Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Физические величины, их классификация и характеристики. Классификация и обобщенная структурная схема измерительных преобразователей физических величи...полностью>>
'Документ'
.1, який вводиться в дію в міру того, як будуть розроблені типові ні плани. 3. Контроль за виконанням наказу покласти на заступника Міністра Томашенк...полностью>>
'Документ'
История становления и развития республиканской службы занятости населения берет свое начало 28 ноября 1990 года, когда в нашей республике впервые в Ро...полностью>>
'Программа'
председатель – Скворцов Вячеслав Николаевич, ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, кандидат педагогических наук, д...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация как объект управления.

Организация окружает человека всю жизнь, и он проводит в ней почти всю жизнь (детсад, школа, ВУЗ, предприятие…). Работая в одиночку, человек выполняет все действия за счёт собственной инициативы, мотивации, перестраиваясь на каждую новую деятельность (затрачивая интеллектуальную, физическую и др. энергию). Выполняя работу в коллективе, он экономит часть энергии. Не всегда временные группы можно собрать, поэтому эффективнее постоянные группы. Термин «организация» означает функцию, объект управления, который возникает для достижения целей (физических, экономических, личных). Организация определяет порядок жизни в обществе.

Чтобы группа считалась организацией необходимо:

  • Наличие ≥ 2 человек считающих себя членами группы;

  • Наличие ≥ 1 целей, которые принимают как общие все члены группы;

  • Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимых для всех целей.

Соединив все эти характеристики можно определить сущность организации: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей) и объединяется намеренно вышестоящими официальными органами для решения конкретных задач.

Люди вступают в организацию с целью добиться достижения своих потребностей (амбиций), религиозных, бытовых и т.д. считая, что организация - это наилучший путь их решения. Организация должна стремиться к достижению не только своих целей, но и целей её членов, иначе она потеряет своих членов и разрушится. Вступая в организацию, личность жертвует частью своей свободы в обмен на удовлетворение своих потребностей, поэтому термин «организация» означает компромисс между личной независимостью и достижением целей.

Отличительные особенности современных организаций.

СТАРАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Малое количество крупных

организаций, отсутствие гигантских

Большое количество чрезвычайно крупных и мощных организаций (коммерческих и

некоммерческих)

Небольшое количество руководителей, отсутствие «среднего звена»

Большой аппарат управленцев,

в т. ч. среднего уровня

Работа управленца совмещена с неуправленческой деятельностью

Чётко очерчены управленческие группы, управленческая работа чётко воспринимается

Занятие постов по наследству

или путём силы

Занятие постов по праву компетентности с соблюдением

закона и права

Малое количество людей

для принятия важных решений

Большое количество людей для

принятия важных решений

(совет директоров, общее

собрание)

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу

и рациональность

Общие характеристики организации.

Все сложные организации отличаются не только группами, имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики (черты), которые помогают понять почему, чтобы добиться успеха, организациями нужно управлять.

  1. Ресурсы. В общих чертах целью любой организации является преобразование ресурсов для достижения определённых результатов. Основные ресурсы, используемые организацией это: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технологии и информация. Процесс преобразования ресурсов легче проследить на примере коммерческих и некоммерческих, а также обслуживающих организаций. Так, капитал используется для закупки материалов, оплаты труда людей, строительства сборочных линий (технологии) или их разработки. Информация используется для качественной связи и координации каждой фазы процесса преобразования ресурсов в готовую продукцию, для исследования рынка, для общения руководителя с членами организации и т.д.

  2. Зависимость от внешней среды. Организация полностью зависит от внешней среды (потребителей, конкурентов, экономических условий, законодательства и т.д.). Эта среда, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров и в современных условиях им приходится учитывать всё большее число факторов внешней среды.

  3. Разделение труда. Разделение труда на составляющие компоненты – горизонтальное разделение. Классическое разделение труда в организации – производство, маркетинг, финансы, кадры. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, то для координации работ проводится вертикальное разделение, которое и составляет сущность управления. При этом в крупных организациях чётко определяется круг обязанностей каждого управленческого работника. В результате образуются уровни управления или иерархия.

Внутренняя среда организации.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организация создается людьми, то внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. Основные составляющие внутренней среды организации, требующие внимания руководителя, это: цель, структура, задачи, технология и люди.

  • Цели. В ходе процесса планирования руководитель разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Поэтому одним из основных принципов управления является «Точно поставленная цель». В организации могут быть разнообразные цели, однако все эти цели не должны вступать в противоречие с главной целью организации.

  • Структура. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления функциональных областей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура характеризуется специализированным разделением труда и сферой контроля. В большой организации специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Разделение управленческого труда между экспертами по маркетингу, финансированию, производством и кадрами – наглядный тому пример. Выбор функциональной области определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность работников на каждом уровне руководства и представляет сферу контроля. Если сфера контроля узкая, то каждому руководителю подчиняется небольшое количество людей и структура многоуровневая, если подчиняется много подчиненных, то сфера контроля широкая и структура – плоская. Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри и вне организации могут влиять на нее.

  • Задачи – это предписанная работа, серия (часть) работ. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основании решения руководителя о структуре, каждая должность включает ряд задач, рассматриваемых как необходимый вклад в достижение цели.

Задачи традиционно делятся на 3 категории: работу с людьми, работу с материалами и работу с информацией.

  • Технология – это средство преобразования сырья (ресурсов) в продукцию. Задачи технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии – преобразования материала поступающего на входе в фирму в продукцию, полученную на выходе.

Технология бывает единичная (индивидуальное производство), массовая (крупносерийное – конвейер), непрерывная (непрерывное производство). Каждая технология имеет свои «+» и «-» в зависимости от конкретной цели.

  • Люди – центральный фактор в любой организации, т.к. руководитель достигает целей организации посредством их работы. Область, в которой люди наиболее наглядно различаются – их индивидуальные особенности, способности, одарённости, потребности, восприятие и др.

Все внутренние переменные взаимосвязаны.

Внешняя среда организации.

Поскольку от руководителя зависит будущее организации, он должен уметь выявлять существенные факторы, окружающие организацию, т.к. организация – открытая система, зависящая от внешнего мира в отношении ресурсов. К внешней среде относятся такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики ресурсов (финансовых, трудовых, энергетических, сырья и т.д.).

Один из способов определения окружения и облегчения учёта его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. К факторам (среде) прямого воздействия относят факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них (состояние экономики, НТП, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и т.д.).

Сфера прямого воздействия:

  • Поставщики ресурсов. Зависимость между организацией и сетью поставщиков – один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Поставщик может быть один или несколько. Лучше иметь дело с несколькими поставщиками, чтобы не попадать в кабальную зависимость. Японцы считаются создателями методов ограничения запасов материалов (точно в срок). Такая система позволяет снижать себестоимость продукции за счёт уменьшения количества складских помещений для хранения запасов, но требует более тесного взаимодействия производителя и поставщика.

  • Потребители. Многие считают, что единственная цель бизнеса – создавать потребителя. Значение потребителей для бизнеса понятно – от потребителя зависит выживание организации. Потребители, решая какие товары и по какой цене для них они желательны, влияют на выживание организации, и её взаимодействие с поставщиками ресурсов. Однако некоммерческие и государственные организации тоже имеют потребителей. Например, правительство и его аппарат существует только для обслуживания граждан.

  • Конкуренты – внешний фактор, значение которого невозможно оспаривать. Во многих случаях конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и по какой цене. Объектами соперничества являются не только потребители, но и ресурсы.

  • Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определённый правовой статус. Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью и подвижностью, но и неопределённостью. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требование органов государственного регулирования.

Среда косвенного воздействия:

  • Технология – является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Чтобы сохранить конкурентоспособность продукции все организации вынуждены своевременно использовать новейшие технологические разработки, от которых зависит эффективность их деятельности.

  • Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения капитала организацией для своих нужд, на решение делать займ (при ожидании инфляции) или уменьшать запасы готовой продукции (при появлении трудностей сбыта).

  • Социокультурные факторы – это установки, жизненные ценности и традиции в среде обитания организации. Они влияют на цены за продукцию или услуги. Например, многие предпочитают платить больше за товар с этикетками престижных организаций, - считается, что это придаёт им дополнительный вес в обществе.

  • Политические факторы. Политическая обстановка влияет на настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями в демократичном обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов, стандарты на безопасность, чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и др. факторы.

Тема 2. Эволюция науки «Управление»

  1. Предпосылки возникновения управления как науки.

  2. Подходы к управлению на основе выделения школ.

  3. Подходы к управлению: процессный, системный,

ситуационный.

  1. Японский менеджмент, его специфика.

  2. Развитие управления в странах СНГ.

Предпосылки возникновения науки «Управление».

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. с публикацией книги Ф.Тейлора «Принципы научного менеджмента». Но понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее цели развивалось в течение длительного периода времени (Р.Оуэн – 1805г.). Основной силой, подстегнувшей интерес к управлению, была промышленная революция, начавшаяся в Англии, но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США. Даже в начале ХХ века США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью (т.е. дискриминацию), проявив личную компетенцию.

Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в США в ХIХ веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы из трудолюбивых людей. США почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих его получить. Образование способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнить различные роли в бизнесе, включая и управление. Трансконтинентальные ж.-д. линии, построенные в конце ХIХ века в США, превратили страну в самый крупный единый рынок в мире. Отсутствие государственного регулирования в бизнесе (т.е. антимонопольного закона) позволяла предпринимателям, добившимся успеха в начале развития своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, предприятий, требовавших формализованных способов управления. По этой причине большой бизнес не жалел средств на область научных исследований и оформление науки управления, которые были использованы группой любознательных людей, имевших горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы и, возможно, улучшить свое материальное положение.

Школа «Научное управление» (1885-1920).

Основные концепции (положения) школы:

  1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

  2. Отбор работников и обеспечение их обучения;

  3. Обеспечение персонала ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач;

  4. Систематическое и правильное использование стимулирования труда для повышения производительности;

  5. Отделение планирования от работы.

Ф. Тейлор (1856-1915) разработал методические основы нормирования труда (хронометраж), дифференциальную систему оплаты труда, инструкционные карточки, методы повышения квалификации рабочих, сбор социальной информации и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента». Основные труды: «Управление циклом» и «Принципы научного менеджмента».

Л. Гилберт (1878-1972) первой начала изучать управление кадрами – подбор, подготовка, расстановка. Первая женщина в США, получившая степень доктора психологии.

Ф. Гилберт (1868-1924) первый организовал школу подготовки инструкторов по научной организации труда (НОТ), изобрел десятки приборов для анализа работы, написал книги «Азбука НОТ» и «Изучение движений».

Г. Форд (1863-1947) создал конвейер, социологические лаборатории (для изучения условий труда, быта, досуга), открыл для талантливых рабочих школы со стипендией, разработал формальную структуру организации, определил мероприятия по сотрудничеству управленческого и рабочего персонала (разграничил исполнительские и управленческие функции). Главная концепция Форда – рациональная организация труда.

Г. Гантт (1861-1919) разработал систему плановых графиков, методику премиальной оплаты труда рабочих, внёс значительный вклад в разработку теории лидерства. Основные труды: «Труд, заработная плата и доход», «Промышленное руководство» и «Организация труда».

Школа «Административного управления» (классическая) (1920-1950).

Представителями школы являются: Г. Эмерсон, А Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, Д. Муни и др. Основной вклад школы в науку - развитие принципов управления, описание функций управления и систематизированный подход к управлению организацией.

А. Файоль (1841-1925) считал, что управление – это универсальный процесс, состоящий из пяти исходных функций таких как: предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Он предпочитал руководителя со средними способностями, но длительно работающего на одном месте, чем способного, но часто меняющего работу. В книге «Общее и промышленное управление» разработал общий подход к анализу деятельности организации и сформулировал 14 принципов административной деятельности.

Г. Эмерсон (1853-1931). Его философия управления изложена в книге «Двенадцать принципов эффективности». Эволюция человеческого общества проходит через противоборство двух типов организации: военно-разрушительной и экономически-созидательной, - но «историю творят не полководцы, политические деятели или цари – ее создают предприимчивые и деловые люди». Обосновал необходимость применения комплексного, системного подхода к решению сложных производственных проблем, дополнил линейный принцип построения организации штабным.

М. Вебер (1886-1920) основной труд «Теория общества и экономическая организация» посвятил анализу проблем лидерства и бюрократической структуре власти. В зависимости от характера руководителя выделял три типа организаций: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический).

Школа «Человеческие отношения» (1930-1950) и

«Поведенческие науки» (1930 - наст. вр.).

Концепция школы «Человеческие отношения» основана на применении приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности, включающая методы налаживания человеческих отношений. Человеческий фактор рассматривается как основной элемент эффективности организации.

Г. Мюнстерберг (1863-1913) в труде «Психология и промышленная эффективность» выделил основы психотехники (принципы отбора кадров), создал множество психологических тестов по выявлению у людей к способности руководить.

М.-П. Фоллетт (1868-1933) определила управление, как «Обеспечение выполнения работ с помощью других лиц». Открыла «закон ситуаций» и считала, что различные ситуации требуют различных лидеров. В работе «Новое государство» выдвинула идею гармонии труда и капитала на базе правильной мотивации труда и учёта интересов участников производственного процесса.

Э. Мэйо (1880-1949) на основании экспериментов в г. Хотторне на предприятии «Вестерн электрик» установил, что:

  • улучшение условий труда (лучшее освещение) и даже увеличение зарплаты не всегда приводят к повышению производительности труда;

  • силы, возникающие в процессе взаимодействия между работниками, могут часто противодействовать усилиям руководителя;

  • перерывы для отдыха, бесплатный обед, более короткая рабочая неделя и высокая оплата труда имеет не такое большое значение, как отсутствие непосредственного контроля;

  • условия новизны, интерес к эксперименту, повышенное внимание руководства к данному вопросу – искажают результат в сторону увеличения.

В отличие от школы «Человеческие отношения», школа «Поведенческие науки» сосредоточила внимание на применении наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации т. о., чтобы каждый работник полностью использовал свой потенциал. Представители школы уделяли значительное внимание методам налаживания межличностных отношений и разработку таких приемов управления, которые бы способствовали осознанию человеком его возможностей на основе применения психологической теории поведения человека. Цель – добиться повышения эффективности работы организации за счет повышения ее человеческих ресурсов. Отсюда происходит еще одно название теории этой школы – теория человеческих ресурсов. В рамках этой теории был разработан ряд концепций об индивиде и кооперации, формальной и неформальных структуре, мотивации и потребностях, лидерстве и организации.

Ч. Барнард (1887-1961) работы «Функции администратора» и «Организация и управление» посвятил проблемам кооперации трудовой деятельности людей (физические и биологические ограничения человека подталкивают работников объединяться в социальные системы, при этом устойчивость кооперации будет зависеть от присущей ей эффективности, а функции руководителя должны сводиться к обеспечению совпадений кооперативных и индивидуальных интересов организации).

Д. Мак-Грегор (1906-1964) в книге «Человеческая сторона предприятия» изложил дихотомию теории «Х» и «У», объясняющую сущность авторитарного и демократического стилей управления. Теория «Х» - человек имеет унаследованную неприязнь к работе, туповат, ленив и старается её избежать, поэтому его постоянно нужно принуждать, контролировать, использовать угрозы и прибегать к наказанию. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности и более всего беспокоится о собственной безопасности. Теория «У» - люди от природы не являются пассивными. Такие работники могут осуществлять самоконтроль, принимать на себя ответственность.

Ф. Герцберг в книге «Труд и сущность человека» аргументирует тезис, что труд, приносящий удовлетворение работнику, способствует его психологическому здоровью. Создал теорию мотивационной гигиены, где основными факторами выступают трудовые успехи, признание заслуг, сам процесс труда, продвижение по служебной лестнице.

А. Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».

Ф. Ротлисберген, Р. Лайкерт, Ч. Белл, Г. Форд II ввели понятие «экономический человек» и «социальный человек», а также формальная и неформальная структура. «Экономический человек» стремится как можно больше получить за свой труд, точнее за продажу своего труда. «Социальный человек» стремится получить духовное удовлетворение (вознаграждение) от работы. А.У. Френч и Ч. Белл сравнивали организацию с айсбергом, у которого подводная часть несет элементы неформальной структуры, а подводная – формальной. Американский социолог Р. Лайкерт разработал структуру идеальной, по его мнению, организации управления на предприятии.

Школа «Наука управления» (количественный подход,

математическая школа управления) (1940 - наст. вр.).

Представители: С. Бир, Р. Акофф, И. Арнофф, Д. Форрестер. Суть науки – это применение методов научных исследований к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель. Модель – это представление объекта, системы, идеи в форме отличной от самой целостности (реальности) (она упрощает реальную жизненную ситуацию, т.к. форма модели менее сложна). Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Такие же модели, разрабатываемые в управлении, повышают способность руководителя к пониманию и разрешению стоящих перед ним проблем, к устранению данных, не относящихся к делу. Возможно, это послужило и названию количественных методов «Наукой управления». Самый крупный толчок к развитию науки управления дало развитие компьютеров.

В настоящее время модели применяются в науке управления при регулировании транспортных потоков в городе, оптимального графика движения в аэропортах, при разработке новых видов продукции.

Центральный пункт науки управления – обеспечение руководителя организации научной базой для решения проблем, связанных с взаимодействием компонентов организации в интересах последней, как целого.

Сущность концепции «Процессный подход»

(1920 и 1950 - наст. вр.).

Процессный подход был впервые предложен представителями школы административного управления, которые рассматривали функции управления как независимые друг от друга. Представители процессного подхода, в противоположность этому, рассматривают функции как взаимосвязанные. При этом управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации, называются управленческими функциями. Каждая управленческая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А. Файоль, автор первоначальной разработки этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам управлять означает предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. В дальнейшем термин «распоряжаться» стал тождественен понятию «управлять» и был изъят. Мы будем придерживаться подхода, согласно которому процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре основных функции управления объединены связующими процесса управления - коммуникацией и принятием решения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания (для выполнения контрольных работ) для студентов агрономического факультета специальности 1-740201 «Агрономия»

    Методические указания
    Рецензенты:заведующий кафедрой бухгалтерского учета,анализа и аудита УО»Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»доцент, кандидат экономических наук Сильванович В.
  2. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 3, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  3. Указатель содержит информацию о литературе универсальной тематики, которая имеется в обменном фонде Национальной библиотеки Беларуси

    Библиографический указатель
    Материал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются бесплатно в порядке поступления заказов. Для получения изданий необходимо направить письмо и заказ на имя директора библиотеки по адресу:
  4. Пособие для самостоятельной работы студентов Издательство (1)

    Пособие для самостоятельной работы
    Предназначено для самостоятельной работы студентов. Содержит все разделы истории России с древнейших времен до настоящего времени, в которых можно почерпнуть сведения об исторических личностях, основных терминах и хронологии.
  5. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей

Другие похожие документы..