Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Знание визуальной диагностики природных видов и технологических марок углей необходимо для решения ряда задач в горно-геологической практике. Это поз...полностью>>
'Документ'
Тема 6. Феномен сестер Бронте. Концепція жіночої особистості в романній спадщині Ш. Бронте. Поетика міфосвіту Емілі Бронте. Творчість Ен Бронте — пре...полностью>>
'Закон'
Цей Закон відповідно до Конституції України визначає систему та гарантії місцевого самоврядування в Україні, засади організації та діяльності, правово...полностью>>
'Публичный отчет'
За свою 45-летнюю историю Нижневартовское авиапредприятие претерпело несколько реорганизаций: Нижневартовская объединенная авиаэскадрилья, Нижневарто...полностью>>

Регулирование денежного обращения в развитых странах

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

На правах рукописи

Покалюк Максим Михайлович

Регулирование денежного обращения

в развитых странах

Специальность 08.00.10 –

«Финансы, денежное обращение и кредит»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2007 г.

Диссертация выполнена в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова на кафедре «Финансы и цены»

Научный руководитель – доктор экономических наук

БУРЛАЧКОВ Владимир

Константинович

Официальные оппоненты: – доктор экономических наук,

профессор

ПЛАТОНОВА Ирина Николаевна

– кандидат экономических наук

ЧЕКМАРЕВА Елена Николаевна

Ведущая организация – Институт экономики Российской

академии наук

Защита состоится 12 октября 2007 г., в 13 час. на заседании диссертационного совета К 212.196.02 в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова по адресу: 115998, г. Москва, Стремянный пер., д.36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова

Автореферат разослан «11» сентября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор Маршавина Л.Я.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации. Обеспечение устойчивости денежного обращения является одной из важнейших целей макроэкономической политики. Достижение этой цели позволяет поддерживать стабильный уровень цен, предотвращая тем самым инфляцию, и создавать необходимые условия для формирования сбережений и инвестирования. Кроме того, устойчивость денежного обращения является обязательным условием поддержания стабильного курса национальной валюты и соответственно развития внешнеэкономических связей данной страны с остальным миром.

Разработка эффективной денежной политики должна основываться на теоретическом анализе закономерностей регулирования денежного обращения, его связей с эволюцией денежных отношений и денежных систем. Выявление специфики формирования денежной массы в современных условиях позволяет определить методы, целевые показатели и инструменты воздействия на денежное обращение. Важной теоретической проблемой является сравнительный анализ таких парных понятий, как «резервные – депозитные», «внутренние – внешние», «экзогенные – эндогенные» деньги. Определение их роли в функционировании денежного обращения дает возможность применять обоснованные меры по его регулированию. Эффективность такого регулирования в значительной степени определяется решением проблемы «нейтральности» денег, определением их роли в воспроизводственном процессе.

Организация денежного обращения и управление им со стороны центральных банков зависят от разработки общей схемы регулирования, включающей каналы воздействия, методы, целевые показатели и инструменты трансмиссионного механизма денежной политики.

Изучение теории и практики регулирования денежного обращения в промышленно развитых странах имеет большое значение для России. Опыт этих стран может быть широко использован для противодействия инфляционным тенденциям в отечественной экономике.

Важной задачей завершающего этапа рыночной трансформации российской экономики является формирование системы денежного регулирования, включающей как всесторонне обоснованную денежную политику, так и эффективный трансмиссионный механизм ее реализации. Изучение опыта развитых стран по управлению обязательными резервными требованиями, осуществлению операций на открытом рынке, регулированию межбанковской процентной ставки, применению целевых количественных показателей, таргетированию инфляции позволит разработать эффективную национальную денежную политику, обеспечивающую стабильность ценовых показателей и создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью:

  • исследования теоретических аспектов денежного регулирования и формирования денежной политики;

  • выявления факторов и условий, воздействующих на процесс регулирования денежного обращения в развитых странах;

  • обобщения мирового опыта регулирования денежного обращения;

  • адаптации мирового опыта регулирования денежного обращения для российских условий;

  • разработки рекомендаций по формированию эффективной системы регулирования денежного обращения в России.

Степень научной разработки проблем регулирования денежного обращения в развитых странах определяется высокой практической востребованностью этих исследований. В работах зарубежных авторов представлен глубокий и многосторонний анализ многих аспектов данной проблемы применительно к задачам обеспечения ценовой стабильности, экономического роста и высокой занятости населения. Подробно анализируются методы и инструменты денежной политики, ее трансмиссионный механизм. В исследованиях отечественных экономистов основное внимание уделяется теоретическим аспектам денежной политики, ее специфике в конкретных странах, а также анализу целевых количественных показателей, используемых при ее проведении.

Однако в большинстве работ остаются без внимания анализ макроэкономических условий формирования денежной политики, методология анализа эволюции денежных отношений, критерии выбора целевых количественных показателей денежного обращения, разработка основных направлений развития системы его регулирования.

В этой связи представляется необходимым исследование регулирования денежного обращения в развитых странах на принципах системного анализа. Такой подход позволяет выявить основные закономерности регулирования денежного обращения в указанной группе стран, раскрыть специфику условий его проведения, определить возможности использования в России мирового опыта, накопленного в данной сфере.

Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития теории и практики регулирования денежного обращения в развитых странах для учета их при формировании системы методов и инструментов регулирования денежного обращения в России.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать теоретические аспекты эволюции денег и регулирования денежного обращения;

  • определить закономерности формирования денежной массы и ее регулирования в развитых странах;

  • исследовать взаимосвязи денежного механизма с воспроизводственным процессом;

  • раскрыть объективные основы проведения денежной политики и ее трансмиссионного механизма;

  • выявить условия сбалансированности денежного спроса и предложения;

  • изучить систему регулирования денежного обращения, включающую каналы, методы и инструменты ее проведения;

  • исследовать использование целевых количественных показателей при проведении денежной политики, в частности инфляционного таргетирования;

  • разработать рекомендации по использованию зарубежного опыта при совершенствовании денежной политики Банка России.

Объектом исследования является совокупность отношений в денежной сфере развитых стран.

Предметом исследования является регулирование денежного обращения в развитых странах.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы системного анализа и математической логики, концепции рыночного равновесия и рационального поведения рыночных субъектов. При проведении исследования использовались общенаучные методы: индуктивный и дедуктивный анализ, классификация и группировка, исторический и экономико-статистический методы. Сочетание различных методов позволяет обеспечить необходимую степень глубины и универсальности исследования, обоснованность его выводов.

В основе исследования лежат работы зарубежных экономистов, посвященные теоретическому анализу регулирования денежного обращения и денежной политике: К. Варбюртона, Р. Дорнбуша, Дж. Кейнса, Ф. Махлупа, Дж. Мида, Р. Манделла, Ф. Мишкина, Ж. Сапира, Г. Саймонса, С. Фишера, Дж. Френкеля, М. Фридмена и других. В работе использовались исследования ведущих российских специалистов в области денежной теории и денежной политики: С.А. Андрюшина, Л.П. Афанасьевой, С.М. Борисова, В.К. Бурлачкова, С.Ю.Глазьева, М.В. Ершова, И.С. Королева, Л.Н. Красавиной, С.Р. Моисеева, А.Г. Наговицына, В.Я. Пищика, И.Н. Платоновой, О.Л. Роговой, Ю.Ю. Русанова, В.А. Слепова, Д.В. Смыслова, Г. Г.Фетисова, Е.Н. Чекмаревой и других.

Эмпирическую основу исследования составили:

  • законодательные акты Российской Федерации, ведомственные нормативные документы Министерства финансов Российской Федерации и Банка России, определяющие порядок осуществления денежной политики;

  • статистические и аналитические материалы органов государственной власти Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной службы государственной статистики), зарубежных государств и международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка);

  • публикации в специальной периодической печати России и зарубежных стран.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

    • на основе изучения закономерностей эволюции денежных отношений и анализа этапов развития денежных систем обоснован вывод о том, что регулирование денежного обращения представляет собой совокупность методов и инструментов, обеспечивающих сбалансированность денежного спроса и предложения, и объективно присуще современным деньгам, создаваемым как центральным банком, так и коммерческими банками при осуществлении кредитных операций;

    • при сравнительном анализе концепций внутренних и внешних, эндогенных и экзогенных денег раскрыта их специфика в формировании денежной массы и достижении рыночного равновесия;

    • обоснован вывод о том, что преобладание в современной экономике нелинейных связей и резкие изменения динамики макроэкономических показателей ограничивают возможности использования постоянных правил реализации денежной политики и предопределяют необходимость сочетания различных методов и инструментов ее проведения;

    • раскрыты прямые и обратные связи, возникающие в трансмиссионном механизме денежной политики, и предложена авторская схема регулирования денежного обращения, включающая методы, целевые показатели и инструменты реализации денежной политики;

    • сформулированы критерии выбора целевых показателей регулирования денежного обращения – степень управляемости показателя центральным банком, объем затрачиваемых на управление ресурсов, характер связи выбранного показателя с другими макроэкономическими переменными, влияние на рациональные ожидания хозяйствующих субъектов;

    • определены специфические особенности инфляционного таргетирова-ния и выявлены условия его использования в России, состоящие в поэтапном снижении ставки рефинансирования и повышении значения краткосрочной процентной ставки;

    • разработана система регулирования денежного обращения на основе сочетания саморегулирования с целенаправленными действиями центрального банка по нейтрализации макроэкономических шоков.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

      • экономико-математической модели денежного предложения, учиты-вающей саморегулирование предложения денег в условиях изменения денежного спроса;

      • экономико-математической модели регулирования денежного обращения в развитых странах, основанной на взаимосвязях между денежной массой, ВВП, темпом инфляции и процентной ставкой;

      • алгоритма воздействия центрального банка на целевые показатели денежной политики;

      • рекомендаций по развитию денежного регулирования, осуществляемого Банком России, направленных на создание межбанковского рынка избыточных обязательных резервов; использование процентной ставки, складывающейся на этом рынке, в качестве целевого показателя; формирование долгосрочной ставки рефинансирования на торгах с участием коммерческих банков; превращение ставки «овернайт» в инструмент текущей настройки денежного рынка.

Апробация результатов работы. Результаты работы могут быть использованы соответствующими комитетами Государственной думы РФ в процессе совершенствования законодательства и обсуждения федерального бюджета на очередной период, Банком России – при разработке нормативных документов по регулированию денежного обращения, Минфином РФ и Минэкономразвития РФ – при прогнозировании макроэкономической ситуации и динамики курса рубля. Кроме того, результаты работы могут быть использованы учебными заведениями при преподавании финансовых дисциплин и проведении научных исследований. Основные положения и выводы опубликованы в научных статьях общим объемом 1,7 п.л., в том числе одна работа – в изданиях, рекомендованных ВАК. Цель и задачи исследования определили его логику и структуру.

II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первую группу проблем, исследуемых в диссертации, составляют теоретические аспекты регулирования денежного обращения в современной экономике. Регулирование денежного обращения в развитых странах представляет собой систему мероприятий, осуществляемых центральными банками и направленных на сбалансированность денежного спроса и предложения в целях достижения соответствия товарной и денежной масс и обеспечения стабильности национальной денежной единицы. Субъектом регулирования денежного обращения в развитых странах являются центральные банки, а объектом – денежная масса, количественно измеряемая денежными агрегатами.

Следует отметить различия категорий «денежное обращение» и «денежная система». Денежное обращение представляет собой движение денег между хозяйствующими субъектами, включая домашние хозяйства, обеспечивающее обмен товарами и услугами, депозитно-кредитные операции и распределение бюджетных ресурсов. Денежная система представляет собой инфраструктуру денежного обращения и включает такие элементы, как название денежной единицы и ее графическое изображение, виды денег, объявленные законным платежным средством на территории данного государства, номиналы денежных знаков и монет, порядок их эмиссии, процедуру присвоения сеньоража (эмиссионного дохода), включая порядок его зачисления в государственный бюджет.

Для отечественной экономической науки в целом характерен сущностный подход к определению денег. В рамках такого подхода, на наш взгляд, удается раскрыть направления эволюции денежных отношений и определить цели, задачи и методы регулирования денежного обращения. И напротив, в рамках функционального подхода выделяется способность денег соизмерять товары, услуги, капитальные активы и обеспечивать обмен ими между хозяйствующими субъектами. В рамках сущностного подхода исследуется зависимость денег от условий воспроизводства, в частности от изменений, происходящих как в сфере производства, так и обмена. Такой подход позволяет раскрыть механизмы эволюции денег. Однако в рамках как функционального, так и сущностного подхода, на наш взгляд, остается в тени важная особенность современных денег – их фидурциальный (доверительный) характер. Мы считаем, что в процессе становления и расширения денежных отношений постоянно происходит укрепление управленческих начал в обеспечении их обращения.

Регулирование денежного обращения центральными банками объективно присуще современным деньгам. С учетом данного обстоятельства можно предложить следующее определение: деньги – это всеобщий эквивалент, позволяющий соизмерять товары, услуги, финансовые активы и обеспечивать обмен ими на основе государственного регулирования спроса на них и их предложения банковской системой. Необходимо различать понятия «регулирования денежной массы» и «регулирование денежного обращения». Первое включает количественный контроль за денежными агрегатами в рамках денежной политики центрального банка. Второе означает комплексное воздействие на денежное обращение, в том числе на уровень процентных ставок, путем комбинированного использования всех методов, доступных центральному банку и финансовым органам (министерству финансов, государственному казначейству). На наш взгляд, регулирование денежного обращения включает и выбор режима валютного курса.

Регулирование денежного обращения является более широким экономическим понятием, чем денежная политика, которая представляет собой набор текущих мер, позволяющих решать актуальные задачи в сфере денежного обращения. Регулирование денежного обращения эволюционирует вместе с видами денег и является имманентным свойством их современной разновидности. На процесс формирования денежной массы оказывают непосредственное воздействие: эмиссия центральными банками наличных денег; ставки обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в центральном банке; объем денежной базы, создаваемой центральными банками; степень интенсивности мультиплицирования денег коммерческими банками. С практической точки зрения механизм формирования денежной массы как запаса денег в обращении представляет собой взаимодействие факторов, воздействующих на объемы денежных агрегатов. С теоретической точки зрения выделяются: резервные и депозитные деньги; внутренние и внешние деньги; эндогенные и экзогенные деньги. Схема эволюции денежных систем и направлений регулирования денежного обращения представлена на рис.1.

Центральный банк полностью контролирует резервные деньги и тем самым создает фундамент денежного обращения. В его распоряжении находятся рычаги воздействия на резервные деньги: эмиссия наличных банкнот, установление резервных требований, рефинансирование коммерческих банков. Депозитные деньги отражают результат действия эффекта денежного мультипликатора. Они являются элементом механизма формирования денежной массы, контролируемым коммерческими банками.

При анализе факторов, определяющих соотношение внешних и внутренних денег в экономике, следует прежде всего учитывать различия в процессах их формирования. Создание внешних денег определяется в рамках денежно-кредитной политики центрального банка и зависит от степени сбалансированности спроса и предложения денег, регулируемой валютными властями. Напротив, формирование внутренних денег находится под воздействием экономического поведения хозяйствующих субъектов и обусловливается их потребностями как в кредитных ресурсах, так и в средствах обращения.

Установление денежной

единицы

Определение видов денежных

знаков

Установление обязательных

резервных требований


Денежная система,

основанная

на кредитных деньгах

Рефинансирование

коммерческих банков

Регулирование денежной

базы

Таргетирование денежных

агрегатов

Регулирование процентной

ставки

Таргетирование

инфляции

Установление денежной

единицы

Денежная система

с частичным золотым

покрытием

Установление золотого содержания денежной единицы

Определение видов

денежных знаков

Определение размера фидурциальной эмиссии

Установление денежной

единицы

Металлизм (использование в качестве денег благородных металлов)

Установление золотого содержания денежной единицы

Чеканка

монет

Рис. 1. Схема эволюции денежных систем и направлений регулирования денежного обращения

Практика развитых стран показывает, что в условиях интенсивного экономического роста наблюдается ускоренное увеличение активов частного сектора в денежной форме и устойчиво повышается монетизация экономики. В тот же период объем внутренних денег стабилизируется. Данные тенденции особенно заметны в условиях ускоренного развития системы электронных платежей.

Существуют характерные отличия концепций внешних и внутренних денег и экзогенности – эндогенности денег. Первая акцентирует внимание на роли денег в экономике, отмечая, что внешние деньги представляют собой особый актив, предоставляемый в распоряжение хозяйствующих субъектов государством. Вторая концепция изучает механизм формирования современных денег, подчеркивая роль банковского сектора и констатируя ограниченность влияния центрального банка на их создание.

Эндогенность является характерным свойством современных денег. Это свойство состоит в способности денег мультиплицироваться в процессе банковского кредитования хозяйствующих субъектов. Эндогенные деньги гибко подстраиваются под изменяющийся спрос на средства обращения. Они определяют устойчивость и эластичность современного денежного предложе-ния. Регулирование их обращения способствует сглаживанию циклических колебаний.

При оценке последствий усиления эндогенного характера современных денег следует учитывать, что формируемая таким образом денежная масса играет активную роль в воспроизводственном процессе и расширяет возможности рыночных сил по установлению макроэкономического равновесия. Эндогенность денежной массы определяется саморегули-рованием денежного предложения, его подстраиванием под спрос на деньги со стороны хозяйствующих субъектов. В такой ситуации денежное предложение отражает изменения спроса на деньги. Эту зависимость можно выразить уравнением, отражающим эндогенный характер денежного обращения:

, (1)

где М – денежная масса; В – денежная база; d – ставка по обязательным резервам; е – отношение избыточных банковских резервов к депозитам; с – отношение объема наличных денег к депозитам; Df(Y,r) – изменение функции спроса на деньги, который определяется Y – доходом, т. е. ВВП, и r – банковской процентной ставкой.

Проблема влияния денег на воспроизводственный процесс имеет первостепенное значение для регулирования денежного обращения. Если деньги нейтральны по отношению к воспроизводственному процессу, то регулирование их обращения, в частности определение количественных параметров денежных агрегатов, неспособно воздействовать на реальные экономические показатели. Если деньги влияют на воспроизводственный процесс, то регулирование денежного обращения и прежде всего денежная политика как составная часть такого регулирования способны эффективно стимулировать развитие экономики и способствовать ее структурной перестройке. Утверждение о нейтральности денег, понимаемое как отсутствие воздействия изменений в денежном предложении на объем выпуска, не может быть подтверждено в случае, если деньги являются эндогенными. Действительно, эндогенность денег означает их создание банковской системой в ответ на увеличение потребности в средствах обращения. Если такая потребность отсутствует, то дополнительное количество денег в экономике создано не будет. Исходя из этих соображений, резонно считать, что в современной системе денежного обращения существуют автоматические преграды избыточному формированию денежной массы, поскольку создание денег носит преимущественно эндогенный характер. Наличие тесной связи между формированием современных денег и процессом кредитования позволяет проводить стимулирующую денежную политику, но лишь в случае, когда наблюдается неполное использование факторов производства. В этих условиях деньги способны проявлять ненейтральность по отношению к реальным макроэкономическим показателям.

Вторая группа проблем, исследуемых в диссертации, связана с организацией регулирования денежного обращения в развитых странах. Регулирование денежного обращения следует рассматривать как перманентный процесс, проявляющийся на разных этапах развития денежной системы. Он основывается не только на экономических процессах, но и на формировании институциональной структуры экономики, в частности на законодательстве и создании органов управления, прежде всего, центрального банка. Проведение денежной политики предполагает осуществление денежными властями, т. е. руководством центрального банка, системы мероприятий, направленных на достижение определенных целей в виде поддержания конкретных параметров макроэкономических, в частности денежных переменных. Денежная политика представляет собой волевой акт и, следовательно, предполагает субъективизм действий. Но механизм ее реализации обусловливается взаимосвязями и взаимообусловленностями макроэкономических переменных. В этом смысле денежная политика имеет объективные основы. Правильный учет макроэкономических взаимодействий способен обеспечить достижение в рамках денежной политики целевых (таргетируемых) показателей денежных агрегатов, процентной ставки, валютного курса. Наоборот, неверные предпосылки о взаимообусловленности конкретных параметров определяют неэффективность мер денежной политики.

Вопрос об использовании постоянных правил проведения денежной политики или об отказе от них должен рассматриваться прежде всего в контексте объективных основ денежного регулирования. Этими основами являются устойчивые взаимозависимости между макроэкономическими переменными, на которые центральный банк может воздействовать, решая задачи стабильности национальных денег. Сторонники кейнсианства рассматривают в качестве основной связи между макроэкономическими показателями воздействие денежной массы на процентную ставку и ее последующее влияние на инвестиции, определяющие в свою очередь объем дохода (ВВП).

Монетаристская концепция исходит из того, что денежная масса непосредственно воздействует на цены, а через них – на номинальный объем ВВП, но не способна изменять реальные показатели. Опыт 80-х гг. ХХI в. показал, что кейнсианская система связей более устойчива. В начале ХХI в. именно процентная ставка, а, говоря точнее, ставка по избыточным обязательным резервам (federal funds rate), аккумулируемым резервными банками в Федеральной резервной системе (ФРС) США, активно используется при проведении денежной политики.

Как кейнсианская, так и монетаристская система взаимосвязей макроэкономических переменных способны проявлять нелинейность, приводящую к слому ранее сложившихся трендов. Но связи на основе процентной ставки оказываются более устойчивыми. По нашему мнению, это объясняется тесной зависимостью процентной ставки от спроса на капитал со стороны реального сектора экономики. Иными словами, кейнсианская система связей теснее увязана с реальным сектором и его динамикой. Поэтому использование процентной ставки в качестве инструмента регулирования делает денежную политику более обоснованной, предсказуемой и транспарентной. Тем не менее, мы считаем, что это не дает повода для введения постоянных правил проведения денежной политики. Их применение на практике значительно сузило бы возможности центральных банков при принятии экстренных мер в кризисных ситуациях. Кроме того, нелинейность экономических связей и частый слом трендов не позволяют использовать единые правила во всех ситуациях. Текущие изменения в спросе на деньги и необходимость их учета при формировании денежного предложения предопределяют оперативный характер регулирования денежного обращения. Центральные банки крупных стран практически ежедневно вносят коррективы в денежные показатели, в частности проводят операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг. Проводя такие операции, они воздействуют на объем денежной базы, т.е. денег на их балансах.

Денежный спрос является расчетным показателем, оцениваемым на основе уравнений, которые включают основные макроэкономические индикаторы, в частности ВВП, темп инфляции, процентные ставки, валютный курс. Центральные банки имеют возможность воздействовать на денежный спрос через изменения процентных ставок. Влияние центральных банков на денежное предложение достигается путем использования таких инструментов, как операции на открытом рынке и изменение обязательных резервов коммерческих банков. При этом обеспечивается «тонкая настройка» денежных агрегатов, необходимая для того чтобы избегать сильных колебаний экономической системы.

В системе регулирования денежного обращения в развитых странах основными являются взаимосвязи между денежной массой, ВВП, темпом инфляции и процентной ставкой. Эти взаимосвязи могут быть описаны следующей системой уравнений (в логарифмах для анализа приростных показателей):

mt = a11b11mt-1 + a12b12yt + a13b13pt + a14b14rt; (2)

yt = a21b21yt-1 + a22b22mt + a23b23pt + a24b24rt; (3)

pt = a31b31pt-1 + a32b32mt + a33b33yt + a34b34rt; (4)

rt = a41b41rt-1 + a42b42mt + a43b43yt + a44b44pt, (5)

где mt – денежная масса в момент времени t; yt – ВВП в момент времени t; pt – инфляция в момент времени t; rt – процентная ставка в момент времени t; amn – коэффициент, отражающий взаимосвязи между переменными; bmn – управляющий параметр, отражающий воздействие денежной политики на целевые переменные.

Экономический смысл модели (2) состоит в том, что каждый из четырех вышеуказанных показателей определяется под влиянием трех других и коррелирует со своим собственным значением в предшествующий период (t-1). Кроме того, он находится под воздействием мер по регулированию денежного обращения, осуществляемых центральным банком, т.е. зависит от управляющего параметра, отражающего воздействие денежно-кредитной политики на целевые переменные.

Исходя из приведенной системы уравнений, стабильность денежного обращения обеспечивается следующими соотношениями между приростными показателями:

(6)

Схема системы регулирования денежного обращения в развитых странах представлена на рис.2.

Институциональная структура

Денежная

политика

Законодательство

Трансмиссионный механизм

Цели

каналы

методы

целевые

показатели

инструменты

занятость

экономический

рост

ценовая

стабильность

стабильность финансового рынка

Динамики денежных агрегатов

Динамика и процентной ставки

Динамика кредитования

Денежный

Воздействие на денежную массу

Воздействие на процентную ставку

Воздействие на банковские резервы

Денежные агрегаты

Колебания процентной ставки

Инфляция

Резервы банковской системы

Валютный курс

Операции на открытом рынке

Рефинансирование

Обязательное резервирование

Рис. 2. Схема системы регулирования денежного обращения в развитых странах

Схема алгоритма прямого воздействия, обратных связей и корректирующего влияния центрального банка на целевые показатели денежной политики представлена на рис. 3.


Денежные

агрегаты


Темп

инфляции


Центральный

банк

Процентные

ставки


Незаемные ресурсы банковской системы


Валютный

курс


прямое воздействие;

обратная связь;

корректирующее воздействие.

Рис. 3. Схема алгоритма прямого воздействия, обратных связей и корректирующего влияния центрального банка на целевые показатели денежной политики

Третья группа проблем, исследованных в диссертации, касается современных направлений развития регулирования денежного обращения в развитых странах. Основными показателями денежной политики являются: валютный курс, денежные агрегаты, инфляция, процентная ставка, обязательные резервы банковской системы. В развитых странах накоплен большой, но противоречивый опыт использования указанных показателей. В разные периоды времени предпочтение оказывалось какому-либо из них. Однако практика неизменно показывала не только преимущества применения того или иного индикатора, но и существенные недостатки. В этой связи важно определить критерии установления таких показателей (рис. 4).

Степень управляемости со стороны центрального банка

Временной лаг между принятием решения об изменении показателя и его динамикой в выбранном направлении

Ресурсы центрального банка, затрачиваемые на изменение показателя

Критерии определения

целевых показателей

денежной политики

Интенсивность связей с прочими макроэкономическими показателями

Способность формировать позитивные ожидания хозяйствующих субъектов

Воздействие на процессы в реальном секторе экономики

Устойчивость в условиях открытости национальной экономики и подверженность влиянию финансовой глобализации

Рис. 4. Схема критериев определения целевых показателей денежной политики

Приведенные на рис. 4 критерии характеризуются сложной структурой прямых и обратных связей. Поэтому при выборе конкретного целевого показателя у денежных властей должна оставаться свобода воздействия на прочие возможные показатели в целях обеспечения общей сбалансированности мер по регулированию денежного обращения. Целесообразно использовать не какой-то один целевой показатель, а их сбалансированную систему. Причем, в такую систему должны включаться показатели, в наибольшей степени отвечающие отмеченным выше критериям.

В настоящее время распространенным методом проведения денежной политики в развитых странах является инфляционное таргетирование. Оно представляет собой выбор таких параметров динамики цен, которые становятся целью центрального банка при проведении денежной политики.

Инфляционное таргетирование основывается на следующих теоретических положениях: не имея возможности прямого воздействия на цены через изменения денежных агрегатов, центральные банки способны создавать у хозяйствующих субъектов позитивные ожидания относительно темпов инфляции в будущем периоде; формирование позитивных ожиданий хозяйствующих субъектов обеспечивается за счет транспарентных и ответственных действий центрального банка и равнозначно созданию устойчивых информационных каналов, обеспечивающих передачу сигналов от центрального банка к экономической системе; инфляционное таргетирование не является правилом денежной политики в строгом смысле этого понятия, поскольку оно не основывается на устойчивой взаимосвязи между макроэкономическими переменными, а представляет собой систему косвенного влияния на динамику цен; инфляционное таргетирование состоит в обеспечении соответствия и взаимообусловленной динамики основных макроэкономических параметров: номинального ВВП, денежных агрегатов, обязательных резервов, процентной ставки, валютного курса; важной чертой инфляционного таргетирования является долгосрочный характер осуществляемой денежной политики, поскольку воздействие всех основных параметров регулирования на уровень цен происходит со значительным лагом во времени.

Таргетирование инфляции в шести развитых странах (Австралии, Великобритании, Канаде, Норвегии, Новой Зеландии, Швеции) имеет как общие черты, так и специфические особенности. К общим чертам относятся: установление не точных значений таргетируемой инфляции, а диапазона возможных колебаний; использование в качестве ориентиров для изменения денежной политики квартальных показателей роста цен; проведение таргетирования инфляции в течение длительного периода (Австралия и Швеция – с 1993 г.); предоставление центральным банкам широких полномочий при осуществлении инфляционного таргетирования; применение процентной ставки в качестве операционной цели при инфляционном таргетировании.

К особенностям конкретных стран, осуществляющих инфляционное таргетирование, относятся: переходный период, потребовавшийся для достижения целевых показателей инфляции (в Великобритании, Канаде, Новой Зеландии); провозглашение цели инфляционного таргетирования (ценовая стабильность – в Новой Зеландии и Швеции; иерархия целей, включающая ценовую стабильность – в Великобритании; набор целей, включающий индекс цен – в Австралии и Канаде); применение разных показателей инфляции (индекс потребительских цен; базовый индекс потребительских цен; не включающий, например, цены на бензин и продукты питания); временной горизонт, определяемый для принятия корректировочных решений, исходя из фактической динамики ценовых индексов (6–8 кварталов – в Канаде; 1–2 года – в Швеции; отсутствие установленных временных горизонтов – в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии).

К преимуществам инфляционного таргетирования прежде всего относятся создание позитивных ожиданий и предоставление хозяйствующим субъектам возможности принятия долгосрочных финансовых решений. Это позволяет оказывать мерами денежной политики непосредственное влияние на реальный сектор экономики, избегать рецессий, стимулируя экономический рост.

При использовании инфляционного таргетирования в России следует принимать во внимание, что реализация такой политики потребует определенный переходный период. Как показывает мировой опыт, снижение темпа роста цен до 1–3% в год относительно безболезненно происходит в экономике, в которой инфляция не превышает 6% в год. В противном случае имеет место жесткая перестройка экономики, сопровождающаяся снижением темпов экономического роста и увеличением безработицы. На наш взгляд, наиболее эффективным путем денежной политики Банка России может стать постепенное, заранее планируемое и объявляемое снижение ставки рефинансирования. Это позволит сформировать у хозяйствующих субъектов позитивные рациональные ожидания, стабилизировав уровень цен и рентабельность в реальном секторе. Такая политика даст возможность избежать использования жестких мер для обеспечения количественных показателей инфляции, которые угрожали бы замедлением экономического роста и ростом безработицы. Кроме того, необходимо повысить управляемость краткосрочной ставкой процента за счет развития кредитных операций Банка России.

Для обоснованного выбора целевого количественного показателя денежной политики большое значение имеет анализ взаимосвязей процентной ставки с резервами банковской системы. Как в США, так и в еврозоне резервы коммерческих банков подразделяются на обязательные и избыточные. Первые хранятся на специальных счетах в центральных банках и рассчитываются в процентах от общей суммы депозитов, аккумулированных в коммерческих банках на определенный период. Вторые могут формироваться самими коммерческими банками, исходя из их представлений о рисках ликвидности и кредитных рисках. На момент расчета необходимого объема обязательных резервов, хранимых коммерческими банками в центральном банке, эти резервы могут оказаться как в излишке, так и в недостатке. В первом случае определенный объем денежных средств должен быть возвращен конкретному коммерческому банку; во втором – внесен им на специальный счет. В США сложился рынок излишних обязательных резервов. На этом рынке коммерческие банки, имеющие на расчетную дату объем резервов, превышающих необходимую величину, могут предоставлять их в кредит коммерческим банкам, которые обязаны перечислить соответствующие суммы резервов на счета в ФРС. Формирующаяся в ходе этих кредитных операций процентная ставка (federal funds rate) является разновидностью межбанковской кредитной ставки. Однако эта ставка характеризуется существенной спецификой. Она отражает информацию о состоянии спроса и предложения банковских резервов и соответственно ликвидности банковской системы в целом. Ставка по избыточным обязательным резервам является основой для ставки межбанковского кредитования. Последняя, в свою очередь, определяет ставку по кредитам для первоклассных заемщиков («прайм-рейт»).

В предлагаемом нами варианте денежной политики основное внимание должно уделяться снижению размаха колебаний ставки по избыточным обязательным резервам. При этом условиями стабильности денежного обращения станут, во-первых, равные темпы изменения обязательных резервов и денежной массы; во-вторых, непревышение роста цен над увеличением реального ВВП. Эти связи могут быть выражены следующей оптимизационной моделью:

Drt = aDRt + bDMt + cDYt + dDpt + eDrt-1 ® min (7)

где DRt – изменение обязательных резервов в период времени t; DMt – изменение денежной массы в период времени t; DYt – изменение ВВП в период времени t; Dpt – изменение индекса потребительских цен в период времени t; Drt – изменение процентной ставки по избыточным обязательным резервам в период времени t; a, b, c, d, e – коэффициенты.

Денежная политика, проводимая в условиях установленных в модели (7) ограничений, по нашему мнению, обеспечит стабильность целевых показателей, будет характеризоваться транспарентностью и тем самым обеспечит позитивные ожидания хозяйствующих субъектов.

В Заключении диссертации приведены основные выводы и рекомендации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Покалюк М.М. Современные особенности регулирования денежного обращения в развитых странах. Девятнадцатые Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных сотрудников. – М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2006, 0,1 п. л.

2. Покалюк М.М. Регулирование денежного обращения и воспроизводственный процесс. Двадцатые Международные Плехановские чтения. Труды аспирантов, докторантов и научных сотрудников. – М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007, 0,1 п. л.

3. Покалюк М.М. О теоретических основах денежной политики развитых стран. – СПб.: ж. Современные аспекты экономики, 2007, № 3, 0,5 п. л.

4. Покалюк М.М. Влияние денег на реальный воспроизводственный процесс. – СПб: ж. Современные аспекты экономики, 2007, № 3, 0,5 п. л.

5. Покалюк М.М. Регулирование денежного обращения в развитых странах. – М.: Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007, № 4, 0,5 п. л. (издание, рекомендованное ВАК)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принципы монетаризма, используемые для регулирования денежного обращения в Эстонии

    Документ
    Существующая мировая рыночная модель серьезна больна. Болезнь эта на сегодняшний момент остается неизлечимой, ее имя – кризис характерными симптомами которого являются: быстрорастущие инфляция,
  2. Организация и регулирование денежного хозяйства РФ

    Автореферат
    Защита состоится 16 октября 2008 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.287.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620144, г.
  3. Темы выпускных работ 2003/2004 уч года Теории денег и их использование в денежно кредитном регулировании экономики. Принципы построения, элементы и регулирование денежной системы страны

    Документ
    Коммерческие банки как субъекты финансового рынка, их операции и сделки. Эволюция и перспективы кредитно – инвестиционного дела в России.
  4. Регулирование экономики Украины

    Тезисы
    В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того появляются такие, к решению которых мы приступаем впер­вые.
  5. М. И. Карасева также говорит о двух самостоятельных институтах: финансово-правовом институте «денежного обращения и расчетов» ифинансово-правовом институте «валютного контроля»

    Документ
    В науке финансового права нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с денежным обращением и валютным регулированием, традиционно рассматриваются в качестве двух самостоятельных институтов, входящих в Особенную часть финансового права.

Другие похожие документы..