Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Экзаменационные задания для ГИА выпускников 9 классов – контрольные измерительные материалы (КИМ) – составляют специалисты-предметники ФГНУ ФИПИ, обл...полностью>>
'Тесты'
Грибы, возбудители микозов относят к царству: а) грибы б) бактерии в) вирусы г) растения . Система организма, которая защищает внутреннюю среду орган...полностью>>
'Урок'
крупнейшие тектонические структуры и месторождения полезных ископаемых; - составлять по плану характеристику одного из объектов рельефа России; - опр...полностью>>
'Пояснительная записка'
Изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой воспр...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сущность концепции «Системный подход» (1950 - наст. вр.).

Впервые идея системного подхода была сформулирована А. Богдановым в начале 20-х гг. ХХ в. В середине 30-х гг. Л. Фон Берталанфи, Н. Винер и Р. Эшби, создавая «общую теорию систем», возродили идею системного подхода, проигнорировав открытие А. Богданова. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важным вкладом школы «Наука управления». Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управления, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносят свой вклад в характеристики целого. Все, что нас окружает, все организации и все люди – системы, причем открытые системы, поскольку выживание любой системы зависит от внешнего мира.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителя задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Каждая организация состоит из подсистем, т.е. более мелких систем. Поскольку они все взаимосвязаны, неправильное формирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Причем, необходимо какое-то время на реакцию, чтобы произошли изменения. Например, изменение структуры производства кормов, скажется на эффективности животноводства не сразу, а спустя несколько месяцев.

Эффективность производства любой организации зависит от сочетания элементов системы, от их взаимодействия с внутренней и внешней средой. Иногда для усиления системы следует ослабить (сделать менее эффективной) какую-либо часть системы. Если высшее руководство решает предоставить одному из подчиненных руководителей больше прав (свободы действия), это может снизить мотивацию к работе других руководителей, находящихся на той же иерархической ступени. Чтобы наглядно представить эти взаимодействия и многочисленные последствия намеченных изменений в структуре управления, руководители должны видеть перспективу для организации в целом и в связи с окружающей организацию средой.

Изначальный недостаток ранних школ управления – они считали организацию закрытой системой, рассматривали управление с точки зрения определённой подсистемы без объединения их в целое и определения их взаимосвязи.

Модель системы:


Сущность концепции «Ситуационный подход»

(1960 - наст. вр.).

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. набор конкретных обстоятельств (факторов, переменных), которые сильно влияют на организацию в данное, конкретное время. Используя этот подход, руководитель с помощью «ситуационного мышления» может лучше понять, какие приемы в большей степени будут способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

В современном виде подход был разработан в 60-е годы ХХ века, хотя еще в 20-е годы ХХ в. М. Фоллетт говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний и человек, обладающий знаниями применительно к одной ситуации – является калифом на час». К такому же выводу пришел в 1948 г. Р. Стогдил. Однако лишь в 60-е гг. управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и эффективность управления в различных ситуациях. Это очень важно для увязки различных стилей управления в различных странах. Например, хотя многие пытаются заимствовать японские методы управления, успех может зависеть лишь от тех методов, которые характерны для культуры людей которыми управляют. Сущность ситуационного подхода вытекает из содержания «Закона наименьшего» и принципа управления «Главное звено».

Ситуационный подход – это способ мышления об организационных проблемах и их решении и приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации. Например, все организации должны создавать структуру, чтобы добиться своих целей, однако существует множество различных способов построения организационных структур и уровней управления в них, а руководитель может получать большую или меньшую долю самостоятельности в принятии управленческого решения.

Методология ситуационного подхода представляет собой четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен знать средства профессионального управления, доказавшие свою эффективность.

2. Каждая из управленческих концепций имеет «+» и «-» и руководитель должен предвидеть вероятные последствия.

3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию, чтобы правильно определить, какие факторы наиболее важны в данной ситуации.

4. Принимать управленческое решение руководитель должен таким образом, чтобы оно вызвало наименьший отрицательный эффект, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Успех (неудача) ситуационного подхода в значительной степени определяется на III шаге, определяющем переменные и их влияние на ситуацию.

Невозможно определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, все то, что происходит во внешней и внутренней среды организации определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей управленческий персонал может рассматривать только те факторы, которые, скорее всего, могут повлиять на её успех. Устранив тысячи малозначащих различий между организациями и ситуациями, можно сократить число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точностей (Р. Макнамора).

Сущность японской концепции управления.

Японское управление – специфический стиль управления персоналом, отражающий исторические особенности общественно-экономического уклада и психологию этой страны.

Японские методы управления в корне отличаются от американских и европейских, и основываются на следующих особенностях:

  • пожизненный найм (или на длительный срок);

  • значительное повышение зарплаты с выслугой лет;

  • участие работников в профсоюзах, создаваемых в рамках фирмы, а не отрасли;

  • основным предметом управления являются трудовые ресурсы;

  • основная цель менеджмента - повышение эффективности работы предприятий за счет повышения производительности труда работников, а не получение прибыли.

По мнению японского специалиста в области управления японский стиль управления характеризуется следующими особенностями:

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Это способствует стабилизации трудовых ресурсов и уменьшает текучесть кадров. Она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонирует отношения рядовых сотрудников с руководством.

2. Гласность и целостность корпорации. Весь персонал фирмы пользуются общей базой информации о политике и деятельности фирмы, что развивает атмосферу участия и общей ответственности и повышает производительность.

3. Управление, основанное на информации. Особое внимание придается сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции.

4. Управление, ориентированное на качество. Главная забота управления – получение точных данных о качестве.

5. Постоянное присутствие руководителя на производстве. Для оперативного управления размещение управленческого персонала прямо в производственных помещениях.

6. Подержание чистоты и порядка. Руководители стараются установить такой порядок, который должен служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность труда.

Все перечисленное создается на основе переплетения интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников, высокой зависимости работника от фирмы (представляющей ему значительные блага и специальные гарантии в обмен на преданность и готовность защищать интересы фирмы).

Развитие науки «Управление» в СНГ.

Первая Высшая школа управления – Царскосельский лицей, возникла в Санкт-Петербурге (1811-1817гг.) и готовила кадры для высшего руководящего уровня. В числе выпускников – А.С. Пушкин, В. Кюхельбекер, А. Горчаков (1856 – министр иностранных дел), И. Пущин, А. Дельвиг и др. Цель – создать людей новых, очищенных от всех пороков, воспитывать разум, а не слепую чувствительность, ничего пространно не толковать, а только вопросы, возбуждающие любознательность.

В 1860-1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую на Всемирной торговой выставке в Вене медаль преуспеяния (1873 г.).

Витте С.Ю. 1888 г. - начальник Одесской железной дороги, 1892-1903 гг. - министр финансов, 1905-1906 гг. – премьер-министр. Подготовил конспект лекций «О народном и государственном хозяйстве», начиная с главы о человеческих потребностях и заканчивая главой о потреблении. Он отмечает, что «… всякая торговля спекулятивна. Торговец покупает товар, чтобы продать его дороже. Спекуляция – риск торговца». Создал эффективную систему государственного регулирования иностранных инвестиций. Прибыль от этих инвестиций не вывозилась, а снова вкладывалась в дело, либо шла на покупку русских товаров (экзотических в то время на Западе – икру, водку, пивоваренный ячмень). Предлагал разработать систему торгового права. Имел два бюджета (один для государства фактический, другой - на основе инвестиций). При переходе к НЭПу, В.И. Ленин вынужден был возродить программу Витте по привлечению иностранного капитала. Тезис С.Ю. Витте: «Люди не умеющие выбирать людей, не имеющие нюха к людям, не умеющие оценить их «+» и «-» – не могут быть хорошими администраторами и управлять большим делом».

В 1912 г. русские предприниматели выработали 7 принципов ведения дел в России:

1. Уважай власть. Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека …, что будет порождать ответную любовь и уважение.

5. Будь верен слову … «Единожды солгавший, кто тебе поверит».

6. Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собою ясную цель. Служение «двум господам» противоестественно. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

В 1908 г. в России стали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного управления «Административно-техническая библиотека». В ряде ВУЗов началось преподавание дисциплин, связанных с управлением, а в 1913 г. появился первый в мире журнал «Фабрично-заводское дело», посвященный трудам Тейлора.

Л. Крживицкий изучал проблемы организации труда и профессионализации, разработал учение о профессиональных типах и пытался построить карту размещения в обществе способностей.

Т.о. теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе.

Большой вклад в отечественную науку «Управление» внес А. Богданов (1873-1928) – психолог, философ, экономист, агроном, математик, юрист, геронтолог, писатель. Фундаментальный труд Богданова – «Всеобщая организационная наука» («Тектология») 1912-1917 гг., опубликованная в Берлине. В этой работе он отмечает, что во вселенной (природе, обществе, технике) все виды управления имеют общие черты. Все проявления человеческой жизни пронизаны организационными принципами, выстроенными по определенной системе, имеют свою логику и последовательность (речь → мышление → общение → трудовая деятельность). Исходным пунктом «тектологии» – изучать любое явление с точки зрения его организации.

Понятия «неорганизованность» не существует. Любая деятельность является организующей или дезорганизующей. Организовать – значит сгруппировать людей для конкретной цели и регулировать их действия. Весь процесс общения человека с природой – это процесс организации и дезорганизации мира для человека в его интересах, – таков объективный смысл человеческого труда. Убивая животного, человек дезорганизует его жизненные силы для организации его элементов в состав своей жизненной силы (тела). Аналогично происходит при классовой борьбе.

Законы Богданова А.А. имеют универсальный характер (напр. «Наименьших», «Организации систем управления», «Расхождения» и др.).

Богданов ввел понятие «управляющая» и «управляемая» системы, заложил основы теории систем, общей теории организации. Ряд понятий разработанных учёным применяется для построения математических моделей, решения планово-экономических задач. Теория об «определенно-изменчивой» и «неопределенно-изменчивой» средах и др. положения по вопросам воспитания представляют практический интерес для ученых и родителей и в наше время.

В.И. Ленин в своей работе «Очередные задачи советской власти» (1918 г.) отмечает, что нужно сделать для молодого государства:

1. Ввести в управление единоначалие.

2. Организовать хозрасчет.

3. Повышать производительность труда на основе НОТ.

4. Материально заинтересовывать в результате труда.

5. Ввести научную систему учета и контроля.

6. Разработать (index-нумбер) числовые показатели, отражающие достоверные результаты.

7. Укрепление трудовой дисциплины.

До революции Ленин критиковал Тейлора в статье «Система Тейлора – порабощение человека машиной», а после 1918 г., наоборот, отмечает, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма. Именно Ленин, в 1921 г., вопреки ожесточенной критике А. Гастева (русского Тейлора) выделил ему миллионы рублей золотом на создание Центрального института труда (ЦИТ). Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления.

А.К. Гастев – экономист, социолог, поэт. Имел большой революционный и производственный опыт. Слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук). С 1921-1938 гг. возглавлял ЦИТ в Москве. Разработал теоретические и экспериментальные идеи социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики.

Под руководством Гастева внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено свыше 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен вклад учёного в разработку идей кибернетики и общей теории систем. А. К. Гастев считал, что промышленное возрождение страны неотделимо от культурного переворота. Его концепция трудового воспитания и культурных установок предлагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается с физической и бытовой культуры – рационального режима труда, правильного питания, отдыха и движения и закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результатируются в подъеме общей культуры производства. Первый акт организационного тренажа, основывается на умении не руководить другими, а подчиняться самому. Для руководителей учёный-управленец предлагал полугодовой испытательный срок, в течение которого за ним наблюдали и составляли «психологический паспорт». Руководитель не должен приглашаться со стороны, а воспитываться в собственном коллективе.

Концентрированное изложение идей и взглядов на трудовое воспитание Гастев дает в знаменитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать.

О. Ерманский сформировал предпосылки науки об организации труда и управления в связи с появлением крупного машинного производства, которые опирались на работы К. Маркса и А. Богданова и излагались в его труде «Индустриальная утопия».

М. Витке отмечал, что чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническими; сущность административной работы заключается в создании благоприятного социально-психологического климата в сочетании с духом улья.

Требования к административному руководителю включают:

  • умение подбирать персонал;

  • четко распределять обязанности;

  • намечать цели и осуществлять контроль, не распыляя себя по мелочам.

Ф. Дунаевский считал, что навыки и умения руководителя любого ранга определяет конкретная ситуация. Главное – не отдать приказ, а обеспечить его выполнение. Обеспечение исполнения должно гарантироваться не личными качествами, а налаженной в организации системой управления. Трудовая дисциплина является непременным условием нормального функционирования любой организации.

Большой вклад в науку «Управление» своего времени также внесли крупные психологи В. Бехтерев, А. Кларк, А. Лурия.

В 1921 г. был создан Центральный институт труда, который просуществовал до 1938 г. В 1923-1937 гг. в стране выпускалось около 20 научных и специальных журналов по НОТ и НОУТ: «Организация управления», «Система и организация», «Техника управления», «Время», «Клуб директоров» и др. Однако с 1928 г. (периода начала коллективизации) начинается спад в науке управления. Ученые-управленцы стали подвергаться репрессии за несогласие с подбором кадров по принципу социального происхождения и отрицания необоснованных рекордов по выработке (например - А. Стаханова). К 1938 г. наука «Управление» престала существовать. Это продолжалось до 1970 гг. когда был переведен на русский язык сокращенный вариант американского учебника «Курс для высшего управленческого персонала». До настоящего времени приходится в основном использовать переведенные издания зарубежных авторов-управленцев, т.к. слишком сложно преодолеть результаты 50-летнего отставания в области управления.

Тема 3. Законы, принципы управления

  1. Законы управления. Понятие, классификация.

  2. Сущность, содержание законов управления.

  3. Использование законов в практической деятельности.

  4. Закономерности. Понятие, классификация.

  5. Закономерности общего назначения, их содержание.

  6. Принципы. Понятие, сущность.

  7. Содержание основных принципов управления.

Законы управления.

В науке управления, под законом понимается: «Отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях, явлений». Т.о. законы отражают сущность определенной совокупности явлений. Закон – общее, закономерности – частное закона, его сторона.

Закон и закономерности – категории объективные.

Закономерность – предварительный этап обнаружения закона. Вначале следует найти, понять, проанализировать несколько сходных качеств (т.е. несколько закономерностей) в явлениях или их связях, а затем уже – выявить и объяснить закон, как сущность обобщающую понятие этих закономерностей.

Например, закон времени. В качестве закономерностей рассматриваются: экономия расчетного времени – в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортных, финансово-кредитных и др. операциях. Т.о., закономерности в науке управления – это отражение существенных, объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством. Суть их в общем признаке – скорости производства, быстроте реакции на изменения, исходя из чего и возникает закон времени (управление временем).

Задача руководителя (специалистов) сводится к умению правильно понять закон и построить свою деятельность в соответствии с их объективными проявлениями. Законов управления – много, наша задача познавать их.

Содержание основных законов управления:

    1. Закон наименьших (относительного сопротивления): структурная устойчивость целого определяется наименьшей частичной устойчивостью.

Закон применим ко всем системам – живой, неживой, социальной. На практике системы подвергаются не равным и неравномерным воздействиям в разных своих частях. Достаточно изменить величину внешнего воздействия на минимальный, краткий промежуток времени и произойдет процесс разрушения, т.е. устойчивость системы будет нарушена. Сопротивление будет зависеть от величины активностей системы противостоящей внешнему воздействию агрессивной среды. Оно должно быть ≥ 1. С учетом изложенного закон можно скорректировать – устойчивость целого зависит от наименьшего относительного сопротивления его частей в любой момент времени.

2. Закон организации систем управления: организованное целое больше простой суммы своих частей.

Организованное целое оказывается больше не за счет создания новых активностей, а за счет более эффективного соединения элементов активностей, чем противостоящие и агрессивные (сопротивления). При столкновении активностей и сопротивлений (целого, частей) результат будет зависеть от способа сочетания элементов в пользу более гармоничных соединений.

Полной идеальной организованности в природе не существует. Даже наилучшее сотрудничество (семья) не свободно от минимальных внутренних несогласований. Иногда в одной и той же системе наблюдается наличие переходных ступеней от высшей организованности до глубокой дезорганизации, как при бытовых ссорах близки людей.

3. Закон расхождения: процесс расхождения необратим. Это происходит потому, что всякое воссоединение прежних частей будет существенно отличаться от предшествующего. В частичном и временном разъединении скрываются тенденции к более глубокому и бесповоротному расхождению – много внешних и внутренних особенностей возникает у разъединенных частей системы, которые невозможно будет устранить.

4. Демократизации управления. Демократизация управления повышает эффективность управления, т.е. управление будет эффективным, когда большинство членов организации участвуют в принятии управленческих решений и обладают для этого знаниями и правами, с которыми вынуждено считаться руководство организации.

Примером действия закона может служить участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности и др.

5. Закон времени: эффективность управленческих действий прямо пропорциональна скорости выполнения управленческих процедур.

6. Закон результата: каждый стремиться повторить поведение, ассоциируемое с удовлетворением потребности в конкретном случае и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением или его отсутствием.

7. Закон удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей работника полное (или частичное) повышает эффективность его действий, а, следовательно, и управления.

Закономерности управления производством.

Закономерность управления – проявление закона управления, его сторона – это объективно существующая, повторяющаяся связь в управлении деятельности в организации.

Содержание общих закономерностей управления:

  • Единство систем и структуры управления. Централизованное управление производством – свойство, присущее кооперативному труду в масштабе общества и организации. Эта система охватывает все уровни управления – от рядовых предприятий до территориальных и центральных органов управления. Задача каждого уровня – обеспечить эффективное развитие данной системы. Единство системы управления проявляется в единстве организации форм управления на разных уровнях, разделении управленческого труда, методов управления и их согласованном применении, требовании к кадрам управления и т.д.

  • Пропорциональность и оптимальная соотносительность частей и элементов внутри системы.

Т.е. управляющая система должна обеспечивать сопряженность и пропорциональность развития всех частей организации. Например, на предприятии – основного и вспомогательного производства, а также – внутри основного и вспомогательного, в составе технических средств, рабочей силы и не допускать возникновение диспропорций в связи с изменениями в условиях производства.

Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы особенностям и тенденциям организации. С изменением факторов производства в его структуре должны происходить соответствующие изменения (в управляющей системе – численности, профессионализма и т.д.).

    • Ритмичность и гармонизация процесса управления. Под закономерностью понимается согласованное функционирование всех подразделений организации или производственных процессов, контроль над соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных производственных процессов (подразделений) их ритмичность, заканчивающиеся гармонией.

    • Оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Одна из характерных особенностей систем управления в с.-х., где ряд специфических особенностей делают невозможным полную централизацию управления, чтобы разгрузить высший аппарат управления от излишнего занятия оперативным управлением и переключения главным образом на разработку стратегии организации, необходима децентрализация, т.е. часть менее важной работы по оперативному управлению – передавать подчиненным. Это повышает и заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей.

    • Единство принципов управления на всех ступенях управленческой иерархии. Независимо от уровня управления в организации все должны руководствоваться общими, для всей системы управления, принципами.

Частные закономерности управления:

  • Изменение функций управления. Повышение (понижение) уровня иерархии увеличивает (уменьшает) значительность одних функций и снижает важность других. Например, руководителю высшего уровня следует лучше владеть экономической функцией управления и меньше – производственной (технологической), а с понижением уровня руководства – наоборот.

  • Распространенность контроля. Контроль должен быть управляемым, т.е. контролировать надо столько, сколько в состоянии проверить, т. е. сфера контроля должна быть реальной.

  • Концентрация и специализация функций управления. Концентрация и специализация повышает качество управления. Чем уже специализация и выше концентрация, тем более качественно выполняются управленческие действия и выше эффект.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания (для выполнения контрольных работ) для студентов агрономического факультета специальности 1-740201 «Агрономия»

    Методические указания
    Рецензенты:заведующий кафедрой бухгалтерского учета,анализа и аудита УО»Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»доцент, кандидат экономических наук Сильванович В.
  2. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 3, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  3. Указатель содержит информацию о литературе универсальной тематики, которая имеется в обменном фонде Национальной библиотеки Беларуси

    Библиографический указатель
    Материал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются бесплатно в порядке поступления заказов. Для получения изданий необходимо направить письмо и заказ на имя директора библиотеки по адресу:
  4. Пособие для самостоятельной работы студентов Издательство (1)

    Пособие для самостоятельной работы
    Предназначено для самостоятельной работы студентов. Содержит все разделы истории России с древнейших времен до настоящего времени, в которых можно почерпнуть сведения об исторических личностях, основных терминах и хронологии.
  5. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей

Другие похожие документы..