Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Дата регистрации Устава учреждения – 26.11.1996г. Постановлением Главы г. Подольска № 2432, регистрационный № 1430. Устав (новая редакция) принят на С...полностью>>
'Документ'
Переход человеческих сообществ от первобытной эпохи к эпохе первых цивилизаций археологи датируют VIII - V тыс. до н.э. и называют «неолитической рев...полностью>>
'Регламент'
про оприлюднення проекту постанови Кабінету Міністрів України “ Про затвердження критеріїв оцінки ступеня ризику від здійснення господарської діяльнос...полностью>>
'Программа'
На своем жизненном пути человек сталкивается со множеством проблем. Порой он не видит выхода, и тогда ему в голову приходят мысли о смерти. Эти мысли...полностью>>

Государственная кадровая политика в сфере образования в россии в конце xx-начале XXI веков: политологический анализ

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Модянова Татьяна Викторовна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ:

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 23.00.02 –

политические институты, процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва - 2011

Диссертационная работа выполнена на кафедре Политологии и права Московского государственного областного университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор политических наук, профессор

Панов Анатолий Иванович

доктор философских наук, профессор

Пирогов Александр Иванович

кандидат политических наук

Коряковская Татьяна Николаевна

Московский городской психолого-педагогический университет

Защита состоится 31 мая 2011 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном университете по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д.21а, ауд. 305

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета (г. Москва, ул. Радио 10а).

Автореферат разослан «27» апреля 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат политических наук, доцент Абрамов А.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Образование и общество неразделимы, это – единая система, единый живой организм. Образовательная сфера для многих стран была, есть и остается стратегической точкой роста, поскольку создает самый эффективный, самый мощный инвестиционный ресурс – человеческий потенциал. Не случайно Президент РФ Д.А. Медведев в очередном послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул, что воспитание будущих поколений самым тесным образом связано с модернизацией системы образования1.

Реформированию и обновлению подлежат условия и факторы, напрямую связанные со становлением личности, ее культурным и духовно-нравственным развитием. Незаменимым средством такого развития является образование и все, что связано с ним.

Мировой опыт и вся история развития цивилизации убедительно свидетельствуют: ни одна страна не может обрести достойный статус в мире без развитой образовательной сферы: не только, вбирающей в себя традиции и новации, воспроизводящей новые знания, но и способной к саморазвитию, активному адекватному ответу на вызовы времени. При этом государство в модернизации системы образования должно руководствоваться принципами преемственности и рационального консерватизма, позволяющими реформировать ее – систему, на основе созидания и поиска адекватных нашему менталитету схем.

Всякая модернизация отражается, прежде всего, на людях, кадровом составе. К сожалению, декларирование государственной заботы о кадрах далеко не всегда преобразуется в реальные управленческие решения. К тому же декларативность – далеко не единственная и не самая глобальная проблема российской кадровой политики в области образования. Модернизация российской системы образования должна учитывать три важных фактора.

Первый. Россия находится на этапе перехода в стадию информационного (постиндустриального) общества, в котором основную роль играет не наращивание добывающих отраслей промышленности, а наращивание человеческого капитала, что с неизбежностью ставит образование в ряд приоритетных направлений социального развития.

Второй. В настоящее время во всех странах мира вполне определенно обозначился переход от парадигмы поддерживающего образования к парадигме инновационного образования. Это – объективная социальная закономерность, пренебрежение которой, как минимум, грозит России отставанием в области подготовки конкурентоспособных кадров, как максимум – непреодолимое отставание от передовых государств мира.

Третий. Подписанное Россией Болонское соглашение (2003 г.) в целях вхождения в общеевропейское образовательное пространство коренным образом меняет всю систему образования. Указанные факторы лишний раз подчеркивают, что проблемы кадровой политики в сфере образования требуют самого пристального непредвзятого рассмотрения и научного анализа.

Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых, при существовании значительного количества научных работ по проблемам кадровой политики России, в том числе, в сфере образования, научная рефлексия кадровой политики, по преимуществу, осуществляется в педагогическом, технологическом, методологическом, организационном, даже этическом ключе. Собственно политологические аспекты кадровой политики остаются не до конца раскрытыми. Связь кадровой политики с основными событиями и тенденциями, характеризующими развитие политических процессов в России и во всем мире, остается недостаточно исследованной. Изменения, которые привносятся в кадровую политику в связи с корректированием политического или государственного курса, отражаются в нормативно-правовых актах, однако, политический смысл самих этих изменений не получает полноценного научного осмысления.

Во-вторых, практика реформирования системы российского образования в последнее десятилетие свидетельствует о том, что государственная кадровая политика в этой области осуществлялась спонтанно и неконцептуально, зачастую необеспеченно, а ее содержание не соответствовало той роли, которую должно играть государство, озабоченное судьбой интеллектуального развития будущих поколений. Вряд ли есть необходимость сегодня в качестве оправдания кивать на недоработки и несовершенство советской кадровой политики в области образования, в результате которой произошло падение престижа умственного труда и понижение благосостояния и социального статуса работников образования. Ключ к пониманию современных проблем в сфере работы с кадрами – переосмысление опыта отечественной и рациональный учет опыта зарубежной кадровой политики.

В-третьих, сегодня во всем мире происходят масштабные глобальные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни. Они характеризуются интенсивностью и стремительностью и детерминируют трансформацию императивов и приоритетов государственной кадровой политики в области образования в современной России. Однако в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и многих других нормативных документах собственно содержание изменений в кадровой политике не получает должного освещения. Методологическая и инструментальная необеспеченность такого подхода делает необходимым осуществление научной рефлексии глобальных тенденций в сфере образования как факторов трансформации императивов и приоритетов государственной кадровой политики в области образования.

В-четвертых, модернизация государственной кадровой политики в области образования в современной России не должна производиться внешним, случайным образом, диктуемым обыденным сознанием, равно как и конъюнктурными потребностями заинтересованных лиц и институтов. Ее приоритетные направления должны сообразовываться с «внутренней логикой» самой кадровой политики и избираться с учетом наиболее актуальных проблем, затрудняющих реализацию ее целей. В государственной кадровой политике в области образования должны найти свое отражение императивы, соотнесенные с основными требованиями, которые предъявляются к работе с человеком, институтами, государством.

В-пятых, государственная кадровая политика в области образования сегодня лишена стратегического измерения: в ее осуществлении зачастую наблюдаются непоследовательность, противоречивость, бюрократические искажения, непродуманность механизмов реализации принимаемых решений. В ней нет единой методологической базы, поэтому она остается частью стихийной, частью – экспериментальной, частью – инерционной и даже консервативной. Преодоление этой ситуации должно начаться с разработки Концепции государственной кадровой политики в области образования, в которой бы определялись ее цель, задачи, принципы и приоритеты. В основу Концепции должна быть положена ключевая, доктринальная идея о сущности, главном смысле кадровой политики в области образования.

Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость политологического анализа государственной кадровой политики в сфере образования в России в конце ХХ – начале XXI вв.

Степень научной разработанности темы.

Все многообразие научной литературы, имеющей отношение к теме диссертационного исследования, можно условно разделить на несколько групп в соответствии с тематикой исследований.

В советский период кадровая политика, в том числе ее политологические аспекты находилась отнюдь не на периферии внимания ученых. Вместе с тем, она рассматривалась, по преимуществу, тенденциозно, как отражение ленинских принципов заботы Коммунистической партии о кадрах. Тематика диссертаций, статей и монографий ограничивалась ролью Коммунистической партии Советского Союза по подготовке, подбору и распределению кадров для различных отраслей народного хозяйства. Научные работы, в которых кадровая политика рассматривалась бы в философском, социологическом, теоретико-управленческом измерении, до 80-х годов XX века практически отсутствовали2.

В последние двадцать лет подходы к анализу сущности и содержания кадровой политики в российской науке принципиально изменились. Вместе с тем, с начала 90-х годов в научной литературе и в числе исследований диссертационного уровня преобладают работы, в которых кадровая политика рассматривается в историческом или правовом ключе3.

Относительно широкий пласт работ в последние двадцать лет образовался в связи с исследованиями кадровой политики в контексте проблем государственного и муниципального управления4 и менеджмента организаций5.

Лишь в нескольких исследованиях предпринята попытка рассмотреть вопросы кадровой политики в современных условиях в рамках политологической методологии6.

Таким образом, несмотря на наличие научных работ, раскрывающих теоретические проблемы государственной кадровой политики в области образования, имеет место дефицит исследований, в которых указанная тема рассматривалась бы в политологическом аспекте. Кроме того, государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце ХХ – начале XXI вв. еще не обрела специального самостоятельного исследования, что позволяет говорить, что избранная тема диссертации характеризуется актуальностью и новизной.

Объектом данного исследования является государственная кадровая политика в сфере образования.

Предметом исследованияобщественно-политические отношения при реализации кадровой политики государства в современной России.

Целью диссертационного исследования является проведение политологического анализа государственной кадровой политики в области образования и выработка предложений по ее оптимизации в контексте перспектив модернизации России.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих исследовательских задач:

  1. Выяснить сущность, характерные черты и особенности государственной кадровой политики в сфере образования в современной России.

  2. Осуществить анализ кадровой политики советского государства в сфере образования как фактора, обусловливающего современное ее состояние.

  3. Охарактеризовать глобальные тенденции, детерминирующие изменения в сфере образования и кадровой политики во всем мире, и проследить их влияние на трансформации императивов и приоритетов государственной кадровой политики в области образования в современной России.

  4. Определить императивы и приоритеты государственной кадровой политики в области образования в современной России.

  5. Выявить основные проблемы осуществления государственной кадровой политики в области образования в современной России и предложить направления оптимизации данной политики.

Теоретико-методологическую базу исследования составили исследования представителей мировой политологической и управленческой мысли по проблемам кадровой политики, кадрового менеджмента, кадровой работы, а также социальной политики, образовательной политики, глобалистики. В исследовании использовались методы социально-философского, политологического, исторического анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения, описания, контент-анализа и другие.

Эмпирическую базу исследования составили, прежде всего, нормативно-правовые акты, определяющие политическую сущность и содержание кадровой политики России в XX-XXI вв.7

Структура исследования обусловлена его целью, задачами и внутренней логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, показана научная новизна теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе – «Теоретико-методологические основы политологического анализа государственной кадровой политики в области образования в России» - в первом параграфе рассматривается сущность и раскрывается содержание государственной кадровой политики; во втором параграфе анализируется международный опыт формирования и реализации кадровой политики в сфере образования; в третьем параграфе рассматриваются правовые основы государственной кадровой политики в сфере образования в современной России.

Вторая глава – «Социально-политические причины трансформации императивов государственной кадровой политики в области образования в современной России» - состоит из трех параграфов. В первом параграфе осуществлен анализ процесса трансформации государственной кадровой политики России на рубеже XX - XXI веков; во втором параграфе рассматриваются глобальные тенденции в сфере образования как факторы трансформации государственной кадровой политики в области образования; в третьем параграфе рассматриваются императивы государственной кадровой политики в области образования в современной России.

Третья глава – «Перспективы модернизации государственной кадровой политики в области образования в современной России» - состоит из двух параграфов. В первом параграфе анализируется природа и содержание основных проблем осуществления государственной кадровой политики в области образования в современной России, во втором - автором предлагаются направления оптимизации государственной кадровой политики в области образования в Российской Федерации.

В заключении диссертации сделаны обобщающие выводы по теме исследования, предложены практические рекомендации.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИСЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНосимых НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования и его вклад в развитие политической науки заключается:

  • в определении сущности, характера и особенностей государственной кадровой политики в сфере образования в современной России;

  • в доказательстве детерминированности современного состояния кадров образования России кадровой политикой бывшего советского государства;

  • в установлении зависимости трансформации приоритетов государственной кадровой политики глобальными тенденциями в сфере образования;

  • в выделении императивов государственной кадровой политики в области образования в современной России;

  • в выявлении основных проблем осуществления государственной кадровой политики в области образования в современной России и в предложениях по ее совершенствованию.

Исходя из целей и задач диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие положения:

        1. Особенности государственной кадровой политики в области образования в современной России:

  • отсутствие стратегической направленности, доктринальной сути и конечной цели;

  • расширение возлагаемых на кадры образования содержания функций и ответственности в реализации государственной образовательной политики, сопровождающиеся уменьшением объема их свобод, прав и социальных гарантий для кадрового состава образования;

  • утилитарный подход к кадрам как к ресурсу системы образования и государства;

  • «закрепление» кадров за наукой и образованием, что лишает их возможности кардинально изменить сферу и направление профессиональной деятельности.

Государственная кадровая политика в сфере образования – это государственная стратегия формирования, развития и использования всех кадров образования, нацеленная на обеспечение реализации государственной образовательной политики. Кадровая политика государства определяется кадровыми потребностями органов государственной власти и политической элиты в кадрах определенного качества и количества, которые должны максимально точно соответствовать тем задачам, которые ставит перед ними государство. В этом отношении образовательную политику можно рассматривать как базис кадровой политики, а саму кадровую политику в сфере образования как ядро всей государственной кадровой политики.

Анализируя нормативно-правовую базу, автор пришла к выводу, что в современной России практически отсутствует единая Концепция государственной кадровой политики в сфере образования: она представляет собой нормы, кодифицированные в разрозненных источниках различной юридической силы. Их совокупность не четко определяет содержание государственной кадровой политики, и только в самых общих чертах задает институциональные, организационные, социально-политические рамки ее реализации.

Значимым компонентом нормативно-правовой базы государственной кадровой политики государства в области образования является Закон РФ «Об образовании». Из содержания закона следует, что государство в качестве основы функционирования системы образования на первый план выдвигает не кадровую или институциональную подсистему, а, прежде всего, содержательные компоненты. Иными словами, институты и кадры должны служить реализации содержательной стороны образования, определенной государством. Так, в рамках первого принципа государственной образовательной политики определено, что ключевой функцией образовательной системы, а значит, той функцией, на реализацию которой должна быть нацелена вся деятельность кадров образования, является «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»8. Вместе с тем, такие принципы, как «свобода и плюрализм в образовании», а также «автономность образовательных учреждений», содержавшиеся в тексте «Закона об образовании» 1992 года9, в действующей редакции отсутствуют.

Положения Закона также четко определяют задачи, решение которых, согласно властной воле государства, являются основными функциями кадров образования. Ряд задач, в частности, формирование «человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество»10, носит не только политический, но, в некоторой степени, идеологический характер.

Сравнение редакций законов об образовании от 1992 и от 2009 годов, а также всех промежуточных годов, приводит к выводу о том, что глава 5 Закона – «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» все время «урезалась» в части прав работников образовательных учреждений и предоставления им социальных гарантий, прежде всего, в той части, которая касается оплаты труда. Показательно в этом отношении, что в действующей редакции Закона (ст. 55, «Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки»), лишь в пункте 1 фиксирует собственно права: на «участие в управлении образовательным учреждением», а также на «защиту своей профессиональной чести и достоинства». Ряд других пунктов, в частности, 2, 3, 4, содержат положения об обязанностях и ответственности работников образовательных учреждений11.

В целом сравнительный анализ нескольких редакций Закона РФ «Об образовании», а также редакций Закона «О высшем и послевузовском образовании» показал, что за последние годы государством, с одной стороны, пересмотрены принципы государственной политики в области образования и расширено содержание тех функций и ответственности в реализации этой политики, которые возложены на кадры образования. С другой стороны, уменьшен объем свобод при их реализации, прав и социальных гарантий для кадрового состава образования. Кодифицированные в Законах изменения иллюстрируют изменение властной воли государства и курса государственной кадровой политики от либерально-демократической к более консервативной.

Основным направлением реализации государственной кадровой политики в области образования является поддержка и стимулирование повышения профессиональной квалификации работников. Государство заявляет о необходимости «поддержки специалистов», однако законодательно не закрепляет конкретные направления и формы этой поддержки.

Показательно в этом отношении, что в законе РФ «Об образовании» 1992 года была закреплена норма об ответственности работодателя за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми он находится в трудовых отношениях (ст. 40)12. Многие годы соответствующие нормы КЗоТ РФ предоставляли существенные льготы лицам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях. Сегодня эти нормы не действуют. С принятием нового Трудового кодекса РФ для всех граждан, в том числе для работников образования, возможность повторного получения высшего образования стала затруднительной. Теперь работодатель обязан предоставлять предусмотренные законом льготы работникам, совмещающим работу с обучением, только если образование соответствующего уровня получается впервые, и только для обучения в одном образовательном учреждении (ст. 82 ТК РФ)13. Таким образом, законодательным путем государство, с одной стороны, стимулирует специалистов к повышению своей профессиональной квалификации, профессиональному росту, с другой стороны, фактически лишает их возможности кардинально изменить сферу и направление их профессиональной деятельности. Уровень оплаты труда педагогических работников таков, что для них затруднительно или вообще невозможно получить второе высшее образование на платной основе.

Таким образом, в нормативно-правовых актах четко выражено содержание кадровой политики в сфере образования, основанное на утилитарном подходе к кадрам, в рамках которого кадры рассматриваются лишь как ресурс системы образования и государства.

2. Современное состояние кадров образования и проблемы кадрового корпуса в значительной степени обусловлены кадровой политикой, последовательно осуществлявшейся в советском государстве с начала 20-х вплоть до 90-х годов ХХ века.

В постреволюционной политике большевиков отчетливо проявился классовый характер детерминации кадровых процессов. Однако в 20-е годы ХХ века обозначился разрыв между теми задачами, которые ставились государством перед кадрами всех отраслей, с одной стороны, и количеством и степенью образованности самих кадров, с другой. «Отступление» в сторону профессионализма делало кадровую политику идеологически шаткой: «старорежимные» специалисты не обеспечивали государству главного – лояльности кадров и их преданности государству и его идеологии. Однако в первые годы существования шаткость советской власти вынуждала ее мириться с наличием в учреждениях значительной доли представителей высших слоев дореволюционного русского общества.

На разрешение возникшего политического противоречия между старым образованным слоем и новой идеологией была нацелена сталинская кадровая реформа. В 1928-1930 годах начался беспрецедентный как по целям и средствам исполнения, так и по масштабам осуществления процесс замены «старых» кадров новыми. От первых избавлялись за счет «чисток» - идеологического, юридического и нередко физического уничтожения. Их замещали специалистами, «выросшими на фабриках и заводах; на низовой советской работе» (через массовое выдвиженчество). «Большевики более не нуждались в бывшей интеллигенции. После того, как была запущена и стала давать первые результаты машина для выделки «рабоче-крестьянской интеллектуальной элиты», опасность оказаться перед лицом массовой оппозиции со стороны интеллектуального слоя исчезла, и с нежелательными элементами его можно было не церемониться»14.

Политика «чисток» привела к тому, что на рубеже 20-х - 30-х годов XX века произошли коренные сущностные и необратимые изменения в составе образованного слоя России. Они были зафиксированы уже переписью специалистов, проведенной в 1933 г. За пятилетие с 1928 по 1934 г. количество специалистов в народном хозяйстве возросло почти втрое - с 1,1 до 2,8 млн. При этом старые специалисты и выходцы из старого образованного слоя растворились в массе новых «выдвиженцев». Уже к 1932 г. советская статистика показывала, а средства массовой информации констатировали, что «специалисты из рабочих и крестьян составляли около 65%, то есть вдвое больше, чем в 1929 г.»15 Несмотря на формальное прекращение «чисток», политические репрессии в отношении кадрового корпуса науки и образования продолжались до 1953 года. Так, после Великой Отечественной войны началась политическая кампания борьбы тоталитарного режима с космополитизмом и «преклонением перед Западом».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Самостоятельная работа Основные тренды развития современного мира и Россия 2

    Самостоятельная работа
    Курс «Современный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции» предназначен для обучения инструкторов Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2011».
  2. Государственная кадровая политика в постсоветской россии: политические функции, модели, воздействие на эффективность политической власти и управления

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540300

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540300 Филологическое образование при очной форме обучения - 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540700 Художественное образование при очной форме обучения — 4 года.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540300 филологическое образование

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540300 Филологическое образование при очной форме обучения - 4 года.

Другие похожие документы..