Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе Направление 080500 «Менеджмент» аннотированной программы 08050013 «Фин...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства ...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа класса специального органа Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени ПИ. Чайковского составлен...полностью>>
'Реферат'
Сегодня создание и использование постоянно-действующих геолого-технологических моделей месторождений (ПДГТМ) является одним из основных направлений п...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология для студентов исторического факультета Специальность, квалификация специалиста

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

40


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра психологии развития и инноваций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

для студентов исторического факультета

Специальность , квалификация специалиста

Курс 2 очной формы обучения (4 семестр)

Москва

2008 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии

(Протокол № , от 2008 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № , от 2008 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры психологии развития и инноваций, кандидат психологических наук Львова С.В.

Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук, профессор А.А. Тюков

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Часть I. Программа учебной дисциплины 4-12

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины 13-23

Методические материалы для самостоятельной работы
студентов 23-30

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Курс “Социальная психология” разработан на основе государственного стандарта и предназначен для изучения студентами исторического факультета и включает в себя изучение таких разделов как “Введение в социальную психологию”, “ Личность как объект социальной психологии”, “Общение” и “Психология группы”.

При подготовке специалиста педагога традиционно акцент делается на изучении закономерностей индивидуально-психологических процессов. Однако сознание человека имеет конкретно-исторический характер, а человеческая личность является продуктом социальной среды. Поэтому понимание особенностей психологии индивида не возможно без знания закономерностей взаимодействия индивида и социума и процесса социализации, в ходе которого происходит формирование полноценной личности. Этим проблемам посвящен раздел “Личность как объект социальной психологии”.

Раздел “Общение” включает в себя изучение психологических закономерностей взаимодействия людей в обществе, которое выражается в процессе восприятия человека человеком, взаимопонимания и передачи информации. В данном разделе так же содержится материал по проблемам межличностных конфликтов.

Процесс межличностного взаимодействия происходит в группах, которые в социальной психологии рассматриваются не только как условие существование любой личности, но и как своеобразный социально-психологический организм, развивающийся по своим законам и обладающий своим групповым сознанием, групповой деятельностью и групповой культурой. Изучению этих проблем посвящен раздел “Психология группы”, который включает в себя не только информацию по малым, контактным, но и по большим социальным группам.

Изучение психологии социальных объектов необходимо специалисту- педагогу не только для лучшего понимания индивидуальной психологии личности, но и для выработки правильной стратегии в условиях коррекции группового поведения, организации межличностного взаимодействия в группе, активизации групповой деятельности или разрешении межличностных конфликтов.

Курс “Социальная психология” для очного отделения насчитывает 34 аудиторных часа, из которых 18- лекционных и 16 - семинарских и практических. Форма отчетности – зачет.

В процессе изучения курса студенты должны овладеть определенной совокупностью знаний умений и навыков.

Студенты должны иметь представление:

  • об основных этапах развития социальной психологии и современных социально-психологических направлениях;

  • о различных теориях межличностных отношений;

  • об индивидуальных особенностях вербального и невербального общения;

  • о ролевом поведении человека;

  • о различных направлениях прикладной социальной психологии.

Студенты должны знать:

  • закономерности взаимодействия личности и социальной среды;

  • социально-психологические законы формирования и развития групп;

  • проявления коммуникативной, перцептивной и интерактивной стороны общения;

  • основные средства вербального и невербального общения;

  • механизмы социальной перцепции;

  • причины, формы и пути преодоления межличностных конфликтов;

  • основные методы социальной психодиагностики.

Студенты должны уметь:

  • использовать конкретные социально-психологические методики на практике;

  • определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику;

  • составлять психологический портрет человека на основе личных контактов или по описанию;

  • владеть навыками социально-психологической психодиагностики.

Методический материал для подготовки к семинарским занятиям содержится в Приложениях.

Содержание дисциплины.

Раздел 1. Введение в социальную психологию

Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии

Общая характеристика социальной психологии как отрасли психологической науки. Своеобразие предмета социальной психологии. Личность в ее взаимодействии с социальной средой как объект социальной психологии. Социальная группа и ее место среди объектов, изучаемых социальной психологией. Социально-психологические проблемы изучения процесса межличностного общения.

Понятие о социально-психологических явлениях. Законы социальной психологии. Функции социальной психологии: функция познания, прогностическая функция, функция саморазвития, практическая функция. Теоретические и практические задачи социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Связь с социальной психологии с философией, социологией, историей и другими социальными и гуманитарными науками. Своеобразие социальной психологии как отрасли психологической науки. Роль социально психологических знаний практической деятельности людей.

Тема 2. История социальной психологии

Причины интереса к социально-психологическим знаниям. Период накопления знаний. Донаучный период развития социальной психологии. Первые попытки практического применения социально-психологических знаний.

Философский этап в развитии социальной психологии. Проблемы общения и взаимодействия людей в философских системах периода античности. Личность как продукта общества в древнеиндийской и древнекитайской философских системах. Постановка социально-психологических вопросов в трудах арабских мыслителей: Ибн-Рушта, Ибн-Сины и др.

Особенности подхода к проблемам личности и общества в средневековой христианской философии. Усиление интереса к личности и попытки осмысления закономерностей взаимодействия людей в обществе в эпоху Возрождения ( Б. Спиноза, Т. Гоббс, Т. Компанелла и др.)

Роль философии Нового времени в развитии социальной психологии. Конец XYIII - XIX век : появление социологии, марксистской философии и позитивизма и их влияние на развитие знаний о психологии отношений в обществе.

Выделение социальной психологии в самостоятельную науку. Работы французских социологов Г. Тарда и Г. Лебона и американского психолога Макдоуголла. Социологических подход к решению социально-психологических проблем. О. Конт. естественнонаучный подход к вопросам социальной психологии: В.М. Бехтерев “ Коллективная рефлексология”. Появление и развитие экспериментальной социальной психологии (Ф. Олпорт, Д. Меде ). Использование математических методов в социальной психологии. Исследование психологических проблем малых групп.

Развитие социальной психологии последователями психоанализа ( З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер)

Теория групповой динамики и теория поля К. Левина. Социометрическое направление в социальной психологии ( Я. Морено).

Современные направления в западной социальной психологии: когнитивное направление, теория структурного баланса, интеракционное направление, трансактный анализ Э. Берна и т.д.

Развитие отечественной социальной психологии в советский и постсоветский период. Становление отечественной социальной психологии в 20 - 30 годы ( В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов и др. Проблемы малых групп и их исследования в отечественной психологии (Донцов А.И., Левитов Н.Д., Петровский А.В. Андреева С.Г. и др). Теория установки Д.Н. Узнадзе. развитие психолингвистики ( А.Н. Леонтьев).

Тема 3. Методология и методы социально-психологических исследований

Основные методологические принципы социально-психологических исследований: принцип социально-психологического детерминизма, принцип деятельности, принцип системности, принцип развития.

Своеобразие социально-психологических исследований. Изменчивость социально-психологических явлений. Факторы определяющие специфику социально-психологических исследований.. этические проблемы в процессе исследований в социальной психологии.

Основные методы исследования. Особенности социально-психологического наблюдение. Стороннее и включенное наблюдение. Социально-психологический эксперимент и особенности его проведения.

Вспомогательные методы социально-психологических исследований. Социометрические методики, техника и условия их использования. Метод опроса и его виды. Социально-психологические тесты: особенности их проведения и интерпретации полученных данных.

Методы опроса и анкетирование. Социометрические методики условия их использования и обработка результатов. Методы изучения межличностных отношений и психологического климата в группе. Контент-анализ. Фокус-групп. Кросс-культурные исследования.

Социально-психологические тренинги. Основные задачи и принципы проведения. Оптимальные условия проведения социально-психологических тренингов. Требования к тренеру-организатору.

Сферы использования прикладной социальной психологии. Политическая психология: образование, задачи, методы и основные проблемы. Работа практического социального психолога в сфере политики.

Прикладная социальная психология в сфере экономики. Изучения последствий экономических реформ., общественного мнения по экономическим вопросам. Социальная психология в сфере маркетинговых исследований.

Прикладная социальная психология в сфере здравоохранения. Изучение особенностей взаимоотношения больного и врача. Проблема психосоциальных реакций на болезнь. Роль социального психолога в процессе реабилитации больных и выздоравливающих.

Прикладная социальная психология в области педагогики. Задачи социального педагога в школе.

Экстремальная прикладная социальная психология. Специфика психодиагностики в экстремальных ситуациях. Потребность в разработке активных методов социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях. Социальный психолог в условиях межнациональных конфликтов.

Раздел 2. Личность

Тема 4. Личность как объект социальной психологии.

История становления современных представлений о личности. Современные западные теории личности: поведенческая теория Б. Скиннера, теория социального научения Д. Роттера, когнитивный подход Д. Келли. Гуманистические теории личности. Характеристика самоактуализированной личности по А. Маслоу.

Понимание личности в отечественной психологии. Роль социального фактора в развитии личности. Культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского. Деятельностный подход к проблеме личности. Личность как функциональная единица общества. Социальные качества личности.

Тема 5. Социализация личности

Понятие о социализации. Социализация и гоминизация ( Ж. Пиаже). Социализация и воспитание. Социализация как процесс усвоения индивидом групповых норм. Интериоризация социальных норм как психологическая основа социализации. Механизмы социализации: идентификация, подражание, научение, внушение, воспитание и самовоспитание. Стадии социализации по С.Г. Андреевой: дотрудовая, трудовая и посттрудовая.

Этапы социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция. Институты социализации: семья, церковь, трудовой коллектив, общественные организации, средства массовой информации. Роль школы в социализации личности.

Раздел 3. Общение

Тема 6. Понятие об общении

Общение как объект социальной психологии. Общение и деятельность. Общение и коммуникация. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Социально-психологические функции общения.

Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Виды общения по уровням контакта. Общение на микроуровне и понятие коммуникативного акта. Макроуровень общения. Общение на мезоуровне как вид деятельности и способ существования человека.

Функции общения. Особенности общения в системе «Учитель-ученик».

Тема 7. Стороны общения

Коммуникативная сторона. Понятие о коммуникации. Проблема кодирования и декодирования информации. Средства общения и их виды.

Вербальные средства общения. Конвенциальный характер языка. Речь как средство общения. Аксиальное общение. Ретиальное общение. Смысловой барьер и причины его возникновения в педагогическом общении.

Невербальные средства общения и их виды. Роль невербальных средств в процессе взаимопонимания людей. Кинетические средства общения: жесты, мимика, пантомимика, позы, врожденные экспрессивные движения. Проксемика . Роль пространственного расположения партнеров в процессе общения. Дистанции общения. Такесика как наука о значении прикосновений в процессе общения. Экстра- и паралингвистика. Визуальное общение или контакт глаз. Невербальное общение в педагогической деятельности.

Роль невербальных средств общения в создании образа партнера. Экспрессивная функция невербальных средств общения.

Тренинг общения.

Перцептивная сторона. Понятие о социальной перцепции. Особенности восприятия человека человеком. Факторы восприятия. Теория установки. Смысловые, целевые и операциональные установки. Этапы формирования установки.

Механизмы социальной перцепции: аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Эмпатия и ее роль в процессе социального восприятия и взаимопонимания людей.

Имидж личности как передаваемый и воспринимаемый образ. Субъективная и объективная сторона социального образа человека. Три уровня восприятия образа: биологический, психологический и социальный. Особенности формирования образа учителя.

Тренинг перцептивных способностей.

Интерактивная сторона. Понятие об интеракции. Межличностные отношения их виды. Межличностные роли как продукт взаимодействия людей в группе. Особенности процесса формирования межличностных ролей. Понятие о взаимных экспектациях.

Психологический климат и его роль в процессе взаимодействия людей в социальной группе. Составляющие психологического климата. Факторы влияющие на формирование психологического климата в коллективе. Роль лидера (руководителя) в процессе складывания психологического климата. Психологический климат в классе и его составляющие.

Факторы гармонии в межличностных отношениях. Понятие о психологической совместимости. Индивидуально-психологическая и социально-психологическая совместимость. Психологический барьер и причины его возникновения. Особенности межличностных отношений в детских группах.

Тема 8. Межличностные конфликты.

Понятие о межличностных конфликтах. Конфликты в педагогическом коллективе и их особенности. Конструктивная конфронтация и ее роль в процессе взаимодействия людей. Деструктивная конфронтация. Внешний и внутренний конфликты. Понятие о переадресованной агрессии. Объективные и субъективные причины конфликтов. Профилактика конфликтов и способы выхода из конфликтной ситуации. Варианты психологическое защиты от конфликтов. Роль лидера (руководителя) в деле предотвращения конфликтов и разрешения конфликтов ситуаций.

Раздел 4. Группа как объект социальной психологии

Тема 9. Понятие о социальной группе

Группа как функциональная единица общества. Роль совместной деятельности в процессе возникновения и развития группы. Понятие групповой культуры. Процесс формирования групповых норм. Социальный контроль и социальные санкции. Понятие о социальной роли и социальном статусе.

Основные признаки группы: способность к согласованным усилиям, композиция, структура группы. Лидерство и руководство в группе. Стили руководства.

Классификация социальных групп. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные. Первичные и вторичные группы. Понятие о контактной группе. Временные и постоянные группы.

Особенности детских формальных и неформальных групп.

Тема 10. Большие группы

Большие социальные группы и их виды. Особенности формирования больших социальных групп. Организованные большие группы: классы, государства, этносы.

Стихийные группы и их особенности. Виды стихийных групп. “Феномен толпы”. Поведение человека в толпе. Фактор психического заражения. Паника ее виды и формы проявления.

Понятие о групповом сознании. Психология группового сознания. Виды общественного сознания (религия, мораль, наука и т.д.) и особенности их формирования.

Этнос как большая социальная группа. Понятие об этнопсихологии. Проблемы изучения национального характера. Составляющие характера нации. Этничность и ее роль в национальной самоидентификации личности. Понятие об этноцентризме.

Характеристика массовых социально-психологических явлений. Интересы социальных групп и процесс их формирования. Общественное мнение и его функции. Социальная установка, их формирование и роль в обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая психология для студентов психологического факультета Специальность 020400, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Педагогическая психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденного в 2 г.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины основы арттерапии для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Основы арттерапии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Место общения в жизнедеятельности человека. Содержание, функции и виды общения: «Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения».
  4. А. Б. Тазаян Учебно-методический комплекс дисциплины "Юридическая логика" (для студентов дневного отделения) Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по логике разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины профессионально-этические основы социальной работы для студентов психологического факультета Специальность 020400, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Профессионально-этические основы социальной работы» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 – «Социальная работа», утвержденного в 2 г.

Другие похожие документы..