Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
РКФ 2321150, 9/1/2008, VIP 127, соб-бел., (о.Bowmore of Colomber Field х м.Монсолана Сансвит) зав.Лепихина О., вл.Пчелкина Н., адрес Смоленск, Куйбыше...полностью>>
'Документ'
Вирішення глобальних проблем людства вимагає координованих зусиль всіх учасників міжнародного співтовариства, вимагає високого рівня взаємовідносин, ...полностью>>
'Документ'
Модернізація арабського ареалу, поширення впливу культурного і духовного потенціалу світу ісламу загалом і арабського зокрема, «зіткнення цивілізацій...полностью>>
'Реферат'
Используя таблицы, можно создавать такие эффекты, как верстка в несколько колонок, применение эффектов состыковки картинки и фона, тонкие линии на вс...полностью>>

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина» (1)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дубровская Любовь Васильевна учитель русского языка и литературы

Урок: литература 9 класс

Тема: «Любовная лирика А.С.Пушкина»

Цели:

- Познакомить учащихся с адресами лирики А.С.Пушкина;

- Раскрытие духовного потенциала любовной лирики поэта;

- Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся;

- Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина

I. Вступительное слово учителя:

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о любовной лирике А.С.Пушкина.

Любовь - прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном опыте.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему источник вдохновения, лишало его свободы. Но как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

В жизни Пушкина были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему были знакомы: признанья и клятвы, разуверения и измены, « могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако его любовную лирику не стоит рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». В его шедеврах говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

Не стоит, читая стихотворение «Я вас любил...» или «На холмах Грузии...» искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви.

Любовь для Пушкина - лирика - предмет высокой поэзии. В его стихотворениях запечатлена не только, правда любовных переживаний, но и выражены представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

II. Давайте разберём одно из стихотворений А.С.Пушкина «Я вас любил...»

Выразительное чтение стихотворения

Но есть стихотворения, которые имеют адресата. Это стихотворение обращено к А.Олениной 1829 г.

- о каком чувстве пишет поэт? (когда чувство уже угасает)

- но угасло ли оно? (угасло не совсем)

В его душе оживает любовь - воспоминание.

- какая это была любовь? (невысказанная, «безмолвная», не взаимная)

Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, оно колебалось между робостью и ревностью.

- как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он)

- как он относится к женщине? (он благодарен ей даже за «безмолвную» любовь, относится к ней бережно, с теплотой)

- есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (нет, как и в стихотворении 20-х годов)

Черты любимых поэт видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Поэтому образы женщин он создаёт с помощью сравнений и аналогов.

III. А теперь познакомимся с адресатами лирики Пушкина.

Работа с портретами и стихами.

IV. Сообщение учащегося о других адресатах.

- Возьмём балерину Истомину, Пушкин любил театр, балет и в своём произведении

«Евгений Онегин» он пишет о своём отношении к балерине.

- Конечно, у Онегина было другое отношение к театру, балету, об этом мы поговорим позднее.

- Россет. Актриса воспевалась Вяземским в стихотворении «Чёрные очи»

- Е.М.Завадская, жена знакомого Пушкина, графа Завадского.

- А.Ф.Закревская

- Н.Н.Пушкина

- Е.К.Воронцова. В годы южной ссылки, когда Пушкин был в Одессе, он познакомился с женой одесского губернатора Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Перед расставанием в знак их дружбы Е.К. подарила поэту старинный перстень-талисман. В ответ родилось стихотворение «Храни меня, мой талисман...» В начале октября 1824 года Пушкин получает от неё письмо. Этот листок представлял

для Воронцовой опасность, А.С. сжигает его. А несколько месяцев спустя создаёт элегию «Сожжённое письмо».

- Эти стихотворения мы будем изучать на следующем уроке.

- Н.Н.Пушкина (Гончарова). Он посвятил ей стихотворение «Мадонна».

Были и идеалы в любовной лирике Пушкина, по программе мы изучаем

стихотворения, посвященные А.Керн, Е.Воронцовой. Почему не Наталье Гончаровой? О ней были самые противоречивые толки: одни говорили о её неверности, другие говорили обратное.

Первая встреча Пушкина с Гончаровой состоялась в 1828 году на балу, где он увидел необычайно красивую девушку 16 лет.

Около 2-х лет тянулась история пушкинского сватовства. И, наконец, в 1830 году в апреле он получил согласие. Свадьбу откладывали, говорили, что это будет лучше для Пушкина.

Её скомпрометировали на балу, но она была верна Пушкину. За шесть лет замужества родилось четверо детей. Пушкин часто отлучался, и ей приходилось одной заниматься детьми и хозяйством.

- зачитать стр. 50-51

Умирая, Пушкин сказал жене: «Светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала

шесть счастливых лет Пушкину».

V. Анна Петровна Керн.

Сообщение учащегося.

Чтение стихотворения и его анализ.

- что могло стать причиной замешательства поэта?

- как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату? {автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него «гением чистой красоты», от встреч с нею полностью зависит состояние его души)

- какие чувства и ассоциации помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ? {призрак бесплотный, прекрасный, таинственный, она возвышенная, идеальная, неземная, чудесная)

Д.З. Выучить любое стихотворение о любви.

VI. Итог урока.

В своих стихотворениях Пушкин показал, что в земной женщине можно увидеть

красоту небесную, неземную.

Адресаты любовной лирики Пушкина

Марии Раевской: «На холмах Грузии...», «Погасло дневное светило», «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Твоя печальная пустыня,

Последний звук твоих речей

Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.

Екатерине Николаевне и Елизавете Николаевне Ушаковым: «В отдалении от вас...»:

Екатерине. Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован, я горю

И содрогаюсь пред тобою...

/ «Когда, бывало в старину...» /

Елизавете. Вы избалованы природой;

Она пристрастна к вам была,

И наша вечная хвала

Вам кажется докучной одой.

/ «Вы избалованы природой...» /

Елизавете Ксаверьевне Воронцовой: «Сожжённое письмо», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман».

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит, печальна и одна...

Никто её любви небесной не достоин.

Амалии Ризнич: «Простишь ли мне...»

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать моё воображенье?

Анне Керн: «Я помню чудное мгновенье...»

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение. Новая встреча поэта и А.Керн произошла во время его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825г. Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826г. ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу. Незадолго до её отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение К*** ( «Япомню чудное мгновенье...» )

В своих воспоминаниях А.П.Керн пишет: «Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье...». Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах». Михаил Иванович глинка сделал из них прекрасную музыку...»

Вспоминая момент вручения стихов, А.П.Керн передаёт странное смятение, охватившее Пушкина: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, я не знаю...»

При подготовке к уроку использовалась литература:

- «Нестандартные уроки литературы» 10-11 класс, «Феникс» Р-на-Д.

- «Библиотека» № 4 1993 г.

- «Роман – газета» № 12 1992 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина» (2)

    Урок
    Цель урока: познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
  2. Урок по литературе в 9 кл Тема «Любовная лирика А. С. Пушкина»

    Урок
    Оборудование: портрет А.С. Пушкина, сборник «Выставка в школе. А.С. Пушкин», кн. М. Сергеева «вся жизнь – один чудесный миг», «Молодая гвардия»,1969г., поурочная разработка Н.
  3. Любовная лирика А. С. Пушкина

    Урок
    « Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии.
  4. Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели

    Урок
    ясняется не только тем, что мы видим в нем гения, нашу национальную гордость, а доверием, которое он заслужил своей искренностью, правдивостью, честностью ".
  5. Тема: Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина

    Литература
    портреты Е. П. Бакуниной, М. Н. Раевской, Е. К. Воронцовой, А. П. Керн, А. А. Олениной, Н. Н. Гончаровой (Пушкиной); романсы «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье»; костюмы; скатерть, подсвечник, свечи, чернильница, перо.

Другие похожие документы..