Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Руководство для медсестер, осуществляющих медсестринское консультирование в целях формирования доверительных отношений с низкомотивированными пациент...полностью>>
'Документ'
Кризис, разразившийся в России в начале 90-х годов 20 века, потребовал новых подходов к обучению и воспитанию. Встал вопрос о формировании индивидуал...полностью>>
'Документ'
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации по...полностью>>
'Документ'
Учетная политика АКБ «Инвестторгбанк» (далее по тексту – Банка) определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения...полностью>>

Развитие психики в детско-юношеском возрасте

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОНТОГЕНЕЗ

1.1. Что в психике человека меняется в течение жизни

Изменения, которые происходят с психикой человека в течение его жизни, представляют собой развитие психики.

Детско-юношеская психология описывает развитие индивидуальной психики от ее появления до наступления зрелости.

Описание развития психики представляет собой:

1. Построение понятий, описывающих изменения психики, типичных для преобладающего числа людей (более близкие правила).

2. Построение структуры из нескольких уровней этих понятий, отражающей сущность развития психики (более дальние правила).

Сущность развития психики – механизм, по которому изменения, происходящие в индивидуальной психике человека, приспосабливают его к окружающей среде. Описание развития психики означает описание причин (”движущих сил”), которые вызывают изменения психики, поскольку эволюционный смысл психики (одна из необходимых причин ее существования) - приспособление биологического вида и индивида к окружающей его среде.

Первый компонент детской психологии представляет собой огромное количество экспериментальных исследований, осуществляемые постоянно психологами и педагогами во всем мире, и описываемые ежемесячно в тысячах научных журналах и отдельных публикациях.

Второй компонент детской психологии представляет собой небольшое колиичество теорий, в которых высказываются предположения о причинах и приспособительном значении развития психики.

У этих теорий есть некоторые интересные особенности:

1. Их количество невелико. Это общеизвестные теории Жана Пиаже, Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона, “культурно-историческая” теория, бихейвиоризм, и еще несколько.

2. Эти теории весьма не новые: все они сформулированы 50-100 лет назад.

3. Ни одна из этих теорий не объясняет всех экспериментальных (и наблюдаемых) фактов, имеющих отношение к изменениям психики. Есть факты, которые нельзя объяснить всеми теориями, а только одной (или некоторыми) из них. Это означает, что каждая из этих теории в некоторой степени противоречит остальным. Т.е. если принять какую-нибудь из них верной, из этого логически проистекает, что остальные неверны.

4. Любая из этих теорий внутренне противоречива. Это означает, что если принять один из ее компонентов верным, из этого логически проистекает, что принимаем некоторые из остальных компонентов как неверные.

Поскольку сегодня не существует общепринятой теории, объясняющей сущность психического развития, и к выводам любой из существующих можно высказать аргументированные возражения, в современном содержании детско-юношеской психологии присутствуют все теории, а каждый, кто знакомится с развитием психики, оценивает самостоятельно их соответствие действительности.

Эти особенности теорий развития психики неслучайны. Их причина – специфика объекта психологии (психики), которая предопределяет трудности ее исследования.

Трудность исследования психики, со своей стороны, предопределяет уровень наших знаний о ней, о котором можно единственно мечтать, чтобы был выше.

1.2. Особенности индивидуального развития психики

Особенности индивидуального развития психики вытекают из особенностей ее объекта – психики человека.

Психика имеет свойства одновременно двух самых общих категорий (понятий, познавательных схем, концептов, когнитивных схем, когнитивных карт, паттернов, гештальтов), доступных человеку. Вот они:

- относительное отсутствие изменений (одинаковость чего-нибудь с чем-нибудь);

- относительное наличие изменений (разница между чем-нибудь и чем-нибудь другим).

(Эти две самые общие категории относительны, поскольку если что-нибудь с чем-нибудь одинаково, из это все еще не означает, что обе они вместе одинаково не изменяются по отношению к чему-нибудь третьему. Наоборот, это всегда именно так. Отсутствие и наличие изменений взаимно дополняют друг друга до одного постоянного /единого/ значения, т.е. всегда представлены вместе в соотношении /степени/, т.е. чем в большей степени представлена одна из этих реальностей, тем в меньшей степени представлена вторая, т.е. степень наличия одной из них в точной мере /однозначно/ соответствует степени наличия второй, т.е. они соответствуют друг другу, т.е. они едины, т.е. между ними есть что-то еще более Общее. Это, в частности, сказывается в том, что мы в состоянии назвать одну из этих реальностей единственно используя название другой, и никаким другим образом, т.е. это не определения, а описания /последовательности/, поскольку не знаем постоянного /единого/ значения, вычитание из которого величины одной реальности определяет величину другой. Например, один и тот же стакан можно описать двумя разными на первый взгляд утверждениями – что он заполнен на треть, и что он на две трети пустой – но оба утверждения будут абсолютно равноценно, однозначно и окончательно /до конца/ описывать одно и то же - степень его заполненности до постоянного объема стакана. /В частности, поведение человека, которое он осуществил, является полным, однозначным и окончательным описанием поведения, которого он не осуществил, дополняющего его до одного постоянного значения ./. Поэтому, в частности, в этой книге, чтобы описать одно и то же изменение психики, везде, где это под силу, к описанию возможной степени реальности его существования добавлено описание возможной степени не-реальности его существования).

Более общего понятия, чем психика, у человека нет.

Поетому психику нельзя определить понятием (вычитать из этого более общего понятия одно ее конкретное значение, и определить другое ее конкретное значение). Психика имеет только две свойства: меняться и не меняться, причем все время обе одновременно. Психика не имеет ни одного из свойств других объектов, кроме этих двух. Причем эти свойства две условно, поскольку по сути представляют собой одно и то же свойство: меняться в большей или в меньшей степени соответствия чему-нибудь одному. Более общий объект, компонентом которого гипотетически могла была бы быть психика, должен был бы иметь еще меньше свойств чем психика (т.е. меньше чем одно свойство), или какое-то неотносительное (абсолютное) свойство - или за некоторое время совсем не меняться, или за некоторое время меняться независимо без соответствия ни одному другому объекту. Такого (таких) известных человеку объектов, однако, нет.

Из этого следует, что понятия, отражающие психику, не расположены в единой логической структуре (в которой более конкретные понятия определяются более общими, и в соответствии с этим следствия логически проистекают из причин), как это имеет место в некоторой степени в естественно-научных дисциплинах (например, в математике, физике, химии, биологии).

Это означает, что в своем современном виде в психологии нет описания причин, из-за которых существует и меняется психика. Современная психология представляет собой описание некоторого количества зарегистрированных (наблюдаемых, исследованных) следствий этих причин (которые, отметим, несомненно существуют, в /смысле причин/). Поэтому главные аргументы в поддержку одного или другого вывода в современной психологии – это паралогические связи типа “очевидно”, “наблюдается”, “исследования показывают”, “можно допустить”, “как-бы”, “сильно напоминает”, “похоже”, “различается”, просто кавычки, и т.д. (эта книга, в частности, не является исключением из этого правила).

Отсюда логично проистекает другая особенность психологии, а именно, что одни и те же понятия используются с отличающимся значением в различных теоретических конструкциях, и отдельными исследователями. Это так, поскольку нет общепринятого мнения относительно психики. Например:

- Нет общепринятого (единого, одного) понимания (понятия) сущности реальности “психика”:

Иллюстрация. Попробуем дать ответ на несколько не очень сложных вопросах:

В какой момент жизни человека появляется его психика?

В момент, когда человек находится без сознания (например из-за травмы), есть ли у него психика?

Во время сна без снов (что, согласимся, случается) есть ли у человека психика?

Все ли компоненты условного рефлекса являются компонентами психики? Если да, какие из них; если нет – какие из них?

- Нет общепринятого понимания сущности компонентов и качеств психики: сознания, мышления, эмоций, памяти:

Иллюстрация. Попробуем дать ответ на еще несколько несложных вопросах:

В какой момент жизни человека появляется его память (в смысле когда она есть, а когда ее нет)?

В какой момент жизни появляется сознание?

В какой момент жизни появляется мышление?

Голод – ощущение, восприятие, чувство, или эмоция?

Чем отличаются чувства от эмоций?

В многих языках для означения разных компонетов психики используется одно и то же слово, а для означения одного и того же компонента психики используются разные слова. (Например в русском языке словом “чувство” одновременно означаются и “ощущения”, и “эмоции”; примеров второму не счесть).

Очевидно непросто описать изменения чего-нибудь, о чем неизвестно что оно собственно представляет и что представляют собой его компоненты.

Несмотря на это, люди заметили большое количество связей (относительные соответствия) между изменениями окружающей среды и изменениями психики, а также между изменениями одних качеств психики и изменениями других ее качеств. Эти связи в целом представляют собой описание развития психики, т.е. объем понятия “индивидуальное развитие психики”.

В этой книге нет логично построенной структуры понятий о психике, также как и нет ответов на вопросы, которые люди задают себе уже 5000 лет.

В ней представлены некоторые из самых очевидных (и принимаемых за таковых) закономерностей (правил), связанных с изменением психики человека в течение его жизни, и их последовательность.

Понятия использованы в их возможно самом общеупотребительном значении, а стремление было тем из них, для которых нет достаточно общепринятого значения, предложить определение, соответствующее в возможной максимальной степени здравому смыслу.

Поэтому многие из представленных дальше понятий не следуют логично из представленных до этого, а во многом “интуитивны” из за бесспорного несоответствия человеческого знания окружающей действительности, что, естественно, не исключает полностью возможность их верности (адекватности) в какой-нибудь степени.

Так или иначе, ответственность за любое утверждение, если специально не оговорено и в соответствии с этим принята другими людьми, является личной.

1.3. Соответствие между нервными и психическими процессами.

Психика – природный приспособительный механизм животных поиска, обнаружения, регистрации и изменения объектов окружающей среды (это не определение психики, а одно из ее описаний).

Функционирование психики происходит на основе функционирования нервной системы.

Нервная система управляет процессом приспособления (выживания) индивида в окружающей среде.

Это она осуществляет изменяя деятельность (функционирование) всех систем индивида: опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной, и т.д.

Чтобы результатом (следствием) деятельности (т.е. поведения) индивида был приспособительный эффект, структура нервной системы должна в максимальной степени соответствовать структуре окружающей ee среды.

Чтобы поведение индивида соответствовало в максимальной степени структуре окружающей среды, структура окружающей среды должна быть отражена (что-нибудь, соответствующее ей, должно существовать в структуре индивида до осуществления поведения).

Вещественная структура индивида, соответствующая (отражающая) структуре окружающей среды – это биоэлектрохимические процессы, протекающие между компонентами нервной системы (нервными клетками), и специфическая конфигурация связей между нервными клетками.

Нервная система – одна из самых сложных и неисследованных структур Вселенной. При очевидном прямом соответствии между нервными и психическими процессами (без наличия опосредующих уровней), их связь настолько неясна, что еще нет возможности исследовать и описывать ее. Этот факт выражается в том, что изучение нервной системы и психики при очевидной прямой связи между ними осуществляется отдельными областями человеческого знания (физиологией и анатомией нервной деятельности, и психологией), т.е. изучаются только связанные объекты отдельно один от другого и отдельными людьми, но не их связь (т.е. каким изменениям одного объекта соответствуют изменения другого), т.е. исследование пока ведется с обоих концов, и находится там же. Конечно, так будет, может быть, не всегда.

Но пока это так, приходится только строить догадки (предположения, гипотезы) о сущности этой связи.

1.3.1. Место психики в психике.

Некоторые психологи направляют свои усилия главным образом строить догадки относительно существования таких связей между нервной системой и психикой, о которых все еще абсолютно ничего не известно (такие связи, несоменно, существуют). Новое знание, однако, всегда построено из уже существующих знаний, поскольку человеческое знание расположено слоями (понятиями). Искать неизвестное знание, между которым и известным расположено тоже неизвестное знание, означает строить догадки на основе догадок (гипотезы на основе гипотез). Это неблагодарное дело, а сами догадки – неубедительны. Все немножко грешим этим, но разная степень неубедительности догадок этих психологов еще больше убеждает их продолжать их строить, потому что они очень упрямые. Главную свою гипотезу о существовании связей между нервной системой и психикой эти психологи называют подсознанием (что-то предполагаемое, загадочное, являющееся и неявляющееся одновременно и последовательно частью психики, вещества нервной системы и окружающей среды, по мере практических надобностей), а самих себя называют психоаналитиками.

Другие психологи, наоборот, направляют свои усилия главным образом строить догадки на основе существующих знаний о структуре среды, окружавшей индивида и его предшествующих поколений, и ее связи с структурой и изменениями психики во время его жизни. Эти психологи не стремятся исследовать вещество нервной системы, хотя разумно предполагают, что все изменения окружающей среды перед тем как получат соответствие в психике, сначала получают соответствие в изменениях вещества нервной системы, а психические образы не полностью соответствуют окружающей среде, а соответствуют одновременно и структуре среды и структуре вещества нервной системы, через которую они опосредованы. В то же время эти психологи знают, что существуют, и исследуют не только психические образы объектов окружающей среды, но и психические образы этих образов, их образы, и т.д. (все из которых, в конечном счете, соответствуют в некоторой степени объектам окружающей среды). Это – “культурно-историческая” психология.

Третие психологи наблюдают подробно и обстоятельно связи между физиологическими показателями индивида (в частности его поведением), и измененными самими же психологами предметами окружающей индивида среды. Эти психологи очень исторические, но некультурные, потому что лишают индивида пищи, воды, сексуального партнера, закрывают его в ящик, пускают его в безвыходный лабиринт, запирают в чрезмерно тесных или чрезмерно широких помещениях, пропускают через него электричество, бросают на него интеллигентные бомбы, разрезают ему связь между обеими полушариями, вырезают участки его мозга, вводят в нервную систему разнообразные химические вещества, показывают ему долго-долго привлекательные картинки с экранов, которых индивиду очень хочется, но дают ему их совсем немножко (только попробовать), а потом наблюдают как индивид поведет себя, чтобы и в дальнейшем можно было изменять по-своему окружающие его предметы (оставляя при этом индивиду полную свободу и все мыслимые права повести себя как ему зарассудится). Этим психологам немножко стыдно своих экспериментов, поэтому не любят о них говорить, а очень любят говорить о том как свободно может индивид поступать после “модификации” ими его среды и нервной системы, а потому какие они доброжелательные, гибкие и неупрямые. Признавая полную свободу индивида строить свое поведение, эти психологи оставляют за собой полную свободу менять окружающую среду индивида до и во время осуществления им поведения.

Неизвестность структуры нервной системы заставляет психологов пользоваться самыми общими понятиями ее структуры, и оттого заставляет их искать их соответствие в самой общей структуре окружающей среды, хотя объекты окружающей среды доступны описанию в гораздо большей степени, чем нервная система.

Небольшая часть связей между уровнями окружающей среды, уровнями нервной системы, и изменениями психики уже известна.

Например, соответствие между нервными процессами, отражающими конкретный объект в окружающей среде, и физическими характеристиками этого объекта, не является соответствием подобия по физическим характеристикам. Когда воспринимаем большой зеленый треугольник, нервные процессы, соответствующие психическому образу этого большого зеленого треугольника, не являются большими, треугольной формы и зеленого цвета.

Однако для того, чтобы поведение, причиняемое нервными процессами, приспособляло индивида к объектам окружающей среды, что-то, соответствующее физическим характеристикам этих объектов, должно сопровождать осуществляемое поведение и нервные процессы, причиняющие его (поскольку сущность поведения – изменение физических характеристик предметов окружающей среды).

Следствие функционирования нервной системы, заключающееся в появлении соответствия подобия между объектом и его образом – психика.

Психика - только одно из следствий функционирования нервной системы.

Компоненты психики – образы объектов среды, окружающей нервную систему индивида (и его предшествующих поколений).

Каждому психическому образу соответствуют нервные процессы, предшествующие (причинившие) его появление.

Обратное, однако, не так. Не каждому нервному процессу соответствует психический образ:

- Например, объекты подпороговой интенсивности не вызывают в момент их восприятия психических образов, хотя вызывают нервные процессы, которыми нервная система их регистрирует и сохраняет;

- Многие нервные процессы, которыми нервная система управляет отдельными системами индивида (пищеварительной, сердечно-сосудистой, железами внутренней секреции и т.д.), не сопровождаются психическими образами;

- Психические образы сохраняются в памяти (в нервной системе) в качестве нервных (не-психических) процессов. В отдельный момент в психике находятся не все сохраняемые в памяти психические образы (просмотренные телепередачи и фильмы, проведенные разговоры, прочитанные газеты и журналы), а лишь очень небольшая их часть (7), а точнее 7±2. Эти 7 образов и есть содержание психики в конкретный отдельный момент. В другой конкретный момент содержание психики другое. Сохраняемые в памяти отражения объектов могут быть преобразованы из нервных процессов в психические образы (”войти” в психику) в другой момент, и оказать воздействие на поведение в соответствии с механизмыми, по которым нервная система управляет деятельностью физиологических систем индивида;

- Многие из нервных процессов, которыми нервная система обрабатывает образы объектов (процессы памяти, мышления), не имеют соответствующих им психических образов;

- Нервная система в состоянии регистрировать объекты и осуществлять соответствующее им поведение не создавая этим объектам психических образов. Например, если палец человека по невниманию случайно оказался над горящей свечей, он одергивает свой палец до того как воспринял им температуру пламени.

Нервная система – многослойное вещество. Изменение одних слоев нервной системы происходит в очень большом соответствии с изменениями объектов окружающей среды, и преобразованием их на основе правила функционирования и структуры всей нервной системы (т.е. одного конкретного правила).

Изменение других слоев нервной системы (условно вторых) происходит в очень большом соответствии, но с изменением условно первых слоев нервной же системы, тоже преобразованием их на основе правила функционирования и структуры всей нервной системы (т.е. тоже на основе того же конкретного правила).

Таким образом, одни и те же изменения объектов, окружающих нервную систему, оказываются преобразованными ее вещественной структурой дважды на основе одного и того же правила, последовательно, по очереди.

Результатом двухкратного преобразования конфигурации объектов, расположенных в определенной области пространства и интервале времени, веществом нервной системы, является возникновение такой же самой их конфигурации в такой же области пространства и интервале времени этих же объектов, но не их вещества, а их изменения (т.е. их не-равновесия, не-вещества).

Психика – эта пространственная и временная конфигурация изменений объектов, возникающая после двухкратного преобразования причиненного ими же изменения вещества нервной системы.

Преобразование отражения объектов двухкратно (двумя уровнями) условно, потому что объекты окружающей среды очевидно преобразуются веществом нервной системы больше чем два раза (но не намного, а вероятнее всего, несколько раз по два раза), поскольку структура нервной системы очевидно содержит больше двух слоев.

Иллюстрация 1 двухразового преобразования изменений нервной системы перед появлением психического образа.

Посмотрим прямо на солнце на 3 секунды. Отведем взгляд с неба. Образ солнца все еще находится в нашей психике (в “глазах”). Но не желтого, а темного (черного) цвета. Цвет этого образа солнца темный (а не зеленый или голубой) потому, что именно этого цвета нет (отсутствует) в видимом человеком электромагнитном спектре волн, приходивших от Солнца. Этот темный цвет дополняет спектр солнца до всего видимого человеком спектра электромагнитных волн (темный цвет не приходивший с Солнца + желтый цвет Солнца = весь видимый спектр).

Солнце меняет свой цвет на отсутствующий из его спектра после отвода глаз от него, потому что второе преобразование вещества нервной системы (возвращающее Солнцу его прямую конфигурацию), которое должно было осуществиться на основе того же самого правила, по которому осуществилось первое его преобразование, не смогло произойти.

Второе преобразование не смогло произойти, потому что его первое преобразование поменяло вещество нервной системы на чересчур продолжительный интервал времени изменив структуру (прожгя) слой цветочувствительных компонентов нервной системы, расположенных в глазе, на много моментов, а не на один, нормальный для конкретной нервной системы. (Но не навсегда и не на очень продолжительный интервал, поэтому нет оснований для беспокойства по поводу своего зрения). Поэтому вещество Солнца преобразовывалось в этот ненормально длинный интервал нервной системой одним и тем же (ее) правилом не два раза, а три раза, т.е. дважды преобразовывалось не первое изменение нервной системы, а ее второе изменение, “отпечатанное” солнцем на сетчатке глаза (1 + 2 = 3).

Таким образом, нервная система испытывает на себе тенденцию дополнять свои изменения, вызванные любым воздействовавшим на нее объектом, до одного (единого, целого, “единицы”) относительно постоянного значения, доступного (по ее конкретным возможностям) ей, изменениями себя, соответствующими отсутствию этому воздействовавшему на нее объекту (отсутствию этого образа), т.е. вычитывать из одного конкретного целого воздействовавший на нее объект и регистрировать оставшееся после этого вычитания отсутствие этого объекта до этого конкретного (доступного ее возможностям) постоянного значения.

Иллюстрация 2 двухуразового преобразования изменений нервной системы перед появлением психического образа.

Функционирование ЭВМ в значительной степени воспроизводит функционирование нервной системы и психики человека именно своим двухкратным последовательным преобразованием отраженных объектов на основе одного и того же правила.

Например. Дизайнеру возложено скорректировать изображение цветка. Рисунок записан на гибком магнитном диске. Магнитные потенциалы (вещество диска), расположенные концентрично на диске, соответствуют в большой степени веществу цветка, преобразованному на основании какого-то правила. Это соответствие, однако, не является соответствием подобия по физическим характеристикам. Магнитная запись на дискете не имеет величины, формы и окраски растения.

Дизайнер не смог бы скорректировать рисунок, меняя расположение магнитных потенциалов на дискете, даже если бы и располагал необходимыми для этого техническими средствами (ну, теоретически самый продвинутый дизайнер мог бы догадаться графический электромагнитный набор, соответствующий цветку, преобразовать в текстовой последовательности единиц и их нолей, в которых можно ковырять и менять изображение цветка, но это неудобно и неточно, потому что глядя на единицы и нули надо все время держать в психике образ цветка, поэтому для дизайнеров этот способ изменения цветка не предназначен, а их продвинутость в этом отношении не ценится окружающими, т.е. не имеет приспособительного значения. Намного удобнее и точнее меняя образ цветка смотреть на сам изменяющийся цветок на экране, а не на длиннейшую, невоспринимаемую одновременно, последовательность двух компонентов). Для того, чтобы изменить рисунок, соответствие между магнитной записью и веществом цветка должно быть преобразовано обратно на основании того же самого правила, с помощью которого оно было преобразовано в первый раз, в соответствие подобия по физическим характеристикам между ними.

ЭВМ имеет функцию представлять записанные в ней отражения двух типов соответствия: первого и второго, но преобразованных одним и тем же правилом. Устройство, на котором отражения представлены в форме соответствия подобия по физическим характеристикам – экран (монитор) компьютера. Запись цветка преобразуется на мониторе в виде, подобном его физическим характеристикам. Дизайнер меняет (корректирует) этот вид, после чего машина записывает на дискету соответствие нового изображения в форме магнитных потенциалов, которые по своим физическим характеристикам не похоже на реальный объект.

Иллюстрация 3 двухразового преобразования изменений нервной системы перед появлением психического образа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Ш 51 Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Пособие посвящено основам теории и методики детско-юношеского дзюдо. Раскрываются основные положения теории построения спортивной подготовки и методические основы организации спортивной деятельности дзюдоистов 10–16-летнего возраста.
  2. В юношеском возрасте (2)

    Автореферат диссертации
    В ходе формирования личности центральным является процесс развития,обогащения, уточнения и иерархизации системы личностных конструктов. Знаниеособенностей функционирования и развития системы конструктов дает еще однувозможность реконструировать
  3. Детско-юношеская библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 13 (20) Детское чтение Петрозаводск 2004

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 13 (20): Детское чтение / Библ. Ассоц. Респ. Карелия; Детско-юношеская б-ка Респ. Карелия; Отв. ред.: В. П. Лапичкова, С.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «психология развития и возрастная психология»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст,
  5. Iii. Смысл жизни, акме и возраст

    Документ
    Психология развития очень робко подходит к тому моменту, чтобы сделать духовное содержание жизни личности объектом научного исследования. Главная причина здесь – непреодоленный редукционизм: взгляд на психику человека как на целостность

Другие похожие документы..