоог"оро РT" РУ" "РОИОДИТЬ перслиды иднши ""тельными качественными изменениями в

плавно и быстро, со зн периодов ребенок обычно личности. Во время пла>> г > г " V

не особенно задумывается над вопросом о том, каково его положение среди других людей и каким оно должно быть; при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти вопросы.

Внутри каждого периода процесс развития проходит через следующие три закономерно чередующиеся стадии:

1. Развитие определенной стороны деятельности.

2. Максимальная реализация, кульминация развития данного типа ведущей деятельности. '

3. Насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны (под разными сторонами деятельности имеются в виду ее предметный и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации мы его представляем, существуют два довольно выраженных резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как <кризис трех лет>, а второй - переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный как <кризис подросткового возраста>, или <кризис полового созревания>. Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность* которого зависит от того, насколько удачно будет преодолен кризис.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Ни одному явлению при изучении психологии развивающегося ребенка не уделялось столь пристального внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что речь и мышление составляют основу интеллекта, а проблема развития интересует ученых, в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию.

Л. С. Выготский был одним из первых, кто занялся глубоким изучением данной проблемы и обратил внимание на то, что мышление и речь, соединяясь друг с другом у взрослого человека, имеют в своем генезисе разные корни, длительную историю независимого существования л развития. Констатация этого факта, позволила, с одной стороны, провести ряд исследований, направленных на изучение коммуникативной функции речи, и выделить так называемые невербальные средства общения, которые играют существенную РОЛЬ в усвоении человеком языка и речи. С другой стороны, были обнаружены доречевые формы мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, появилась возможность не только судить об - интеллекте ребенка до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление в двух не менее значимых, чем вербальная, формах. благодаря этому стало возможным комплексное развитие интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственные способности ребенка.

Крик, лепет, даже первые слова ребенка являются стадиями в развитии речи, практически не связанными с интеллектом. На

цка является скорее эмоционально-экспрё этой ступени речь ребдд формой поведения, чем интеллектуал сивнои и коммуникатинд обмену чувствами. В течение перво ной, 'г. е. служит вырая-рд ясно обнаруживаются две указанно года жизни ребенка Уит-ие речи здесь только начинается и носЗ

.функции речи. Само раер. Вначале у ребенка формируется фо подготовительный араадывается довольно рано, задолго до то>

.матическии слух . Он Пользоваться речью и самостоятельно про как ребенок начинает щр ццкак не связан с мышлением, он 1 носить слова, 1акои сл.рдд и частично затрагивает память. носится к области восг возрасту, около двух лет, линии развит

Начиная с раннего дются и дают начало новой форме поведен мышления и речи сблляуд ц результате такого сближения растуЦ характерной для человд символическая функция речи. Ребенок му индивиду открывает важнейший психологический перелом, на< которого произошел эти активно расширять свой словарный зап нает самостоятельно иоД новой вещи вопрос: как это называете задавая по поводу >лцценне количества узнаваемых и произ Происходит быстрое у собой названия окружающих предме симых слов, выражаюд рц вступает в интеллектуальную ф) и явлении, и с этого мо' - а

своего развития. продолжает развиваться у ребенка

Внешняя сторона р слов, затем - к простой фра1 слова к сцеплению дв предложениям и, наконец, к связной ре' еще позже к сложнвд ряда мыслей - предложений. состоящей из разверн) дд своему значению первое лово - мор

Известно также, чт фраза, односложное предложение по сол ма ребенка есть целу ц развитии семантической стороны р жащемуся в нем смыс образом, с предложения и только позд ребенок начинает, такастцыми смысловыми единицами, значе переходит к овладениюцд мысль, слитно выраженную 1 ми отдельных слов, р цд рдд связанных между собой слове нословном предложенк

значении, ц американского лингвиста Н.Хомского

Под влиянием теора переориентация исследований в обл редине XX /в. произоидд речи. Вместо того чтобы изуать,1 психологии развития дные слова, исследователи сосреото ребенок заучивает отеках ребенка осознать и выделить пра1 свое внимание на поп Было замечено, что первое двухсло> порождения этих слое обладает структурой или грамматц высказывание ребенка

- (ичие .от других звуков мы характеризуем как речи

' Те звуки, которые в оарных, складываются слова, называются фон из .которых, как из элемего, всего несколько десятков, но их вполне достЯ В языке фонем не так уж сятки тысяч слов - то богатство, которое сост для того, чтобы 'породить 'з структура языка, не лингвистическая, а псих язык. Вторая, более сложриятии и порождении речи смыслообразующую 1 ческая, выполняющая в воинство морфем представляют сами слава и их цию, это - морфема. Болыются строительным материалом для конструир Слова, в свою очередь, яв,. фраз, предложений и тексты

отличной от речи взрослого. От двух до пяти лет дети в своем речевом развитии на пути к грамматике взрослых проходят через серию отчетливо выделяемых стадий, которые будут рассмотрены в одной из следующих глав.

Ребенок раньше овладевает сложной структурой придаточного предложения с союзами <потому что>, <несмотря на>, <так как>, <хотя>, чем смысловыми структурами, соответствующими этим синтаксическим формам. Грамматика в развитии речи ребенка явно идет впереди логики, что свидетельствует о том, что речь относительно поздно становится средством мышления. Семантический план речи, замечает Л, С. Выготский, есть только один из ее внутренних планов, связанных с мышлением. За ним открывается план внутренней речи, которая, собственно, и представляет собой речевое мышление. Однако внутренняя речь формируется у детей только в старшем дошкольном возрасте.

Особую линию в развитии мышления детей представляет та, которая характеризуется постепенным соединением мысли со словом и выступает сначала в виде внешнего, а затем внутреннего диалога человека, имеющего форму вопросов и ответов на них. Первые признаки - предпосылки развития диалогической формы общения между ребенком и взрослым - появляются к двухмесячному возрасту (эмоциональное общение-комплекс оживления). Взрослый, начиная разговаривать с ребенком в тот период жизни, когда ребенок еще не в состоянии говорить, стимулирует его познавательную активность и демонстрирует нужные формы поведения в диалоге, и эти формы поведения впоследствии усваиваются ребенком. В раннем возрасте ребенок начинает играть в диалоге активную роль, появляются первые его собственные вопросы. Содержание и характер этих вопросов обычно воспроизводят те, с которыми ранее взрослый обращался к ребенку еще в доречевой период его развития. Собственная речевая активность ребенка побуждает взрослого переходить на новый уровень вопросно-ответного диалога с ним, опережающего наличный уровень развития ребенка и тем самым стимулирующего его дальнейший рост.

Количество вопросов, которые взрослые задают детям, обычно превосходит число вопросов, которые взрослым задают сами дети. Усложнение системы вопросов идет следующим образом: характер предмета (кто?, что?), его местонахождение (где?), признаки (какой?), действия (что делает?), назначение (для чего?, зачем?), причина (почему?). Такая последовательность постановки вопросов углубляет любознательность ребенка, развивает его мышление и ориентировочно-исследовательскую активность. Через умелую и последовательно усложняющуюся постановку вопросов перед ребенком взрослый организует его мышление, систематизирует и углубляет знания о мире.

В дошкольном возрасте, от 2,5 до 6-7 лет, отмечается период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым (возраст <почемучек>). В это время в диалоге ребенка появля-2 Зак. 104 1

ется настойчивость, он непременно стремится добиться ответа на поставленный вопрос, демонстрирует собственное отношение к ответу, не всегда удовлетворяется полученным ответом взрослого и не обязательно соглашается с ним.

Здесь уже налицо то обстоятельство, что диалог перестал быть для ребенка формой общения и превратился в размышление с участием взрослого. Вопрос, обращенный к другому человеку, часто служит для ребенка средством уточнения собственной позиции, а .не только способом получения новой информации. К концу дошкольного детства внешний диалог превращается уже во внутренний. Признаком перехода внешнего диалога во внутренний является известный феномен детской эгоцентрической речи. В начале младшего школьного возраста происходит четкое разделение двух форм диалога: диалога как средства управления межличностным общением и диалога как средства организации индивидуального мышления. Вопросы участников диалога, адресованные друг другу, в данном случае вопросы взрослого к ребенку и ребенка ко взрослому, начинают .активизировать их мыслительные процессы и выполнять взаимно развивающую интеллектуальную функцию. Этому особенно способствуют вопросы типа <почему?>. <За вопросом в форме <почему> у младшего школьника стоит не просто любопытство... а обнаруженное противоречие между какими-то сложившимися представ-лениями>' . Ставя подобные вопросы перед взрослым, ребенок вместе с ним и с его помощью исследует возникшую проблемную ситуацию. Значительная часть детей этого возраста, около 20%, способна адресовать подобные вопросы самим себе, активизируя тем самым собственный внутренний диалог.

Далее появляются так называемые <вопросы-гипотезы>, которые в своем содержании несут предположительный, ответ на поставленный вопрос. Младший школьный возраст, от 6 до 9 лет, можно рассматривать как особо чувствительный, или сензитивный, к развитию способности ребенка выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно ее изучать.

Полностью или почти полностью диалог превращается во внутренний с переходом ребенка из младшего школьного в подростковый возраст. Количество вопросов, которое ребенок в этом возрасте задает взрослому, резко падает, зато значимо возрастает число, расширяется и углубляется содержание тех вопросов, которые подросток ставит перед самим собой.

Начальный период подросткового возраста можно рассматривать как своеобразный пик любознательности, которая в эти годы в отличие от дошкольного детства направлена уже на выяснение сущности вещей и явлений. Повышенная любознательность, однако, характеризует не всех детей, и их индивидуальные различия в этом отношении в .подростковом возрасте резко возрастают. Если Л. С. Выготскому и Н. Б. Шумаковой, чью точку зрения на

Развитие творческой активности школьников.--М., 1991.

процесс развития диалогической формы речи .мы только что рассмотрели, удалось проследить изменения речи вплоть до того момента, когда она становится средством мышления, то заслугой Ж- Пиаже, к изложению взглядов которого мы переходим, явилось детальное изучение развития мышления до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Как Л. С. Выготский в отношении речи, так и Ж. Пиаже в связи с мышлением пришел к выводу о том, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. На основе проведенных исследований Ж. Пиаже были выделены логические структуры мышления - операции, генезис которых составляет содержание стадий развития детского интеллекта.

Знания для Ж. Пиаже - это не сумма единиц информации и не состояние обладания ею со стороны индивида, а процесс. Нечто знать означает действовать в соответствии с имеющимися знаниями в уме или практически. Предметами познавательных действий могут стать реальные объекты, их образы, знаки и символы.

Основная цель разумного поведения или мышления человека - адаптация к окружающей среде. Способы такой адаптации Ж. Пиа-же называет схемами. Схема представляет собой повторяющуюся структуру или организацию действий в типичных ситуациях. Схема может состоять из самых простых движений, включать в себя достаточно сложные комплексы двигательных умений, навыков и умственных действий.

Операция - центральное понятие теории Ж. Пиаже, объясняющее процесс развития интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее важным свойством - обратимостью, которая заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок может вернуться к его началу путем совершения обратного ему действия. Операция - это обратимое действие. Такими обратимыми операциями, выполняемыми как в прямом, так и в обратном порядке, являются большинство парных математических операций. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями.

Основные механизмы, с помощью которых ребенок переходит с одной стадии развития на другую,- ассимиляция, аккомодация и равновесие. Ассимиляция - это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация - это стремление изменить сами умения и навыки соответственно изменившимся условиям. В результате аккомодации в психике и поведении вновь восстанавливается нарушенное равновесие, а несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действия снимается. За счет процессов ассимиляции, аккомодации и равновесия осуществляется когнитивное развитие детей. Эти процессы функционируют на протяжении всей жизни человека.

Когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, то возникают ригидность мышления и негибкость поведения. Когда аккомо-Дация превалирует над ассимиляцией, не формируются устойчивые, *

экономные приспособительные умственные действия и операции, а поведение становится непоследовательным и неорганизованным. Равновесие между этими процессами означает их оптимальное сочетание. Пока ассимиляция и аккомодация находятся в состоянии равновесия, можно говорить о разумном поведении; в противном случае оно утрачивается и теряет свои интеллектуальные свойства. Достижение фундаментального равновесия между ассимиляцией и аккомодацией - трудная задача, и ее решение зависит от уровня интеллектуального развития субъекта, от тех новых проблем, с которыми он сталкивается. Такое равновесие должно существовать на всех уровнях интеллектуального развития.

Ж. Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей: 1. Сенсомоторная стадия, от рождения ребенка до 18-24 ме-1 сяцев. 2. Дооперациональная стадия, от 18-24 месяцев до 7 лет.з 3. Стадия конкретных операций, от 7 лет до 12 лет. 4. Стадия фор-, мальных операций, после 12 лет. В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдаются определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.

К концу сенсомоторной стадии развития ребенок из существа, зависящего от наследственности, становится субъектом, способным к элементарным символическим действиям. Основная характеристика дооперациональной стадии - начало использования символов, в том числе слов. Ребенок употребляет их прежде всего в игре, в процессе: подражания. На этой стадии ему еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам. Однако; когда соответствующую задачу ребенку необходимо решать в конкретной ситуации, включающей реальные отношения людей, то уже дети примерно трехлетнего возраста неплохо справляются с ней, испытывая затруднения лишь в том случае, когда найденный принцип решения необходимо выразить в абстрактной, словесной форме. Можно поэтому предположить, что те трудности, с которыми в данном случае сталкивается ребенок, это трудности, обусловленные недостаточной развитостью речи.

На стадии конкретных операций ребенок обнаруживает способ-, ность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемы в соответствии с логическими правилами Дети, достигшие этог уровня развития, уже могут давать логические объяснения выпол няемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Они срав нительно легко справляются с задачами на сохранение (феномену Пиаже)'. Дети приходят к интуитивному пониманию двух важней ших логических принципов, которые выражаются отношениями

если А = В а В== С, то А = С, А+В== В+А Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуал> ного развития является способность ранжировать объекты по ка

Эти явления будут подробнее рассмотрены в следующих главах учебника.

кому-либо измеримому признаку, например по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Ребенок также уже понимает, что многие термины, выражающие отношения: меньше, короче, легче, выше и т. п., характеризуют не абсолютные, а относительные свойства объектов, т. е. такие их качества, которые проявляются у данных объектов лишь в отношении других объектов.

Дети этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять из них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые события.

На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает настоящие понятия, проявляет гибкость мышления, демонстрирует обратимость умственных операций и рассуждений. Характерная особенность этой стадии - способность рассуждать, пользуясь настоящими абстрактными понятиями. Другой существенной чертой данной стадии развития является системный поиск решения задач, при котором последовательно испытываются различные варианты решения, оценивается и взвешивается эффективность каждого варианта. В табл. 1 в обобщенном виде представлены основные стадии

Стадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже

Таблица

Название стадии развития и возраст детей, находящихся .на данной стадии.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5-2,0 лет)

Характеристика поведения и мышления детей, находящихся на данной стадии развития

2. Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет)

4- Стадия формальных операции (начиная с возраста около 12 лет)

Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств. Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видения явлений и вещей его глазами. Классификация объектов по отдельным, зачастую случайным признакам. Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет) , массы (возраст примерно 7 лет) и веса предметов (около 9 лет). Классификация объектов по отдельным существенным признакам. Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения). Формулирование и проверка предположений гипотетического характера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Www koob ru Р. С. Немов психология втрех книгах (2)

    Книга
    Эта, вторая книга учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений служит программным продолжением первой, вышедшей под названием «Общие основы психологии».
  2. Учебное пособие предназначено для студентов, а также для ас­пирантов и преподавателей экономических вузов

    Учебное пособие
    дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество (Фонд Сороса) и рамках

Другие похожие документы..