Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с 2005 года проводит Европейскую неделю иммунизации, которая призвана привлечь внимание к проблеме иммуни...полностью>>
'Документ'
С целью совершенствования структуры, форм и методов работы методической службы гимназии в рамках реализации Программы развития гимназии (победителя Н...полностью>>
'Документ'
Курительная смесь «Спайс» на территории Самарской области появилась в конце 2008 – начале 2009 г.г. В состав смеси входит шалфей предсказателей (salv...полностью>>
'Тезисы'
Статистическое измерение показателей неравенства и бедности основывается на результатах статистических наблюдений, соединяющих в себе данные по разме...полностью>>

Программа подготовки специалиста специальности 020800 «Историко-архивоведение» Для студентов очной формы обучения

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Институт исторического и правового образования

Кафедра отечественной истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.02 НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

специальности 020800 «Историко-архивоведение»

Для студентов очной формы обучения

Уфа 2010

МОДУЛЬ 1.

НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

гос впо № 59 пед/бак (новый) от 14.03.2000 г.

Индекс

дисциплины

Наименование дисциплины и основные дидактические единицы

Всего часов

ОПД.Ф.02

ИСТОРИЯ РОССИИ

…. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма. Современная Россия, становление гражданского общества…

192

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Институт исторического и правового образования

Кафедра отечественной истории

«Согласовано»

председатель учебно-методической

комиссии ИИПО

______________Р.З. Алмаев

_____ . _______2008 г.

«Утверждаю»

директор ИИПО

_______________ Г.Т.Обыденнова

_____ . _______2008 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02 НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

специальности 020800 «Историко-архивоведение»

Для студентов очной формы обучения

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Новейшая история России» - обеспечение овладение знаниями по истории России, необходимыми для квалификационной характеристики выпускника, получающего квалификацию специалиста профиля 020800 «Историко-архивоведение».

Содержание программы позволяет решить следующие задачи:

  • проанализировать основные эпохи и важнейшие события отечественной истории;

  • раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории России;

  • показать место России в мировом историческом процессе;

  • представить состояние источниковой базы по всем периодам российской истории и перспективы её расширения;

  • дать анализ историографии дискуссионных проблем истории Отечества.

Дисциплина ориентируется на следующие виды профессиональной деятельности:

    • научно-исследовательская;

    • преподавательская;

    • культурно-просветительская.

Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

  • обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета;

  • широкая профессиональная деятельность, требующая общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в образовательных учреждениях;

  • продолжение научного образования по истории;

  • готовность способствовать осознанному выбору учащимися последующих образовательных программ;

  • участие в исследованиях по проблемам развития исторического образования;

  • овладение основными методами научных исследований в области исторического образования;

  • приобретение новых знаний, используя современные информационные образовательные технологии;

  • проектирование и осуществление профессионального самообразования;

  • социализация и формирование общей культуры личности учащегося;

  • реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения материала программы дисциплины студент должен:

знать

    • закономерности и единство всех сторон исторического развития России;

    • место и роль России во всемирном историческом процессе;

    • основные этапы истории России, их хронологию;

    • основные комплексы исторических источников по истории России;

    • важнейшие историографические проблемы отечественной истории и основные историографические подходы к ее освещению;

    • фактический материал (важнейшие даты и события, имена и характеристики исторических деятелей);

    • основную научную литературу по дисциплине;

    • основные исторические понятия и термины;

уметь

    • применять полученные знания в профессиональной деятельности;

    • критически анализировать и сопоставлять источники и научную литературу;

    • излагать базовую общепрофессиональную информацию;

    • ставить и решать исследовательские задачи;

    • участвовать в дискуссиях;

    • разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы);

владеть навыками

    • работы с наглядными материалами.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к славным страницам истории своего отечества.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

192

7,8

Аудиторных часов

96

7,8

Лекции

56

7,8

Практические занятия (семинары)

40

7,8

Лабораторные работы

-

-

Контроль самостоятельной работы

-

7,8

Самостоятельная работа студента

96

7,8

Курсовые работы, рефераты

Х

8

Вид итогового контроля

экзамен

7,8

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

п/п

Тематический план

Кол-во лекций, семинаров и КСР

ЛК

ПЗ

КСР

Раздел I. Цивилизационный слом и появление Советской России. 1917-1922 гг.

10

8

2

1. Революция 1917 г. и Гражданская война в России

4

2. Национальная политика и национально-государственное строительство в 1917-1922 гг.

4

Раздел II. Советское государство в 1920-1930 гг.

8

6

2

3. Страна в годы НЭПА

2

4. Форсированная индустриализация и коллективизация с/х

2

5. Советская страна накануне войны. Политический режим и международное положение

2

Раздел III. СССР в годы второй мировой войны

10

6

6. ВОВ: основные этапы и события.

4

7. Россия и мир в годы войны

2

Раздел IV. Советский Союз во второй половине ХХ века (1946-1985 гг.)

14

14

4

8. Политика «Оттепели» и реформы 1960-х гг.

6

9. Социально-экономическое развитие ССР в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

4

10. Кризис советской модели общественно-политической системы

4

Раздел V. «Перестройка» в СССР: от попыток «совершенствования» системы к смене модели общественного развития. Россия в 1990 гг. – начале XXI в.

14

6

2

11. Перестройка в СССР. Новая Россия

6

Всего

56

40

10

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Курс «Новейшая история России» - его предмет и место в общем курсе истории России. Цель и задачи курса, методология, структура и формы изучения.

Характеристика основных источников по новейшей истории России.

Историография проблемы.

РАЗДЕЛ I. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫИ СЛОМ И ПОЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 1917-1922 гг.

Тема 1. Революция 1917 года. Гражданская война

Октябрьские события в Петрограде. Стихия массового движения. Мифологизация общественного сознания и роль прессы. Факторы успеха большевиков. II съезд Советов, его решения. Новые органы власти. Партийный и персональный облик ВЦИК и СНК. Соперничество и сотрудничество социалистических партий в организации новой власти в стране. Идея «однородного социалистического правительства». Позиция Л.Б. Каменева и В.П. Ногина. В.И. Ленин как тип государственного руководителя и политического вождя. Захват большевиками власти в Москве и провинции: мирный и вооруженный пути.

Учредительное собрание: итоги выборов, ход работы и разгон. Большевистские представления о превосходстве советовластия над парламентской демократией западного типа. Создание ВЧК и добровольческой Красной армии. Ф.Э. Дзержинский как тип революционера у власти. Первые ограничения политических свобод.

География и этапы Гражданской войны в России. Психология Гражданкой войны. Гражданская война как война против народа силами народа.

Первые очаги антибольшевистского сопротивления. Генералы М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Краснов, А.М. Каледин во главе Белого дела. Образование Добровольческой армии.

Расширение социальной и военно-политической базы антибольшевистского лагеря (Всевеликое войско Донское, Комитет членов Учредительного собрания, Уфимская директория).

Переход большевиков к формированию Красной армии на мобилизационной основе. Создание центрального и фронтового аппаратов управления. Л. Д. Троцкий — председатель Реввоенсовета. Комиссары и военспецы. Пропаганда и террор в Красной армии. Военные действия на Восточном и Южном фронтах в 1918-1919 гг. Распад демократических правительств и становление белых военных диктатур на востоке и юге России. Адмирал А.В. Колчак и генерал А.И. Деникин как политические деятели

Демографические, экономические, социальные, политические и идейно-нравственные итоги Гражданской войны. Вооруженный экспорт большевистской власти в Закавказье и Среднюю Азию, факторы его успеха и особенности по сравнению с «походом за Вислу».

Тема 2. Национальная политика и национально-государственное строительство в 1917-1922 годы

Проблема национально-государственного переустройства на просторах империи. Борьба в коммунистической партии по национальному вопросу. План Сталина по «автономизации» республик, его критика Лениным. Ленинская концепция федерализма. Соотношение централистских и сепаратистских устремлений в партии и обществе. Образование СССР. Характер новой государственности по сравнению с Российской империей. Смена национальной символики: традиционность и новации.

РАЗДЕЛ II. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1920-1930 ГОДЫ

Тема 3. Страна в годы НЭПА

Хозяйственная разруха и социальный кризис после Гражданской войны. Вооруженные выступления против продразверстки и диктатуры большевиков. Крестьянские восстания в Сибири, Среднем Поволжье, на Дону и Кубани. А.С. Антонов и «антоновщина». Кронштадтский мятеж.

Решения X съезда РКП(б) как способ лик­видации политического, хозяйственного и партийного кризисов.

Содержание и механизм реализации новой экономической политики советского государства. Ленинская теория нэпа как единственного пути многоукладной России к социализму: реализм и иллюзии. Регулятивная роль государства в проведении экономических реформ.

Восстановление экономики и рост частнокапиталистического уклада. Противоречия между городом и деревней. «Ножницы» цен, «кризис сбыта» и «товарный голод»: их причины, рыночные и административные способы устранения и последствия. Кризисы хлебозаготовок.

Общественная реакция на смену экономического курса. Появление специфических социальных групп («нэпманы», мошенники, спекулянты, мелкие частные предприниматели) в качестве наследников дореволюционных социокультурных типов. Рабочий класс и безработица. Изменение структуры крестьянства. Городской и деревенский быт 20-х годов. Массовое сознание и политические настроения различных социальных групп.

Оценки смысла и результатов новой экономической политики в работах современных историков.

Формирование феномена советской культуры, роль А.М. Горького. Метод социалистического реализма и его роль в создании художественно-публицистического образа страны победившего социализма. Роль новой творческой интеллигенции: А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, В.В. Маяковский, Н.А. Островский, М.А. Шолохов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (29)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу.
  2. Министерство образования российской федерации (86)

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки историка-архивиста по специальности 020800 Историко-архивоведение при очной форме обучения 5 лет.
  3. Curriculum Vitae Образование

    Документ
    1990-1992 гг. – аспирант дневного отделения кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.
  4. Реферат по дисциплине «Документоведение и документационное обеспечение управления» на тему «Проблемы, с которыми сталкиваются студенты при изучении документоведения и смежных дисциплин»

    Реферат
    Работа посвящена проблемам высшего образования по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и представляет их общий анализ с точки зрения студента.
  5. М. К. Аммосова Кафедра всеобщей истории и этнографии новые информационные технологии в учебном процессе программа курса

    Программа курса
    1.1. Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направления на изучение технических средств, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания условий развития современного мира, прогнозирования будущего.

Другие похожие документы..