Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Практически на всех предприятиях, особенно на предприятиях государственного подчинения, существуют общие отделы. Их название варьируется - это может б...полностью>>
'Темы рефератов'
Становление гражданского общества и правового государства в современной России. Политические партии постсоветской России. Технологии избирательных ка...полностью>>
'Урок'
учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №55 имени А. Нев...полностью>>
'Документ'
В журнал принимаются статьи научно-методического и методического характера, адресованные ученым, преподавателям, учителям физической культуры, тренера...полностью>>

Рабочая программа по курсу «основы этнологии»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новосибирский государственный

университет

Гуманитарный факультет

кафедра археологии и этнографии

Основы этнологии

Учебно-методический комплекс

Д

Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы.

Основы этнологии. Учебно-методический комплекс / Сост.: док-р ист. наук, доц. Октябрьская И.В. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.–

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк обучающих и контролирующих материалов. Предназначен для исторического отделения гуманитарного факультета.

Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета.

Рецензент: канд. ист. наук О.А. Митько (НГУ)

©И.В. Октябрьская, 2011

© Новосибирский государственный университет, 2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ»

Программа курса (дисциплины) «Основы этнологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» по направлению «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

Автор Октябрьская И.В. – док-р ист. наук, доцент НГУ

Факультет гуманитарный

Кафедра археологии и этнографии

1. Цели освоения дисциплины (курса)

Цель курса «Основы этнологии» - формирование у будущих специалистов исчерпывающего знания современных теоретико-методологических основах науки о народах мира, навыков самостоятельной исследовательской и экспертной работы, соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии. Курс ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов, чья практическая деятельность направлена на обеспечение социальной стабильности и межнационального согласия в современном полиэтничном сообществе России.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

  • формирование представления об основных школах и направлениях, изучающих явления этноса и этнической культуры;

  • освоение основных понятий, концепций, теорий, описывающих этническое и культурное многообразие современного мира;

  • формирование навыков владения инструментарием современных этнографических и этнологических исследований;

  • формированию авторской теоретико-методологической позиции, определяющей содержание самостоятельной исследовательской и экспертной работы и соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы этнологии» относится к базовой части профессиональной подготовки и является обязательной для всех профилей обучения по направлению «История», поскольку формирует теоретические концептуальные знания гуманитарного цикла.

Изучение «Основ этнологии» определяют требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональных дисциплин (ОПД)» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «520800 – История». Курс концептуально и методически связан с дисциплинами «История первобытного общества», «Религиоведение», «Отечественная история» и др.

Результатом освоения курса «Основы этнологии» как части базовой программы гуманитарного цикла по направлению «История» являются теоретические и практические навыки выпускника в области научно-исследовательской, педагогической, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Основы этнологии» студент должен овладеть следующими компетенциями:

     а) общекультурными (ОК):

  • владение культурой мышления; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность генерировать новые идеи (креативность) (ОК-2);

  • способность к адаптации к изменению научно-производственного профиля и социокультурных условий своей деятельности при критической оценке накопленного опыта (ОК-3);

  • способность эффективно пользоваться русским и иностранным языками, как средством научного общения; (ОК-4);

  • способность к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, к управлению коллективом и оценке качества результатов деятельности (ОК-5);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности (ОК-6);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-7);

     б) профессиональными (ПК)

общепрофессиональными:

  • знание основных положений и концепций в области теории и истории этнологии, представление о современном состоянии и перспективах развития мировой и российской этнологии; способность использовать эти знания в научно-исследовательской, педагогической культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа этнографических источников с использованием широкого спектра современных методов и информационных технологий (ПК-2);

  • способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации по специальности на русском и иностранном языках (ПК-4);

  • способность применять современные методы и методики этнологического исследования (ПК-5);

  • способность к междисциплинарному взаимодействию и сотрудничеству в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

  • способность к инновационной деятельности - к постановке и решению оригинальных научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-7);

  • способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской  деятельности:

  • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания «Основ этнологии» (ПК-9);

  • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования с использованием знания «Основ этнологии» на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-10);

  • способность использовать в исследованиях разнообразные тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы по проблематике курса (ПК-11);

  • способность к подготовке и проведению собственных полевых экспедиционных исследований, лабораторных работ, научных семинаров, конференций, к подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-11);

    в педагогической деятельности:

    • способность к проведению учебных занятий по истории и культуре стран и народов мира в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования (ПК-12);

    • умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий на основе существующих методик (ПК-13);

    • готовность к распространению и популяризации этнологических знаний в образовательном и воспитательном процессах (ПК-14)

    • способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-15)

в культурно-просветительской деятельности:

  • способность к историко-культурной и историко-краеведческой деятельности (в рамках НПЦ, музеев и т.п.), включая навыки организации выставок (ПК-16);

  • навыки пропаганды этнологических знаний в культурно-образовательных процессах (ПК-17)

    в экспертно-аналитической деятельности:

    • способность к составлению заключений в области охраны исторического и этно-культурного наследия (ПК-18);

    • навыки проведения аналитической экспертизы (ПК-19)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать историю формирования и основные методологические направления мировой этнологии, а также основные понятия и концепции, применяемые при анализе различных сфер существования мирового полиэтнического сообщества и использовать их в самостоятельной исследовательской и экспертной деятельности;

уметь выявлять и анализировать проблемные аспекты, связанные с формированием и развитием этнических сообществ современного мира и в своей практической деятельности обеспечивать стабильность его существования на основе принципов толерантности и взаимодействия;

владеть основами преподавательской и популяризаторской деятельности, связанной с утверждением принципов толерантности и поликультурности в российском сообществе.

4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 78 часа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции

к/работы

коллоквиум

сам. раб. студента

Календарный модуль 1.

2

1-17

31

3

2

42

Дисциплинарный модуль 1.

2

1-3

Тема 1. Этнография и этнология: предметная область, социальные задачи, смежные дисциплины, источники и методы исследований

2

1

2

Тема 1 (сам.раб.) Эволюционное течение в этнологии

2

1

2

Тема 2. Основные тенденции в развитии мировой этнологии

2

2

2

Тема 2. (сам.раб.) Диффузионизм в этнологии

Тема 3. История российской этнографии и этнологии

2

2

2

3

1.75

2

Тема 3. (сам.раб.) Социологическая школа

2

3

2

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

2

3

0,25

Контрольная работа № 1

Дисциплинарный модуль 2.

2

4-6

Тема 4. Теория этноса. История и современное состояние

2

4

2

Тема 4. (сам.раб.) Фрейдизм в этнологии

2

4

2

Тема 5. Теория этничности

2

5

2

Тема 5. (сам.раб.) Функциональное направление в этнологии

2

5

2

Тема 6. Теория этногенеза и этнической истории

2

6

1.75

Тема 6. (сам.раб.) Историческая школа Боаса

2

6

Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

2

6

0,25

Контрольная работа № 2

История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

2

6

2

Коллоквиум

История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

2

6

4

Реферат

Дисциплинарный модуль 3.

2

7-12

Тема 7. Этнос и территория

2

7

2

Тема 7. (сам.раб.) Исследования культуры и личности в этнологии

2

7

2

Тема 8. Этнос сквозь призму демографии

2

8

2

Тема 8. (сам.раб.) Неоэволюционизм

2

8

2

Тема 9. Этнос и язык

2

9

2

Тема 9. (сам.раб.) Структурализм в этнологии

2

9

2

Тема 10. Этнос и культура

2

10

2

Тема 10. (сам.раб.) Российский эволюционизм конца ХIХ - начала ХХ вв.

2

10

2

Тема 11. Этническая психология

2

11

2

Тема 11. (сам.раб.) Структурно-семиотические исследования в российской этнологии ХХ в.

2

11

2

Тема 12. Этническое самосознание и этническая идентичность

2

12

2

Тема 12 (сам.раб.) Российская школа этнопсихологии

2

12

2

Дисциплинарный модуль 3. Признаки этноса и факторы актуализации этничности

2

12

1.75

0,25

Контрольная работа № 3

Дисциплинарный модуль 4.

2

13-17

Тема 13. Типология этносов

2

13

2

Тема 13 (сам.раб.) Нация и национальная идея в российских общественных и гуманитарных нуках ХХ в. Развитие теории

2

13

2

Тема  14. Этнос и политика

2

14

2

Тема 14 (сам.раб.) Эволюционизм и исторический материализм как основа формирования советской теории этноса

2

14

2

Тема 15. Этнические процессы новейшего времени

2

15

2

Тема 15 (сам.раб.) Социологические методы в российской этнологии

2

15

2

Тема 16 Современные проблемы мировой и российской этнологии

2

16

1.75

Тема 16 (сам.раб.) Российский конструктивизм. Основные положения и концепты

2

16

2

Дисциплинарный модуль 4. Этнос в современном мире

2

16

0,25

Контрольная работа № 4.

Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17

2

Итоговая контрольная

Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17

6

Научно-практическая работа

Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17

Выставление рейтинговой оценки по календарному модулю. Возможность добора баллов.

5. Образовательные технологии

В соответствие с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Основы этнологии» предусматривает широкое использование интерактивных, диалоговых форм проведения лекций. Курс построен на мультимедийных презентациях с использование видео и аудио материала. Большое место в курсе уделяется внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков и творческого исследовательского мышления.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами являются контрольные работы в форме тестирования по 4 модулям.

Образец: Контрольная работа № 1 (тестирование)

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

1.Назовите основные сочинения Э. Тэйлора

2. К какому направлению/школе в этнологии принадлежал Фритц Гребнер

3. Теоретические основы функционализма были сформулированы: Д. Леббоком, Ю. Липпертом, Ш. Летурно, Р.Турнвальдом, Б. Малиновским, А. Редклифф-Брауном. (вычеркнуть несоответствия)

4. Направление структурной антропологии было создано:

а) К.Леви-Стросом

б) Л.Леви-Брюлем

в) Р.Якобсоном

5. Какая идея/концепция определяет возникновение тотемистических представлений согласно З. Фрейду

6. К какому направлению/школе в этнологии принадлежала Рут Бенедикт(1887-1948)

7. Кто является автором концепции « благородного дикаря»

8. Схема классификации «антропологических» наук, включающая этнологию, была принята во Франции в …

9. Исторический манифест материализма «Происхождение семьи, частной собственности и государства» был написан Ф. Энгельсом в результате знакомства с книгой…

10. Теорию географического детерминизма сформулировал французский просветитель 18 века …

11. В завершенном виде концепция диффузионизма была представлена работами ряда европейских исследователей, среди них: Эрик Норденшельд, Кай Биркет Смит, Кларк Уислер, Графтон Элиот Смит, Уильям Риверс, Генрих Шурц, Оскар Пешель, Адольф Бастиан. (вычеркнуть несоответствия)

12. Для определения военной угрозы со стороны кочевников королем Франции Людовиком 9 был послан в ставку великого хана…

а) минорит Гильом Рубрук

б) францисканец Плано Карпини

в) генуэзец Марко Поло

13. Теорию «понимающей социологии» создал:

а) М.Планк

б) М.Мосс

в) М.Вебер

14. Термин «этнология» был предложен…

а) Жан-Жаком Ампером

б) Жан-Жаком Руссо

в) Иоганном Зоммером

15. Направление неоэволюционизма было представлено творчеством …. (назвать имена)

16. Школа исторической этнологии представлена творчеством: М. Мооса, А. Кребера, Ф. Боаса, М. Мид, А. Кардинера, М. Херсковиц , Ф. Гребнера, Э. Тейлора, (вычеркнуть несоответствия)

17. Первое Этнологическое общество было открыто в Париже в … году

18. Назовите выдающихся представителей эволюционного направления в этнологии….

19. Когда и кем была написана первая сводная работа о народах России «Лексикон Российский».

20. Кто и когда задал вопрос: «Откуда есть и пошла русская земля?»

21. П.Я.  Чаадаев, А. И. Герцен, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев принадлежали к направлению…

22. Кто был автором записок « О размножении и сохранении российского народа»

23. В составе «Великой Северной экспедиции» Степан Крашенинников занимался описанием:

а) Чукотки

б) Камчатки

в) Индигирки

24. Что это – «Портфели Миллера»

25. Чем второе издание 1799 г. сочинения Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» отличалось от первого издания 1776-1780 гг.

26. Чем знаменит Григорий Новицкий

27. Кто поставил задачу - «Знать свое отечество во всех его пределах»; «знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру, содержание и в чем состоят богатства их»

28. Когда было создано Русское императорское географическое общество

29. К какому направлению в этнографии принадлежал Николай Николаевич Миклухо- Маклай (1846-1888)

30. В 1888 г. была опубликована лекция В. Соловьева на тему: «….» (указать название лекции)

Вопросы к коллоквиуму

по теме «История мировой этнологии. Основные направления и концепции»

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции

2. Дискуссии об объекте и предмете этнологии и этнографии в европейской науке XIX - начале ХХ вв.

3. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации.

4. Классификация методов этнографии и этнологии.

5. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения.

6.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора.

7. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки.

8. Основные черты эволюционизма. Этнография в трудах Л.Г.Моргана и исторический материализм.

9. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф. Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В. Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма.

10. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв.

11. Функциональное направление в этнологии. Функционализм как особая форма исследования культуры – постановка задач и способы их решения.

12. «Историческая школа» Ф.Боаса. Культурный релятивизм в американской этнологической науке.

13. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия.

14. Структурализм К.Леви-Стросса. Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Строссу.

15. Конструктивизм в отечественной этнографии. Труды В.А. Тишкова.

16. Современные тенденции в развитие мировой этнологии.

Реферат

по теме «История мировой этнологии. Основные направления и концепции» (темы на выбор)

1.Российский эволюционизм конца ХIХ- начала ХХ вв.

2. Российский структурализм начала ХХ в.

3.Теория этноса в советской этнографии. История возникновения, сущность и идейно-политический контекст.

4. Структурно-функциональный подход в типологических концепциях советской этнографии. Теории культурно-хозяйственных типов и историко-этнографических областей.

5. Теория нации в советской и постсоветской гуманитарной науке.

6. Российская версия конструктивизма конца ХХ в.

7. Полипарадигмальный подход к оценке этноса в российской этносоциологии конца ХХ в.

8. Информационная теория этноса и структурно-функционльный подход к изучению этнической культуры в советской редакции культурной антропологи.

9. Предпосылки формирования и сущность соцально-биологической трактовки этноса.

10. Структурно-семиотические исследования в советской/ российской этнологии конца ХХ начала ХХI вв. Основные направления и результаты.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. М., 2004.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

Народы и религии мира: энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985

б) дополнительная литература:

Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989

Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М., 1994.*

Козлов В.Н. Этническая экология: Становление дисциплины и история проблем. М., 1994.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999

Крадин Н. Н. Политическая антропология: Уч. пос. М. 2001

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988

Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000

Кушнер П.А. Этнические территории и этнические границы. М., 1951

Лурье С.В. Историческая этнология. М.1998

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983

Народы мира: историко-этнографический справочник/ Под ред. Ю.В. Бромлея. М., 1988.

Народы России: энциклопедия. М., 1994

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. - М.: Высшая школа, 2000

Садохин А.П. Этнология. Словарь-справочник. М. 2002

Садохин А.П. Этнология: Учебное пособие. М., 2004

Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М„ 1986.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины, школы и направления, методы. М., 1988.

Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура. М., 1989.

Свод этнографических понятий и терминов: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.

Свод этнографических понятий и терминов: Религиозные верования. М., 1993

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М., 1974.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПБ., 1999.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998

Чистобаев А.И. Этнологи, опередившие время. СПб., 2002

Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн. 1: Избранное. Владивосток, 2001.

Этничность, национальные движения, социальная практика. СПб., 1995.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985

Этнознаковые функции культуры. М., 1991

Этнография (Учебник) / Под редакцией Ю.В.Бромлея и Г.Е. Маркова. М.. 1982.

Этнология: учебник для высших учебных заведений / Под. ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994

Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982

Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. 1996

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ: /

Российский этнографический музей: /

Этнография народов России: /

Сайт В.А. Тишкова (академик Ран, директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая): /

Центр межнационального образования «Этносфера»: /

Демоскоп Weekly :/weekly/2011/0469/index.php

Антропология и смежные науки: /

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Кунсткамера. /

Влекущий колесницу. Сайт к юбилею член-корреспондента РАН Сергея Арутюнова: /cntnt/okompanii/curricullu.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимо компьютерное и мультимедийное оснащение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Курс «Основы этнологии» структурируется по календарным и дисциплинарным модулям.

Модуль – это часть рабочей программы дисциплины, имеющая логическую завершенность и несущая определенную функциональную нагрузку.

Состав модуля дисциплины определяется с учетом:

- требований к содержанию изучаемой дисциплины согласно действующих ГОС ВПО;

  • разумного сочетания аудиторной нагрузки и самостоятельной работы;

  • установления необходимой последовательности изучения дисциплины.

В объем дисциплины включаются часы на выполнение аудиторной работы, самостоятельной работы студентов и подготовку к контролю знаний.

Структуру курса определяет единство информационного и проблемного принципов. В ходе лекционных занятий излагаются наиболее значимые теоретические положения, описывающие различные аспекты существования мирового полиэтничного сообщество, в том числе, основные положения современной теории этноса и этничности.

При проведении научно-практических семинаров и при подготовке тематического реферата обучающиеся овладевают принципами сбора и систематизации этнографических источников и теоретическими основами их интерпретации, которые сложились в рамках основных этнологических учений и школ.

На освоение дисциплины отводится 78 часа, в том числе лекционных часов – 32, на самостоятельную работу студентов – 46 часа.

Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности. В лекционном курсе рассматриваются теоретические темы, самостоятельные занятия посвящены освоению научно-методических разработок различных школ и направлений мировой этнологии.

Для успешного освоения курса студенты должны посещать лекционные занятия. Организация самостоятельной работы студентов опирается на работу с литературой, доступ к которой обеспечен современной библиотечной системой, включая электронные каталоги и библиотеки, в том числе базу данных JStor - онлайн-системы для хранения электронных версий академических журналов.

Подготовка реферата и научно-практической работы определяется стандартными требованиями написания обучающих квалификационных работ по гуманитарным специальностям. Реферат включает методологический блок, предполагающий обоснование темы, характеристику литературы и теоретический блок, представляющий концептуальное изложение проблемы. Научно-практическая работа включает методологический блок, предполагающий обоснование темы, характеристику источников и литературы, теоретический блок, представляющий концептуальное изложение проблемы и практический блок, где излагаются результаты, полученные в ходе самостоятельной работы по сбору источников (анкеты, интервью, пресса)и их анализу в соответствие с теоретическими положениями по проблеме, освоенными автором.

Оценка знаний обучающихся осуществляется по модульно-рейтинговой системе – по 4 дисциплинарным модулям.

Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Рейтинговая система оценки успеваемости обеспечивает объективный и комплексный подход при оценивании знаний, позволяет усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого студента, что способствует повышению качества обучения.

Текущий контроль знаний по темам лекций осуществляется в виде: письменных тестов-контрольных (4 контрольные по 5 баллов), коллоквиума (10 балл.) и реферата по заданной в программе теме с использованием литературы из основного вспомогательного списка (15 балл.) Итоговый семинар проводится по схеме тестирования (30 балл.). Для аттестации обучающийся должен предоставить и научно-практическую работу (25 балл.)

В течение дисциплинарного модуля преподаватель проставляет баллы за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. После окончания дисциплинарного модуля в журнале оценки знаний студентов преподаватель выставляет суммарные баллы за текущую работу и промежуточный контроль. Дисциплинарный модуль считается изученным, если студент набрал количество баллов согласно установленному диапазону.

Студент, не изучивший дисциплинарный модуль, допускается к изучению следующего дисциплинарного модуля. Если студент не изучил дисциплинарный модуль по уважительной причине, то ему предоставляется возможность добора баллов. Если студент не изучил дисциплинарный модуль без уважительной причины, то ему предоставляется возможность добора баллов только с разрешения преподавателя. Студент обязан отчитаться по задолженностям за дисциплинарные модули (по отдельным темам дисциплины) во время текущих консультаций или дополнительных занятий по добору баллов до итогового контроля.

Итоговый рейтинг курса составляет 100 баллов. Для получения экзаменационной оценки сумма баллов за дисциплинарные модули должна составлять от 60 до 75 баллов для оценки «удовлетворительно», 75-85 баллов для оценки «хорошо», 85-100 баллов для оценки «отлично».

Максимальный рейтинг по дисциплине – 100 баллов, соответствует 100% освоения обучающимся всех видов работ на высоком качественном уровне.

Если студент желает повысить рейтинговую оценку по дисциплине, то он обязан заявить об этом преподавателю на итоговом контроле. Дополнительная проверка знаний осуществляется преподавателем в течение недели после итогового контроля с использованием перечня экзаменационных билетов по курсу. Полученные баллы учитываются при определении рейтинговой оценки. Если студент во время дополнительной проверки знаний не смог повысить рейтинговую оценку, то ему сохраняется количество баллов, набранных ранее в течение календарного модуля.

Для получения зачета по дисциплине сумма баллов студента по дисциплине за весь срок обучения должна быть 60 и более баллов при условии изучения всех дисциплинарных модулей.

Студенту, не набравшему минимального количества рейтинговых баллов до итогового контроля, т.е. получившему «неудовлетворительно», предоставляется возможность добора баллов по дисциплинарным модулям в течение двух недель после окончания изучения дисциплины с использованием перечня экзаменационных билетов по курсу и списка обязательной и дополнительной литературы.

Если в течение двух недель студент не набрал необходимого количества баллов для получения положительной оценки, то назначается комиссия по приему академических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой, срок ликвидации академических задолженностей –июнь текущего учебного года. Результаты ликвидации академических задолженностей также оцениваются в рейтинговых баллах по принятой шкале.

Распределение рейтинговых баллов

по дисциплине «Основы этнологии»

Дисциплинарный модуль

Промежуточный контроль

Всего

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

5

5

Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

5

30

Коллоквиум. История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

10

Реферат История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

15

Дисциплинарный модуль 3. Признаки этноса и факторы актуализации этничности

5

5

Дисциплинарный модуль 4. Этнос в современном мире

5

5

Итоговая контрольная

30

Итоговая научно-практическая работа

25

Итоговый рейтинг

100

Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки

Общее количество

набранных баллов

Академическая

оценка

менее 60

2 (неудовлетворительно)

60-75

3 (удовлетворительно)

75-85

4 (хорошо)

85-100

5 (отлично)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Календарный модуль 1.

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

Тема 1. Этнография и этнология: предметная область, социальные задачи, смежные дисциплины, источники и методы исследования (2 часа).

Этнография и этнология: единство описания и аналитики. Эволюция представлений о предмете этнологии и этнографии. Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Уровни исследования — источниковый, систематический, аналитический. Технологии формирования этнографического источника. Полевые исследования в современной этнологии/этнографии: задачи и методы. Методы обработки этнографического материала: дескриптивный метод — монографическое и тематическое описание; типологический метод - функциональные, конструктивные и стилистические типологии. Статистические источники и методы. Этническое картографирование - способы картографирования признаков, атрибутирующих этнос (антропологические особенности, территориальное размещение, язык, конфессия, материальная и духовная культура). Аналитический уровень: метод историзма, сравнительно-исторический метод; метод пережитков. Сферы применения сравнительно-исторического метода в этнографии/этнологии. Исследовательские процедуры в системном подходе — элементный и структурный анализ. Функциональный аспект системного подхода. Генетический и прогностический аспекты системного анализа. Избирательность методов в зависимости от предмета этнографического/этнологического исследования. Прикладная и неотложная этнология. Этнология и субдисциплины.

Тема 2. Основные тенденции в развитии мировой этнологии (2 часа).

Древнейшие образцы описаний народов мира. Мифология «Чужого». Этнографический кругозор античных авторов; прообраз целостного описания этноса. От стратегий описания к первым обобщениям. Попытки объяснения сходств и различий народов. Политические и экономические аспекты формирования всемирного свода этнографических знаний ХII – ХIV вв. Космографии. Расширение этнографических знаний в эпоху великих географических открытий конца XV – середины XVII в.

Историко-эволюционные идеи просветителей ХVIII вв. Создание первых периодизаций развития человечества. Родиноведение эпохи создания национальных государств Европы. Роль открытий в естественных и гуманитарных науках в развитие представлений о расовом, языковом и культурном многообразии мира. Теории расизма, географического детерминизма, концепции «золотого века» и «благородного дикаря». Дифференциация сфер научного знания на рубеже ХVIII – ХIХ вв. Выделение этнологии/этнографии как самостоятельной науки. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, функционализм, американская школа исторической этнологии, этнопсихологическое направление, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм. Национальные школы в этнологии ХХ в.

Тема 3. История российской этнографии и этнологии (2 часа)

История этнографии в контексте политической истории Российского государства. Истоки зарождения отечественной этнографической науки. Формирование знаний о народах России в XVIII в. Начало изучения Сибири. Обобщающие труды по этнографии народов России ХVIII – ХIХ вв.. Практика кругосветных и трансконтинентальных путешествий. Стратегии освоения внутренних колоний и их научное обеспечение. Открытие этнографического отделения ИРГО. Азиатский вектор российской этнографии ХIХ вв.. Основные направления - официальная, миссионерская, демократическая, «ссыльная», земская этнография и проч.. Отечественное славяноведения. Русская национальная идея – ее возникновение и формы академического и публицистического освоения. Роль ИРГО в изучении России и зарубежных стран в ХIХ – начале ХХ в. Российский эволюционизм. Прикладная этнография. Политические идеи и теоретические искания в российской и советской этнографии XX в. Появление теоретических концепций этноса и их развитие. Мировая и российская этнология – перекличка идей и методов. Советская этнография/этнолгия – ведущие исследовательские центры. Основные направления развития постсоветской этнографии/этнологии.

Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

Тема 4. Теория этноса. История и современное состояние (2 часа)

Появление и распространение терминов «этнический», «этнологический» в мировой гуманитарной науке - трансформация смыслового поля. Предпосылки возникновения теории этноса в России – труды В.И. Ламанского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева. Концепция культурно-исторических типов. Социально-политический контекст возникновения теории этноса С. М. Широкогорова начала ХХ в.. Оценка концепции этноса в отечественной этнографии/этнологии (П.И.Кушнер, М.О.Косвен, В.К.Никольский, С.П.Толстов). Вклад Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, В.И. Козлова, Р.Ф. Итса, Н.Н. Чебоксарова, С.А.Арутюнова в развитие теории этноса. Осмысление этноса как историко-социального явления. Новая историческая общность – советский народ и теория этноса 1970-х гг. Этнос как культурно-информационное (М.В.Крюков, Ю.И.Семенов, С.А.Арутюнов) или биосферное образование (Л.Н.Гумилев). Компонентный анализ этноса (В.В. Пименов) Степень объективности и универсальности признаков этноса. Проблема реальности этноса в академической дискуссии 1990-х гг. Творчество В.А. Тишкова. Конструктивизм в отечественной этнологии 1990-х гг. и его критика. Парадигмы современных исследований этноса: плюрализм подходов и критерии истинности.

Тема 5. Теория этничности (2 часа)

Концепт «этничности» - история и обстоятельства его появления в мировой гуманитарной науке. Исследования В. Ллойда Уорнера рабочих общин Америки 1940-х гг. Традиции исследования феномена этничности и типологии этнической идентичности (Т. Парсонс, Э. Хобсбаум Ф. Барт, Б. Андерсон, Д. Хартман, С. Корнелл, Р. А. Шермерхорн, Д. Храба). «Реквием по этносу» В.А.Тишкова и современные стратегии исследования феномена этничности в этнологии России; этнический дрейф и процессуальность вместо этногенеза и этнической истории (В.А.Тишков, С.В.Чешко). Этничность в структуре идентичностей. Соотношение этнической и иных форм идентичности (клановая, региональная, политическая и тд.). Этнизация в структуре социализации. Этнокультурная маргинальность и «безэтничность» в современном мире. Феномен постэтничности. Этническая идентичность и этническое самосознание. Современные стратегии синтеза основных методологических стратегий исследования феномена этноса и этничности.

Тема 6. Теория этногенеза и этнической истории (2 часа)

Антропологическая классификация народов мира. Развитие мировоззренческих и научных концепций происхождения расового и этнического многообразия мира (от античной и библейской традиций до современных теорий). Современные оценки расовой картины в Евразии. Соотношение понятий антропогенеза и этногенеза. Этногенез и его основные факторы. Соотношение этно- и культургенеза. Многокомпонентный характер этногенеза. Широкая и узкая трактовка этногенеза. Этногенез и этническая история. Политические факторы в развитии этнических процессов. Основные тенденции в формировании современных этнических сообществ Евразии.

Дисциплинарный модуль 3 Признаки этноса и факторы актуализации этничности

Тема 7. Этнос и территория (2 часа)

Географическая классификация народов мира. Пространственные аспекты этногенеза. Этнос как пространственный феномен. Этническая картография. Принципы выделения этнических территорий и этнических границ. Понятие этнической территории. Комплексные ландшафты и культурный полиморфизм. Специфика традиционной модели мира. Типы освоения ландшафтов – производящее и присваивающее хозяйство. Экстремальная экология и специализированные культуры. Трансформация этнических территорий. Особенности расселения и типы территориального взаимоотношений этносов в связи с географическими, политическим и социкультурными и экономическими факторами. Миграции в истории этносов. Этноконтактные зоны и зоны фронтира. Этнические и государственные границы. Феномен колониальной империи. Территориальные аспекты этнических конфликтов. Современная этнополитическая карта мира.

Тема 8. Этнос сквозь призму демографии (2 часа)

Социально-биологическая природа человека. Утверждение популяционных концепций в XX в Этнос и популяция – критерии сходства и различия. Динамика численности этнических сообществ: факторы и причины её исторической изменчивости. Модели демографического поведения этносов: формы брачных отношений и воспроизводства. Типы семьи и характеристики основных демографических переходов. Феномен депопуляции и типология кризисных этносов. Явления метисации и ассимиляции. Динамика изменений этнодеморафических структур населения мира в ХIХ - XX вв. Этнодемографические процесы в современном мире. Этнодемографические особенности современной России.

Тема 9. Этнос и язык (2 часа) Лингвистическая классификация народов мира. Понятия глото- и этногенеза. Языковые семьи в исторической ретроспективе. Язык и мышление. Концепции В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев; идеи американской этнолингвистики. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа (Э. Сепир и Б. Л. Уорф). Языковая картина мира в отношении к культуре этноса на примере русской традиции (Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнова, А.А..Зализняк и др.) Язык и коммуникативная культура этноса. Языки культуры и их динамика. Языки естественные и искусственные. Языковая дискретность: диалект, литературный язык, государственный язык, язык меньшинства, язык межнационального общения. Устная и письменная традиция в культуре народов мира. Типы языковых контактов: билингвизм, интерференция, субстрат, койне, конвергенция, языковой союз. Язык как фактор актуализации этничности. Этнос и языковая политика государства. Типы и теории языкового планирования. Полиэтничность и полилингвизм в современном мире. Современная этноязыковая ситуация в России. Проблемы сохранения языкового разнообразия в эпоху глобализации.

Тема 10. Этнос и культура (2 часа)

Понятие «культура» и его референты («цивилизация», «повседневность», общество»). История термина и история концепта - немецкая (философско-антропологическая) и английская (позитивистская, социально-антропологическая) линии трактовки. Соотношение этно- и культургенеза. Этнология в ее отношении к культурной антропологии. Культурно-генетические исследования этнических культур. Традиционная культура и ее адаптивные возможности. Разработка учения о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях. Функциональный и информационный подходы в характеристике этнической куьтуры. Культура - ее структура и функции. Центральная зона культуры и система этнических ценностей: понятие нормы и ее отрицание. Мноокомпонентный характер культуры. Соотношение традиционной, массовой культуры и субкультур в культуре этноса. Национальные проекты культуры в связи со становлением национального государства (Франция, Великобритания, Германия, Россия, США). «Своё» и «чужое» в культуре. Формы и механизмы культурных новаций. Понятия «культурной дистанции» и «культурного шока». Адаптация чужеродных элементов и динамика культуры этноса. Основные тенденции этнокультурных процессов в современном мире. Явление культурного полиморфизма. Перспективы охранение культурного этнического наследия в эпоху глобализации.

Тема 11. Этническая психология (2 часа) Этнопсихология как наука. В. Вундт, М.Лазарус и Г.Штейнталь о психологии народов мира. Обоснование этнопсихологии в отечественной науке начала ХХ в. (Г.Г. Шпет). Основные подходы к изучению этнической психологии и национального характера. Понятие базовой и модальной личности, мультимодальная концепция национального характера (А.Кардинер, Р. Линтон, М.Мид, Д.Горер, Р. Бенедикт и др.). Термин «ментальности» и его обоснование в работах Л.Леви-Брюля, Э.Кассирера, Э.Фромма. Социально-историческая оценка ментальностей французской исторической школы (Л.Февр, М.Блок). Этнический характер и этническая ментальность: их динамические характеристики.

Социо-культурная среда как фактор коррекции этнических ценностей. Понятие «стереотип» в работах У. Липпмана 1920-х гг. и его современные трактовки. Явление стереотипизации в этнической психологиии и коммуниктивной культуре этноса. Природа и функции стереотипов. Авто- и гетеростереотипы в межэтнических взаимодействиях. Этнопсихологические аспекты адаптации в условиях межэтнической коммуникации. Психология этнического конфликта и формы его преодоления

Тема 12. Этническое самосознание и этническая идентичность (2 часа)

Соотношение этнической психологии и этнического самосознания. Самосознание и этноним – имя этноса. Этническое самосознание: структура и функции сквозь призму взаимодействия индивидуального и коллективного. Личность и этнос. Этнизация в стуктуре социализации. Концепция «мы – чувства» Б.Поршнева. Этапы и формы этнизации. Факторы актуализации и нивелировки этничности.

Природа этнической индифферентности и этнонигилизма. Социальное творчество как способ достижения позитивной этничности. Этноцентризм как свойство этнического самосознани. Концепция формирования национального сознания М. Гроха. Типы национализма: вариативность подходов к оценке (Э. Дюркгейм, М. Вебер, О. Бауэр, С. Рейнгольдс, Э. Геллнер П. Бергер, Э. Смит, Б. Андерсон и др.). Националистическая идеология и этническое самосознание: механизмы взамодействия. Эволюция теории маргинальности: от деэтнизации к поликультурности. Этническая толерантность как показатель реализованной позитивной этничности.

Дисциплинарный модуль 4 Этнос в современном мире.

Тема 13. Типология этносов (2 часа)

Формационная теория и теория этноса в отечественной гуманитарной науке. Историческая стадиальность в развитии этносов. Разработка типологии этнических общностей: этнос, этнические и этнографические группы, субэтносы, метаэтнические общности, этносоциальный организм, этникос (Ю.В. Бромлей, Р.Ф. Итс); критерии их выделения и признаки. Этнос и нация. Механизмы трансформации этносов: внешние и внутренние факторы. Модернизация традиционных этнических сообществ. Феномен неотрадиционализма и архаизации в существовании этноса. Основные формы сохранения традиционных социокультурных институтов. Причины и перспективы воспроизводства и возрождения этнических традиций.

Тема  14. Этнос и политика (2 часа)

Политические аспекты в существавании этноса. Традиционная потестарность и формы политической мобилизации. Этапы консолидации этноса и стадия политического самоопределения. Этнические аспекты социально-политической стратификации общества; статусные различия и этнические преференции в полиэтничных сообществах: патернализм и политика коренизации. институционализация этнических различий. Теории нациестроительства: политическая и этнокультурная доминанта. Соотношение «этнического» и «политического» национализма. Этнополитический фактор в существовании государственных структур: империя, федерация, унитарная система. Право наций на самоопределение: мировой опыт и российские административно-политические реалии. Категории современного этнополитического дискурса: государствообразующий этнос, титульный этнос, диаспора, ирредента, национальное меньшинство, коренные малочисленные народы.

Моноэтнические и полиэтнические государства в мировом геополитическом пространстве: история и современность. Соотношение этнических и политических границ. Государственная и территориальная целостность при сохранении этнического многообразия как условие стабильности мирового сообщества.

Тема 15. Этнические процессы новейшего времени (2 часа)

Методология изучения этнических процессов. Этноэволюционные и этнотрансформационные модели этнического развития. Теории межэтнического взаимодействия: аккультурация, мобилизация, интегрированость, колониализм, внутренний колониализм. Исторические и политические факторы в развитии этнических процессов. Этнокультурные аспекты социальных процессов. Явление миграции и феномен депортации. Типы межэтнического взаимодейсвия: культуртрегерство, синтез, эрозия, ассимиляция, метисация, геноцид, апартеид (сегрегация, дискриминация).

Крушение империй Старого света и усиление этнополитической активности в различных регионах мира. Формирование национальных государств и территориальные переделы ХХ в. Этнические процессы в постколниальном мире. Трансконтинентальные миграции (история ХVII-ХХ вв.) и их последствия для Европы, Америки, Африки, Австралии в новейшее время. Понятие межэтнической напряженности и этнического конфликта. Зоны межэтнических конфликтов в современном мировом этнополитическом пространстве. Мировой опыт преодоления конфликтов. Особенности современных этнических процессов в Австралии, Океании, Африке, Америке, Европе, Азии. Этнические процессы в современной России. Толерантность в межэтнических отношениях.

Тема 16 Современные проблемы мировой и российской этнологии (2 часа)

Предметная сфера современной этнологии: границы и признаки выделения. Традиционализм и постмодернизм. Методологические проблемы. Практики мониторинга в мире и в России. Прикладная и экстренная этнография. Политизация исследований. Принципы взаимодействие академических этнологических, общественных, политических и религиозных структур в современном мире. Мировая этнографическая инфраструктура. Крупнейшие центры этнологических и этнографических исследований. Транснациональная интеграция. Ведущие этнографические центры России, профессиональные институты и организации. Перспективы развития российской этнологии, этнографии.

Задания для самостоятельной работы

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1. Эволюционное течение в этнологии (2 часа)

Основные черты эволюционизма, его методология и методы. Основоположник эволюционизма в этнологии Э. Тайлор и его взгляды на развитие культуры. Работы Мак-Леннана и Леббока в области семейно-брачных отношений. Бахофен и его теория матриархата. Морган – социальные институты и институты власти сквозь призму эволюционной теории. Фрэзер – эволюционизм и элементы функционального похода в методике анализа мифологии и религии. Эволюционизм Вестермарка, Старке, Гроссе и др.

Литература

Косвен М. О. Л.Г. Морган. Жизнь и учение. Л. 1933

Морган Л. Древнее общество.Л., 1935

Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов.М. 1983

Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, «Советская этнография», 1964, № 4

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1984

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана. М. 1983

Этнология в США и Канаде. М., 1989

Тема 2. Диффузионизм в этнологии (2 часа)

Причины смены эволюционной парадигмы – научные, исторические, идеологические. Начало диффузионизма – «Антропогеография» и «Народоведение» Ф. Ратцеля. Основные методы и направления исследования диффузионистов. Фробениус и его теория культуры. «Культурные круги» Гребнера. Культурно-историческая школа в диффузионизме. Гипердиффузионизм – Риверс и Элиот-Смит. Цели, методы и результаты исследования американских диффузионистов. Понятия «культурный ареал», «культурный комплекс» и др. в этнографии. Теоретические взгляды на культуру.

Литература

Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.,1967.

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М.:РГГУ, 1999.

Концепции зарубежной этнологии: Критически этюды. М.,1976.

Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.

Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998.

Тема 3. Социологическая школа (2 часа)

Спенсер и Конт и их роль в формировании социологической школы. Дюркгейм и его теория коллективного сознания. Классификация человеческих сообществ и религиоведческие исследования Дюркгейма. Мосс и основные категории его понятийного аппарата; концепция «целостного социального факта» Исследование Моссом социальных и религиозных феноменов и теория дарообмена.

Литература

Дюркгейм Э.О разделении общественого труда. Метод социологии. М.1995

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1995.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996

Тема 4. Фрейдизм в этнологии (2 часа)

Психоаналитическая концепция З. Фрейда как объяснение сущности культуры. Трактовка табу, тотемизма, избегания и др. через амбивалетные свойства бессознательного. Последователи З. Фрейда. Теории происхождения культуры Рохейма и Ранка. Коллективное бессознательное К. Юнга и природа архетипического.

Литература

Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989

Фрейд. З. Психология бессознательного. Сборник произведений. М.: Просвещение 1989

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1997.

Фрейд 3. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Кн. 1.

Эткинд А. Эрос невозможного, история психоанализа в России. СПб., 1993.

Юнг К. Настоящее и будущее // Аналитическая психология. М., 1995.

Юнг К. Ахетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Психотерапия и мировоззрение // Аналитическая психология. М., 1995.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996

Тема 5. Функциональное направление в этнологии (2 часа)

Методика функционализма и причины ее появления. Новые принципы полевых исследований функционалистов. Исследования Малиновскогов области семейно-брачных отношений, религии и общая теория культуры Малиновского. Идеи Рэдклифа Брауна как пограничные между функционализмом и структурализмом – понятие структуры; исследование классификационных систем родства и мифологии.

Литература

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976

Никишенков А.А. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М., 1986.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1997

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

Рэдклиф-Браун А. Структура функция в безгосударственном обществе. М.2000

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Эванс-Причард Э. Нуэры: описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985.

Тема 6. Историческая школа Боаса (2 часа)

Научная карьера Боаса. Антиэволюционизм в его взглядах. Сущность культуры по Боасу и аспекты ее изучения – географический, психологический и внутриструктурный. Релятивистские идеи Боаса. Антиэволюционизм во взглядах релятивистов. Философский, методологический и практический смыслы релятивистской концепции в трудах Херсковица. Релятивизм Кребера

Литература

Аверкиева Ю.П. Франц Боас (1858-1942).— Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, 1946, т. 1;

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.

Артановский С.Н. "Культурный" релятивизм в американской этнографии //Современная американская этнография. М.,1963

Боас Ф. Ум первобытного человека. М. — Л., 1926

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 2. М., 1964-1965

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976

Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М.2004

Тема 7. Исследования культуры и личности в этнологии (2 часа)

Психоаналитические основы направления. Теоретические положения в работах М. Мид «Взросление на Самоа» (воспитание в контексте проблемы формирования особых культурных форм); Р. Бенедикт «Хризантема и меч» («модальная личность» в культуре). Холлуэл, Клакхон, Линтон и проблемы ценностных ориентаций.

Литература

Антология исследований культуры, Том 1: Интерпретации культуры. СПб: «Университетская книга», 1997.

Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры (пер. с англ.) М. 2004

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976

Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Этнография за рубежом. М., 1979

Тема 8. Неоэволюционизм (2 часа)

Причины возрождения эволюционизма в ХХ в. Энергетическая периодизация Л. Уайта. «Этнографический атлас» Дж. Мердока. Неоэволюционизм и концепция многолинейной эволюции Дж.Стюарта. Cовременные теории модернизации и многолинейный характер исторического процесса. Смена идеи непрерывного развития, основанного на процессах адаптации и естественного отбора концепцией «прерывистого равновесия».

Неоэволюционизм и геополитика.

Литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М. 1979

Аверкиева Ю. П. Неоэволюционизм, релятивизм и расизм // Расы и народы. Т. 1. М., 1971

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Мердок Дж.П. Социальная структура. М., 2003

Работы Л. А. Уайта по культурологии. М., 1996.

Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990

Тема 9. Структурализм в этнологии (2 часа)

Структурализм как методика научного исследования. Леви-Стросс и структурализм в этнологии. Понятие структуры в культуре и мифологии. Роль бинарных оппозиций в методике структурного исследования. Соотношение философии и этнологии в структурализме. Творчество Р. Барта и М.Фуко.

Литература

Барт Р. Мифологии. М., 1996

Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973

Грецкий М.Н. Французский структурализм.М.,1973

Леви-Строс К. Первобытное мышление М., 1994

Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1994

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985

Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. М.-СПБ. 1999

Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. М.2005

Мулуд Н., Современный структурализм. М., 1973

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Фуко М. Археология знания. М., 1996.

Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

Фуко М. Интеллектуалы и власть. Т. 1. М., 2002.

Эко У. Имя розы. М., 1997.

Тема 10. Российский эволюционизм конца ХIХ- начала ХХ вв. (2 часа)

Исследовательский феномен Н. Миклухо-Маклая. Эволюционизм в российской этнологии: Д. Анучин, Н. Зибер, Н. Харузин. Развитие комплексных методов исследований. Критика эволюционизма А. Максимов. Догматический марксизм в отечественой этнологии 1920-1930-х гг. Формационный подход в этнорафии.

Литература

Лашук Л. П. Проблема становления русской этнографической науки // Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989.

Максимов М. Избранные труды. М.,1997

Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. М. 1994.

Путилов Б. Н. Н. Н. Миклухо-Маклай. М., 1985.

Репрессированные этнографы. М., 1999. Вып. 1; 2003. Вып. 2.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966

Тема 11. Структурно-семиотические исследования в российской этнологии ХХ в. (2 часа)

Истоки структурализма в России. Символизм и структурализм в России конца ХIХ – начала ХХ в. (В.Пропп, О.Фрейденберг, Р. Якобсон и др.). Структурализм в лингвистике, фольклористике, антропологии и социологии. Анализ знаковых систем культуры и этноса. Московско-Тартусская школа семиотики.

Литература

Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М., 1996 Новик Е.С. Обряд и фольклор в Сибирском шаманизме: опыт осмысления структур. М., 1984

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 1986

Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск. 1991

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск. 1988

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.1978

Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л. 1989

Этнознаковые функции культуры / Отв. ред. Ю.В.Бромлей. М. 1991

Тема 12 Российская школа этнопсихологии (2 часа).

Предпосылки формирования российской школы этнопсихологии. Учение Гердера; немецкие фольклористы и античники о национальном духе (Маннхардт, Гримм, Кун). Российский философ Г. Шпет и институализация этнической психологии. Этнопсихология и социальная психология в России начала ХХ в. Культура и психология: практики воспитания; формирование психологического типа личности. Социо-культурная доминанта в оценке этнической психологии. Этнопсихология современной России.

Литература

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1973.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. (Обезьяна. Примитив. Ребенок). М., 1929

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.

Шпет Г.Г. Введение в этнопсихологию. М. 1996

Тема 13 Нация и национальная идея в российских общественных и гуманитарных нуках ХХ в. Развитие теории (2 часа)

Дискурс о судьбах России. Традиционная антиномия XIX столетия - западничество и славянофильство. Патриархально-традиционалистский романтизм и ретроспективно-ориентированный утопизм в творчестве славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). Традиция консервативной апологетики и теория «официальной народности». Граф С.С. Уваров и его формула – «православие, самодержавие, народность»: истоки и специфика идеологии. Феномен П.Я. Чаадаева: постановка и решение проблемы «Россия и Запад». Почвенничество - теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Критика теоретических позиций европоцентризма. Евразийство. Национальная идея в России от истоков к современности.

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991

Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб., 1992.

Козинг А. Нации в истории и современность. М. 1978

Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

Прохоров В. П. Русский национализм: прошлое и настоящее. //Отечественная история.-1997.-№1

Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект)// Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994

Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1,2. М., 1991.

Тема 14 Эволюционизм и исторический материализм как основа формирования советской теории этноса (2 часа).

А. Градовский о понятии «нация»/«народность». Творческое наследие В. Богораза, Л. Штернберга. Социально-политический контекст возникновения теории этноса С. Широкогорова. Критика теории этноса в 1930-е гг. Учение И.Сталина о нации. Творчество С. Толстова. Этнография и исторический материализм. Обращение к теории этноса в 1960-1970-е. гг. Труды Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса.

Литература

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973,

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. М., 2004.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991

Левин М. Г., Рогинский Я. Я. Советская антропология за 30 лет // Советская этнография, 1947. № 4.

Ленин В.И. Что такое 'друзья народа' и как они воюют против социал-демократов. // ПСС. 5-е изд. Т. 1.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978

Соловей Т. Д. «Коренной перелом» в отечественной этнографии (дискуссия о предмете этнологической науки: конец 1920 х – начало 1930 х годов) // Этнографическое обозрение, 2001. № 3.

Тишков В. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии М. Наука 2003

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн. 1: Избранное. Владивосток, 2001.

Тема 15 Социологические методы в российской этнологии. (2 часа)

Российская социология конца ХIХ начала ХХ вв. Социологические методы в этнографии. Творчетво М. Ковалевского, «Этнографическое бюро» Тенешева. Традиционные социальные институты и право сквозь призму этнорафии. Развитие этносоциологии в России ХХ в.; современная этносоцилогия.

Литература

Антология русской классической социологии: тексты. М., 1995

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995

Елсуков А.Н., Соколова Г.Н., Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. История социологии. Минск: Вышейш. шк., 1997.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Тема 16 Российский конструктивизм. Основные положения и концепты (2 часа)

Конструктивизм. Постмодернистские интерпретации этничности и этнических общностей: Р. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, М. Вивьорка. Б. Андерсон, Барт, Смит – их влияние на этнологическую науку в России. Творчество В.А. Тишкова. «Реквием по этносу» в росийской этнологи. Теории рационального выбора и инструментализм. Конструирование этничности. Критика конструктивизма и варианты полипарадигмального подхода.

Литература

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001.

Тишков В. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии М. Наука 2003

БАНК ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ (ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции

2. Предпосылки формирования и основные этапы развития этнологии как науки.

3.Соотношение дисциплин: этнологии и этнографии, социальной и культурной антропологии.

4. Дискуссии об объекте и предмете этнологии и этнографии в европейской науке XIX - начале ХХ вв.

5. Краткая характеристика основных субдисциплин этнологии.

6. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации.

7. Классификация методов этнографии и этнологии.

8. Экспедиции в истории этнографии: развитие методик.

9. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения.

10.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора.

11. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки.

12. Основные черты эволюционизма. Метод построения эволюционных рядов в классическом эволюционизме: суть и формы использования.

13. Творчество Тайлора, Леббока, Мак-Леннана, Летурно, Баховена и их вклад в развитие этнологии.

14. Этнография в трудах Л.Г.Моргана и исторический материализм.

15. Д.Фрэзер и его вклад в этнологическую науку. Метод пережитков в эволюционной этнологии.

16. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф. Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В. Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма.

17. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв.

18. Творчество З.Фрейда. Культура по З. Фрейду: плюсы и минусы теории.

19. Фрейдизм в этнологической науке. Творчество Г. Рохейма, О. Ранка, К.Юнга: общее и особенное.

20. Функциональное направление в этнологии. Функионализм как особая форма исследования культуры – постановка задач и способы их решения.

21. «Историческая школа» Ф.Боаса. Культурный релятивизм в американской этнологической науке.

22. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия.

23. Структурализм К.Леви-Стросса.Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Строссу.

24. Труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева по этнографии русского народа.

25. Описание народов России в трудах И.Г. Георги. Общественный резонанс и история переиздания.

26. Академические экспедиции в России XVIII в. Основные методы и результаты.

27. Взаимовлияние этнографических и фольклорных исследований в России в XIXв. Мифологическая школа.

28. Творчество Н.Н.Миклухо-Маклая.

29. Эволюционное направление в русской этнографии. Основные представители и их творчество.

30. Сибиреведение XIX – начала XX вв.: В.В.Радлов, Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев

31. Этнографический бюро князя Тенишева. Социологические подходы в изучение русского народа кон.ХIХ-нач. ХХ вв.

32. «Ссыльная» этнография в России. История направления и его выдающиеся представители.

33. Становление теории этноса в отечественной этнографии (С.М. Широкогоров, П.И. Кушнер).

34. Развитие отечественной фольклористики в первой половине ХХ в. Влияние идей фольклористов на отечественную этнографическую науку. В.Я.Проп и российский структурализм.

35. Становление и основные направления в развитии советской школы этнографии в 1930-1980-е гг.

36. Теория этноса в тудах Ю.В.Бромлея Р.Ф.Итса.

37. Теория хозяйственно-культурных типов, принципы их картографирования. Творчество М.Г.Левина и Н.Н. Чебоксарова.

38. Классификации народов мира: лингвистическая, расовая (антропологическая), этнографическая, региональная.

39. Теория культуры. Понятие этнической культуры, ее структуры и функций в творчестве С.А.Арутюнова.

40. «Биологизм» в этнологии. Л.Н.Гумилев и его теория этноса.

41. Соотношение этнологии со смежными дисциплинами. Развитие этнографических субдисциплин в 1960-1980-е гг.

42. Конструктивизм в отечественной этнографии. Труды В.А. Тишкова.

43. Историко-этнографические области и провинции. Принципы выделения и опыт картографирования в российской науке.

44. Исторические типы этнических общностей в советской теори этноса.

45. Понятия «этнографическая» и «этническая» группа в советской теори этноса.

46. История разработки термина этногенез. Соотношение понятий этногенеза и этнической истории.

47.Основные поняия этнопсихологии. Этнические стереотипы поведения. Характеристика авто- и гетеростеротипов.

48. Термины, связанные с хозяйством и материальной культурой. Культура жизнеобеспечения этноса.

49. Термины, связанные с соционормативной культурой этноса. Традиционные социальные институты.

50. Этническое самосознание и этничность. Соотношение понятий в современной российской науке.

51. Этнос и этничность. Содержание дискуссии об объекте и предмете этнологии в России 1990-х гг.

52. Этнополитические исследования в российской этнологии конца ХХ – начала ХХI в. 53. Самосознание и этноним. Типы этнонимов и феномен «этнического камуфляжа» в истории народов мира.

54. Этнос и нация: дискурс о соотношении понятий. Современные теории национализма.

55. Теория этнических миграций. Понятия диаспоры и ирреденты.

56. Теория конфликта. Типология этнических конфликтов. Основные зоны межэтнических конфликтов в РФ 1990-х г.

57. Экономическая этнология: объект и предмет исследования. Основные понятия и термины.

58. Этноэволюционные и этнотрансформационные модели этнического развития. Теории межэтнического взаимодействия.

59. Понятия социокультурной дистанции и «культурного шока». Типы межэтнического взаимодейсвия.

60. Современная российская этнология. Основные направления исследований. Региональные центры и особенности их деятельности.

ТЕМЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

(ВАРИАТИВНЫЙ СПИСОК)

1. Российская нация. Оценка национальной идентичности в среде молодежи.

2. Я – моя семья - мой народ – моя страна. Проблема иерархии идентичностей в самосознании современной молодежи

3. Этничность в структуре самосознания россиян

4. Этнизация в структуре социализации современной городской молодежи.

5. Сибиряки. Проблема соотношения региональной, этнической и национальной идентичностей.

6. Сибирский мегаполис. Этносоциальные характеристики современного города.

7. Межнациональные отношения сквозь призму массового сознания.

8. Оценка человеческого потенциала Сибири. Этносоциальный аспект.

9. Современные этноконфессиональные процессы в Сибири. Риски и фобии в оценке горожан.

10. Этносоциальные фобии. Анализ ситуации в среде студенческой молодежи.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

(Образец тестирование)

1.В чем сходство и отличие концепций этноса Л. Гумилева и Ю. Бромлея

2. Кому принадлежит первое научное определение культуры в этнологии…

3. Теоретические основы функционализма были сформулированы: …. (назвать имена)

4. Теория этноса была впервые изложена: (кем, когда)

5. Автором российской модели: «православие – самодержавие – народность» - является… (кто)…

6. Дайте характеристику 4-х сферной модели культуры, обоснованной С. Арутюновым:

7. Этнические процессы: этническая парциация и этническая сепарация - относятся к………………………………(указать тип этнических процессов)

8. В 1989 в РФ насчитывалось 26 коренных малочисленных народов. В марте 2000 г. список был расширен до:

а) 45 народов б) 36 народов в) 30 народов

9. Назовите уровни этнической иерархии, приведите примеры:

1. 2. 3.

10. ассимиляция – это

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

К КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ»

1.

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции.

2. Академические экспедиции в России XVIII в. Основные методы и результаты.

2

1. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации.

2. Труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева по этнографии русского народа.

3.

1. .Классификация методов этнографии и этнологии

2. Д.Фрэзер и его вклад в этнологическую науку. Метод пережитков в эволюционной этнологии.

4

1. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения.

2. Теория этноса в трудах Ю.В. Бромлея Р.Ф.Итса.

5

1.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора.

2. Теория хозяйственно-культурных типов, принципы их картографирования. Творчество М.Г.Левина и Н.Н. Чебоксарова.

6.

1. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки.

2. «Биологизм» в этнологии. Л.Н.Гумилев и его теория этноса.

7

1. История возникновения эволюционизма. Метод построения эволюционных рядов в классическом эволюционизме: суть и формы использования.

2. Соотношение этнологии со смежными дисциплинами. Развитие этнографических субдисциплин в ХХ в.

8

1. Этнография в трудах Л.-Г.Моргана и исторический материализм.

2. Язык и фольклор в этнографических исследованиях. Соотношение этнографии/этнологии, фольклористики и лингвистики. .

9.

1. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф.Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В.Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма.

2. Исторические типы этнических общностей в советской теории этноса.

10

1. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв..

2. Историко-этнографические области и провинции. Принципы выделения и опыт картографирования в российской науке.

11

1.Становление теории этноса в отечественной этнографии (С.М. Широкогоров, П.И. Кушнер)

2. Антропогеография и ее влияние на российскую этнографию конца ХIХ – начала ХХ вв.

12

1. Функциональное направление в этнологии. Функционализм как особая форма исследования культуры.

2. Классификации народов мира: лингвистическая, расовая (антропологическая), этнографическая, региональная.

13

1. «Историческая школа» Ф.Боаса.

2. Теория инноваций в этнической культуре

14.

1. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия.

2. Понятия «этнографическая» и «этническая» группа в советской теории этноса.

15

1. Структурализм К.Леви-Стросса.Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Стросса.

2. Теория этнической иерархии

16

1. Российская этнография в ХIХ.в.: основные направления исследований

2. Теория миграций. Понятия «диаспора» и «ирредента».

17

1. Творчество Дж. Фрэзера и Э. Тайлора и религиоведческая проблематика в этнографии ХIХ – начала ХХ вв.

2. Соотношение понятий: «традиционная культура», «этническая культура» и «культура этноса».

18

1. Возникновение этнопсихологии; основные направления ее развития.

2. Теория культуры. Понятие этнической культуры, ее структуры и функций в творчестве С.А.Арутюнова.

19

1. Концепт «толлернтности» в этнологии: история возникновения и соыременное содержание

2. Метод картирования в российской этнографии ХХ в.

20

1. Становление и основные направления в развитии советской школы этнографии в 1930-1980-е гг.

2. Российский эволюционизм. Творчество Н.Н. Миклухо-Маклая.

21

1. Этнос и нация: соотношение понятий в российском и мировом академическом дискусрсе.

2. Новейшие концепции в этнологии

22

1. «Русская тема» в российской этнографии: история возникновения и особенности развития

2. Методы полевой этнографии

№23

1. Ведущие этнографические центры России ХIХ в.: история становления

2. Теория конфликта: формы и типы этнических конфликтов.

24

1. Российская этносоциология: истоки становления, особенности развития и современное состояние

2. Теория культурного полиморфизма. Содержание концепта «поликультурности»

25

1. Культурный релятивизм в этнологической науке.

2. «Русская национальная идея»: возникновение и развитие концепта.

26

1.Конструктивизм в российской этнографии. Этнос и этничность. Содержание дискуссии об объекте и предмете этнологии в России 1990-х гг.

2. Этнография Сибири ХХ: основные направления исследований

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу «педагогическая антропология»

    Рабочая программа
    2.Главное предназначение курса - помочь студентам в формировании у них научно обоснованной гуманистической идеологии, в осмыслении с этих позиций новаторских и традиционных педагогических систем, своего жизненного и педагогического опыта.
  2. Рабочая программа по дисциплине «социальная этнография» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  3. Рабочая программа направление 030400 «История» Специальность 030401 «История» Статус дисциплины: опд. Р. 6

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ » составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного 17 марта 2 г.
  4. Программа по учебной практике в школе для специальности 031000 Педагогика и психология

    Программа
    С начала практики студент знакомится с нормативно-правовыми документами педагога-психолога: функциональными обязанностями, положениями, направлениями деятельности, уставом школы, кодексом психолога, необходимой документацией, режимом работы.
  5. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).

Другие похожие документы..