Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1.1. Настоящее Положение об организации отдыха, занятости и оздоровления детей в каникулярное время на территории муниципального образования «Междуре...полностью>>
'Пояснительная записка'
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подх...полностью>>
'Конкурс'
Назначить ответственными за организацию и проведение конкурса «Лучший публичный доклад» Антонову О.А., гл. специалиста отдела образования, Кузьмину С....полностью>>
'Документ'
2010ПРЕДИСЛОВИЕ Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема. Осколки драмы, унесшей в целом более 50 миллионов жизней, до сих пор пополняют музейны...полностью>>

Лекция №1 предпрофильная подготовка и профильное обучение

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция №1

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основные направления развития профильного обучения, сфор­мулированы в базовых государственных документах: Национальной доктрине обра­зования; «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-лет­ней школе»; Постановлении Правительства от 23.03.2001 г. № 224 «О прове­дении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; решениях коллегии МО РФ oт 10.01 2001 г. 1/1-2 «Об экспери­ментальном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ»; «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.»; «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Министерством образования РФ от 18.07.02 № 2783.

В декабре 2002 года в «Вестнике образования» была опубликована утвер­жденная Концепция, а также комментарии к концепции профильного обуче­ния, издание, кроме того, содержало разделы «Отечественный опыт профиль­ного обучения», «Профильное обучение в зарубежных странах», «Основы формирования содержания образования и базисного учебного плана для про­фильной школы».

Нормативными документами, определяющими проведение экспери­мента по введению профильного обучения учащихся в общеобразователь­ных учреждениях, яв­ляются:

□ Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения уча­щихся в общеобра­зовательных учреждениях, реализующих программы сред­него (полного) общего обра­зования».


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2003 г. №334

0 проведении эксперимента по введению профильного обучения уча­щихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования

В целях развития системы профильного обучения учащихся в общеобразо­вательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Принять предложение Министерства образования Российской Федерации, согласо­ванное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, о проведении в 2003/04, 2004/05 и 2005/06 учебных годах эксперимента по вве­дению профильного обучения учащихся в общеоб­разовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (далее име­нуется - эксперимент), для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда
и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии

2. Возложить на Министерство образования Российской Федерации и Рос­сийскую ака­демию образования научно-методическое обеспечение проведения эксперимента

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов Россий­ской Федерации и местных бюджетах необходи­мые средства для финансирования проводимых в подведомственных общеоб­разовательных учреждениях мероприятий, связанных с их участи­ем в экспе­рименте

4 Министерству образования Российской Федерации ежегодно, по оконча­нии учебного года, представлять в Правительство Российской Федерации док­лад о ходе эксперимента

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов

М


□ Приказ Минобразования России от 17.04.2003 №1652 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в экс­перименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году».

□ Приказ Министерства образования России от 26.06.2003 №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации ра­ботников образования в условиях введения профильного обучения», где определены основные направления эксперимента на 2003/2004 учебный грд.

□ Письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13-51-144/13 «О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образо­вания».

Также Министерство образования Российской Федерации разработало рекомен­дации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рам­ках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразователь­ных учреждениях на 2003/2004 учебный год от 20.08.2003 №ОЗ-51-157ин/13-ОЗ.

МО РФ и ИОСО РАО подготовлены научно-методические рекомендации «Экс­перимент совершенствование структуры и содержания общего образования. Профиль­ное обучение»; «Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе»; «Школьные перемены и научные подходы к обновлению общего среднего образования»; «На пути к профильному обучению в 12-летней школе» и др.

Кроме этих документов, авторы использовали материалы альтернативной «Кон­цепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект)», «Концепции эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования» ИОСО РАО.

Часть I. ПЕДАГОГИКА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере обра­зования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тен­денции мирового развития.Одним из направлений образовательной политики госу­дарства является модернизация системы образования

Возрастает роль образования также в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна вы­брать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повышение качества «человеческого капитала» являются усло­вием развития всех секторов российской экономики. На перспективные потребности экономики, которые заявят о себе через 5-15 лет, система образования должна реаги­ровать уже сейчас.

В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество «человеческого капитала» будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

Приоритетами образования для модернизации общества должны быть2.

  1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей -ответственность за собственное благосостояние и за состояние общества через освое­ние молодыми поколениями основных социальных практических умений в области экономических и социальных отношений

  2. Противодействие негативным социальным процессам, таким как распростра­нение алкоголизма, наркомании и криминала в молодежной среде, вытеснение асоци­ального поведения, борьба с беспризорностью

  3. Обеспечение социальной мобильности в обществе наиболее талантливых и ак­тивных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ро­лей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

4. Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занять центральное место работа по развитию коммуникативности через освоение информа­тики, иностранных языков, через межкультурное обучение.

5 Образование должно реализовать ресурс свободы, расширять поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный за­каз на образование не должен быть только по преимуществу заказом со стороны госу­дарства, а должен представлять сумму частных интересов семей и предприятий.

Для российской системы общего среднего образования характерны противоре­чия между.

  • содержанием общего среднего образования, практически сложившегося в иную социально-экономическую эпоху, и потребностями принципиального изменения каче­ства трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции,

  • образовательными потребностями молодых людей и их родителей и сущест­вующим спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в общеобразователь­ных школах,

  • многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требо­ваний проектов единого образовательного стандарта,

  • требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриен­тов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования

Одним из приоритетных направлений решения этих противоречий в условиях мо­дернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы. Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник при­знается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Правительство Российской Федерация в конце 2001 года утвердило «Концеп­цию модернизации российского образования на период до 2010 года». «Отечественная система образования, — отмечается в Концепции, — является важным фактором со­хранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования». В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готов­ность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответст­венность как за собственное благополучие, так и благополучие общества Важными целями образования должны стать

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации,

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой куль­туры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства),

•готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной де­
ятельности,

• толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и на­ходить содержательные компромиссы.

Поэтому в число главных приоритетов образовательной политики правительства на этом этапе включаются:

  1. Сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования, использование в этих целях богатей­шего опыта российской и советской школ.

  2. Формирование у школьников целостной системы знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания об­разования.

  3. Ориентация деятельности всей системы образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Успешному практическому осуществлению этих глобальных задач призвано спо­собствовать и введение в классах старшей ступени обучения профильной дифферен­циации (фуркации) образования, то есть организации в общеобразовательных школах обучения учащихся старшей ступени по разделенным учебным планам (уклонам: гума­нитарному, физико-математическому и др.), предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющим им сосредо­точивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, со­ответствующих избранному профилю образования.

Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранно­му профилю более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Из сказанного следует, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессио­нальным образованием.

1.1. Профильное обучение старших школьников за рубежом и в дореволюционной России5

Зарубежный опыт профильного обучения

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Фин­ляндии, Норвегии. Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной обще­образовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «ака­демический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «про­фессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию, то есть в основной школе.

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обу­чения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариатив­ность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различ­ных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и поже­лания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Следует заметить, что вопрос о дифференциации обучения в средней школе, или фуркации, как это принято было называть ранее, не нов, он имеет более чем столетнюю историю. Впервые фуркация была введена во Франции в 1852 году. В традиционной, унаследованной от прошлого системе образования получили развитие школы, в кото­рых преподавались классические языки, литература и другие аспекты культурного на­следия древнего мира и которые ввиду этого назывались «классическими школами», «грамматическими школами», или «гимназиями». Эти школы не готовили своих учени­ков ни к труду в развивающейся промышленности, ни к управлению ею. Их цель за­ключалась в том, чтобы дать образование, отвечавшее гуманистическим идеалам эпохи Возрождения, и они не отвечали потребностям ни церкви, ни буржуазии.

События последующих двух столетий - буржуазные революции, такие как Вели­кая французская революция и первые промышленные революции, например, в Англии в начале XX века, - выхолостили в известной степени гуманистическую направленность классических школ. Классическое образование того времени было несовместимо с по­требностью в «современном реальном» образовании, которое частично было введено в начальных школах. Однако средние школы, ориентированные на классическое образо­вание, продолжали существовать параллельно со средними (реальными) школами, спе­циализировавшимися в преподавании естественных наук и новых языков. В конце кон­цов борьба, длившаяся практически на протяжении всего XIX столетия, привела к воз­никновению нового типа средней общеобразовательной школы, сочетавшей классиче­ское, естественнонаучное и математическое образование. Эти школы получили разные названия как новые, так и существовавшие ранее: грамматические школы, гимназии, колледжи, лицеи, средние школы, средние общеобразовательные школы и т.д.

В конце XIX века дети посещали начальную школу до 11 лет, причем последний год был решающим. На этом этапе происходил процесс отбора, позволяющий распре­делять их по разным типам школ: профессиональным - двух типов. Первый тип (школы ученичества) предназначался для удовлетворения потребностей торговли и производст­ва в индустриальном обществе. Второй тип (средние технические, коммерческие и др.) обеспечивали наряду с промышленностью и торговлей подготовку кадров для много­численных государственных и частных учреждений. Эти школы считались тупиковы­ми, поскольку они не давали общего образования. Существовал еще один тип школ, ко­торые давали общеобразовательную практическую подготовку с целью создания более «просвещенного» класса промышленных рабочих, мелких служащих, домохозяек и т.п. Они являлись продолжением начальных школ, но также не имели статуса средней шко­лы. Наиболее строгие требования предъявлялись к поступавшим в среднюю общеобра­зовательную школу. Курс обучения в них продолжался восемь лет. Они готовили учащихся не к труду, а к поступлению в университет. Отсюда их названия «академиче­ские», «классические», «теоретические» и т.д.

В начале XX столетия существовали все упомянутые типы школ, в которых имел место процесс дифференциации обучения. Их основными характерными чертами были следующие: отсутствие единообразия, дуализм (два основных учебных потока' обще­образовательный и профессионально-технический); отсутствие демократии (неодина­ковые требования в различных школах и неравные возможности для продолжения об­разования), отбор (по социальному положению).

Эти недостатки традиционной системы образования были подвергнуты резкой критике перед первой мировой войной и особенно - в период между войнами. Однако серьезно к этой критике стали относиться лишь спустя несколько десятилетий. Только в 70-х годах бьши приняты конкретные меры, которые привели к созданию новых систем образования, в том числе к введению основ дифференциации обучения.

К 70 годам XX века дифференциация среднего образования имела место в 33 го­сударствах за рубежом. Фуркация применялась и в дореволюционной русской средней школе на протяжении 65 лет. Не удивительно, что вопрос об основах дифференциации обучения постоянно вызывает интерес со стороны педагогической общественности и, в частности, к конкретным его формам в нашей стране и за рубежом.

Практически дифференциация в государствах за рубежом осуществлялась двумя путями:

  • или в виде создания различных типов средней общеобразовательной школы, не только отличающихся своими учебными планами, но и предоставляющих оканчивающим школу разные возможности дальнейшего образования в высшей школе;

  • или в виде разделения каждой школы на ряд отделений с особым учебным пла­ном для каждого из них.

Первый вариант нашел отражение в средних школах Италии, ФРГ, Австрии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Аргентине и др. Средние школы этих стран (гимназии, лицеи, колледжи) разделены на два типа: классические и реальные. В ФРГ - это гимна­зии классические, новых языков, естественно-математические и экономические. В Ав­стрии, кроме классических и реальных, были созданы реальные училища и особые средние школы для девочек. В этих странах дифференциация осуществлялась на про­тяжении всего срока обучения в средней школе (от 4 до 9 лет).

Второй вариант нашел отражение в 20 государствах, в том числе в США, Японии, Индонезии. В Англии, Франции и Люксембурге бьши созданы как различные типы средних школ, так и разделение каждой из них на отделения или профили. В отмечен­ных государствах фуркация осуществлялась в течение различных сроков, с разным чис­лом отделений и имела неодинаковую степень ее углубленности. Сроки колебались от одного года до семи лет, а число отделений - от двух до семи.

В выпускном классе фуркация была введена в Тунисе и Доминиканской респуб­лике; в двух последних классах, соответственно, в Англии, Израиле, Португалии, Мек­сике. Аргентине, Венесуэле, Бирме, Египте и др.; в трех старших классах в Швеции, Японии, Иране, Сирии и др.; в четырех старших классах в США, Канаде, отчасти в Японии (в классах без отрыва от производства). Через весь курс средней школы фурка­ция была введена в Индонезии (6 классов) и во Франции (7 лет)

Более половины государств создали в школах по два отделения. Как правило, это естественнонаучное или естественно-математическое и гуманитарное отделения. Одна­ко в Бирме в школах образовались техническое и сельскохозяйственное отделения, на Филиппинах - академическое и профессиональное; в Бразилии — классическое и реальное; в Аргентине - общеобразовательное и педагогическое; в Люксембурге в класси­ческих лицеях были созданы отделения древних и новых языков. В Англии получили развитие грамматические школы с тремя отделениями (с естественно-математическим, гуманитарным и экономическим отделениями) и технические школы с отделениями: коммерческими, строительными и математическими. В Швеции в последних трех клас­сах гимназий были введены три профиля с двумя потоками в каждом из них; латинский профиль с потоками математическим и биологическим и общий профиль с потоками общественным и языковедческим (3 современных языка).

В Иране были созданы гуманитарные, естественнонаучные и математические от­деления. В Индонезии в VII-IX классах были определены следующие профили: литера­турный, физико-математический и коммерческий, а в X-XII классах - литературный, физико-математический и экономический.

В Японии наибольшее распространение получили четыре профиля: общеобразо­вательный, коммерческо-технический, торгового мореходства, иностранных языков. Во Франции в первых двух классах были введены два направления: классический и естест­венно-математический. В третьем классе на классическом отделении были введены еще два профиля (с древнегреческим языком и без него). В V-VI классах были введены уже 7—8 профилей с разным числом часов на языки, математические и естественнонаучные дисциплины: введено также техническое отделение. В VII выпускном классе, готовя­щем в вузы, три отделения: естественнонаучное, математическое и философское.

Особо следует отметить развитие профильного обучения в школах США. В 1- III классах все предметы учебного плана являются обязательными для всех учащихся. Па­раллельные классы комплектуются по «способностям» с большим и всё нарастающим разрывом в объеме учебного материла различных потоков. В IX -XII классах был введен элективный принцип, т.е. выбор предметов по системе «очков» (не менее 16 очков). В школах были введены профили: академический, готовящий к поступлению в вузы, практический, готовящий к трудовой деятельности, и общий, дающий общеобразова­тельную подготовку в ограниченном объеме.

Практические профили были подразделены на сельскохозяйственный, промыш­ленный, торговый и домоводства. В состав 16 очков вошли общеобязательные предме­ты: предметы обязательные для данного профиля и предметы по выбору. Общеобяза­тельными предметами стали английский язык и литература, история США и граждановедение. физкультура и гигиена, а также курс математики в IX классе. - все они в раз­ном объеме и в зависимости от профиля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О т ч ё т об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в моу сош пос. Новоколхозное в 2010-2011 учебном году

    Документ
    Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
  2. Методические рекомендации «психологическое сопровождение самоопределения учащихся в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения» Введение

    Методические рекомендации
    Радикальные изменения, происходящие в экономической, политической и общественной жизни современного российского общества, сопровождаются существенными сдвигами в сознании и мироощущении людей.
  3. Значение элективных курсов по математике в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Документ
    Мы живём в период серьёзных изменений в системе образования. Эти изменения заявлены в «концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  4. Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Введение в историю»

    Программа
    Приложение 1. Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Введение в историю». Автор-составитель О.В. Савинова, ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.
  5. Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «ссср в период «перестройки»

    Программа
    Приложение 5. Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «СССР в период «перестройки». Автор-составитель Е.В. Толмачева, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 37 г.

Другие похожие документы..