Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кишинёв 13 Брижатюк Ольга Ивановна Проектная деятельность учащихся как способ развития коммуникативной компетенции учащихся Теоретический лицей им. Н...полностью>>
'Документ'
Зб.: Актуальні проблеми філології та перекладознавства. Матеріали Всеукраїнської наукової конференції 12-13 травня 2005 р. – Хмельницький, 2005р. - С...полностью>>
'Документ'
Существующая система статистической отчетности медицинских организаций нуждается в совершенствовании, в частности должна быть дополнена новыми показа...полностью>>
'Документ'
В своей работе я затрагиваю вопросы изучения кельтской мифологии, ее связь с мифологиями различных народов. Миф о Гипербореи давно будоражит умы учен...полностью>>

Ж. Т. Тощенко Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России по социологии и социальной антропологии в качестве учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ

Под редакцией

члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением университетов

России по социологии и социальной антропологии в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Социология» и «Политология»

УДК 316.74:32(075.8)

ББК 60.561.3я73

П50

Рецензенты:

кафедра социологии Академии труда и социальных отношений

(зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Ю.Е. Волков);

член-корреспондент РАН В.Н. Иванов

(зам. директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред.

П50 чл.- корр. РАН Ж.Т. Тощенко.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.  495с.

ISBN 5-238-00460-5

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому сознанию и поведению людей в макро-, мезо- и микросреде, то есть в конкретной исторической ситуации. Через человека, его мировоззрение дается анализ функционирования институтов власти — государства, общественных объединений, партий, а также общественного сознания и деятельности наций и этнических групп, молодежи и армии. Уделено внимание механизму властных отношений — бюрократии, лоббизму, оппозиции, общественному мнению, электоральному поведению.

Для студентов и аспирантов вузов, преподавателей гуманитарных дисциплин, а также читателей, интересующихся политической жизнью общества.

ББК 60.561.3я73

ISBN 5-238-00460-5 © Коллектив авторов, 2002

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Выходу в свет предлагаемого вниманию читателей учебника «Политическая социология» предшествовали два издания: курс лекций (1993) и учебник «Основы политической социологии» (1998). Оба издания были подготовлены коллективом социологов, философов и политологов, занимающихся анализом различных проблем политической жизни России и зарубежных стран.

За прошедшее время принципиальные положения обоих изданий по рассматриваемым проблемам были апробированы в научных публикациях, в журнале «Социологические исследования», на научных конференциях и семинарах. Более четкому определению предмета и структуры политической социологии способствовали совместные обсуждения с политологами, которые были заняты тем же: более строгим определением сущности своей науки, тенденций и проблем ее развития.

В процессе исследований, изучения практического опыта авторы сформулировали современное представление и понимание политических процессов. В настоящем учебнике предмет политической социологии представлен с позиций более четкого определения ее места и роли в структуре социологического знания, дана характеристика научных направлений, анализирующих проблемы политики, политической жизни и властных отношений. Рассмотрен генезис идей политической социологии, проведен исторический анализ путей ее формирования, взаимодействия с другими политическими науками. Для понимания богатства возможностей политической социологии предложена технология получения достоверной научной информации, вкратце изложены методы исследования реальной политической жизни.

Поскольку центральным в политической социологии является вопрос о власти, по мнению авторов, основными критериями, по которым определяется специфическая сущность данной науки, являются политическое сознание и поведение людей. Данный подход практически тождествен опыту, присущему социологии вообще, исследующей проблемы общественного сознания и поведения людей, их ценностных ориентации, установок, мотивов, потребностей, интересов в условиях определенной социально-экономической и социально-политической ситуации. Подобный подход позволяет через мировоззрение и позицию человека раскрыть функционирование основных институтов власти — государства, политических партий и общественных движений. Особое место уделяется анализу политического сознания и поведения таких социальных образований, как нация и этнические группы, такой социальной группы, как молодежь, такого социального института, как армия.

Большое внимание в учебнике уделено механизму реализации политической власти. Базируясь на знании проблем политического сознания и его организационной формы — политической идеологии, авторы рассматривают такие составные компоненты политического механизма, как бюрократия, лоббизм, парламентаризм, группы давления, электоральное поведение, деятельность политической элиты. Признавая за политической деятельностью право на предотвращение и устранение конфликтов, подробно анализируются политическая напряженность как предтеча конфликта и сами конфликты, которые стали привычными для российской реальности, а также механизмы достижения гражданского согласия.

И наконец, авторы рассматривают управленческий аспект политической жизни: прогнозирование, планирование, управление и самоуправление, в том числе местное. Особую роль приобретают политические технологии и политический прогноз, без которых трудно представить деятельность любой партии, любого политического института. Следует особо подчеркнуть, что все затронутые проблемы, и особенно проблемы управления, анализируются в тесной увязке с реальностями, с которыми сталкивается политическое управление.

При рассмотрении проблем политической социологии дается аналитический материал по результатам социологических исследований, проведенных социологическими научными центрами.

Авторы: Ж. Т. Тощенко (руководитель) — (введение, гл. 1, 3, 7, 11, 14, 23, 24); В.Э. Бойков (гл. 10); Ю.Е. Волков (гл. 4 и 5); М.К. Горшков (гл. 22); А.В. Дмитриев (гл. 21); Ф.Г. Зиятдинова (гл. 11); B.C. Комаровский (гл. 15); Г.П. Лапина (гл. 9); В.Ф. Левичева (гл. 6); И.В. Образцов, С.С. Соловьев (гл. 13); Е.В. Охотский (гл. 17 и 18); П.Д. Павленок (гл. 16); Н.В. Романовский (гл. 2); Г.М. Сергеев (гл. 9); Л.И. Сергеева (гл. 21); Э.И. Скакунов (гл. 20); А.С. Фалина (гл. 19); Г.А. Цветкова (гл. 8); В.И. Чупров (гл. 12).

В процессе работы над книгой использованы выводы и рекомендации В.Д. Виноградова, Н.А. Головина, Ю.И. Дерюгина, К.С. Гаджиева, В.Г. Гречихина, Вал. Н. Иванова, Вил. Н. Иванова, Г.С. Котанджяна, В.Т. Лисовского, А.П. Лимаренко, А.С. Панарина.

Авторы также учли в появившихся за последние годы публикациях выводы и результаты, изложенные в учебных пособиях: «Политическая социология» (Ростов-на-Дону, 2001); В.Д. Виноградов, Н.А. Головин «Политическая социология» (СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997); В.Н. Амелин «Социология политики» (М., 1992), «Политическая социология» (Под ред. В.Н. Иванова. — М., 1999).

В методических целях каждая глава завершается контрольными вопросами. Учебник завершает библиографический список по разделам.

В учебнике учтены основные требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии (март 2000 г.), хотя по ряду положений изложено авторское видение некоторых проблем.

РАЗДЕЛ I

Теоретические

основы

Объект и предмет

политической социологии

Эволюция основных идей

политической социологии:

западная традиция

Становление и развитие

политической социологии

в России

Взаимодействие человека

и власти

Место политики

в общественной жизни

Методы политической социологии

Глава 1

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Проблемами политики в настоящее время занимаются все социальные науки, так как политические аспекты присутствуют практически во всех видах деятельности людей. В лексиконе научного знания постоянно используются такие понятия, как «экономическая политика», «социальная политика», «национальная политика», «международная политика», «культурная политика» и т.д. Кроме того, слово политика выражает идеи о целенаправленных действиях со стороны определенных структур, ответственных за реализацию комплекса скоординированных мероприятий. Именно в этом смысле употребляются термины «аграрная политика», «градостроительная политика», «научно-техническая политика» и т.п. Наконец, слово политика нередко ассоциируется с понятием идеология, которое непосредственно связано с осуществлением долговременных акций, например, в области демографии, образования, воспитания, деятельности телеканала, газеты или журнала.

В данном учебнике с позиций социологической науки анализируются вопросы, относящиеся к понятиям «власть», «властные отношения», «политическое сознание», «политическое поведение», т.е. тот круг проблем, который характеризует понятие политика в узком смысле слова.

1. 1. ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Прежде всего обратимся к группе проблем, касающихся взаимодействия политики и экономики. Вопросам экономической политики, ее сути, а также анализу ее ошибок и заблуждений в отечественной литературе посвящено немало работ (труды Л. И. Абалкина, А.И. Анчишкина, Р.А Белоусова, Д.С. Львова, С.С. Шаталина и др.). В конце 1980-х — начале 1990-х годов оживленную дискуссию вызвали политэкономические воззрения Е.Т. Гайдара, Г.Х. Попова, Л.П. Пияшевой, Г.А. Явлинского. Среди современных аналитиков экономической политики следует отметить С.Ю. Глазьева, А.Н. Илларионова. Для политической социологии интерес представляет несколько иной аспект экономической политики: во-первых, выявление условий, факторов и путей сочетания политических установок и ориентации людей с их потребностями и экономической целесообразностью деятельности; во-вторых, насколько глубоко и обоснованно экономические интересы людей находят отражение в официальных документах, в деятельности государства и его структур и, наконец, как и при помощи каких программ находят выражение экономические потребности и интересы людей в жизни политических партий и общественных движений, что нашло отражение в работах В.В. Радаева, Р.В. Рывкиной, Г.Н. Соколовой.

Заметное место в ряду исследований заняло изучение социальной политики (Е.М. Бабосов, Ю.Е. Волков, Вал.Н. Иванов, Н.И. Лапин, К.И. Микульский, Г.И. Осадчая, М.Н. Руткевич, А.И. Сухарев и др.). «Социальное» в более узком смысле этого слова стало трактоваться как рядоположенное с экономическим, политическим и духовным. Заслуга этих ученых состояла в том, что в процессе дискуссий был более точно очерчен круг проблем, охватываемых понятием социальная политика. Причем переход от «общественного» к «социальному» происходил настолько сложно, что нередко социология сводилась в основном только к социальным процессам. Однако уже в 80-е годы стало очевидным, что такой подход в социологии себя не оправдывает, поскольку многие представления о социальной структуре общества просто перестали «работать» как в теории, так и в практике социологических исследований.

В общественной и научной жизни получили большое распространение исследования международной (внешней) политики, касающиеся широкого спектра геополитических проблем: взаимоотношений между государствами, региональной политики, международных союзов и т.д. В работах Г.К. Ашина, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, Д.В. Ольшанского, А.А. Кокошина, П.А. Цыганкова при всех разночтениях реальных проблем внешнеполитической жизни сформированы новые подходы к внешнеполитическим процессам, к методам и формам их изучения. Новая международная ситуация, попытки осмысления мировых процессов дали огромный импульс для выработки принципиально иных подходов в объяснении как глобальных, так и региональных проблем жизни государств, народов, международных политических объединений.

Не менее часто используется и понятие национальная политика. Взаимоотношения наций и народностей, их контакты и реальная совместная жизнь — предмет постоянного внимания многих исследователей (см. работы Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Л.Н. Вдовиченко, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, Вил.Н. Иванова, А.А. Сусокалова, В.И. Тишкова и др.). Следует отметить, что во многих работах в 60—80-е годы основной акцент делался на доказательство дружбы народов, расцвет и сближение культур и мало обращалось внимания на то, что противоречило реально складывающейся этносоциальной ситуации. Это противоречие особенно заметным стало в последние годы. Прежняя национальная политика полностью дискредитировала себя. Выработка политических рекомендаций по регулированию этой чрезвычайно сложной и тонкой области общественных отношений потребовала значительных усилий, решительного отказа от догм, поиска нетрадиционных решений. Так, процесс возникновения и урегулирования межэтнических конфликтов показал, насколько далеко прогрессировали представления о природе национального в контексте деятельности государства и всех его политических и общественных структур.

Заметной областью научных исследований стала политика в сфере культуры, образования, науки, чаще всего охватываемая понятием культурная политика. Посвященные ей исследования в основном исторического и философского плана в большинстве случаев описывали меры по осуществлению данной политики (особенностью которой всегда была насыщенность благими намерениями), а не реальное положение в духовной жизни общества. В работах Л.Н. Когана, В.М. Межуева, Л.Г. Ионина, В.И. Толстых, А.И. Шендрика и других ученых сформулированы отдельные проблемы, относящиеся к культурной политике, и описаны процессы взаимодействия властных структур и культуры в целом. Несомненно, что именно при анализе культурной политики возникла необходимость коренным образом уточнить и даже пересмотреть сложившиеся методологические подходы в трактовке ее сущности, назначения, форм и методов реализации. Надо заметить, что самым крупным недостатком сложившихся подходов было то, что в них упускался из виду анализ политики как формы существования и функционирования власти, ее институтов и пограничных структур, в той или иной мере участвующих в реализации властных полномочий. Этот провал в исследованиях, забвение опыта анализа власти в трудах отечественных XIX — начала XX вв. и зарубежных ученых привели к тому, что политические науки как таковые в СССР не развивались. Если и появлялись политологические работы, то они камуфлировались под другие научные дисциплины. Но как подобная мимикрия не облагораживала ту науку, под которую приспосабливались политологические исследования, так не способствовала становлению политических наук и форма их игнорирования. Более того, попытки придать этим наукам права гражданства заканчивались окриком, запретом, а иногда и преследованием инициаторов.

Однако объективные потребности общественного развития можно игнорировать только до определенного предела. Становление новой российской государственности в конце 1980-х — начале 1990-х годов породило бурный всплеск интереса к политологическим исследованиям. Сейчас мы встречаемся с неумеренным и не знающим ограничений увлечением такого рода исследованиями, когда в тогу политологов рядятся все, кому не лень. Оставим времени и самой науке возможность уточнить сущность поисков, их содержание и структуру. Мы же остановимся на том, что является особенным и определяющим для одной из наук, находящейся на стыке социологии и политологии, — политической социологии. Хотелось бы только напомнить, что политология, или политические науки, в своем стремлении возродить себя как самостоятельную отрасль социального знания включают в себя обширный комплекс достаточно обширных знаний — от международных и правовых до прикладных политических исследований.

В каком же соотношении политическая социология находится с названными политическими науками, с одной стороны, и с социологией — с другой?

Что касается первого аспекта — соотношения с политологией, политическими науками, то объектом исследований последних является политическая жизнь во всех ее проявлениях — от сущности и природы власти до конкретных форм ее проявления и институционального воплощения.

Исследования отечественных ученых Г.А. Белова, Г.В. Голосова, Г.Х. Шахназарова, А.В. Дмитриева, К.С. Гаджиева, А.А. Дегтярева, А.С. Панарина, В.П. Пугачева, В.Ф. Халипова и других заложили основы политологии, которая и до сих пор развивается, тесно переплетаясь с философскими и социологическими проблемами политических отношений. Это привело к тому, что различия между смежными науками казались настолько незначительными, что их нередко рассматривали как единое целое.

Дальнейшее развитие политического знания показало, что политическая социология выражает существенные аспекты изучения власти, которые оказались вне поля зрения других политических наук, а именно анализ политических процессов с позиций их восприятия и отражения в сознании и поведении людей. Такой подход сразу придал политической социологии качественную определенность: что бы ни говорили о себе различные структуры власти, как бы они ни демонстрировали величие своих программ и действий, есть лишь один важный момент, который может подтвердить или опровергнуть все эти попытки: насколько глубоко, серьезно, основательно воспринимают люди политические процессы, как они относятся к ним и насколько намерены содействовать или противостоять им.

Другой аспект этой проблемы состоит в необходимости более обстоятельно разобраться с получившим определенное распространение термином — социология политики. Он обозначает область науки, изучающей взаимосвязь политической сферы и ее институтов с другими общественными институтами, а также политическую структуру общества, общественно-политические установки и ориентации индивидов и групп, место партий в системе власти и т.д. Однако данный термин представляется не самым удачным, он таит возможность чрезмерно расширительного толкования предмета и сферы исследований. Как указано выше, он применяется к чрезвычайно широкому кругу проблем, касающихся целенаправленных действий во всех сферах общественной жизни. Иначе говоря, при такой формулировке надо исследовать не только властные отношения, но и «ресурсосберегаюшую политику», «градостроительную политику», «финансовую политику» и т.п. Такое смещение акцентов происходит потому, что на самом деле политическое регулирование в той или другой мере имеет место во всех областях жизни, в том числе в не входящих непосредственно в политическую сферу как таковую. Конечно, при определенных обстоятельствах социальные явления (проблемы медицинского обслуживания, дефицит товаров и услуг, просчеты в материальном стимулировании труда и т.д.) могут оказаться в центре политической жизни, вызвать серьезные конфликты, повлечь отставку или смену исполнительной власти и другие следствия. Тем не менее источники этих явлений и механизмы их развития связаны с функционированием социальной, а не какой-то другой политики. Однако влияние на нее в определенной мере обеспечивается и с помощью научно-технической, экономической, социальной, аграрной, демографической, национальной, культурной и других разновидностей политики.

Есть еще одно принципиальное замечание. При формулировке «социология политики» политика для исследователя (как и для любого человека) выступает как что-то внешне от него отдельное, обособленное, во что он не включен и является лишь сторонним наблюдателем. Когда же мы употребляем понятие «политическая социология», то здесь чрезвычайно важна позиция человека как личности, как члена социальной группы или социальной организации, но не по всем проблемам, а только по тем, что касаются его взаимоотношений с властью, оценок действий властных структур, отношения к тем или иным политическим акциям. Иначе говоря, политическая социология сосредоточивает внимание только на проблемах политики в узком смысле этого слова через восприятие людей ее состояния, тенденций и проблем развития, а также через их участие в политической жизни.

1.2. ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Объект политической социологии не отличается от объекта социологии в целом, который трактуется как гражданское общество. Однако в социологической литературе на этот счет имеются различные точки зрения. Многие авторы не видят разницы между объектом и предметом социологической науки. При этом социология отождествляется нередко с социальной философией, когда ее объектом является общество, закономерности и тенденции его развития (B.C. Немчинов, 1967; В.Ж. Келле, 1966; Д.И. Чесноков, 1964). Рецидивы этой точки зрения встречаются и поныне (Г.П. Давидюк, 2001).

Конечно, такой подход, затруднявший выявление качественной определенности социологии как науки, долгие годы ставил под сомнение необходимость ее конституирования, ибо в самом деле, зачем введение новой науки, если она исследует уже изучаемое другой отраслью научного знания? Подобное отождествление содержания разных наук заставляло искать выход из создавшегося положения. В 1970-е годы такой выход виделся во введении понятия прикладная социология, что, с одной стороны, позволяло признать возможность осуществления социологических исследований, а с другой — низводило эту науку до чисто утилитарных, сугубо прагматических целей, полностью отказывая в возможности теоретического осмысления действительности особыми социологическими методами.

Одна из попыток решения возникшего противоречия воплотилась в трех-, четырехуровневой концепции строения социологической теории, когда наряду с теоретической основой — историческим материализмом выделялись специальные социологические теории и конкретные исследования (М.Н. Руткевич, Г.В. Осипов). Между тем необходимо было найти ту сторону (часть) общественной жизни, которая была бы прерогативой социологии. Ведь общество является объектом изучения всех социальных и гуманитарных наук.

Например, когда общество поворачивается к нам своей экономической гранью, объектом исследования становятся экономическое развитие и экономические отношения. Но очевидно, что этим занимаются экономические науки. Особое место в их системе принадлежит экономической теории и политической экономии, нацеленным на выявление сущности объективных экономических законов, определяющих деятельность властных структур всех общественно-политических образований.

Изучение поступательного развития общества относится к компетенции исторических наук. Историки видят общество как объект своего исследования также в определенном ракурсе: как историю всего человечества, отдельных стран и народов, отдельных сфер жизни людей (социальной, бытовой, производственной и т.п.). И наконец, если общество выступает перед нами своими правовыми отношениями, то, бесспорно, это относится к компетенции юридических наук.

Общество может характеризоваться и такими гранями, как эстетические, этические, религиозные отношения, такими институтами, как семья, учебная группа, воинское подразделение, такими процессами, как национально-этнические, расовые, классовые, групповые и т.д. И каждая группа является объектом изучения для определенной науки или научного направления — этнологии, этики, эстетики, религиоведения, конфликтологии и т.д.

Что же в таком случае может быть объектом социологии? Какая грань общества изучается с помощью ее методологии и методики?

Такой объект — гражданское общество, суть которого, по Гегелю, состоит в том, чтобы интересы государства и интересы личности признать равнозначными, однопорядковыми.

Гражданское общество начало складываться при переходе человечества к буржуазно-демократическим формам государственности, когда люди получили возможность действовать как самостоятельная общественная сила, возможности которой в значительной степени зависят от уровня сознательности и творчества участников исторического процесса. Именно в этот период ценность и самоценность человека стали реальными факторами многих общественных перемен, резко повысившими влияние индивида на решение государственных проблем.

Гражданское общество возникло как оппонент государству, породив многочисленные образования (партии, общественные организации, добровольные объединения, ситуативные или постоянные гражданские инициативы и т.д.), которые оспаривают, подвергают сомнению и выдвигают альтернативные способы peшения государственных проблем.

Все сказанное позволяет утверждать, что гражданское общество как контрпартнер государства — это совокупность определенным образом организованных исторически сложившихся форм и ценностей совместной жизнедеятельности, которые созданы и функционируют на основе свободного волеизъявления и которыми люди руководствуются во всех сферах общественной жизни экономической, социальной, политической и духовной.

Поэтому логично сделать вывод: политическая жизнь гражданского общества является объектом политической социологии. Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «политология» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или электронном виде – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекции, файл с раздаточными материалами
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 Социология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 Социальная работа

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Социология», требования Государственного стандарта по дисциплине «Социология», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология безопасности основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Социология безопасности» федерального компонента цикла ДПП – цикла дисциплин предметной подготовки – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго

Другие похожие документы..