Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Объектом исследования в настоящей дипломной работе является общество с ограниченной ответственностью (ЗАО) «АЛТЭКС-Группа компаний», основным видом д...полностью>>
'Документ'
Наукова спеціальність, яка досліджує теоретико-методологічні, науково-методичні та прикладні засади, розвиток, тенденції та закономірності функціонув...полностью>>
'Программа'
1. Настоящий Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, перечень документов, необходимых дл...полностью>>
'Программа дисциплины'
Геллерт М. Все о командообразовании = Teamarbeit, teamentwicklung, teamberatung: руководство для тренеров / М. Геллерт, К. Новак. - пер. с нем. - М.:...полностью>>

Рабочая программа по курсу «основы этнологии»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новосибирский государственный

университет

Гуманитарный факультет

кафедра археологии и этнографии

Основы этнологии

Учебно-методический комплекс

Д

Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы.

Основы этнологии. Учебно-методический комплекс / Сост.: док-р ист. наук, доц. Октябрьская И.В. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.–

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк обучающих и контролирующих материалов. Предназначен для исторического отделения гуманитарного факультета.

Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета.

Рецензент: канд. ист. наук О.А. Митько (НГУ)

©И.В. Октябрьская, 2011

© Новосибирский государственный университет, 2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ»

Программа курса (дисциплины) «Основы этнологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» по направлению «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

Автор Октябрьская И.В. – док-р ист. наук, доцент НГУ

Факультет гуманитарный

Кафедра археологии и этнографии

1. Цели освоения дисциплины (курса)

Цель курса «Основы этнологии» - формирование у будущих специалистов исчерпывающего знания современных теоретико-методологических основах науки о народах мира, навыков самостоятельной исследовательской и экспертной работы, соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии. Курс ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов, чья практическая деятельность направлена на обеспечение социальной стабильности и межнационального согласия в современном полиэтничном сообществе России.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

  • формирование представления об основных школах и направлениях, изучающих явления этноса и этнической культуры;

  • освоение основных понятий, концепций, теорий, описывающих этническое и культурное многообразие современного мира;

  • формирование навыков владения инструментарием современных этнографических и этнологических исследований;

  • формированию авторской теоретико-методологической позиции, определяющей содержание самостоятельной исследовательской и экспертной работы и соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы этнологии» относится к базовой части профессиональной подготовки и является обязательной для всех профилей обучения по направлению «История», поскольку формирует теоретические концептуальные знания гуманитарного цикла.

Изучение «Основ этнологии» определяют требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональных дисциплин (ОПД)» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «520800 – История». Курс концептуально и методически связан с дисциплинами «История первобытного общества», «Религиоведение», «Отечественная история» и др.

Результатом освоения курса «Основы этнологии» как части базовой программы гуманитарного цикла по направлению «История» являются теоретические и практические навыки выпускника в области научно-исследовательской, педагогической, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Основы этнологии» студент должен овладеть следующими компетенциями:

     а) общекультурными (ОК):

  • владение культурой мышления; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность генерировать новые идеи (креативность) (ОК-2);

  • способность к адаптации к изменению научно-производственного профиля и социокультурных условий своей деятельности при критической оценке накопленного опыта (ОК-3);

  • способность эффективно пользоваться русским и иностранным языками, как средством научного общения; (ОК-4);

  • способность к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, к управлению коллективом и оценке качества результатов деятельности (ОК-5);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности (ОК-6);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-7);

     б) профессиональными (ПК)

общепрофессиональными:

  • знание основных положений и концепций в области теории и истории этнологии, представление о современном состоянии и перспективах развития мировой и российской этнологии; способность использовать эти знания в научно-исследовательской, педагогической культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа этнографических источников с использованием широкого спектра современных методов и информационных технологий (ПК-2);

  • способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации по специальности на русском и иностранном языках (ПК-4);

  • способность применять современные методы и методики этнологического исследования (ПК-5);

  • способность к междисциплинарному взаимодействию и сотрудничеству в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

  • способность к инновационной деятельности - к постановке и решению оригинальных научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-7);

  • способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской  деятельности:

  • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания «Основ этнологии» (ПК-9);

  • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования с использованием знания «Основ этнологии» на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-10);

  • способность использовать в исследованиях разнообразные тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы по проблематике курса (ПК-11);

  • способность к подготовке и проведению собственных полевых экспедиционных исследований, лабораторных работ, научных семинаров, конференций, к подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-11);

    в педагогической деятельности:

    • способность к проведению учебных занятий по истории и культуре стран и народов мира в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования (ПК-12);

    • умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий на основе существующих методик (ПК-13);

    • готовность к распространению и популяризации этнологических знаний в образовательном и воспитательном процессах (ПК-14)

    • способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-15)

в культурно-просветительской деятельности:

  • способность к историко-культурной и историко-краеведческой деятельности (в рамках НПЦ, музеев и т.п.), включая навыки организации выставок (ПК-16);

  • навыки пропаганды этнологических знаний в культурно-образовательных процессах (ПК-17)

    в экспертно-аналитической деятельности:

    • способность к составлению заключений в области охраны исторического и этно-культурного наследия (ПК-18);

    • навыки проведения аналитической экспертизы (ПК-19)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать историю формирования и основные методологические направления мировой этнологии, а также основные понятия и концепции, применяемые при анализе различных сфер существования мирового полиэтнического сообщества и использовать их в самостоятельной исследовательской и экспертной деятельности;

уметь выявлять и анализировать проблемные аспекты, связанные с формированием и развитием этнических сообществ современного мира и в своей практической деятельности обеспечивать стабильность его существования на основе принципов толерантности и взаимодействия;

владеть основами преподавательской и популяризаторской деятельности, связанной с утверждением принципов толерантности и поликультурности в российском сообществе.

4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 78 часа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции

к/работы

коллоквиум

сам. раб. студента

Календарный модуль 1.

2

1-17

31

3

2

42

Дисциплинарный модуль 1.

2

1-3

Тема 1. Этнография и этнология: предметная область, социальные задачи, смежные дисциплины, источники и методы исследований

2

1

2

Тема 1 (сам.раб.) Эволюционное течение в этнологии

2

1

2

Тема 2. Основные тенденции в развитии мировой этнологии

2

2

2

Тема 2. (сам.раб.) Диффузионизм в этнологии

Тема 3. История российской этнографии и этнологии

2

2

2

3

1.75

2

Тема 3. (сам.раб.) Социологическая школа

2

3

2

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

2

3

0,25

Контрольная работа № 1

Дисциплинарный модуль 2.

2

4-6

Тема 4. Теория этноса. История и современное состояние

2

4

2

Тема 4. (сам.раб.) Фрейдизм в этнологии

2

4

2

Тема 5. Теория этничности

2

5

2

Тема 5. (сам.раб.) Функциональное направление в этнологии

2

5

2

Тема 6. Теория этногенеза и этнической истории

2

6

1.75

Тема 6. (сам.раб.) Историческая школа Боаса

2

6

Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

2

6

0,25

Контрольная работа № 2

История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

2

6

2

Коллоквиум

История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

2

6

4

Реферат

Дисциплинарный модуль 3.

2

7-12

Тема 7. Этнос и территория

2

7

2

Тема 7. (сам.раб.) Исследования культуры и личности в этнологии

2

7

2

Тема 8. Этнос сквозь призму демографии

2

8

2

Тема 8. (сам.раб.) Неоэволюционизм

2

8

2

Тема 9. Этнос и язык

2

9

2

Тема 9. (сам.раб.) Структурализм в этнологии

2

9

2

Тема 10. Этнос и культура

2

10

2

Тема 10. (сам.раб.) Российский эволюционизм конца ХIХ - начала ХХ вв.

2

10

2

Тема 11. Этническая психология

2

11

2

Тема 11. (сам.раб.) Структурно-семиотические исследования в российской этнологии ХХ в.

2

11

2

Тема 12. Этническое самосознание и этническая идентичность

2

12

2

Тема 12 (сам.раб.) Российская школа этнопсихологии

2

12

2

Дисциплинарный модуль 3. Признаки этноса и факторы актуализации этничности

2

12

1.75

0,25

Контрольная работа № 3

Дисциплинарный модуль 4.

2

13-17

Тема 13. Типология этносов

2

13

2

Тема 13 (сам.раб.) Нация и национальная идея в российских общественных и гуманитарных нуках ХХ в. Развитие теории

2

13

2

Тема  14. Этнос и политика

2

14

2

Тема 14 (сам.раб.) Эволюционизм и исторический материализм как основа формирования советской теории этноса

2

14

2

Тема 15. Этнические процессы новейшего времени

2

15

2

Тема 15 (сам.раб.) Социологические методы в российской этнологии

2

15

2

Тема 16 Современные проблемы мировой и российской этнологии

2

16

1.75

Тема 16 (сам.раб.) Российский конструктивизм. Основные положения и концепты

2

16

2

Дисциплинарный модуль 4. Этнос в современном мире

2

16

0,25

Контрольная работа № 4.

Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17

2

Итоговая контрольная

Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17

6

Научно-практическая работа

Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17

Выставление рейтинговой оценки по календарному модулю. Возможность добора баллов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу «педагогическая антропология»

    Рабочая программа
    2.Главное предназначение курса - помочь студентам в формировании у них научно обоснованной гуманистической идеологии, в осмыслении с этих позиций новаторских и традиционных педагогических систем, своего жизненного и педагогического опыта.
  2. Рабочая программа по дисциплине «социальная этнография» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  3. Рабочая программа направление 030400 «История» Специальность 030401 «История» Статус дисциплины: опд. Р. 6

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ » составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного 17 марта 2 г.
  4. Программа по учебной практике в школе для специальности 031000 Педагогика и психология

    Программа
    С начала практики студент знакомится с нормативно-правовыми документами педагога-психолога: функциональными обязанностями, положениями, направлениями деятельности, уставом школы, кодексом психолога, необходимой документацией, режимом работы.
  5. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).

Другие похожие документы..