Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
. Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их о...полностью>>
'Документ'
6 – 7 января 2011 г. в г. Астане состоялась международная конференция «Космос на благо человечества – взгляд в будущее», в работе которой приняли уча...полностью>>
'Документ'
Актуальность. Дошкольное детство – благоприятный период для развития музыкальных и творческих способностей детей. Поэтому на музыкальных занятиях нео...полностью>>
'Урок'
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье...полностью>>

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий n 482 федеральный горный и промышленный надзор россии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

N 482

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

N 175а

ПРИКАЗ

от 15 августа 2003 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ

ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ

ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ

АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" приказываем:

Утвердить согласованную с Минэкономразвития России Методику определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (приложение).

Министр

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

С.К.ШОЙГУ

Начальник

Федерального горного и

промышленного надзора России

В.М.КУЛЬЕЧЕВ

Приложение

к Приказу МЧС России,

Госгортехнадзора России

от 15.08.2003 N 482/175а

Согласовано

Минэкономразвития России

письмо

от 14.03.2003 N МЦ-234/23

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ

ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ

ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ

ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ

"Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" разработана Госгортехнадзором России и МЧС России при участии специалистов ЗАО "Экоцентр-Агрохимбезопасность" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876.

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящая Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения организаций, производств и объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России (далее - Методика), разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее - Правила) и Порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденным по согласованию с Минэкономразвития России (письмо от 04.03.2002 N МД-312/23) совместным Приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России (далее - Порядок) от 18 мая 2002 г. N 243/150/270/68/89, зарегистрированным Минюстом России 3 июня 2002 г., регистрационный N 3493.

1.2. В Методике учтены особенности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) хранилищ жидких отходов промышленных организаций, производств и объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России.

1.3. При разработке Методики использованы другие законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, в частности, Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303; нормативные документы Госгортехнадзора России, в частности, Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России организациях, производствах и объектах (РД 03-404-01), утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 09.04.2001 N 11, Методика расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий (РД 09-391-00), утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000 N 65; руководящие и методические документы других государственных органов и организаций, осуществляющих надзор за безопасностью ГТС в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.97 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений".

II. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Правила, Порядок и настоящая Методика регламентируют процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии ГТС.

2.2. Методику следует использовать для расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения в целях определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

2.3. Методика может быть использована при декларировании безопасности ГТС, проектировании ГТС, классификации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями ГТС, разработке мероприятий по обеспечению готовности ГТС к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций и других видах работ, связанных с обеспечением безопасности ГТС.

2.4. Методика предназначена для работников Госгортехнадзора России, МЧС России, специалистов в области безопасности ГТС проектных и экспертных организаций, работников эксплуатирующих организаций и собственников ГТС.

III. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Гидротехнические сооружения - плотины, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных организаций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую природную среду [4].

3.2. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии на ГТС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4].

Согласно [27] ЧС определяется как обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

3.3. Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [6].

3.4. Природная среда - совокупность компонентов природной среды природных и природно-антропогенных объектов [6].

3.5. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле [6].

3.6. Авария гидротехнического сооружения - опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций, нарушению производственных и транспортных процессов, нанесению ущерба окружающей природной среде [22].

3.7. Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение [4].

3.8. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением [4].

3.9. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами [8].

3.10. Остаточная стоимость - стоимость основных фондов, еще не перенесенная на продукт: на вновь введенных в эксплуатацию объектах совпадает с первоначальной стоимостью, на действующих - меньше на величину износа [13].

3.11. Стоимость замещения - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки [13].

3.12. Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства основных фондов в условиях данного года; определяется путем периодической переоценки основных фондов с учетом их физического состояния и морального износа и действующих на момент переоценки оптовых цен, тарифов и сметных норм, расценок на строительно-монтажные работы [13].

3.13. Водозабор - забор воды из водоема, водотока или подземного водоисточника [26].

3.14. Хранилище - искусственная или естественная емкость - включает в себя комплекс сооружений, обустроенных и эксплуатируемых в соответствии с проектами и предназначенных для размещения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, зол, сточных вод, вод производственного назначения и других жидких, пастообразных или твердых отходов [25].

3.15. Хранилище бесплотинное - хранилище, исключающее возведение как плотин, так и первичных дамб [25].

3.16. Зона затопления - зона, в пределах которой происходит движение потока, образующегося при разрушении дамбы (плотины) [24].

3.17. Катастрофическое затопление - территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, выход из строя оборудования предприятий [24, 28].

3.18. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов [51].

3.19. Вероятный вред - оцененный в рублях размер максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения [12].

IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Исходными данными для определения размера вероятного вреда в общем виде являются:

перечень прогнозируемых сценариев аварий ГТС, в т.ч. гидродинамических аварий (при гидродинамической аварии происходит разрушение ограждающих дамб и разлив содержимого хранилищ, вызывающий затопление окружающих территорий, в том числе мест временного или постоянного присутствия человека, мест размещения зданий и сооружений; распространение вредных веществ, которое приводит к загрязнению почв и земель, грунтовых вод, поверхностных водоемов, источников питьевого водоснабжения), с указанием возможных зон воздействия аварии;

значения величин негативных воздействий аварии ГТС;

сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии.

4.2. Информация по определению вероятного вреда, как правило, содержится в соответствующих разделах декларации безопасности ГТС, заключении экспертизы декларации безопасности.

В случае недостатка информации, содержащейся в декларации безопасности ГТС, или отсутствии декларации безопасности ГТС, для получения исходных данных используются результаты проектных, изыскательских, научно-исследовательских работ, эксплуатационные материалы и результаты обследований, оценок технического состояния ГТС.

4.3. Перечень и вероятность сценариев, значения негативных воздействий аварии ГТС, необходимые для определения размера вероятного вреда, устанавливаются на основании:

анализа возможных причин возникновения и характера опасных повреждений ГТС, способных вызвать аварийные ситуации и гидродинамические аварии (выявляются с учетом конструктивных особенностей и состояния сооружений, природно-климатических, геологических и других условий эксплуатации и расположения ГТС, режимов эксплуатации и состояния механического оборудования, уровня технического контроля за сооружениями, квалификации эксплуатационного персонала);

определения показателей риска аварий ГТС;

расчета границ зон возможного затопления и границ зон вредного воздействия на окружающую среду (природные и природно-антропогенные объекты, а также антропогенные объекты);

оценки возможного числа погибших, пострадавших и численности населения, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);

оценки степени разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов).

Для получения исходных данных в первую очередь применяются утвержденные (согласованные) МЧС России и (или) Госгортехнадзором России требования, методики, рекомендации и другие руководящие документы по определению исходных данных, используемых для расчета вероятного вреда на дату определения владельцем ГТС документа "Расчет вероятного вреда", предусмотренного в главе III Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного совместным Приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18 мая 2002 г. N 243/150/270/68/89.

4.4. Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии ГТС (аварии с наибольшим значением величины вероятного вреда), а также для сценария наиболее вероятной аварии ГТС.

Вероятный вред определяется в денежном выражении.

При наличии у владельца ГТС двух и более ГТС величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого ГТС.

4.5. Хранилища жидких отходов следует подразделять на различные типы, в т.ч. по максимальному объему и составу жидких отходов. Выделяются мелкие с объемом до 100 тыс. м3; средние с объемом от 100 тыс. м3 до 1 млн. м3; крупные хранилища жидких отходов с объемом более 1 млн. м3 [25]. Выделяются хранилища, предназначенные для размещения опасных жидких отходов с загрязняющими веществами, и объекты, предназначенные для аккумуляции природных вод, например, в целях организации производственного водоснабжения и т.п.

4.6. Для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий, имеющих в своем составе плотины (дамбы), максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, как правило, связан с гидродинамическими авариями.

4.7. Для мелких по объему хранилищ жидких отходов вероятный вред в результате аварии в основном связан с ущербом здоровью людей, загрязнением следующих компонентов природной среды: почв, грунтовых вод (подземных вод первого водоносного горизонта от поверхности земли), поверхностных водоемов.

4.8. Для средних по объему хранилищ жидких отходов вероятный вред в результате аварии, как правило, связан с ущербом здоровью людей; разрушением производственных зданий и сооружений, хозяйственных построек, дорог, расположенных в непосредственной близости от хранилища; ущербом сельскому хозяйству и загрязнением компонентов природной среды, указанным в пункте 4.7; выходом из строя водозаборных сооружений.

4.9. Как правило, для крупных по объему хранилищ жидких отходов вероятный вред связан с возможными человеческими жертвами, ущербом здоровью людей, разрушением производственных зданий и сооружений, жилых построек, дорог и других объектов, ущербом сельскому хозяйству, загрязнением компонентов природной среды, указанным в пункте 4.7; выходом из строя водозаборных сооружений.

4.10. Для крупных хранилищ (как правило, с объемом несколько млн. м3), предназначенных для аккумуляции природных вод, вероятный вред в основном связан с возможными человеческими жертвами, ущербом здоровью людей, с разрушением производственных зданий, жилых построек, дорог и других объектов, с ущербом сельскому и лесному хозяйству; выходом из строя водозаборных сооружений, в том числе производственного назначения.

4.11. Для бесплотинных хранилищ жидких отходов промышленных предприятий максимальный вред в основном связан с фильтрацией загрязненных вод через основание и борта хранилища. При фильтрационных утечках происходит загрязнение природных вод (подземных, грунтовых и поверхностных), источников питьевого водоснабжения.

4.12. Для хранилищ жидких отходов характерны как аварии с достаточно высокой вероятностью и несущественными последствиями аварии (например, аварии водопроводов оборотной воды), так и аварии с малой степенью вероятности и значительными последствиями аварий (например, гидродинамические аварии).

4.13. Для оценки вероятного вреда в денежном выражении применяются положения, изложенные в разделе V настоящей Методики.

При недостатке фактических данных, невозможности получить достоверные фактические данные, для отдельных составляющих вероятного вреда допускается применение положений метода укрупненных показателей для определения вероятного вреда, причиняемого гидродинамическими авариями ГТС (см. приложение 3 к настоящей Методике).

4.14. При определении вероятного вреда допускается:

использовать метод аналогий;

для составляющих по определению вероятного вреда, вклад которых в итоговый результат незначителен, использовать укрупненные показатели (см. приложение 3 к настоящей Методике);

вероятные затраты на возмещение имущественного и других ущербов оценивать методом экспертных оценок.

4.15. При определении вероятного вреда следует более подробно рассматривать и учитывать составляющие, вносящие наибольший вклад в итоговый результат.

4.16. Общим требованием для оценки вероятного вреда в денежном выражении является исключение двойного счета, когда оценка одного и того же фактора включается в оценку различных последствий.

4.17. Для определения вероятного вреда рекомендуется формировать рабочие группы или комиссии, куда должны входить:

заинтересованные и компетентные службы собственника и (или) эксплуатирующей ГТС организации, как правило, службы по капитальному строительству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, охране окружающей среды, эксплуатации и мониторингу безопасности ГТС;

организации, определенные МЧС России и Госгортехнадзором России, осуществляющие экспертизу декларации безопасности ГТС в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 1303.

К работе комиссий или рабочих групп могут привлекаться другие организации (например, проектные организации) и отдельные специалисты (например, профессиональные оценщики).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской федерации (31)

    Документ
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) в целях единства бюджетной политики,
  2. Российской федерации (2)

    Документ
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) в целях единства бюджетной политики и своевременного составления бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приказываю:
  3. Приказ от 24 августа 2007 г. N 74н об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации российской федерации

    Документ
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) в целях единства бюджетной политики и своевременного составления бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приказываю:
  4. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  5. 1. Утвердить прилагаемую Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года

    Документ
    2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минпромторгом России, ФСТ России и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Транспортной стратегии

Другие похожие документы..