Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
6. Сравнительный анализ показателей работы предприятий малого бизнеса с учетом микропредприятий города Иркутска с городами – членами Ассоциации Сибир...полностью>>
'Конкурс'
Работы по ИЗО оформляются в паспарту, к ним прилагается следующая информация: Ф.И. участника, класс, школа (или название иного образовательного учрежд...полностью>>
'Документ'
Тема1.Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации1.1 Сущность качества1.2 Характе...полностью>>
'Закон'
Галузеву Угоду на 2011–2015 роки (далі – Угода) між Міністерством освіти і науки, молоді та спорту України – центральним органом виконавчої влади та ...полностью>>

Рабочая учебная программа по медицинской информатике и автоматизированным системам управления здравоохранением для специальности 060105. 65 стоматология

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Утверждаю

проректор по учебной работе

доцент Ю. А.Филимонов

« » ___________ 200_

Согласовано

декан стоматологического факультета

доцент Н.И. Ивенский

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по медицинской информатике и

автоматизированным системам управления

здравоохранением

для специальности 060105.65 - стоматология

Всего часов - 27

В том числе:

Лекций - 2

Практических занятий – 16 часов

Самостоятельных занятий - 9 часов

Отчетность: зачет, 7 семестр

г. Ставрополь, 200_

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения

« » ____________ 200_ года, протокол № __

Зав. кафедрой доцент Л.Л.Максименко

Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией

« » ____________ 200_ года

Председатель ЦМК профессор М.Водолацкий

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Медицинская информатика является естественнонаучной и математической дисциплиной и предназначена для решения задач по получению, передаче, обработке, хранению, распространению и представлению информации в медицине и здравоохранении.

Медицинская информатика предоставляет сведения о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению, о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований, компьютеризации управления в системе здравоохранения, компьютерных приложениях для решения задач медицины и здравоохранения, средствах информационной поддержки врачебных решений, автоматизированных медико-технологических системах.

Дисциплина изучается в объёме 27 часов с чтением лекций (2 часа), практических занятий (16 часов) и самостоятельных занятий (9 часов).

Лекции читаются ассистентом кафедры кандидатом физико-математических наук. На лекциях применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийные презентации, демонстрационные программы).

Практические занятия проводятся в специализированном компьютерном классе, включающем необходимое аппаратное и программное обеспечение. Часть занятий проводится на базах лечебно-профилактических учреждений. Количество студентов в группе составляет 12-15 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя выполняют поставленные перед ними практические задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. В конце занятия проводится выходное тестирование (собеседование).

Самостоятельная работа студентов во вне учебное время позволяет им более качественно подготовиться к каждому практическому занятию. Студенты получают домашнее задание, рассчитанное на приобретение теоретических знаний. Результаты выполнения самостоятельной работы анализируются на очередном занятии. Задания для самостоятельной работы подготовлены преподавателями, хранятся на кафедре и выдаются студентам перед занятиями.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. Все материалы представлены в печатном и электронном варианте.

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является такие вопросы, как основы общей информатики, организация работы ЛПУ, статистическая обработка медицинских данных, правовые и экономические вопросы информатизации здравоохранения, автоматизированные рабочие места врачей различных специальностей, что отражено в совместных протоколах согласования.

Ряд студентов активно участвуют в студенческом научном кружке, принимают участие в студенческих научных конференциях, посещают факультативные и элективные занятия. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через интернатуру и ординатуру.

Кафедра прилагает значительные усилия по воспитанию у студентов активной жизненной позиции, обеспечивающей защиту прав пациента, личную ответственность и заинтересованность в результатах лечебно-профилактических мероприятий, профессионализм, работоспособность и требовательность к себе. Использование в учебном процессе на старших курсах деловых игр, ситуационных задач, групповых конференций также помогает успешно проводить воспитательную работу. Умение высказывать, аргументировать личное мнение об излагаемых фактах, неразрывно связано с воспитательным воздействием на сферу личностных взаимоотношений, эмоций, поведения будущих специалистов и способствует их самовоспитанию. Еще находясь на студенческой скамье, будущие врачи должны усвоить, что проявление доброжелательного отношения к больному – важный элемент лечебного воздействия, поэтому без него немыслим профессионализм медицинского работника.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста, обладающего знаниями и умениями, позволяющими использовать компьютерные приложения, средства информационной поддержки врачебных решений, автоматизированные медико-технологические системы для решения задач медицины и здравоохранения.

ЗНАТЬ:

  • современные компьютерные технологии в приложении к решению задач медицины и здравоохранения;

  • методологические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;

  • структуру медицинских диагностических и лечебных знаний, основные модели формирования решений в здравоохранении;

  • виды, структуру, характеристики медицинских информационных систем; принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных компьютерных технологий.

УМЕТЬ:

  • использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности;

  • разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки решений врача-стоматолога;

  • использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценить их эффективность;

  • проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств ЭВМ;

  • пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ: навыками пользования персональными компьютерами на уровне пользователей.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • об истории компьютеризации отечественного и зарубежного здравоохранения; государственной политике РФ в области внедрения информационных технологий в медицину и здравоохранение;

  • компьютерных коммуникациях в медицине;

  • состоянии и перспективах развития отечественной телемедицины.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  • способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности;

  • готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами;

  • способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

  • способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

  • способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

  • способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности;

  • готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений;

  • готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

  • готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

  • способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики. Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией;

  • способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению;

  • способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии;

  • способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления заболеваний на ранних стадиях при типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Тема 1. Концепция информатизации здравоохранения.

История компьютеризации отечественного здравоохранения. Наиболее важные события в развитии информационных технологий в медицине. Современное состояние науки – медицинская информатика. Основы автоматизации управления здравоохранением. Информатизация здравоохранения в России и её приоритеты. Основные законодательные и нормативные акты информатизации здравоохранения.

Тема 2. Типовые задачи информатизации медицинского технологического процесса

Универсальное аппаратное обеспечение автоматизированного рабочего места сотрудника ЛПУ: внутренние, внешние, коммуникационные устройства. Универсальное программное обеспечение автоматизированного рабочего места сотрудника ЛПУ. Стандартный набор компьютерных приложений для решения задач медицины и здравоохранения. Основные принципы работы в операционной системе Windows.

Прикладной уровень программного обеспечения. Многофункциональный текстовый процессор Microsoft Word. Базовые средства обработки текстовой информации. Создание комплексных текстовых документов. Технология иллюстрирования текстовых документов. Подготовки медицинских текстовых документов: историй болезни, справок, служебных записок, отчетов, статей и т.д.

РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

Тема 3. Медицинские информационные системы.

Определение информационной системы. Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки информационных систем в здравоохранении. Классификации медицинских информационных систем.

Информационная поддержка функционирования лечебного учреждения и автоматизация документооборота; планирование ресурсов и менеджмент клинической организации; мониторинг лечебно-диагностического процесса; лабораторно-диагностические функции; поддержка принятия решений - экспертная оценка и контроль качества процесса лечения.

Организационное и правовое обеспечение медицинских информационных систем. Безопасность информационных систем.

Тема 4. Автоматизированные системы управления лечебно - профилактическим учреждением.

Определение автоматизированной системы управления (АСУ). Автоматизация управления ЛПУ и здравоохранением в целом - высший уровень внедрения современных информационных технологий в медицинскую деятельность. Цель создания автоматизированных систем управления лечебно-профилактическим учреждением. Уровни, компоненты, функции автоматизированной системы управления. Требования, предъявляемые к автоматизированной системе управления.

Концепция локальной обработки информации. Структурная единица автоматизированной системы управления - автоматизированное рабочее место сотрудника. Этапы разработки автоматизированной системы управления.

РАЗДЕЛ 3. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ВРАЧА

Тема 5. Организация автоматизированного рабочего места врача

Определение автоматизированного рабочего места (АРМ) врача. Автоматизация рабочего место как путь улучшения качества лечебно-диагностической помощи. Технология врачебной деятельности в условиях информатизации и компьютеризации. Принципы и методы применения ЭВМ для различных врачебных специальностей.

Общие представления об устройстве автоматизированного рабочего места врача. Аппаратные и программные средства автоматизированного рабочего места врача. Виды специального медицинского программного обеспечения. Принципа создания АРМ. Требования, предъявляемые к АРМ. Вопросы выбора технических и программных средств, наиболее полно отвечающих потребностям работника.

Автоматизированные рабочие места сотрудников лечебно-профилактических учреждений: АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т.д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей медицинской сестры, постовой сестры и т.д.

Тема 6. Автоматизированное рабочее место врача: аппаратное обеспечение. Медицинские приборно-компьютерные системы.

Общие представления о медицинских приборно-компьютерных системах (МПКС). История создания и применения МПКС в отечественном и зарубежном здравоохранении. Направления интеграции прибора и компьютера. Функции компьютера в МПКС. Классификация МПКС.

МПКС для функциональной диагностики. Показатели, изучаемые в рамках функциональной диагностики. Состав МПКС функциональной диагностики. Основные этапы компьютеризированного функционального исследования. Методы математического описания физиологических процессов. Модели физиологических систем, используемых для оценки управления функциональным состоянием организма. МПКС для лучевой диагностики. Виды компьютерных операций над изображением. Мониторные системы. Виды мониторных систем. Задачи мониторных систем. Параметры, наиболее часто используемые при мониторинге. МПКС для управления лечебным процессом: системы интенсивной терапии; системы биологической обратной связи.

Перспективы развития МПКС. Направления развития МПКС.

Тема 7. Автоматизированное рабочее место врача: программное обеспечение. Системы управления базами данных.

Базы данных как средство для сбора, накопления, хранения и использования информации. Виды медицинских баз данных. Особенности медицинских баз данных. Базы электронных медицинских карт стационарных и амбулаторных больных, архивы результатов различных исследований, электронные системы учета лекарственных препаратов.

Использование вычислительной техники для обработки медицинской документации. Создание централизованной базы данных пациентов. Объединение электронных записей о больных с архивами медицинских изображений, результатами работы автоматизированных лабораторий и следящих систем, наличие современных средств обмена информацией (электронной почты, Интернета, видеоконференций).

Проблемы, возникающие при создании электронной базы данных ЛПУ и пути их решения.

Тема 8. Автоматизированное рабочее место врача: программное обеспечение. Специализированные медицинские прикладные программы

Состав программного обеспечения автоматизированного рабочего места врача. Принцип работы и назначение баз данных.

Экспертные системы. Определение. Предназначение. Основные понятия. Область применения. Вероятностные системы и экспертные системы. Основные блоки экспертных систем. Понятие об искусственном интеллекте. Исторический обзор. Современное состояние проблемы. Информационная поддержка выбора лечебных воздействий с использованием экспертных систем.

Информационно-справочные медицинские системы. Определение. Предназначение. Отличие от экспертных систем. Виды информационно-справочных систем. Виды поиска в информационно-справочных системах. Требования к информационно-справочным системам. Роль информационно-справочных систем в деятельности АСУ и АРМ специалистов.

Обучающие программы. Определение. Задачи. Область применения. Средства тестовой проверки знаний, симуляторы клинических ситуаций. Роль обучающих программ в вузовском и последипломном образовании. Дистанционное обучение.

Тема 9. Особенности и общие принципы статистического анализа биомедицинских данных.

Особенности анализа биомедицинских данных. Статистические термины и показатели, используемые для представления результатов исследования. Статистические показатели в медицине и их сравнение.

Программные средства обработки и анализа медицинских данных. Этапы анализа данных с использованием статистического пакета. Пакеты обработки данных: специализированные, универсальные, профессиональные. Электронные таблицы. Принципы и технология обработки числовой информации при помощи Microsoft Excel. Вопросы выбора оптимальной программы для обработки данных.

РАЗДЕЛ 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В МЕДИЦИНЕ

Тема 10. Медицинские ресурсы глобальной сети Internet

Общие представления о компьютерных сетях. Определение понятия компьютерная сеть. Виды компьютерных сетей: локальные, региональные глобальные. Виды и роль сетей в АСУ ЛПУ и здравоохранении в целом.

Глобальная компьютерная сеть Internet. История развития. Некоторые принципы устройства и функционирования. Клиентское аппаратное и программное обеспечение. Сервисы Internet. Работа с электронной почтой. Логин, пароль, прикрепленный файл. Электронная почта как современное средство коммуникации. Средства информационного поиска в Internet: поисковые машины; каталоги. Универсальные и специализированные медицинские поисковые системы. Медицинские ресурсы lnternet: медицинские базы данных, сайты медицинских и медико-образовательных учреждений. Особенности поиска медицинской информации. Роль сети Internet в образовательном процессе и научной деятельности студентов.

Тема 11. Телемедицина

Телемедицина: сущность понятия; история развития. Основные направления телемедицины. Технологии современной телемедицины: телеконсультации, видеоконференции, дистанционное образование.

Понятие о телемедицинских центрах. Направления деятельности и оказываемые услуги. Наиболее известные российские и зарубежные телемедицинские центры.

Телемедицинские системы динамического наблюдения, ургентная телемедицина, телехирургия и дистанционное обследование, военная телемедицина, космическая телемедицина.

Интернет-консультации и Дискуссионные форумы. Перспективы развития отечественной телемедицины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  3. Областная программа по оказанию содействия добровольному переселению в костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 2012 годы (1)

    Программа
    2.1.5. Определение объема затрат, связанных с приемом переселенцев (участников Программы), в том числе затрат, связанных с их первичным обустройством 58
  4. Областная программа по оказанию содействия добровольному переселению в костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 2012 годы (2)

    Программа
    2.1.5. Определение объема затрат, связанных с приемом переселенцев (участников Программы), в том числе затрат, связанных с их первичным обустройством 58
  5. Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний,

    Учебное пособие
    Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : [для пед. спец. высш. и сред. учеб. заведений] / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М.

Другие похожие документы..