Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Уважаемые дамы и господа! Леди и джентльмены! Мы приветствуем Вас на праздничной презентации. Сегодня, 27 мая 2011 года, заканчивает свою работу прое...полностью>>
'Статья'
Дискуссии о предмете психологии сопровождают ее на протяжении всей истории становления, и это весьма симптоматично. Мало найдется научных дисциплин, ...полностью>>
'Анализ'
Используется экономистами для получения информации о главных критериях оценки деятельности предприятия. В процессе анализа выявляются резервы для соз...полностью>>
'Диплом'
У зв’язку з підготовкою до проведення у м. Донецьку 21.03 – 26.03.2011 р. Всеукраїнської олімпіади з математики семінар для завідувачів (директорів) ...полностью>>

Психология XXI столетия том 2

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГИЯ

XXI СТОЛЕТИЯ


ТОМ 2

Ярославль, 2007

Печатается по решению Президиума Международной Академии Психологических Наук

ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2007 - с. 346

Состав организационного комитета Симпозиума:

Председатель: Новиков В.В.,

Директор: Козлов В.В.

Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.В., Обозов Н.Н., Свенцицкий А.Л., Семенов В.Е., Урываев В.А., Шарапов Е.П., Шорохова Е.В., Фетискин Н.П., Шевчук В.Ф.

Программный комитет: - Карпов А.В., Кашапов М.М., Клюева Н.В., Козлов В.В., Мазилов В.А., Шадриков В.Д., Фетискин Н.П.

Ответственный редактор: Козлов В.В.

Редколлегия:

Мазилов В.А., Новиков В.В., Урываев В.А.

Статьи в сборнике изданы в авторской редакции.

ãМАПН, 2007 г.

ãКозлов В.В., 2007 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПРОЕКТНОГО МЕТОДА КАК ФАКТОР

ЭЛИМИНАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ДЕЛИКВЕНТНОСТИ

Кондрат Е.Н. (Санкт-Петербург)

Представления о проектировании и термин «проектирование» используются в различных видах социальной деятельности. Его творчески наполненное содержание может вполне применяться в профилактике делинквентного поведения у несовершеннолетних осужденных.

Под творческим проектом в психологическом исследовании понимается самостоятельно разработанный и реализованный в практической деятельности продукт от идеи до ее воплощения.

Творческий проект выполняется в три этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный. На каждом этапе исследователь решает определенные задачи.

Исходя из региональных условий, социальных заказов, индивидуальных потребностей можно составить банк творческих проектов, в котором будут собраны наиболее типичные или уникальные случаи творческого проектирования в различных отраслях и сферах психологии.

Критерии оценивания выполненных проектов (по П.С. Лернеру) включают в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности в данном проекте, практическую направленность проекта; объем и полноту разработки, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, оригинальность темы, подходов, найденных решений, оригинальность воплощения и представления проекта; оформление, соответствие стандартным требованиям, оригинальность.

Исследовательский этап включает в себя выявление основных психологических проблем участников группы, выбор и обоснование теоретического направления, конкретного вида тренинговой работы, составление программы тренинга. Программа тренинга может создаваться по запросам отдельных организаций, по результатам диагностики сотрудников того учреждения, где работает психолог, школьников и т.п. Обоснование программы включает также выбор психологического инструментария, основных приемов и упражнений в работе с группой. При составлении программы тренеры могут обратиться к собранному «банку проектов», включающему данные по предыдущим программам, различные задания и упражнения.

Технологический этап выполнения проекта тренинга включает непосредственное проведение тренинговых занятий. Они могут быть построены в традиционном ключе или соответствовать какому-либо авторскому направлению тренинга. Практическая деятельность на занятии может быть серией упражнений, рассмотрением реальной ситуации, ролевой игрой. Содержание тренинга должно побуждать участников к активному включению в работу.

На технологическом этапе апробируются и корректируются положения выработанной программы тренинга в соответствии с потребностями участников. Какими бы привлекательными ни выглядели задания и упражнения на стадии разработки программы, они могут не соответствовать настроению участников группы, их насущным проблемам.

Заключительный этап реализации проекта тренинга содержит анализ и рефлексию преобразовательной психологической деятельности, подведение итогов, оценку полученных результатов.

Анализ результатов и их оценка необходимы для конструктивных изменений и в дальнейшем использовании разработанной программы тренинга, и для накопления опыта проектирования групповых форм работы, и для изменений профессиональной позиции самого психолога-тренера в отношении собственной деятельности.

Примером эффективности данного профилактического метода может служить существенная перестройка в структуре доминирующих стратегий профессионального самоопределения у несовершеннолетних осужденных

Изменения в структурном Соотношении стратегии профессионального самоопределения у несовершеннолетних осужденных в процессе реализации проектного метода (%)

Стратегии профессионального самоопределения

Выраженность стратегии

До тренинга

После тренинга

Автономно-эмансипи-рованная стратегия

12,0

35,0

Индивидуально-зависимая стратегия

21,0

38,0

Приспособительно-потре-бительская стратегия

67,0

27,0

Из таблицы видно, что после тренинговых проектных занятий существенно снижалась (на 40 %) выраженность приспособительно-потребительской стратегии и заметно возросли автономно-эмансипированная и индивидуально-зависимая.

Такая трансформация в структуре выше указанных стратегий, на наш взгляд, в большей мере способствует раскрытию творческого потенциала в профессионально-личностном развитии несовершеннолетних в местах лишения свободы.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Кондрат И.Н. (Санкт-Петербург), Бредихин Г.А. (Москва)

Рассматривая процесс профессионального становления личности, важно выделить в нем профессиональную компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия конкретной личности требованиям профессии. Психологи определяют "компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять трудовые функции".

И.В.Михайлов и Я.Н.Украинский предполагают судить о наличии компетентности по характеру результата труда человека.

Владение своей профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, ответственность за результаты своего профессионального труда, готовность к профессиональному росту означают зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала – прокурорского работника, его индивидуальности.

Следует также отметить, что неблагоприятное протекание процесса профессионального становления под влиянием особых условий деятельности, психотравмирующих фактов, перегрузок, монотонных условий труда, резких изменений режима работы, плохого психологического климата и конфликтной обстановки в трудовом коллективе может привести к профессиональной деформации личности (А.В.Буданов, В.С.Медведев, С.П.Безносов, А.Р.Ратинов и др.).

По определению С.Е.Борисовой, профессиональная деформация "результат специфических личностных изменений, происходящих в первую очередь под влиянием профессиональной деятельности и профессиональной роли, другими словами, это явление, которое возникает в результате специфики межличностного и профессионального взаимодействия и, непосредственно, деятельности, и выступает, на наш взгляд, как фактор, влияющий на профессиональное становление личности. Влияние этого фактора на процесс профессионализации человека может привести к снижению производительности труда, работоспособности и трудоспособности, а также к негативным изменениям психических качеств человека, утрате ценностных ориентации в труде. Эти нарушения могут затрагивать различные грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала – прокурорского работника, профессиональное обучение, социальную подсистему профессиональной среды личности (восприятие, общение, взаимодействие).

Таким образом, реализуя программу по своему профессиональному психологическому самосохранению, личность, формируясь и развиваясь, в процессе своей профессионализации начинает осознавать изменения, происходящие с ней, проявляет рефлексию на эти изменения. Самоотражение приводит к возникновению новых планов, проектов развития, предупреждению профессиональной деформации, эффективному профессиональному и личностному росту. Личность экстраполирует свое будущее, а "желание своего будущего, как отмечает Л.И.Анциферова, - и есть желание развития".16 Отсюда можно сделать вывод, что на определенной стадии своего профессионального становления человек становится субъектом собственного личностного развития.

Будучи субъектом, индивид сознательно строит свою деятельность по освоению профессии, вырабатывает траекторию и расширяет перспективы профессионального роста, познаёт себя, в той или иной форме осуществляет личностную профессиональную диагностику и прогнозирует свою профессиональную карьеру. Как объект профессионализации молодой сотрудник подвергается обучающему, воспитательному воздействию со стороны таких субъектов, как: руководители всех уровней (от непосредственного начальника до высшего руководства), старшие сослуживцы, наставник, психолог и др.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ССУЗОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Корзин А.Б., Сопина Г.А.(Тверь)

Необходимость организации психологических служб в ссузе вызвана, на наш, взгляд двумя группами причин:

- кардинальные изменения в социуме диктуют необходимость квалифицированной психологической помощи молодому человеку;

- возникающие проблемы в обучении и воспитании студентов требуют компетентного вмешательства со стороны психолога.

Мы выделяем основные проблемы в работе психологических служб: личность психолога, его профессиональная подготовка и компетентность; определение задач психологической службы в ссузе; место психолога в системе профессиональной подготовки специалистов в ссузе.

Эти проблемы отражаются и на том, что в Тверской области из 43 ссузов всего 17 имеют психологические службы. На базе Тверского государственного индустриально-экономи-ческого колледжа им. А.Н.Коняева с 2003 года работает областное методическое объединение практических психологов ссузов Тверской области. В него входят психологи 6 ссузов г. Твери и 5 ссузов Тверской области.

Общими направлениями работы являются:

- организация практической деятельности психолога;

- профориентационная работа и определение профпригодности студентов;

- разработка индивидуальных развивающих программ с учетом особенностей обучающихся;

- контроль переломных моментов в жизни студентов;

- изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы, мотивации студентов;

- выявление и устранение причин нарушения межличностных отношений со сверстниками и преподавателями, разрешение конфликтных ситуаций;

- консультирование преподавателей, администрации, студентов и их родителей;

- адаптация первокурсников нового набора к условиям ссуза;

- психологическая поддержка студентов в процессе их обучения в ссузе;

- методика преподавания психологических дисциплин.

Заседания методического объединения проводятся 2 раза в год по следующей тематике: проблемы адаптации студентов нового набора; проблемы взаимодействия психолога с преподавателями, сотрудниками ссуза; внеаудиторная работа по психологическим дисциплинам; профориентационная работа со студентами; преподавание психологических дисциплин.

В связи с тем, что ТГИЭК им. А.Н.Коняева является базовым учебным заведением среди ссузов Тверской области, наша психологическая служба, состоящая из 5 психологов, и определила приоритетные направления работы в ходе экспериментальной и исследовательской деятельности.

В 2000-2003 гг. нами проведено экспериментальное исследование по теме: «Условия и пути совершенствования формирования личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Приказ МО РФ №3295 от 17.11.2000 г.) Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями развития среднего профессионального образования как важнейшего этапа профессионализации личности, необходимостью совершенствования профессиональной деятельности субъектов образования по подготовке конкурентоспособного специалиста в ССУЗе. Целью исследования, его результатом явилось создание учебно-воспитательной и развивающе-коррекционной системы, обеспечивающей всестороннюю качественную подготовку конкурентоспособного специалиста. Предметом исследования явились психологические особенности профессиональной деятельности всех участников образовательного процесса, направленные на качественную подготовку специалистов.

Исследование проводилось силами созданных в колледже исследовательских лабораторий (лаборатории воспитания и развития личности, лаборатории профессионального образования, Научное общество преподавателей и студентов) под руководством психологической службы колледжа.

Исследованы проблемы:

- особенности системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;

- профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников;

- деятельность педагогического коллектива по формированию мотивационной готовности студентов к их профессиональной деятельности; развитие студенческого самоуправления;

- формирование здоровьесберегающей воспитательной среды;

- формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;

- развитие профессионально-важных качеств специалистов в учебном процессе;

- роль родителей в формировании отношения студентов к выбранной профессии.

Важнейшими темами явились следующие:

1. Адаптация первокурсников к условиям колледжа.

Входная диагностика показала, что около половины первокурсников ссузов г. Твери имеют высокую личностную тревожность, 44% - выраженную тенденцию агрессивности и враждебности, 40% - неадекватную самооценку, 60% - неадекватный уровень притязаний, 50% - высокий уровень самообвинения, 50% - высокие показатели внутренней конфликтности.

На основе диагностики разработаны:

- Программа оптимизации адаптации студентов нового набора к условиям колледжа;

- план воспитательной работы со студентами нового набора;

- программа развития адаптивности первокурсников посредством тренингов;

- Программа психологической поддержки студентов на всех этапах их обучения в колледже.

Все программы внедрены в учебно-воспитательный процесс ТГИЭК им. А.Н.Коняева и ссузов Тверской области.

2. Мотивация.

Входная диагностика выявила снижение мотивации студентов к старшим курсам, преобладание факторов внешней мотивации учения.

На основе диагностики разработана Программа формирования мотивационной готовности студентов к их профессиональной деятельности, в том числе, развития ПВК.

Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателей выявило следующую структуру мотивов:

– значимость профессии;

– удовлетворенность работой;

– вид трудовой деятельности;

– потребность в общении и коллективной деятельности;

– организация труда.

Работа преподавателям нравится, потому что:

  • полезная (74%)

  • требует умственной работы (67%)

  • разнообразная, вызывает удовольствие (62,5%)

  • дает возможность профессионального роста. (59,8%).

В качестве негативных факторов отмечены: низкий заработок, неравномерная нагрузка, напряженность.

На основе диагностики разработана Программа положительной мотивации профессиональной деятельности преподавателей.

Результаты исследования позволили определить условия и пути повышения результативности деятельности педагогического коллектива колледжа по формированию личности конкурентоспособного специалиста:

- ориентация педагогического коллектива на развитие личности студентов, знание их особенностей, трудностей их деятельности и общения;

- профессиональные знания, навыки, умения субъектов образования, обеспечивающие результативность их деятельности по формированию личности студентов;

- четкое планирование и систематизация деятельности всех участников образовательного процесса;

- наличие нормативной базы учебного заведения, обеспечивающей распределение функций администрации, преподавателей, воспитателей общежитий;

- ведущая роль психологической службы в организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Определены пути совершенствования формирования личности специалиста:

- изучение субъектами образования результатов диагностики личности студентов, учет эффективности принятых мер и их своевременная корректировка;

- организация системы повышения квалификации преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий с целью повышения их психолого-педагогической компетентности;

- организация научно-исследовательской работы в колледже по психолого-педагогическим проблемам;

- организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями студентов;

- организация системы студенческого самоуправления;

- изучение рынка труда и требований работодателей;

- взаимодействие с социальными партнерами.

На основе полученных результатов разработан план экспериментального исследования по теме: «Условия и пути развития колледжа в системе социального партнерства» (Приказ МО РФ №1079 от 05. 03. 2003г.). Целью исследования является создание модели социального партнерства ссуза, позволяющей обеспечить качественную подготовку.

Психологическая служба колледжа сохраняет в этом исследовании свою ведущую роль. Целью работы лаборатории психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является изучение личностных особенностей студентов и их профессиональной направленности в системе профобразования.

Главными темами исследования явились следующие:

1. Управление качеством образования на уровне ССУЗа.

Проведено анкетирование работодателей.

Работодатели отмечают следующие необходимые, на их взгляд, качества работников:

- личностные: энергичность, настойчивость, педантичность, ответственность, творческий подход к делу, коллективизм, сообразительность;

- функциональные: организаторские способности, умение планировать деятельность, навыки поиска информации, умение передавать опыт, умение вести переговоры с партнерами, способность к освоению новой техники, стремление к новому качеству.

На основе полученных данных проведено:

1. Входная диагностика - личностных особенностей и особенностей развития познавательной сферы.

2. Определение уровня интеллекта.

3. Диагностика мотивационной сферы.

4. Диагностика по запросу кураторов.

5. Психолого – педагогические консилиумы по темам: «Психологические особенности работы с первокурсниками», «Особенности работы и педагогические трудности в группе».

6. Просветительская работа родителей первокурсников и самих студентов.

7. Разработана система мотивации социальных партнеров.

8. Организована коррекционная работа, направленная на формирование навыков общения с окружающими людьми.

9. Организована работа с выпускными группами по направлениям:

- изучение ценностных ориентаций выпускников,

- изучение отношения к обучению в ТГИЭК,

- диагностика сформированности познавательной сферы выпускников,

- изучение перспектив трудоустройства.

- прочитан курс лекций «Основы поиска работы и трудоустройства»,

- проведены тренинговые и практические занятия, направленные на развитие личностных качеств, способствующих успешной адаптации на производстве, а также навыков делового общения и развития мотивационной сферы.

Результаты исследования позволили скорректировать работу:

- изменение методов обучения;

- улучшение непосредственного и опосредованного общения со студентами;

- изменение системы формирования ценностей педагога и переноса их на студентов;

- организована система повышения квалификации преподавателей и сотрудников.

По окончании реализации Программы проведен анализ рынка труда:

Работодатели отметили:

- хорошая профессиональная подготовленность - у 70,3 % студентов,

- высокое качество работы - у 85,2 % студентов,

- умение работать в команде – у 81,5 % студентов,

- результативность - у 77,8 % студентов,

- умение применять знания на практике – у 70,4 % студентов,

- прилежание – у 100 % студентов,

- умение находить общий язык с коллегами - у 93,6 % студентов.

2. Формирование и развитие профессионально важных качеств специалистов.

Итоговая диагностика выявила следующие показатели уровня сформированности ПВК выпускников в 2005-2006 уч. году:

- отделение «Машиностроения» - 89 %,

- отделение «Программирования» - 94,1 %,

- отделение «Аудит, Социальная работа» - 87,3 %,

- отделение «Налоги, Менеджмент» - 96,6 %.

Средние показатели составляют 91, 75 %, а уровень развития за время обучения составил 24,23 %.

С 2005-2006 уч. года психологическая служба колледжа проводит исследования совместно с лабораторией психолого-педагогических исследований педагогического факультета ТвГУ по темам:

- сравнительный анализ процесса адаптации первокурсников к учебно-воспитательному процессу учебных заведений педагогических и непедагогических специальностей;

- сравнительный анализ мотивационной готовности к профессиональной деятельности;

- сравнительный анализ психологических проблем профессионального становления студентов.

Колледж является базой практики студентов психологического и педагогического факультета ТвГУ.

На базе колледжа организована работа Центра психологической помощи «Совершенство» для родителей и подростков по проблемам общения, выбора профессии и т.д.

Таким образом, деятельность практического психолога в среднем профессиональном учебном заведении необходима, область деятельности определена самими объективными условиями подготовки специалистов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология XXI столетия том 1 (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  2. Психология XXI столетия том 1 (2)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  3. Социальная психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г.М.
  4. Социальная психология XXI столетия том 1

    Документ
    Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г.М.
  5. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (3)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.

Другие похожие документы..