Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
В нашем селе Спасская Губа живет карельский народ, он славится своими делами, традициями, своими поэтами - песенниками, героями Великой Отечественной...полностью>>
'Презентация'
Благослови, Господь семью –  творения венецНа головеночках детей покоится земляСвятая Троица ЗемлиРебенок. Мать. Отец.И человечество само Не что-нибу...полностью>>
'Учебники'
Международный менеджмент – является элементом международного бизнеса и представляет собой совокупность методов и способов целенаправленного воздействи...полностью>>
'Конспект'
Цели: • Закрепление материала, полученного на уроках русской грамоты. • Развитие мышления, внимания. • Создав атмосферу удивления, восторга, развивать...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «конфликтология» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Рекомендуется для направления подготовки

080400 «Управление персоналом»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических знаний о причинах, формах, возможных последствиях конфликтов разного уровня, методологического подхода к изучению конфликтных взаимоотношений между субъектами экономической, трудовой деятельности, а также практических навыков по профилактике и разрешению потенциальных и возникших конфликтов. Курс предусматривает решение следующих задач:

- выработать у студентов теоретические навыки по анализу конфликтных ситуаций, определению роли и значения конфликтов в экономической, в том числе трудовой деятельности;

- формирование профессиональных навыков по профилактике конфликтных ситуаций на макроуровне, среднем и микроуровнях;

- обучение студентов самостоятельному объяснению причин, способов разрешения и возможных последствий конфликтов;

- формирование у студентов практических знаний по предупреждению и прогнозированию конфликтных взаимоотношений между субъектами экономической деятельности с учетом создающихся основ рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Конфликтология» относится профессиональному циклу, входит в его базовую часть;

Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе следующих дисциплин:

  • Социология;

  • Психология;

  • Экономическая теория;

  • Управления персоналом организации;

  • Трудовое право;

  • Правоведение;

  • Политология;

  • Административное и гражданское право.

Основные дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

  • Мотивация и стимулирование трудовой деятельности;

  • Организационное поведение;

  • Адаптация персонала;

  • Управление конфликтами в организации;

  • Формирование лояльности персонала.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знает основы возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике (ПК-39);

- умеет обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69);

- способен обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71);

- способен участвовать в реализации программы организационных изменений (в т.ч. в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).

    В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- причины возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации

Уметь:

- диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации и разрабатывать управленческие решения, направленные на их разрешение;

- диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в т.ч. с использованием современных средств коммуникации.

Владеть:

- современными технологиями управления конфликтами и стрессами.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, пятый семестр.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:

-

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

48

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Контрольная работа по модулям 1 и 2

13

Защита конфликтной ситуации

10

Контрольная работа по модулям 3 и 4

13

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Модуль 1. Место и роль конфликтов в системе Отношений.

Цели: усвоение теорий и концепций конфликта, понимание роли конфликтов в системе отношений субъекта.

Входной контроль: Разработка программы анализа конкретной конфликтной ситуации, возникшей в сфере трудовой или экономической деятельности.

Информационный блок

Тема 1. Эволюция конфликтологии как научно- прикладной отрасли знания

Возникновение и развитие конфликтологии как самостоятельная область знаний. Ее связь с другими науками.

Предметная область конфликтологии. Понятие “социальный конфликт”. Конфликт как условие функционирования и совершенствования социальных систем.

Концепции интеграционной и конфликтной ориентации общества. Основные направления в изучении феномена социальных конфликтов. Концепции Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса. Конфликт в методологии К.Маркса, М. Вебера, Э.Дюркгейма.

Методы сбора и анализа конфликтологических данных. Системный подход. Социально-философские, социологические, социально-психологические, историко-статистические методы исследования конфликтов. Методы математического моделирования конфликтов.

Тема 2. Анализ структурных элементов конфликта

Основные элементы конфликта. Объект, предмет, субъект, участник и стороны конфликта. Цели сторон в конфликте. Различия субъектов конфликта в зависимости от уровня возникновения конфликта. Изменение интересов и поведения субъектов конфликта. Формы социальных конфликтов по сфере возникновения. Экономические, политические, этнические, нравственные и правовые конфликты. Классификация причин возникновения конфликта. Эмоциональные и деловые факторы конфликтных ситуаций. Скрытые и открытые конфликты. Уровни проявления конфликта. Спор и конфликт. Основные правила поведения в споре. “Удары ниже пояса” и другие приемы, ведущие к иррациональному спору.

Способы ведения конфликта. Борьба и согласие. Принципиальный подход. Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу. Точка бифуркации и порог терпимости в конфликте. Эмоциональный аспект конфликта. Транзактный анализ конфликта. Изменение социально-психологической напряженности в конфликте в течении противостояния интересов сторон. “Паузы” в конфликте. Субъекты экономического и трудового конфликтов. Стороны конфликта на макро-, среднем и микроуровнях.

Тема 3. Источники, объект и причины конфликта

Противоречивая основа конфликтов. Субъективные и объективные основы конфликтов. Причина и повод. Основные причины, содержащие конфликтные ситуации. Информационные, ресурсные, статусные, пространственно-временные, этнокультурные , поведенческие факторы в конфликте. Причины экономических конфликтов. Конфликт как проявление социальной активности и как следствие низкого социального уровня. Барьеры преодоления конфликтов в организации. Источники трудовых конфликтов. Проявление менталитета в причинах, вызвавших трудовые конфликты.

Практика, самостоятельная работа

На конкретном примере установить:

  1. Основные элементы конфликтной ситуации.

  2. Уточнение объекта, предмета, субъекта и сферы возникновения конфликта.

  3. Определение стадии развития и ключевых точек конфликта.

  4. Установление целей, преследуемые сторонами в конфликте.

  5. Причины, вызвавшие данную конфликтую ситуацию.

  6. Определение причин институционального, организационного и персонифицированного уровня.

  7. Выявить открытые и скрытые причины в данном конфликте.

  8. Установить повод, а также стремление сторон подмены причин конфликта с поводом.

  9. Выделить ложные и реальные причины конфликта.

  10. Методом контент-анализа установить, какие причины чаще всего вызывают конфликтную ситуацию в настоящее время.

Выходной контроль:

Тестирование студентов по теоретическим вопросам и по структурным элементам анализа конфликтов, по причинам их возникновения.

МОДУЛЬ 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Цели: Усвоение закономерностей развития конфликта, а также его влияния на отдельные элементы системы.

Входной контроль: Рассмотрение реальной конфликтной ситуации в развитии как закономерное явление и анализ последствий влияния конфликта в рамках конкретной системы.

Информационный блок

Тема 4. Динамика развития конфликта

Закономерности возникновения конфликта. Социальная напряженность. Проблема измерения конфликтности. Приемы и средства провоцирования конфликта.

Дискретный и перманентный конфликты. Экстремумы и стадии затишья в развитии конфликта.

Предконфликтная ситуация, точка бифуркации, инцидент, стадия конфликтного противостояния, послеконфликтная ситуация. Стадия преодоления порога терпимости. Способы затягивания конфликта. Скрытое и открытое проявления конфликта. Эскалация и "затухание" конфликта.

Тема 5. Функции конфликта

Позитивные и негативные функции конфликта. Роль различных факторов в активизации тех или иных функций.

Тема 6. Социально-психологические закономерности развития конфликта

Агрессивность как психологическая основа конфликта. Социальные факторы агрессивности. Мотивация конфликтного поведения. Конфликт как проявление негативных психологических состояний у сторон: стресса, неприязни, плохого настроения, депрессии, зависти, мести, агрессии. Социально-психологические свойства личности, способствующие конфликту. Конформизм и высокая самонадеянность. Закономерности воздействия толпы на психическое состояние личности. Массовое поведение и конфликты. Конфликт и лидерство. Роль лидера в конфликте. Типы лидерства в конфликтах. Авторитет и власть, их роль в конфликте. Барьеры восприятия субъектов экономической и трудовой деятельности. Влияние социально-психологического климата на конфликтность в трудовом коллективе. Социально-психологические проблемы послеконфликтной ситуации

Практика

На примере реальной конфликтной ситуации:

1. Уточнить субъектов, участников и их предполагаемой цели.

2. Степень ориентации субъектов на соперника.

3. Позиционные изменения (по К.Томасу) в течение всего конфликта.

4. Психологические и позиционные способы давления, примененные сторонами.

5. Значимость агрессивности, чувства неприязни сторон друг к другу.

6. Наличие стресса, депрессии, фрустрации у субъектов.

7. Оценка статусно-ролевых позиций в данном конфликте.

8. Установить отдельные стадии конфликта.

Выходной контроль: Представление методических материалов по социально-психологическому анализу конфликтов.

МОДУЛЬ 3. КОНФЛИКТЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели: Приобретение знаний о конфликтах в области экономической и трудовой деятельности.

Входной контроль: Систематизация данных по экономическим и трудовым конфликтам

Информационный блок

Тема 7. Экономические конфликты

Причины и формы проявления экономических конфликтов. Взаимосвязь хозяйственной культуры и экономических конфликтов. Конфликты между органами управления, субъектами предпринимательской деятельности, порождающиеся конкуренцией.

Конфликты, вызванные изменением отношений собственности. Заработная плата и распределение дохода как главные факторы экономических конфликтов. Проявление менталитета в возникновении и эскалации экономических конфликтов в России.

Тема 8. Трудовые конфликты

Трудовые, организационные, управленческие, производственные конфликты. Формы трудовых конфликтов. Снижение производительности как скрытая форма трудовых конфликтов. Забастовка как высшая, открытая и коллективная форма конфликта. Разновидности забастовок. Локаут и возможные ответные реакции работодателей к наемным работникам. Организационные особенности конфликтов. Организационная культура и социальная напряженность. Корпоративность и мафиозность, как факторы конфликтности в организациях.

Практика и самостоятельная работа

1. Выделить наиболее частые типы конфликта в отраслях экономики, регионах России, организациях различных форм собственности.

2. Раскрыть причины и формы проявления наиболее типичных в настоящее время конфликтов в социально-экономической сфере.

3. Разбор ситуационных задач. Пример: Конфликт между предпринимателем (субъектом хозяйственной деятельности) и налоговой инспекцией (органом управления).

4. На основе анализа конфликтных ситуаций в области трудовых отношений установить:

- Причины трудовых конфликтов

- Субъектов, участников и сторон конфликта

- Динамику обострения взаимоотношений

- Последствия трудовых конфликтов

Выходной контроль: Классифицировать конфликтные ситуации, возникшие в экономической и трудовой деятельности субъектов на определенном промежутке времени и регионе Российской Федерации.

Привести статистику конфликтных взаимоотношений в экономической и трудовой деятельности.

МОДУЛЬ 4. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

Цели: Освоение алгоритмов управления конфликтами, в частности, в сфере трудовых отношений.

Входной контроль: Подготовить нормативные материалы по управлению конфликтами в организации. Разработать алгоритмы включения службы управления персоналом в процесс управления конфликтами.

Информационный блок

Тема 9. Профилактика конфликта

Прогнозирование конфликта. Методы измерения и прогнозирования напряженности на институциональном, территориальном и организационном уровнях. Профилактика конфликтов на стадии предконфликтной ситуации. Предупреждение и предотвращение конфликта.

Устранение причин вызвавших предконфликтную ситуацию. Способы профилактики конфликтов. Правовые, организационные, социально-психологические, коммуникативные и информационные способы предотвращения конфликтов. Переговоры как эффективный способ регулирования предконфликтных ситуаций.

Профилактика экономических и трудовых конфликтов. Система социального партнерства как способ профилактики экономических и трудовых конфликтов. Роль трудовой инспекции, профсоюзов и потенциала работника в профилактике и разрешении трудовых конфликтов. Зависимость профилактики трудовых конфликтов от сплоченности коллектива, стилей управления, социально- экономической самоорганизации работников. Роль эффективности институциональных регуляторов в предупреждении экономических конфликтов.

Тема 10. Способы разрешения конфликтов

Принципы и правила разрешения конфликтов. Анализ конфликтной ситуации как подготовка к разрешению конфликтов. Прогнозирование возможных последствий конфликта. Эффективное разрешение конфликта. Принципы и условия эффективного разрешения конфликта. Стратегия разрешения конфликта. Тактика взаимодействия конфликтующих сторон при разрешении конфликта. "Замораживание" и подавление конфликта. Разрешения конфликта, с ориентацией на выигрыш, компромисс и проигрыш. Роль посредников в разрешении конфликта. Посредничество и примирение. Требования к посреднику. Использование умеренной нейтрализации посредниками в разрешении конфликта.

Переговоры в разрешении конфликтов. Приемы, применяемые сторонами и посредниками в переговорах для урегулирования конфликта. Требования к переговорному процессу. Роль руководителя в разрешении трудовых конфликтов.

Тема 11. Правовые и экономические основы регламентации конфликтов

Система правовой регламентации конфликтов. Нормативно-правовая основа регламентации конфликтов. Органы правопорядка, их роль в регламентации конфликтов. Правовые основы регламентации экономических и трудовых конфликтов. Способы регламентации конфликтов в трудовой и экономической деятельности. Роль трудовой инспекции в регулировании трудовых конфликтов.

Тема 12. Роль службы управления персоналом в прогнозировании и обеспечении позитивных последствий конфликта

Конструктивные и деструктивные последствия конфликта. Влияние внутренних и внешних факторов на последствия конфликта в организации. Показатели, отражающие деструктивные последствия экономических и трудовых конфликтов. Применение службой управления персоналом различных технологий по прогнозированию последствий конфликта в организации. Методы прогнозирования последствий конфликта: аналитические, статистические, правовые, экономические и математические методы, возможности их комплексного применения в работе менеджера по персоналу.

Роль службы управления персоналом в обеспечении позитивной направленности конфликтов, затрагивающие интересы организации, и снижении их негативных последствий.

Практика и самостоятельная работа

На основе анализа конкретной конфликтной ситуации в экономической и трудовой деятельности

1. Определить реально применяемые и наиболее эффективные, с позиций конфликтологии, способы управления конфликтами.

2. Установить возможность прогнозирования конфликта.

3. Разработка мероприятий по профилактике конфликтной ситуации с применением организационных, социально-психологических, правовых, включая элементы систем социального партнерства, коммуникативных и информационных алгоритмов.

4. Выбор посредников (примирителей).

5. Тактика ведения переговоров.

Выходной контроль:

Деловая игра “Забастовка”.

Разработать программу игры. Определить участников, выделив из числа студентов “Работодателей”, “Наемных работников”, “Представителей администрации региона”, “Профсоюзных лидеров”. Цель игры: Раскрыть причины, динамику и возможные последствия социально-экономических конфликтов, выявить их особенности в игровой ситуации, а также закрепить у студентов знания по стратегии и тактике нахождения компромисса в конфликтных ситуациях.

Анализ игры. Подведение итогов.

Защита самостоятельной работы.

Экзамен

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности

-

+

+

+

2.

Организационное поведение

+

+

+

+

3.

Адаптация персонала

+

+

+

+

4.

Управление конфликтами в организации

+

+

+

+

5.

Формирование лояльности персонала

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Всего

час.

1.

МОДУЛЬ 1. Место и роль конфликтов в системе отношений.

6

4

10

20

2.

МОДУЛЬ 2. Закономерности развития конфликта

6

8

14

30

3.

МОДУЛЬ 3. Конфликты в экономической и трудовой деятельности

4

12

16

30

4.

МОДУЛЬ 4. Управление конфликтами

8

24

32

64

6. Лабораторный практикум – не предусмотрено

7. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудо-емкость

(час.)

Модуль 1. Место и роль конфликтов в системе отношений.

4

2 - 3

На конкретном примере установить:

  1. Основные элементы конфликтной ситуации.

  2. Уточнение объекта, предмета, субъекта и сферы возникновения конфликта.

  3. Определение стадии развития и ключевых точек конфликта.

  4. Установление целей, преследуемые сторонами в конфликте.

  5. Причины, вызвавшие данную конфликтую ситуацию.

  6. Определение причин институционального, организационного и персонифицированного уровня.

  7. Выявить открытые и скрытые причины в данном конфликте.

  8. Установить повод, а также стремление сторон подмены причин конфликта с поводом.

  9. Выделить ложные и реальные причины конфликта.

Методом контент-анализа установить, какие причины чаще всего вызывают конфликтную ситуацию в настоящее время.

Модуль 2. Закономерности развития конфликта

8

4 - 6

На примере реальной конфликтной ситуации:

1. Уточнить субъектов, участников и их предполагаемой цели.

2. Степень ориентации субъектов на соперника.

3. Позиционные изменения (по К.Томасу) в течение всего конфликта.

4. Психологические и позиционные способы давления, примененные сторонами.

5. Значимость агрессивности, чувства неприязни сторон друг к другу.

6. Наличие стресса, депрессии, фрустрации у субъектов.

7. Оценка статусно-ролевых позиций в данном конфликте.

8. Установить отдельные стадии конфликта.

МОДУЛЬ 3. Конфликты в экономической и трудовой деятельности

12

7 - 8

1. Выделить наиболее частые типы конфликта в отраслях экономики, регионах России, организациях различных форм собственности.

2. Раскрыть причины и формы проявления наиболее типичных в настоящее время конфликтов в социально-экономической сфере.

3. Разбор ситуационных задач. Пример: Конфликт между предпринимателем (субъектом хозяйственной деятельности) и налоговой инспекцией (органом управления).

4. На основе анализа конфликтных ситуаций в области трудовых отношений установить:

- Причины трудовых конфликтов

- Субъектов, участников и сторон конфликта

- Динамику обострения взаимоотношений

- Последствия трудовых конфликтов

МОДУЛЬ 4. Управление конфликтами

24

9 - 12

На основе анализа конкретной конфликтной ситуации в экономической и трудовой деятельности

1. Определить реально применяемые и наиболее эффективные, с позиций конфликтологии, способы управления конфликтами.

2. Установить возможность прогнозирования конфликта.

3. Разработка мероприятий по профилактике конфликтной ситуации с применением организационных, социально-психологических, правовых, включая элементы систем социального партнерства, коммуникативных и информационных алгоритмов.

4. Выбор посредников (примирителей).

5. Тактика ведения переговоров.

8. Примерная тематика курсовых работ - не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник для вузов (под ред. Кибанова А.Я.) Изд. 2-е, перераб., доп., 2007

2. Анцупов, Шипилов: Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб, Питер, 2008

б) дополнительная литература

  1. Асадов А.Н. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007

  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд. – СПб, Питер, 2005

  3. Коузер Л. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Перевод с английского. - СПб., “Светлячок”, 1999.

  4. Психология конфликта/ Состав и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001

  5. Управление конфликтом. Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007

  6. Психология деловых конфликтов. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2007

  7. Томас К. Управление энергией конфликта. - СПб, 2002.

  8. Шевчук Д.А. Управляем конфликтами: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2010.

в) программное обеспечение:

MS Office, Internet Expiorer.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

/

/

/

/

http://www.consultant.ru/

www.garant.ru

/. Журнал электронный Кадровый менеджмент.

/. Кадровое дело.

. Все об организации труда, мотивации, развитии персонала.

/. - официальный сайт "Организации труда, мотивации труда, развитии персонала, официальные документы".

Компания Business Relations Management

/blog

www.wikipedia.org

www.vivactiv.ru Тренинговая компания Vivактив

/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения учебного процесса материально-техническими ресурсами используются:

  1. Компьютерный класс, оборудованный для проведения практических работ средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет;

  2. Установленное лицензионное программное обеспечение.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В основу разработки бально-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.

Самостоятельная работа студентов

5 семестр

Количество баллов

Минимум

Максимум

Контрольная работа по модулям 1 и 2

20

35

Защита конфликтной ситуации

15

30

Контрольная работа по модулям 3 и 4

20

35

Итого

55

100

Оценка на экзамене определяется на основе расчета суммы баллов, полученных по результатам самостоятельной работы, а также суммы баллов, полученных на экзамене:

  • 55-70 - удовлетворительно

  • 71-85 – хорошо

  • 86-100 - отлично

При этом 80% оценки - семестровые баллы + 20% оценки - баллы экзамена.

Зарабатывается в семестре -100 баллов

Зарабатывается на экзамене -100 баллов

Итоговая оценка – средняя взвешенная

Rитог = 0,8хRсеместр + 0,2хRэкзамен

где

Rитог –итовое количество баллов для определения оценки за экзамен

Rсеместр- в течение семестра

Rэкзамен - количество баллов, набранных студентом на экзамене.

Разработчик:

Кафедра социологии и

управления персоналом

СПбГУЭФ доцент А.Н.Асадов

Эксперт:

Центр подготовки

персонала ФНС РФ директор С.Б.Мурашов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «психология» Рекомендуется для направления подготовки (2)

    Рабочая программа
    Дисциплина “Психология” предназначена для студентов I курса общеэкономического факультета дневной, вечерней и заочной форм обучения по направлению “Управление персоналом”.
  2. Рабочая программа дисциплины «лидерство» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    В процессе изучения курса «Лидерство» студенты, обучающиеся по направлению «Управление персоналом», для получения квалификации «Бакалавр» должны усвоить сущность и методы научного подхода к теоретическому и практическому решению проблем
  3. Рабочая программа дисциплины «политология» Рекомендуется для направления подготовки 100700 торговое дело

    Рабочая программа
    Основная цель курса — ознакомить студентов с предметом, основной терминологией дисциплины, современными научными подходами и концепциями, основными закономерностями функционирования политической системы и социально-политических процессов.
  4. Программа наименование дисциплины конфликтология рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель дисциплины «Конфликтология» – изучение современной теории и практики конфликтов и овладение навыками практической работы по регулированию, разрешению и управлению конфликтами и конструктивному взаимодействию в организации в целях
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (13)

    Основная образовательная программа
    Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Другие похожие документы..