Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В проблеме рукости много загадок и непонятного [1,2,3]. Леворукость варьирует в разных популяциях: по одной сводке—от 1 до 18%, по другой—от 1 до 30%...полностью>>
'Документ'
В Сахалинском государственном университете для повышения эффективности подготовки студентов направления «Нефтегазовое дело» в учебный процесс по дисц...полностью>>
'Документ'
1. Внести до пункту 13 Положення про порядок призначення та надання населенню субсидій для відшкодування витрат на оплату житлово-комунальних послуг,...полностью>>
'Курс лекций'
Динамика процесса отражает обстоятельства, что осознанное поведение индивида преломляется через призму навязанных ему социальных стереотипов, и реализ...полностью>>

Элективные курсы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

русский ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

Саратов 2008

УДК 373.5.016

ББК 74.264

Э 45

Рецензент: Волков А.А., заведующий кафедрой филологического образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Материалы сборника изданы в авторской редакции.

Э 45 Элективные курсы (русский язык, литература) /Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2008. – 232 с.

ISBN 978-5-9758-0754-0

В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», проводимого в 2008 году. Данное пособие поможет не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении.

Материалы сборника позволят организовать предпрофильную подготовку и профильное обучение по учебным предметам «Русский язык», «Литература» в 9-11 классах общеобразовательной школы.

Элективные курсы направлены на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности.

Выпуск данного издания осуществляется

при участии министерства образования Саратовской области на средства областной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2008 годы

ISBN 978-5-9758-0754-0

УДК 373.5.016

ББК 74.264

Печатается по решению экспертного научно-методического совета

при министерстве образования Саратовской области

© Министерство образования Саратовской области, 2008

© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Кутявина И.Г. Современная отечественная литература. Русский постмодерн 1960-2000 г.г. …………………………………………………….

4

Бармин А.В. История русского стихосложения………………………………

12

Селезнева О.К. Православные традиции в русской литературе XX века……

20

Авдевнина О.Ю. Основы речевого мастерства………………………………..

25

Сторожева Т.Ю. Волга в русской литературе…………………………………

55

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Кусяпкулова В.А. Анализ текста……………………………………………..

90

Громова В.И. Создай свой имидж…………………………………………….

127

СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

РУССКИЙ ПОСТМОДЕРН 1960-2000 гг.

Кутявина Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «РКГ» г. Саратова

Пояснительная записка.

Отечественная литература конца XX века – начала XXI века характеризуется сосуществованием в едином культурном пространстве разных направлений и течений. Одним из самых ярких культурных явлений в литературном процессе последних десятилетий является постмодернизм. Предлагаемый курс знакомит учащихся с русским прозаическим постмодернизмом, с новыми принципами мировосприятия в художественной литературе и рассчитан на учащихся 11 классов.

Цель: углубить знания по современной русской литературе, повысить интерес к гуманитарному образованию.

Задачи:

- анализ постмодернистских тенденций в современном искусстве на фоне и в сопоставлении с традиционными направлениями развития русской литературы;

- развитие навыков текстовой работы;

- совершенствование умений вести диалог, аргументировать собственную позицию в процессе дискуссии.

Новизна курса обусловлена новизной исследуемого материала. Поскольку проблема русского литературного постмодернизма конца XX – начала XXI века – одна из интереснейших и спорных проблем современного литературного процесса.

Организация учебной деятельности предполагает следующие особенности:

- проблемное изложение и изучение материала, выделение ключевых вопросов. Проблемный характер их рассмотрения; создание открытых познавательн6ых ситуаций;

- самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся в процессе подготовки индивидуальных сообщений, докладов, выступлений на семинарах, конференциях, круглых столах должна преобладать над лекционной формой сообщения новых знаний.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование творческих способностей учащихся и основных учебных и коммуникативных компетенций в предмете:

В области предметной компетенции учащиеся овладевают способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ литературного материала. Соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исследуемого материала, выявление причинно-следственных связей);

- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации, учатся в реальном взаимодействии воспринимать точку зрения, отличную от собственной, аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения.

Курс рассчитан на 34 часа.

Учебно-тематический план.

п/п

Название темы

Всего

часов

В том числе

Контроль

лекции

практ.

занятия

Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма.

3

1

1

Входная диагностика

Литературный процесс в новых экономических условиях.

1

1

Крушение культурных табу (запретов) стирание границ между высокой и массовой литературой.

1

1

«Альтернативная культура» (1960-1980-е годы). Андеграунд.

2

2

Проза вымысла, или fiction-проза.

1

1

«Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма.

3

1

2

Сочинение-рассуждение

«Пушкинский дом» Андрея Битова (версия и вариант русского постмодерна).

2

1

1

«Новый автобиографизм» Сергея Довлатова.

2

1

1

Творческая лаборатория

Ироничная и литературоцентричная проза Вячеслава Пьецуха.

3

1

2

Новейшая русская поэзия: иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, поэзия имиджа, неоклассическая поэзия. Творчество И. Талькова.

4

1

2

Защита рефератов

11.

Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра» (1992).

3

1

2

12.

Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой.

3

1

1

Семинар

13.

Технология «мрака» в прозе Людмилы Петрушевской.

2

1

1

14.

Поэзия Иосифа Бродского.

3

1

1

Семинар.

Анализ стихотворения

15.

Презентация творческих работ: рефератов, докладов, исследований.

1

Защита презентаций

Всего:

34

16

14

4

Содержание программы.

Тема 1. Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма.

Понятие постмодернизма. Причины возникновения постмодернизма на Западе и в России. Начало русского постмодернизма. Статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе» – манифест «новой литературы». Три этапа развития постмодернизма в России:

период становления (конец 60-х - 70-е годы) – (Андрей Битов «Пушкинский дом» (1964-1971), Венедикт Ерофеев, Саша Соколов, Иосиф Бродский, Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов);

период утверждения русского постмодернизма как литературного направления (70-е - 80-е годы) - (Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Вл. Сорокин, Михаил Берг);

период легализации (конец 80-х - 90-е годы) – (Тимур Кибиров, Вл. Друк, Иосиф Бродский, В. Кривулин, Дмитрий Пригов, В. Коркия, Вл. Сорокин, Л. Петрушевская, В. Пелевин и др.).

Поиски синтеза между искусством и массовой культурой.

К/р: входная диагностика для измерения уровня обученности.

Тема 2. Литературный процесс в новых экономических условиях.

Возрождение института меценатства. Учреждение в России Букеровской премии (1992). Российские букераты.

Тема 3. Крушение культурных табу (запретов). Стирание границ между высокой и массовой литературой.

Произведения Тимура Кибирова, Виктора Ерофеева – употребление обсценной (ненормативной лексики).

Адрей Саломатов «Синдром Кандинского» (1994) – обсуждение в литературе проблем наркотиков.

Евгений Харитонов «Слезы на цветах» (1994) – о сексуальных меньшинствах.

Тема 4. «Альтернативная культура» (1960-е - 1980-е годы). Андеграунд.

Существование вне официальной культуры как «второй культуры», «другой литературы»: «Тамиздат» (публикация произведений за пределами СССР), «Самиздат» (самодельные рукописные или напечатанные на машинке книги, альманахи). Альманахи: «Метрополь» (1978-1979), «Эпсилон-салон» (1985-1989); журналы: «Синтаксис», «37», «Часы», «Антология советской патологии» (1962), полулегальное «подвально-кухонное» существование.

Тема 5. Проза вымысла, или fiction-проза.

Фантазийная литература, «сменные сказки». Изобретение новых абсолютно неправдоподобных, художественных реальностей.

Fiction-литература пятого измерения, создающая виртуальные художественные миры - квазигеографические и псевдоисторические.

Тема 6. «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма.

Черты поэтики реалистического романа. Вопрос о новом типе героя (негерой, конформист, социально пассивный, но достаточно умный, наблюдательный и проницательный, образованный и эрудированный, весьма ироничный). Юродство, шутовство героя, скрывающее за собой мученичество. Пьяница в романе Ерофеева как воплощение русского фольклорного дурака, доброго, благодушного, сердечного, кроткого, мягкого, незлобивого, отзывчивого. Отсутствие авторской оценочности.

Вопрос жанра: поэма, роман-анекдот, роман-исповедь, поэма-странствие, роман-путешествие, авантюрный роман. Образ дороги (пути) как основной композиционный и сюжетообразующий прием. Система образов в романе Ерофеева. Законы драматургической организации текста (диалогизм).

Манера, стиль и язык повествования.

«Москва – Петушки» – переход от духовного учительства русской классики к безудержной игре постмодернизма.

Творческая мастерская.

Сочинение-рассуждение по роману «Москва - Петушки».

Тема 7. «Пушкинский дом» Андрея Битова (версия и вариант русского постмодерна). Сложность, изящность, интеллектуальная изощренность построения романа. Утонченность и изысканность текста (использование множества поэтических приемов, метафор, символов). Смысл названия романа (имя Пушкина как символ свободы выбора, свободы слова, свободы самовыражения, свободы творчества). Пушкинский дом - вся Россия. Проблема национального своеобразия, попытка обозначить самобытность характера героев. Пушкинский дом - русская литература.

Роль эпиграфов.

Мотивы зеркальности, двойничества и множественности как заместители мотива невоплощенности героя. Образы игры, действа, представления, маски, роли, театра, маскарада, сценария и декораций в романе.

Тема 8. Проза Сергея Довлатова.

«Театральный реализм» или «бытовой артистизм» непревзойденного в современной литературе стилиста Довлатова, который считал, что «цель художества - художество». Позиция автора и соотношение образов автора и героя. Автор как рассказчик.

Рассказ и новелла, небольшая повесть со свернутым сюжетом, а нередко и просто анекдот или афоризм - основные жанры довлатовской прозы.

Герой Довлатова - не только «простой человек», но такой как все. Автор и герой в прозе Довлатова равноправны. Довлатов создал в литературе театр одного рассказчика.

Норма и абсурд – два полярных понятия, создающие смысловое напряжение довлатовской прозы («…мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда…»). «Заповедник».

Бесконфликтность прозы Довлатова. «Нулевой градус письма».

Позиция автора и героя в мире Довлатова. С. Довлатов – родоначальник одного из течений постреализма «нового автобиографизма». Поиск компромисса между абсурдом действительности и устоявшейся жизненной нормой, между литературой и действительностью. Отсутствие «положительных» и «отрицательных» героев. Отказ от трагической традиции и утешительного пафоса русской литературы.

Творческая лаборатория. Изобразительно-выразительные средства языка в рассказе С. Довлатова «Когда-то мы жили в горах».

Тема 9. Ироничная и литературоцентричная проза Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Пьецух – один из ярких представителей «иронического авангарда» в новой литературе. Тотальная ироничность – определяющий принцип этой прозы. Фантасмагория абсурд современного существования - предмет пристального внимания «иронистов», исходный материал – сниженные образцы классической русской литературы, опора повествования – анекдот, основа сюжета - парадокс.

Тема 10. Новейшая русская поэзия: иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, поэзия имиджа, неоклассическая поэзия.

Московский неформальный клуб «Поэзия» (1986) (Юрий Арабов, Евгений Бунимович, Вл. Друн, А. Еременко, И. Иртеньев, Нина Искренко, Виктор Коркия).

Четкая гражданская поэзия и ирония, адресованная советскому обывателю. Поэзия «потерянного поколения». Творчество поэта и композитора И. Талькова.

Соц-арт – художественный способ разрушения культуры социалистического реализма путем ее концептуального переосмысления, разложения этой культуры на составляющие ее элементы: лозунги, культурные мифы и разговорные клише советской эпохи, или концепты (Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров «Любовь, комсомол и весна», Вл. Сорокин). Имидж Д.А. Пригова. Образы «маленького человека» и «великого русского поэта».

Поэтика «всеядности». Использование вещей не по назначению, строительство из чужого материала – принцип концептуализма. Лев Рубинштейн. Жанр картотеки. Попытка исследовать феномен стереотипного мышления.

Минимализм-поэзия минимального авторского присутствия и воздействия. Поэзия живой речи Всеволода Некрасова – реакция на фальшь казенной советской литературы. Поэзия, сосредоточенная на языковых играх, на поисках новых приемов художественной выразительности.

Поэзия имиджа: творческая деятельность митьков.

Неоклассическая поэзия. Метареалистическая поэзия Ольги Седаковой, Виктора Кривулина. Метареализм – интеллектуальная поэзия. Новая попытка создания сакральной поэтической речи. Попытка воссоздания реальности, обретения единомирия в его гармонии физического и духовного, «здешнего» и «потустороннего».

Творческая лаборатория. Семинар по новейшей русской поэзии. Выходная диагностика: защита рефератов.

Тема 11. Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра» (1992).

Антифантастика. Открытие фальшивой, фантомной природы советской реальности, фальшь системы, проникающая даже в космос.

Своеобразие ранних рассказов пелевина: стройность сюжетно-композиционной организации, удивительные простота формы и чистота стиля, гармония формы и содержания.

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по повести

В. Пелевина «Омон Ра» и его анализ.

Тема 12. Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой.

Татьяна Толстая – ещё один представитель неканонической литературы 80-90 гг. Вечные проблемы в прозе Толстой, понимание добра и зла в современном мире. Герой прозы Толстой – «маленький человек», остающийся душевным человеком, со светом в душе, с теплотой и добротой в сердце при всей своей обыденности, заурядности, внешней простоте.

Метафора – главное орудие Толстой.

«Любишь – не любишь», «На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей», «Факир». Сказочность, праздничность, яркость в необычных, неожиданных сравнениях и метафорах.

Творческая лаборатория. Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору).

Тема 13. Технология «мрака» в прозе Людмилы Петрушевской.

Герои произведений Петрушевской - «маленькие» люди, замученные жизнью, обманутые судьбой, нередко герои с притупленными чувствами, живущие как под наркозом, без ярко выраженных эмоций.

Один из ведущих мотивов творчества Петрушевской - мотив одиночества, отстранённости от жизни. Эта ситуационная проза; это драма положений

Тема 14. Поэзия Иосифа Бродского.

Лауреат Нобелевской премии (1987). Виртуозное владение стихом, служение «поэзии ради поэзии». Обилие цитат, аллюзий (намеков на известное литературное произведение или историческое событие), ассоциаций, скрытых ссылок на великих предшественников.

Творческая лаборатория. Анализ стихотворения

И. Бродского (по выбору).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Элективный курс (1)

    Элективный курс
  2. Элективный курс (2)

    Элективный курс
    Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли
  3. Элективные курсы образовательной области «филология»

    Конкурс
    По итогам конкурса учебных материалов для обеспечения занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе, проведенного Минобразованием России, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) издал сборник
  4. Элективный курс по выбору «Как быть востребованным на рынке труда в эпоху информационных технологий» (1)

    Элективный курс
    сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
  5. Элективный курс по астрономии

    Элективный курс
    Основы исследовательской деятельности учащихся по астрономии. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
  6. Элективные курсы е. В. Саплина, А. Э. Безносов, О. Н. Мельникова, О. Н. Орлова

    Документ
    Важнейшей составляющей предпрофильной подготовки и профильного обучения являются курсы по выбору учащихся — элективы. Одни из них со­здают условия для того, чтобы ученик утвердился в избранном направлении дальнейшего обучения или

Другие похожие документы..