Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
14 ноября 1920 г. остатки белогвардейских армий покидают Крым. 16 ноября войска Красной Армии заняли Керчь, и весь Крым перешел под власть Советов [1...полностью>>
'Документ'
Сферы научных интересов: Стабилизационная макроэкономическая политика, бюджетная политика, денежная политика, валютные курсы, история экономических у...полностью>>
'Документ'
14 мая в техническом университете пройдет День восточной культуры. В концерте, посвященном Японии, Китаю, Корее, примут участие более 100 студентов и...полностью>>
'Документ'
Про затвердження Інструкції про організацію роботи з пенсійного забезпечення військовослужбовців внутрішніх військ та осіб начальницького і рядового ...полностью>>

Документальный методический комплекс по истории > Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников глава Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Основы современной методики использования исторических документов в системе подготовки обучающихся общеобразовательной школы

2.1. Классификация и принципы отбора исторических документов для использования в учебной деятельности

Современная дидактика школьного исторического образования ориентирована на использование широкого спектра разнообразных исторических источников. Такой подход, с одной стороны, помогает формировать более полное представление о специфике исторического познания, а с другой – обеспечивает обширное поле для развития различных познавательных умений.

Исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. В качестве основных групп исторических источников принято различать письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные источники, а также кино-, фоно- и фотоматериалы. Наиболее важной и массовой группой исторических источников являются письменные источники. Именно из них ученые черпают основную массу информации, служащей основой для реконструкции и интерпретации исторического прошлого, за исключением дописьменных обществ.

Письменные источники различаются по своему происхождению (материалы государственных, вотчинных, фабрично-заводских, ведомственных, личных и других архивов), содержанию и назначению. Среди них обычно выделяют документальные и повествовательно-описательные источники. Документальные источники (или актовые документы) – юридические акты, материалы делопроизводства, дипломатические и военные документы, статистико-экономическая отчетность, программы политических партий и т.д. Они отражают отдельные факты прошлого, но отличаются, как правило, особой достоверностью. Повествовательно-описательные источники - летописи, хроники, исторические повести и пр. - передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов. Сведения повествовательных источников часто менее достоверны, однако они представляют собой связный рассказ об исторических событиях. Особую разновидность повествовательных источников, отличающихся выраженной субъективностью, составляют мемуары, письма, дневники и другие документы личного характера.

Учет специфики различных типов и видов исторических источников важен не только с точки зрения научного изучения прошлого, но и с точки зрения организации работы с ними в учебном процессе. С дидактической точки зрения важным фактором классификации источников становятся особенности учебно-познавательной деятельности, к осуществлению которой «предрасполагает» содержание источника.

Достаточно обоснованной и удачной в этой связи представляется классификация письменных исторических источников (в методике преподавания истории для их обозначения обычно используется обобщенное понятие «исторический документ»), предложенная Е.Е.Вяземским и О.Ю. Стреловой18. Для каждой из названных групп источников ими разработаны типовые модели вопросов, позволяющих организовать всесторонний анализ документов обучающимися.

Классификация исторических документов,

используемых в школьном преподавании истории

(по Е.Е. Вяземскому, О.Ю. Стреловой)

  1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

  2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

  3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

  4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

  5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

  6. Документы литературного жанра, рассматриваемые как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и т.д.

Первоначальную информацию о видах исторических документов, их существенных признаках обучающиеся получают от учителя. Происходит это поэтапно, по мере того, как в ходе учебного процесса обучающиеся сталкиваются с новыми для себя типами документов. Так, в 5 классе при изучении истории древнего мира обучающиеся впервые работают с адаптированными фрагментами законодательных актов (напр., с отрывками из Законов Хаммурапи), историческими сочинениями античных авторов (Геродота, Тита Ливия и др.). В 6 кл. школьники существенно расширяют свое представление о законодательных актах; на многочисленных примерах знакомятся с летописями и хрониками, памятниками художественно слова и фольклора как историческими источниками («Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», фрагменты из произведений средневековой западноевропейской литературы, пословицы и поговорки, народные песни), получают первое представление об источниках мемуарного и эпистолярного характера (записки иностранцев о Русском государстве XV-XVIII вв., отдельные образцы переписки), делопроизводственного характера (документы о повинностях западноевропейских крестьян и т.д.), работают с фрагментами из работ известных историков Нового времени (Н.М.Карамзина, В.О. Ключевского и др.), выступающими в рамках учебного процесса в качестве вторичных источников. В 7-8 классах, при изучении Новой истории, круг источников, с которыми работают ученики, расширяется за счет публичных документов политического характера (речи, обращения, заявления и т.д.), программных документов политических организаций, дипломатических документов данных экономической статистики, материалов периодической печати (газетных и журнальных публикаций); учащимся чаще приходится работать с фрагментами мемуарной литературы, эпистолярного наследия. Таким образом, в 9 кл. обучающиеся фактически оказываются знакомы со всеми основными видами исторических источников, применяемыми в рамках школьного образовательного процесса.

Нередко в школьной практике наблюдается ситуация, когда учителя, предлагая учащимся исторический источник нового для них вида, не обращают их внимания на его отличительные признаки. Это является серьезным упущением с точки зрения формирования у обучающихся представлений о разнообразии исторических источников, особенностях их возможностей для изучения прошлого, выработки оптимальных стратегий работы с документами разных видов. С учетом своего возраста, учащиеся должен получать от учителя доступную характеристику особенностей разных видов исторических документов. На элементарном уровне 6 класса, например, можно ограничиться указанием на следующие признаки и характерные черты некоторых видов источников:

Вид источника

Отличительный признак

Особенности отражения исторического прошлого

Летописи, хроники

Хронологическое описание событий (повествование велось последовательно по годам)

Отражают те события, которые современники считали важными, значительными.

При описании событий более раннего времени автор опирался на сведения своих предшественников.

Зачастую летописец описывал события с позиций интересов того правителя, которому он служил.

Мемуары

Воспоминания участников или свидетелей исторических событий

Отражают субъективный (личный) взгляд автора на описываемые события.

Возможно некоторые неточности в отражении деталей.

Деловые документы

Составлялись по определенной устоявшейся форме. Содержат информацию конкретного характера, относящуюся к данной конкретной ситуации.

Отличаются точностью передачи информации (но в отдельных случаях возможно ее сознательное искажение).

Информация, содержащаяся в таких документах, не всегда показательна: иногда она может оказаться приемлемой только для характеристики данного конкретного случая.

Жития

Жизнеописание исторических лиц, причисленных к лику святых.

Передача реальных исторических фактов сочетается с восхвалением религиозных заслуг и чудес, сотворенных святым.

В дальнейшем, по мере работы с источниками изученных групп, учащиеся на практике осваивают особенности их информационно-познавательных возможностей, эффективные схемы анализа документов данного вида.

Ввиду огромного разнообразия и количества исторических источников, оставленных человечеством и используемых исторической наукой, актуальным является вопрос о том, какими соображениями должен руководствоваться учитель при отборе документов для использования в учебном процессе. Принципы отбора исторических документов для использования в образовательном процессе удачно удалось суммировать М.Т.Студеникину.19 Он отмечает, что документ для урока истории должен:

  • соответствовать общим целям и задачам обучения истории;

  • отражать основные, наиболее значимые либо типичные факты и события эпохи;

  • быть органически связанным с программным материалом,

  • обеспечивать основу актуализации имеющихся исторических знаний, достигаемой при помощи постановки перед обучающимися соответствующих познавательных вопросов и заданий;

  • быть доступным ученикам по характеру изложения, содержанию и объему, по возможности - интересным;

  • содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, чертах повседневной жизни изучаемой эпохи;

  • оказывать определенное эмоциональное воздействие на обучающихся;

  • обладать достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

В свете современных представлений о целях и задачах социально-гуманитарном образовании этот перечень можно дополнить, на наш взгляд, еще несколькими соображениями более частного характера.

Во-первых, полезным представляется включение в число документов, используемых в работе с учащимися, исторических источников, которые отражают события региональной и местной истории в их связи с общероссийским (или даже мировым) историческим процессом. Помимо воспитательного момента, привлечение таких документов помогает ученикам осознать неразрывное единство истории родного края, малой родины с историей страны.

Например, при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» (9 кл.) уместно предложить ученикам работу с документами (фрагментами воспоминаний, статистическими данными, характеризующими состояние экономики, помощь фронту и др.), относящимися к Тамбовской области. В рамках темы, посвященной кризису политики военного коммунизма и взаимоотношений Советской власти с крестьянством в 1920-21 гг. (9 кл.) наглядным и показательным будет обращение к документам, характеризующим настроения и положение тамбовских крестьян, послужившие причинами «антоновщины», источникам, отражающим требования этого крестьянского движения. В раскрытии отечественного характера войны 1812 года с Наполеоном (8 кл.) могут помочь документы, характеризующие настроения тамбовского общества в эти месяцы (письма и мемуары оказавшихся здесь представителей столичной аристократии, свидетельства о создании Тамбовского ополчения и т.д.).

Во-вторых, в целях формирования этноконфессиональной толерантности и готовности к межкультурному диалогу имеет смысл чаще использовать на уроках документы, которые позволяют привлечь внимание к своеобразию ценностно-мировоззренческих ориентаций и культурных традиций представителей различных цивилизаций, народов, конфессиональных групп.

В-третьих, необходимость формировать у обучающихся способность к самостоятельной оценке версий и трактовок исторических событий побуждает широко использовать документы, отражающие наличие различных точек зрения на то или иное событие, явление. Так, в 7-9 классах обучающимся могут быть предложены фрагменты воспоминаний, писем и дневниковых записей современников, а также отрывки из сочинений историков 19-начала 21 вв., содержащие разные оценки личности и деятельности Петра I, Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II, Павла, российских самодержцев XIX столетия, декабристов, А. Аракчеева, В.И. Ленина, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина. Во многих случаях имеется возможность организовать работу с документами, характеризующими с позиций противостоящих групп и нейтральных наблюдателей социальные выступления (напр., Пугачевское восстание), революции, гражданские войны, отдельные события военной истории (напр., Бородинское сражение и оставление русскими войсками Москвы в 1812 г., переломные сражения Великой Отечественной войны), историю международных отношений.

Подготовка учителя к использованию источников на уроке предусматривает не только их предварительный отбор, но и, как правило, педагогическую обработку. Педагогически обработать документ – это значит выбрать содержание, используемое на уроке; предусмотреть объяснение новых для учеников терминов и понятий, разработать задания по работе с документом. В ряде случаях (главным образом, в 5-6 кл., иногда в 7 кл.) оригинальный текст источника нуждается не только в сокращении, но и в определенном упрощении с учетом возраста учащихся, «переводе» наиболее сложных мест его содержания на более понятный современному школьнику язык. В противном случае подавляющее большинство документов (напр., древнерусские летописи) были бы практически недоступны для восприятия учащимися. Однако, осуществляя процедуру адаптации документа к познавательным возможностям обучающихся, необходимо быть корректным в отношении его содержания. Недопустимы исключение фрагментов документа, искажающее его изначальный смысл; грубое упрощение содержания отдельных позиций текста за счет замены словосочетаний, фраз, отдельных исторических терминов современной лексикой. Следует, по возможности, стремиться к сохранению своеобразия языка документа, отражающего дух исторической эпохи.

2.2. Типология вопросов и заданий к историческим документам

Дидактическую ценность исторический документ приобретает в том случае, если он сопровождается специально разработанной системой вопросов и заданий для обучающихся и/или методическими рекомендациями по организации использования его в образовательном процессе. В связи с этим имеет смысл остановиться на характеристике основных типов вопросов и заданий, используемых в существующих учебно-методических комплектах по истории и в массовой практике преподавания предмета.

Анализ особенностей различных видов заданий к историческим документам является необходимой предпосылкой эффективного формирования предусмотренных образовательным стандартом универсальных и предметных умений обучающихся. Он позволяет установить взаимосвязь конкретных типов и видов заданий с планируемыми результатами освоения основной общеобразовательной программы. Четкое понимание этих взаимосвязей должно лежать в основе организации работы обучающихся с историческими источниками.

В самом общем можно выделить следующие четыре основных типа вопросов и заданий к историческим документам:

  1. вопросы и задания, направленные на выявление понимания учащимися прочитанного документа;

  2. вопросы и задания на анализ содержания документа;

  3. задания на образную реконструкцию исторических фактов, излагаемых в источнике (или нескольких источниках);

  4. задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений по поводу описываемой в документе исторической ситуации.20

Задания первой группы направлены на развитие и оценку уровня сформированности универсальных умений смыслового чтения и поиска информации, содержащейся в тексте в готовом виде. Выполнение таких заданий лишь в очень малой степени связано с содержанием исторических знаний обучающихся: необходимая информация содержится в тексте практически «в готовом виде» и для ее извлечения в принципе достаточно опираться лишь на логические умения. Они не направлены на непосредственное развитие умений анализа информации исторического источника, однако способствуют формированию базовых навыков, без которых такой анализ становится попросту невозможным. Следовательно, задания такого рода должны присутствовать в системе работы с историческими документами. Как правило, они открывают комплекс вопросов, предлагающихся к историческому источнику, предваряя более сложные задания и обеспечивая предпосылки для их выполнения.

В качестве вопросов этой группы могут рассматриваться простые репродуктивные вопросы, довольно часто встречающиеся среди заданий к документам в школьном учебнике. Например: Какие решения приняли русские князья на Любечском съезде (по фрагменту летописи)? О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец? Какие права были дарованы подданным Российской империи Манифестом 17 октября 1905 года?

Вопросы типологически сходного типа можно встретить и среди заданий государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по истории, заданий ЕГЭ (задание С2). Приведем типичный пример:

Текст документа (отрывок из работы историка Ю.А. Лимонова): «Он активно противодействовал Новгороду, Болгарии Волжской, по традиции боролся с югом – Рязанью и Киевом. Его политика привела к невиданным успехам. Он захватил Киев, посадил там своего вассала. Получил титул великого князя, верховного сюзерена Руси. Город Владимир Залесский стал его резиденцией. Здесь возникла самостоятельная епископия, которую он пытался превратить в митрополию. Активная деятельность, огромный авторитет и личные качества государственного руководителя привели князя к политике “ самовластия”, к попытке пресечения центробежных сил, олицетворяемых местным ростово-суздальским боярством. <…> Его гибель и последующая междоусобица были предрешены».

Задание к документу: Какие основные качества личности и заслуги в политике князя отмечает автор? Укажите не менее трёх положений.

Другим вариантом заданий, направленных на диагностику понимания прочитанного документа являются тестовые задания с множественным выбором ответа, с альтернативным ответом («да/нет», «верно/неверно»), с ограничениями на ответ (заполнение пропуска в предложении или тексте), на установление соответствия, построенные на информации, непосредственно содержащейся в документе. Подобные задания тестового типа достаточно широко используются в рамках различных мониторингов, направленных на диагностику универсальных умений, входящих в состав информационной компетентности обучающихся (в частности – в рамках международного сравнительного исследования PISA).

Продемонстрируем пример такого задания для учащихся 6 класса:

Текст документа (из Статута [устава цеха] парижских ткачей)

«1. Никто в Париже не может быть ткачом, если не купил право заниматься этим ремеслом у короля…

3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий, а вне дома не может иметь никакого

… 17. Старшина и двое присяжных… должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику

… 26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су

… 31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок

… 47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа 12 денье…».

Задания к тексту:

    1. Как, согласно статуту, можно было стать ткачом в Париже?

1) купить право заниматься этим ремеслом у короля

2) обратиться с просьбой к цеховым мастерам

3) представить цеху свой шедевр – лучшее произведение

4) построить в городе дом и открыть там мастерскую.

2. Кто наблюдал за деятельностью мастеров-ткачей?

1) члены городского совета

2) мэр и городская милиция

3) старшина и двое присяжных

4) священник церковного прихода.

3. Каким образом, согласно статуту, ограничивалось производство парижских ткачей?

1) запрещалось подмешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка

2) устанавливались штрафы за нарушение правил статута

3) контролировалась способность мастера обучать ученика

4) устанавливалось максимальное количество станков и время работы

4. Какой из предложенных вариантов заголовка наиболее удачно отражает основное содержание отрывка?

1) «Труд парижских ткачей в средние века»

2) «Права старшины и присяжных цеха парижских ткачей»

3) «Правила, регулирующие работу членов парижского цеха ткачей»

4) «Кто и как в Париже мог стать ткачом».

Очевидно, что ответ на указанные вопросы возможен на основе внимательного прочтения и понимания документа без обращения к контекстным историческим знаниям.

В школьных учебниках, методических рекомендациях тестовые задания этой разновидности предлагаются редко. Отсутствуют они и в заданиях ГИА и ЕГЭ по истории. Между тем, на начальных этапах формирования умений работы с историческими источниками (по крайней мере, в 5-6 классах), они могли бы быть полезны. В более старших классах к заданиям такого рода полезно прибегать при анализе сложных для понимания документов (в частности, насыщенных архаической или специальной лексикой и фразеологическими оборотами).

С целью ориентации учеников на внимательное прочтение и понимание смысла документа можно использовать такие задания, как составление словаря незнакомых терминов и слов, встретившихся в тексте; подготовка хронологического перечня событий.

Возможны задания по документам на работу с исторической картой (найти место событий, описываемых в документе; проследить на основе документа развитие событий во времени и пространстве). Так, при знакомстве с адаптированным фрагментом «Повести временных лет» (6 кл.) перед учениками может быть поставлено следующее задание: «Как в документе описан путь «из варяг в греки»? Соотнесите его с изображением на карте».

Вторая группа, к которой относится значительная часть заданий, сопровождающих исторические документы в школьных учебниках - это задания на анализ содержания документа. Такой анализ не может осуществляться на основе только и исключительно информации документа – он всегда в большей или меньшей степени опирается на контекстные исторические знания, которыми располагает ученик. Суть процедуры анализа исторического источника заключается не просто в формальном извлечении из текста неких элементов информации, но и в установление определенных связей их с имеющимися у субъекта познания историческими знаниями и представлениями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 «История России (1945-2008 гг.)» для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД-Ф-02 «История России (1945-2008 гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  4. Сборник включает учебные программы и методические материалы по циклам общепрофессиональных и дисциплин специальности по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Содержание

    Документ
    Документоведение и документационное обеспечение управления: сб. учеб. Программ и метод. материалов по специальности 032001 / ТГУ им. Г.Р.Державина, акад.
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114

Другие похожие документы..