Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Расходы крупного бизнеса на аудит и написание всей необходимой отчетности могут достигать десятка миллионов долларов в год. Потребности компаний все ...полностью>>
'Презентация'
Без огня невозможна жизнь на Земле- даже в древние времена люди добывали огонь путём трения и поддерживали его постоянно, дежурили , чтобы он не пога...полностью>>
'Документ'
Понятие отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное — от позднелат. deviatio — отклонение) поведение — система поступков или отдельные поступ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Учебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» как самостоятельный раздел дисциплины «Общая психология...полностью>>

Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Демоверсия РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

По дисциплине «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»

для специальности 012500 География

Кафедра географии

Биолого-теографического факультета

Курс первый

Семестр первый

Всего часов 100, аудиторных 58, СРС

Составитель: проф. Г.Н.Максимов

1. Дисциплина является основным курсом по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" ГОСВПО от 10.03.2000 рабочая программа составлена на основе требований указанного стандарта: Понятие о географической оболочке, ее становление и этапы развития, структура и динамика географической оболочки и ее единство.

2. Принципы и цели.

2.1. Принципы. Основание ведения дисциплины - ГОС специальности. Она адресована первокурсникам, только что поступившим после школы. Поэтому она является неким теоретическим синтезом после страноведческой географии в школе (регионального синтеза). Целью изучения дисциплины является познание состава, строения и свойств внешних геосфер; состава и структуры учения о географи­ческой оболочке. В процессе изучения этого материала студент приобретает знания и умения по описанию объекта, логике классификационных процедур и самостоятельному изложению изученного материала в разнообразных формах.

Для восприятия курса раскрывается понятийный аппарат наук о Земле, связь понятий в законы, объединение законов в теории. Так, фундаментальными из них являются понятия о геосферах, географической оболочке и ландшафте, динамических свойствах (круговоротах и циркуляциях, ритмических и эволюционных процессы).

Курс, в учебном плане, призван создать географическую картину природы, быть базой для изучения компонентных физико-географических наук. В области профессиональной деятельности курс является центральным для преподавания общей физической географии в образовательных учреждениях, а для будущих исследователей курс прививает вкус к рассмотрению единства во множестве.

Курс разработан в классическом стиле сочетания лекций, практических, самостоятельных работ - без новомодных инноваций, кроме рейтинга для текущего мониторинга знаний.

2.2. Цели. В результате изучения курса студент должен иметь представление о составе, строении и динамических свойствах Земли, развитии учения о географической оболочке; знать положение земли в системе мира, основные формы циркуляционных и эволюционных процессов, происходящих во внешних геосферах; уметь различать законы функционирования отдельных геосфер; иметь навыки работы с источниками учебной и справочной литературы.

3. Контролирующие материалы

3.1. Задания на СРС

Таблица 1. Земля. Масса - ...

Внутреннее строение

Географические следствия вращения

орбитального

вокруг своей оси

Таблица 2. Литосфера. Масса -...

Кларки химических элементов з/коры

Перечень древних и мол. платформ

Периоды горо-образования

Группы горных пород

Таблица 3. Атмосфера. Масса -...

Постоянные и сезонные центры атм.давления

Вертикальное строение атм.,с характ-й

Горизонтальное строение (возд.массы)

Таблица 4. Гидросфера. Масса -...

Виды воды в природе

Генетич.типы океанич. Течений,с примерами

Классиф.рек по типам питания

Генетич. Типы озерных котловин

Таблица 5. Биосфера. Масса -...

Состав живого вещ-ва и трофические цепи

Элементы биологич. баланса

3ональные типы растит-ти и почв

Таблица 6. Географическая оболочка. Масса -...

Состав ГО(тела,поля компоненты

З а к о н о м е р н о с т и

территориальной дифференциации

целостности

временные категории

3.2. Образцы тестов текущего и итогового контроля

1. Назовите комплексные а), б) и компонентные а), б), в), г), д), е) физико-географические науки.

2. Сгруппируйте течения по генетическим типам: Сев. пассатное, Юж. пассат­ное, Гольфстрим, Бенгельское, Канарское, Зап. ветров, Куросио, Калифор­нийское, Лабрадорское, Гвианское, Алеутское, Перуанское, Ломоносова, Мозамбикское.

3. Впишите пять видов природной ритмики....

3.3. Номенклатура приводится в приложении к практикуму по общему землеведению: Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению,- М.:ВШ,1982.

3.4. Тематика курсовых работ предлагается персонально с учетом интересов студентов и актуальной проблематики географии. Более или менее общие темы приводятся в разделе 6. ДИ

4. Дополнительная информация. Учебники и учебные пособия.

1. Геренчук К.И.,Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение.- М.:

Высшая школа, 1984.

2. Мильков Ф.Н. Общее землеведение.- М.: ВШ, 1989.

3. Марков К.К. и др. Введение в общее землеведение.- М.: Изд-во МГУ, 1978.

4. Максимов Г.Н. Науки о Земле.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.

5. Шубаев Л.П. Общее землеведение.- М.: ВШ,1977.

6. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению,- М.:ВШ,1982.

И т.д. Дисциплина является одной из самых обеспеченных учебниками и другими пособиями УМК в цикле географических дисциплин.

Примерная тематика курсовых работ

1. Система географических наук

2. Границы географической оболочки

3. Оригинальный вклад А.А.Григорьева в учении о географической оболочке

4. Идеи А.А.Григорьева о геогр. оболочке и В.И.Вернадского о биосфере

5. Теория территориальной дифференциации ландшафтов

6. Изучение развивающихся процессов в физической географии

7. Ритмические явления в природе

8. География и экология - сходство и различия задач

9. Конструктивная география

10. Эволюция понятия закона географической зональности

ДЕМОВЕРСИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по дисциплине «ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

Составитель: Слепцова Надежда Петровна,

доцент кафедры географии.

Объем курса всего: 100 часов, в т.ч.

Лекции – 40 часов

Лабораторные работы – 28 часов

СРС – 32 часа.

Распределение часов курса по семестрам:

Семестр

Лекции

Лабор. Раб.

СРС

Форма отчетности

2

40

28

32

экзамен

1. Требования Государственного образовательного стандарта:

1.1. Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного усвоения курса:

- физическая, химическая и математическая подготовка в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 012500 - География.

- подготовка по геологии, землеведению, другим смежным с геоморфологией наукам географического цикла (метеорология, климатология, почвоведение, биогеография, ландшафтоведение и др.)

1.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста-географа по дисциплине ОПД.Ф.02 Геоморфология:

1.2.1 Мегарельеф Земли;

1.2.2 Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф;

1.2.3 Структурно-геоморфологические элементы материков и океанов;

1.3 Требования к уровню подготовки выпускников по специальности 012500 ГЕОГРАФИЯ:

Географ должен:

1.3.1 знать строение, возраст и генезис рельефа;

1.3.2 эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов;

1.3.3 представлять механизмы рельефообразования на суше, в береговой зоне, на дне морей и океанов;

1.3.4 уметь оценить влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье;

2. Принципы и цели курса

Курс включен в перечень общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО РФ по специальности 012500 - ГЕОГРАФИЯ.

Курс является одним из основных при подготовке студентов по специальности ГЕОГРАФИЯ, а также другим, связанным с науками о земле. Главная цель курса - дать знания о рельефе земной поверхности, как одном из ландшафтообразующих компонентов географической оболочки, его происхождении, истории развития, современном строении, закономерностях формирования.

2.1 Основание для чтения курса:

Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 012500 - География, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000 г.

2.2 Адресат курса:

Студенты, обучающиеся по специальности 012500 - География.

2.3 Ядро курса:

Базовая часть курса состоит из следующих тем: теоретические концепции геоморфологии, возраст и генезис рельефа, геологические структуры и рельеф, тектоника плит; мегарельеф материков, геосинклинальных зон, подводных окраин материков, днищ океанов; экзогенные процессы и рельеф; морфология областей с преобладанием процессов экзогенного рельефообразования.

2.4 Цели курса:

Цели преподавания дисциплины следует подразделить на общеинтеллектуальные и предметные.

2.4.1 Общеинтеллектуальные цели:

1. Овладеть понятийным аппаратом по геоморфологии.

2. Выделять главное, существенное в текстах учебника, литературных первоисточников, научных трудов, лекциях по геоморфологии и т.д.

3. Проводить прямые и косвенные измерения по картографическим материалам, грамотно обрабатывать полученные результаты.

4. Интерпретировать полученные результаты, делать выводы о причинно-следственных связях между процессами рельефообразования и конкретными формами рельефа земной поверхности.

5. Высказывать гипотезы о возможных причинах тех или иных процессов рельефообразования и механизмах их осуществления.

6. Представлять результаты работы в удобной для восприятия форме, оформлять таблицы, графики, профили на основе изучения литературных и картографических данных.

2.4.2 Предметные цели можно сформулировать на трех уровнях, которые отличаются глубиной проработки материала курса.

I. Студент должен иметь представление:

а) о круге теоретических проблем геоморфологии, как науки, находящейся на стыке геологии и физической географии;

б) о современном состоянии научных дисциплин, являющихся основой для геоморфологии и перспективах их развития в будущем;

в) об основных сферах применения получаемых знаний;

г) о связи геоморфологии с другими частными науками географического цикла и о ее роли в подготовке по специальности;

д) о вопросах и проблемах узких направлений геоморфологии (структурная, динамическая, климатическая геоморфология), не рассматриваемых в курсе, но важных для понимания курса в целом.

II. Студент должен знать;

а) объект, предмет, цели, задачи, место курса среди других курсов специальности 012500 - география;

б) понятия, определения, термины курса;

в) фактологический материал курса - теоретические концепции, их основоположников, эволюцию представлений о формировании рельефа и развитии геоморфологии;

г) основные особенности происхождения рельефа и определения относительного и абсолютного возраста аккумулятивных и выработанных форм рельефа;

д) классификацию форм рельефа по масштабу, генезису, морфометрическим показателям;

е) эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов;

ж) механизмы рельефообразования на суше, в береговой зоне, на дне морей и океанов;

з) критерии выделения морфоструктур и морфоскульптур и их связь со структурными элементами земной коры, морфодинамическими процессами и зависимость от типа развития рельефа;

и) историю, динамику развития рельефа под воздействием рельефообразующих процессов;

к) основные закономерности пространственного распространения типов и форм рельефа;

л) многообразие типов морфоструктуры и морфоскульптуры земной поверхности, закономерности их формирования;

м) современное строение, особенности, генезис форм рельефа, входящих в состав морфологических комплексов разных типов природной среды;

III. Студент должен уметь:

а) формулировать понятия, термины, концепции геоморфологии, гипотезы о формировании тех или иных форм рельефа и механизмах их осуществления;

б) дифференцировать категории рельефа по их происхождению, масштабу, морфометрии;

в) устанавливать причинно-следственные связи между факторами, условиями, процессами рельефообразования и формами и типами рельефа;

г) описывать морфологию, давать характеристику строения типов и форм рельефа в зависимости от ведущего рельефообразующего процесса;

д) выполнять морфометрические измерения форм рельефа по топографической карте, делать морфометрические вычисления;

е) делать орогидрографическое описание территории по топокарте;

ж) строить графики и диаграммы по таблицам и исходным данным, приводимым в учебной литературе;

з) составлять геолого-геоморфологический профиль на основе топо- и геологической карт, описаний буровых скважин ;

и) анализировать, делать выводы на основе сравнения полученных по картматериалам данных, графических построений и рисунков;

к) оценивать влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.

Образец теста текущего контроля:

1. Глыбовые горы создаются тектоническими движениями:

1-складкообразовательными; 2. разрывными; 3. колебательными; 4. эпейрогеническими

2. СОХ образуются в зонах взаимодействия литосферных плит: 1. субдукции; 2. обдукции; 3. спрединга; 4. сдвига

Образец теста проверки остаточных знаний:

1. Рельеф береговой зоны при поперечном перемещении наносов: 1. томболо; 2. коса; 3. береговой бар; 4. абразионная платформа

2. Куэстовый рельеф образован типом складчатой структуры - ... :. антиклиналь; 2. синклиналь; 3. моноклиналь; 4. антиклинорий

Образец теста итогового контроля:

1. Цокольные равнины на платформах формируются на : 1. щитах; 2. синеклизах; 3. антиклиналях;4.синклиналях.

2. Подвижные пояса Земли, выраженные в рельефе складчатыми горами с мощной земной корой материкового типа: 1. возрожденные горы; 2. эпиплатформенные области; 3. геосинклинальные области; 4. рифтовые зоны.

Дополнительная информация.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кривошапкина Ольга Милентьевна, д п. н., профессор кафедры мпбхиг бгф, ягу требования гос по дисциплине. Государственный образовательный стандарт

    Образовательный стандарт
    по дисциплине “Методика проведения экскурсий в школьном курсе географии” для государственных университетов для специальности 012500 “География” с дополнительной квалификацией “Преподаватель
  2. Рабочая программа сд 01 Курса статистический практикум для государственных университетов Специальность: 012500 «География» Составитель: иванова светлана алексеевна

    Рабочая программа
    Специалист должен владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных, применять статистические в социально-экономических исследованиях.

Другие похожие документы..