Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Виклад першого питання варто розпочати з визначення соціології як науки, пояснення походження терміну “соціологія”. Термін “соціологія” є похідним ві...полностью>>
'Документ'
Раньше я не думала всерьез о смерти, хотя за последние месяцы поводов было предостаточно. Даже когда подобные мысли приходили в голову, я и представит...полностью>>
'Методические рекомендации'
Настоящее пособие является переработкой изданного "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атм...полностью>>
'Пояснительная записка'
Воскресная православная школа при Благовещенском храме г. Вольска Саратовской епархии. Авторская программа для дошкольного и младшего школьного возра...полностью>>

Предпрофильная подготовка

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Если курс выбрало учащихся меньше, чем может обучаться в одной группе, целесообразно отложить преподавание этого курса на время после следующего выбора.

  • Если какой-либо курс выбрали учащиеся числом, соответствующим двум группам, лучше не ставить эти две группы параллельно в рамках одной серии курсов, следует наполнить эту группу теми учениками, которые дают более высокий приоритет данному курсу и вернуться к этому курсу после следующего выбора учащихся.

  • По возможности следует направлять ученика на изучение того курса, который для него является более приоритетным.

  • Если выбор небольшого числа учащихся принципиально отличается от выбора большинства учащихся школы, разумнее сразу после первого выбора провести переговоры с другим общеобразовательным учреждением о включении этих учащихся в группы, работающие на его базе.

  • Если во время четвертого выбора удовлетворить запрос нескольких учащихся не представляется возможным (это может случиться только в сельских территориях, если во всех близлежащих образовательных учреждениях не нашлось 10 человек, выбравших этот курс), следует предварительно обсудить ситуацию с учащимся во время консультации, чтобы он выбрал другой курс из перечня возможных, и лишь затем вносить его в список той группы, о которой была достигнута договоренность.

    В течение года отдельный курс МОЖЕТ преподаваться столько раз, сколько это вызывается организационной необходимостью.

    Следует помнить, что при организации преподавания предпрофильных курсов контингент учащихся является ресурсом, который позволяет увеличить разнообразие курсов. Поэтому школы, испытывающие дефицит этого ресурса, ДОЛЖНЫ его восполнить либо на основе сетевого взаимодействия (тогда как единый контингент рассматриваются учащиеся всех школ сети), либо на основе двусторонних отношений оказания услуг по реализации предпрофильных курсов другим образовательным учреждением.

    На основе опыта школ – региональных экспериментальных площадок по теме «Апробация организационных моделей предпрофильной подготовки» можно сделать следующие выводы:

    • Школы, имеющие 1-2 девятых класса, нуждаются в объединении контингентов с другими школами уже после первого (единичный случай – после второго) выбора учащихся.

    • Школы, имеющие 3 девятых класса, нуждаются в объединении контингентов с другими школами после второго выбора учащихся.

    • Школы, имеющие 4-5 девятых класса, нуждаются в объединении контингентов с другими школами реже после третьего чаще после четвертого выбора учащихся.

    • Школы, имеющие 6 девятых классов, практически не нуждаются в объединении контингентов с другими школами, лишь после четвертого выбора учащихся они направляют несколько учеников в группы, организованные на базе других школ.

    Сроки осуществления предложения и выбора

    Начало реализации предпрофильных курсов

    При определении сроков реализации предпрофильных курсов следует учитывать такие обстоятельства, как:

    • перед началом реализации курсов первого выбора ДОЛЖНА пройти кампания по представлению курсов учащимся, получению информации об их выборе, а также составлено расписание;

    • ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы перед кампанией по представлению курсов прошло хотя бы одно мероприятие по информированию учащихся.

    Поэтому начало реализации предпрофильных курсов может быть отнесено на период не позже 1 октября, но не раньше 15 сентября.

    Синхронизация реализации предпрофильных курсов

    Образовательное учреждение НЕ ДОЛЖНО начинать следующую (вторую, третью, четвертую) кампанию по выбору учащимися предпрофильных курсов до тех пор, пока последний курс, выбранный в предыдущую кампанию, не завершился.

    Образовательное учреждение НЕ ИМЕЕТ ПРАВА организовывать процесс таким образом, чтобы ученик осваивал два обязательных предпрофильных курса по выбору параллельно.

    Проведение кампании по выбору курсов учащимися требует не менее 7 и не более 10 дней. Поэтому преподавание предпрофильных курсов не является непрерывным процессом.

    Таким образом, можно рекомендовать образовательному учреждению организовать освоение учащимися 1 курса в первой четверти, 1 курса - во второй четверти и 2 курсов - в третьей четверти.

    Завершение реализации предпрофильных курсов

    Последняя четверть у девятиклассников обычно занята особенно интенсивной подготовкой к экзаменам, и все действия, не связанные с этой задачей, могут быть восприняты как помеха. Поэтому администрации школы лучше распределить учебное время так, чтобы освоение предпрофильных курсов закончилось в период не позже 1 мая.

    При этом следует помнить, что предпрофильные курсы создают контекст для всего процесса предпрофильной подготовки и не могут быть предельно уплотнены во времени. Поэтому завершение реализации предпрофильных курсов может быть отнесено на период не раньше двадцатых чисел марта (завершения третьей четверти).

    Приложения: 3. Примеры предложений образовательного учреждения учащимся.

    4. Формат опросного листа.

    5. Анкета по выбору предпрофильного курса.

    6. Примеры распределения учащихся по группам.

    Отдельные организационные вопросы преподавания предпрофильных курсов

    Расписание

    Предпрофильные элективные курсы входят в обязательную нагрузку учащихся и поэтому планируются в рамках расписания.

    Организационной единицей является группа сменного состава, а не класс. Поэтому время, отводимое на предпрофильные курсы, должно:

    • либо быть общим для всей параллели 9-х классов,

    • либо быть отведено в конце учебного дня, чтобы не занятые на том или ином курсе учащиеся могли покинуть школу.

    Программы большинства предпрофильных курсов предполагают, что на некоторые практические занятия или экскурсии необходимо больше времени, чем стандартный урок (от 2 до 4 часов). Это следует учитывать при составлении расписания.

    Кроме того, сроки реализации программ не совпадают с протяженностью учебного года, поэтому отвести на них два часа каждую учебную неделю не представляется возможным.

    Также следует помнить, что многим образовательным учреждениям придется реализовывать предпрофильные курсы в рамках сетевого взаимодействия. Это означает, что расписание курсов предпрофильной подготовки следует согласовывать со школами-партнерами.

    Решение о конкретном способе включения предпрофильных курсов в расписание принимает администрация образовательного учреждения.

    В качестве совета можно заметить, что чем сложнее организация какого-либо мероприятия, тем больше оснований отделить его во времени от других мероприятий, чтобы не проводить синхронизацию еще и с ними. Наиболее сложным организационно будет составление расписания для школ, работающих в рамках сетевого взаимодействия.

    В качестве одного из вариантов предлагается рассмотреть выделение одного дня в неделю, на который будет отнесена нагрузка по предпрофильным курсам. Такой день будет повторяться в расписании через несколько недель (например, через две недели на третью – 6 часов). Следует заметить, что таким днем не может быть суббота, поскольку предприятия и организации, на которые предусмотрены экскурсии или прохождение практикумов в этот день, не работают.

    Чтобы у учащихся не было слишком большого перерыва в освоении предпрофильных курсов, можно поставить такой день через неделю, отнеся на него также все остальные формы образовательного процесса, не связанные с рамками класса: преподавание модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности», проектную деятельность учащихся, индивидуальные консультации и курсы по выбору.

    В этом случае администратору при формировании расписания можно сделать только две версии недельного расписания: с днем индивидуально-групповых занятий и без дня индивидуально-групповых занятий и менять что-то только в расписании этого одного дня, если возникает такая необходимость.

    Исполнители и их ответственность

    Учитель, преподающий предпрофильный курс

    Отвечает:

    • за освоение содержания программы курса учащимися,

    • проведение текущего и итогового контроля освоения программы,

    • разработку рабочей программы на основе рамочной,

    • организацию экскурсий и социальных практик за пределами школы для учащихся в рамках реализации программы курса.

    Назначается \ принимается на работу:

    • работник данного образовательного учреждения: приказом директора образовательного учреждения после каждой серии выбора учащихся на срок реализации программы предпрофильного курса;

    • приглашенный специалист: приказом директора образовательного учреждения после каждой серии выбора учащихся; приказ издается на основании договора о возмездном оказании услуг.

    Тарифицируется:

    • тем же приказом за счет часов учебного плана, отведенных на предпрофильные курсы и показанных в начале года как условные вакансии.

    Подотчетен:

    • члену администрации, курирующему предпрофильную подготовку (в том числе, если курс ведется для учащихся нескольких школ, связанных отношениями сетевого взаимодействия).

    Администратор, курирующий предпрофильную подготовку

    Отвечает:

    • за формирование предложения курсов учащимся,

    • за обеспечение процедуры выбора учащихся,

    • за формирование групп сменного состава,

    • за контроль качества преподавания предпрофильных курсов (в случае модели сетевого взаимодействия – реализуемых на базе его образовательного учреждения),

    • за решение общих вопросов взаимодействия с социальными партнерами, на базе которых проводятся экскурсии и практикумы в рамках реализации предпрофильных курсов.

    Назначается:

    • приказом директора школы об изменении функциональных обязанностей (должностной инструкции) на неопределенный срок.

    Подотчетен:

    • директору образовательного учреждения.

    Классный руководитель 9-го класса

    Обеспечивает:

    • заполнение учащимися анкет (опросных листов) по выбору курсов и передачу их администратору, курирующему предпрофильную подготовку.

    Консультант, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение

    Обеспечивает:

    • внесение информации о выборе учащегося в его индивидуальную карту и принимает ее к сведению для проведения консультации.

    За составление расписания курсов отвечает:

    • администратор, ответственный за составление расписания школы (или диспетчер расписания), если курсы «вписаны» в канву учебных дней,

    • администратор, курирующий предпрофильную подготовку или администратор, ответственный за составление расписания школы (или диспетчер расписания), если курсы проводятся в день индивидуально-групповой работы,

    • координатор сети, если курсы осваиваются смешанным контингентом из нескольких школ.

    Документация и отчетность

    По каждому курсу преподаватель ведет страницу в отдельном журнале (журнал индивидуально-групповой работы), куда записывает темы, даты и часы, а также выставляет отметки в соответствии с результатами промежуточного и итогового контроля по курсу.

    Отчет о прохождении программы и успеваемости учащихся учитель сдает по форме, принятой для подобных отчетов в данном образовательном учреждении.

    Образовательное учреждение (сеть образовательных учреждений) самостоятельно определяет формат отметки учащегося: дифференцированная оценка или зачет \ незачет.

    Итоговая отметка по курсу выставляется в ведомость, расположенную в классном журнале, за ту четверть, в которой завершилось преподавание данного предпрофильного курса.

    Наименования предпрофильных курсов, освоенных учащимся, вносятся в список освоенных курсов по выбору во второй части аттестата об основном общем образовании. Основанием для внесения курса в этот список является зачет или положительная оценка по курсу.

    О локальных актах школы см. методические рекомендации «Организационное обеспечение предпрофильной подготовки».

    Заключение

    На что следует обратить особенное внимание

    • Главная задача предпрофильного курса – познакомить учащегося с определенным типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью. Это НЕ академические курсы. Это ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ и ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ курсы.

    • Содержание предпрофильного курса задается одной из РАМОЧНЫХ ПРОГРАММ, рекомендованных к применению министерством образования и науки Самарской области и раскрывается и конкретизируется учителем в рабочей программе.

    • Образовательное учреждение должно предложить учащимся для выбора набор курсов, охватывающий ВСЕ возможные сочетания видов деятельности и объектов воздействия.

    • Учащийся ДОЛЖЕН СОВЕРШАТЬ ВЫБОР ЧЕТЫРЕ РАЗА в учебном году, выбирая в первый раз четыре курса, во второй – три курса, в третий – два курса, в четвертый – один курс.

    • Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

    • Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой первоначальный выбор в ходе очередной кампании по выбору.

    • До третьей серии курсов включительно ученик НЕ ДОЛЖЕН быть направлен на изучение курса, который он не выбирал. При этом он МОЖЕТ быть направлен на изучение курса, приоритет которого для ученика не первый.

    • Образовательное учреждение НЕ ИМЕЕТ ПРАВА организовывать процесс таким образом, чтобы ученик осваивал два обязательных предпрофильных курса по выбору параллельно или начинать одну кампанию по выбору, пока не закончились курсы, выбранные в рамках предшествующей кампании.

    • ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием реализации предпрофильных курсов является посещение рабочих мест тех специалистов, с деятельностью которых знакомит данный курс, приглашение этих специалистов для разговора с учащимися.

    • Выбирая четыре предпрофильных курса на протяжении учебного года, учащийся может попробовать себя в самых РАЗНЫХ видах и сферах деятельности.

    • Администрации школы следует позаботиться о том, чтобы ОТНОШЕНИЕ к предпрофильным курсам в школе (как среди учащихся, так и среди педагогов) было столь же ответственным, как и к любому уроку.

    С чего начать?

    В первую очередь администрация вместе с педагогическим коллективом должна определить, какие программы предпрофильных курсов из числа рекомендованных могут быть реализованы силами данного образовательного учреждения, и соотнести эти курсы с таблицей «Виды и сферы деятельности».

    В случае если не все ячейки таблицы закрыты предложением образовательного учреждения, администрация должна определить другие способы реализации предпрофильных курсов (сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, партнерство с учреждениями дополнительного и профессионального образования и т.п.).

    До начала учебного года педагоги, которые будут вести предпрофильные курсы, должны:

    • разработать рабочую программу на основе рамочной программы,

    • внести предложения администрации по установлению контактов с теми или иными субъектами внешней среды,

    • сделать администрации заявку на материально-техническое обеспечение курса.

    До начала учебного года администрация должна:

    • достигнуть принципиальных договоренностей по поводу ресурсов со всеми субъектами внешней среды (например: с другими школами о сетевом взаимодействии, с учреждениями начального \ среднего профессионального или дополнительного образования о проведении курсов на их базе силами их педагогов или педагогов школы, с производствами, предприятиями, учреждениями - об экскурсиях и т.п.),

    • обеспечить соответствие материальной базы планируемым практическим занятиям,

    • подготовить кампанию по предложению курсов учащимся.

    Приложение 1

    Список рамочных программ предпрофильных курсов, актуальных на 01.04.2005 года

    Название
    программы


    Вид деятельности

    Сфера деятельности

    Азбука журналистики

    проектирование \ изобретательство

    человек – знаковые системы

    творчество

    производство (товара \ услуги)

    управление

    человек – человек

    Азбука продаж

    производство (товара \ услуги)

    человек – человек

    Бизнес-курс за школьной партой

    управление

    человек – знаковые системы

    исследование

    человек – человек

    проектирование \ изобретательство

    производство (товара \ услуги)

    Ветеринария служит людям

    производство (товара \ услуги)

    человек – окружающий мир

    исследование

    Видеооператор. Оператор видеомонтажа

    производство (товара \ услуги)

    человек –
    материальный объект

    творчество

    Деревообработка

    производство (товара \ услуги)

    человек –
    материальный объект

    Индустрия общественного питания

    производство (товара \ услуги)

    человек –
    материальный объект

    человек – человек

    исследование

    человек –
    материальный объект

    Компьютерная графика и дизайн

    производство (товара \ услуги)

    человек – художественный образ

    человек – знаковые системы

    проектирование \ изобретательство

    Курс юного спасателя

    управление

    человек – человек

    человек – окружающая среда

    Медицина – наука прошлого, будущего и настоящего

    производство (товара \ услуги)

    человек – окружающий мир

    человек – человек

    исследование

    Металлообработка

    производство (товара \ услуги)

    человек –
    материальный объект

    Металлообработка: проектирование продукции и технологий

    проектирование \ изобретательство

    человек –
    материальный объект

    Мой салон красоты

    производство (товара \ услуги)

    человек – человек

    проектирование \ изобретательство

    человек –
    материальный объект

    Работа с
    информацией

    производство (товара \ услуги)

    человек – знаковые системы

    исследование

    человек – знаковые системы

    Растениеводство

    производство (товара \ услуги)

    человек – окружающая среда

    исследование

    человек – окружающая среда

    Режиссура эстрадных представлений

    творчество

    человек – художественный образ

    управление

    человек – человек

    Современная отделка квартиры

    производство (товара \ услуги)

    человек –
    материальный объект

    Современные направления в дизайне

    проектирование \ изобретательство

    человек –
    материальный объект

    творчество

    человек –
    материальный объект,

    человек – знаковые системы,
    человек – художественный образ,
    человек – окружающая среда

    Транспорт

    производство (товара \ услуги)

    человек –
    материальный объект

    управление

    Туристический
    бизнес

    производство (товара \ услуги)

    человек – человек

    Управление офисом

    управление

    человек –
    материальный объект

    человек – человек

    Химическая лаборатория

    исследование

    человек – окружающая среда

    Художественная обработка материалов

    производство (товара \ услуги)

    человек – художественный образ

    человек –
    материальный объект

    творчество

    человек –
    материальный объект

    Школа юного организатора досуга

    производство (товара \ услуги)

    управление

    проектирование \ изобретательство

    человек – человек

    Юридическая профессия в современном мире

    производство (товара \ услуги)

    человек – человек

    Приложение 2



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения на территории Юго- восточного образовательного округа, который проходил с 1 октября по 15 ноября 2011 года

      Документ
      Учащиеся моего 9 класса приняли самое активное участие в фестивале «Радуга профессий», проводимого в рамках реализации предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения на территории Юго- Восточного образовательного округа, который
    2. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки

      Анализ
      Выбор формы дальнейшего обучения (в том числе его профиля) \ решение о трудоустройстве является для девятиклассников одной из первых серьезных жизненных задач, требующих максимально ответственного подхода.
    3. Лекция №1 предпрофильная подготовка и профильное обучение

      Лекция
      Основные направления развития профильного обучения, сфор­мулированы в базовых государственных документах: Национальной доктрине обра­зования; «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-лет­ней школе»; Постановлении
    4. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке (2003-04 уч г.) Москва

      Документ
      Рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Минобразования России «Отработка основных направлений реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (включая организацию предпрофильной подготовки
    5. Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

      Методические рекомендации
      Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.

    Другие похожие документы..