Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Данные рекомендации могут быть использованы преподавателями, аспирантами, студентами и всеми, кто интересуется вопросами трудового права, социального...полностью>>
'Программа'
Знаковые системы, высказывания, предикаты, исчисления общего вида; понятие вывода; вычислимые функции; модели вычислений; невычислимые функции; разре...полностью>>
'Документ'
Кроме того:• в прямом сообщении с АВСТРИЕЙ (поезд № 21, через Брест) для индивидуальных пассажиров (до 6 человек), при проезде в направлениях «туда и...полностью>>
'Пояснительная записка'
Студенты приобретают современные юридические знания, а также необходимые умения и навыки, позволяющие осуществлять деятельность в гражданском судопро...полностью>>

Рабочая программа по курсу «основы этнологии»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 5. Теория этничности (2 часа)

Концепт «этничности» - история и обстоятельства его появления в мировой гуманитарной науке. Исследования В. Ллойда Уорнера рабочих общин Америки 1940-х гг. Традиции исследования феномена этничности и типологии этнической идентичности (Т. Парсонс, Э. Хобсбаум Ф. Барт, Б. Андерсон, Д. Хартман, С. Корнелл, Р. А. Шермерхорн, Д. Храба). «Реквием по этносу» В.А.Тишкова и современные стратегии исследования феномена этничности в этнологии России; этнический дрейф и процессуальность вместо этногенеза и этнической истории (В.А.Тишков, С.В.Чешко). Этничность в структуре идентичностей. Соотношение этнической и иных форм идентичности (клановая, региональная, политическая и тд.). Этнизация в структуре социализации. Этнокультурная маргинальность и «безэтничность» в современном мире. Феномен постэтничности. Этническая идентичность и этническое самосознание. Современные стратегии синтеза основных методологических стратегий исследования феномена этноса и этничности.

Тема 6. Теория этногенеза и этнической истории (2 часа)

Антропологическая классификация народов мира. Развитие мировоззренческих и научных концепций происхождения расового и этнического многообразия мира (от античной и библейской традиций до современных теорий). Современные оценки расовой картины в Евразии. Соотношение понятий антропогенеза и этногенеза. Этногенез и его основные факторы. Соотношение этно- и культургенеза. Многокомпонентный характер этногенеза. Широкая и узкая трактовка этногенеза. Этногенез и этническая история. Политические факторы в развитии этнических процессов. Основные тенденции в формировании современных этнических сообществ Евразии.

Дисциплинарный модуль 3 Признаки этноса и факторы актуализации этничности

Тема 7. Этнос и территория (2 часа)

Географическая классификация народов мира. Пространственные аспекты этногенеза. Этнос как пространственный феномен. Этническая картография. Принципы выделения этнических территорий и этнических границ. Понятие этнической территории. Комплексные ландшафты и культурный полиморфизм. Специфика традиционной модели мира. Типы освоения ландшафтов – производящее и присваивающее хозяйство. Экстремальная экология и специализированные культуры. Трансформация этнических территорий. Особенности расселения и типы территориального взаимоотношений этносов в связи с географическими, политическим и социкультурными и экономическими факторами. Миграции в истории этносов. Этноконтактные зоны и зоны фронтира. Этнические и государственные границы. Феномен колониальной империи. Территориальные аспекты этнических конфликтов. Современная этнополитическая карта мира.

Тема 8. Этнос сквозь призму демографии (2 часа)

Социально-биологическая природа человека. Утверждение популяционных концепций в XX в Этнос и популяция – критерии сходства и различия. Динамика численности этнических сообществ: факторы и причины её исторической изменчивости. Модели демографического поведения этносов: формы брачных отношений и воспроизводства. Типы семьи и характеристики основных демографических переходов. Феномен депопуляции и типология кризисных этносов. Явления метисации и ассимиляции. Динамика изменений этнодеморафических структур населения мира в ХIХ - XX вв. Этнодемографические процесы в современном мире. Этнодемографические особенности современной России.

Тема 9. Этнос и язык (2 часа) Лингвистическая классификация народов мира. Понятия глото- и этногенеза. Языковые семьи в исторической ретроспективе. Язык и мышление. Концепции В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев; идеи американской этнолингвистики. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа (Э. Сепир и Б. Л. Уорф). Языковая картина мира в отношении к культуре этноса на примере русской традиции (Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнова, А.А..Зализняк и др.) Язык и коммуникативная культура этноса. Языки культуры и их динамика. Языки естественные и искусственные. Языковая дискретность: диалект, литературный язык, государственный язык, язык меньшинства, язык межнационального общения. Устная и письменная традиция в культуре народов мира. Типы языковых контактов: билингвизм, интерференция, субстрат, койне, конвергенция, языковой союз. Язык как фактор актуализации этничности. Этнос и языковая политика государства. Типы и теории языкового планирования. Полиэтничность и полилингвизм в современном мире. Современная этноязыковая ситуация в России. Проблемы сохранения языкового разнообразия в эпоху глобализации.

Тема 10. Этнос и культура (2 часа)

Понятие «культура» и его референты («цивилизация», «повседневность», общество»). История термина и история концепта - немецкая (философско-антропологическая) и английская (позитивистская, социально-антропологическая) линии трактовки. Соотношение этно- и культургенеза. Этнология в ее отношении к культурной антропологии. Культурно-генетические исследования этнических культур. Традиционная культура и ее адаптивные возможности. Разработка учения о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях. Функциональный и информационный подходы в характеристике этнической куьтуры. Культура - ее структура и функции. Центральная зона культуры и система этнических ценностей: понятие нормы и ее отрицание. Мноокомпонентный характер культуры. Соотношение традиционной, массовой культуры и субкультур в культуре этноса. Национальные проекты культуры в связи со становлением национального государства (Франция, Великобритания, Германия, Россия, США). «Своё» и «чужое» в культуре. Формы и механизмы культурных новаций. Понятия «культурной дистанции» и «культурного шока». Адаптация чужеродных элементов и динамика культуры этноса. Основные тенденции этнокультурных процессов в современном мире. Явление культурного полиморфизма. Перспективы охранение культурного этнического наследия в эпоху глобализации.

Тема 11. Этническая психология (2 часа) Этнопсихология как наука. В. Вундт, М.Лазарус и Г.Штейнталь о психологии народов мира. Обоснование этнопсихологии в отечественной науке начала ХХ в. (Г.Г. Шпет). Основные подходы к изучению этнической психологии и национального характера. Понятие базовой и модальной личности, мультимодальная концепция национального характера (А.Кардинер, Р. Линтон, М.Мид, Д.Горер, Р. Бенедикт и др.). Термин «ментальности» и его обоснование в работах Л.Леви-Брюля, Э.Кассирера, Э.Фромма. Социально-историческая оценка ментальностей французской исторической школы (Л.Февр, М.Блок). Этнический характер и этническая ментальность: их динамические характеристики.

Социо-культурная среда как фактор коррекции этнических ценностей. Понятие «стереотип» в работах У. Липпмана 1920-х гг. и его современные трактовки. Явление стереотипизации в этнической психологиии и коммуниктивной культуре этноса. Природа и функции стереотипов. Авто- и гетеростереотипы в межэтнических взаимодействиях. Этнопсихологические аспекты адаптации в условиях межэтнической коммуникации. Психология этнического конфликта и формы его преодоления

Тема 12. Этническое самосознание и этническая идентичность (2 часа)

Соотношение этнической психологии и этнического самосознания. Самосознание и этноним – имя этноса. Этническое самосознание: структура и функции сквозь призму взаимодействия индивидуального и коллективного. Личность и этнос. Этнизация в стуктуре социализации. Концепция «мы – чувства» Б.Поршнева. Этапы и формы этнизации. Факторы актуализации и нивелировки этничности.

Природа этнической индифферентности и этнонигилизма. Социальное творчество как способ достижения позитивной этничности. Этноцентризм как свойство этнического самосознани. Концепция формирования национального сознания М. Гроха. Типы национализма: вариативность подходов к оценке (Э. Дюркгейм, М. Вебер, О. Бауэр, С. Рейнгольдс, Э. Геллнер П. Бергер, Э. Смит, Б. Андерсон и др.). Националистическая идеология и этническое самосознание: механизмы взамодействия. Эволюция теории маргинальности: от деэтнизации к поликультурности. Этническая толерантность как показатель реализованной позитивной этничности.

Дисциплинарный модуль 4 Этнос в современном мире.

Тема 13. Типология этносов (2 часа)

Формационная теория и теория этноса в отечественной гуманитарной науке. Историческая стадиальность в развитии этносов. Разработка типологии этнических общностей: этнос, этнические и этнографические группы, субэтносы, метаэтнические общности, этносоциальный организм, этникос (Ю.В. Бромлей, Р.Ф. Итс); критерии их выделения и признаки. Этнос и нация. Механизмы трансформации этносов: внешние и внутренние факторы. Модернизация традиционных этнических сообществ. Феномен неотрадиционализма и архаизации в существовании этноса. Основные формы сохранения традиционных социокультурных институтов. Причины и перспективы воспроизводства и возрождения этнических традиций.

Тема  14. Этнос и политика (2 часа)

Политические аспекты в существавании этноса. Традиционная потестарность и формы политической мобилизации. Этапы консолидации этноса и стадия политического самоопределения. Этнические аспекты социально-политической стратификации общества; статусные различия и этнические преференции в полиэтничных сообществах: патернализм и политика коренизации. институционализация этнических различий. Теории нациестроительства: политическая и этнокультурная доминанта. Соотношение «этнического» и «политического» национализма. Этнополитический фактор в существовании государственных структур: империя, федерация, унитарная система. Право наций на самоопределение: мировой опыт и российские административно-политические реалии. Категории современного этнополитического дискурса: государствообразующий этнос, титульный этнос, диаспора, ирредента, национальное меньшинство, коренные малочисленные народы.

Моноэтнические и полиэтнические государства в мировом геополитическом пространстве: история и современность. Соотношение этнических и политических границ. Государственная и территориальная целостность при сохранении этнического многообразия как условие стабильности мирового сообщества.

Тема 15. Этнические процессы новейшего времени (2 часа)

Методология изучения этнических процессов. Этноэволюционные и этнотрансформационные модели этнического развития. Теории межэтнического взаимодействия: аккультурация, мобилизация, интегрированость, колониализм, внутренний колониализм. Исторические и политические факторы в развитии этнических процессов. Этнокультурные аспекты социальных процессов. Явление миграции и феномен депортации. Типы межэтнического взаимодейсвия: культуртрегерство, синтез, эрозия, ассимиляция, метисация, геноцид, апартеид (сегрегация, дискриминация).

Крушение империй Старого света и усиление этнополитической активности в различных регионах мира. Формирование национальных государств и территориальные переделы ХХ в. Этнические процессы в постколниальном мире. Трансконтинентальные миграции (история ХVII-ХХ вв.) и их последствия для Европы, Америки, Африки, Австралии в новейшее время. Понятие межэтнической напряженности и этнического конфликта. Зоны межэтнических конфликтов в современном мировом этнополитическом пространстве. Мировой опыт преодоления конфликтов. Особенности современных этнических процессов в Австралии, Океании, Африке, Америке, Европе, Азии. Этнические процессы в современной России. Толерантность в межэтнических отношениях.

Тема 16 Современные проблемы мировой и российской этнологии (2 часа)

Предметная сфера современной этнологии: границы и признаки выделения. Традиционализм и постмодернизм. Методологические проблемы. Практики мониторинга в мире и в России. Прикладная и экстренная этнография. Политизация исследований. Принципы взаимодействие академических этнологических, общественных, политических и религиозных структур в современном мире. Мировая этнографическая инфраструктура. Крупнейшие центры этнологических и этнографических исследований. Транснациональная интеграция. Ведущие этнографические центры России, профессиональные институты и организации. Перспективы развития российской этнологии, этнографии.

Задания для самостоятельной работы

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1. Эволюционное течение в этнологии (2 часа)

Основные черты эволюционизма, его методология и методы. Основоположник эволюционизма в этнологии Э. Тайлор и его взгляды на развитие культуры. Работы Мак-Леннана и Леббока в области семейно-брачных отношений. Бахофен и его теория матриархата. Морган – социальные институты и институты власти сквозь призму эволюционной теории. Фрэзер – эволюционизм и элементы функционального похода в методике анализа мифологии и религии. Эволюционизм Вестермарка, Старке, Гроссе и др.

Литература

Косвен М. О. Л.Г. Морган. Жизнь и учение. Л. 1933

Морган Л. Древнее общество.Л., 1935

Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов.М. 1983

Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, «Советская этнография», 1964, № 4

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1984

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана. М. 1983

Этнология в США и Канаде. М., 1989

Тема 2. Диффузионизм в этнологии (2 часа)

Причины смены эволюционной парадигмы – научные, исторические, идеологические. Начало диффузионизма – «Антропогеография» и «Народоведение» Ф. Ратцеля. Основные методы и направления исследования диффузионистов. Фробениус и его теория культуры. «Культурные круги» Гребнера. Культурно-историческая школа в диффузионизме. Гипердиффузионизм – Риверс и Элиот-Смит. Цели, методы и результаты исследования американских диффузионистов. Понятия «культурный ареал», «культурный комплекс» и др. в этнографии. Теоретические взгляды на культуру.

Литература

Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.,1967.

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М.:РГГУ, 1999.

Концепции зарубежной этнологии: Критически этюды. М.,1976.

Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.

Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998.

Тема 3. Социологическая школа (2 часа)

Спенсер и Конт и их роль в формировании социологической школы. Дюркгейм и его теория коллективного сознания. Классификация человеческих сообществ и религиоведческие исследования Дюркгейма. Мосс и основные категории его понятийного аппарата; концепция «целостного социального факта» Исследование Моссом социальных и религиозных феноменов и теория дарообмена.

Литература

Дюркгейм Э.О разделении общественого труда. Метод социологии. М.1995

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1995.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996

Тема 4. Фрейдизм в этнологии (2 часа)

Психоаналитическая концепция З. Фрейда как объяснение сущности культуры. Трактовка табу, тотемизма, избегания и др. через амбивалетные свойства бессознательного. Последователи З. Фрейда. Теории происхождения культуры Рохейма и Ранка. Коллективное бессознательное К. Юнга и природа архетипического.

Литература

Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989

Фрейд. З. Психология бессознательного. Сборник произведений. М.: Просвещение 1989

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1997.

Фрейд 3. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Кн. 1.

Эткинд А. Эрос невозможного, история психоанализа в России. СПб., 1993.

Юнг К. Настоящее и будущее // Аналитическая психология. М., 1995.

Юнг К. Ахетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Психотерапия и мировоззрение // Аналитическая психология. М., 1995.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996

Тема 5. Функциональное направление в этнологии (2 часа)

Методика функционализма и причины ее появления. Новые принципы полевых исследований функционалистов. Исследования Малиновскогов области семейно-брачных отношений, религии и общая теория культуры Малиновского. Идеи Рэдклифа Брауна как пограничные между функционализмом и структурализмом – понятие структуры; исследование классификационных систем родства и мифологии.

Литература

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976

Никишенков А.А. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М., 1986.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1997

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

Рэдклиф-Браун А. Структура функция в безгосударственном обществе. М.2000

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Эванс-Причард Э. Нуэры: описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985.

Тема 6. Историческая школа Боаса (2 часа)

Научная карьера Боаса. Антиэволюционизм в его взглядах. Сущность культуры по Боасу и аспекты ее изучения – географический, психологический и внутриструктурный. Релятивистские идеи Боаса. Антиэволюционизм во взглядах релятивистов. Философский, методологический и практический смыслы релятивистской концепции в трудах Херсковица. Релятивизм Кребера

Литература

Аверкиева Ю.П. Франц Боас (1858-1942).— Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, 1946, т. 1;

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.

Артановский С.Н. "Культурный" релятивизм в американской этнографии //Современная американская этнография. М.,1963

Боас Ф. Ум первобытного человека. М. — Л., 1926

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть 2. М., 1964-1965

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976

Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М.2004

Тема 7. Исследования культуры и личности в этнологии (2 часа)

Психоаналитические основы направления. Теоретические положения в работах М. Мид «Взросление на Самоа» (воспитание в контексте проблемы формирования особых культурных форм); Р. Бенедикт «Хризантема и меч» («модальная личность» в культуре). Холлуэл, Клакхон, Линтон и проблемы ценностных ориентаций.

Литература

Антология исследований культуры, Том 1: Интерпретации культуры. СПб: «Университетская книга», 1997.

Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры (пер. с англ.) М. 2004

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976

Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Этнография за рубежом. М., 1979

Тема 8. Неоэволюционизм (2 часа)

Причины возрождения эволюционизма в ХХ в. Энергетическая периодизация Л. Уайта. «Этнографический атлас» Дж. Мердока. Неоэволюционизм и концепция многолинейной эволюции Дж.Стюарта. Cовременные теории модернизации и многолинейный характер исторического процесса. Смена идеи непрерывного развития, основанного на процессах адаптации и естественного отбора концепцией «прерывистого равновесия».

Неоэволюционизм и геополитика.

Литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М. 1979

Аверкиева Ю. П. Неоэволюционизм, релятивизм и расизм // Расы и народы. Т. 1. М., 1971

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Мердок Дж.П. Социальная структура. М., 2003

Работы Л. А. Уайта по культурологии. М., 1996.

Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990

Тема 9. Структурализм в этнологии (2 часа)

Структурализм как методика научного исследования. Леви-Стросс и структурализм в этнологии. Понятие структуры в культуре и мифологии. Роль бинарных оппозиций в методике структурного исследования. Соотношение философии и этнологии в структурализме. Творчество Р. Барта и М.Фуко.

Литература

Барт Р. Мифологии. М., 1996

Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973

Грецкий М.Н. Французский структурализм.М.,1973

Леви-Строс К. Первобытное мышление М., 1994

Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1994

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985

Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. М.-СПБ. 1999

Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. М.2005

Мулуд Н., Современный структурализм. М., 1973

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Фуко М. Археология знания. М., 1996.

Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

Фуко М. Интеллектуалы и власть. Т. 1. М., 2002.

Эко У. Имя розы. М., 1997.

Тема 10. Российский эволюционизм конца ХIХ- начала ХХ вв. (2 часа)

Исследовательский феномен Н. Миклухо-Маклая. Эволюционизм в российской этнологии: Д. Анучин, Н. Зибер, Н. Харузин. Развитие комплексных методов исследований. Критика эволюционизма А. Максимов. Догматический марксизм в отечественой этнологии 1920-1930-х гг. Формационный подход в этнорафии.

Литература

Лашук Л. П. Проблема становления русской этнографической науки // Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989.

Максимов М. Избранные труды. М.,1997

Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. М. 1994.

Путилов Б. Н. Н. Н. Миклухо-Маклай. М., 1985.

Репрессированные этнографы. М., 1999. Вып. 1; 2003. Вып. 2.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966

Тема 11. Структурно-семиотические исследования в российской этнологии ХХ в. (2 часа)

Истоки структурализма в России. Символизм и структурализм в России конца ХIХ – начала ХХ в. (В.Пропп, О.Фрейденберг, Р. Якобсон и др.). Структурализм в лингвистике, фольклористике, антропологии и социологии. Анализ знаковых систем культуры и этноса. Московско-Тартусская школа семиотики.

Литература

Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М., 1996 Новик Е.С. Обряд и фольклор в Сибирском шаманизме: опыт осмысления структур. М., 1984

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 1986

Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск. 1991

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск. 1988

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.1978

Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л. 1989

Этнознаковые функции культуры / Отв. ред. Ю.В.Бромлей. М. 1991

Тема 12 Российская школа этнопсихологии (2 часа).

Предпосылки формирования российской школы этнопсихологии. Учение Гердера; немецкие фольклористы и античники о национальном духе (Маннхардт, Гримм, Кун). Российский философ Г. Шпет и институализация этнической психологии. Этнопсихология и социальная психология в России начала ХХ в. Культура и психология: практики воспитания; формирование психологического типа личности. Социо-культурная доминанта в оценке этнической психологии. Этнопсихология современной России.

Литература

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1973.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. (Обезьяна. Примитив. Ребенок). М., 1929

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.

Шпет Г.Г. Введение в этнопсихологию. М. 1996

Тема 13 Нация и национальная идея в российских общественных и гуманитарных нуках ХХ в. Развитие теории (2 часа)

Дискурс о судьбах России. Традиционная антиномия XIX столетия - западничество и славянофильство. Патриархально-традиционалистский романтизм и ретроспективно-ориентированный утопизм в творчестве славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). Традиция консервативной апологетики и теория «официальной народности». Граф С.С. Уваров и его формула – «православие, самодержавие, народность»: истоки и специфика идеологии. Феномен П.Я. Чаадаева: постановка и решение проблемы «Россия и Запад». Почвенничество - теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Критика теоретических позиций европоцентризма. Евразийство. Национальная идея в России от истоков к современности.

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991

Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб., 1992.

Козинг А. Нации в истории и современность. М. 1978

Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

Прохоров В. П. Русский национализм: прошлое и настоящее. //Отечественная история.-1997.-№1

Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект)// Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994

Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1,2. М., 1991.

Тема 14 Эволюционизм и исторический материализм как основа формирования советской теории этноса (2 часа).

А. Градовский о понятии «нация»/«народность». Творческое наследие В. Богораза, Л. Штернберга. Социально-политический контекст возникновения теории этноса С. Широкогорова. Критика теории этноса в 1930-е гг. Учение И.Сталина о нации. Творчество С. Толстова. Этнография и исторический материализм. Обращение к теории этноса в 1960-1970-е. гг. Труды Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса.

Литература

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973,

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. М., 2004.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991

Левин М. Г., Рогинский Я. Я. Советская антропология за 30 лет // Советская этнография, 1947. № 4.

Ленин В.И. Что такое 'друзья народа' и как они воюют против социал-демократов. // ПСС. 5-е изд. Т. 1.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978

Соловей Т. Д. «Коренной перелом» в отечественной этнографии (дискуссия о предмете этнологической науки: конец 1920 х – начало 1930 х годов) // Этнографическое обозрение, 2001. № 3.

Тишков В. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии М. Наука 2003

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн. 1: Избранное. Владивосток, 2001.

Тема 15 Социологические методы в российской этнологии. (2 часа)

Российская социология конца ХIХ начала ХХ вв. Социологические методы в этнографии. Творчетво М. Ковалевского, «Этнографическое бюро» Тенешева. Традиционные социальные институты и право сквозь призму этнорафии. Развитие этносоциологии в России ХХ в.; современная этносоцилогия.

Литература

Антология русской классической социологии: тексты. М., 1995

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995

Елсуков А.Н., Соколова Г.Н., Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. История социологии. Минск: Вышейш. шк., 1997.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Тема 16 Российский конструктивизм. Основные положения и концепты (2 часа)

Конструктивизм. Постмодернистские интерпретации этничности и этнических общностей: Р. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, М. Вивьорка. Б. Андерсон, Барт, Смит – их влияние на этнологическую науку в России. Творчество В.А. Тишкова. «Реквием по этносу» в росийской этнологи. Теории рационального выбора и инструментализм. Конструирование этничности. Критика конструктивизма и варианты полипарадигмального подхода.

Литература

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001.

Тишков В. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии М. Наука 2003

БАНК ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ (ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции

2. Предпосылки формирования и основные этапы развития этнологии как науки.

3.Соотношение дисциплин: этнологии и этнографии, социальной и культурной антропологии.

4. Дискуссии об объекте и предмете этнологии и этнографии в европейской науке XIX - начале ХХ вв.

5. Краткая характеристика основных субдисциплин этнологии.

6. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации.

7. Классификация методов этнографии и этнологии.

8. Экспедиции в истории этнографии: развитие методик.

9. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения.

10.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора.

11. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки.

12. Основные черты эволюционизма. Метод построения эволюционных рядов в классическом эволюционизме: суть и формы использования.

13. Творчество Тайлора, Леббока, Мак-Леннана, Летурно, Баховена и их вклад в развитие этнологии.

14. Этнография в трудах Л.Г.Моргана и исторический материализм.

15. Д.Фрэзер и его вклад в этнологическую науку. Метод пережитков в эволюционной этнологии.

16. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф. Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В. Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма.

17. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв.

18. Творчество З.Фрейда. Культура по З. Фрейду: плюсы и минусы теории.

19. Фрейдизм в этнологической науке. Творчество Г. Рохейма, О. Ранка, К.Юнга: общее и особенное.

20. Функциональное направление в этнологии. Функионализм как особая форма исследования культуры – постановка задач и способы их решения.

21. «Историческая школа» Ф.Боаса. Культурный релятивизм в американской этнологической науке.

22. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия.

23. Структурализм К.Леви-Стросса.Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Строссу.

24. Труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева по этнографии русского народа.

25. Описание народов России в трудах И.Г. Георги. Общественный резонанс и история переиздания.

26. Академические экспедиции в России XVIII в. Основные методы и результаты.

27. Взаимовлияние этнографических и фольклорных исследований в России в XIXв. Мифологическая школа.

28. Творчество Н.Н.Миклухо-Маклая.

29. Эволюционное направление в русской этнографии. Основные представители и их творчество.

30. Сибиреведение XIX – начала XX вв.: В.В.Радлов, Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев

31. Этнографический бюро князя Тенишева. Социологические подходы в изучение русского народа кон.ХIХ-нач. ХХ вв.

32. «Ссыльная» этнография в России. История направления и его выдающиеся представители.

33. Становление теории этноса в отечественной этнографии (С.М. Широкогоров, П.И. Кушнер).

34. Развитие отечественной фольклористики в первой половине ХХ в. Влияние идей фольклористов на отечественную этнографическую науку. В.Я.Проп и российский структурализм.

35. Становление и основные направления в развитии советской школы этнографии в 1930-1980-е гг.

36. Теория этноса в тудах Ю.В.Бромлея Р.Ф.Итса.

37. Теория хозяйственно-культурных типов, принципы их картографирования. Творчество М.Г.Левина и Н.Н. Чебоксарова.

38. Классификации народов мира: лингвистическая, расовая (антропологическая), этнографическая, региональная.

39. Теория культуры. Понятие этнической культуры, ее структуры и функций в творчестве С.А.Арутюнова.

40. «Биологизм» в этнологии. Л.Н.Гумилев и его теория этноса.

41. Соотношение этнологии со смежными дисциплинами. Развитие этнографических субдисциплин в 1960-1980-е гг.

42. Конструктивизм в отечественной этнографии. Труды В.А. Тишкова.

43. Историко-этнографические области и провинции. Принципы выделения и опыт картографирования в российской науке.

44. Исторические типы этнических общностей в советской теори этноса.

45. Понятия «этнографическая» и «этническая» группа в советской теори этноса.

46. История разработки термина этногенез. Соотношение понятий этногенеза и этнической истории.

47.Основные поняия этнопсихологии. Этнические стереотипы поведения. Характеристика авто- и гетеростеротипов.

48. Термины, связанные с хозяйством и материальной культурой. Культура жизнеобеспечения этноса.

49. Термины, связанные с соционормативной культурой этноса. Традиционные социальные институты.

50. Этническое самосознание и этничность. Соотношение понятий в современной российской науке.

51. Этнос и этничность. Содержание дискуссии об объекте и предмете этнологии в России 1990-х гг.

52. Этнополитические исследования в российской этнологии конца ХХ – начала ХХI в. 53. Самосознание и этноним. Типы этнонимов и феномен «этнического камуфляжа» в истории народов мира.

54. Этнос и нация: дискурс о соотношении понятий. Современные теории национализма.

55. Теория этнических миграций. Понятия диаспоры и ирреденты.

56. Теория конфликта. Типология этнических конфликтов. Основные зоны межэтнических конфликтов в РФ 1990-х г.

57. Экономическая этнология: объект и предмет исследования. Основные понятия и термины.

58. Этноэволюционные и этнотрансформационные модели этнического развития. Теории межэтнического взаимодействия.

59. Понятия социокультурной дистанции и «культурного шока». Типы межэтнического взаимодейсвия.

60. Современная российская этнология. Основные направления исследований. Региональные центры и особенности их деятельности.

ТЕМЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

(ВАРИАТИВНЫЙ СПИСОК)

1. Российская нация. Оценка национальной идентичности в среде молодежи.

2. Я – моя семья - мой народ – моя страна. Проблема иерархии идентичностей в самосознании современной молодежи

3. Этничность в структуре самосознания россиян

4. Этнизация в структуре социализации современной городской молодежи.

5. Сибиряки. Проблема соотношения региональной, этнической и национальной идентичностей.

6. Сибирский мегаполис. Этносоциальные характеристики современного города.

7. Межнациональные отношения сквозь призму массового сознания.

8. Оценка человеческого потенциала Сибири. Этносоциальный аспект.

9. Современные этноконфессиональные процессы в Сибири. Риски и фобии в оценке горожан.

10. Этносоциальные фобии. Анализ ситуации в среде студенческой молодежи.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

(Образец тестирование)

1.В чем сходство и отличие концепций этноса Л. Гумилева и Ю. Бромлея

2. Кому принадлежит первое научное определение культуры в этнологии…

3. Теоретические основы функционализма были сформулированы: …. (назвать имена)

4. Теория этноса была впервые изложена: (кем, когда)

5. Автором российской модели: «православие – самодержавие – народность» - является… (кто)…

6. Дайте характеристику 4-х сферной модели культуры, обоснованной С. Арутюновым:

7. Этнические процессы: этническая парциация и этническая сепарация - относятся к………………………………(указать тип этнических процессов)

8. В 1989 в РФ насчитывалось 26 коренных малочисленных народов. В марте 2000 г. список был расширен до:

а) 45 народов б) 36 народов в) 30 народов

9. Назовите уровни этнической иерархии, приведите примеры:

1. 2. 3.

10. ассимиляция – это

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

К КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ»

1.

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции.

2. Академические экспедиции в России XVIII в. Основные методы и результаты.

2

1. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации.

2. Труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева по этнографии русского народа.

3.

1. .Классификация методов этнографии и этнологии

2. Д.Фрэзер и его вклад в этнологическую науку. Метод пережитков в эволюционной этнологии.

4

1. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения.

2. Теория этноса в трудах Ю.В. Бромлея Р.Ф.Итса.

5

1.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора.

2. Теория хозяйственно-культурных типов, принципы их картографирования. Творчество М.Г.Левина и Н.Н. Чебоксарова.

6.

1. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки.

2. «Биологизм» в этнологии. Л.Н.Гумилев и его теория этноса.

7

1. История возникновения эволюционизма. Метод построения эволюционных рядов в классическом эволюционизме: суть и формы использования.

2. Соотношение этнологии со смежными дисциплинами. Развитие этнографических субдисциплин в ХХ в.

8

1. Этнография в трудах Л.-Г.Моргана и исторический материализм.

2. Язык и фольклор в этнографических исследованиях. Соотношение этнографии/этнологии, фольклористики и лингвистики. .

9.

1. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф.Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В.Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма.

2. Исторические типы этнических общностей в советской теории этноса.

10

1. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв..

2. Историко-этнографические области и провинции. Принципы выделения и опыт картографирования в российской науке.

11

1.Становление теории этноса в отечественной этнографии (С.М. Широкогоров, П.И. Кушнер)

2. Антропогеография и ее влияние на российскую этнографию конца ХIХ – начала ХХ вв.

12

1. Функциональное направление в этнологии. Функционализм как особая форма исследования культуры.

2. Классификации народов мира: лингвистическая, расовая (антропологическая), этнографическая, региональная.

13

1. «Историческая школа» Ф.Боаса.

2. Теория инноваций в этнической культуре

14.

1. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия.

2. Понятия «этнографическая» и «этническая» группа в советской теории этноса.

15

1. Структурализм К.Леви-Стросса.Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Стросса.

2. Теория этнической иерархии

16

1. Российская этнография в ХIХ.в.: основные направления исследований

2. Теория миграций. Понятия «диаспора» и «ирредента».

17

1. Творчество Дж. Фрэзера и Э. Тайлора и религиоведческая проблематика в этнографии ХIХ – начала ХХ вв.

2. Соотношение понятий: «традиционная культура», «этническая культура» и «культура этноса».

18

1. Возникновение этнопсихологии; основные направления ее развития.

2. Теория культуры. Понятие этнической культуры, ее структуры и функций в творчестве С.А.Арутюнова.

19

1. Концепт «толлернтности» в этнологии: история возникновения и соыременное содержание

2. Метод картирования в российской этнографии ХХ в.

20

1. Становление и основные направления в развитии советской школы этнографии в 1930-1980-е гг.

2. Российский эволюционизм. Творчество Н.Н. Миклухо-Маклая.

21

1. Этнос и нация: соотношение понятий в российском и мировом академическом дискусрсе.

2. Новейшие концепции в этнологии

22

1. «Русская тема» в российской этнографии: история возникновения и особенности развития

2. Методы полевой этнографии

№23

1. Ведущие этнографические центры России ХIХ в.: история становления

2. Теория конфликта: формы и типы этнических конфликтов.

24

1. Российская этносоциология: истоки становления, особенности развития и современное состояние

2. Теория культурного полиморфизма. Содержание концепта «поликультурности»

25

1. Культурный релятивизм в этнологической науке.

2. «Русская национальная идея»: возникновение и развитие концепта.

26

1.Конструктивизм в российской этнографии. Этнос и этничность. Содержание дискуссии об объекте и предмете этнологии в России 1990-х гг.

2. Этнография Сибири ХХ: основные направления исследований



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу «педагогическая антропология»

    Рабочая программа
    2.Главное предназначение курса - помочь студентам в формировании у них научно обоснованной гуманистической идеологии, в осмыслении с этих позиций новаторских и традиционных педагогических систем, своего жизненного и педагогического опыта.
  2. Рабочая программа по дисциплине «социальная этнография» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  3. Рабочая программа направление 030400 «История» Специальность 030401 «История» Статус дисциплины: опд. Р. 6

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ » составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного 17 марта 2 г.
  4. Программа по учебной практике в школе для специальности 031000 Педагогика и психология

    Программа
    С начала практики студент знакомится с нормативно-правовыми документами педагога-психолога: функциональными обязанностями, положениями, направлениями деятельности, уставом школы, кодексом психолога, необходимой документацией, режимом работы.
  5. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).

Другие похожие документы..