Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Лемма Барта: если ранг коммутатора двух линейных операторов равен единице, то у этих операторов есть общий собственный вектор (над алгебраически замкн...полностью>>
'Документ'
Общество с ограниченной ответственностью «Солнечный город» публикует настоящую проектную декларацию в соответствии, в порядке и на условиях установле...полностью>>
'Документ'
Защита состоится 3 октября 2006 г. в 16 часов, на заседании диссертационного совета Д. 212.056.10 по присуждению ученой степени кандидата педагогичес...полностью>>
'Программа'
ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ. Делимость целых чисел. Алгоритм Евклида и его анализ (теорема Ламе). Цепные дроби. Сравнения. Классы вычетов по данному модул...полностью>>

Документальный методический комплекс по истории > Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников глава Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников

Интеграция работы с историческими документами в учебный процесс может осуществляться как путем организации ее на обычных уроках, так и посредством организации специальных лабораторных занятий по работе с документами. Последние дают широкие возможности для отработки универсальных учебных умений и, что особенно важно, позволяют развить способность к восприятию и использованию исторических источников в качестве самостоятельного полноценного источника информации. Актуальность этой задачи особенно велика в условиях изучения истории на профильном уровне.

Лабораторное занятие представляет собой форму учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. В соответствии с темой исследования, нас интересуют второй из указанных вариантов.

Целями лабораторного занятия по документам могут являться:

    • углубление и конкретизация знаний о важнейших исторических событиях, явлениях и процессах,

    • расши­рение представлений об исторических документах и многообразии их видов;

    • развитие аналитических умений работы с документальным текстом (выделять основные положения, различать факт и его ин­терпретацию, сопоставлять сведения в разных источниках, находить и объяснять причины разных авторских подходов);

    • формирование на этой основе объективного, всестороннего и критического отношения к фактам и источникам исторической информации, способности определять собственное аргументированное мнение о них;

    • развитие и укрепление познавательного интереса к истории и самостоятельным способам ее изучения.

Лабораторные занятия по документам – форма работы, наиболее характерная для старших классов. Однако отдельные (единичные) занятия такого рода, на наш взгляд, имеет смысл предложить учащимся в уже в 7 классе. Возрастные особенности учащихся и характер исторического материала в 8-9 классе позволяют перейти к неоднократному использованию лабораторных занятий в рамках тематического планирования (хотя, разумеется, они не могут проводиться часто – достаточно, если в течение четверти будет проведено одно, может быть, два таких занятия).

Планируя лабораторное занятие, учителю необходимо обратить особое внимание на разработку документально-методического комплекса по проблеме занятия, соответствующего познавательным возможностям обучающихся, направленного на решение конкретных, четко сформулированных учителем дидактических задач и отражающего основное содержание темы. Организация работы учащимся на основе случайной подборки документов по теме существенно снижает эффективность подобной формы занятий. В этой связи стоит еще раз подчеркнуть, что в условиях ограниченных ресурсов учебного времени, отводимых на освоение программы по истории, перед учителем встает необходимость в проектировании таких вариантов учебного занятия, когда базовые исторические знания по теме осваиваются непосредственно в процессе самостоятельной работы с историческими источниками.

В структуре лабораторного занятия по документам в общих чер­тах аналогична лабораторному занятию по учебнику. В ней можно выделить следующие этапы.

1-й этап — организационный. На этом этапе учитель, прежде всего, вводит обучающихся в тему занятия. Важно не просто назвать тему, но и раскрыть мотивы выбора ее для самостоятельной работы с документами, а также пояснить, чем обусловлена предлагаемая формулировка темы. Далее должны быть поставлены учебные проблемы. Они могут быть выдвинуты учителем, но лучше, если проблемы будут сформулированы совместно с классом - в процессе эвристической беседы либо с помощью иных приемов.

Учитель характеризует источники, на основе которых организуется лабораторная работа. Он может в устной форме дать информацию об их авторах, остано­виться на времени и обстоятельствах создания документов, либо включить эти сведения в инструкции. Например, приступая к ознакомлению учеников 6 класса с “Русской правдой”, учитель отмечает, что этот свод древнерусских законов включает отдельные нормы (статьи) Закона русского, Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие законы. Статьи “Русской правды” направлены на защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан. В ней описано положение зависимых людей, указаны права и обязанности свободных людей (обязательственное и наследственное право). Списки “Русской правды распространялись в XIII-XVIII вв. Ученикам предлагается словарь незнакомых слов, с которыми они могут встретиться в тексте (огнищанин, подъездной, тиун, рядович, смерд, холоп, борть, продажа, купа, закуп, наймит, гривна, куна, ногата, резана). Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе.

Если работа предполагает самостоятельную атрибуцию документов учащимися, вводная информация об источниках может носить самый общий характер или вообще отсутствовать.

На организационном этапе необходимо четко определить перед учащимися формы, в которых будет осуществляться работа (фронтальная, групповая, ин­дивидуально-дифференцированная); разъяснить инструкции и тре­бования к оформлению и предъявлению результатов работы. Лабораторная работа по документам в той или иной форме должна предусматривать письменную фиксацию результатов этой работы.

2-й этап — самостоятельная работа учащихся с историческими документами согласно инструкциям и организационной установке занятия. Учитель на этом этапе выступает как кон­сультант и координатор работы класса.

3-й этап — коллективное обсуждение результатов работы. Варианты обсуждения могут быть различными - короткие творческие отчеты групп, выступления предста­вителей от каждой группы, фронтальная проверочно-обобщающая беседа. Но присутствие самого этапа обсуждения результатов работы необходимо. Он нужен для привлечения внимания учеников к успешным, эффективным приемам работы с содержанием источника, продемонстрированным группами или отдельными учениками, раскрытия смысла и условий применения этих приемов. Вместе с тем, в ходе обсуждения появляется возможность проанализировать недочеты и ошибки, указать на значимые аспекты содержания источника, которые в силу разных причин остались вне поля зрения учащихся. Таким образом, этап коллективного обсуждения результатов работы призван обеспечить возможности для коррекции приобретаемого обучающимися опыта анализа исторических документов.

4-й этап — подведение итогов: резюме по выявленным подходам или формулирование общего итогового вывода; оценивание рабо­ты учащихся на занятии.

Лабораторная работа по источникам может проводиться как индивидуально (этот вариант в целом является преобладающим в школьной практике), так и в составе малых групп. Последний вариант расширяет возможности развития универсальных учебных действий за счет активной коммуникативной деятельности, и в этом плане выглядит достаточно перспективным.

Одним из вариантов работы с документом в группах может стать использование «метода мозаики». Каждой группе обучающихся из 5-7 чел. раздается пакет документов. У всех групп он состоит из разных документов (или разных фрагментов одного документа). В состав пакета входит система заданий к документу (-ам) и инструкции по организации работы. На этапе исследования ученики каждой группы изучают свой во­прос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории. После этого организуется обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.

Необходимым методическим условием использования данного метода и других приемов групповой работы является такая организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями, которая позволяет привлечь внимание всех к ответу каждой группы. Для акти­визации внимания и обеспечения восприятия информации могут быть предложены: заполнение обобщающей или сравнительной табли­цы; составление логической схемы; использование «рабочего листа»; «распаковка кластера», проблемный вопрос, ответить на который можно, только внимательно выслушав все группы.

Продуктивный прием групповой работы с источниками связан с тем, что разным группам учащихся предлагается проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., а затем представить результаты анализа от лица данной группы.

В хорошо подготовленных старших классах основной школы (8-9 кл.) и на ступени старшей школы для организации работы с документами может быть использована методика «Шесть шляп мышления», предложенная Э. де Боно. В соответствии с данной методикой ученики разделяются на шесть групп. Каждая группа получает один и тот же пакет документов (он должен быть достаточно содержательным, раскрывающим разные аспекты проблемы и подразумевающий возможность различных ее оценок). Вместе с заданием каждой группе передается шляпа (или другой символ), цвет которой символизирует одну из мыслительных стратегий. Задачи разных групп, которые они выполняют на основе анализа документов, при этом неодинаковы:

«Белая шляпа» — объективно перечислить исторические со­бытия, факты, новые сведения.

«Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценоч­ные суждения по поводу изученного материала.

«Черная шляпа» — выделить негативные последствия (тенденции) и проблемы.

«Желтая шляпа» — обобщить все положительное.

«Зеленая шляпа» — в оригинальной, творческой фор­ме представить результаты изученного.

«Синяя шляпа» — сформулировать общие выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материа­ла (вариант задания — извлечь уроки из исторических событий).

После этапа изучения комплекса документ организуется обмен мнениями с учетом обозначенных мыслительных стратегий. Таким образом, про­исходит всесторонний анализ исторического материала, его оцен­ка и обобщение.

Глава 3. Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов

Система умений и навыков работы обучающихся с историческими документами определяется требованиями образовательного стандарта и разрабатываемыми на его основными рабочими программами по истории, являющимися составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Непосредственно стандарт задает эти требования в обобщенном виде. Примерная программа по истории содержит некоторую конкретизацию требований к умениям обучающихся. Однако этой степени конкретизации недостаточно, чтобы выстроить четкую систему поэтапного формирования познавательных и информационных умений обучающихся в процессе работы с историческими источниками от 5 класса до окончания основной школы и далее – на старшей ступени обучения. Многие из обозначенных в стандарте и примерной программе по истории умений нуждаются в дальнейшей операционализации, т.е. выделении в их структуре отдельных мыслительных действий, образующих в совокупности рассматриваемое умение. Чтобы сформировать данное умение, учителю необходимо бывает обратить внимание на отработку составляющих его действий и взаимосвязей между ними. Стандарт, примерная программа, а зачастую и методические рекомендации к УМК достаточных рекомендаций для учителя на этот счет обычно не содержат.

Примерная программа задает требования к освоению тех или иных умений лишь на момент завершения освоения программы основного общего образования, без распределения по годам обучения. В связи с этим перед учителем (а точнее – перед методическим объединением учителей истории, работающих в ОУ) при создании рабочей программы по предмету встает задача самостоятельного определения промежуточных ориентиров в процессе формирования умений. Существующие авторские программы к конкретным содержательным линиям учебников и учебно-методическим комплектам по истории в большинстве случаев также мало чем могут помочь учителю в решении данной проблемы, поскольку не содержат детализированных рекомендаций по формированию умений по годам обучений. Исключений из этого общего правила сравнительно немного. К ним относится, например, программа «История с древнейших времен до наших дней» для 5-11 кл. (авторы-составители Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова, 2006 г.) Однако стоит отметить, что указанная программа разрабатывалась до принятия в 2010 г. нового федерального государственного образовательного стандарта.

В связи с наличием указанных выше трудностей была предпринята попытка разработать вариант программы поэтапного развития познавательных умений и навыков обучающихся в процессе работы с историческими источниками. При его создании мы отталкивались от общих требований федерального государственного образовательного стандарта; методических материалов, подготовленных в поддержку стандарта (примерной программы по истории; проекта планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и др.); программы «История с древнейших времен до наших дней» для 5-11 кл. (авторы-составители Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова, 2006 г.), опирались на анализ рекомендаций по формированию познавательных умений и навыков обучающихся на уроках истории, содержащихся в научно-методических публикациях28

В основу предлагаемого варианта системы развития познавательных и информационных умений обучающихся при работе с историческими источниками положены принципы учета:

1) психолого-возрастных особенностей обучающихся;

2) особенностей содержания учебного материала, предлагаемого обучающимся на уроках истории в рамках курса истории того или иного класса;

3) преемственности и системности развития учебных умений (например, если ученик, заканчивающий обучение в 5 классе должен уметь составить простой рассказ о событиях (личности) с привлечением данных из исторического документа, то выпускник 6 класса должен уметь составить развернутый рассказ с использованием уже нескольких исторических документов).

Анализ содержания исторического документа – комплексная процедура, требующая применения развитие целого ряда познавательных умений. В развернутом виде она предполагает:

1. Определение вида документа.

2. Установление автора, времени и обстоятельств создания документа.

3. Выяснение сути документа (Какие исторические факты, события описываются в документе? В чем его основная идея?).

4. Прогнозирование цели его создания.

5. Выявление в документе информации, относящейся к обозначенной проблеме.

7. Установление информационных возможностей содержания документа для решения данной проблемы.

Формирование отдельных элементов, входящих в комплекс умений анализа исторических источников, происходит постепенно. Возможный вариант поэтапной организации этой работы анализа предложен в помещенной ниже таблице.

Оговоримся, что перечень основных позиций анализа документа, содержащийся в таблице, не является абсолютно незыблемым. В принципе, он может быть сокращен или видоизменен после совместного обсуждении его в классе. Важно, чтобы у обучающихся имелся некоторый эталон, на который они будут ориентироваться при анализе исторических документов. Этот эталон динамичен: по мере продвижения учеников от 5-го класса к 11-му он будет претерпевать некоторые изменения, пополняясь новыми позициями. Включать в него те или иные новые позиции рекомендуется учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Оговоримся, что с учетом современных требований, выдвигаемых ФГОС основного общего образования, для ряда позиций мы сочли возможным сместить возрастные границы их формирования.

Последовательность формирования

отдельных элементов умения анализировать исторический документ

п/п

Основные пункты анализа документа

Период формирования соответствующих умений

Комментарии

1.

Общие сведения о документе (автор, название, время создания)

6-7 кл.

Необходимо, чтобы учащиеся умели правильно называть/записывать общие сведения; знали о том, что автором документа может быть не только физическое, но и юридическое лицо (напр., то или иное государственное учреждение).

2.

Вид документа

5-8 кл.

В 5 кл. обучающиеся должны различать вещественные, письменные, изобразительные и устные источники.

В 6 кл. обучающиеся должны различать первичные и вторичные источники (научно-популярная, справочная, художественная литература); знать и уметь идентифицировать такие виды источников, как летописи (хроники), законы.

7 кл.: Определять такие виды источников, как мемуары, документы делопроизводства.

8 кл.: Определять такие виды источников, как программы политических партий, произведения общественной мысли (речи политических деятелей и т.д.), материалы периодической печати; статистический материал.

3.

Историческая обстановка создания документа

7 кл.

Историческая обстановка может рассматриваться в двух направлениях:

а) отражение реалий того времени, о котором идет речь в документе;

б) отражение реалий того времени, когда создавался данный документ (в случаях, когда рассматриваемые в документе события и написание самого документа не совпадают во времени).

4.

Адресат

8 кл.

Имеется в виду способность определить, к кому обращен данный документ и на кого он рассчитан. Это может помочь при выяснении его целей и задач.

5.

Цели и задачи документа

8-9 кл.

При работе с учениками основной школы допустимо не разделять цели и задачи (в действительности, цели носят стратегический, а задачи – тактический характер, подчинены достижению данной цели). Цели и задачи могут подразделяться на официальные и фактические, главные и побочные.

Достоверность, объективность, полнота источника

7-11 кл.

Умение оценивать степень достоверности и объективности содержащейся в документе информации, указывать причины, которыми обусловлена неполнота, неточность, предвзятость информации.

В 7 кл. обучающиеся учатся оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.

6.

Факты

5-11 кл.

Фактологическое содержание документа составляют указанные в нем даты, географические ориентиры, имена, количественные данные, описание конкретных событий. В 5 кл. учащиеся должны уметь осуществлять поиск в историческом документе повествовательно-описательного характера нужной информации с опорой на вопросы учителя; в 6-7 кл. – по предложенному плану.

На начальном этапе (5-6 кл.) следует обратить внимание на развитие умения разделять факты на правдивые, вымышленные и сомнительные (основой для его формирования могут служить мифы и некоторые повествовательно-описательные источники по истории древнего мира; некоторые рассказы русских летописей – напр., о мести княгини Ольги древлянам в 945 г.).

В 7-8 кл. учащиеся овладевают умением извлекать из документа информацию, содержащуюся в нем не только в готовом, но и в опосредованном виде.

В 8 кл. учащиеся должны научиться:

- выделять и воспроизводить содержащиеся в составе информации источников суждения, оценки, теоретические положения;

- отличать факты от субъективных мнений и суждений авторов документа;

- самостоятельно изучать тему по двум или нескольким взаимодополняющим источникам, систематизируя и обобщая содержащуюся в них информацию.

В 9-11 кл. учащиеся овладевают умением анализа информации двух или нескольких источников, содержащих альтернативные интерпретации рассматриваемых событий, учатся осуществлять обоснованный выбор информации из таких источников.

7.

Основные понятия

6-8 кл.

В 6 кл. учащиеся должны выделять в тексте незнакомые слова, понятия, термины и определять их значение путем обращения к сопровождающим документ комментариям, словарям, энциклопедиям и т.д.

Значительно более сложный уровень (10-11 кл.) связан с попыткой самостоятельно сформулировать суть используемого в документе нового понятия на основе содержания самого документа.

8.

Затронутые проблемы

9-10 кл.

Умение выделить и выразить проблему(-ы) исторического развития, стоящую за содержанием анализируемого документа (это может быть, напр., обеспечения национальной безопасности, проблемы социальной справедливости, проблемы эффективной организации экономической жизни, проблемы демократизации политического строя и т.д.). Данное умение является весьма важным при работе с документом, позволяя учащимся выйти на уровень синтеза изучаемого материала.

9.

Основные идеи (главные мысли) документа

5-6 кл..

Умение выделять главные мысли текста. (Фактически речь идет о проявлении универсальных учебных действий смыслового чтения применительно к работе с историческими документами).

10.

Вопросы к содержанию документа (или к его автору)

6-10 кл.

Умение задавать вопросы к историческому документу характеризует способность планировать и осуществлять самостоятельное изучение исторического источника. Оно формируется постепенно; в сложившемся виде им должны владеть ученики старшей школы.

В 6 кл. учащиеся должны научиться ставить к тексту документа продуктивные вопросы на воспроизведение информации, в 7-8 кл. – вопросы, требующие анализа и объяснения.

11.

Система ценностей (или идеология), отраженная в документе

9-11 кл.

Умение определять ценностно-мировоззренческие ориентации, повлиявшие на содержание документа и отраженные в нем (это могут быть, напр., гуманистические, религиозные, милитаристские, консервативные, либеральные, коммунистические, социал-демократические, националистические, и др. системы ценностей; ценности, характерные для отдельных локальных цивилизаций и т.д.).

12.

Стилистические особенности

10 кл.

Данный пункт является способом провести на уроках общественных дисциплин межпредметные связи с литературой.

13.

Уровень эмоциональности

8-10 кл.

Эмоциональный фон в значительной степени влияет на объективность автора документа.

14.

Сравнение с другими документами

6-11 кл.

В 6 кл. обучающиеся учатся сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты общего и различия, на основе поставленных перед ними вопросов для сравнения.

Умение, анализируя документ, самостоятельно сравнивать заключенную в нем информацию с содержанием других документов, рассматривающих одну и ту же проблему с различных позиций.

15.

Историческое значение документа

9 кл.

Учащиеся должны уметь видеть и значение данного документа в истории (для современников и последующих поколений).

и его значение.

16.

Информативность и познавательная ценность документа

10-11 кл..

Умение определить познавательную ценность документа для исследователей, изучающих те или иные события и проблемы исторического развития (на основе критического анализа степени полноты и достоверности источника, его сопоставления с другими доступными источниками).

17.

Основные части, на которые можно разбить документ

10-11 кл.

Работа с документом зачастую подразумевает необходимость определения его структуры, т.е. деление на несколько логических частей, что позволяет четче выделить основные проблемы, затронутые в нем.



Использованные источники

  1. Актуальные проблемы методики обучения. /Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Алексашкина, Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования. - М., 1999.

  3. Ваганов, Ю.В. Памятки на уроках истории/ Ю.В. Ваганов// Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,1989. - № 4

  4. Вагин, А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах./ А.А. Вагин. - М., 1959.

  5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории /Е.Е. Вяземский. - М., 2003.

  6. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2000.

  7. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 2000.

  8. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе /П.В. Гора. - М.: Просвещение, 1988.

  9. Дайри, Н.Г. Современные требования к уроку истории/Н.Г. Дайри.- М., 1978

  10. Журавлева, О.Н. Практические занятия по истории в старших классах/О.Н. Журавлева// Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,2003. - №9.

  11. Запорожец, Н.И. Развитие умений учащихся /Н.И. Запорожец//Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,1981. - №4.

  12. Иоффе, А.Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин. / А.Н. Иоффе. — М. : Изд. дом «Новый учебник», 2002.

  13. История России с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы /Авторы-составители Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова. - М.: Вентана-Граф. 2007г.

  14. Колосков, А.Г. Дидактические материалы к урокам истории по теме «СССР в середине 60-х – начале 80-х гг.»/ А.Г. Колосков // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,2004. - № 7.

  15. Лазукова, Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории /Н.Н. Лазукова // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,2002. – № 1.

  16. Ларина, Л.И. Практикум в системе уроков по истории в старших классах/Л.И. Ларина// Преподавание истории и обществознания в школе. – М., 2007. - №№ 6-7.

  17. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории/И.Я. Лернер. - М., 1982.

  18. Лисова, К. Использование документов на уроках истории /К. Лисова// Народное образование. – М., 2001. - №5.

  19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.:Просвещение, 2011.

  20. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

  21. Румянцев, В.Я. Работа с историческими источниками /В.Я. Румянцев// Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,2003. - №3

  22. Стрелова, О.Ю. Приемы интеграции документальных и иллюстративных компонентов учебника в учебный процесс в качестве источников исторической информации и средств развития познавательных способностей старшеклассников /О.Ю. Стрелова. – Электронный ресурс: /info.aspx?ob_no=17194

  23. Стрелова, О.Ю., Вяземский, Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. Пособие для учителя/ О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2006.

  24. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе /М.Т. Студеникин. - М.,Владос,2004.

  25. Троицкий, Ю.Л. Новая технология исторического образования/Ю.Л. Троицкий// История. – 1994. - № 45.

  26. Троицкий, Ю.Л. Нужен ли школьнику учебник истории/Ю.Л. Троицкий// История. – 1996. - № 23.

  27. Умбрашко, К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории/К.Б. Умбрашко //Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,1996. - № 2.

  28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. – Электронный ресурс: /catalog.aspx?CatalogId=2588

  29. Шкарлупина, Г.Д. Преподавание истории и обществознания/ Г.Д. Шкарлупина. – Ростов-н/Д.: Феникс,2005.

Приложение

Система типовых вопросов к документам государственного характера

(грамоты, указы, законы, постановления, официальные речи государственных деятелей и т.п.)

1) Когда, где и почему появился этот документ? Опишите исто­рические условия его создания.

2) Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3) Выделите основные (новые) понятия, использованные в до­кументе, и объясните их.

4) Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

5) Чем отличается этот документ или его отдельные положения подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6) К каким результатам, изменениям в государстве и обществе Ривело или могло привести введение этого документа?

Система типовых вопросов к документам международного характера (договоры, соглашения, деловая переписка руководителей и т.п.)

1) Покажите на карте государства, составившие этот документ,

2) Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3) Назовите основные положения документа.

4) Какие изменения в политическом, экономическом, террито­риальном плане произошли или предполагались по этому документу? Оцените их значение для каждой из стран, имеющих к нему отношение.

5) Дайте общую оценку данному документу.

Система типовых вопросов к документам политического характера (партийные программы, воззвания, политические выступления и т.п.)

1) Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2) К чему призывает и что осуждает автор документа?

3) Интересы каких слоев населения он выражает?

4) Как политические призывы автора соотносятся с его соци­альным положением и истинными интересами?

5) Каковы последствия (реальные или прогнозируемые) вступ­ления в жизнь этого документа?

6) Сопоставьте его с аналогичными документами иных полити­ческих направлений. В чем их сходства и различия по основным вопросам?

7) Дайте историческую оценку этому документу.

Система типовых вопросов к повествовательно-описательным документам исторического характера (хроники, анналы, летописи и т.п.)

1) Какому периоду истории, какой стране, каким событиям по­священ этот документ?

2) Покажите на карте место, где происходили описанные в до­кументе события.

3) Определите время, в которое происходили описанные собы­тия. Если даты в документе указаны не по христианскому календа­рю, переведите их в привычную для нас систему летосчисления.

4) Как автор документа объясняет причины, излагает ход и оп­ределяет значение исторических событий?

5) Как автор относится к описываемым им событиям и деяте­лям? Как оценочные суждения автора связаны с характером этого документа и обстоятельствами его создания?

6) Вызывают ли приведенные автором сведения доверие? По­чему?

7) В чем позиция автора совпадает или не совпадает с точкой зрения его современников или потомков на эти исторические фак­ты? Чем это сходство или различия можно объяснить?

8) Оцените научную (познавательную), историческую значи­мость этого документа.

Система типовых вопросов к документам личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельские показания и т.п.):

1) Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

2) Какому историческому событию или явлению посвящен документ? Что увидел автор? Как он относится к происходяще­му? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими де­талями.

3) Чем вы объясните именно такое отношение автора к данным событиям? К его участникам?

4) В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему?

5) Разделяете ли вы отношение автора к описанным фактам? Доверяете ли его свидетельствам? Почему?

6) В какой мере этот документ может быть использован в каче­стве исторического источника?

Система типовых вопросов к документам литературного характера (историческая проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, сатира и т.п.)

1) Покажите на карте место, где происходит действие этого ли­тературного источника.

2) По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или время написания произведения (найдите в документе признаки, подтверждающие, что он был создан в эпоху...).

3) Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, ис­каженным? Как вы думаете, с какой целью автор произведения сделал это?

4) Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с его аргументами?

5) К какому общественному слою принадлежал автор? На­сколько объективным и беспристрастным он оказался в передаче событий или он совершенно к этому не стремился?

6) В каких других литературных произведениях, в том числе иноязычных, вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространение?

1 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. /journal/2005/1212.htm.

2 /catalog.aspx?CatalogId=791

3 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. /journal/2005/1212.htm.

4 Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования. – Управление школой. (Приложение к газете «1 сентября») – 2009, №7.

5 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. /journal/2005/1212.htm.

6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. – Электронный ресурс: /catalog.aspx?CatalogId=2588 – С.6-7.

7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. – Электронный ресурс: /catalog.aspx?CatalogId=2588 – С.5-6.

8 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. – Электронный ресурс: /catalog.aspx?CatalogId=2588 – С.11.

9 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.88-89

10 Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981г., № 4, С.28.

11 Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.234

12 Глоссарий образовательных стандартов нового поколения. - /catalog.aspx?CatalogId=230

13 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. – С. 8-10.

14 Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – (Серия «стандарты второго поколения») - М., 2010. –– С. 7-8.

15 Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2008. – С. 17.

16 Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г., № 4, С.24

17 Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г., № 4, С.24-27.

18 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М., 2000. - С.107-110

19 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004., С.133

    20 Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2000.

21 Киселев, А.Ф. История России. XVII-XVIII вв. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселев, В.П. Попов. – М.:Дрофа, 2009. – С.27-28.

22 Киселев, А.Ф. История России. XVII-XVIII вв. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселев, В.П. Попов. – М.:Дрофа, 2009. – С.15.

23 Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е.Учебник истории: старт в новый век /О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М.,2006. – С.60.

24Стрелова, О.Ю. Приемы интеграции документальных и иллюстративных компонентов учебника в учебный процесс в качестве источников исторической информации и средств развития познавательных способностей старшеклассников /О.Ю. Стрелова. – Электронный ресурс: /info.aspx?ob_no=17194

25 См.: Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М., 2000. – с.107 – 110.

    26 Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2000.- С.45-48.

27 Стрелова, О.Ю. Приемы интеграции документальных и иллюстративных компонентов учебника в учебный процесс в качестве источников исторической информации и средств развития познавательных способностей старшеклассников /О.Ю. Стрелова. – Электронный ресурс: /info.aspx?ob_no=17194

    28 См.: Иоффе А.Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин.- М., 2002; Запорожец, Н.И. Развитие умений учащихся /Н.И. Запорожец//Преподавание истории и обществознания в школе. – М.,1981. - №4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 «История России (1945-2008 гг.)» для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД-Ф-02 «История России (1945-2008 гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  4. Сборник включает учебные программы и методические материалы по циклам общепрофессиональных и дисциплин специальности по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Содержание

    Документ
    Документоведение и документационное обеспечение управления: сб. учеб. Программ и метод. материалов по специальности 032001 / ТГУ им. Г.Р.Державина, акад.
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114

Другие похожие документы..