Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель: продолжать знакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произве...полностью>>
'Документ'
Написать уравнение гармонического колебания с амплитудой 2 см, если за 1 мин совершается 100 колебаний, начальная фаза равна /3. Начертить график. Н...полностью>>
'Документ'
SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущ...полностью>>
'Документ'
Автор (коллектив авторов) подтверждает согласие на публикацию представленных мною (нами) информационных материалов в электронном сборнике тезисов и до...полностью>>

Документальный методический комплекс по истории > Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников глава Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.3. Вариативные модели анализа исторических источников

На основе анализа существующих УМК и методических пособий О.Ю. Стреловой выделены несколько основных подходов к организации учебного анализа исторических документов в практике школьного образования:24

  • анализ документов, ориентированный на видовое разнообразие письменных исторических источников;

  • анализ содержания документов в связи с особенностями структуры их содержания;

  • анализ документа с точки зрения заявленных в нем субъектов исторического процесса - современников и потомков исторических событий (многосубъектный анализ);

  • определение значимости исторического документа для познания прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в источнике проблемы (гносеологический или многоперспективный анализ);

  • сопоставление двух и более документов, освещающих одну и ту же проблему, историческое событие и т.д.

Анализ источников с учетом их видового разнообразия основан на тезисе о том, что каждый вид документа обладает присущими только ему свойствами и поэтому требует адекватного отношения к себе со стороны исследователя.25 В связи с этим в методике преподавания истории предложены комплексы логически взаимосвязанных типовых вопросов и заданий, на основе которых может быть организован анализ документов отдельных групп (см. Приложение).26 Опора на эти схемы позволяет учителю эффективно выстроить работу с большинством видов письменных источников – документами государственного, международного, политического, личностного характера, повествовательно-описательными историческими сочинениями (летописями, хрониками), произведениями художественного слова как историческими источниками. Использование их в качестве памяток-алгоритмов для учащихся помогает создать ориентировочную основу для формирования и отработки частных предметных умений анализа разнообразных видов источников.

Анализ документов в связи с особенностями структуры их содержания базируется на возможности выделения в ней различных компонентов исторических сведений. Это могут: быть факт-событие, факт-явление, факт-процесс; хронологические и историко-географические сведения, имена собственные, ссылки на источники или чье-то мнение, цитаты из источников, понятия разной степени обобщения, относительно устоявшиеся объяснения причинно-следственных связей, авторские интерпретации фактов и оценочные выводы. Структурный анализ содержания документа делает его текст более доступным для понимания прочитанного, дифференциации фактов и интерпретаций. Таким образом, он выступает как средство подготовки перехода к более глубокому анализу и пониманию документа.

Гносеологический подход к анализу исторических документов в своей развернутой форме предполагает ответ обучающихся на четыре группы вопросы:

1. Вопросы, направленные на уяснение информационной ценности документа: О чем рассказывает этот источник? Что я узнал(а) из источника?

2. Вопросы, позволяющие определить перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы возникли у меня по содержанию документа? к автору документа? по обстоятельствам создания документа?

3. Вопросы, акцентирующие внимание на аксиологической и праксиологической ценности источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории? и т.п.

4. Вопросы, помогающие определить перспективы дальнейшего исследования темы: Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем он умалчивает? Что и почему скрывает автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы? и т.п.

При работе с конкретным документом эти вопросы могут использоваться выборочно и в различном порядке.

Перспективной технологией учебной работы с историческими документами может стать разработанная О.Ю. Стреловой методика многоуровневого анализа исторических документов. Она интегрирует в себе черты всех вышеперечисленных подходов и обеспечивает комплексный анализ исторических источников, значительно увеличивающий степень использования их познавательного потенциала.

В рамках многоуровневого анализа источников к историческому документу (или группе взаимосвязанных документов) составляется система заданий и вопросов пяти различных уровней:27

Многоуровневый анализ исторического документа

(по О.Ю. Стреловой)

Уровни анализа документа

Обобщенная характеристика вопросов и заданий

1. Атрибуция источника

Вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки определить вид данного источника.

2. Историко-логический анализ содержания источника

Вопросы, направленные на «выборочное чтение» источника и работу с информацией, «лежащей на поверхности текста». Они задают исследователю определенный угол зрения для выделения существенного в изучаемом источнике - фактов, о которых рассказывает автор; причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов.

3. Аксиологический анализ письменного источника

Вопросы, связанные с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, социальных групп, исторических деятелей, общественно-политических организаций, которые представлены в документе, а также самого автора источника

4. Критический анализ письменного источника

Вопросы, обеспечивающие внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь пытается оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов, понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами,

5. Праксиологический анализ источника

Вопросы, ценность документа в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы.

Проиллюстрировать возможности использования многоуровневого анализа источников позволяет пример, помещенный ниже. Это система заданий к летописному рассказу о походах князя Святослава (Х век), который помещается во многих учебниках по истории для 6 класса:

Задания

Уровень анализа источника

  1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?

«Паспортизация» источника

  1. В каком веке летописец записал этот рассказ?

«Паспортизация» источника

  1. Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии.

«Паспортизация» источника

  1. На карте (с.43) определите примерное расположение города Перяславец. На территории какой страны он находился?

«Паспортизация» источника

  1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?

Поиск ответа на вопросы, лежащего «на поверхности» текста

  1. В каком веке летописец записал этот рассказ?

Поиск ответа на вопросы, лежащего «на поверхности» текста

  1. Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии.

Аксиологический анализ

  1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

Критический анализ источника

  1. Как автор рассказа о Святославе относится к своему герою и русской дружине? Найдите в тексте источника характерные слова и выражения.

Аксиологический анализ

  1. Автор учебника заявляет, что «Святослава отличали прямота, честность и скромность» (с.42). Не противоречат ли этой оценке слова князя о том, что в его дружине 20 тысяч воинов?

Аксиологический анализ

  1. В тексте документа найдите слова, передающие отношение его автора к «грекам». Попробуйте объяснить, почему у летописца сложилось подобное мнение о греках? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо?

Аксиологический анализ

  1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах князя Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

Аксиологический анализ

  1. Что нового помог вам этот документ узнать о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами, об источниках по древней отечественной истории?

Праксеологическая оценка ценности документа в школьном курсе истории

Из приведенной таблицы видно, что и количество вопросов, и степень «исчерпания» ими познавательного потенциала источника значительно выше, чем при традиционном его изучении. Вместе с тем, применение многоуровневого анализа документов требует определенных затрат учебного времени. Ряд методистов отмечает, что использовать этот метод целесообразнее всего в рамках лабораторных и практических занятий по работе с историческими документами.

Анализ документов может выполняться как в устной, так и в письменной форме (выполнение тестовых заданий по содержанию документа, письменный ответ на вопросы или анализ документа по предложенной схеме (памятке), составление плана документа, написание эссе на основе документа).

2.4. Документальный методический комплекс по истории

Структура документально-методического комплекса (ДМК) состоит из содержательной и дидактической части. Содержательная часть ДМК предполагает наличие исторических источников разного плана, вида, характера. Это могут быть, например, документы актового характера (грамоты, законы, приказы, деловая переписка, речи, статистика и т.д.); повествовательно-описательного характера (летописи, хроники и т. д.); личностного характера (мемуары, дневники, письма); источники статистической информации (в т.ч. – в виде таблиц, диаграмм, графиков); памятники художественного слова (эпос, песни, поэзия, сатира и др.); изобразительные источники (репродукции картин, гравюр, карикатур, плакатов и т. д.); исторические карты и т.д. При этом во многих случаях оптимальным вариантом является включение в состав ДМК именно разнотипных источников информации.

Исторические документы, входящие в ДМК, должны иметь название с указанием авторства, датировку (за исключением тех случаев, когда от учащихся требуется самостоятельно определить, когда мог появиться этот документ или кто является его авторов на основе содержащихся в нем данных).

При необходимости входящие в состав могут быть представлены в виде фрагментов или адаптированы к возрасту и индивидуальным познавательным особенностям обучающихся. Разумеется, адаптация исторических документов в дидактических целях допустима лишь в той мере, в которой она действительно необходима для восприятия документа обучающимися. Она ни в коем случае не должна искажать какие-то аспекты содержания документа, его общий смысл. В принципе, следует приучать детей работать с «живыми» документами, поскольку сохранение характерных речевых оборотов, обращений, архаизмов помогает лучше прочувствовать дух исторической эпохи, «вжиться» в нее.

Важное место в структуре ДМК занимает дидактическая часть. Она может включать задания различного рода, причем многие из них предполагают не просто извлечение готовой информации из документа, а анализ документа в связи с имеющимися у детей историческими знаниями и умениями. В составе дидактической части ДМК могут быть представлены, в частности:

а) хронологические задания (напр., расположить документы в хронологическом порядке);

б) картографические задания(восстановить на контурной карте маршрут экспедиции или отметить район восстаний, оживить карту и т. д.);

в) задания на воссоздание (реконструкцию) исторических событий;

г) аналитические задания (определить причины восстания, последствия реформ и др.).

д) задания на выработку и аргументацию оценочных суждений (оценить деятельность какой-либо личности, значение события и т.д.)

е) задания на сопоставление разных версий, оценок, точек зрения.

Сформированные, надлежащим образом оформленные в печатном и/или электронном виде, систематизированные в соответствии со структурой учебной программы документально-методические комплексы по различным темам и разделам курса истории, конкретным историческим проблемам составляют базу ДМК.

Основными принципами работы с ДМК являются системность, универсальность, комфортность. Под системностью следует понимать постоянное использование работы с историческими источниками как ведущего приема обучения на уроке. Под универсальностью понимаются широкие возможности использования источников на любом этапе процесса познания (в виде иллюстрации или подтверждения факта, материала для исследования, как средства стимулирования познавательной активности и т. д.). Принцип комфортности подразумевает четкую и понятную постановку учебной задачи, требований по оформлению и представлению результата ее решения на каждом этапе урока.

Следует отметить, что на первых порах работа по созданию ДМК является достаточно трудоемкой для учителя, особенно для учителя начинающего. Трудоемкость обусловлена, прежде всего, необходимостью поиска и отбора содержательных, доступных для детей и способных вызвать их интерес документов, позволяющих последовательно развивать умения работы с источниками. С другой стороны, не такой простой задачей, как может показаться на первый взгляд, является разработка системы заданий к ДМК.

В процессе обучения истории учитель может самостоятельно создавать документально-методические комплексы (ДМК), а в профильных классах предлагать соответствующие задания школьникам. В этом случае ДМК – это дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях, дискуссиях и семинарах, способ развития умений школьников искать, обрабатывать, представлять в новом виде, анализировать информацию из разных источников, сопоставлять противоречивые версии и оценки, формировать собственное отношение к дискуссионным вопросам прошлого и современности, овладевать ремеслом историка, взращивать в себе гражданские качества.

ДМК можно разрабатывать к дидактическим единицам содержания учебного курса разного уровня: к отдельным тематическим блокам, к темам учебных занятий или к конкретным вопросам. Учебная ситуация (уровень изучения истории в старшей школе, познавательные возможности учащихся, цели и тема занятия, другие условия) определяют выбор структуры ДМК: однолинейной или многоуровневой / векторной (схемы 2 и 3), количество задействованных в нем источников и характер предложенных к ним вопросов.

ДМК могут оформляться на отдельных листах (документ / документы и вопросы к нему / комплексу источников) или в электронном виде. В первом случае ДМК имеет много общего с рабочими листами, но последние не обязательно содержат источники.

Разработка ДМК основана на следующих подходах к общему гуманитарному и историческому образованию, в частности:

    • Вариативное образование – установка на конструирование образования, обеспечивающего компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека (А.Г.Асмолов)

    • Информационная избыточность текста (учебника / УМК) – принцип отношения к различным текстам (словесно-печатным и визуальным) как к открытым, многоуровневым источникам, предрасположенным к их вариативному использованию в процессе обучения истории

    • Все компоненты учебника / УМК это источники исторической информации и средства организации познавательной деятельности старшеклассников

    • Нелинейный принцип работы с учебником истории / УМК - установка на использование разнообразных компонентов учебной книги как источников учебной информации в логике изучения проблемы / вопроса, а не в последовательности изложения авторского текста

    • Многоуровневый и многоаспектный анализ источников в ДМК, который возможен на основе разных способов системного анализа документов

Примерный алгоритм разработки ДМК

  1. Выбор темы и проблемы для ДМК, формулирование целевой установки ДМК в соответствии с общими целями изучения истории, целевыми ориентирами учебного курса и ключевыми вопросами учебной темы (тематического блока).

  2. Поиск и отбор источников по разным каналам информации (учебник, электронное пособие, другие компоненты УМК, СМИ, Интернет и т.д.).

  3. Атрибуция отобранных источников: название, вид документа, авторы, время и место создания / хранения / публикации, другие сведения, обогащающие исследование источника.

  4. Разработка структуры (схема 2 и 3) и макета (общей концепции) ДМК.

  5. Разработка вопросов и заданий к ДМК.

О характере методического аппарата ДМК следует сказать особо. По сути, это главная часть комплекса, определяющая уровень, содержание, направления, способы и результаты мыслительной работы школьников. На основе системного подхода к анализу исторических источников учителя и школьники могут составить огромное количество вопросов и заданий к документам, иллюстрациям и их комбинациям, охватывающее все грани работы историков с «немыми свидетелями прошлого». Для учителя многоуровневый комплекс вопросов и заданий – это способ дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, для старшеклассников – возможность приобщиться к «самой захватывающей части работы историка» (Люсьен Февр).

Если разработка ДМК по конкретной учебной теме / проблеме становится познавательным заданием для школьников (профильный уровень), то в критерии оценки их проектов обязательно включается показатель «стоимости» придуманных ими вопросов и заданий. Например, вопросы репродуктивного характера – 1 балл, проблемные вопросы – 3 балла, вопросы для критического анализа источников – 4 балла и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 «История России (1945-2008 гг.)» для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД-Ф-02 «История России (1945-2008 гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  4. Сборник включает учебные программы и методические материалы по циклам общепрофессиональных и дисциплин специальности по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Содержание

    Документ
    Документоведение и документационное обеспечение управления: сб. учеб. Программ и метод. материалов по специальности 032001 / ТГУ им. Г.Р.Державина, акад.
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114

Другие похожие документы..