Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По воспитательной работе очень много в последнее время пособий. Зачастую они содержат готовые воспитательные мероприятия. Но для того, кто отработал ...полностью>>
'Документ'
Мы едем в Джинджу к истокам Нила туда, где Махатма Ганди завещал развеять свой пепел. Но в отличие от него наши задачи скромнее – мы едем сплавляться ...полностью>>
'Учебная программа курса'
История государственного управления в России: Учебно-методический комплект для студентов заочной формы обучения / Сост.: В.В. Болтушкин, И.И Веревкин...полностью>>
'Документ'
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее - Стратегия Сибири) формулирует основные направления, способы и средства дости...полностью>>

Никуленкова Ольга Евгеньевна Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение 19. 00. 07- педагогическая психология автореферат

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

УДК 159.9:370

Н 65

Никуленкова Ольга Евгеньевна

Гендерные особенности

внутриличностных конфликтов

в студенческом возрасте

и их предупреждение

19.00.07- педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Пятигорск - 2009

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет»

Научный руководитель -

доктор педагогических наук,

профессор Ветров

Юрий Павлович.

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук,

профессор Хребина

Светлана Владимировна;

кандидат психологических наук,

доцент Шевченко

Наталья Геннадьевна.

Ведущая организация -

ГОУ ВПО "Ставропольский государственный педагогический институт".

Защита диссертации состоится «26» января 2010 г. в 16 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, конференц-зал № 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет":

Автореферат разослан «26» декабря 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Тарасова О.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Концепция модернизации образования, раскрывающая новые ценности образования, его четко выраженную личностную направленность, требует переосмысления психологических факторов, оказывающих влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов. Возникает насущная потребность изучения влияния образовательного процесса, характера образовательной среды высшего профессионального учреждения на психические новообразования обучающихся, их личностное развитие на разных этапах обучения, движущих силах развития. Данная потребность обусловлена и необходимостью в валидизации знаний, накопленных возрастной и педагогической психологией в соответствии с современной социокультурной ситуацией.

Проблеме развития личности на этапе обучения в вузе посвящены фундаментальные и прикладные исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Вербицкой, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.И. Исаева, И.Б. Котовой, Л.С. Подымова, Б.А. Сосновского, Н.Ф. Талызиной, А.С. Чернышева и др. В исследованиях этих ученых отмечено, что студенчество как особая социальная возрастная категория характеризуется интенсивным личностным развитием. Проблемой исследования детерминирующих факторов профессионального становления, определения роли и места индивидуально - личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста занимались такие ученые как Л. И. Анциферова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, Л.М. Митина, В.А. Сонин, Ю.П. Поваренков, Н.А. Подымов, В.Д. Шадриков и др.

Однако работы этих и других исследователей, отражая отдельные стороны личностного и профессионального развития субъекта, не затрагивали проблему внутриличностных конфликтов в аспекте движущей силы профессионального становления. Вместе с тем, данное направление многими авторами, предпринимающими попытки разработать методологию внутриличностных конфликтов, способов их преодоления (К.А. Абульханова-Славская, А.Я. Анцупов, Л.И. Анциферова, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, О.В. Кузьменкова и др.), признается весьма перспективным.

Поиск наиболее эффективных, конструктивных путей предупреждения и преодоления внутриличностных конфликтов на этапе профессиональной подготовки актуализирует необходимость обращения к гендерным характеристикам данных противоречий. Социокультурные противоречия, неопределенность социальной ситуации, вариативность социальных ролей актуализировали кризис (социальной, полоролевой) идентичности, прежде всего, молодежи.

По мнению ряда исследователей (А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.С. Клецина С.А. Рахманкулова и др.), социокультурное понимание индивидом своей гендерной роли накладывает определенный отпечаток на выбор способов самореализации личности, на его образ жизнедеятельности в целом. Ответ на вопрос, влияет ли принятие своей маскулинности и феминности на специфику внутриличностных конфликтов, динамику протекания противоречий в процессе профессиональной подготовки, важен для определения стратегии психологического сопровождения профессионального становления специалиста, конструктивного разрешения обозначенных противоречий.

Анализ литературы показал, что проблема гендерных особенностей внутриличностных конфликтов практически не разработана. Важность данной проблемы и недостаточная ее изученность определили выбор темы исследования.

Противоречие между потребностями психолого-педагогической практики, теоретической и практической значимостью и недостаточной разработанностью вопросов гендерных особенностей внутриличностных конфликтов, возникающих в процессе обучения студентов, определило проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы гендерные особенности внутриличностных конфликтов, актуализирующихся у студентов на этапах вузовского обучения? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – внутриличностные конфликты в студенческом возрасте.

Предмет исследования – гендерные особенности внутриличностных конфликтов, актуализированных в процессе обучения в вузе.

Гипотеза исследования основана на предположениях о том, что

  • по критерию согласованности биологического пола и полоролевых характеристик могут быть выделены различные типы гендерной идентичности, в процессе обучения в вузе может наблюдаться динамика гендерной идентичности;

  • на этапах обучения в вузе, значимых с точки зрения профессионального становления, у студентов с различными гендерными особенностями актуализируются специфичные внутриличностные конфликты;

  • предупреждение и конструктивное преодоление внутриличностных конфликтов студентами с учетом их гендерных особенностей будут эффективными при условии как опосредованного и косвенного характера коррекционной и профилактической работы, так и прямого личностно-ориентированного.

Задачи исследования имеют теоретико-методический характер.

К теоретическим относятся следующие:

1. Рассмотреть и проанализировать различные подходы к проблеме гендера в отечественной и зарубежной психологии.

2. Осуществить анализ отечественных и зарубежных исследователей проблемы внутриличностных конфликтов как движущей силы личностного и профессионального развития в студенческом возрасте.

Методические:

1. Сформировать и обосновать выбор методов и методик исследования внутриличностных конфликтов и компонентов гендерной идентичности.

Эмпирические:

1. Выявить особенности внутриличностных конфликтов и их влияние на мотивацию обучения у студентов с различной гендерной идентичностью.

2. Разработать методические рекомендации по организации предупредительных мероприятий и проведению личностного тренинга, направленных на преодоление внутриличностных конфликтов с учетом специфики гендерной идентичности в условиях вузовского обучения.

Методологическую основу исследования составили:

  • принцип детерминизма, предполагающий, что процесс развития является преломлением внешних воздействий на человека через его внутренние условия (С.Л. Рубинштейн);

  • системный подход в изучении деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.Г. Юдин и др.);

  • деятельностный подход, предполагающий изучение процессов развития личности с позиций сущностных характеристик и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, В.Д. Шадриков и др.);

  • основные теоретические концепции психических состояний и их исследования в процессе профессионального становления (В.С. Агапов, В.Г. Безносов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов, И.А. Хоменко);

  • принцип активности личности в жизнедеятельности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский и др.).

Теоретической основой диссертации послужили работы ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам, раскрывающие следующие современные концепции:

  • социально-психологический подход к изучению гендера (Т.В. Бендас, В.В. Знаков, И.С. Клёцина, В.А. Лабунская и др.);

  • принцип развития через разрешение противоречий (К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина, Л.И. Анциферова, Г.С. Костюк, и др.);

  • подходы к разработке методологии внутриличностных конфликтов, способов их преодоления (К.А. Абульханова-Славская, А.Я. Анцупов, Л.И. Анциферова, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, О.В. Кузьменкова и др.).

В качестве методов исследования применялись:

1) теоретические – теоретико-методологический анализ, обобщение, интерпретация научной литературы по теме исследования;

2) эмпирические – наблюдение; экспертная оценка; индивидуальная беседа; анкетирование; тестирование (методики диагностики: опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – феминности человека; методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»; «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман в адаптации В.В. Бойко); тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А. Будасси); методика «Личностный дифференциал»; методика «Малый тест М. Люшера»; методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А.А. Реаном и В.А. Якуниным; опросник «САН»; «Личностный профессиональный план» Л.Б. Шнейдер.

3) математические – методы математической и статистической обработки с применением пакета «EXCEL» и программы SPSS ver. 13.0.

Эмпирическая база исследования. В исследовании, проводившемся на базе ГОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск), приняли участие 90 студентов в возрасте от 17 до 23 лет.

Исследование осуществлялось в три этапа и длилось с 2005 по 2009 гг.

На первом этапе (2005 – 2006 гг.) выполнялось исследование поискового характера, включающее в себя изучение, анализ и обобщение философской, социально-педагогической и психологической литературы по проблемам гендера и внутриличностных конфликтов. Обосновывалась тема, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования, определялась экспериментальная база.

На втором этапе (2006 – 2008 гг.) планировалось и организовывалось пилотажное диагностическое исследование внутриличностных конфликтов на разных этапах профессионального становления будущих специалистов с использованием специально подобранного диагностического комплекса. По результатам диагностического исследования с применением методов математической и статистической обработки в программе SPSS ver. 13.0 был установлен характер влияния гендерной идентичности на типы внутриличностных конфликтов.

На третьем этапе (2008 – 2009 гг.) формулировались выводы, оформлялся текст рукописи диссертации, определялись перспективы дальнейших исследований. Разрабатывались программа и рекомендации по работе с внутриличностными конфликтами у студентов с различной гендерной идентичностью.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Гендерная идентичность – это процесс и результат интеграции биологического пола человека и специфического набора культурных характеристик, определяющих нормы поведения и позиции, ассоциирующиеся в обществе как мужские и женские; это категоризация индивидом себя как представителя мужской, женской или андрогинной группы, усвоение и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, позиций, репрезентаций.

2. По критерию согласованности биологического (фактического) пола и полоролевых характеристик выделено шесть типов гендерной идентичности:

- тип М характеризуется согласованностью мужского биологического пола и маскулинных полоролевых черт;

- тип МЖ характеризуется принадлежностью к мужскому биологическому полу и выраженностью феминных полоролевых черт;

- тип МА характеризуется принадлежностью к мужскому биологическому полу и выраженностью андрогинных полоролевых черт;

- тип Ж характеризуется согласованностью женского биологического пола и феминных полоролевых черт;

- тип ЖМ характеризуется принадлежностью к женскому биологическому полу и выраженностью маскулинных полоролевых качеств;

- тип ЖА характеризуется принадлежностью к женскому биологическому полу и выраженностью андрогинных полоролевых качеств.

3. У студентов с различными гендерными особенностями актуализируются специфичные внутриличностные конфликты:

- внутриличностный конфликт нереализованного желания выражается в том, что у респондентов, имеющих в структуре гендерной идентичности маскулинные и андрогинные полоролевые характеристики и особенности поведения вне зависимости от биологического пола, конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (между «хочу» и «могу») разворачивается в сфере «материальная обеспеченность», «интересная работа», «познание». У респондентов, имеющих в структуре гендерной идентичности феминные полоролевые характеристики и поведенческие паттерны, также вне зависимости от биологического пола конфликт нереализованного желания актуален в сферах «любовь, физическая и духовная близость с любимым человеком», «уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от противоречий и сомнений»;

- ролевой и нравственный внутриличностные конфликты выражающиеся в том, что у респондентов с согласованным типом идентичности, то есть при совпадении биологического (фактического) пола и полоролевых характеристик ведущие ролевые конфликты, в большей мере связаны с реализацией социальных ролей. У юношей с феминными полоролевыми характеристиками и девушек с маскулинными полоролевыми характеристиками ведущие ролевые конфликты разворачиваются в плоскости гендерной идентичности и гендерных ролей;

- внутриличностный мотивационный конфликт зависит от специфики гендерной идентичности: чем более рассогласованными являются её компоненты (биологический пол и полоролевые характеристики), тем более фрустрированными являются основные социальные потребности;

- внутриличностный адаптационный конфликт и конфликт неадекватной самооценки имеет динамические характеристики на разных этапах профессионального становления студентов.

4. Мотивы учебной деятельности качественно согласуются с видами и содержательной спецификой внутриличностных конфликтов, имеются отличия в доминировании мотивов учебной деятельности между респондентами с различными гендерными особенностями.

5. Формы работы по предупреждению и конструктивному преодолению внутриличностных конфликтов с учетом гендерных особенностей должны носить как прямой (тренинговая работа), так и опосредованный, косвенный характер (семинары-практикумы, лектории, акции, встроенные в контекст традиционных мероприятий).

Научная новизна исследования. Определена типология внутриличностного конфликта, в большей мере отражающая особенности противоречий, возникающих в студенческом возрасте. Обоснована необходимость комплексного подхода к анализу гендерной идентичности через согласованность её ключевых компонентов (биологический пол и полоролевые характеристики). Выделены типы гендерной идентичности по критерию согласованности биологического пола и полоролевых характеристик. В ходе экспериментального исследования установлено доминирование различных видов внутриличностных конфликтов в зависимости от типа гендерной идентичности; влияние внутриличностных конфликтов на мотивы обучения в вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержательно расширено представление о видах противоречий, возникающих в процессе обучения в вузе, систематизировано представление о структуре, функциях и типах внутриличностных конфликтов, выявлены психологические, педагогические и социальные факторы, оказывающие влияние на внутриличностный конфликт, уточнены факторы, устанавливающие конструктивную роль внутриличностных конфликтов в развитии личности студента.

Установлена взаимосвязь внутриличностных конфликтов со спецификой гендерной идентичности и мотивацией обучения на разных этапах профессиональной подготовки будущих специалистов. Обоснован подход к построению программ конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов с учетом гендерной идентичности студента. Полученные результаты создают предпосылки для дальнейшего изучения гендерных особенностей внутриличностных конфликтов в процессе вузовского обучения.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные в процессе экспериментального исследования виды внутриличностных конфликтов, специфичные для разных типов гендерной идентичности, могут быть основой для разработки дифференцированных программ психологической поддержки личности и развития мотивации обучения студентов. Полученные данные использовались в педагогическом процессе при разработке курсов по дифференциальной, гендерной, возрастной и социальной психологии. Полученные статистические данные используются для дальнейшего расширения исследований по представленной проблеме. Разработаны и апробированы подходы к работе по предупреждению и преодолению внутриличностных конфликтов у студентов с различными типами идентичности. Разработанные методические рекомендации по организации и проведению личностного тренинга, направленного на преодоление внутриличностных конфликтов с учетом специфики гендерной идентичности, можно интегрировать в различные виды учебно-воспитательной деятельности студентов и преподавателей.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечена теоретической и методологической обоснованностью его целей и задач; использованием комплекса теоретических и практических методов, адекватных задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научного поиска.

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, обсуждались на заседаниях аспирантского семинара и кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»; на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции «Современное образование: интеграция науки и практики» (Невинномысск, 2007); на международной научно-практической конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России» (Ставрополь, 2007); на международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2008).

По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, в том числе 2 в изданиях, из перечня ВАК Министерства образования и науки РФ. Общий объем публикаций составляет более 5 печатных листов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 200 источников и 4 приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда»

    Документ
    Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида, Республика Хакасия, город Абакан.
  2. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  3. Прокопович е. А

    Документ
    А. МИХАЛЬЧЕНКО ТАМАРА ИВАНОВНА ЛЕТАЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕЩЕРЯКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЫМБЕКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА НИКОЛАЕВ ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ КОВАЛЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЧЕННИКОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЕРЕМЕЕВ ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ СОЛОВЬЕВА
  4. Хвастовичский район

    Документ
    представление материалов организации внеклассной работы по предмету, методических разработок, результаты освоения обучающимися образовательных программ
  5. Общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели на 2009-2012 годы для Московского городского суда, Московского и Третьего окружных военных судов

    Документ
    Общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели на 2009–2012 годы для Московского городского суда, Московского и Третьего окружных военных судов.

Другие похожие документы..