Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Определение менеджмента в сфере ФК и С Профессионально-квалификационная модель спортивного менеджера. Что должен знать, уметь спортивный менеджер, к...полностью>>
'Документ'
В книгу вошли две монографии автора. В первой из них. четко просматривается идея о том, что образ человека представляет собой динамическое образовани...полностью>>
'Лабораторная работа'
Результаты наблюдений функционирования отрасли ( Y - валовый выпуск, X1 - фондоворуженность, X2- производительность труда) приведены в таблице. Предп...полностью>>
'Документ'
Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 60-70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и у...полностью>>

О разработчике (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Специальность СПО 080110 «Банковское дело»

Учебно-методический центр Банка России

О разработчике

Федеральных государственных образовательных стандартов

и учебно-программной документации

Учебно-методический центр Банка России является структурным подразделением Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и имеет 25-летний опыт разработки учебно-программной документации и методического сопровождения образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях банковской системы. Приказом Госкомвуза РФ от 11.07.1994 № 694 и Приказом Минобразования РФ от 17.07.2001 № 2713 за Учебно-методическим центром Банка России был закреплён статус официального разработчика ГОС СПО по специальности «Банковское дело» соответственно первого и второго поколений стандартов. Более 100 учебных заведений используют в работе учебно-программную документацию, разработанную специалистами Учебно-методического центра.

Специалисты Учебно-методического центра работают в тесном сотрудничестве с представителями Федерального института развития образования (ФИРО) и преподавательскими коллективами учебных заведений Банка России. В рамках работы по созданию образовательных стандартов третьего поколения Учебно-методическим центром по согласованию с ФИРО разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты:

  • СПО по специальности 080110 «Банковское дело»;

  • НПО по профессиям:

  • 080110.01 «Агент банка»;

  • 080110.02 «Контролёр сберегательного банка».

Специалисты Учебно-методического центра – организаторы работ по созданию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) и примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей прошли обучение на семинарах ФИРО, проводимых для разработчиков образовательных стандартов третьего поколения.

Контактная информация: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 13

код города: 482-2

тел./факс: 32-16-49

E-mail:

Руководство: Директор Буланов Валентин Владимирович

тел.: 34-57-29, 33-25-30, 32-16-49

Заместитель директора по учебно-методической работе

Савельева Ирина Валентиновна

тел.: 33-25-38, 32-16-49, 32-03-47

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080110 «Банковское дело» предполагает освоение обучающимися основных профессиональных образовательных программ (ОПОП):

  • базовой подготовки (срок обучения на базе среднего (полного) общего образования 1 г. 10 мес.);

  • углублённой подготовки (срок обучения на базе среднего (полного) общего образования 2 г. 10 мес.)

с присвоением квалификации «специалист банковского дела».

Специалистами Учебно-методического центра Банка России при участии преподавателей банковских школ (колледжей) Банка России разработан комплект программ по ряду учебных дисциплин и по всем профессиональным модулям ОПОП базовой и углублённой подготовки. Аннотации к программам приведены далее.

Часть программ дисциплин, инвариантных для всех специальностей экономической группы, разрабатывают иные учебно-методические и образовательные учреждения.

Необходимо иметь в виду, что ОПОП углублённой подготовки основывается на ОПОП базовой подготовки с дополнением её учебными дисциплинами и профессиональными модулями, обеспечивающими углублённую подготовку. В колонтитуле каждой аннотации содержится указание на уровень подготовки.

Аннотации размещены согласно уровням подготовки и циклам дисциплин.

ОПОП базовой подготовки

Математический и общий естественнонаучный цикл

Элементы высшей математики

Финансовая математика

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

Документационное обеспечение управления

Финансы, денежное обращение и кредит

Организация бухгалтерского учёта в банках

Основы экономической теории

Профессиональные модули

Ведение расчётных операций

Осуществление кредитных операций

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ОПОП углублённой подготовки (включает ОПОП базовой подготовки)

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

Структура и функции Центрального банка

Банковское регулирование и надзор

Денежная и банковская статистика

Деятельность кредитно-финансовых институтов

Профессиональные модули

Выполнение операций с ценными бумагами

Осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций

Выполнение внутрибанковских операций

Дисциплина

«ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ»

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • решать системы линейных уравнений;

  • производить действия над векторами, составлять уравнения прямых и определять их взаимное расположение;

  • вычислять пределы функций;

  • дифференцировать и интегрировать функции;

  • моделировать и решать задачи линейного программирования.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные понятия линейной алгебры и аналитической геометрии;

  • основные понятия и методы математического анализа;

  • виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

40

практические и семинарские занятия

18

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

20

Самостоятельная работа над рефератом

Внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме зачёта

Содержание дисциплины

Раздел 1. Теория пределов

Тема 1.1. Предел функции. Непрерывность функции

Раздел 2. Дифференциальное и интегральное исчисление

Тема 2.1. Производная функции

Тема 2.2. Исследование функции с помощью производной

Тема 2.3. Неопределенный интеграл

Тема 2.4. Определенный интеграл

Раздел 3. Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии

Тема 3.1. Матрицы, определители

Тема 3.2. Решение систем линейных уравнений

Тема 3.3. Векторы

Тема 3.4. Уравнение прямой

Раздел 4. Линейное программирование

Тема 4.1. Общая постановка задачи линейного программирования

Тема 4.2. Решение задач линейного программирования графическим методом

Дисциплина

«ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА»

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • выполнять расчёты, связанные с начислением простых и сложных процентов;

  • корректировать финансово-экономические показатели с учётом инфляции;

  • вычислять параметры финансовой ренты;

  • рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга;

  • производить вычисления, связанные с проведением валютных операций.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • виды процентных ставок и способы начисления процентов;

  • формулы эквивалентности процентных ставок;

  • методы расчёта наращенных сумм в условиях инфляции;

  • виды потоков платежей и их основные параметры;

  • методы расчёта платежей при погашении долга;

  • показатели доходности ценных бумаг;

  • основы валютных вычислений.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

40

практические и семинарские занятия

16

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

20

Самостоятельная работа над рефератом

Внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме экзамена

Содержание дисциплины

Тема 1. Наращение и дисконтирование по простым процентным ставкам

Тема 2. Сложные проценты

Тема 3. Эквивалентность процентных ставок

Тема 4. Учёт инфляции в финансово-экономических расчётах

Тема 5. Потоки платежей. Финансовые ренты

Тема 6. Планирование погашения долга

Тема 7. Анализ доходности ценных бумаг

Тема 8. Основы валютных вычислений

Дисциплина

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;

  • обрабатывать текстовую и табличную информацию;

  • использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;

  • создавать презентации;

  • применять антивирусные средства защиты информации;

  • читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;

  • применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;

  • пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;

  • применять методы и средства защиты банковской информации.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • назначение, состав, основные характеристики компьютера;

  • основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;

  • назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;

  • технологию поиска информации в Интернет;

  • принципы защиты информации от несанкционированного доступа;

  • правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;

  • основные понятия автоматизированной обработки информации;

  • направления автоматизации банковской деятельности;

  • назначение, принципы организации и эксплуатации банковских информационных систем;

  • основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

60

практические занятия

26

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

30

Самостоятельная работа над рефератом

5

Внеаудиторная самостоятельная работа

25

Итоговая аттестация в форме зачёта

Содержание дисциплины

Раздел 1. Информационные системы и технологии в экономике

Тема 1.1. Основные понятия и определения

Тема 1.2. Техническое обеспечение информационных технологий

Тема 1.3. Программное обеспечение информационных технологий

Тема 1.4. Обеспечение безопасности информационных систем

Раздел 2. Сетевые технологии обработки информации

Тема 2.1. Информационные технологии в локальных и глобальных сетях. Корпоративные сети

Тема 2.2. Глобальная сеть Интернет. Электронная почта. Поиск информации

Раздел 3. Офисные информационные технологии

Тема 3.1. Программное обеспечение офисных информационных технологий

Тема 3.2. Обработка текстовой информации

Тема 3.3. Работа с таблицами

Тема 3.4. Деловая графика. Электронные презентации

Тема 3.5. Технологии работы с системами управления базами данных

Раздел 4. Информационные системы в экономике

Тема 4.1. Справочно-правовые информационные системы

Тема 4.2. Системы автоматизации делопроизводства и документооборота

Тема 4.3. Автоматизация бухгалтерского учёта

Тема 4.4. Технологии и системы электронной коммерции

Тема 4.5. Автоматизация банковской деятельности

Дисциплина

«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии и средства оргтехники;

  • использовать унифицированные системы документации;

  • осуществлять хранение, поиск документов;

  • использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные понятия документационного обеспечения управления;

  • основные законодательные и нормативные акты в области документационного обеспечения управления;

  • цели, задачи и принципы документационного обеспечения управления;

  • системы документационного обеспечения управления;

  • требования к составлению и оформлению различных видов документов;

  • общие правила организации работы с документами;

  • современные информационные технологии создания документов и автоматизации документооборота;

  • современные информационные технологии создания документов и автоматизации документооборота;

  • виды оргтехники и способы её использования в документационном обеспечении управления.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

40

практические и семинарские занятия

16

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

20

Самостоятельная работа над рефератом

6

Внеаудиторная самостоятельная работа

14

Итоговая аттестация в форме экзамена

Содержание дисциплины

Тема 1. Документ, его функции и свойства

Тема 2. Современные способы и средства создания документов

Тема 3. Правила оформления и составления документов

Тема 4. Системы документации

Тема 5. Организация работы с документами

Тема 6. Систематизация и хранение документов

Тема 7. Особенности работы с документированной информацией ограниченного доступа

Дисциплина

«ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

  • рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

  • анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;

  • принципы финансовой политики и финансового контроля;

  • структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

  • законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

  • основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

  • функции, формы и виды кредита;

  • структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций;

  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

  • виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

82

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

54

практические и семинарские занятия

14

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

28

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

8

Внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме экзамена

Содержание дисциплины

Раздел 1. Деньги

Тема 1.1. Деньги и денежное обращение

Тема 1.2. Денежные и валютные системы

Раздел 2. Кредит и банки

Тема 2.1. Кредит и кредитная система

Тема 2.2. Коммерческие банки

Тема 2.3. Центральный банк

Раздел 3. Финансы

Тема 3.1. Сущность финансов и структура финансовой системы

Тема 3.2. Государственные финансы

Раздел 4. Рынок ценных бумаг

Тема 4.1. Типы и виды ценных бумаг

Тема 4.2. Основы функционирования рынка ценных бумаг

Раздел 5. Эволюция денежного обращения и кредитной системы России

Тема 5.1. Становление денежной системы и эволюция денежного обращения России

Тема 5.2. Развитие кредитной системы России до 1917 г. и в советский период

Тема 5.3. Банковская реформа переходного периода и становление современной кредитной системы России

Дисциплина

«ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В БАНКАХ»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;

  • присваивать номера лицевым счетам;

  • составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • задачи и требования к ведению бухгалтерского учёта в кредитных организациях;

  • методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях;

  • принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учёта кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;

  • основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;

  • характеристику документов синтетического и аналитического учёта;

  • краткую характеристику основных элементов учётной политики кредитной организации;

  • функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

32

практические и семинарские занятия

10

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

16

Самостоятельная работа над рефератом

Внеаудиторная самостоятельная работа

16

Итоговая аттестация в форме зачёта

Содержание дисциплины

Тема 1. Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации

Тема 2. Баланс кредитной организации

Тема 3. Документация, документооборот и внутрибанковский контроль

Тема 4. Аналитический и синтетический учёт

Дисциплина

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

  • использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

  • анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

  • рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

  • задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

  • закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

36

практические и семинарские занятия

8

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

18

Самостоятельная работа над рефератом

Внеаудиторная самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация в форме экзамена

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема 1.1. Предмет и история экономической теории

Тема 1.2. Общие проблемы экономической теории

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя

Тема 2.2. Модели современного рынка

Тема 2.3. Рынки производственных ресурсов

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 3.1. Основные макроэкономические показатели

Тема 3.2. Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование

Тема 3.3. Экономическая динамика и макроэкономическая нестабильность

Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования

Тема 4.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне

Тема 4.2. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика

Тема 4.3. Социальная политика государства

Тема 4.4. Актуальные вопросы международной интеграции

Общая характеристика примерных программ

профессиональных модулей

Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО 080110 «Банковское дело» предусматривает освоение профессиональных модулей.

Базовая подготовка

1. Ведение расчётных операций.

2. Кредитование физических и юридических лиц.

3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.*

Углублённая подготовка

1–3. Профессиональные модули базовой подготовки.

4. Выполнение операций с ценными бумагами.

5. Осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций.

6. Выполнение внутрибанковских операций.

* Профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» реализуется путём освоения содержания профессиональных модулей «Ведение кассовых операций» и «Ведение операций по банковским вкладам (депозитам)», являющихся частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС НПО по профессии 080110.02 «Контролёр сберегательного банка».

Примерная программа каждого профессионального модуля имеет следующую структуру.

1. Паспорт примерной программы профессионального модуля

1.1. Область применения программы

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля

2. Результаты освоения профессионального модуля

3. Структура и примерное содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

4. Условия реализации программы профессионального модуля

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

4.2. Информационное обеспечение обучения

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Освоение каждого профессионального модуля завершается оценкой компетенций студента по системе «зачтено / не зачтено».

Профессиональный модуль

«ВЕДЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Профессиональные компетенции

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами профессиональными компетенциями:

1. Осуществлять расчётно-кассовое обслуживание клиентов.

2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчётов в национальной и иностранной валютах.

3. Осуществлять расчётное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

4. Осуществлять межбанковские расчёты.

5. Осуществлять международные расчёты по экспортно-импортным операциям.

6. Обслуживать расчётные операции с использованием различных видов платёжных карт.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Всего

315

Максимальная учебная нагрузка

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

150

Самостоятельная работа обучающегося

75

Учебная практика

18

Производственная практика

72

Реализация программы профессионального модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории «Учебный банк» с использованием специализированного программного обеспечения.

Производственная практика проводится в кредитных организациях концентрированно после освоения всех разделов профессионального модуля.

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание междисциплинарного курса «Организация безналичных расчётов».

Раздел 1. Обслуживание банковских счетов

Тема 1.1. Организация расчётно-кассового обслуживания клиентов

Тема 1.2. Формы безналичных расчётов

Тема 1.3. Обслуживание счетов бюджетов и государственных внебюджетных фондов

Раздел 2. Осуществление межбанковских расчётов

Тема 2.1. Организация межбанковских расчётов

Тема 2.2. Платёжные системы кредитных организаций

Тема 2.3. Межбанковские расчёты через подразделения расчётной сети Банка России

Раздел 3. Осуществление международных расчётов

Тема 3.1. Организация международных расчётов

Тема 3.2. Формы международных расчётов

Тема 3.3. Осуществление уполномоченными банками контроля за внешнеэкономическими операциями клиентов

Раздел 4. Осуществление расчётных операций с использованием платёжных карт

Тема 4.1. Основы функционирования карточных платёжных систем

Тема 4.2. Операции банков с платёжными картами

Профессиональный модуль

«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Профессиональные компетенции

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами профессиональными компетенциями:

1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Всего

315

Максимальная учебная нагрузка

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

150

Самостоятельная работа обучающегося

75

Учебная практика

18

Производственная практика

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка профессионального модуля «Осуществление кредитных операций» включает курсовую работу. В программе приведена примерная тематика курсовых работ (25 тем).

Реализация программы профессионального модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории «Учебный банк» с использованием специализированного программного обеспечения.

Производственная практика проводится в кредитных организациях концентрированно после освоения всех разделов профессионального модуля.

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание междисциплинарного курса «Организация кредитной работы».

Раздел 1. Основы банковского кредитования

Тема 1.1. Элементы системы кредитования

Тема 1.2. Способы обеспечения возвратности кредита

Раздел 2. Предоставление кредита

Тема 2.1. Этапы кредитного процесса. Сбор информации о потенциальном заёмщике

Тема 2.2. Порядок принятия решения о предоставлении кредита. Оформление выдачи кредита

Раздел 3. Сопровождение кредита

Тема 3.1. Кредитный мониторинг

Тема 3.2. Создание резервов на возможные потери по кредитам

Тема 3.3. Риски в кредитной деятельности банков

Раздел 4. Организация отдельных видов кредитования

Тема 4.1. Долгосрочное кредитование

Тема 4.2. Потребительское кредитование

Тема 4.3. Ипотечное кредитование

Тема 4.4. Межбанковское кредитование

Тема 4.5. Прочие виды кредитования

Дисциплина

«СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы по основным направлениям деятельности Центрального банка;

  • осуществлять поиск и анализ информации по денежно-кредитному регулированию, валютному регулированию и валютному контролю, взаимодействию Центрального банка с финансовыми органами;

  • анализировать воздействие инструментов денежно-кредитной и валютной политики Центрального банка на состояние банковской системы и финансового рынка;

  • выявлять проблемы, влияющие на эффективность выполнения Центральным банком основных задач и функций;

  • проводить сравнительный анализ организационной структуры, функций и направлений деятельности Центрального банка Российской Федерации и зарубежных центральных банков.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • правовые основы деятельности Центрального банка, его организационную структуру, основные задачи, функции и полномочия на различных этапах исторического развития;

  • порядок участия Центрального банка в разработке и реализации денежно-кредитной политики, механизм денежно-кредитного регулирования;

  • задачи и инструменты валютной политики Центрального банка, основы валютного регулирования и валютного контроля;

  • основы деятельности Центрального банка в сфере государственных финансов, его бюджетные полномочия и взаимодействие с органами финансово-бюджетной системы;

  • направления деятельности Центрального банка в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путём;

  • организационные основы деятельности зарубежных центральных (национальных) банков.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

42

практические и семинарские занятия

12

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

22

Самостоятельная работа над рефератом

8

Внеаудиторная самостоятельная работа

14

Итоговая аттестация в форме экзамена

Содержание дисциплины

Раздел 1. Статус, структура и правовые основы деятельности Центрального банка

Тема 1.1. История возникновения и роль центральных банков

Тема 1.2. Правовые основы деятельности Банка России

Тема 1.3. Цели деятельности, функции и структура Банка России

Тема 1.4. Организация деятельности и функции центральных банков развитых стран

Раздел 2. Денежно-кредитное регулирование

Тема 2.1. Цели, содержание и особенности денежно-кредитного регулирования в современных условиях

Тема 2.2. Мониторинг и регулирование ликвидности банковской системы в Банке России

Тема 2.3. Инструменты регулирования ликвидности кредитных организаций

Раздел 3. Валютная политика. Валютное регулирование и валютный контроль

Тема 3.1. Задачи, формы и инструменты валютной политики Банка России

Тема 3.2. Курсовая политика Банка России и управление резервными валютными активами

Тема 3.3. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля

Тема 3.4. Деятельность Банка России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путём

Раздел 4. Деятельность Банка России в сфере государственных финансов

Тема 4.1. Банк России как генеральный агент Правительства по обслуживанию государственного долга

Тема 4.2. Роль Банка России в процессе обслуживания счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Дисциплина

«БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • оценивать состояние действующей системы банковского надзора на основе доступных информационных источников и статистических материалов;

  • проводить сравнительный анализ отечественной и зарубежных систем банковского регулирования и надзора;

  • выполнять адаптированные практические задания по тематике различных направлений банковского надзора;

  • определять возможность применения различных методик и инструментов надзора в заданных условиях;

  • анализировать выявленные в ходе надзора нарушения со стороны кредитных организаций и осуществлять выбор мер надзорного реагирования;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • сущность, назначение и развитие системы банковского надзора в России и за рубежом;

  • нормативно-правовую базу организации банковского регулирования и надзора;

  • содержание и организацию лицензионной работы в Центральном банке, порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности;

  • направления и инструментарий дистанционного надзора;

  • цели и задачи инспекционной деятельности, правила и методики проведения инспекционных проверок;

  • методики анализа финансового состояния кредитных организаций в целях выявления проблемных банков и предупреждения их несостоятельности (банкротства);

  • систему мер надзорного реагирования.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

40

практические и семинарские занятия

16

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

20

Самостоятельная работа над рефератом

8

Внеаудиторная самостоятельная работа

12

Итоговая аттестация в форме зачёта

Содержание дисциплины

Тема 1. Цели и задачи банковского регулирования и надзора

Тема 2. Особенности государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

Тема 3. Осуществление документарного (дистанционного) надзора за деятельностью кредитных организаций

Тема 4. Инспектирование кредитных организаций

Тема 5. Организация санирования кредитных организаций

Тема 6. Порядок ликвидации кредитных организаций

Дисциплина

«ДЕНЕЖНАЯ И БАНКОВСКАЯ СТАТИСТИКА»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • использовать источники статистической информации;

  • рассчитывать на основе типовых методик статистические показатели денежной, банковской и бюджетной статистики;

  • применять статистические методы анализа показателей фондового и валютного рынков;

  • проводить статистический анализ сети сберегательных учреждений, структуры и динамики сбережений населения;

  • использовать различные статистические инструменты в целях исследования процессов в денежной и кредитно-финансовой сферах экономики;

  • строить диаграммы, графики, аналитические таблицы с использованием средств табличных редакторов;

  • определять взаимосвязь между статистическими показателями, интерпретировать полученные результаты статистических расчётов, составлять аналитические заключения и формулировать выводы.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • статистические показатели денежного обращения, методы их исчисления и анализа;

  • систему показателей банковской статистики, задачи и направления статистической деятельности Банка России;

  • систему показателей фондового рынка и качества ценных бумаг;

  • показатели состояния валютного рынка и валютного курса;

  • показатели доходов, расходов и источников финансирования государственного бюджета, показатели государственного долга;

  • систему показателей статистики сбережений населения;

  • принципы построения и компоненты платёжного баланса;

  • состав статистической отчётности кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России, систему сбора и обработки экономико-статистической информации в территориальных учреждениях Банка России.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

40

практические и семинарские занятия

16

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

20

Самостоятельная работа над рефератом

Внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме экзамена

Содержание дисциплины

Тема 1. Статистика денежного обращения

Тема 2. Банковская статистика

Тема 3. Статистика фондового рынка

Тема 4. Статистика валютного рынка

Тема 5. Статистика государственного бюджета

Тема 6. Статистика сбережений населения

Тема 7. Статистика платёжного баланса

Тема 8. Статистическая деятельность Банка России

Дисциплина

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ»

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, ориентироваться в системе законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу деятельности кредитно-финансовых институтов;

  • использовать источники информации о российской и зарубежной практике функционирования кредитно-финансовых институтов;

  • проводить сравнительный анализ деятельности различных кредитно-финансовых учреждений по функциональным признакам;

  • анализировать статистические данные о деятельности кредитно-финансовых институтов и составлять аналитические обзоры, формулировать выводы;

  • оценивать проблемы и перспективы развития рынков услуг кредитно-финансовых институтов в российской экономике.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • порядок создания, назначение, функции и операции страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных институтов;

  • цели создания, виды, специфику и направления деятельности сберегательных институтов, их роль в вопросах социальной защиты населения;

  • виды кредитных институтов, порядок создания, источники ресурсов и операции, особенности финансовых компаний как особого вида кредитных институтов;

  • организацию деятельности лизинговых и факторинговых компаний, виды и участников лизинговых и факторинговых сделок;

  • общие и специфические черты организации деятельности брокерских и дилерских компаний (фирм), порядок их создания, регистрации и аккредитации на бирже, предоставляемые услуги на рынке ценных бумаг;

  • назначение и функции клиринговых организаций, состав участников, виды клиринга, процедуры проведения взаимозачётов;

  • задачи и функции фондовой биржи, требования к деятельности, органы управления фондовой биржей, состав участников торгов, порядок допуска ценных бумаг к торгам на фондовой бирже.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

40

практические и семинарские занятия

14

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося

20

Самостоятельная работа над рефератом

8

Внеаудиторная самостоятельная работа

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Содержание дисциплины

Раздел 1. Страховые компании и негосударственные пенсионные фонды

Тема 1.1. Страховые компании

Тема 1.2. Негосударственные пенсионные фонды

Раздел 2. Инвестиционные институты

Тема 2.1. Сущность и основные принципы организации инвестиционных фондов

Тема 2.2. Паевые инвестиционные фонды

Раздел 3. Сберегательные институты. Финансовые компании и кредитные институты

Тема 3.1. Сберегательные институты

Тема 3.2. Финансовые компании и кредитные институты

Тема 3.3. Ломбарды

Раздел 4. Лизинговые и факторинговые компании

Тема 4.1. Лизинговые компании

Тема 4.2. Факторинговые компании

Раздел 5. Брокерские, дилерские компании, инфраструктурные организации рынка ценных бумаг

Тема 5.1. Брокерские и дилерские компании

Тема 5.2. Клиринговые организации

Тема 5.3. Фондовые биржи

Общая характеристика примерных программ

профессиональных модулей

Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО 080110 «Банковское дело» предусматривает освоение профессиональных модулей.

Базовая подготовка

1. Ведение расчётных операций.

2. Кредитование физических и юридических лиц.

3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.*

Углублённая подготовка

1–3. Профессиональные модули базовой подготовки.

4. Выполнение операций с ценными бумагами.

5. Осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций.

6. Выполнение внутрибанковских операций.

* Профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» реализуется путём освоения содержания профессиональных модулей «Ведение кассовых операций» и «Ведение операций по банковским вкладам (депозитам)», являющихся частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС НПО по профессии 080110.02 «Контролёр сберегательного банка».

Примерная программа каждого профессионального модуля имеет следующую структуру.

1. Паспорт примерной программы профессионального модуля

1.1. Область применения программы

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля

2. Результаты освоения профессионального модуля

3. Структура и примерное содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

4. Условия реализации программы профессионального модуля

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

4.2. Информационное обеспечение обучения

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Освоение каждого профессионального модуля завершается оценкой компетенций студента по системе «зачтено / не зачтено».

Профессиональный модуль

«ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ»

Профессиональные компетенции

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами профессиональными компетенциями:

1. Осуществлять пассивные операции с акциями, облигациями, сберегательными и депозитными сертификатами.

2. Осуществлять активные операции с акциями и долговыми обязательствами.

3. Осуществлять операции с векселями.

4. Осуществлять посреднические операции с ценными бумагами.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Всего

366

Максимальная учебная нагрузка

276

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

184

Самостоятельная работа обучающегося

92

Учебная практика

18

Производственная практика

72

Реализация программы профессионального модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории «Учебный банк» с использованием специализированного программного обеспечения.

Производственная практика проводится в кредитных организациях концентрированно после освоения всех разделов профессионального модуля.

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание междисциплинарного курса «Операции банков на рынке ценных бумаг».

Раздел 1. Осуществление эмиссионных операций с ценными бумагами

Тема 1.1. Выпуск банками эмиссионных ценных бумаг

Тема 1.2. Выпуск банками сберегательных (депозитных) сертификатов

Раздел 2. Деятельность кредитных организаций на вексельном рынке

Тема 2.1. Организация вексельного обращения

Тема 2.2. Операции банков с векселями

Раздел 3. Осуществление активных операций с ценными бумагами

Тема 3.1. Формирование банками портфеля ценных бумаг

Тема 3.2. Порядок проведения активных операций с ценными бумагами

Раздел 4. Профессиональная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг

Тема 4.1. Общие вопросы организации профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг

Тема 4.2. Осуществление кредитными организациями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Профессиональный модуль

«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ»

Профессиональные компетенции

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами профессиональными компетенциями:

1. Совершать и оформлять эмиссионно-кассовые операции.

2. Производить и оформлять межбанковские расчёты через расчётную сеть Банка России.

3. Выполнять и оформлять операции по рефинансированию кредитных организаций.

4. Выполнять и оформлять депозитные операции с кредитными организациями.

5. Осуществлять контроль за выполнением кредитными организациями резервных требований Банка России.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Всего

364

Максимальная учебная нагрузка

274

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

182

Самостоятельная работа обучающегося

92

Учебная практика

18

Производственная практика

72

Реализация программы профессионального модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории «Учебный банк» с использованием специализированного программного обеспечения.

Производственная практика проводится в кредитных организациях концентрированно после освоения всех разделов профессионального модуля.

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание междисциплинарного курса «Операции Банка России».

Раздел 1. Выполнение эмиссионных и кассовых операций

Тема 1.1. Организация и регулирование эмиссионной деятельности

Тема 1.2. Эмиссионные и кассовые операции в учреждениях Банка России

Тема 1.3. Бухгалтерский учёт эмиссионных и кассовых операций

Раздел 2. Осуществление межбанковских расчётов через расчётную сеть Банка России

Тема 2.1. Платёжная система России

Тема 2.2. Расчёты с применением авизо

Тема 2.3. Системы внутрирегиональных и межрегиональных электронных платежей

Тема 2.4. Система банковских электронных срочных платежей

Раздел 3. Выполнение операций по рефинансированию кредитных организаций

Тема 3.1. Система рефинансирования банковского сектора

Тема 3.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг

Тема 3.3. Бухгалтерский учёт операций по рефинансированию банков

Раздел 4. Выполнение Банком России депозитных операций

Тема 4.1. Депозитные операций Банка России

Тема 4.2. Бухгалтерский учёт депозитных операций Банка России

Раздел 5. Контроль за выполнением кредитными организациями резервных требований Банка России

Тема 5.1. Обязательные резервные требования

Тема 5.2. Бухгалтерский учёт операций Банка России, связанных с обязательным резервированием

Профессиональный модуль

«ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИБАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ»

Профессиональные компетенции

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами профессиональными компетенциями:

1. Вести учёт имущества кредитных организаций.

2. Осуществлять операции по учёту доходов, расходов и результатов деятельности.

3. Осуществлять операции по уплате налогов, плательщиками которых являются кредитные организации.

4. Осуществлять операции по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц.

5. Составлять бухгалтерскую отчётность.

Виды учебной работы и объём учебных часов

Вид учебной работы

Объём, ч

Всего

366

Максимальная учебная нагрузка

276

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

184

Самостоятельная работа обучающегося

92

Учебная практика

18

Производственная практика

72

Реализация программы профессионального модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории «Учебный банк» с использованием специализированного программного обеспечения.

Производственная практика проводится в кредитных организациях концентрированно после освоения всех разделов профессионального модуля.

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание междисциплинарного курса «Операции по обеспечению внутрибанковской деятельности».

Раздел 1. Оформление и бухгалтерский учёт операций с имуществом

Тема 1.1. Операции с основными средствами и нематериальными активами

Тема 1.2. Операции с материальными запасами

Раздел 2. Налогообложение кредитных организаций

Тема 2.1. Налог на имущество

Тема 2.2. Транспортный налог

Тема 2.3. Земельный налог

Тема 2.4. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Тема 2.5. Налог на добавленную стоимость

Тема 2.6. Налог на прибыль

Раздел 3. Оформление и бухгалтерский учёт финансовых результатов

Тема 3.1. Бухгалтерский учёт доходов и расходов

Тема 3.2. Бухгалтерский учёт финансового результата и использования прибыли

Раздел 4. Составление отчётности кредитных организаций

Тема 4.1. Отчётность кредитных организаций

Тема 4.2. Бухгалтерская отчётность кредитных организаций

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Разработчики Лежнева Е. М. Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Курс «Новейшая история зарубежных стран. XX век» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
  2. Разработчики: Вл. В. Сапожников, академик at рф, д-р техн наук (руководитель), В. В. Сапожников, академик at рф, д-р техн наук, Д. В, Гавзов, канд техн

    Документ
    РАЗРАБОТЧИКИ: Вл. В. Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук (руководитель), В. В. Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук, Д. В, Гавзов, канд. техн.
  3. Разработчики программы повышения квалификации: Кузьмичев В. С. д т. н., профессор модуль 1 Иванова Н. И. зав отделом нтб модуль 3

    Документ
    - историю, современную структуру и перспективы развития системы НПО/СПО в условиях перехода на ФГОС третьего поколения, основные направления государственной образовательной и информационной политики и зарубежный опыт в этой области;
  4. Разработчики программы повышения квалификации: Соловов А. В., к т. н., профессор; Меньшикова А. А., к т. н

    Документ
    Электронное дистанционное обучение (ЭДО), зародившись в конце 20-го столетия, входит в 21-й век как одна из наиболее эффективных и перспективных образовательных систем.
  5. Разработчики программы ценой 199 долл предъявляют весьма скромные требования к оборудованию: процессор Pentium с тактовой частотой 300 мгц

    Документ
    С ними можно согласиться, но стоит заметить, что для создания с помощью Vue d’Esprit высококачественного по изображению фильма, тактовую частоту процессора, на которую падает львиная доля работы по обсчету кадров, следует увеличить многократно.
  6. Разработчики программы: Директор школы Рыбалко Ирина Анатольевна Заместитель директора по увр шевцова Любовь Ивановна

    Программа
    Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 71» г. Омска «Школа направленной социализации личности школьника»

Другие похожие документы..