Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ,...полностью>>
'Документ'
- Управление физической культурой, массовым спортом и молодёжи Администрации города Вологды, РОО спортивного и боевого самбо Вологодской области, и А...полностью>>
'Реферат'
3 Расчет физических свойств ГЖС по НКТ с учетом сепарации газа на приеме насоса 3 . .4 Рекомендации по повышению эффективности работы скважин, оборудо...полностью>>
'Урок'
Васильев B.C. Опасности дестабилизации бюджета: уроки для России, №3 Васильев B.C. Эпоха «экономического ревизионизма», №12 Володин Д.А. Канада: проб...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента,

маркетинга и права

УПРАВЛЕНИЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ

ПРОИЗВОДСТВОМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов агрономического факультета

всех форм обучения

Гродно 2010

УДК 631.15 (075.8)

ББК 65.32.Я73

У-66

Авторы: Е.И. Валедов, А.А. Козлов.

Рецензент: доцент, кандидат экономических наук Э.Г.Босяков.

У-66

Управление сельскохозяйственным производством: учебно-методическое пособие. Для студентов агрономического факультета всех форм обучения / Е.И. Валедов, А.А. Козлов. – Гродно: ГГАУ, 2010. – 124 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов агрономического факультета, изучающих предмет «Управление сельскохояйственным производством», и содержит краткий конспект лекций, тестовые, практические задания, глоссарий, а также список литературы для самостоятельной подготовки.

УДК 631.15 (075.8)

ББК 65.32.Я73

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ» (протокол № 9 от « 21 » мая 2010 г.)

© Е.И. Валедов, А.А. Козлов, 2010

© УО «ГГГАУ», 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4

Тематический план

6

Краткий конспект лекций

8

Примерные темы для написания рефератов

83

Тесты

85

Практические задания

97

Глоссарий

113

Перечень экзаменационных вопросов

120

Список рекомендованной литературы

122

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель преподавания дисциплины «Управление сельскохозяйственным производством» – сформировать у будущих специалистов отрасли «растениеводство» понимания её важности как науки, без которой грамотно и эффективно руководить людьми и организовывать успешное и прибыльное производство сельскохозяйственной продукции.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

  • познакомить студентов с историей возникновения управления как науки, и деятельностью наиболее известных учёных и практиков (отечественных и зарубежных) в области управления;

  • изучить основные управленческие категории (законы, принципы, функции, методы и др.);

  • изучить организацию управления в сельскохозяйственных предприятиях АПК;

  • познакомить с технологией организации управленческого труда, проведением деловых совещаний, составлением деловых документов;

  • получить представление о роли креативного мышления в практической деятельности управленческого персонала отрасли.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • основные теоретические и практические разработки учёных и практиков в области управления, которые он сможет использовать в своей деятельности в сельскохозяйственном производстве;

  • наиболее эффективные способы воздействия на персонал для достижения намеченной цели;

  • приёмы, повышающие эффективность управленческого труда и рационального использования рабочего времени;

  • методику проведения деловых совещаний и принятия управленческих решений методом «Мозговой атаки» (штурма).

Должен уметь:

  • формировать и правильно решать управленческие проблемы оперативного характера;

  • планировать, составлять графики оперативного контроля, основных производственных процессов и осуществлять контроль;

  • составлять необходимые организационно-распорядитель-ные документы;

  • чётко, лаконично и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • анализировать достижения в области управления и использовать их в своей деятельности;

  • рационально планировать, организовывать и эффективно использовать своё рабочее время;

  • эффективно осуществлять коммуникационный процесс, сводя к минимуму конфликты, и грамотно преодолевать стрессовые ситуации.

Дисциплина тесно связана с философией, психологией, кибернетикой, социологией, экономикой, организацией и другими науками, т. к. без них невозможно эффективно управлять трудовым коллективом и грамотно осуществлять управленческие функции.

Методические указания содержат основные темы и понятия теоретического изучения курса, что позволит студенту при самостоятельной работе в межсессионный период охватить весь курс вопросов дисциплины согласно учебной программе.

Процесс обучения предусматривает как аудиторные (лекционные и семинарские занятия), так и внеаудиторные, самостоятельные занятия студентов. К последним относятся: контрольные работы, тесты, подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, деловые игры и т. д.

Индивидуальная работа студентов содействует более глубокому освоению курса, приучает к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. Если учебная нагрузка успешно выполнена студентом, то в конце семестра он допускается к сдаче экзамена по дисциплине.

МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА

курса «Управление сельскохозяйственным производством»

для студентов стационарной формы обучения

Курс «Управление сельскохозяйственным производством» включает в себя 2 модуля:

I й модуль - Эволюция науки управление и управленческие категории;

II й модуль - Организация управленческого труда, техника управления.

В соответствии с учебным планом по темам каждого модуля читаются лекции и проводятся практические занятия.

Тема лекций

Кол-во часов

Тема занятий

Кол-во часов

Модуль I

  1. Теоретические основы управления

2

  1. Теоретические основы управления

2

  1. Эволюция науки «Управление»

8

  1. Эволюция науки «Управление»

4

  1. Законы, принципы управления

2

  1. Оперативное управленческое решение

2

  1. Функции и методы управления, мотивация

2

  1. Законы, принципы, функции управления. Мотивация

4

Итого:

14

12

Модуль II

  1. Организационные формы, структура управления

2

5. Организационные формы и структура управления

2

  1. Коммуникация. Управленческое решение

2

6. Управленческое решение. Мозговая атака

6

  1. Кадры и организация управленческого труда

2

7. Кадры и организация управленческого труда

10

  1. Технология и техника управления

4

8. Оперативное управление

2

Итого:

10

20

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

чтения лекций и проведения практических занятий по курсу «Управление сельскохозяйственным производством»

для студентов заочной формы обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

в том числе

лекции

практич. занятия

1.

Теоретические основы управления

2

2

2.

Эволюция науки «Управление»

2

2

3.

Законы, принципы управления

2

2

4.

Функции и методы управления, мотивация

2

2

5.

Организационные формы,

структура управления

2

2

6.

Коммуникация. Управленческое решение

2

2

7.

Кадры управления. Организация управленческого труда

2

2

8.

Технология и техника управления

2

2

Итого:

16

8

8

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Теоретические основы управления

  1. Сущность управления.

  2. Предмет, методы и задачи науки «Управление».

  3. Управление – наука и искусство.

  4. Организация. Понятие. Определение, сущность.

  5. Причины возникновения организации. Отличительные

особенности современных организаций.

  1. Организация – открытая система.

  2. Основные характеристики организации.

  3. Внутренние переменные организации.

  4. Внешние переменные организации.

  5. Факторы, составляющие успех организации.

Сущность управления производством.

Управление – лат. administratio (деятельность в подчинении, под руководством).

Существует много определений управления:

Управление – вид деятельности по руководству людьми.

Управление – процесс воздействия на систему для поддержания ее в определенном состоянии или переводе ее из одного состояния в другое.

Управление – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Управление возникает с появлением коллективного труда (организации). Все организации – системы. По определению А.Богданова: «Вселенная – бесконечная ткань развивающихся форм разных типов и степени организованности систем». Система – целое, состоящее из взаимозависимых элементов (частей), каждый из которых приносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.

Управление – элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Соответственно им выделяются 3 вида управления: в живой природе, в обществе и в неживой природе. Наиболее сложное это социальное управление (т.е. воздействие на личность, коллектив, класс). Существует 3 вида социального управления – экономическое (производством), социально-политическое (государством), духовное (жизнью общества). Управление общественным производством включает: управление народным хозяйством, регионами, предприятиями. Управление сельскохозяйственным производством является частью общественного производства (социально-экономической системы – СЭС). Составным элементом СЭС являются люди, предметы и средства труда.

Предметом труда в управлении является информация. Средства управленческого труда – это все, что обеспечивает работу с информацией: компьютеры, телефоны, оборудование рабочих кабинетов (столы, стулья и т.д.).

Субъект управления (управляющая система) – физическое (юридическое) лицо от которого исходит властное воздействие.

Объект управления (управляемая система) – то, на что направлено властное воздействие субъекта управления.

Основой управленческой деятельности являются законы (природы, общества и мышления). Недооценка их приводит соответственно к катастрофам (экологическим, социальным потрясениям-конфликтам и деформации развития личности, общества).

Процесс производства сельскохозяйственной продукции представляет собой процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системой:




ИНФОРМАЦИЯ

ВХОДЯЩАЯ

ИНФОРМАЦИЯ



Общая задача «Управления» дать основополагающее представление о формальных организациях и их эффективном управлении.

Предметом дисциплины «Управление» являются большое число явлений связанных с управленческой деятельностью, которое можно разделить на две группы:

  • изучение отношений между управленческим персоналом (личностные, межличностные и т.д., в процессе выполнения управленческих действий);

  • изучение управленческих категорий и процедур (законов, закономерностей, принципов, функций и т.д., коммуникации, принятие решений и т.д.).

Для изучения управления применяют общие и специальные методы. К общим методам относятся:

  1. Диалектический с приемами анализа и синтеза, дедукции и индукции, т.е. все явления связанные с управлением менеджментом рассматриваются во взаимосвязи всех отношений, управленческих категорий с выведением умозаключений по правилам логики (дедукция) или от фактов – к гипотезе, предположительному суждению (индукция). Анализ предполагает мысленное (или реальное) расчленение на элементы, синтез – соединение элементов в целое.

  2. Монографический. Предусматривает с помощью изучения научных трудов, рукописей, монографий, журналов, периодической печати и т.д. деятельности отдельных менеджеров или определенного вида их работы (формирование авторитета, стиля, психологический климат и т.д.).

К специальным методам относятся:

  1. Статистико-экономический. Предусматривает изучение характеристики массовых явлений возникающих в менеджменте. Особенно широко применяется прием группировок, с помощью которых можно выявить многие взаимосвязи на предприятии. Например, зависимость эффективности управления от нормы управляемости и т.д.

  2. Экспериментальный. Позволяет исследовать пригодность управленческого персонала к конкретной должности или целесообразность применения (внедрения) конкретной управленческой структуры, процедуры.

  3. Социологический. С помощью анкетирования, опросов, интервьюирование, социометрии выявляются психологический климат, стили менеджмента, сплоченность коллектива и другие социальные проблемы многогранной деятельности управленческого персонала.

  4. Моделирование. Позволяет изучать возможности создания усовершенствованных форм управления, прогнозировать структуры управления и стратегию с помощью создания аналоговых, физических или математических моделей.

Основная задача теории и практики науки «Управление» – определить, как наиболее целесообразно организовать некую совокупность элементов системы (организации, предприятия) для достижения цели. Частная задача – найти стимул и направить личность так, чтобы она действовала в рамках порученного дела максимально эффективно, а также создать благоприятные условия для её профессионального и карьерного роста.

Управление – наука и искусство.

Управление является наукой потому, что систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, стремится на систематизированной основе определить, почему и как люди работают для достижения определённых целей, а также сделать системы человеческого сотрудничества более эффективными и полезными зля общества.

С другой стороны управление является искусством, которому можно научиться только через опыт и, которым овладевают только люди, имеющие к нему талант. Даже на низших уровнях управления (т. к. наука управления ещё сравнительно молода) руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований и пользоваться ими именно там, где это уместно. На высших управленческих уровнях руководство ещё больше уподобляется искусству – т. к. между организацией и бесчисленными факторами внешней среды устанавливаются настолько сложные отношения, что принятие каких-либо действий требует, хотя бы частично, но искусства (таланта).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания (для выполнения контрольных работ) для студентов агрономического факультета специальности 1-740201 «Агрономия»

    Методические указания
    Рецензенты:заведующий кафедрой бухгалтерского учета,анализа и аудита УО»Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»доцент, кандидат экономических наук Сильванович В.
  2. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 3, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  3. Указатель содержит информацию о литературе универсальной тематики, которая имеется в обменном фонде Национальной библиотеки Беларуси

    Библиографический указатель
    Материал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются бесплатно в порядке поступления заказов. Для получения изданий необходимо направить письмо и заказ на имя директора библиотеки по адресу:
  4. Пособие для самостоятельной работы студентов Издательство (1)

    Пособие для самостоятельной работы
    Предназначено для самостоятельной работы студентов. Содержит все разделы истории России с древнейших времен до настоящего времени, в которых можно почерпнуть сведения об исторических личностях, основных терминах и хронологии.
  5. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей

Другие похожие документы..