Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
14 октября 1727 г. капитан Пырский, сопровождавший вместе с воинской командой опального князя Меньшикова и его семью, получил указ о «водворении своя...полностью>>
'Расписание'
регулирование бизнеса Добрышина Л.Н. 18.35- 1.45 ЛК- 09 15.0 .1 среда Матем. обеспечение фин. решений Кутернин М.И. 18.35- 1.45 ЛК- 18 Упр-е орг....полностью>>
'Документ'
1. Инженерно - авиационное обеспечение боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил СССР - это комплекс мероприятий, осуществляемых сил...полностью>>
'Документ'
Архітектори, які найбільш налаштовані на розгляд факторів і морфологічних характеристик сталої архітектури швидко стали пропагандистами нової архітек...полностью>>

Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для общеобразовательных учреждений

с русским языком обучения

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ХIкласс

Минск

Национальный институт образования

2009

XI′ класс

(35 ч, из них 2 ч резервного времени)

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

(90-е годы XIX в. — начало 20-х годов XX в.)

ОБЗОР (3 ч)

Особенности русского модернизма. Символизм, акмеизм, футуризм как его важнейшие направления. Их место и роль в литературном процессе «серебряного века». Разграничение понятий «модернизм» и «декаданс».

Эстетические достижения нереалистической литературы и ее роль в развитии смежных искусств.

Литература и искусство. Расцвет искусства в начале XX века. Живопись В. А. Серова, М. В. Нестерова, П. Д. Корина. Россия на полотнах
Б. М. Кустодиева («Ярмарка», «Масленица», «Большевик»), К. С. Петрова-Водкина («Купание красного коня»). Трагическое мироощущение в живописи М. А. Врубеля («Демон», «Поверженный демон»). Космическое звучание картин Н. К. Рериха. Художники авангарда М. К. Чюрленис, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов. Театральная живопись К. А. Коровина, Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа. Музыка А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. В. Ра­хма­нинова, И. Ф. Стравинского. Расцвет оперного и балетного искусства
(Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, А. П. Павлова, В. Ф. Нижин­­ский, Т. П. Карсавина), драматического театра (Московский художествен­ный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, театр
В. Э. Мейерхольда). «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже.

СИМВОЛИЗМ

Философские истоки эстетической теории символистов. Понимание искус­ства как иррационального постижения мира. Культ интуиции и авторского «Я». Понятие о символе: «символ как образ видимости; символ как аллегория; символ как призыв к творчеству жизни» (А. Белый). Н. Минский как один из основоположников русского символизма. Символисты старшего и младшего поколений. Философско-религиозное и «реально-демократи­ческое» течения внутри русского символизма. Судьба направления в советскую эпоху.

В. Я. Б р ю с о в. Стихотворения: «Отверженный герой», «Грядущие гунны», «Юному поэту», «Каменщик», «Работа» и др.

Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Поиски объективно значимых тем и характеров. Универсализм брюсовских мифологических и исторических образов и параллелей. Социальные предвиденья и раздумья над историческими судьбами России. Тема Октябрьской революции в его творчестве.

К. Д. Б а л ь м о н т. Стихотворения: «Челн томления», «Песня без слов», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Камыши», «Океан».

Программный индивидуализм ранней поэзии. Своеобразие восприятия природы. Дух самоутверждения. Импрессионистские элементы стиля. Гибкость, музыкальность стиха, искусная внутренняя рифмовка, богатство аллитераций.

Для чтения и изучения

А. А. Б л о к. «Стихи о Прекрасной Даме» (2 стихотворения); стихотворения разных лет: «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Россия», «На железной дороге», из цикла «На поле Куликовом» (по выбору учителя); поэма «Двенадцать». (2 ч)

Роль Блока в развитии русской поэзии XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта.

Мистическая романтика, мотивы мистических предчувствий в книге «Стихи о Прекрасной Даме». Вечная Женственность как символ грядущего обновления России. Революция 1905 г. и кризис блоковского философского идеализма. Обострение внимания к общественной проблематике. Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (цикл «На поле Куликовом»).

«Двенадцать» — первая попытка художественного осмысления революции как очищающей стихии. Художественный мир поэмы. Синтез романтизма и символизма. Сюжет и конфликт. Герои и автор. Образы-символы социальных явлений. Образ Христа. Особенности композиции и стиха.

А. А. Блок и белорусская поэзия. Образы-символы в поэзии М. Богдановича.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе. Углубление понятия «образ-символ».

Для дополнительного чтения

А. Б л о к. Лирика; «Соловьиный сад», «Скифы», «Возмездие».

М. Ц в е т а е в а. «Стихи к Блоку».

АКМЕИЗМ

Акмеизм — идейно-художественная реакция на кризис символизма. Особенности художественной модели человека и мира. Стремление к «искусству прекрасной ясности», к установлению равновесия между субъектом и объектом художественного творчества. Установка на «вещное» восприятие действительности. Культ «первоначал жизни» в природе и личности. Судьба акмеизма и его ведущих представителей (Н. Гумилев, О. Мандельштам,
М. Кузмин и А. Ахматова).

Н. С. Г у м и л е в. Стихотворения: «Капитаны» («На полярных морях и на южных...»), «Шестое чувство», «Озеро Чад», «Перстень», «Заблудившийся трамвай».

Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Экзотика. Мир человеческой культуры в творчестве поэта. Его трагическая судьба после революции.

ФУТУРИЗМ

Футуризм как одно из течений русского литературного авангарда «серебряного века». Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Эгофутуризм И. Северянина и кубофутуризм
В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского. Эстетический нигилизм футуристов по отношению к культуре прошлого и настоящего. Протест против существующего миропорядка и его духовных атрибутов. Проповедь индивидуализма. Формальное экспериментаторство. «Самовитое слово». Русский футуризм в контексте европейского. Его национальные отличия.

И. С е в е р я н и н. Стихотворения: «Когда ночами...», «Не мне в бездушных книгах черпать...», «Весенний день», «Эпилог», «Увертюра», «Стансы», «Примитива».

Культ авторского «Я» в поэзии И. Северянина. Попытки создания новых поэтических форм и средств выразительности.

В. Х л е б н и к о в. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Там, где жили свиристели..!», «Алферово», «У колодца расколоться...».

Неприятие «традиционной» поэзии с позиций футуризма. Словотворчество. Отказ от устойчивого рационального слова-понятия. Бунтарские и утопические мотивы в поэзии.

Теория литературы. Модернизм как основа более поздних эстетических систем.

ЛИТЕРАТУРА 20-х — СЕРЕДИНЫ 50-х ГОДОВ

ЛИТЕРАТУРА 20—30-х ГОДОВ

ОБЗОР (1 ч)

Дифференциация писателей 20-х годов по политическим («советские писатели», «внутренняя» и «внешняя» эмиграция) и социальным («пролетарские», «новокрестьянские» писатели и «попутчики») принципам. Плюрализм художественных систем в литературе 20-х годов. Социалистический реализм и его соотношение с реализмом классического типа. Литературные объединения (РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ). Нарастание негативных тенденций в литературном процессе конца 20—30-х годов. Процесс «огосударствления» литературы. Ликвидация РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей и создание Союза советских писателей как административно-творческой организации. Репрессии инакомыслящих художников. Приоритетные темы в литературе 20—30-х годов.

Многообразие художественно-творческих методов, активное взаимодействие разных родов литературы (эпоса, лирики, драмы), трансформация традиционной системы жанров, рождение новых жанровых разновидностей, поиски в сфере композиции и художественной речи как характерные черты литературного движения 20—30-х годов.

Обращение писателей к непосредственному воспроизведению исторических событий. «Революция—Россия—народ—личность» как главная проблема литературы. Многообразие ее идейно-художественных решений в зависимости от идеологических и эстетических позиций писателей.

Поэтизация «железного потока» революции и гражданской войны как ве­ликой «очистительной силы» в произведениях А. С. Серафимовича «Желез­ный поток», Д. А. Фурманова «Чапаев», А. А. Фадеева «Разгром»,
В. В. Ива­­­нова «Бронепоезд № 14-69», Б. А. Пильняка «Голый год». Проблемы «героя и массы», «стихийности и сознательности», гуманизма и революционного насилия, «пролетарской морали» и общечеловеческих гуманистических ценностей.

Героические и трагические тенденции в прозе о революции и гражданской войне (В. В. Вересаев. «В тупике», И. Э. Бабель. «Конармия»).

Идейно-художественная концепция революции и гражданской войны как общероссийского апокалипсиса, пути в исторический тупик, торжества «грядущих хамов» в литературе русского зарубежья (И. С. Шмелев. «Солнце мертвых», В. В. Набоков. «Машенька»).

Своеобразие авторских позиций в романах М. А. Шолохова «Тихий Дон» и М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Разные идейно-художественные подходы к вечной проблеме русской литературы — интеллигенция и революция (В. В. Вересаев. «В тупике», А. Н. Толстой. «Хождение по мукам», К. А. Тренев. «Любовь Яровая»,
Б. А. Лав­ренев. «Разлом», М. А. Булгаков. «Дни Турбиных», «Бег»).

Сатирическое изображение быта (И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»; М. М. Зощенко. «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова»).

Романтическая проза А. С. Грина, А. П. Платонова и ее гуманистическая проблематика.

Становление жанров «производственного» и «колхозного» романов в прозе 30-х годов об индустриализации и коллективизации (В. Катаев. «Время, вперед!», М. С. Шагинян. «Гидроцентраль», Ф. В. Гладков. «Энергия», Ф. И. Панферов. «Бруски»). Их художественная и социально-этическая нормативность как следствие подчинения писателей официальной идеологии и эстетике социалистического реализма. Множественность идейно-художест­венных решений темы коллективизации и индустриализации (М. А. Шолохов. «Поднятая целина» и А. П. Платонов. «Котлован»; К. Г. Паустовский. «Кара-­Бугаз» и Л. М. Леонов. «Соть»).

Модификация жанров исторического романа (В. Я. Шишков. «Емельян Пугачев»; Ю. Н. Тынянов. «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»; О. Д. Форш. «Одеты камнем», «Радищев»), научно-фантастического романа (А. Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»; А. Адамов. «Тайна двух океанов»). Воспитательная направленность романов А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и Н. А. Островского «Как закалялась сталь». «Общественно-поэтизирующая» и конкретно-аналитическая тенденции в литературе 20—30-х годов.

Белорусская литература в 20—30-е годы. Темы революции, гражданской войны, коллективизации.

Литература и искусство. Выдающиеся советские композиторы:
С. С. Про­кофьев, Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр. Живопись М. В. Нестерова, А. А. Рылова, К. Ф. Юона.

Для дополнительного чтения

Я. Г а ш е к. «Похождения бравого солдата Швейка».

Ф. Г а р с и а Л о р к а. Лирика.

А. д е С е н т - Э к з ю п е р и. «Планета людей».

Для чтения и изучения

В. В. М а я к о в с к и й. Лирика: «Послушайте!», «Вам», «Бруклинский мост», «Небоскреб в разрезе», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой»; поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (по выбору учителя). (2 ч)

Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Личность поэта.

Современные дискуссии о месте Маяковского в русской литературе
ХХ ве­ка. Маяковский и футуризм. Противоречия его индивидуальной поэти­ческой практики и футуристической теории. Трагедийно-протестующий пафос лирики раннего Маяковского.

Романтизм и утопия в его поэзии периода гражданской войны. Общечеловеческие ценности и элементы революционного экстремизма и максимализма в стихотворениях советского периода. Основные темы и мотивы лирики.

Любовь и революция, личное и общественное, трагедия непонятости в интимной лирике.

Тема Запада в стихотворениях Маяковского. Патриотизм и гуманизм — исходная позиция поэта при изображении западной цивилизации («Бруклинский мост», «Небоскреб в разрезе»).

Сатира Маяковского и ее связь с традициями русской демократической сатиры. Сатирические типы.

Эволюция лирического «Я», оценка и анализ собственного творческого пути.

Поэтическое новаторство Маяковского.

Теория литературы. Традиции и новаторство. Тоническое стихосложение.

Для дополнительного чтения

В. В. М а я к о в с к и й. «Столп», «Люблю», «Клоп», «Баня».

Для чтения и изучения

С. А. Е с е н и н. Лирика: «Край любимый! Сердцу снятся…»,
«Я покинул родимый дом…», «Закружилась листва золотая…», «Неуютная жидкая лунность», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Заметался пожар голубой…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине», «Русь советская» и др. (по выбору учителя). (2 ч)

Очерк жизни и творчества (с опорой на ранее изученное). Личность поэта. Социальные и поэтические истоки лирики. Связь с фольклором. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому. Отношение Есенина к революции. «Крестьянский уклон» в ее восприятии. Трагическое ощущение надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия, вера в бесконечность жизни. Образ Родины и образ времени в поэзии Есенина.

С. А. Есенин и советская поэзия. Поэты есенинского круга —
Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. Н. Васильев, П. В. Орешин, П. Н. Карпов.

Литература и искусство. Песни и романсы на стихи С. А. Есенина.

Для дополнительного чтения

С. А. Е с е н и н. «Мы теперь уходим понемногу…», «Песнь о великом походе», «Персидские мотивы», «Пугачев», «Страна негодяев».

В. В. М а я к о в с к и й. «Сергею Есенину».

М. Т а н к. «Сяргей Ясенін».

Для чтения и изучения

М. А. Б у л г а к о в. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце». (4 ч)

Очерк жизни и творчества. Личность писателя. Его место в литературе ХХ века. М. А. Булгаков об особенностях своего мировоззрения и творческой индивидуальности.

«Мастер и Маргарита». История создания «закатного романа», его проблематика и система образов. Многоплановость композиции. «Троемирие» романа и его идейно-художественные функции. Судьба Иешуа и Мастера. Синтез библейской, конкретно-исторической и гротескно-фантасти­ческой образности. Критическое изображение московской действительности 20—30-х годов. Функции образа Воланда. Стилевые отличия в изображении реального и ирреального при единстве авторской нравственной позиции. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Булгаков и традиции «фантастического реализма».

«Собачье сердце». Изображение послереволюционной действительности. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Авторская позиция и способы ее выражения. Традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Теория литературы. Новаторство автора в жанре романа. Реальное и фантастическое в искусстве.

Для дополнительного чтения

М. А. Б у л г а к о в. «Белая гвардия», «Бег», «Зойкина квартира», «Театральный роман», цикл рассказов «Записки юного врача» и др.

Для чтения и обсуждения

А. П. П л а т о н о в. Рассказ «Фро». (1 ч)

Платонов в 30-е годы. Осмысление бытийных общечеловеческих проблем на основе реалий исторической эпохи. Обострение внимания художника к коренным переменам в жизни русского народа. Особенности индивидуального стиля писателя, создающего впечатления природной естественности мысли и поступков героев.

«Фро». Образ исторического времени. Полнота чувства любви. Полемика автора с современной идеологией. Оценка рассказа «маленького шедевра» Платонова в контексте литературы 30-х годов.

Теория литературы. Понятие о творческой эволюции писателя.

Для дополнительного чтения

А. П. П л а т о н о в. «Возвращение», «Котлован», «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности».

Для чтения и обсуждения

М. И. Ц в е т а е в а. Стихотворения: «Домики старой Москвы», «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Вы, идущие мимо меня…», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Бессонница», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Генералам двенадцатого года» и др.; стихотворения из циклов «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Стихи к сыну» и др. (по выбору учителя). (1 ч)

Личность автора. М. И. Цветаева — «самый трагический поэт XX века».

Богатство тем и мотивов лирики М. Цветаевой: сила и нежность любви, преданность друзьям, достоинство и честь, сила духа, мужество; высокая оценка русской культуры, русской поэзии («Стихи к Пушкину», «Стихи к Блоку» и др.); любовь к родине, верность ей («Стихи к сыну»). Романтический мир лирической героини.

Теория литературы. Понятие о поэтическом синтаксисе. Понятие об индивидуальном стиле поэта.

Для дополнительного чтения

М. И. Ц в е т а е в а. Стихотворения, поэмы, романтические драмы, трагедии, проза; «Мой Пушкин».

О. Э. М а н д е л ь ш т а м. Стихотворения.

Для чтения и изучения

М. А. Ш о л о х о в. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору). (4 ч)

Очерк жизни и творчества.

«Тихий Дон» как роман-эпопея. История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи. Глубина постижения сущности исторических процессов. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Проблема ответственности общества перед личностью. Судьба Григория Мелехова. Цельность характера. Истоки мелеховской трагедии. Женские судьбы в романе. Глубина чувств и сила страстей героев.

Проблема гуманизма в романе. Особенности авторской позиции. Психологическая глубина реализма М. А. Шолохова. Богатство, яркость, многоцветность языка. Специфика художественного строя романа. Его место в истории мировой литературы.

«Поднятая целина». История создания. Система образов романа, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды. Отражение в романе противоречий процесса коллективизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения. Герои романа и их судьбы. Драматизм и юмор в романе. Авторская концепция действительности в романе.

Теория литературы. Развитие понятия о романе-эпопее.

Литература и искусство. Произведения М. А. Шолохова в кинематографической интерпретации С. А. Герасимова, С. Ф. Бондарчука.

Для дополнительного чтения

Тема коллективизации и судьбы деревни в изображении современных писателей:

В. И. Б е л о в. «Кануны».

С. П. З а л ы г и н. «Комиссия», «На Иртыше».

Б. А. М о ж а е в. «Мужики и бабы».

В. Г. Р а с п у т и н. «Прощание с Матерой».

С. П. А н т о н о в. «Овраги».

В. Ф. Т е н д р я к о в. «Люди и нелюди»; рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» и др.

Ф. А. А б р а м о в. «Две зимы и три лета».

ЛИТЕРАТУРА 40-х — СЕРЕДИНЫ 50-х ГОДОВ

ОБЗОР (1 ч)

Общие закономерности и тенденции литературного процесса 40-х— 50-х годов. Литература в годы Великой Отечественной войны. Ее внутренняя вера в свое высокое предназначение и свободу творческого самовыражения. Морально-патриотическое единство писателей в годы борьбы против фашизма (обобщение ранее изученного).

Пути развития лиро-эпического жанра. Жанрово-стилевое многообразие поэм: А. Т. Твардовский. «Василий Теркин», М. И. Алигер. «Зоя», П. Г. Антокольский. «Сын», П. Г. Тычина. «Похороны друга», Якуб Колас. «Возмездие» и др.

Опыт эпического освещения войны в рассказах К. Г. Паустовского, повестях и романах А. А. Бека «Волоколамское шоссе», А. А. Фадеева «Молодая гвардия», В. С. Гроссмана «Народ бессмертен», К. М. Симонова «Дни и ночи» и др.

Социально-политические и нравственно-психологические аспекты драматических коллизий в пьесах Л. М. Леонова «Нашествие», К. М. Симонова «Русские люди».

«Вторая волна» эмиграции. Атмосфера духовного освобождения в первые послевоенные годы, надежды на либерализацию сталинского режима и их подавление. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Установление жесткой нормативности в искусстве и эстетике. Борьба с «космополитизмом» и ее пагубное влияние на развитие литературы.

Проблемно-тематическое содержание литературы первого послевоенного десятилетия. Память войны, образ Родины, апофеоз победы, горечь всенародных утрат и бедствий в поэмах А. Т. Твардовского «Дом у дороги»,
М. А. Ду­дина «Вчера была война».

Литература и искусство. Песни периода Великой Отечественной войны (А. И. Фатьянов, М. В. Исаковский, А. А. Сурков). Тема войны в искусстве: в музыке — Д. Д. Шостакович «7-я (Ленинградская) симфония»; живописи — картины А. А. Пластова «Фашист пролетел», Б. М. Неменского «Мать», графическая серия Б. И. Пророкова «Это не должно повториться!».

Для чтения и изучения

А. Т. Т в а р д о в с к и й. Лирика: «Памяти матери», «Слово о словах», «Утро», «Кружились белые березки...», «О Родине», «Жестокая память», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти Гагарина», «О сущем», «Московское утро», «Нехожен путь...», «На дне моей жизни...» и др. (2—3 стихотворения по выбору учителя); поэма «По праву памяти». (2 ч)

Очерк жизни и творчества. Личность поэта (с повторением и обобщением изученного). А. Т. Твардовский — редактор «Нового мира».

Лирика. Размышление о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Открытость, искренность и честность поэта в разговоре с читателем.

«По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее.

Поэты некрасовской традиции в советской поэзии.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии.

Для дополнительного чтения

А. Т. Т в а р д о в с к и й. Стихотворения; поэма «Дом у дороги».

Для чтения и обсуждения

А. А. А х м а т о в а. Стихотворения «Вечером», «Мне голос был...», «Рыбак», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», «Творчество» и др. (по выбору учителя); поэма «Реквием». (1 ч)

Путь поэта как отражение трагической судьбы народа.

Лирика Ахматовой как сплав мгновения и вечности. Глубина и яркость переживания. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина. Тема Родины и гражданского мужества. Мотивы любви, душевных побед и крушений. Своеобразие лирики Ахматовой, связь с поэтикой акмеизма.

«Реквием». Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери. Евангельские мотивы. «Вещность» образов, разговорные интонации как характерные особенности лирики Ахматовой. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. Общественное и художественное значение поэмы.

Теория литературы. «Романность» лирического стихотворения.

Литература и искусство. Портреты А. А. Ахматовой (К. С. Петров-Водкин, Л. В. Пастернак, Ю. Анненков, Н. Альтман, А. Модильяни).

Для дополнительного чтения

А. А. А х м а т о в а. «Нам свежесть слов и чувства простоту...»,
«И упало каменное слово...», «Ива», «Читатель», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Все души милых на далеких звездах…», «Летний сад», «Городу Пушкина».

Для чтения и обсуждения

Б. Л. П а с т е р н а к. Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Давай ронять слова…», «Снег идет», «Единственные дни», «Любить иных — тяжелый крест», «Во всем мне хочется дойти…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Рождественская звезда» и др. (по выбору учителя). (1 ч)

Личность поэта. Поэт и советская власть.

Лирика. Философская насыщенность поэзии Пастернака. Стремление постичь мир, через слово-образ во всем дойти «до самой сути». Тема поэта и поэзии в лирике Пастернака. Путь поэта от сложной ассоциативности к мудрой простоте.

Теория литературы. Образность поэтического слова; роль метафоры в единой целостности текста.

Для дополнительного чтения

Б. Л. П а с т е р н а к. Роман «Доктор Живаго».

ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 50-х — НАЧАЛА 90-х ГОДОВ

ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 50—60-х ГОДОВ

ОБЗОР (1 ч)

Качественно новый период в развитии русской литературы советской эпохи. Его связь с социально-историческим развитием общества.

Попытки переосмыслить исторический путь советского государства с по­зиций личности как главного критерия общественного прогресса (П. Ф. Ни­лин. «Жестокость», Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго», В. С. Гроссман. «Жиз­нь и судьба»). Открытие «лагерной» темы и разоблачение сталинщины в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». «Шестидесят­ники» в советской литературе и их достижения в прозаических жанрах (рас­сказы
Ю. П. Казакова, Д. А. Гранина), поэзии (А. Т. Твардовский, А. А. Воз­несен­ский, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, Б. Ш. Окуджава), драматур­гии
(В. С. Ро­зов. «Традиционный сбор», «Вечно живые»; А. М. Володин. «Старшая сестра»; А. В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне»).

Попытки переосмыслить события войны, исследование причин и истоков поражений и побед в романах К. М. Симонова «Живые и мертвые», «Сол­датами не рождаются»; реалистическое изображение нравственных коллизий на войне в романе Ю. В. Бондарева «Горячий снег», в повестях
Г. Я. Бакланова «Пядь земли» и В. О. Богомолова «Иван». Философское освещение темы подвига и предательства, поведения человека в исключительных обстоятельствах (повести В. В. Быкова «Третья ракета», «Мертвым не больно», «Сотников»).

Формирование «деревенской прозы» как идейно-художественного направления русской литературы в очерках В. В. Овечкина «Районные будни» и повестях В. Ф. Тендрякова «Не ко двору», «Поденка — век короткий», Г. Н. Троепольского «Записки агронома». Критика командно-администра­тивной системы, философия «естественного мира» деревни. Глубина и цельность характеров крестьян в повестях В. И. Белова «Привычное дело» и
Б. А. Можаева «Жизнь Федора Кузькина». Сибирские крестьяне во время гражданской войны и коллективизации в произведениях С. П. Залыгина «Соленая падь» и «На Иртыше».

Место и роль в литературном процессе «самиздатовской» и диссидентской литературы (А. Солженицын, В. Набоков, А. Галич, В. Некрасов и др.).

Журналистика 60-х годов. Роль журнала «Новый мир» и его редактора А. Т. Твардовского в литературном процессе 60-х годов.

Литература и искусство. Музыкальное творчество Г. В. Свиридова,
Р. К. Щедрина, А. П. Петрова, А. Г. Шнитке.

Для чтения и обсуждения

А. И. С о л ж е н и ц ы н. «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор». (2 ч)

Очерк жизни и творчества. Личность писателя.

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы. Сталинизм как народная трагедия. Противостояние людей и «псов клятых». Концепция личности. Образ «соцгородка». Способность героя сохранить душу в нечеловеческих обстоятельствах. Своеобразие композиции и языка рассказа.

«Матренин двор». Трагедия народной жизни и судьба Матрены. Философия жизни и характер героини. Проблема добра и зла. Тема праведничества. Безгрешная крестьянская праведница Матрена. Проблема национального характера в рассказе. Обобщающий смысл заключительных слов о «праведнике, без которого, по пословице, не стоит село».

Образ рассказчика и его оценка изображенных ситуаций.

Путь познания автором скрытых сторон действительности.

Для дополнительного чтения

А. И. С о л ж е н и ц ы н. «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус».

Е. П. Г и н з б у р г. «Крутой маршрут».

В. Т. Ш а л а м о в. «Колымские рассказы».

А. В. Ж и г у л и н. «Черные камни».

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 70-х — НАЧАЛА 90-х ГОДОВ

ОБЗОР (3 ч)

(с обсуждением 1—2 прозаических произведений
и творчества 1—2 поэтов)

Проза. Система «вечных» нравственных ценностей и историческая память народа в повестях В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар»; в романах Ч. Айтматова «Буранный полустанок» и «Плаха». Острый интерес к документальным жанрам (А. М. Адамович, Я. Брыль, В. А. Колесник. «Я из огненной деревни»; А. М. Адамович, Д. А. Гранин. «Блокадная книга»).

Обращение к прошлому советского общества как попытка понять истоки сегодняшних проблем (В. В. Быков. «Знак беды», Ю. М. Нагибин. «Терпение», Ю. В. Трифонов. «Старик», «Дом на набережной», В. Г. Распутин. «Живи и помни»).

Исторические судьбы русской деревни и проблема национального характера в романах Ф. А. Абрамова «Две зимы и три лета», «Братья и сестры», тетралогия «Пряслины» (один из романов).

В. М. Ш у к ш и н. «Чудик», «Волки», «Сельские жители», кинороман «Калина красная» и другие рассказы (по выбору).

Неповторимый мир героев Шукшина. Обостренное чувство правды, поиск нравственного идеала, основанного на этическом опыте народа.

В. И. Б е л о в. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы» (по выбору).

Открытие человека из народа: образ Ивана Африканыча. Философская глубина повести, духовный мир деревни в повседневном, будничном проявлении. Гуманистическая позиция писателя.

В. П. А с т а ф ь е в. «Царь-рыба» (рассказы «Бойе», «У Золотой карги», «Царь-рыба», «Печальный детектив» (одна из книг по выбору учителя и учащихся).

«Царь-рыба». Острая постановка проблем экологии природы и экологии души. Нравственная позиция писателя. Судьбы героев как осмысление места человека в мире. Тема возмездия за жестокость и хищничество. Композиция и стиль книги.

«Печальный детектив». Драматическая судьба борца за добро и правду. Слияние тем праведничества и искусства. Проблема национального характера. Глубина психологической разработки образов героев. Особенности «жесткого» реализма.

Ч. А й т м а т о в. «И дольше века длится день», «Плаха» (один из романов по выбору).

«И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). Философское осмысление прошлого, настоящего и будущего. Человек и природа. Земля и Космос. Национальное и общечеловеческое. Образ Едигея Буранного. Отцы и дети. Новизна стилистики романа — сплав реалистической психологической прозы с мифом, легендой.

«Плаха». Неразрывность судьбы народа и судьбы природы. Трагические параллели в сюжетном построении романа (гибель семейства волчицы Акбары, трагедия Бостона и Авдия Каллистратова). Добро и справедливость. Социальные истоки зла и жестокости. Библейские мотивы в романе. «Плаха» как философский роман.

В. Р а с п у т и н. «Пожар». Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции. Поиск ответа на вопрос, в чем причина «пожара» в душах людей, переставших быть хозяевами на родной земле.

Поэзия. Проблемно-тематическая и жанрово-стилевая характеристика. Роль поэзии в сохранении духовно-нравственных идеалов. Поиск совершенства поэтической формы.

Стихотворения Н. Рубцова, А. Тарковского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, В. Корнилова, Б. Ахмадулиной, Д. Самойлова, Б. Окуджавы, Ю. Кузнецова, О. Чухонцева, Б. Чичибабина и др.

Для дополнительного чтения

Ф. А. А б р а м о в. «Деревянные кони», «Алька», «Безотцовщина».

В. И. Л и х о н о с о в. «Чалдонки» и другие рассказы.

А. В. В а м п и л о в. «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота».

М. Н. А л е к с е е в. «Драчуны».

А. А. Б е к. «Новое назначение».

А. Г. Б и т о в. «Пушкинский дом».

Г. Н. В л а д и м о в. «Верный Руслан».

В. С. Г р о с с м а н. «Жизнь и судьба».

Ю. О. Д о м б р о в с к и й. «Факультет ненужных вещей».

В. К р у п и н. «Живая вода».

В. Л. К о н д р а т ь е в. «Сашка», «Отпуск по ранению».

В. С. М а к а н и н. Рассказы.

РУССКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА БЕЛАРУСИ

ОБЗОР (1 ч)

Традиции классических русской и белорусской литератур в творчестве русскоязычных писателей второй половины XX — начала XXI века. Новые художественно-эстетические тенденции эпохи: многообразие художественных методов, поиск новых стилевых возможностей в литературе, гибридизация различных видов и жанров искусства.

Проза. Новый подход в изображении Великой Отечественной войны в рассказах А. Н. Андреева «У каждого своя война» и С. А. Трахименка «Родная крывинка».

Реконструкция исторического прошлого в повести Н. А. Голубевой «Ра­димичи». Проблема становления личности. Тема верности и предательства.

Социальных и нравственные проблемы в повести О. А. Ждана «Польша не заграница».

Автобиографическая основа документальной военной прозы А. К. Су­ль­янова («Посеешь ветер»).

Нравственно-философская проблематика повести А. Н. Андреева «Апель­сины на асфальте». Психологизм в изображении взаимоотношений героев.

Поэзия. Культурно-философская насыщенность русскоязычной поэзии Беларуси.

Многогранность философской лирики А. Ю. Аврутина. Поэтическое мастерство автора («Швырнули речке в душу камень», «В одном лице — и жертва, и палач», «Черный свет»).

Традиции поэзии М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой в любовной лирике Л. Н. Турбиной («Ты уходил бесповоротно», «Перо нам — от птицы»).

В. М. Блаженный. Художественный мир поэзии В. Блаженного. Тема беспросветного одиночества человека во вселенной («Беспризорные вещи умерших людей», «Тогда и земля пребывала в покое», «Я мертвых за разлуку не корю»). Верлибры В. М. Блаженного.

Гуманистическая проблематика поэзии Ю. М. Сапожкова («У памятника Пушкину», «Рост», «Бабушка», «Точка невозврата»).

Своеобразие поэтического языка лирики С. Г. Евсеевой («Наши руки», «Старики»).

Синтез традиций классической литературы и современных реалий в поэзии А. В. Скоринкина («Монумент», «Белые аисты»).

Своеобразие поэтических приемов в поэзии Д. Ю. Строцева («Снилось мне: я верю в Бога»).

Природы и человек в творчестве И. И. Шкляревского («Мой волк»,
«В чужом городе»). Переводы классиков белорусской литературы (стихи
Р. Бородулина, М. Танка, П. Панченко, А. Кулешова, П. Бровки, Я. Купалы).

Метафоричность поэзии К. Н. Михеева («Мне снилось то утро…»).

Традиции русской классической поэзии в творчестве Ю. С. Фатнева («День прекрасных облаков»).

Образность поэтического языка Ф. Э. Мыслицкого («Озябну и одену облака», «Тоскует туча по земле»).

Драматургия. А. Делендик, Е. Попова — яркие представители современной белорусской драматургии. Постановки пьес А. Делендика и Е. Поповой в театрах Беларуси и зарубежом.

Проблематика пьес А. Делендика «Вызов богам», «Султан Брунея».

Женские образы драматургии Е. Г. Поповой («Нужен муж для поэтессы»).

ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)

Систематизация знаний по истории и теории литературы.

Литература как историческая память народа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературе.

Фольклор и литература. Роды и жанры литературы. Литературное произведение как художественная система.

Литературный образ и средства его создания. Основные эпохи литературного развития. Смена художественных систем. Романтизм и реализм во взаимодействии. «Серебряный век» русской литературы (проблемы, жанровое богатство и стилевое разнообразие, психологизм, индивидуальный стиль писателя). Национальное своеобразие русской литературы.

Отзывы зарубежных писателей о русской литературе.

Взаимосвязь русской и белорусской литератур.

Трудные судьбы литературы XX века.

Для заучивания наизусть

А. Б л о к. 1—2 стихотворения по выбору учащихся.

С. Е с е н и н. 1—2 стихотворения по выбору учащихся.

А. Т в а р д о в с к и й. 1—2 стихотворения по выбору учащихся.

Поэзия 1970—90-х гг. 1—2 стихотворения по выбору учащихся.

Основные виды устных и письменных работ по литературе

Устный и письменный пересказ художественных произведений или отрывков из них (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) с элементами анализа.

Устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению: формулировка вопроса к изучаемому произведению, развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения.

Устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, просмотренном кинофильме, телепередаче, спектакле, прослушанной звукозаписи (с мотивировкой своего отношения), об актерском и авторском чтении.

Устное или письменное сочинение в жанре рассказа, дневниковых записей, письма, инсценировки (о посещении выставки, музея, об архитектурных памятниках города и т. д.).

Очерк, публицистическая, литературно-критическая статья.

Доклад и реферат на литературную тему (по одному или нескольким источникам).

Составление сложного плана прочитанного произведения и собственного высказывания.

Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренные кинофильм, телепередачу, спектакль, произведение живописи, музыки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения литературы учащиеся должны з н а т ь /
п о н и м а т ь:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных произведений, их тематику, систему образов, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, пафос литературного произведения;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ и ХХ веков;

этапы и закономерности русского и мирового литературного процесса;

основные теоретико-литературные понятия, необходимые для самостоятельного анализа и оценки художественных произведений: модернизм как основа более поздних эстетических систем; роман-эпопея; творческая эволюция писателя; реальное и фантастическое в искусстве; художественный образ; образ-символ; «романность» лирического стихотворения; образность поэтического слова; поэтический синтаксис; индивидуальность стиля; роль метафоры в единой целостности текста, тоническое стихосложение;

традиции и новаторство в русской литературе;

взаимодействие русской, белорусской и мировой литератур.

Учащиеся должны у м е т ь:

выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению;

анализировать художественное произведение (его эпизод, сцену), используя сведения по истории и теории литературы;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие;

писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы;

составлять планы, тезисы, конспекты статей учебника, устных выступлений и письменных работ на литературные темы.

Адукацыйны партал www.adu.by



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (1)

    Программа
    Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из государственных языков Республики Беларусь. Русский язык в международном общении. Функции языка.
  2. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения

    Документ
    Что такое история. Понятие «всемирная история». Историческая периодизация. Понятие «цивилизация» и его определение. Основные тенденции исторического развития.
  3. Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

    Документ
    Примерное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебными программами по предмету «Трудовое обучение (обслуживающий труд)» для 5−9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения.
  4. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения пояснительная записка статус документа

    Примерная программа
    Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  5. Учебная программа дисциплины дисциплина Методика преподавания русского языка в школе

    Программа дисциплины
    В учебных планах данный курс может обозначаться двумя синонимичными названиями: традиционным «Методика преподавания русского языка в школе» и – полнее отражающим современную методическую мысль – «Школьная лингводидактика».

Другие похожие документы..