Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он....полностью>>
'Закон'
исполнения администрацией города Мурманска муниципальной функции по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в граница...полностью>>
'Документ'
Аттестационные экзамены по физике могут проводиться в устной или письменной форме, причем, в обоих случаях допускаются различные виды проверки знаний...полностью>>
'Документ'
«Под управлением знаниями в общем случае понимается дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации, доступу и ...полностью>>

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время российское сообщество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой. Отрицание советской идеологической системы, копирование западных форм жизни, трансформация ценностей молодого поколения, смена жизненных ориентиров, пропаганда насилия в средствах массовой информации привели к бездуховности, росту подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, снижению общей культуры молодежи. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов.

Сегодня признают все: школа недостаточно внимания уделяет воспитательному процессу. Духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования сведены к минимуму.

Неблагополучная ситуация в сфере воспитания школьников требует обновления содержания и структуры воспитания, переосмысления целей и задач, поиска новых форм и методов, средств и способов эффективного воздействия на детей.

Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

В настоящее время к современной школе предъявляются новые требования, способствующие созданию нового образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, подготовку к самоопределению и самостоятельному выбору гуманистических идеалов.

Процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Именно сегодня нужно посеять в детских душах «семена» таких понятий как долг, честь, покаяние, любовь и преданность Отечеству, для того чтобы завтра они дали всходы.

Ключевым документом, регламентирующим деятельность школы в комплексном и действенном решении воспитательных задач духовно-нравственного становления подрастающего поколения, является Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, основанная на системе духовных идеалов, культурных ценностей и моральных приоритетов общества. Программа составлена с учетом приоритетов и стратегии государства, возможностей школы и учреждений дополнительного образования, интересов учащихся и родителей.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная Программа направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине, привитие уважения к культурно-историческому наследию своего народа, развитие его творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

В Программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, как уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).

В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного об­разования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  1. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  2. формирование основ нравственного самосознания личности - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  3. формирование нравственного смысла учения;

  4. формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  5. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  8. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  9. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

    1. формирование основ российской гражданской идентичности;

    2. пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

    3. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

    4. формирование патриотизма и гражданской солидарности;

    5. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

    6. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

    7. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

    8. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1. формирование отношения к семье как основе российского общества;

  2. формирование у обучающегося уважительного заботливого отношения к родителям, к старшим и младшим;

  3. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  4. знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

  2. Портрет выпускника начальной школы МОУ «СОШ № 24».

  3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  4. Принципы и особенности организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  5. Реализация целевых установок средствами УМК «Школа России».

  6. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  7. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

  8. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  9. Оценка и коррекция развития личностных результатов.

  10. Программа духовно-нравственного воспитания «Юный патриот». Содержание курса.

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа человечество.

Базовые национальные ценности:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – познание, истина, экологическое сознание, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы МБОУ «СОШ № 24»

Выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

Направления духовно-нравственного воспитания

Базовые ценности

1.

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни; ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, бережливость

4.

Формирование ценностного отношения к семье, к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Принципы и особенности организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Реализация Программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором педагоги, родители, общественные организации, учреждения дополнительного образования, центры культуры и спорта действуют согласованно, эффективно реализовывая в практической жизнедеятельности целевые установки, заложенные в Программе. Ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей реализуются:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Реализация целевых установок средствами УМК «Школа России»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик в системе УМК «Школа России».

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы - становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами:

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их на­циональным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государ­ственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого челове­ка, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте по­чувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности пред­метных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и на­стоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.

В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каж­дой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает мно­гообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнаци­ональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В-четвёртых, важное место в УМК «Школа России» за­нимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс орга­нично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культур­ных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В учебно-методическом комплексе Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане — одновре­менно и как жители Земли, как часть человечества, как участники миро­вого развития.

Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом делает открытия, получая представления о природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, со­трудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.

УМК «Школа России» сориентирован, прежде всего, на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, способности со­переживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта УМК направлена на выполнение культуросозидающей роли образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (9)

    Программа
    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспе­чения духовного единства народа и объединяющих его мораль­ных ценностей, политической и экономической стабильности.
  2. Пояснительная записка 4   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 2011 г

    Программа
    Высшая цель образования - национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
  4. Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (2)

    Программа
    Нормативно-правовой и методологической основой прог­раммы духовно-нравственного развития и воспитания обуча­ющихся на ступени начального общего образования являют­ся Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция
  5. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8

Другие похожие документы..