Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На основании ст. 1-4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ПРОШУ: Обязать (указать наиме...полностью>>
'Программа'
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настр...полностью>>
'Документ'
Печатается с разрешения автора и редакции Московского психотерапевтического журнала. Окончательный вариант в Московском психотерапевтическом журнале №...полностью>>
'Правила пользования'
Настоящие правила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распределены без разрешения ректора РГКП «ЕНУ им. Л.Н. Гумилева...полностью>>

Регулирование денежного обращения в развитых странах

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 1. Схема эволюции денежных систем и направлений регулирования денежного обращения

Практика развитых стран показывает, что в условиях интенсивного экономического роста наблюдается ускоренное увеличение активов частного сектора в денежной форме и устойчиво повышается монетизация экономики. В тот же период объем внутренних денег стабилизируется. Данные тенденции особенно заметны в условиях ускоренного развития системы электронных платежей.

Существуют характерные отличия концепций внешних и внутренних денег и экзогенности – эндогенности денег. Первая акцентирует внимание на роли денег в экономике, отмечая, что внешние деньги представляют собой особый актив, предоставляемый в распоряжение хозяйствующих субъектов государством. Вторая концепция изучает механизм формирования современных денег, подчеркивая роль банковского сектора и констатируя ограниченность влияния центрального банка на их создание.

Эндогенность является характерным свойством современных денег. Это свойство состоит в способности денег мультиплицироваться в процессе банковского кредитования хозяйствующих субъектов. Эндогенные деньги гибко подстраиваются под изменяющийся спрос на средства обращения. Они определяют устойчивость и эластичность современного денежного предложе-ния. Регулирование их обращения способствует сглаживанию циклических колебаний.

При оценке последствий усиления эндогенного характера современных денег следует учитывать, что формируемая таким образом денежная масса играет активную роль в воспроизводственном процессе и расширяет возможности рыночных сил по установлению макроэкономического равновесия. Эндогенность денежной массы определяется саморегули-рованием денежного предложения, его подстраиванием под спрос на деньги со стороны хозяйствующих субъектов. В такой ситуации денежное предложение отражает изменения спроса на деньги. Эту зависимость можно выразить уравнением, отражающим эндогенный характер денежного обращения:

, (1)

где М – денежная масса; В – денежная база; d – ставка по обязательным резервам; е – отношение избыточных банковских резервов к депозитам; с – отношение объема наличных денег к депозитам; Df(Y,r) – изменение функции спроса на деньги, который определяется Y – доходом, т. е. ВВП, и r – банковской процентной ставкой.

Проблема влияния денег на воспроизводственный процесс имеет первостепенное значение для регулирования денежного обращения. Если деньги нейтральны по отношению к воспроизводственному процессу, то регулирование их обращения, в частности определение количественных параметров денежных агрегатов, неспособно воздействовать на реальные экономические показатели. Если деньги влияют на воспроизводственный процесс, то регулирование денежного обращения и прежде всего денежная политика как составная часть такого регулирования способны эффективно стимулировать развитие экономики и способствовать ее структурной перестройке. Утверждение о нейтральности денег, понимаемое как отсутствие воздействия изменений в денежном предложении на объем выпуска, не может быть подтверждено в случае, если деньги являются эндогенными. Действительно, эндогенность денег означает их создание банковской системой в ответ на увеличение потребности в средствах обращения. Если такая потребность отсутствует, то дополнительное количество денег в экономике создано не будет. Исходя из этих соображений, резонно считать, что в современной системе денежного обращения существуют автоматические преграды избыточному формированию денежной массы, поскольку создание денег носит преимущественно эндогенный характер. Наличие тесной связи между формированием современных денег и процессом кредитования позволяет проводить стимулирующую денежную политику, но лишь в случае, когда наблюдается неполное использование факторов производства. В этих условиях деньги способны проявлять ненейтральность по отношению к реальным макроэкономическим показателям.

Вторая группа проблем, исследуемых в диссертации, связана с организацией регулирования денежного обращения в развитых странах. Регулирование денежного обращения следует рассматривать как перманентный процесс, проявляющийся на разных этапах развития денежной системы. Он основывается не только на экономических процессах, но и на формировании институциональной структуры экономики, в частности на законодательстве и создании органов управления, прежде всего, центрального банка. Проведение денежной политики предполагает осуществление денежными властями, т. е. руководством центрального банка, системы мероприятий, направленных на достижение определенных целей в виде поддержания конкретных параметров макроэкономических, в частности денежных переменных. Денежная политика представляет собой волевой акт и, следовательно, предполагает субъективизм действий. Но механизм ее реализации обусловливается взаимосвязями и взаимообусловленностями макроэкономических переменных. В этом смысле денежная политика имеет объективные основы. Правильный учет макроэкономических взаимодействий способен обеспечить достижение в рамках денежной политики целевых (таргетируемых) показателей денежных агрегатов, процентной ставки, валютного курса. Наоборот, неверные предпосылки о взаимообусловленности конкретных параметров определяют неэффективность мер денежной политики.

Вопрос об использовании постоянных правил проведения денежной политики или об отказе от них должен рассматриваться прежде всего в контексте объективных основ денежного регулирования. Этими основами являются устойчивые взаимозависимости между макроэкономическими переменными, на которые центральный банк может воздействовать, решая задачи стабильности национальных денег. Сторонники кейнсианства рассматривают в качестве основной связи между макроэкономическими показателями воздействие денежной массы на процентную ставку и ее последующее влияние на инвестиции, определяющие в свою очередь объем дохода (ВВП).

Монетаристская концепция исходит из того, что денежная масса непосредственно воздействует на цены, а через них – на номинальный объем ВВП, но не способна изменять реальные показатели. Опыт 80-х гг. ХХI в. показал, что кейнсианская система связей более устойчива. В начале ХХI в. именно процентная ставка, а, говоря точнее, ставка по избыточным обязательным резервам (federal funds rate), аккумулируемым резервными банками в Федеральной резервной системе (ФРС) США, активно используется при проведении денежной политики.

Как кейнсианская, так и монетаристская система взаимосвязей макроэкономических переменных способны проявлять нелинейность, приводящую к слому ранее сложившихся трендов. Но связи на основе процентной ставки оказываются более устойчивыми. По нашему мнению, это объясняется тесной зависимостью процентной ставки от спроса на капитал со стороны реального сектора экономики. Иными словами, кейнсианская система связей теснее увязана с реальным сектором и его динамикой. Поэтому использование процентной ставки в качестве инструмента регулирования делает денежную политику более обоснованной, предсказуемой и транспарентной. Тем не менее, мы считаем, что это не дает повода для введения постоянных правил проведения денежной политики. Их применение на практике значительно сузило бы возможности центральных банков при принятии экстренных мер в кризисных ситуациях. Кроме того, нелинейность экономических связей и частый слом трендов не позволяют использовать единые правила во всех ситуациях. Текущие изменения в спросе на деньги и необходимость их учета при формировании денежного предложения предопределяют оперативный характер регулирования денежного обращения. Центральные банки крупных стран практически ежедневно вносят коррективы в денежные показатели, в частности проводят операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг. Проводя такие операции, они воздействуют на объем денежной базы, т.е. денег на их балансах.

Денежный спрос является расчетным показателем, оцениваемым на основе уравнений, которые включают основные макроэкономические индикаторы, в частности ВВП, темп инфляции, процентные ставки, валютный курс. Центральные банки имеют возможность воздействовать на денежный спрос через изменения процентных ставок. Влияние центральных банков на денежное предложение достигается путем использования таких инструментов, как операции на открытом рынке и изменение обязательных резервов коммерческих банков. При этом обеспечивается «тонкая настройка» денежных агрегатов, необходимая для того чтобы избегать сильных колебаний экономической системы.

В системе регулирования денежного обращения в развитых странах основными являются взаимосвязи между денежной массой, ВВП, темпом инфляции и процентной ставкой. Эти взаимосвязи могут быть описаны следующей системой уравнений (в логарифмах для анализа приростных показателей):

mt = a11b11mt-1 + a12b12yt + a13b13pt + a14b14rt; (2)

yt = a21b21yt-1 + a22b22mt + a23b23pt + a24b24rt; (3)

pt = a31b31pt-1 + a32b32mt + a33b33yt + a34b34rt; (4)

rt = a41b41rt-1 + a42b42mt + a43b43yt + a44b44pt, (5)

где mt – денежная масса в момент времени t; yt – ВВП в момент времени t; pt – инфляция в момент времени t; rt – процентная ставка в момент времени t; amn – коэффициент, отражающий взаимосвязи между переменными; bmn – управляющий параметр, отражающий воздействие денежной политики на целевые переменные.

Экономический смысл модели (2) состоит в том, что каждый из четырех вышеуказанных показателей определяется под влиянием трех других и коррелирует со своим собственным значением в предшествующий период (t-1). Кроме того, он находится под воздействием мер по регулированию денежного обращения, осуществляемых центральным банком, т.е. зависит от управляющего параметра, отражающего воздействие денежно-кредитной политики на целевые переменные.

Исходя из приведенной системы уравнений, стабильность денежного обращения обеспечивается следующими соотношениями между приростными показателями:

(6)

Схема системы регулирования денежного обращения в развитых странах представлена на рис.2.

Институциональная структура

Денежная

политика

Законодательство

Трансмиссионный механизм

Цели

каналы

методы

целевые

показатели

инструменты

занятость

экономический

рост

ценовая

стабильность

стабильность финансового рынка

Динамики денежных агрегатов

Динамика и процентной ставки

Динамика кредитования

Денежный

Воздействие на денежную массу

Воздействие на процентную ставку

Воздействие на банковские резервы

Денежные агрегаты

Колебания процентной ставки

Инфляция

Резервы банковской системы

Валютный курс

Операции на открытом рынке

Рефинансирование

Обязательное резервирование

Рис. 2. Схема системы регулирования денежного обращения в развитых странах

Схема алгоритма прямого воздействия, обратных связей и корректирующего влияния центрального банка на целевые показатели денежной политики представлена на рис. 3.


Денежные

агрегаты


Темп

инфляции


Центральный

банк

Процентные

ставки


Незаемные ресурсы банковской системы


Валютный

курс


прямое воздействие;

обратная связь;

корректирующее воздействие.

Рис. 3. Схема алгоритма прямого воздействия, обратных связей и корректирующего влияния центрального банка на целевые показатели денежной политики

Третья группа проблем, исследованных в диссертации, касается современных направлений развития регулирования денежного обращения в развитых странах. Основными показателями денежной политики являются: валютный курс, денежные агрегаты, инфляция, процентная ставка, обязательные резервы банковской системы. В развитых странах накоплен большой, но противоречивый опыт использования указанных показателей. В разные периоды времени предпочтение оказывалось какому-либо из них. Однако практика неизменно показывала не только преимущества применения того или иного индикатора, но и существенные недостатки. В этой связи важно определить критерии установления таких показателей (рис. 4).

Степень управляемости со стороны центрального банка

Временной лаг между принятием решения об изменении показателя и его динамикой в выбранном направлении

Ресурсы центрального банка, затрачиваемые на изменение показателя

Критерии определения

целевых показателей

денежной политики

Интенсивность связей с прочими макроэкономическими показателями

Способность формировать позитивные ожидания хозяйствующих субъектов

Воздействие на процессы в реальном секторе экономики

Устойчивость в условиях открытости национальной экономики и подверженность влиянию финансовой глобализации

Рис. 4. Схема критериев определения целевых показателей денежной политики

Приведенные на рис. 4 критерии характеризуются сложной структурой прямых и обратных связей. Поэтому при выборе конкретного целевого показателя у денежных властей должна оставаться свобода воздействия на прочие возможные показатели в целях обеспечения общей сбалансированности мер по регулированию денежного обращения. Целесообразно использовать не какой-то один целевой показатель, а их сбалансированную систему. Причем, в такую систему должны включаться показатели, в наибольшей степени отвечающие отмеченным выше критериям.

В настоящее время распространенным методом проведения денежной политики в развитых странах является инфляционное таргетирование. Оно представляет собой выбор таких параметров динамики цен, которые становятся целью центрального банка при проведении денежной политики.

Инфляционное таргетирование основывается на следующих теоретических положениях: не имея возможности прямого воздействия на цены через изменения денежных агрегатов, центральные банки способны создавать у хозяйствующих субъектов позитивные ожидания относительно темпов инфляции в будущем периоде; формирование позитивных ожиданий хозяйствующих субъектов обеспечивается за счет транспарентных и ответственных действий центрального банка и равнозначно созданию устойчивых информационных каналов, обеспечивающих передачу сигналов от центрального банка к экономической системе; инфляционное таргетирование не является правилом денежной политики в строгом смысле этого понятия, поскольку оно не основывается на устойчивой взаимосвязи между макроэкономическими переменными, а представляет собой систему косвенного влияния на динамику цен; инфляционное таргетирование состоит в обеспечении соответствия и взаимообусловленной динамики основных макроэкономических параметров: номинального ВВП, денежных агрегатов, обязательных резервов, процентной ставки, валютного курса; важной чертой инфляционного таргетирования является долгосрочный характер осуществляемой денежной политики, поскольку воздействие всех основных параметров регулирования на уровень цен происходит со значительным лагом во времени.

Таргетирование инфляции в шести развитых странах (Австралии, Великобритании, Канаде, Норвегии, Новой Зеландии, Швеции) имеет как общие черты, так и специфические особенности. К общим чертам относятся: установление не точных значений таргетируемой инфляции, а диапазона возможных колебаний; использование в качестве ориентиров для изменения денежной политики квартальных показателей роста цен; проведение таргетирования инфляции в течение длительного периода (Австралия и Швеция – с 1993 г.); предоставление центральным банкам широких полномочий при осуществлении инфляционного таргетирования; применение процентной ставки в качестве операционной цели при инфляционном таргетировании.

К особенностям конкретных стран, осуществляющих инфляционное таргетирование, относятся: переходный период, потребовавшийся для достижения целевых показателей инфляции (в Великобритании, Канаде, Новой Зеландии); провозглашение цели инфляционного таргетирования (ценовая стабильность – в Новой Зеландии и Швеции; иерархия целей, включающая ценовую стабильность – в Великобритании; набор целей, включающий индекс цен – в Австралии и Канаде); применение разных показателей инфляции (индекс потребительских цен; базовый индекс потребительских цен; не включающий, например, цены на бензин и продукты питания); временной горизонт, определяемый для принятия корректировочных решений, исходя из фактической динамики ценовых индексов (6–8 кварталов – в Канаде; 1–2 года – в Швеции; отсутствие установленных временных горизонтов – в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии).

К преимуществам инфляционного таргетирования прежде всего относятся создание позитивных ожиданий и предоставление хозяйствующим субъектам возможности принятия долгосрочных финансовых решений. Это позволяет оказывать мерами денежной политики непосредственное влияние на реальный сектор экономики, избегать рецессий, стимулируя экономический рост.

При использовании инфляционного таргетирования в России следует принимать во внимание, что реализация такой политики потребует определенный переходный период. Как показывает мировой опыт, снижение темпа роста цен до 1–3% в год относительно безболезненно происходит в экономике, в которой инфляция не превышает 6% в год. В противном случае имеет место жесткая перестройка экономики, сопровождающаяся снижением темпов экономического роста и увеличением безработицы. На наш взгляд, наиболее эффективным путем денежной политики Банка России может стать постепенное, заранее планируемое и объявляемое снижение ставки рефинансирования. Это позволит сформировать у хозяйствующих субъектов позитивные рациональные ожидания, стабилизировав уровень цен и рентабельность в реальном секторе. Такая политика даст возможность избежать использования жестких мер для обеспечения количественных показателей инфляции, которые угрожали бы замедлением экономического роста и ростом безработицы. Кроме того, необходимо повысить управляемость краткосрочной ставкой процента за счет развития кредитных операций Банка России.

Для обоснованного выбора целевого количественного показателя денежной политики большое значение имеет анализ взаимосвязей процентной ставки с резервами банковской системы. Как в США, так и в еврозоне резервы коммерческих банков подразделяются на обязательные и избыточные. Первые хранятся на специальных счетах в центральных банках и рассчитываются в процентах от общей суммы депозитов, аккумулированных в коммерческих банках на определенный период. Вторые могут формироваться самими коммерческими банками, исходя из их представлений о рисках ликвидности и кредитных рисках. На момент расчета необходимого объема обязательных резервов, хранимых коммерческими банками в центральном банке, эти резервы могут оказаться как в излишке, так и в недостатке. В первом случае определенный объем денежных средств должен быть возвращен конкретному коммерческому банку; во втором – внесен им на специальный счет. В США сложился рынок излишних обязательных резервов. На этом рынке коммерческие банки, имеющие на расчетную дату объем резервов, превышающих необходимую величину, могут предоставлять их в кредит коммерческим банкам, которые обязаны перечислить соответствующие суммы резервов на счета в ФРС. Формирующаяся в ходе этих кредитных операций процентная ставка (federal funds rate) является разновидностью межбанковской кредитной ставки. Однако эта ставка характеризуется существенной спецификой. Она отражает информацию о состоянии спроса и предложения банковских резервов и соответственно ликвидности банковской системы в целом. Ставка по избыточным обязательным резервам является основой для ставки межбанковского кредитования. Последняя, в свою очередь, определяет ставку по кредитам для первоклассных заемщиков («прайм-рейт»).

В предлагаемом нами варианте денежной политики основное внимание должно уделяться снижению размаха колебаний ставки по избыточным обязательным резервам. При этом условиями стабильности денежного обращения станут, во-первых, равные темпы изменения обязательных резервов и денежной массы; во-вторых, непревышение роста цен над увеличением реального ВВП. Эти связи могут быть выражены следующей оптимизационной моделью:

Drt = aDRt + bDMt + cDYt + dDpt + eDrt-1 ® min (7)

где DRt – изменение обязательных резервов в период времени t; DMt – изменение денежной массы в период времени t; DYt – изменение ВВП в период времени t; Dpt – изменение индекса потребительских цен в период времени t; Drt – изменение процентной ставки по избыточным обязательным резервам в период времени t; a, b, c, d, e – коэффициенты.

Денежная политика, проводимая в условиях установленных в модели (7) ограничений, по нашему мнению, обеспечит стабильность целевых показателей, будет характеризоваться транспарентностью и тем самым обеспечит позитивные ожидания хозяйствующих субъектов.

В Заключении диссертации приведены основные выводы и рекомендации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Покалюк М.М. Современные особенности регулирования денежного обращения в развитых странах. Девятнадцатые Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных сотрудников. – М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2006, 0,1 п. л.

2. Покалюк М.М. Регулирование денежного обращения и воспроизводственный процесс. Двадцатые Международные Плехановские чтения. Труды аспирантов, докторантов и научных сотрудников. – М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007, 0,1 п. л.

3. Покалюк М.М. О теоретических основах денежной политики развитых стран. – СПб.: ж. Современные аспекты экономики, 2007, № 3, 0,5 п. л.

4. Покалюк М.М. Влияние денег на реальный воспроизводственный процесс. – СПб: ж. Современные аспекты экономики, 2007, № 3, 0,5 п. л.

5. Покалюк М.М. Регулирование денежного обращения в развитых странах. – М.: Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007, № 4, 0,5 п. л. (издание, рекомендованное ВАК)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принципы монетаризма, используемые для регулирования денежного обращения в Эстонии

    Документ
    Существующая мировая рыночная модель серьезна больна. Болезнь эта на сегодняшний момент остается неизлечимой, ее имя – кризис характерными симптомами которого являются: быстрорастущие инфляция,
  2. Организация и регулирование денежного хозяйства РФ

    Автореферат
    Защита состоится 16 октября 2008 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.287.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620144, г.
  3. Темы выпускных работ 2003/2004 уч года Теории денег и их использование в денежно кредитном регулировании экономики. Принципы построения, элементы и регулирование денежной системы страны

    Документ
    Коммерческие банки как субъекты финансового рынка, их операции и сделки. Эволюция и перспективы кредитно – инвестиционного дела в России.
  4. Регулирование экономики Украины

    Тезисы
    В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того появляются такие, к решению которых мы приступаем впер­вые.
  5. М. И. Карасева также говорит о двух самостоятельных институтах: финансово-правовом институте «денежного обращения и расчетов» ифинансово-правовом институте «валютного контроля»

    Документ
    В науке финансового права нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с денежным обращением и валютным регулированием, традиционно рассматриваются в качестве двух самостоятельных институтов, входящих в Особенную часть финансового права.

Другие похожие документы..