Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Галилео-Галилей (1564-1642) — итальянский ученый, физик,  механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог и критик. Боролс...полностью>>
'Документ'
Повышение трибологической надежности техники применением ресурсосберегающих продуктов "FENOM", "OLD CHAP", "GREEN RUN", ...полностью>>
'Документ'
Все кончилось в тот же вечер, что и началось. Тогда я затрепыхался; до сих пор беспокоюсь. Ну, так вот. Джо Блох, Рей Меннинг и я сидели за своим люб...полностью>>
'Документ'
22 травня 2009 року о 12 год. у приміщенні Національної парламентської бібліотеки України (вул. Грушевського, 1) відбудуться громадські читання на те...полностью>>

Специальный доклад уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Специальный доклад

уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области

«Проблемы насилия и жестокости в отношении несовершеннолетних на территории Смоленской области».

Обязанность государства и семьи состоит в том, чтобы обеспечить достойное детство каждому ребенку путем создания условий для полноценного физического, умственного, нравственного, духовного развития в соответствии со всеми благами современной цивилизации. Не менее важно обеспечить безопасное детство, под которым подразумевается детство, свободное от насилия и жестокости как со стороны членов семьи, так и посторонних лиц, детство, в котором имеются доверительные отношения между ребенком и взрослым. Согласно ст. 19 Конвенции ООН «О правах ребенка», «Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых». Насилие – это психологическое, физическое, социальное воздействие на ребёнка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, его правам и благополучию.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей, указав, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер. Обеспечение в настоящее время законных прав и интересов несовершеннолетних, является, без преувеличения, важным условием и определяющим фактором практической реализации поставленных Президентом задач по борьбе с преступлениями против детей, а в конечном итоге и за будущее страны.

Следует отметить, что проблема жестокого обращения с детьми на территории Смоленской области не остается без внимания Администрации Смоленской области. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области. Улучшилась профилактическая работа со стороны органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, органов, социальной защиты, образования других субъектов профилактики. В 2010 году, в рамках общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой по поручению председателя Правительства РФ В.В.Путина, в нашем регионе был введен детский телефон доверия.

Тем не менее, исходя из обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребёнка в Смоленской области, можно сделать вывод, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения очень часто становятся дети. Они не могут сами противостоять насилию из-за своей физической и психической незрелости. Поэтому, несмотря на то, что приоритетным направлением для субъектов системы профилактики, правоохранительных органов является выявление и предотвращение фактов физического, психического и сексуального насилия в отношении детей, они по-прежнему регулярно становятся объектами преступлений со стороны взрослых.

Только за последние три года в отношении несовершеннолетних в области совершено свыше 2000 преступлений, из них 583 в отношении малолетних. В 2010 году в области было зарегистрировано 684 преступления, совершенных в отношении несовершеннолетних (2009 г.- 721, 2008 г.- 622), из них 205 преступлений совершено в отношении малолетних детей (2009 г.- 220, 2008 г.-158). Детей убивают, они становятся объектами сексуальных домогательств, физического насилия.

В 2010 г. по ст. 105 УК РФ «Убийство» зарегистрировано -2 преступления, совершенных в отношении несовершеннолетних (2009 г.-2, 2008-0); ст.111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»-6 (2009 г.-2, 2008 г.-3); ст.116 УК РФ «Побои» -144 (2009 г.-127, 2008 г.-111); ст.131 УК РФ «Изнасилование» совершено 14 преступлений в отношении несовершеннолетних (2009 г.-69, 2008 г.-13); ст.132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера» - 10 (2009 г.-13, 2008 г.-15); ст.134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» - 39 (за 2009 г-26, 2008 г.-19), ст.135 УК РФ «Развратные действия» - 4 (за 2009 г.-1, 2008 г.-6).

Нередко насилие в отношении несовершеннолетних заканчивается попытками суицида детей. В 2010 г. совершено 2 суицида, в 2009 г.- 4. Зарегистрировано попыток совершения самоубийств детьми и подростками в 2010 г.- 12, 2009 г.-13.

На профилактическом учете в органах внутренних дел области на 01.01.2011 г. состоят 1057 неблагополучных родителей, отрицательно влияющих на детей (аналогичный период 2010 г.-1022). Численность родителей, привлеченных к административной ответственности, за невыполнение родительских обязанностей по содержанию и по воспитанию детей не снижается: 2008 г.-2151, 2009 г.-2086, 2010 г.-2259. Ежегодно 500-600 родителей на Смоленщине лишаются родительских прав. В 2010 г. родителями по ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» совершено 48 преступлений, (2009 г.-47, 2008 г.-45). Указанное свидетельствует о недостаточном внимании к вопросам первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой, что очевидно, кроются в семье. Анализ причин преступлений в отношении несовершеннолетних показывает, что большинство из них совершается тогда, когда дети остаются без наблюдения родителей или попечителей.

Эти негативные процессы происходят на фоне снижения численности детей на территории Смоленской области, которых за последние 10 лет стало меньше на 69,3 тысячи (2001 г.- 248,3 тыс., 2011 г.-178,991тыс.).

В настоящее время СМИ активно освещается гибель усыновленных за рубежом российских детей, но при этом не следует забывать, что от нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнут ежегодно до 2,5 тысячи детей. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь и наркотики. По Смоленской области ежегодно порядка 150 несовершеннолетних находится в розыске. По оценкам специалистов, около 30 % женщин, переживших в детстве сексуальное насилие и не получивших поддержки и профессиональной помощи, вступают в беспорядочные половые связи или занимаются проституцией. У мальчиков, подвергшихся жестокому обращению, в подростковом возрасте возникают такие формы девиантного поведения как жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

Приведенные цифры и факты показывают, что состояние преступлений против несовершеннолетних в нашей области, к сожалению, не приобретает желаемой позитивной динамики.

Наибольшее количество обращений о жестокости по отношению к детям в адрес Уполномоченного по правам человека в Смоленской области поступает по случаям, произошедшим в семье – побои детей отцом или матерью, оскорбления, издевательства, оставление в опасности.

Социально - экономические преобразования, произошедшие в России, а также финансовый кризис в первую очередь сказались на состоянии семьи. Именно семья наиболее чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям. Их результаты непосредственно отражаются на уровне жизни семьи, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Основными причинами совершения преступлений против несовершеннолетних, по нашему мнению, являются:

- нестабильная экономическая ситуация и невысокий уровень жизни людей;

- нежелание асоциальных семей трудоустраиваться;

- безответственность родителей, не обеспечивающих должного контроля за поведением и времяпрепровождением своих детей;

- родительская правовая безграмотность;

- слабые рычаги воздействия на нерадивых родителей со стороны государственных и муниципальных органов;

- неисполнение юридическими и физическими лицами закона о продаже спиртных напитков и табачных изделий несовершеннолетним.

Рассматривая семью как основополагающий институт в структуре общества, следует отметить, что в регионе насчитывается значительное количество неполных, неблагополучных и малообеспеченных семей.

Из 112 тысяч семей в Смоленской области, имеющих детей, почти 7 тысяч семей состоит на учете как находящиеся в социально-опасном положении, 38 тысяч – неполные, 43 тысячи – малообеспеченные семьи, более 4 тысяч семей, в которых родители (или единственный родитель) являются безработными, более 2 тысяч семей воспитывают детей-инвалидов. На учете в органах внутренних дел области состоят 535 родителей или лиц, их замещающих, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей.

Насилие и жестокое обращение с детьми в семье носит скрытый характер. Многие думают, что если ребенок не является прямой жертвой нападения, то он не является жертвой насилия. Однако сам факт существования насилия в семье, даже не направленного на ребенка, наносит ему огромный ущерб. Часто родители полагают, что дети не понимают обстановку насилия, но статистика свидетельствует, что не менее 80-90% детей осознают ее. Дети, живущие в условиях насилия в семье, отличаются от своих сверстников повышенной тревожностью, утомляемостью, психосоматическими расстройствами, нарушениями развития. Даже если насилие в семье направлено только против одного человека, оно значительно влияет на всех членов семьи и может привести к тем же психологическим последствиям для них, что и для жертвы насилия. По статистическим данным, дети признают виновными в насилии обоих родителей, однако в целом насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины (39,2%). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми.

Такие данные говорят ещё и о том, что судьбой детей в большей степени занимаются именно мамы, что также, в свою очередь, свидетельствует о том, что институт семьи находится в глубоком кризисе.

В ряде регионов созданы кризисные центры для оказания помощи в случаях семейного насилия. Этот опыт может быть взят на вооружение и в нашем регионе.

Отмечая, что в целом в Смоленской области мерам социальной поддержки семей и детей уделяется достаточно внимания, все же нельзя не отметить, что в период серьезного демографического кризиса дальнейшее решение задач комплексной социальной поддержки семей с детьми, совершенствование системы защиты прав детей является необходимым условием для обеспечения сохранения и развития региона.

В связи с этим особенно важно укрепление семьи, повышение воспитательной значимости семьи в социализации ребенка.

На основании данных Главного управления записи актов гражданского состояния Смоленской области, в среднем соотношение разводов к бракам составляет 55 – 60 %. На протяжении ряда лет одной из основных причин распада семьи является злоупотребление супругами алкогольными напитками.

Высокий уровень алкоголизации населения, большое количество разводов также влекут за собой рост социального сиротства, увеличение случаев насилия в отношении несовершеннолетних и жестокого обращения с ними. Практически каждое третье преступление в отношении несовершеннолетних совершается на этой почве.

В России 731 тысяча социальных сирот, в Смоленской области проживает свыше 4000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2,5% от общей численности детского населения). Несмотря на уменьшение количества детей данной категории (в 2006 г. – 5523 чел., в 2010 г. – 4241 чел.) на фоне общего уменьшения количества детей в области, проблема социального сиротства в сфере детства продолжает оставаться одной из наиболее серьёзных региональных проблем.

Все еще велико количество материалов, подготовленных для направления в суд на лишение родительских прав лиц, уклоняющихся от воспитания и содержания детей: в 2010 г. – 380, в 2009 г. - 418, в 2008 г. – 400. Данные цифры показывают, что с кровными семьями на сегодняшний день не используются все формы работы заинтересованных ведомств на этапе ранней профилактики семейного неблагополучия. Нет системы эффективного межведомственного междисциплинарного взаимодействия – социального партнерства. Восстановиться в родительских правах крайне сложно. Численность отцов и матерей, сумевших это сделать, составляет не более 9,5% от общего количества лишённых этих прав.

В целях профилактики социального сиротства и сохранения ребёнку биологической семьи, более эффективной мерой является ограничение родителей в родительских правах, дающее родителям возможность встать на путь исправления. Важно создание системы мер, направленных на коррекцию выявленных факторов риска и проведение комплекса психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и юридических реабилитационных мероприятий с целью сохранения семьи и семейных отношений и профилактики социального сиротства.

К сожалению, зачастую дети, выросшие в неблагополучных семьях, повторяют судьбу своих родителей. Возраст начала потребления алкогольных напитков к настоящему времени составляет 13 лет. И хотя количество подростков, принявших участие в совершении преступлений в состоянии алкогольного опьянения, в результате проведённых мероприятий в области в 2010 году уменьшилось на 13,6%, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в группах совместно со взрослыми, осталось на уровне 2009 года и составило 196 преступлений. По ст.150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» в 2010 г. выявлено 57 преступлений, в 2009 г. - 64. По ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий» в 2010 и в 2009 г.г. зарегистрировано по 5 преступлений.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка, отсутствие родительской заботы, многократно повышает уровень риска ребёнка стать потенциальной жертвой несчастного случая или неблаговидных целей постороннего взрослого, попасть в криминальную ситуацию. Так количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними и при их участии, в 2010 г. равно 195, в 2009 г. – 275. Причинение тяжкого вреда здоровью в 2010 г. – 11, в 2009 г.- 24 (в том числе со смертельным исходом в 2010 г. – 3, в 2009 г. – 1). Совершено изнасилований: в 2010 г. - 1, в 2009 г. – 5.

Во взаимодействии с представителями заинтересованных органов и ведомств, общественностью, сотрудниками ОВД выявлено безнадзорных детей в 2010 г.- 308, в 2009 г. – 436. Из них: 103 несовершеннолетних были помещены в Центр временного содержания для несовершеннолетних нарушителей УВД, 69 – переданы родителям, 136 – помещены в учреждения, оказывающие медицинскую и социальную помощь несовершеннолетним. Беспризорные дети в 2010 г. не выявлялись, в 2009 г. – 4.

Одной из проблем является конфликтность и жестокость внутри детского коллектива. И корни этой проблемы также часто уходят в семейное неблагополучие.

Между тем, в системе профилактики так и не сформировался межведомственный механизм предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не выработаны комплексные подходы в организации этой работы. По-прежнему основным объектом профилактики является ребёнок, а не его семья. Говоря словами Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева «Необходима современная система защиты детства – сегодня ее просто нет».

Необходимо создание единой системы профилактики по выявлению и реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, необходим орган, который бы стал межведомственным координатором при выявлении и реализации индивидуальных программ реабилитации семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении.

К примерам некоторых элементов комплексной реабилитации семьи относятся:

- моральная поддержка семьи, повышение жизненных ориентиров каждого члена семьи;

- содействие в направлении пьющих подростков и их родителей на лечение в наркологический диспансер, по ходатайству кодирование родителей бесплатно;

- помощь семье в устройстве детей в дошкольные и образовательные учреждения интернатного типа временно;

- оказание содействия в трудоустройстве родителей, подростков;

- оказание материальной помощи патронажным семьям за счет средств социальной защиты;

- помощь семьям в оформлении льгот, предусмотренных законодательством;

- помощь в организации отдыха детей из патронажных семей, предоставлении рабочих мест в летний период для подростков с девиантным поведением;

- индивидуальное консультирование родителей и детей у специалистов.

В целях профилактики жестокости и конфликтности детей необходима разработка комплексных мер:

  1. Формирование системы учёта семей, нуждающихся в социальной помощи и медико-педагогической поддержке, ведение единого электронного банка данных Смоленской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  2. Своевременное оказание помощи семьям группы риска;

  3. Создание программы ранней профилактики семейного неблагополучия с целью возрождения института семьи и брака, формирования и сохранения нормальных семейных отношений, ориентации на здоровый образ жизни;

  4. Направление усилий на работу с детьми (начиная с раннего возраста), будущими родителями, беременными женщинами, проведение правовых родительских «всеобучей» на предмет воспитания ответственного родительства среди молодежи, обучения будущих родителей методам ненасильственной педагогики;

  5. Формирование у детей и подростков правовой грамотности в отношении преступлений против личности;

  6. Профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;

  7. Правильное и своевременное сексуальное воспитание детей;

  8. Формирование у несовершеннолетних знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях;

  9. Организация эффективного распространения номеров «телефона доверия» среди несовершеннолетних и беспрепятственного доступа в детских учреждениях к средствам связи, способствующих возможности общения ребенка со специалистами по номерам «телефона доверия»;

  10. Систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и изменение стереотипов воспитания;

  11. Создание в муниципальных образованиях действенных процедур обращения детей и реального механизма защиты их прав и интересов.

Любая форма насилия в отношении ребёнка, будь то насилие в семье или жестокое отношение со стороны сверстников либо посторонних лиц, приводит к искажению его личности, к формированию у несовершеннолетнего чувства отверженности, беспомощности, незащищённости. Дети, пережившие жестокость и насилие, склонны к самоубийствам, побегам из дома, депрессии, наркомании, алкоголизму, агрессии. Так, значительный процент случаев жестокого обращения с детьми из поступивших в аппарат Уполномоченного обращений приходится на издевательства со стороны соседей, одноклассников.

Защита детей и подростков от насилия и жестокости – это не единовременная акция, месячник. Это постоянная работа и забота о том, чтобы дети чувствовали себя уверенными, счастливыми, защищёнными.

Нельзя забывать и о детях, уже пострадавших от насилия. Им необходимо оказание помощи, предоставляемой в центрах психолого – медико - социального сопровождения и центрах диагностики и консультирования, оказывающих социально-психологическую поддержку.

Официальные цифры, приведённые в докладе, не отражают всю реальную картину преступлений в отношении несовершеннолетних. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что реальные масштабы распространенности насилия в отношении несовершеннолетних скрываются за их высокой латентностью. Это объясняется невысоким уровнем правовой грамотности и неспособностью детей, в силу особенностей физического и психического развития, отстаивать свои права. Чаще всего насилие в отношении несовершеннолетних фиксируется лишь тогда, когда преступление уже совершено.

Анализ действующего законодательства показывает его ориентирование на привлечение к ответственности лиц, уже причинивших вред. Разработанной нормативно – правовой базы, направленной на профилактику насилия в семье, жестокого обращения с несовершеннолетними, его пресечение на ранней стадии практически не имеется. В этой связи требуется внедрение нормативно-правовых актов, предусматривающих принятие превентивных мер, направленных на предупреждение насилия отношении детей. Тем более, что это позволяют нам сделать международные правовые акты. Так статья 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Вмешательство в личную и семейную жизнь, не только допустимо, но и необходимо, когда речь идет о национальной безопасности, соблюдении общественного порядка, предотвращении беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц». В этой связи, представляется необходимым разработка и принятие как федеральных, так и региональных нормативно-правовых актов, направленных на профилактику насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ, ряд субъектов Российской Федерации инициативно уже приняли законы, направленные на профилактику насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними. В Курганской области принята целевая программа «Детство свободное от жестокости на 2010-2012 годы». В Республике Татарстан целевая программа «Детство без насилия - формирование межведомственной системы по выявлению и профилактике насилия и жесткого обращения по отношению к несовершеннолетним на 2010-2011 годы». В Архангельской области действует областной закон «О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье» и т.д.

В настоящее время Министерствами и ведомствами приняты ряд соответствующих приказов и инструкций, предусматривающих межведомственное взаимодействие учреждений социальной защиты, лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел по реабилитации несовершеннолетних детей-жертв насилия. Однако, рост социального сиротства, безнадзорность свидетельствуют, что эффективность взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе при выявлении детей, пострадавших от насилия, а также организация индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями в области остается невысокой. Одной из основных проблем сложившейся ситуации является недостаточное тесное взаимодействие всех субъектов системы профилактики в выявлении насилия и жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним. Оказание помощи детям различными организациями, ведомствами зачастую проводится параллельно, а не комплексно. Ведомственная разобщенность субъектов профилактики и дублирование в некоторых случаях функций друг друга приводит к снижению результативности профилактики и выявления случаев насилия в отношении несовершеннолетних.

Используя опыт других регионов и, опираясь на уже имеющийся свой, а также на значительный потенциал и возможности нашей области, необходимо шире привлекать общественные, молодёжные и другие организации к работе с трудными подростками и семьями, требующими особого внимания и контроля.

Профилактика насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними, преодоление беспризорности, безнадзорности, социального сиротства предполагает мобилизацию ресурсов всего общества, всех заинтересованных ведомств. Противостоять этому злу можно только объединив усилия государства и общества, поставив во главу угла авторитет семьи и создав необходимые условия самореализации для всех граждан и, в первую очередь, молодёжи.

* * * * * *

Учитывая важность и актуальность затронутой в докладе темы, по инициативе Уполномоченного по правам человека в Смоленской области и следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области 4 марта 2011 года проведён «круглый стол» по теме: «Предотвращение проявлений насилия и жестокости в отношении несовершеннолетних на территории Смоленской области».

Заявленная тема вызвала большой интерес у представителей всех заинтересованных ведомств и учреждений, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав и свобод ребёнка, адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же молодёжных организаций.

По итогам работы «круглого стола» в адрес органов власти, силовых структур, муниципалитетов, ведомств и учреждений были приняты рекомендации по улучшению ситуации в вопросах предотвращения насилия и жестокости в отношении несовершеннолетних на территории Смоленской области. Особое внимание было обращено на необходимость совершенствования законодательной базы в этой сфере и на улучшение взаимодействия между субъектами профилактики в решении проблемы детской преступности, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году (2)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  3. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год Москва, 2011 содержание

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Уполномоченный по правам человека в тверской области и его аппарат

    Реферат
    Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области (далее – Уполномоченного) за 2007 год (далее – Доклад) подготовлен в соответствии со ст.

Другие похожие документы..