Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вопрос автоматического регулирования процесса горения котлов ТЭС всегда рассматривался в контексте решения другой, более общей задачи — регулирования...полностью>>
'Лекции'
На страницах «НГ» в рамках дискуссии о лекции Владислава Суркова «Русская политическая культура. Взгляд из утопии» («НГ» от 22.06.07) уже были опубли...полностью>>
'Книга'
В издательство «Русский Вестник», с просьбой опубликовать этот материал, обратился Институт пересмотра истории (Institute Historical Review), находящи...полностью>>
'Документ'
Внести в Методику планирования бюджетных ассигнований районного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Методика), утверж...полностью>>

Куликова Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования Сыктывкар 2009 пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное учреждение Республики Коми

дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

Рекомендована Утверждаю

Методическим советом Генеральный директор

Протокол № __________ И. Н. Филатов

« »___________ 2009г. « » ____________ 2009г.

____________ Л.Е. Вотякова

Принята

Педагогическим советом

Протокол №

« »___________ 2009г.

Дополнительная образовательная программа

«Основы православной культуры»

Направленность:

культурологическая

Для обучающихся 11-18 лет

6 лет обучения

Составители:

Куликова Татьяна Михайловна

педагог дополнительного

образования

Сыктывкар

2009

Пояснительная записка к программе
«Основы православной культуры»

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего и дополнительного образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. Нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Республиканский центр детско-юношеского туризма РК предлагает программу дополнительного образования «Основы православной культуры», которая противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности русской культуры.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нравственности, культуры и воспитания. Не считаться с этим нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается по тысячелетней традиции номинально православным человеком.

Целью программы является приобщение детей и подростков к духовным ценностям Православия, изучение и развитие основанных на Православной вере русских традиций и обычаев. Воспитание молодых людей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные общечеловеческие ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

Программа «Основы православной культуры» рассчитана на 6 лет обучения:

1 годПравославный храм и главные праздники Русской Церкви;

2-й годИстория Ветхого и Нового Завета. Церковное искусство. Жития Святых;

3-й годПравославие у южных славян и в Киевской Руси;

4-й годПравославие в Коми крае.

5-й год – Истоки Православия.

6 -й год – Церковное искусство

Программа каждого года обучения может быть использована как самостоятельная. В зависимости от подготовленности, способностей и желания детей обучение может быть закончено после любого года программы.

- Основные задачи курса:

образовательные:

-изучить православную историю Коми края, монастырей, храмов;
- познакомить с географией Православных Святынь России и земли Коми;

- дать основные сведения о религиозных понятиях и представлениях;

  • познакомить с историей Ветхого и Нового Завета;

  • изучить историю Русской Православной Церкви и ее роли в жизни России;

  • дать знания о Православной Церкви и храме, раскрыть смысл и содержание Православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;

  • изучить тексты Священного Писания и житийной литературы;

  • изучить историю главных Православных праздников, которая ведет детей в литургический Православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа;

воспитательные:

  • приобщить детей к нравственным устоям Православной культуры;

  • воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека;

  • воспитывать целомудрие, милосердие, чувство ответственности, патриотизм;

  • воспитывать волевые качества, культуру мышления и общения, культуру чувств;

развивающие:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;

  • сформировать умение передавать полученные знания другим людям в форме урока, урока-экскурсии, тематической игры, литературно-музыкальной композиции, мини-спектакля;

  • сформировать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

По окончании данного курса программы обучающийся

должен знать:

  • основные догматы, каноны и традиции Православной церкви;

  • краткое содержание истории Ветхого и Нового Завета;

  • историю Православия в России и Коми крае;

  • таинства Православной Церкви;

  • устройство храма;

  • Православные двунадесятые праздники;

  • Православные святыни;

  • церковный этикет;

  • церковные одежды;

  • основной смысл богослужений;

  • правила поведения в экскурсионных поездках;

уметь:

- оформить результаты работы с литературой или поисковой в виде отчета, реферата;

- подготовить и провести занятие или экскурсию по собранному материалу;

- по иконе определить Православный праздник и рассказать о нем;

получить навыки:

  • поисковой работы;

  • самостоятельной работы с литературой, историческими и краеведческими источниками;

  • лекторской работы;

  • самообслуживания в путешествии

По окончании курса обучающийся получает удостоверение «Юный лектор по программе «Основы Православной культуры»

Первый год обучения

«Православный храм и праздники Русской Церкви»

Основные задачи курса:

образовательные

- изучить историю главных Православных праздников;

- дать знания о Православной Церкви и храме;

- познакомить ребят с церковным этикетом;

- дать представление о святынях Коми земли и города Сыктывкара;

- дать начальные знания по сборке рюкзака, разжиганию костра, первой медицинской помощи;

воспитательные

- воспитать чувство благоговейного отношения к святыням народа;

По окончанию данного года обучения обучающийся

должен знать:

-устройство православного храма;

-церковный этикет;

-церковные одежды;

-православные праздники;

-правила поведения в экскурсионных поездках;

типы костров.

Должен уметь:

-отличит православный храм от храмов других религий;

-рассказать о событии праздника, изображенном на иконе;

-разжигать костер.

Получить навыки:

- самообслуживания в путешествии;

-поведения в православном храме.

Учебно-тематический план

первого года обучения

N п/п

Тема

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

Введение

2

2

1.

Главные Православные праздники и посты

52

42

10

1.1

Православные праздники

48

38

10

1.2

Посты

4

4

-

2

Православный храм

40

25

15

2.1

Устройство храма

24

14

10

2.2

Богослужебная утварь

10

10

-

2.3

Церковные одежды

6

1

5

3

Церковное благочестие

34

17

17

3.1

О благочестии. Перед входом в храм. Внутри храма.

10

4

6

3.2

Целование икон. Поминовение.

6

3

3

3.3

Молитва в храме, на Богослужении.

6

4

2

3.4

Обращение к духовенству

6

2

4

3.5

Внешний вид. Одежда. Чистота.

Пожертвования.

6

2

4

4

Экскурсионно-просветительская работа

54

-

54

4.1

Поездки по святым местам, экскурсии

44

-

44

4.2

Просмотр видеофильмов о Православии

10

-

10

5.

Туризм и ориентирование

34

14

20

5.1

Подготовка к походу

12

12

-

5.2

Ориентирование

6

2

4

5.3

Поход выходного дня

16

-

16

Итого:

216

110

106

Содержание

Введение

Вводное занятие, общее знакомство с программой, проведение инструктажа по технике безопасности, проведение входящего педконтроля.

  1. Главные Православные праздники и посты

    1. Православные праздники. Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Главные праздники церковного года (их двенадцать и называют их двунадесятыми): Рождество Христово, Крещение Господне и Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы. Происхождение Церковных праздников и их обрядность. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам.

    2. Посты. Посты делятся на однодневные и многодневные. Многодневные: Великий пост или Святая Четыредесятница; Петровский пост, Успенский пост, Рождественский пост. Однодневные: еженедельные в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя, праздник Воздвижения Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Крещенский сочельник.

  1. Православный храм

    1. Устройство храма. Храм – это дом Божий, дом молитвы. Первый христианский храм – сионская горница, где Господь совершал Тайную Вечерю со своими учениками. Внешний вид храма – купола с крестами, форма корабля. Храм – ковчег спасения для верующих людей. Крестово-купольная форма Православного храма. Устройство храма: алтарь, храм, притвор.

Практика: посещение храма.

    1. Богослужебная утварь. Дискос – круглое блюдо, на котором совершается главное таинство в церкви. Потир – сосуд для пития, металлическая чаша на высокой ножке. В потире во время литургии совершается претворение вина в Истинную Кровь Иисуса Христа. Копие – плоский нож в виде треугольного наконечника копия. Лжица – небольшая ложечка с крестом в конце длинной ручки. Лжицей причащают из чаши мирян. Кадило – сосуд для воскурения благовонного дыма фимиама.

    2. Церковные одежды. Богослужебные и внебогослужебные. Богослужебные – облачения дьякона, священника, епископа. Внебогослужебные: ряса, подрясник и скуфья (головной убор). Наперсный крест. Панагия.

Практические занятия. Экскурсия в церковь.

  1. Церковное благочестие

    1. О благочестии. Перед входом в храм. Внутри храма. Церковное благочестие – отношение к храму, святыням, к самому себе. Церковное благочестие – система правил, канонов, традиций. Поведение перед входом в храм и внутри храма.

Практика: посещение храма.

    1. Целование икон. Поминовение. Как необходимо прикладываться к иконам в храме (к иконе Спасителя, Богородицы, Святого). Формы поминовения в церкви: литургия, молебен, панихида. Как правильно составлять записки, подаваемые в церкви.

Практика: посещение богослужения.

    1. Молитва в храме. На богослужении. Общая молитва, личная, молитва перед иконами. Поведение на богослужении и основной смысл службы.

Практика: посещение богослужения.

    1. Обращение к духовенству. Церковный этикет. Как обратиться к священнику, епископу, дьякону. Форма приветствия. Как взять благословение и на что. Обращение к владыке по телефону, в письме.

Практика: встреча со священником.

    1. Внешний вид, одежда, чистота. Пожертвование. Внешний вид – отражение внутреннего мира у христианина. Смирение, кроткое поведение. Скромность одежды, чистота в одежде и душе. Волосы покрыты платком, одежда соответствует полу. Виды пожертвования в храме (вещи, церковные предметы, деньги, пища).

Практическое занятие. Посещение богослужения.

  1. Экскурсионно-просветительская работа

    1. Поездка по святым местам (в монастырь). Изучение истории монастыря, уклад жизни, общение с духовенством, посещение богослужения, помощь братии.

    2. Просмотр видеоматериала на православную тематику.

  1. Туризм и ориентирование

    1. Подготовка к походу. Личное и групповое снаряжение. Сбор рюкзака. Содержание аптечки. Оказание первой помощи в походе. Типы костров (звездный, колодец).

    2. Устройство компаса. Ориентирование по местным признакам.

    3. Поход выходного дня. Разведение костра.

Этапы педагогического контроля первого года обучения

Вид контроля

Тема, содержание

Цель

Форма контроля

Сроки

Критерии

входящий

Определить уровень знаний на начало обучения

Анкета

Сентябрь

100-80%-высокий уровень, 80-60-% средний, менее 60%-низкий

текущий

Главные православные праздники

определить уровень знаний и умений по разделу

Рассказ по иконе праздника

Соответствие сюжету, умение красиво, с учетом православной терминологии составить рассказ

текущий

Православный храм

Письменная работа

100-80%-высокий уровень, 80-60-% средний, менее 60%-низкий

текущий

Туризм и ориентирование

проверить умение разжигать костер

Соревнования в походе

умеет разжигать костер, соблюдает технику безопасности -

не умеет разжигать костер

итоговый

Проверить уровень освоения программы

Тест

Май

100-80%-высокий уровень, 80-60-% средний, менее 60%-низкий

2-й год обучения

«История Ветхого и Нового Завета.

Церковное искусство. Жития Святых».

Основные задачи курса:

образовательные



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова В. П.]

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В. П.]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2007.
  2. В. И. Погорелов к календарь памятных дат Воронежского края (2012 2016 гг.)

    Документ
    К Календарь памятных дат Воронежского края (2012 – 2016 гг.). Информационно-справочное краеведческое издание / сост. В.И.Погорелов. – Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ», 2011.
  3. Российский комплекс жкх: проблемы и решения (по материалам сми) Москва

    Документ
    Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации. Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны.
  4. Игоря Федоровича Глухова от всей души поздравляем с Днем Рождения! Удачи во всех делах. Спасибо за помощь, поддержку и внимание

    Документ
    Игоря Федоровича Глухова от всей души поздравляем с Днем Рождения! Удачи во всех делах. Спасибо за помощь, поддержку и внимание. Успехов во всех намеченных делах!

Другие похожие документы..