Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Органический закон. Это такой закон, который принимается на основании отсылочных норм Конституции. В Конституции Испании 22 отсылочные нормы и 22 орг...полностью>>
'Методические рекомендации'
Гражданское право: Учебно-методический комплекс Сост.: А.А. Тенетко, Н.А. Новокшонова. – Челябинск: Челябинский институт (филиал) ФГОУ ВПО УрАГС, 2...полностью>>
'Курсовая работа'
Данная работа посвящена анализу образа власти в массовом сознании, в особенности того, как формируется этот образ. Предполагается, что такой подход по...полностью>>
'Документ'
История России на перекрестке мнений. Материалы I Межву­зовских исторических чтений, посвященных памяти академика Б.С. Абалихина. Волгоград, 1997. С....полностью>>

Цель: 1 раскрыть глубину и своеобразие внутренней красоты Н. Ростовой; 2 развивать мыслительную деятельность учащихся; 3 воспитывать интерес к чтению, осмысленное отношение к общечеловеческим ценностям

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наташа Ростова.

( Урок литературы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир)

10 класс

Цель: 1)раскрыть глубину и своеобразие внутренней красоты Н. Ростовой; 2)развивать мыслительную деятельность учащихся;

3)воспитывать интерес к чтению, осмысленное отношение к общечеловеческим ценностям.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.» Героиня сегодняшнего урока - Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.» А талантливая писательница 60-х годов ХIХ века Цебрикова( Николаева) в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушие к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор или критик?

2.Беседа.

- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы ХIХ века?

Татьяна Ларина( «Евгений Онегин» А. С. Пушкин), тургеневские девушки и женщины, Ольга Ильинская (« Обломов» И. А. Гончаров)

-Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как эти писатели представляли её роль в обществе?

Идеал Тургенева – свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. Это можно сказать и об Ольге Ильинской.

-А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

Наташа – идеал писателя.

- Почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу?

Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

Итак, первая встреча с Наташей.

Прочтите описание её поведения, портретную характеристику.

- В чем, по-вашему, прелесть героини?

Впервые встречаемся с Наташей в день её именин, когда она «нечаянно, с нерассчитанного бега вбежала в комнату, где сидели гости. Наташе 13 лет.

(Иллюстрация художника Шмарина «Дети Ростовых»)

- Красива ли Наташа?

- В чем её обаяние?

Толстой много раз на протяжении романа подчеркивает, что она некрасива. Обаяние её в простоте, естественности. Это доказывает и вторая встреча с героиней в Отрадном.

Работа со схемой.

Наташа вся переполнена жаждой жизни. Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всём участвовать.

Ёе неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые с ней рядом. Рассмотрим её взаимоотношения с другими героями по схеме.

( Схема на доске)

В центре сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга – сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречен…Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни НО они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел её забыть, но увидел после разлуки – и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, их свяжет крепкая дружба.

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем и Пьером. Путь с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

3. Сообщения подготовленных учеников.

1) Наташа – Борис Друбецкой.

2) Наташа – брат Николай

3) Наташа – княжна Марья

4) Наташа – Андрей Болконский

5) Наташа – Пьер Безухов

(По ходу рассказа показываются иллюстрации)

4. Проверочная работа.

1) Ниже названы основные черты образа Наташи в романе. Какие из них в наибольшей мере отвечают вашим впечатлениям? Почему?

-«Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У неё, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей,- огромная душевная щедрость и чуткость…»

2) «Сущность её жизни - любовь,» - сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее в душах других людей».

3) Непосредственная сила и радость жизни, уменье не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа.

4) Наташа в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовет особым человеческим талантом – чутьём к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у неё с предельной и полной самоотдачей. Именно – не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен призыв к жизни.

5) В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

6) Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастья и горя» для всех. Её наивный эгоизм не расчетлив. Щедр и мудр.

(Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».1987

2. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с таким ответом на вопрос:

1) Образ Наташи в эпилоге не изменился. Своё отношение к Наташе в новой для неё жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа», как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном. Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимающих Наташи, и повторяла, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший её лучшими в его глазах качествами женщин.

2) Душевный строй Наташи и вся её жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества – семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы её были устремлены на то, чтобы служить мужу и семье. Она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а чем-то другим, неопределённым, но твердым, как связь её собственной души с телом. Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали друг друга. Наташа показана в её заботах и привязанности к детям и «главное, в полном духовном единстве с мужем…»

Э.Е.Зайденшнур «Война и мир» Л. Н. Толстого 1966

5. Домашнее задание.

Написать сочинение «Наташа – идеал писателя»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.
  2. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  3. М. А. Моу гимназия им. А. Л. Кекина. 2011-2012 уч г. Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области Рабочая программа

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы (Авт.
  4. А. Л. Кекина г. Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на урок

    Урок
    В этой связи основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в коммуникативной, интеллектуальной и социальной сферах.
  5. Http://www koob ru (30)

    Документ
    Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки.

Другие похожие документы..